Научная статья на тему 'Совершенствование организационного механизма взаимодействия вуза и предприятий-работодателей как основной фактор развития системы подготовки кадров для железнодорожной отрасли'

Совершенствование организационного механизма взаимодействия вуза и предприятий-работодателей как основной фактор развития системы подготовки кадров для железнодорожной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОНИТОРИНГ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ТРЕБОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COMPETITIVENESS / MODULAR TRAINING / TARGET TRAINING / COMPETENCE / MONITORING / EDUCATION / EMPLOYER / REQUIREMENTS / MECHANISM / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касымова Юлия Николаевна

В статье рассматривается перспективный механизм взаимодействия вуза и предприятий-работодателей, основанный на выстраивании деловых отношений, направленных на повышение качества подготовки будущих работников и повышения их конкурентоспособности. Предложены меры, позволяющие организовать согласованное взаимодействие между вузами и работодателями с точки зрения достижения целей вышеназванных субъектов; приводится графическое описание каждого этапа и зона ответственности заинтересованных сторон. Особое внимание уделяется развитию системы целевой подготовки студентов, описывается основа данного процесса, заключающаяся в заключении трехстороннего договора между предприятием, вузом и студентом. Данная система не имеет широкого распространения в нашей стране, в силу больших финансовых затрат на обучение со стороны предприятия. Также рекомендуется применение модульного обучения как в подготовке будущих выпускников, так и в их последующем обучении уже как работников предприятия железнодорожного транспорта с целью развития непрерывного образования. В работе обосновывается целесообразность мониторинга компетенций у студентов, профессиональных и общекультурных, поскольку на данном этапе развития образования именно сформированность компетенций предлагается рассматривать как показатель, отражающий степень и качество подготовки выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касымова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the institutional mechanism of interaction between the university and enterprises of employers as the main factor of development of the training system for the railway industry

The article deals with a promising mechanism of interaction between the university and business employers, based on building business relationships aimed at improving the quality of training of future workers and enhance their competitiveness. Proposed measures to organize coordinated interaction between universities and employers in terms of achieving the objectives of the above entities; provides a graphic description of each stage and the area of responsibility of the parties concerned. Particular attention is paid to the development of targeted training students, it covers the basics of the process, consisting in the conclusion of a tripartite agreement between the company, the university and the student. This system is not widespread in our country, because of the large financial costs of training on the part of the enterprise. It is also recommended the use of modular training in preparation for future graduates and their subsequent training already as employees of rail transport for the development of continuing education. In the expediency of monitoring competencies of students, professional and general culture, since at this stage of education is Maturity of competence is proposed as an indicator of the extent and quality of graduates.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационного механизма взаимодействия вуза и предприятий-работодателей как основной фактор развития системы подготовки кадров для железнодорожной отрасли»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/109PVN415.pdf DOI: 10.15862/109PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/109PVN415)

УДК 331.1

Касымова Юлия Николаевна

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения»

Россия, Екатеринбург1 Ассистент кафедры «Экономика транспорта» E-mail: yukasymova@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=620216

Совершенствование организационного механизма взаимодействия вуза и предприятий-работодателей как основной фактор развития системы подготовки кадров для железнодорожной отрасли

1 620034, Россия, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66

Аннотация. В статье рассматривается перспективный механизм взаимодействия вуза и предприятий-работодателей, основанный на выстраивании деловых отношений, направленных на повышение качества подготовки будущих работников и повышения их конкурентоспособности. Предложены меры, позволяющие организовать согласованное взаимодействие между вузами и работодателями с точки зрения достижения целей вышеназванных субъектов; приводится графическое описание каждого этапа и зона ответственности заинтересованных сторон. Особое внимание уделяется развитию системы целевой подготовки студентов, описывается основа данного процесса, заключающаяся в заключении трехстороннего договора между предприятием, вузом и студентом. Данная система не имеет широкого распространения в нашей стране, в силу больших финансовых затрат на обучение со стороны предприятия. Также рекомендуется применение модульного обучения как в подготовке будущих выпускников, так и в их последующем обучении уже как работников предприятия железнодорожного транспорта с целью развития непрерывного образования. В работе обосновывается целесообразность мониторинга компетенций у студентов, профессиональных и общекультурных, поскольку на данном этапе развития образования именно сформированность компетенций предлагается рассматривать как показатель, отражающий степень и качество подготовки выпускника.

Ключевые слова: конкурентоспособность; модульное обучение; целевая подготовка; компетенция; мониторинг; образование; работодатель; требования; механизм; взаимодействие.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Касымова Ю.Н. Совершенствование организационного механизма взаимодействия вуза и предприятий-работодателей как основной фактор развития системы подготовки кадров для железнодорожной отрасли // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/109PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: ШЛ5862/Ш9?\Ш15

Экономические реформы, проводимые в стране, а также Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденная Правительством Российской Федерации еще в мае 2001 года, фокусируют проблемы перспективного развития железнодорожной отрасли. Сроки программы ограничивались 2010 годом, но на данном этапе реформа было продлена до 2030 года. Согласно ее основным положениям, железнодорожный транспорт должен выйти на новый уровень функционирования, позволяющий добиться обновления подвижного состава, повышения качества услуг по перевозке, развития высокоскоростных магистралей, внедрения системы «бережливого производства».

Данные изменения невозможны без квалифицированных кадров в сфере экономики и финансов, имеющих знания в области анализа хозяйственной деятельности предприятия, стратегического планирования, управления затратами, инвестиционной деятельности, оценки экономической эффективности внедрения новой техники и технологий [5]. При этом важно, чтобы формирование профессиональных и личностных компетенций работников не заканчивалось с получением диплома. Необходимо развивать систему непрерывного профессионального образования работников железнодорожного транспорта с целью постоянного приращения компетенций и их динамичного развития.

Перспективный механизм функционирования системы «отраслевой вуз - предприятие-работодатель» должен быть направлен на развитие конкурентоспособности выпускников и будущих работников (см. рис.).

Основа предлагаемого механизма заключается в развитии системы непрерывного образования на протяжении всего жизненного цикла работника. Подготовка студентов предполагает формирование компетенций, необходимых для дальнейшей результативной профессиональной деятельности. Данная задача находится в зоне ответственности вуза, при этом работодатель выступает в роли контролера лишь отчасти. Необходимо непосредственное участие предприятия-заказчика в формировании рабочих учебных программ дисциплин, учебно-методических комплексов, участие в преподавании специальных дисциплин и т.д. На следующем этапе должен проводиться мониторинг компетенций, сформированных за определенный период, например, за курс (1 год), с помощью расчета интегрального показателя конкурентоспособности выпускника [2, 3].

Исходя из заинтересованности работодателя не только в овладении студентом теоретическими основами профессии, но и актуализации полученных знаний и возможности практического применения имеющихся навыков на производстве, необходимо организовывать дополнительное обучение студентов - будущих специалистов железнодорожного транспорта [6].

Данное направление - зона ответственности непосредственно предприятия заказчика. При этом обучение рекомендуется организовать в форме обучающих модулей. Использование таких модулей представляет собой построение системы обучения, позволяющей успешно решать задачи, поставленные перед каждым хозяйством железнодорожного транспорта, структурным подразделением, дирекцией, департаментом.

Модульное обучение - это вид обучения, который состоит из элементов информации, представленных в виде блоков, интегрирующих современные методы и способы обучения (лекции, практические занятия, семинары, самостоятельное изучение тематики дисциплины, деловые игры, case-study, дистанционное обучение, тестирование), и основанных на представлении компонентов изучаемого курса в соответствии с приобретаемыми профессиональными и общекультурными компетенциями, а также со специализацией фундаментальных знаний в той или иной области.

00

РЗ «

О РЗ

и

ч

о <

рц

Н О

Подготовка студентов (в т.ч. целевая интенсивная)

- 1-1

Формирование компетенций

Мониторинг компетенций, формирующихся у студента в период обучения в вузе

+

Определение интегрального уровня конкурентоспособности на промежуточном этапе обучения

К1

К2

I

КЗ

К4

К5

Организация дополнительного модульного обучения студентов, обучающихся по целевому направлению

•4 —

Лекции Бизнес - Бизнес -

кейсы тренинги

Семинары

Стажировки

I I

I I

Определение итогового уровня конкурентоспособности выпускника

Определение должности соискателя рабочего места

----1

Трудоустройство

Организация дополнительного обучения персонала в рамках развития концепции непрерывного образования по направлениям деятельности

-I J

Реализация кадрового потенциала

Ж ~

Конкурентоспособный персонал

1 С ~

Соответствие требованиям работодателя

Рисунок. Эффективный механизм функционирования системы «Отраслевой вуз -предприятие-работодатель» (разработано автором)

Обучающий модуль, предполагает расширение возможностей студента по способам овладения учебной информацией с помощью дистанционных технологий, использования

системы Интернет, электронных ресурсов и библиотек, при этом большее внимание уделяется личной самоорганизации студента, его способности организовать свое рабочее пространство и время таким образом, чтобы овладеть всем перечнем необходимых компетенций по специальности.

Дополнительное обучение такого рода способно дать будущему специалисту ощущение погружения в атмосферу рабочего процесса и развить необходимые навыки с учетом современных бизнес-технологий. В таких модулях, как бизнес-тренинги и бизнес-кейсы должны принимать участие ведущие специалисты, руководители отделов, дирекций, структурных подразделений железнодорожного транспорта.

Таким образом, будет происходить постоянная интеграция вузовского образования и производственного процесса, направленная на ориентацию под изменения, происходящие в железнодорожной отрасли.

Приращение знаний, умений, навыков, практического опыта также необходимо оценивать с помощью расчета интегрального показателя конкурентоспособности выпускника [2, 3]. Итоговый показатель позволит оценить динамику всестороннего развития выпускника на протяжении всего обучения в вузе. На данном этапе работодателю необходимо принять решение о возможности трудоустройства выпускника на определенную вакансию и о степени его соответствия для выполнения должностных обязанностей.

Взаимодействие вуза и предприятия на этом не должно заканчиваться, так как развитие отрасли требует постоянного развития квалификации работника и его личности во избежание профессионального выгорания [1]. Поэтому рекомендуется организация дополнительного послевузовского обучения сотрудников предприятия, построенного также на системе обучающих модулей, при участии отраслевых вузов.

Эффективное функционирование данного механизма, а в частности, и построение системы непрерывного профессионального образования позволит повысить конкурентоспособность работников, решить задачи, стоящие перед предприятиями железнодорожного транспорта в рамках структурной реформы, а также обеспечить соответствие требованиям профессиональной и социальной мобильности как в рамках холдинга ОАО «Российские железные дороги», так и других предприятий железнодорожного транспорта.

С целью повышения качества подготовки студентов и их конкурентоспособности на рынке труда, предлагается развивать форму целевой интенсивной подготовки студентов отраслевого вуза как одного из перспективных способов повышения эффективности функционирования системы подготовки кадров, основанной на целевом заказе на подготовку студентов для железнодорожной отрасли определенной специальности или направления подготовки.

Целевое обучение студентов предполагает заключение трехстороннего договора между вузом, частным лицом и предприятием [7]. По условиям такого договора, предприятие-заказчик несет все затраты по обучению индивида, при этом студент после окончания обучения обязан отработать определенный период, указанный в договоре, на данном предприятии. За отказ от отработки, студент обязан возместить все затраты, которые понес работодатель по его обучению. Данная система не имеет широкого распространения в нашей стране, в силу больших финансовых затрат на обучение со стороны предприятия. Но преимуществом такой подготовки является отсутствие невостребованных выпускников, соответствие требованиям работодателя и отрасли, минимизация затрат на переобучение и переподготовку персонала. Отраслевые предприятия более охотно идут на данный вид сотрудничества. Но для достижения большей эффективности функционирования данной

системы необходимо четко обозначить зоны деятельности и ответственности каждого субъекта. Данные мероприятия позволят избежать переизбытка кадров и сбалансировать спрос и предложение на рынке труда в железнодорожной отрасли.

В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, одной из приоритетных задач по развитию образования является внедрение механизма оценки его качества на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием представителей работодателей и общественных объединений).

Модернизация образования повышает требования к качеству подготовки выпускников, выдвигает новые ориентиры развития методов и форм обучения, ставит задачи по повышению конкурентоспособности выпускников, востребованных на рынке труда [8, 9]. Одним из инструментов, позволяющим регулировать результативность обучения, является процесс мониторинга - как непрерывного диагностического изучения результатов образовательного процесса и саморазвития студента [10].

Мониторинг сформированности компетенций у студентов - это процесс непрерывного наблюдения за изменениями в процессе обучения студента в вузе, позволяющий диагностировать приращение общекультурных и профессиональных компетенций и выявлять динамику развития личности либо ее отсутствие, с целью отслеживания и фиксирования результатов и последующей оценки конкурентоспособности будущего выпускника на рынке труда. Его можно осуществлять путем создания в вузе специального органа, ответственного за данную процедуру.

Сформированность компетенций (профессиональных, общекультурных) является основным показателем качества подготовки выпускника вузом в ходе освоения основной образовательной программы.

Основные задачи мониторинга профессиональных компетенций:

1. Разработка методов и средств оценки сформированности компетенций у студентов.

2. Создание условий взаимодействия с предприятиями-работодателями для выявления основных тенденций перспективного развития производства и требований в формировании тех или иных компетенций у студентов [4].

3. Анализ данных, полученных от работодателя, и приведение его требований к форме, соответствующей стандарту высшего профессионального образования.

4. Создание условий взаимодействия с выпускающими кафедрами для передачи актуальной информации от предприятий и корректировки, на ее основе, учебных планов, рабочих программ, учебно-методических комплексов дисциплин).

5. Проведение процесса мониторинга становления профессиональных и общекультурных компетенций у студентов.

Предлагаемый организационный механизм позволит создать условия для повышения качества подготовки выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда для перспективной работы в железнодорожной отрасли, а также с помощью диагностики и полученных результатов оценки стимулировать студентов на активизацию своей учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова И. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? // Высшее образование. - 2004. - №7. - С. 3-10.

2. Касымова Ю.Н., Селина О.В. Прикладной аспект совершенствования системы формирования бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускников вузов [Электронный ресурс] / // Современные проблемы науки и образования. -2014. - №5. Режим доступа: http://www.science-education.ru/119-14625.

3. Касымова Ю.Н., Рачек С.В. Комплексная модель оценки конкурентоспособности выпускников вузов // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. - 2012. - №11. - С. 106-109.

4. Королева В.В. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда как необходимое условие конкурентоспособности будущих выпускников // Псковский регионологический журнал. - 2009. - №8. - С. 124-125.

5. Лапидус Б.М., Шкурина Л.В. Подготовка экономистов-менеджеров для железнодорожного транспорта // Экономика железных дорог. - 2001. - №8. - С. 21-26.

6. Рачек С.В. Системное управление трудовым потенциалом современного предприятия. - Екатеринбург: УрГУПС. - 2002. - 302 с.

7. Сорина Г.В., Смакотина Н.Л. Принятие решений в системе образования в условиях формирования экономики, основанной на знаниях (социально-философский анализ) // Ценности и смыслы. - 2010. - №4(7). С. 124-138.

8. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. - 1999. - №2 - С. 18-22.

9. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2008. - 432 с.

10. Шавандина О.А. Оценка конкурентоспособности специалистов, подготовленных вузом // Вопросы образования. - 2006. - №3. - С. 15-18.

Рецензент: Рачек Светлана Витальевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика транспорта», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения».

Kasymova Yulia Nikolaevna

Federal Public State-financed Educational Institution of Higher Professional Education

«The Ural State University of Railway Transport» (USURT)

Russia, Ekaterinburg E-mail: yukasymova@mail.ru

Improving the institutional mechanism of interaction between the university and enterprises of employers as the main factor of development of the training system for the railway industry

Abstract. The article deals with a promising mechanism of interaction between the university and business employers, based on building business relationships aimed at improving the quality of training of future workers and enhance their competitiveness. Proposed measures to organize coordinated interaction between universities and employers in terms of achieving the objectives of the above entities; provides a graphic description of each stage and the area of responsibility of the parties concerned. Particular attention is paid to the development of targeted training students, it covers the basics of the process, consisting in the conclusion of a tripartite agreement between the company, the university and the student. This system is not widespread in our country, because of the large financial costs of training on the part of the enterprise. It is also recommended the use of modular training in preparation for future graduates and their subsequent training already as employees of rail transport for the development of continuing education. In the expediency of monitoring competencies of students, professional and general culture, since at this stage of education is Maturity of competence is proposed as an indicator of the extent and quality of graduates.

Keywords: competitiveness; modular training; target training; competence; monitoring; education; the employer; requirements; mechanism; cooperation.

REFERENCES

1. Ivanova I. labor market and education market: how to redress the imbalance? // Higher education. - 2004. - №7. - P. 3-10.

2. Kasymova Y.N., Celina O.V. Applied aspect of improving the odds-ming business-oriented competitiveness of graduates [E-th resource] / // Modern problems of science and education. - 2014. - №5. Access: http://www.science-education.ru/119-14625.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kasymova Y.N., Rachek S.V. Comprehensive assessment model of competitiveness of graduates // Kazan science. - Kazan: Publishing House of Kazan. - 2012. - №11. -P. 106-109.

4. Koroleva V.V. Interaction of the education market and the labor market as a prerequisite for competitiveness of future graduates // Pskov region, the logical jornal.

- 2009. - №8. - P. 124-125.

5. Lapidus B.M., Shkurina L.V. Training of managers for railway transport // Economy railways. - 2001. - №8. - P. 21-26.

6. Rachek S.V. System management labor potential of modern enterprise-prises. -Yekaterinburg: USURT. - 2002. - 302 p.

7. Sorina G.V., Smakotina N.L. Decision-making in the education system under the conditions of formation of economy based on knowledge (socio-philosophical analysis) // Value and meaning. - 2010. - №4(7). P. 124-138.

8. Fatkhutdinov R.A. National Competitiveness as a personnel problem // Higher education in Russia. - 1999. - №2 - P.18-22.

9. Fatkhutdinov R.A. Management of competitiveness of the organization: the textbook.

- 3rd ed., Rev. and add. - M.: Market DS, 2008. - 432 p.

10. Shavandina O.A. Estimation of competitiveness of professionals trained university // Education. - 2006. - №3. - P. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.