известия вгпу
k cifrovoj ekonomike // Perspektivy razvitiya rossijskoj ekonomiki v cifrovuyu epohu: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. / otv. red. A.A. Zarajskij. Saratov, 2018. S. 100-102.
12. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatiza-ciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tekhno-logii, upravlenie // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. № 8. S. 107-113.
13. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [Elek-tronnyj resurs]: feder. zakon Ros. Federacii ot 29 de-kabrya 2012 g. № 273-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (data obrashcheniya: 03.08.2020).
14. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj program-my Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: posta-novlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 26 dek. 2017 g. № 1642. URL: http://edu.sovetsk39.ru/dokumenty/ Razvitie0br2018-2025_26122017_%201642.pdf (data obrashcheniya: 03.08.2020).
15. Razvitie cifrovoj sredy v obrazovanii [Elektronnyj resurs]: dop. prof. obrazovat. programma po-vysheniya kvalifikacii. URL: https://kpfu.ru/portal/ docs/F1253315987/Razvitie.cifrovoj.sredy.v.obrazova nii.pdf (data obrashcheniya: 03.08.2020).
16. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya / pod red. A.Yu. Uvarova, I.D. Frumina. M., 2019.
Innovative approaches to formation and implementation of the programs of the professional retraining of teachers in the educational institutions of higher education in the context of digitalization
The article deals with the analysis of the key characteristics of the modern ways of the development and implementation of the special retraining programs of the teachers' staff ofprimary, basic and secondary general education in higher education institutions. There are revealed the conditions and ways of the implementation of the retraining programs based on the usage of the modern digital technologies.
Key words: innovative pedagogic techniques, informational communications, retraining program, digital technologies, electronic format.
(Статья поступила в редакцию 02.09.2020)
ЮЛ. ЖАДАЕВ, A.B. ЖАДАЕВА,
В.А. СЕЛЕЗНЕВ
(Волгоград)
стратегическое партнерство «школа - вуз» в условиях технологической трансформации России
Рассматриваются различные аспекты стратегического партнерства «школа - вуз» и его значение в условиях технологической трансформации России. Анализируются различные варианты сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня. Описываются модели взаимодействия вузов и школ. Раскрываются разные формы сотрудничества при реализации стратегического партнерства «школа - вуз». Рассматриваются условия реализации потенциала стратегического партнерства «школа - вуз» на региональном уровне.
Ключевые слова: стратегическое партнерство «школа - вуз», сетевое взаимодействие, сети знаний, модели взаимодействия вузов и школ, формы взаимодействия вузов и школ.
Ускорение технологического развития и связанные с этим кардинальные изменения в экономике и обществе требуют соответствующих изменений в подходах к содержанию и результатам образования. «Обычно система образования не поспевает за прогрессом общества... В некоторой степени это отставание обусловлено скачком технологического развития...», - пишет М. Пренски [9, с. 47].
В парадигме новой технологической революции наука и инновационно-технологические разработки становятся основным фактором производства. Условиями реализации в России технологической революции выступают переход к новой специализации российской науки и трансформация сектора фундаментальной и прикладной науки в целостную национальную научно-технологическую систему, которая отвечала бы на «большие вызовы», возникающие перед обществом и государством в долгосрочной перспективе [5, с. 20].
В связи с этим возникает потребность в глубоком взаимодействии науки, производства и образования. Ключевым аспектом технологической трансформации России является, по нашему мнению, модернизация системы образования и изменение принципов ее построения на основе учета современного уровня
О Жадаев Ю.А., Жадаева A.B., Селезнев В.А., 2020
и тенденций развития техники и технологий. В центре внимания должно находиться развитие технологической составляющей образования, развитие кадрового потенциала образовательных организаций различного уровня.
Необходима развернутая поддержка системы инженерно-технического образования и формирование на базе ведущих университетов «фабрик» генерации новых технологий и новых предприятий; запуск нового формата проектов повышения глобальной конкурентоспособности университетов; развитие рынка труда в сфере исследований и разработок; создание специальной цифровой исследовательской и технологической инфраструктуры нового поколения для исследований, разработок и технологического предпринимательства [5, с. 21].
Необходим переход от предметно-знани-евой парадигмы к личностно ориентированной и деятельностной. Современные требования к результатам образования выявили реальный недостаток ресурсов конкретных образовательных учреждений для обеспечения высокого качества образования. В отсутствие необходимых ресурсов образовательные учреждения стали искать способы эффективной кооперации с возможными партнерами для объединения ресурсов на основе различных моделей сетевых групп и сообществ. Наиболее эффективно, по нашему мнению, это может быть реализовано на основе стратегического партнерства «школа - вуз».
В разных регионах можно встретить различные варианты сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня. В связи с этим все более актуальной становится задача научного анализа сетевого взаимодействия и создания рекомендаций для разработки, внедрения, развития и поддержки сетевого взаимодействия образовательных организаций.
На содержание взаимодействия влияют такие характеристики, как:
- наличие у субъектов взаимодействия единой цели (общих взглядов, ценностей);
- независимость (каждый участник взаимодействия в состоянии продолжать независимое существование, получая при этом выгоду от интеграции в сетевую структуру);
- добровольная связанность (объединение сил и ресурсов партнеров носит добровольный характер);
- децентрализация управления (наличие нескольких лидеров в сетевых отношениях, имеющих свои уникальные права в отношени-
КИЕ НАУКИ -
ях и совершающих собственный вклад в развитие сети и партнеров);
- кооперация осуществляется между индивидами, подразделениями, организациями (J. Lipnack, J. Stamps) [13; 14].
Содержание сетевого взаимодействия -это открытый обмен знаниями и интеграция компетенций. В концепции открытых инноваций (D. Теесе [15; 16], J. West [17]) компании развивают сотрудничество с партнерами с целью создания новых знаний или применения внешних, расширения способов применения нового знания и его распространения (E. Enkel, O. Gassmann, H. Chesbrough [12]).
A.A. Елисеева выделила пять функций модели открытых инноваций [3]:
1) поиск идей, знаний и информации;
2) внешние приобретения - покупка результатов исследований и разработок, патентов, знаний, воплощенных в оборудование, компонентов и т. д.;
3) сотрудничество - интерактивный обмен и развитие знаний, способностей и компетенций;
4) защита - использование мер по защите интеллектуальной собственности;
5) коммерциализация - способы генерации отдачи от инвестиций в инновации и от созданной потребительской ценности.
Эффективность стратегического партнерства «школа - вуз» напрямую зависит от интенсивности информационного обмена, взаимного обучения и совместного генерирования новых знаний.
М.Ю. Шерешева предлагает классификацию инновационных сетевых форм взаимодействия [8]:
- инновационные бизнес-сети;
- сети знаний;
- экосистемы, создающие благоприятные условия и возможности для стратегического и инновационного развития компаний сети;
- инновационные кластеры, обеспечивающие реализацию инновационной стратегии и политики на разных уровнях (отраслевом, региональном, международном).
Для реализации стратегического партнерства «школа - вуз» особое значение имеют разработки в области сетей знаний. Сеть знаний характеризуется собственной идентичностью, специализацией, динамикой обучения и исследований. Инновационная сеть знаний является не просто хранилищем знаний, а именно сообществом. Вместе с тем данное сообщество выполняет функции рынка и фирмы, обеспечивая специализацию и разнообразие.
ИЗВЕСТИЯ вгпу
В сети знаний складываются сетевые отношения особого типа, позволяющие в комплексе использовать новые знания, разработанные в сети для решения экономических и социальных проблем, координировать действия по различным стадиям и компонентам инновационного процесса, а также осуществлять меры по согласованному развитию участников сети. Основной особенностью инновационных кластеров является наличие в их структуре «центров знаний» (университетов, исследовательских институтов, посреднических организаций и пр.) [3].
Целью взаимодействия при реализации стратегического партнерства «школа - вуз» является не только обмен и генерация новых знаний, но и создание единого ценностно-коммуникативного пространства, выработка общих интересов и т. д. Содержание сетевого взаимодействия при реализации стратегического партнерства «школа - вуз» включает в себя обмен материальными ресурсами и другими активами, необходимыми для повышения эффективности и конкурентоспособности и привлекательности организаций; обмен и генерацию знаний для создания и внедрения различных инноваций; обмен ресурсами для формирования сетевых групп и сообществ интересов, а также построение единого ценностно-смыслового и коммуникативного пространства.
Сетевое взаимодействие в образовании часто рассматривают в контексте совместной деятельности образовательных учреждений, обеспечивающей обучающимся возможность освоения образовательных программ различных уровней и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Вместе с тем термин сетевое взаимодействие используется и в контексте разработки и внедрения различных инноваций в образовании. Сетевое взаимодействие рассматривается как система связей, позволяющих разработать, апробировать и предложить профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики [Там же].
Таким образом, в условиях реализации стратегического партнерства «школа - вуз» сетевое взаимодействие образовательных учреждений можно рассматривать как сеть знаний, стимулирующую и обеспечивающую координацию инновационной деятельности участников сети, становление инновационных обра-
зовательных сообществ, появление новых научно-исследовательских направлений в образовании с учетом технологической трансформации.
Говоря о структуре стратегического партнерства «школа - вуз», необходимо проанализировать модели взаимодействия вузов и школ. Г.Н. Прозументова выделила несколько моделей взаимодействия вузов и школ [10].
1. «Случайные связи» («россыпь»): взаимодействие возникает «по случаю», ситуативно, основывается преимущественно на личных контактах, реализует прагматическую ориентацию (например, повышение результатов ЕГЭ и увеличение числа учащихся, поступающих в вузы).
2. «Использование друг друга»: взаимодействие с целью решения конкретной задачи организации-субъекта (например, взаимодействие школы с престижным вузом обеспечивает ей не только высокий процент поступивших, но и репутацию, имидж, а значит, и набор учащихся в школу).
3. «Поглощение» вузом школы: взаимодействие определяется четко выраженной ориентацией на подготовку и обучение выпускников школы в конкретном вузе (например, профильные лицеи при университетах).
4. «Совместное производство»: взаимодействие, обеспечивающее создание совместных образовательных продуктов - методик, технологий, программ, моделей, влияющих на повышение качества образования.
5. «образовательное сообщество»: взаимодействие, при котором представители разных уровней и учреждений образования не только создают совместные разработки, но и формируют новые представления о качестве образования, выступают субъектами развития территории.
Представленные модели взаимодействия вузов и школ обладают различным потенциалом не только для обеспечения непрерывности образования обучающихся, но и для изменения всей системы образования в контексте развития человеческого капитала и технологической трансформации России.
Модель «Случайные связи» способствует самореализации и саморазвитию участников, инновационному развитию образовательных учреждений через организацию разнообразных образовательных событий как своеобразных ценностно-коммуникативных пространств. Вуз при этом выступает в качестве места сохранения и передачи культуры.
Модель «Использование друг друга» способствует самореализации и саморазвитию
участников, инновационному развитию образовательных учреждений через реализацию авторских проектов по совершенствованию образования в различных учреждениях, решению конкретных задач организации-субъекта. Вуз при этом выступает в качестве более мощной организационной стриктуры, способной обеспечить не только свои потребности, но и партнеров по сетевому взаимодействию.
Модель «Поглощение» способствует самореализации и саморазвитию участников, инновационному развитию образовательных учреждений через реализацию инновационных разработок, обеспечивающих повышение качества образования в учреждениях и становление рынка образовательных услуг. Вуз при этом выступает в качестве инкубатора инноваций.
Модель «Совместное производство» способствует самореализации и саморазвитию участников, инновационному развитию образовательных учреждений через реализацию сетевых проектов и программ - средств и условий создания инновационной образовательной среды. Вуз при этом выступает в качестве бизнес-корпорации.
Модель «Образовательное сообщество» способствует самореализации и саморазвитию участников, инновационному развитию образовательных учреждений через создание открытого образовательного пространства, способствующего становлению субъектов и различных форм их взаимодействия в образовании. Вуз при этом выступает в качестве места порождения культуры и субъекта развития человеческого капитала данной территории.
Перечисленные модели взаимодействия могут реализовываться в разных формах сотрудничества при реализации стратегического партнерства «школа - вуз».
Работа с абитуриентами. Организация работы подготовительных отделений и курсов для поступающих в вузах направлена на подготовку школьников по предметам к единому государственному экзамену, а также к экзаменам, проводимым вузом самостоятельно. Центры формирования контингента, организованные в вузах, проводят специальные мероприятия для школьников: день открытых дверей, фестиваль абитуриента, тематические экскурсии и пр. Абитуриенты и родители могут познакомиться с университетом, его академической средой, условиями и требованиями к поступлению, актуальными правилами приема.
Работа со старшеклассниками. Заочная форма обучения старшеклассников в вузе пред-
КИЕ НАУКИ -
полагает углубленное изучение предмета под руководством опытных наставников и реализуется дистанционно. Особенностью такой работы является высокая мотивация школьников к обучению.
Широко распространены олимпиады для обучающихся средних школ по профилям деятельности вузов, результаты участия в которых учитываются в качестве дополнительных достижений при зачислении на обучение. Привлечение старшеклассников к участию в научно-практических конференциях регионального и всероссийского уровней имеет серьезный образовательный результат. Тесное сотрудничество с преподавателями, аспирантами и магистрантами в музеях и лабораториях университетов вызывает огромный интерес и позволяет учащимся глубоко погружаться в научную или практическую деятельность.
Очень актуальной и эффективной формой работы с одаренными детьми является новый формат дополнительного образования «Кван-ториум». Созданные вузами технопарки характеризуются уникальной научной средой, современным технологическим оборудованием и нестандартными подходами к обучению, при этом выполняют реальные производственные задачи. Такие интенсивные погружения в научно-производственную сферу оказывают на учащихся большое профориентацион-ное действие.
В настоящее время весьма распространено создание специализированных классов (педагогических, инженерных, кадетских и пр.) в общеобразовательных организациях. В условиях стратегического партнерства вуз обеспечивает профильную часть учебного плана необходимой учебно-методической документацией, образовательными технологиями, педагогическими кадрами и учебно-методической базой и осуществляет мониторинг образовательной деятельности. В этом процессе происходит взаимовлияние субъектов, которое выражается в овладении участниками взаимодействия новыми знаниями, умениями, навыками, в формировании у них взглядов и убеждений, ценностных ориентаций [11].
Специальные проекты со школьниками возникают в рамках реализации различных государственных программ и связаны с самыми различными сторонами сотрудничества (например, «кадры будущего» и другие комплексные проекты). Программа «Кадры будущего для регионов» направлена на формирование и развитие лидерских команд из активных, амбициозных и неравнодушных школьников,
способных и готовых включиться в проектирование и реализацию важных для своего региона социально-экономических проектов. Команды подростков от 14 до 17 лет под руководством тьюторов (студентов высших учебных заведений, участников педагогических отрядов) проходят обучающие программы в формате индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий. В ходе реализации проектов им предоставлена возможность социальных и профессиональных проб в разных отраслях экономики, на ключевых предприятиях региона, а также стажировки на производстве [6].
Работа с учителями и руководителями образовательных организаций. Наиболее массовой моделью взаимодействия производителей и потребителей образовательных услуг является целевая подготовка профессиональных кадров, которая финансируется непосредственно будущим работодателем; в некоторых случаях работодатели и вузы совместно разрабатывают образовательные программы, нацеленные в приоритетном порядке на удовлетворение потребностей конкретного предприятия [2].
Успех в «насыщении» школ учителями, а предприятий - специалистами невозможен без регулярного мониторинга и прогнозирования ситуации с кадрами на несколько лет вперед и проведения соответствующего корректного планирования потребности в кадрах, конкретных совместных согласованных действий всех заинтересованных и ответственных участников процесса подготовки кадров в рамках целевого подхода [1, с. 46].
Еще одним аспектом сотрудничества вуза и школы является система разработки и реализации программ переподготовки и повышения квалификации кадров. Педагоги заинтересованы в дополнительном образовании и часто становятся слушателями курсов по профилю своей профессионально-педагогической деятельности.
Вузы также могут оказать содействие в разработке образовательных программ, технологий обучения, информационной поддержке образовательных программ дистанционного обучения. К такой работе можно отнести создание, поддержание и актуализацию методического обеспечения в виде онлайн-курсов, модулей, организацию и проведение консультаций и онлайновых занятий, телеконференций, итоговой аттестации, создание электронной библиотеки, обеспечение доступа к научным библиотекам и информационным базам, аренду коммуникационных каналов, обеспечиваю-
щих учебный процесс. По мнению К.С. Крючковой, необходимы техническая поддержка внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обучение и консультирование педагогов, создание института тьюторов для поддержки созданных курсов, внедрение открытых образовательных ресурсов, расширение электронных курсов для школьников и абитуриентов. Во время практик студенты педвузов могут проводить онлайн-занятия со школьниками, помогать учителям при подготовке и проведении онлайн-занятий, консультировать школьников, разрабатывать необходимый онлайн-ин-струментарий и т. д. [7, с. 5].
Работа со студентами. Профессиональная подготовка будущих специалистов невозможна без привлечения работодателей к процессу обучения и аттестации выпускников вуза. Работодатели должны формулировать требования как к количеству (целевой заказ), так и к качеству подготовки профессиональных кадров, а вузы - удовлетворять эти требования. Организация процесса профподготовки студентов в виде учебных и производственных практик, реализуемых в реальных условиях образовательных организаций, стимулирует очень тесный и взаимопроникающий характер взаимодействия вузов и школ.
Современная производственная практика располагает большими возможностями для расширения профессионального кругозора, эрудиции, формирования профессиональных компетенций, становления профессионально-педагогической позиции и практического опыта работы. Деятельность студентов в период производственной практики предполагает выполнение заданий творческого характера. Это позволяет студентам привести имеющиеся знания в систему и помогает конкретизировать свою профессиональную позицию, оформить ее в собственную концепцию деятельности. В условиях практического взаимодействия осуществляется апробация приобретенных коммуникативных умений, а также накопление педагогического опыта в его предметном и социальном аспектах [4].
Кроме того, среди наиболее распространенных направлений совместной деятельности представителей вузов и работодателей выделяются [2]:
- практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;
- расширение спектра образовательных услуг вузов, востребованных на рынке труда;
- определение требований к качеству подготовки специалистов, в последнее время экс-
пертиза основных образовательных программ, разработанных структурными подразделениями вузов; разработка и рецензирование учебно-программной документации;
- проведение представителями работодателей - специалистами-практиками учебных занятий для студентов вузов, в том числе лекционных курсов, семинаров, мастер-классов, деловых игр, практикумов и др.;
- участие работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников;
- стажировка преподавателей на реальных рабочих местах;
- повышение квалификации представителей работодателей в вузе;
- участие работодателей в научно-практических конференциях, учебных проектах, научных сессиях, днях науки в вузах и т. д.;
- проектная интеграция (совместные научные исследования, открытие базовых кафедр вуза на предприятиях работодателей, создание совместных малых наукоемких компаний и др.);
- трудоустройство выпускников;
- организация региональных консультативных советов и объединений, а также совместное участие в них с целью совершенствования содержания профессионального образования с учетом потребностей конкретных регионов и др.
В качестве значимых условий реализации образовательного потенциала сетевого взаимодействия A.A. Елисеева выделила переход от взаимодействия отдельных представителей (модель «случайные связи») к взаимодействию групп и сообществ, совместная деятельность которых обеспечивает появление новых образовательных продуктов и услуг (модели «совместное производство» и «образовательное сообщество») [3]. По мнению A.A. Елисеевой, реализация данного потенциала на региональном уровне возможна, если [Там же]:
- осуществляется переход от деятельности разрозненных педагогических групп к становлению региональных образовательных сообществ (потенциал субъективизации);
- обеспечены условия для создания инновационных разработок и их использования в повышении качества образования в региональной системе образования (потенциал синергизма);
- обеспечены условия взаимной дополнительности разных субъектов развития системы образования и социально-экономического развития региона в целом (потенциал диалоги-зации);
- создана возможность участия человека в качестве субъекта влияния на свое образование, т. е. обеспечены условия поддержки личной образовательной инициативы и образовательной стратегии (потенциал антропологи-зации).
Условиями реализации потенциала стратегического партнерства «школа - вуз» на региональном уровне, по нашему мнению, являются:
- наличие в регионе системы кластеров, технопарков и бизнес-инкубаторов, работающих в ключевых технологических сферах, в том числе определенных в Национальной технологической инициативе (НТИ);
- наличие в регионе системы современных технологических образовательных площадок, сети региональных модельных центров дополнительного образования, центров выявления и поддержки одаренных детей (детских технопарков «Кванториум», мобильных технопарков для детей, центров цифрового образования «IT-куб» и т. д.);
- наличие в регионе крупных научно-исследовательских центров и лабораторий;
- наличие в регионе программ грантовой поддержки образовательных организаций для участия в инновационной деятельности;
- наличие в регионе системы конкурсов инновационных разработок, профессионального и карьерного роста, региональных чемпионатов WorldSkills и WorldSkills Juniors, корпоративных чемпионатов по профессиональным компетенциям, демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills и т. д.;
- наличие в регионе системы подготовки и повышения квалификации кадров, высокопрофессиональных консультантов для работы в сфере инновационной деятельности; педагогов, готовых к работе в условиях безопасной, здоровьесберегающей, личностно ориентированной цифровой образовательной среды, реализации персональных образовательных траекторий.
Таким образом, организационная структура образовательного сообщества, моделирование и управление сетевым взаимодействием являются главными аспектами стратегического партнерства «школа - вуз». Основными условиями участия организации в сети выступают добровольность, самостоятельность и ценностная ориентация партнерских отношений в реализации образовательных инициатив. Целесообразная и инициативная работа вузов и школ, а также грамотно построенная реализация рассмотренных видов их сотрудничества, по нашему мнению, приведут к ста-
новлению культуры взаимодействия образовательного сообщества. Разработанные вузами и школами совместные программы позволят выстроить качественную систему образования на всех уровнях, включая поддержку талантливых детей и молодежи, а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, соответствующих требованиям современной экономики.
Только целостная образовательно-научно-технологическая система поддержки и развития детей, молодежи, а также непрерывного образования специалистов на базе сетевого взаимодействия высокооснащенных организаций, обеспечивающих глубокое взаимодействие и интеграцию науки, образования и производства в рамках стратегического партнерства «школа - вуз» сможет обеспечить технологическую трансформацию всех отраслей производства как основы современного социально-экономического развития государства.
Список литературы
1. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А. Целевое обучение как целенаправленная система деятельности [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2019. № 3. URL: https:// cyberleninka.ra/article/n/tselevoe-obuchenie-kak-tsele napravlennaya-sistema-deyatelnosti (дата обращения: 16.08.2020).
2. Давыденко Т.М., Пересыпкин А.П., Верзу-нова Л.В. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=5753 (дата обращения: 16.08.2020).
3. Елисеева А.А. Реализация образовательного потенциала сетевого взаимодействия «школа-вуз» на региональном уровне: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2019.
4. Жадаев Ю.А., Жадаева А.В., Селезнев В.А. Организация производственной практики будущих учителей технологии в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 10(123). URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=30585618 (дата обращения: 12.08.2020).
5. Идрисов Г.И., Княгинин В.Н., Кудрин А.Л., Рожкова Е.С. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России // Вопр. экономики. 2018. № 4. С. 5-25.
6. Кадры будущего для регионов [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/leaders/initiatives/education_ leaders/futurestaff/ (дата обращения: 16.08.2020).
7. Крючкова К.С. Академическое и профессиональное взаимодействие будущих учителей при организации онлайн-обучения в вузе: учеб. пособие. Волгоград, 2019.
8. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: кол. моногр. / М.А. Бек, Н.Н. Бек, Е.В. Бузулукова [и др.]; под науч. ред. М.Ю. Шерешевой. М.: Изд. дом ВШЭ, 2014.
9. Пренски М. Миру нужна новая образовательная программа / пер. с англ. М., 2016.
10. Прозументова Г.Н., Суханова Е.А. Сетевые образовательные программы: потенциал и результативность // Аналитические материалы. Томск: НИ ТГУ, 2012.
11. Шленёв А.К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2000.
12. Enkel E. Open R&D and open innovation: exploring the phenomenon / E. Enkel, O. Gassmann, H. Chesbrough // R&D Management. 2009. Vol. 39. No. 4. P. 311-316.
13. Lipnack J., Stamps J. The age of the network: Organizing principles for the 21st century. Oliver Wight Ltd Pub, 1994.
14. Lipnack J., Stamps J. Virtual teams: Reaching across space, time, and organizations with technology. Wiley, 1997.
15. Teece D. Capturing value from knowledge assets - the new economy, markets for know how, and intangible assets // California Management Review. 1998. Spring. Vol. 40. No. 3. P. 55-79.
16. Teece D. Managing intellectual capital: Organizational, strategic, and policy dimensions. Oxford: Oxford University Press, 2000.
17. West J. Does appropriability enable or retard open innovation? // Open innovation: Researching a new paradigm. Oxford: Oxford University Press, 2006. P. 109-133.
1. Anikin V.M., Pojzner B.N., Sosnin E.A. Celevoe obuchenie kak celenapravlennaya sistema deyatel'-nosti [Elektronnyj resurs] // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/ar ticle/n/tselevoe-obuchenie-kak-tselenapravlennaya-si stema-deyatelnosti (data obrashcheniya: 16.08.2020).
2. Davydenko T.M., Peresypkin A.P., Verzuno-va L.V. Rol' rabotodatelej v processe razvitiya pro-fessional'nyh kompetencij studentov pri realizacii uchebnyh i proizvodstvennyh praktik [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazova-niya. 2012. № 2. URL: http://www.science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=5753 (data obrashcheniya: 16.08.2020).
3. Eliseeva A.A. Realizaciya obrazovatel'nogo potenciala setevogo vzaimodejstviya «shkola-vuz» na regi-onal'nom urovne: dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk, 2019.
4. Zhadaev Yu.A., Zhadaeva A.V., Seleznev V.A. Organizaciya proizvodstvennoj praktiki budushchih
* *
*
uchitelej tekhnologii v usloviyah realizacii professio-nal'nogo standarta pedagoga // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 10(123). URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=30585618 (data obrashcheniya: 12.08.2020).
5. Idrisov G.I., Knyaginin V.N., Kudrin A.L., Rozhkova E.S. Novaya tekhnologicheskaya revolyu-ciya: vyzovy i vozmozhnosti dlya Rossii // Vopr. eko-nomiki. 2018. № 4. S. 5-25.
6. Kadry budushchego dlya regionov [Elektron-nyj resurs] // Agentstvo strategicheskih iniciativ. URL: https://asi.ru/leaders/initiatives/education_lead-ers/futurestaff/ (data obrashcheniya: 16.08.2020).
7. Kryuchkova K.S. Akademicheskoe i profes-sional'noe vzaimodejstvie budushchih uchitelej pri organizacii onlajn-obucheniya v vuze: ucheb. poso-bie. Volgograd, 2019.
8. Metodologiya issledovaniya setevyh form orga-nizacii biznesa: kol. monogr. / M.A. Bek, N.N. Bek, E.V. Buzulukova [i dr.]; pod nauch. red. M.Yu. Shere-shevoj. M.: Izd. dom VSHE, 2014.
9. Prenski M. Miru nuzhna novaya obrazovatel'-naya programma / per. s angl. M., 2016.
10. Prozumentova G.N., Suhanova E.A. Setevye obrazovatel'nye programmy: potencial i rezul'tativ-nost' // Analiticheskie materialy. Tomsk: NI TGU, 2012.
11. Shlenyov A.K. Pedagogicheskij klass kak sub#ekt vospitatel'noj sistemy shkoly: dis. ... kand. ped. nauk. Yaroslavl', 2000.
Strategic partnership "school -university" in the conditions of the technologic transformation of Russia
The article deals with the different aspects of the strategic partnership "school - university " and its importance in the conditions of the technologic transformation of Russia. There are analyzed the different variants of the network cooperation of the educational institutions of different levels. The authors describe the models of the cooperation of universities and schools. There are revealed the different forms of the partnership in the process of the implementation of the strategic partnership "school - university". There are considered the conditions of the implementation of the potential of the strategic partnership "school - university" at the regional level.
Key words: strategicpartnership "school - university ", network cooperation, networks of knowledge, models of cooperation of universities and schools, forms of cooperation of universities and schools.
(Статья поступила в редакцию 02.09.2020)
Е.С. ДОРОЖКИНА (Волгоград)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДВУЗЕ*
Анализируется вопрос профессионального становления будущего учителя в формате дистанционного взаимодействия. Выделены основные профессионально-личностные качества, свойственные будущему учителю, рассматривается опыт дистанционного взаимодействия со студентами в период учебной деятельности и на практике, в результате которого выявлена результативность профессионального становления будущих учителей в современных условиях.
Ключевые слова: профессиональное становление, учитель, дистанционное взаимодействие, личностные качества, социализация.
В свете событий 2020 г., связанных с пандемией, актуальность вопроса дистанционного взаимодействия в образовательной среде значительно возросла. Взаимодействие с обучающимися при помощи электронных образовательных ресурсов выявило ряд проблем, в том числе связанных с процессом профессионального становления будущих учителей, которые обучаются в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ). Спорными являются вопросы, которые соотносятся с тем, что понимается под профессиональным становлением вообще и учителя в частности, какие существуют маркеры (показатели) данного явления, как в процессе дистанционного взаимодействия со студентами в ходе образовательной деятельности, проведения практики привить им понятие о профессии, способствовать их профессиональному становлению. Задача статьи - ответить на эти вопросы, проанализировав собственный опыт дистанционного взаимодействия со студентами (на примере 3-го курса Института русского языка и словесности
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ (научный проект № 20-313-90045). The reported study was funded by RFBR, project number 20-313-90045.
О Дорожкина Е.С., 2020