Научная статья на тему '«Стратегическое партнерство» эффективная модель сетевого взаимодействия образовательного учреждения и работодателей в рамках развития инновационной инфраструктуры'

«Стратегическое партнерство» эффективная модель сетевого взаимодействия образовательного учреждения и работодателей в рамках развития инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
849
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / NETWORK INTERACTIONS / STRATEGIC PARTNERSHIP / EFFECTIVE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селиверстова Анна Вячеславовна, Кудрявцева Ирина Юрьевна, Ткач Елена Сергеевна

Обосновывается необходимость совершенствования инновационной инфраструктуры отечественной экономики через механизм сетевых взаимодействий образовательных учреждений и работодателей посредством проектов стратегического партнерства. Изучаются различные формы взаимодействия работодателей-партнеров с образовательными учреждениями. Рассматриваются особенности реализации проекта стратегического партнерства на примере опыта кафедры учета и финансов Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селиверстова Анна Вячеславовна, Кудрявцева Ирина Юрьевна, Ткач Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“STRATEGIC PARTNERSHIP” EFFECTIVE MODEL OF NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTION AND EMPLOYERS WITHIN DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

In article need of improvement of innovative infrastructure of economy is considered on the basis of network interactions of educational institutions and employers by means of projects of strategic partnership. Various forms of interaction of partner employers with educational institutions are studied. Features of implementation of the project of strategic partnership on the example of chair of the account and finance of the Chelyabinsk state university.

Текст научной работы на тему ««Стратегическое партнерство» эффективная модель сетевого взаимодействия образовательного учреждения и работодателей в рамках развития инновационной инфраструктуры»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 5 (334). Экономика. Вып. 43. С. 19-23.

А. В. Селиверстова, И. Ю. Кудрявцева, Е. С. Ткач «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ пАРТНЕРСТВО» —

эффективная модель сетевого взаимодействия образовательного учреждения и работодателей в рамках развития инновационной инфраструктуры

Обосновывается необходимость совершенствования инновационной инфраструктуры отечественной экономики через механизм сетевых взаимодействий образовательных учреждений и работодателей посредством проектов стратегического партнерства. Изучаются различные формы взаимодействия работодателей-партнеров с образовательными учреждениями. Рассматриваются особенности реализации проекта стратегического партнерства на примере опыта кафедры учета и финансов Челябинского государственного университета.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, сетевые взаимодействия, стратегическое партнерство, эффективная модель.

Основные цели долгосрочного развития Российской Федерации связаны с обеспечением высокого уровня благосостояния граждан и усилением авторитета страны на мировой финансовой и политической арене. Для достижения столь амбициозных, но вполне реализуемых целей необходим «переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития» [1].

Масштабность предстоящих преобразований предполагает повышение инновационной активности во всех сферах экономической деятельности, наращивание государственной поддержки на всех уровнях бюджетной системы РФ.

Неслучайно в 2011 г. в качестве основного программного документа, наметившего траекторию реформирования до 2020 г., была принята Инновационная стратегия РФ, определившая цель, задачи и перспективы дальнейшего развития страны.

Аналогичные стратегии были приняты в большинстве субъектов РФ, в том числе

в Челябинской области, где ключевым ориентиром оценки результативности грядущих преобразований определена доля инновационной продукции в валовом региональном продукте (рисунок) [2].

Инновационные преобразования требуют объемных финансовых вливаний. Для привлечения в инновационную сферу зарубежных и отечественных инвесторов, а также увеличения собственных средств экономических субъектов на научные исследования и разработки в регионе реализуется целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» (табл. 1).

На фоне роста доходов консолидированного бюджета Челябинской области в период с 2005 по 2012 г. в 2,8 раза более чем шестикратное увеличение объема финансирования инновационной деятельности свидетельствует о повышении значимости задач реализации инновационной политики в указанный период.

18 -1

%

17

13

10

7,7 1 I I

2005

2010

2015

2020

Год

Прогноз доли инновационной продукции в валовом региональном продукте Челябинской области

Таблица 1

фактический объем целевого финансирования инновационной деятельности в Челябинской области в период с 2005 по 2012 год, млн р.

Показатель Год

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Объем финансирования областных целевых программ развития инновационной деятельности в Челябинской области 10,4 33,7 29,5 289,7 20,0 38,0 60,0 62,0

В том числе из федерального бюджета — — — 120,0 — 18,0 30,0 42,0

Источник: Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://pravmin74.ru

Одним из главных направлений инновационной стратегии является развитие инновационной инфраструктуры, которая представляет собой совокупность субъектов, институтов, условий, средств, ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности.

Высшее профессиональное образование — важнейший инфраструктурный институт инновационной сферы — переживает в настоящий момент активную фазу реформирования и модернизации. Совершенствуются научно-педагогический, учебно-методический, организационный, правовой, финансово-экономический, кадровый, материальнотехнический аспекты деятельности высшей школы.

Вводятся новые образовательные стандарты высшего профессионального образования, отвечающие требованиям подготовки кадров, обладающих динамическим профессионализмом как интегративным качеством, совокупностью профессионально-образовательных способностей, обеспечивающих «универсальность» работника. Современные специалисты должны быть профессионально мобильными, ответственными, инициативными, способными планировать, организовывать, выполнять и контролировать свою работу.

В основу формирования образовательной модели, предусмотренной новыми федеральными государственными образовательными стандартами, положен модульно-компетентностный подход. При таком подходе внимание концентрируется на результатах обучения, в качестве которых рассматриваются не сумма знаний, умений и навыков, а способности человека успешно действовать в различных ситуациях. В образовании понятие компетенции включает в себя, наряду со знаниями, умениями и навыками, совокупность взаимосвязанных качеств личности (мотивационноценностных, когнитивных, мировоззренческих, коммуникативных), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов.

Реализация указанного подхода возможна лишь при активном участии работодателей в образовательном процессе и использовании сетевых способов взаимодействия.

Сетевые взаимодействия, как форма проявления интегративных процессов в современном обществе, представляют собой добровольные взаимодействия между субъектами, направленные на достижение общих целей, обеспечивающие возрастание эффективности деятельности в результате консолидации ее участников.

Одной из форм проявления сетевых взаимодействий в сфере образования является стратегическое партнерство.

Существуют разные подходы к определению стратегического партнерства. По мнению Ю. П. Куликовой, под стратегическим партнерством в сфере профессионального образования следует понимать особую форму взаимодействия высшего образовательного учреждения со своими стратегическими партнерами [3].

Н. Д. Гуськова и И. Н. Краковская, рассматривая особенности стратегического взаимодействия в высшей школе, выделяют следующие его направления: партнерство между структурами высшего профессионального образования (горизонтальная интеграция); партнерство с органами государственной власти, общественными организациями, бизнес-сообществами (вертикальная интеграция). Изучая базовые принципы формирования и развития стратегического партнерства, указанные авторы отмечают необходимость соответствия партнерских отношений требованиям законодательства [4].

Соблюдение данного принципа в ходе исследования потребовало проведения анализа соответствующей законодательной базы. Он позволил сделать вывод о том, что стратегическое партнерство является приоритетным направлением инфраструктурных преобразований в сфере образования (табл. 2).

Таблица 2

Особенности отражения в законодательстве стратегического партнерства образовательных учреждений и работодателей

Название документа Содержание документа (цитата)

На федеральном уровне

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Сетевая форма реализации образовательных программ представляет собой реализацию образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе иностранными, посредством сетевого взаимодействия

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Задачи государственной программы: ...формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования... посредством: повышения роли работодателей и государственно-частного партнерства в развитии профессионального образования; радикального обновления методов и технологий обучения

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Целью программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. При выполнении программы. будут обеспечены: кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Приоритетом в образовании станет реструктуризация сектора высшего образования. углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями.

На уровне субъекта РФ

Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2013-2015 гг. Цель государственной программы — создание благоприятных условий для динамичного развития инновационной деятельности. Основные задачи государственной программы: содействие сотрудничеству инновационных предприятий с федеральными институтами развития; формирование эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере. Для решения задач необходимо обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти, научных организаций, организаций инновационной инфраструктуры, субъектов инновационной деятельности

Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе [5] Требования стандарта: .наличие в образовательных учреждениях региона образовательных программ, разработанных с участием хозяйствующих субъектов, которые направлены на удовлетворение потребностей новых производств; наличие механизмов подготовки кадров, востребованных инвесторами

В целях реализации основных положений Закона «Об образовании в Российской Федерации», инновационной стратегии России до 2020 г. и других перечисленных выше документов в Челябинском государственном университете кафедрой учета и финансов экономического факультета был инициирован проект

«Стратегическое партнерство — эффективная модель сетевого взаимодействия образовательного учреждения и работодателя».

Как и любое другое важное начинание, проект в области образования требует четкой формулировки целей и задач, что обеспечит его успешную реализацию.

Целью данного проекта является разработка механизма применения гибкой системы формирования компетенций выпускников при реализации образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров на основе использования сетевых форм взаимодействия с работодателями, базирующихся на стратегическом партнерстве.

Для достижения указанной цели необходимо при реализации проекта решить следующие задачи:

- разработать совместно с работодателями базовый (эталонный) перечень навыков, компетенций выпускника для соответствующей отрасли экономики;

- разработать механизм взаимодействия в учебном процессе преподавателей университета и практиков на основе дуального обучения;

- разработать учебно-методическое обеспечение для проведения «партнерских» занятий.

На основе опыта, полученного в ходе реализации проекта, были выявлены два основных возможных направления участия работодателей-партнеров в деятельности образовательного учреждения.

Во-первых, интеграция в общий образовательный процесс через различные формы сетевого взаимодействия, обеспечение непосредственного участия в разработке дополнительных профессиональных компетенций, требуемых выпускнику для успешной карьеры на предприятии.

Во-вторых, формирование индивидуальных траекторий обучающихся (определение индивидуального набора учебных дисциплин в рамках кредитно-модульной технологии, реализуемых в виде дисциплин по выбору; возможность введения дополнительных дисциплин, не предусмотренных в основной образовательной программе, но реализуемых вузом по заказу работодате-ля-партнера; определение количества и направлений стажировок, необходимых студенту в ходе обучения, и др.).

Каждое из направлений реализуется на основе комплексной программы, представляющей собой результат совместного труда работодателя-пар-тнера и кафедры-разработчика.

Рассматриваемый проект отличается рядом специфических особенностей, позволяющих говорить о его новизне:

1. Обучение в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями, позволяющее максимально точно учесть интересы работодателей-партнеров при подготовке

востребованных ими выпускников. Индивидуальный подбор будущих сотрудников с учетом основных заданных качеств и особенностей. Дальнейшее их воспитание и обучение на базе образовательного учреждения. Формирование комплекса дополнительных, необходимых на конкретном рабочем месте профессиональных компетенций посредством стажировок, практик, деловых игр. Проведение научных исследований, в том числе предусмотренных учебной программой, на базе работодателя-партнера с целью выявления проблем и путей их решения применительно к данному конкретному предприятию.

2. Активное использование (в том числе при реализации индивидуальных образовательных траекторий), дистанционных технологий, позволяющих реализовать взаимодействия партнеров посредством удаленного доступа. Данные технологии обеспечивают интеграцию различных форм сетевого взаимодействия в образовательный процесс без ущерба основной деятельности партнеров, а также способствуют наиболее рациональному использованию временного ресурса как работодателями, так и образовательными учреждениями.

В ходе реализации проекта возможно возникновение тех или иных видов риска.

1. Организационные и управленческие риски. Их устранение возможно за счет организации единого координационного органа по реализации проекта, обеспечения постоянного и оперативного мониторинга его реализации, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга.

2. Социальные риски могут возникнуть в силу ретроградности общественного мышления, в результате сопоставления вновь вводимых и традиционных форм обучения. Минимизация такого вида риска возможна за счет демонстрирования в средствах массовой информации положительных результатов, достигнутых в результате реализации проекта.

Успех проекта определяется его результативностью для вуза, работодателя-партнера и общества в целом.

Предполагаемые результаты реализации проекта для общества и работодателей заключаются в следующем:

- общественность (родители, работодатели, местное бизнес-сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными процессами и оценивания качества образования;

- повысится удовлетворенность качеством образовательных услуг;

- обучающимся будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования;

- работодатели будут участвовать в формировании кадров, обладающих необходимыми актуальными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности, практико-ориентированных.

Кроме того, в случае успешной реализации проект будет иметь положительные результаты и для студентов:

- повысится их мотивация в процессе обучения, поскольку в экономике сформируются более высокие требования к компетенциям выпускников, вследствие чего запустится механизм стимулирования качественного обучения;

- каждый студент, обучающийся по приоритетным направлениям подготовки, будет проходить практику на предприятиях (в организациях) — лидерах реального сектора экономики и получит возможность трудоустройства по специальности, направлению и профилю;

- для всех студентов на старших курсах бакалавриата и в магистратуре будет обеспечена возможность участвовать в исследованиях и разработках по заказу предприятий.

Таким образом, предлагаемый в данной статье проект демонстрирует широкие возможности применения механизма сетевых взаимодействий работодателей и образовательных учреждений посредством стратегического партнерства.

Реализация подобных проектов, несомненно, будет способствовать решению основных задач государства в сфере инноваций, интеграции передовых технологий в образовательный процесс, модернизации образовательной среды и совершенствованию инновационной инфраструктуры.

Список литературы

1. Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 дек. 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс] // Гарант : информ.-право-вой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ рпшеМос/70006124/

2. Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Челяб. обл. от 12 окт. 2012 г. № 260-рп) [Электронный ресурс] // Правительство Челябинской области : офиц. сайт. 'гаЬ: http://pravmin74.ru/npa/rasporyazhenie-pravitelstva-chelyabmskoy-oЫasti-ot-12-oktyabrya-2012-goda-no-260-rp-ob

3. Куликова, Ю. П. Необходимость создания многофункциональных инновационных структур в системе высшего образования / Ю. П. Куликова // Альм. соврем. науки и образования. 2012. № 6. С. 91-93.

4. Гуськова, Н. Д. Стратегическое партнерство вуза: принципы формирования и развития / Н. Д. Гуськова, И. Н. Краковская // Высш. образование в России. 2013. № 7. С. 95-98.

5. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе [Электронный ресурс]. URL: http://www.asi.ru/asi_in_regions/Standart.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.