Михайленко А.Н.
Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой международной безопасности и внешнеполитической деятельности России
Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации.
Стратегическое партнерство и союзничество в международных отношениях
Введение
В официальных документах и научной литературе довольно часто встречаются фразы о переходе одних государств мира на новый, более высокий уровень в отношениях с другими государствами. Так, министр иностранных дел России С.В. Лавров, выступая в Государственной Думе в середине февраля 2023 года, заявил: «Выведению партнерства с африканскими друзьями на новый уровень призван способствовать второй в истории саммит «Россия-Африка» в июле 2023 г. в Санкт-Петербурге»1. Наиболее часто самыми высокими уровнями международных отношений называются стратегическое партнерство и союзничество. Нередко, например в отношении связей России с Таджикистаном2, Казахстаном3 и Белоруссией4, эти уровни не различаются. В отношении Таджикистана это можно было бы понять с учетом того, что страна является членом Организации Договора о коллективной безопасности (союзник), но не является членом Евразийского экономического союза. Однако Казахстан является членом обоих союзов. А Белоруссия вдобавок к членству в этих двух организациях является еще и составной частью Союзного государ-
1 Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова и ответы на вопросы на «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 15 февраля 2023 года // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1854365/
2 К предстоящему официальному визиту в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Республики Таджикистан С. Мухриддина // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1828515/
3 Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Казахстан М.Б. Тлеуберди, Нур-Султан, 9 октября 2019 года // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/news/1471875/
4 Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на заседании Комиссии Генсовета партии «Единая Россия» по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом, Минск, 30 июня 2022 года // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ news/1820115/
ства России и Белоруссии. С Азербайджаном же у России, судя по документам, установлены союзнические отношения, хотя Азербайджан не входит ни в ОДКБ, ни в ЕАЭС5.
Дело не в формальном причислении той или иной страны к стратегическим партнерам или союзникам. Вопрос состоит в том, что это за уровни и что стоит за повышением уровня отношений России с другими странами с уровня простого партнерства на уровень стратегического партнерства и далее на уровень союзничества. Такая, казалось бы, чисто академическая тема имеет самые прямые практические следствия. Особенно важно это потому, что в настоящее время резко обострилась обстановка в мире, и Россия испытывает потребность в надежных союз-никах6. Поэтому существует потребность в уточнении понятий «стратегическое партнерство» и «союзничество» в отечественном политологическом дискурсе.
Если исходить из того, что взаимодействие стран включает в себя противодействие и сотрудничество, то можно предположить существование нескольких таких уровней отношений7. Противодействующие страны могут быть противниками и соперниками. Самый низкий уровень взаимодействия при таком рассмотрении реализуется государствами-противниками. Под ними можно понимать государства, которые имеют противоположные интересы и в связи с этим противостоят друг другу в форме конфликта разного уровня интенсивности. Между такими странами разрываются все связи, включая дипломатические. В свою очередь, соперники - это государства, которые соревнуются друг с другом в одной или нескольких сферах, но при этом могут сохранять некоторый уровень сотрудничества в других сферах. Например, в 2019 году руководство Европейского союза определило Китай как системного соперника (systemic rival). При этом Пекин одновременно остается для Брюсселя партнером в политике и конкурентом в экономике8.
При характеристике сотрудничества наиболее часто упоминаются такие уровни отношений, как партнерство, стратегическое партнёрство и союзничество. Иногда выделяют также уровень особых отношений, ко-
5 Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. 22 февраля 2022 года // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5777
6 Михайленко А.Н., Воробьев А.В. О надежности российско-китайского стратегического партнерства // Вопросы политологии. 2023. Выпуск 1 (89). Том 13. С. 180-192.
7 Михайленко А.Н. Уровни развития двусторонних международных отношений // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 4 (154). С. 96-107.
8 EU-China Strategic Outlook: Commission and HR/VP contribution to the European Council (21-22 March 2019) // URL: https://commission.europa.eu/publications/eu-china-strategic-outlook-commission-and-hrvp-contribution-european-council-21-22-march-2019_en
торый можно расположить между стратегическим партнерством и союзничеством. Партнерство обычно означает сотрудничество между двумя или более сторонами для достижения общих целей или выгод. Рассмотрим более детально уровни стратегического партнёрства и союзничества.
Уровень стратегического партнерства
Существуют различные определения стратегического партнерства. Согласно М.Г. Носову, стратегическое партнерство есть долговременное международное сотрудничество по широкому кругу вопросов для получения максимальных выгод для себя и партнера9. В свою очередь, И.А. Новиков полагает, что стратегическое партнерство - это долгосрочное обоюдовыгодное сотрудничество равноправных субъектов международных отношений для решения вопросов глобального масштаба10. Ю.Г. Жеглова считает важными аспектами стратегического партнерства, среди прочих, степень «общности стратегических интересов и целей, готовности согласованно действовать на равноправной основе на базе международного права и не в ущерб третьим сторонам»11. При различных вариациях основное в стратегическом партнерстве видится различным авторам в близости национальных интересов, равноправии, а также в совпадении подходов к решению крупных глобальных проблем.
Стратегическое партнерство вырастает из предыдущего уровня отношений, т.е. из партнерства. В китайском политическом дискурсе партнерство между странами разбивается на несколько этапов12. «Кооперативное партнерство» как начальный этап партнерства ограничивается торговой кооперацией. На следующем этапе формируется «дружественное кооперативное партнерство», то есть сотрудничество в нескольких областях, и оно основывается на взаимном уважении. Далее следует «всеобъемлющее кооперативное партнерство», которое сосредоточивается на более широком круге общих интересов. За ним следует «стратегическое партнерство», которое включает в себя в том числе и тесное сотрудничество в военной сфере. Наконец, наиболее высокая ступень партнерства - «Всеобъемлющее стратегическое партнерство» - предполагает полный спектр
9 Носов М.Г. Отношения ЕС - США: политика, экономика, безопасность // Современная Европа: журнал общественно - политических исследований. 2014. № 4. 12 с.
10 Новиков И.А. Отношения России и Европейского Союза: проблемы и факторы развития стратегического партнерства: автореф. дисс... канд. полит. наук. СПб., 2011.
11 Жеглова Ю.Г. Стратегическое партнерство как формат межгосударственных отношений // Проблемный анализ и государственно- управленческое проектирование. 2014. Вып. 3. С. 119-120. С. 115-122.
12 Pang Xun, Liu Lida, Ma Stephanie. China's Networking Strategy for Seeking Great Power Status. The Chinese Journal of International Politics, 2017. Vol. 10. № 1. P. 1-29.
сотрудничества в отношениях с государством в региональном и глобальном масштабах.
Государства мира заинтересованы в расширении сети своих стратегических партнерств. Для этого используются различные формы. Например, Европейский союз для расширения своего влияния в мире создал такие форматы, как Евро-средиземноморское партнёрство и Восточное партнёрство. Такая форма представляет интерес и для международной организации БРИКС, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика. Эту организацию нередко представляют как прообраз институциональной основы нового мирового порядка13. Страны БРИКС стремятся продвигать мировой порядок, который основывался бы на таких свойствах, как «взаимоуважение и взаимопонимание, равенство, солидарность, открытость, инклюзивность и консенсус»14. Они поощряют развитие взаимосвязей с другими странами мира в формате «БРИКС аутрич» и «БРИКС плюс».
Процесс развития отношений из простого партнерства в стратегическое может включать в себя несколько этапов. Вначале происходит расширение сфер партнерства и формирование между двумя государствами на этой базе доверительных отношений, основанных на взаимном понимании и уважении. Затем государства вырабатывают общую стратегию сотрудничества, определяют конкретные направления и формы стратегического партнерства. Разработка стратегии сотрудничества свидетельствует, как правило, о переходе связи между странами на качественно новый уровень от реактивных форм взаимодействия под давлением текущих обстоятельств по принципу «стимул - реакция» к проактивной долгосрочной внешней политике.
Важнейшим показателем перехода с уровня партнерства на уровень стратегического партнерства является изменение способа решения проблем в отношениях между странами. При партнерстве решаются проблемы, которые уже имеют место сегодня, в то время как при стратегическом партнерстве акцент делается на системное прогнозирование и предотвращение завтрашних проблем до их возникновения и углубления. Решенные проблемы открывают для стратегических партнеров новые возможности, а нерешенные создают для них новые угрозы. Очередным
13 Лисоволик Я. БРИКС как основа нового миропорядка: каковы перспективы? 12 апреля 2022 // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/briks-kak-osnova-novogo-miroporyadka-kakovy-perspektivy/
14 Пекинская декларация XIV саммита БРИКС 23 июня 2022 года // http://www.kremlin.ru/supple-ment/5819
элементом стратегического партнерства является реализация стратегии его развития. Постоянное укрепление стратегического партнерства приводит к улучшению взаимопонимания между странами и повышению эффективности их сотрудничества.
Уровень стратегического партнерства означает высокую степень доверия, сотрудничества и сообща реализуемых целей между странами. Для укрепления стратегического партнерства требуется регулярно обмениваться информацией и координировать действия по важным проблемам международной жизни, таким как мировой порядок, противодействие терроризму, изменение климата, миграция и другие. Необходимо разрабатывать и внедрять совместные программы развития в политике, экономике, науке, образовании. Следует обратить внимание на институциональную базу сотрудничества путем создания институтов сотрудничества. Зрелое стратегическое партнерство может вести к союзничеству.
Союзничество
Чем же союзничество отличается от стратегического партнерства? Первым таким критерием может выступать степень согласованности внешней политики, прежде всего по наиболее важным проблемам мировой повестки. Особенно внимательно эти вопросы разрабатываются в формализованных союзах. Например, в Евразийском экономическом союзе возможные политики государств-членов классифицируются на скоординированную, согласованную и единую15. В союзах ведется работа по обеспечению единой политики по ключевым вопросам. В Европейском союзе, например, имеется система наблюдения за степенью согласованности политики ЕС и политик государств-членов. Так, в 2021 году Европейский союз принял 85 внешнеполитических деклараций. Республика Сербия присоединилась к 52 из них, то есть уровень согласованности внешней политики Сербии позициям Евросоюза составил 61%16. При этом по самым приоритетным для Сербии темам (Косово и Россия) страна не присоединялась к европейским декларациям.
Согласованность внешней политики союзников может реализоваться в различных формах, например в сопряжении евразийской интеграции в рамках ЕАЭС и китайской Инициативы пояса и пути. Согласованность в данном случае требует не только политической воли, но и глубокой на-
15 Договор о Евразийском экономическом союзе // URL: https://docs.cntd.ru/document/420205962
16 Igor Novakovic, Natan Albahari, Jovana Bogosavljevic. An analysis of Serbia's alignment with the European Union's foreign policy declarations and measures: Annual review for 2021. Belgrade, February 2022 // URL: https:// www.isac-fund.org/wp-content/uploads/2022/02/ISAC-CFSP-Analysis-2021.pdf
учной проработки. По мнению автора, сущность понятия сопряжения еще пока остается не в полной мере ясной и находится в диапазоне от простой физической состыковки логистических маршрутов до полной интеграции этих крупных проектов17. Сермяжная правда состоит в том, что между научной проработанностью используемых в союзах понятий и последующими практическими результатами политической деятельности имеется прямо пропорциональная зависимость.
Существуют и другие критерии, которые позволяют различать стратегическое партнерство и союзничество. Союзничество охватывает больше сфер межгосударственного сотрудничества. Это очень важное обстоятельство, потому что большее количество сфер сотрудничества создает предпосылки для компенсации уступок в одних из них выгодами в других. В юридическом плане в отличие от обязательств на уровне союзничества между стратегическими партнерами могут достигаться договоренности меньшей степени формальности и строгости выполнения. Пример продвижения блока НАТО на восток вопреки устным договоренностям с руководством СССР может свидетельствовать о ненадежности таких устных договоренностей.
Важным критерием союзничества может служить глубина отношений. Например, в экономике разработаны понятия стратегической и критической зависимости18. Под стратегической зависимостью понимается ситуация, при которой страна экспортирует более 50% какого-то товара из страны, доля которой на мировом рынке этого товара составляет более 30%. Под критической зависимостью понимается ситуация, при которой ограничение доступа к этой категории товаров может подорвать экономику страны или другим способом сделать ее уязвимой. При таком подсчете ЕС стратегически зависит от поставок из Китая по 659 категориям товаров и критически зависит по 103 категориям из всей товарной номенклатуры в 5,6 тыс. категорий. В определенных условиях такая зависимость может рассматриваться не как свидетельство стратегического партнерства или союзничества, а как угроза национальной безопасности. Об этом свидетельствуют нынешние предложения руководства ЕС по ведению политики «дерискинга» в отношении Китая19.
17 Михайленко А.Н. Векторы развития евразийской интеграции // Вопросы политологии. 2020. Выпуск 9 (61). Том 10. С. 2781-2792.
18 Mapping and recalibrating Europe's economic interdependence with China // URL: https://merics.org/en/ report/mapping-and-recalibrating-europes-economic-interdependence-china
19 Speech by President von der Leyen on EU-China relations to the Mercator Institute for China Studies and the European Policy Centre 30 March 2023 // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ speech_23_2063
Действительно, установление наиболее тесных связей между государствами может иметь и обратную сторону. Например, И. Генри выражает острожное отношение к союзничеству в связи с тем, что страна может осознанно или неосознанно заводить своего союзника в нежелательную ловушку (entrapment) или бросить его в критической ситуации (abandonment)20. По мнению Р.А. Полончука, в определенных условиях развития отношений с Китаем возможна военно-политическая и технологическая сателлизация России21. Посол России в КНР А.И. Денисов считает, что заключение формального союза России с Китаем не соответствует национальным интересам обеих стран и приводит в доказательство несколько аргументов22. С другой стороны, декан факультета международных отношений Университета Цинхуа Янь Сюэтун считает, что без вступления в союзы Китай не будет рассматриваться надежным игроком на мировой арене. Ученый полагает целесообразным заключение военно-политического союза Китая с Россией23.
Критерием союзнических отношений является активное взаимодействие в сфере обороны и безопасности. Это очень чувствительная сфера, вносящая важнейший вклад в обеспечение национальной безопасности страны. Например, тесное сотрудничество стран в сфере разведки свидетельствует о глубоком доверии между ними. Примером союзничества в этом смысле может быть разведывательный союз «Пять глаз»24. Оказание военной помощи представляет собой сильное связывающее средство. США активно используют его в своей внешней политике. Часто можно услышать риторику американских политиков о делении стран на демократии и автократии. Но при этом американцы не афишируют тот факт, что в 2021 году из 50 стран, которые известная американская неправительственная организация «Freedom House» определяет как «диктаторские», 35 получили военную помощь от правительства США25.
Союзническим отношениям присущи такие свойства, как интенсивность и разнообразие. Очень большое значение имеет надежность союз-
20 Iain D. Henry. What Allies Want: Reconsidering Loyalty, Reliability, and Alliance Interdependence. International Security. 2020. № 44 (4). P. 45-83.
21 Полончук Р.А. Перспективы развития российско-китайского военно-технического сотрудничества. Дисс... канд. полит. н. М., - 2022.
22 Посол России оценил возможность заключить формальный союз с Китаем // URL: https://www.rbc. ru/politics/01/06/2021/60b4a7789a79472948dc42d4 (Дата обращения: 19.09.2022)
23 Theory Talk #51: Yan Xuetong on Chinese Realism // Theory Talks. 2012. November 28. // URL: http:// www.theory-talks.org/2012/11/theory-talk-51.html.
24 J. Vitor Tossini. The Five Eyes - The Intelligence Alliance of the Anglosphere. April 14, 2020 // URL: https:// ukdefencejournal.org.uk/the-five-eyes-the-intelligence-alliance-of-the-anglosphere/
25 Spektor М. In Defense of the Fence Sitters. What the West Gets Wrong About Hedging // Foreign Affairs, May/June 2023.
ников26. Укрепление союзничества требует взаимного доверия, уважения и понимания интересов друг друга, предсказуемости их действий, а также гибкости, которая реализуется в готовности к компромиссам. Готовность союзников к компромиссам проявляется в их способности находить сбалансированные решения, учитывающие интересы обеих сторон. Для этого необходимо установление доверительных отношений между союзниками, а также открытый диалог и понимание позиции другой стороны. Компромисс может легче достигаться в ситуациях, когда это необходимо для достижения более важных целей союзников. Наиболее важной целью мирового Востока и Юга сегодня является, по мнению автора, содействие становлению нового более справедливого мирового порядка. Благодаря этому выиграют все страны коллективного не-Запада.
Союзничество - это более формализованный и долгосрочный уровень международных отношений, где две или несколько стран сотрудничают, чтобы максимально реализовать свои национальные интересы. Формализация включает в себя юридическое закрепление обязательств, институализацию и другие аспекты. Наиболее системно, включая правовую основу, вопросы союзничества разработаны в военно-политических организациях. Союзниками являются государства-члены таких военно-политических организаций, как Организация Договора о коллективной безопасности, НАТО и другие. В учредительных документах этих организаций, например в ст. 4 Договора о коллективной безопасности ОДКБ, предусмотрены положения о взаимной защите в случае агрессии на одного из государств-членов, что и является наиболее очевидным свидетельством реализации союзнических отношений в рамках союза27.
Определённый опыт развития союзов дает анализ отдельных примеров союзнических отношений. Так, несколько секретов долголетия американо-японского военно-политического союза раскрыл А.Н. Панов28. Один из таких секретов, по его мнению, заключается в постоянной корректировке, дополнении содержания союзнического взаимодействия без пересмотра статей Договора безопасности между США и Японией 1951 года. Благодаря активной работе СМИ данный военно-политический союз положительно оценивается большинством населения в обеих странах. Например, среди японцев 82% поддерживают Договор и только
26 Михайленко А.Н., Воробьев А.В. О надежности российско-китайского стратегического партнерства // Вопросы политологии. 2023. Выпуск 1 (89). Том 13. С. 180-192.
27 Договор о коллективной безопасности // URL: https://docs.cntd.ru/document/1900489
28 Панов А.Н. Японо-американский военно-политический союз: секреты долголетия // США & Канада: экономика, политика, культура. 2023. № 53 (1). Р. 5-20.
10% высказываются против него. Еще один фактор долголетия этого союза заключается в способности сторон находить компромиссные решения. Немаловажно и то, что за долгие годы сотрудничества в японских политических и деловых кругах образовалась значительная прослойка проамерикански настроенных политиков, бизнесменов, военных, представителей СМИ, которая оказывает существенное влияние на принятие внешнеполитических решений в Японии.
Эти секреты целесообразно использовать в выстраивании союзов Россией. Например, корректировки означают, что противоречия между США и Южной Кореей по возможности разрешаются своевременно, не допускается их переход в кризисное состояние. Поэтому разрешению противоречий между союзниками необходимо уделять значительное внимание. Теоретическая и концептуальная основа для этого имеется. Например, в рамках Евразийского экономического союза противоречия в интеграционном процессе определяются как препятствия, и все они подразделяются на барьеры, изъятия и ограничения29. Для каждого из этих классов препятствий разрабатываются свои, специфические средства и методы их преодоления. Данные подходы касаются экономической интеграции, но в своей сущности они вполне применимы и в других сферах международной деятельности.
Стратегическое партнерство и союзничество в переломные моменты истории
В настоящее время происходит становление нового мирового порядка. Многие устои прежнего мира рушатся на глазах. Обратим внимание, например, на процесс «френдшоринга» (frienshoring), под которым понимается перевод цепочек поставок в дружественные страны, где риски бизнеса по политическим причинам минимальны30. А ведь раньше основным фактором создания таких цепочек была экономическая эффективность. Свойство дружественности меняет конфигурацию мира. К дружественным странам относятся, в первую очередь, союзники и стратегические партнеры. По подсчетам британского издания «Экономист», в настоящее время 52 страны, где проживает 15% населения Земли, - это «коллективный Запад» и поддерживающие его государства, 12 стран поддерживают Россию и 127 проводят нейтральную политику31.
29 Работа по выявлению и устранению препятствий // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ dmi/internal_market/work/Pages/default.aspx
30 Kessler S. What Is 'Friendshoring'? // The New York Times, Nov. 18, 2022.
31 How to survive a superpower split // The Economist, Apr 11th 2023.
Выход на первое приоритетное место принципа дружественности взамен принципа экономической эффективности в международных экономических отношениях становится характерной чертой нынешнего этапа становления нового мирового порядка. Другими словами, при смене мирового порядка происходит смена самих принципов, на которых он основывается. Так, одной из целей России в настоящее время является достижение технологического суверенитета32. Однако в условиях глобальной взаимозависимости абсолютная автаркия вряд ли возможна. Если вернуться к упомянутой выше стратегической и критической зависимости, то очевидно, что на ближайшем этапе мирового развития стратегическая зависимость России будет допустима только в отношениях со стратегическими партнерами, а критическая - только с союзниками.
В настоящее время еще раз подтверждается истина о том, что сущность и содержание союзничества в значительной степени зависит от характера исторической эпохи. Так, в условиях биполярного мира едва ли не основным критерием союзничества являлось обязательство страны принять участие в отражении агрессии на союзника. Сегодня, как считают Россия и Китай, мир вступает в новую эпоху. В связи с этим «стороны отмечают, что отношения между Россией и Китаем, не являясь военно-политическим союзом, подобным союзам, сложившимся в период холодной войны, превосходят такую форму межгосударственного взаимодействия, не носят при этом блокового и конфронтационного характера и не направлены против третьих стран»33. Усложнение международных отношений и мировой политики на современном этапе ведет к усложнению и отношений союзнического уровня между странами мира. В случае формирования неблокового и неконфронтационного мира страны, наряду с реализацией своих национальных интересов, будут, очевидно, больше внимания уделять международному сотрудничеству в противодействии глобальным угрозам человечеству.
В условиях обострения международной обстановки государствам важно иметь больше стратегических партнеров, а еще лучше союзников. Стратегические партнерства и союзы могут обеспечивать дополнительную поддержку государствам-членам в случае резких изменений в международной обстановке, в том числе и в случае возникновения кон-
32 Заседание Совета по науке и образованию. 8 февраля 2023 года // URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/70473
33 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху 21 марта 2023 года // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5920
фликтов различной интенсивности. Укрепление отношений между союзниками может способствовать углублению и расширению политических, экономических и других форм взаимодействия между государствами. Более широкая сеть стратегических партнеров и союзников может усилить влияние и увеличить геополитический вес государства на мировой арене. Благодаря всему этому государство может более эффективно реализовать свои национальные интересы и решать внутри- и внешнеполитические проблемы.
Формирование многополярного или полицентричного мира требует от потенциальных полюсов или центров более комплексной политики. В однополярном мире был один гегемон, и внешняя политика государств мира состояла в адаптации к его требованиям. В многополярном мире будет несколько полюсов, поэтому необходимо будет выстраивать политику с учетом их интересов. Можно предположить, что реализация такой политики будет требовать гораздо более качественной внешнеполитической экспертизы, и потребуется существенное усложнение всей внешнеполитической системы государств. Сложнее будет сочетать интересы региональных полюсов или центров как в двусторонних отношениях, так и в рамках международных организаций34.
Заключение
В настоящее время в мире происходит становление нового мирового порядка, что и является причиной обострения международной обстановки. В такие периоды возрастает потребность в надежных стратегических партнерах и союзниках. Стратегическое партнерство и союзничество являются двумя самыми высокими уровнями международных отношений. Стратегическое партнерство состоит в поддержании долгосрочных взаимовыгодных отношений между странами в широком спектре сотрудничества в соответствии с их национальными интересами. В дальнейшем развитии отношений между странами они переходят на уровень союзничества, при котором усиливается согласованность их действий по ключевым проблемам современности, юридически более четко фиксируются обязательства сторон, увеличивается количество сфер взаимодействия, а также углубляется сотрудничество в военной сфере и сфере безопасности. Союзники ожидают друг от друга проявления таких качеств, как доверие, надежность, гибкость, предсказуемость.
34 Михайленко А.Н. Россия в полицентричном мире // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 7 (97). С. 9-24.
Список литературы:
1. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Казахстан М.Б. Тлеуберди, Нурсултан, 9 октября 2019 года // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1471875/
2. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова и ответы на вопросы на «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 15 февраля 2023 года // URL: https:// www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1854365/
3. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на заседании Комиссии Генсовета партии «Единая Россия» по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом, Минск, 30 июня 2022 года // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1820115/
4. Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. 22 февраля 2022 года // http://www.kremlin.ru/supplement/5777
5. Договор о Евразийском экономическом союзе // URL: https://docs.cntd.ru/document/420205962
6. Договор о коллективной безопасности // URL: https://docs.cntd.ru/document/1900489
7. Жеглова Ю.Г. Стратегическое партнерство как формат межгосударственных отношений // Проблемный анализ и государственно- управленческое проектирование. 2014. Вып. 3. С. 119-120. С. 115-122.
8. Заседание Совета по науке и образованию. 8 февраля 2023 года // http://www.kremlin.ru/events/president/news/70473
9. К предстоящему официальному визиту в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Республики Таджикистан С. Мухриддина // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1828515/
10. Лисоволик Я. БРИКС как основа нового миропорядка: каковы перспективы? 12 апреля 2022 // URL: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/analytics/briks-kak-osnova-novogo-miroporyadka-kakovy-perspektivy/
11. Михайленко А.Н. Векторы развития евразийской интеграции // Вопросы политологии. 2020. Выпуск 9 (61). Том 10. С. 2781-2792.
12. Михайленко А.Н. Россия в полицентричном мире // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 7 (97). С. 9-24.
13. Михайленко А.Н. Уровни развития двусторонних международных отношений // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 4 (154). С. 96-107.
14. Михайленко А.Н., Воробьев А.В. О надежности российско-китайского стратегического партнерства // Вопросы политологии. 2023. Выпуск 1 (89). Том 13. С. 180-192.
15. Михайленко А.Н., Воробьев А.В. О надежности российско-китайского стратегического партнерства // Вопросы политологии. 2023. Выпуск 1 (89). Том 13. С. 180-192.
16. Новиков И.А. Отношения России и Европейского Союза: проблемы и факторы развития стратегического партнерства: автореф. дисс... канд. полит. наук. СПб., 2011.
17. Носов М.Г. Отношения ЕС - США: политика, экономика, безопасность // Современная Европа: журнал общественно - политических исследований. 2014. № 4. с. 12.
18. Панов А.Н. Японо-американский военно-политический союз: секреты долголетия // США & Канада: экономика, политика, культура. 2023. № 53 (1). С. 5-20.
19. Пекинская декларация XIV саммита БРИКС 23 июня 2022 года // http://www.kremlin.ru/supplement/5819
20. Полончук Р.А. Перспективы развития российско-китайского военно-технического сотрудничества. Дисс... канд. полит. н. М.: 2022.
21. Посол России оценил возможность заключить формальный союз с Китаем // URL: https://www.rbc.ru/politics/01/06/2021/6 0b4a7789a79472948dc42d4 (Дата обращения: 19.09.2022)
22. Работа по выявлению и устранению препятствий // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/internal_market/ work/Pages/default.aspx
23. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху 21 марта 2023 года // URL: http://www. kremlin.ru/supplement/5920
24. EU-China Strategic Outlook: Commission and HR/VP contribution to the European Council (21-22 March 2019) // URL: https:// commission.europa.eu/publications/eu-china-strategic-outlook-commission-and-hrvp-contribution-european-council-21-22-march-2019_en
25. How to survive a superpower split // The Economist, Apr 11th 2023.
26. Iain D. Henry. What Allies Want: Reconsidering Loyalty, Reliability, and Alliance Interdependence. International Security. 2020. № 44 (4). P. 45-83.
27. Igor Novakovic, Natan Albahari, Jovana Bogosavljevic. An analysis of Serbia's alignment with the European Union's foreign policy declarations and measures: Annual review for 2021. Belgrade, February 2022 // URL: https://www.isac-fund.org/wp-content/ uploads/2022/02/ISAC-CFSP-Analysis-2021.pdf
28. J. Vitor Tossini. The Five Eyes - The Intelligence Alliance of the Anglosphere. April 14, 2020 // URL: https://ukdefencejournal.org. uk/the-five-eyes-the-intelligence-alliance-of-the-anglosphere/
29. Kessler S. What Is 'Friendshoring'? // The New York Times, Nov. 18, 2022.
30. Mapping and recalibrating Europe's economic interdependence with China // URL: https://merics.org/en/report/mapping-and-recalibrating-europes-economic-interdependence-china
31. Pang Xun, Liu Lida, Ma Stephanie. China's Networking Strategy for Seeking Great Power Status. The Chinese Journal of International Politics, 2017. Vol. 10. № 1. P. 1-29.
32. Speech by President von der Leyen on EU-China relations to the Mercator Institute for China Studies and the European Policy Centre 30 March 2023 // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/speech_23_2063
33. Spektor М. In Defense of the Fence Sitters. What the West Gets Wrong About Hedging // Foreign Affairs, May/June 2023.
34. Theory Talk #51: Yan Xuetong on Chinese Realism // Theory Talks. 2012. November 28. // URL: http://www.theory-talks. org/2012/11/theory-talk-51.html.
Bibliography
1. Speech and answers to media questions by the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation S.V. Lavrov during a joint press conference following negotiations with the Minister of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan M.B. Tleuberdi, Nur-Sultan, October 9, 2019 // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1471875/
2. Speech by the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation S.V. Lavrov and answers to questions at the "government hour" in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, February 15, 2023 // URL: https://www.mid.ru/ru/ foreign_policy/news/1854365/
3. Speech by the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation S.V. Lavrova at a meeting of the Commission of the General Council of the United Russia party on international cooperation and support for compatriots abroad, Minsk, June 30, 2022 // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1820115/
4. Declaration on allied interaction between the Russian Federation and the Republic of Azerbaijan. February 22, 2022 // http://www. kremlin.ru/supplement/5777
5. Treaty on the Eurasian Economic Union // URL: https://docs.cntd.ru/document/420205962
6. Collective Security Treaty // URL: https://docs.cntd.ru/document/1900489
7. Zheglova Yu.G. Strategic partnership as a format of interstate relations // Problem analysis and public management design. 2014. Vol. 3. P. 119-120. P. 115-122.
8. Meeting of the Council for Science and Education. February 8, 2023 // http://www.kremlin.ru/events/president/news/70473
9. For the upcoming official visit to the Russian Federation of the Minister of Foreign Affairs of the Republic of Tajikistan S. Mukhrid-din // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1828515/
10. Lisovolik Ya. BRICS as the basis of a new world order: what are the prospects? April 12, 2022 // URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/briks-kak-osnova-novogo-miroporyadka-kakovy-perspektivy/
11. Mikhailenko A.N. Vectors of development of Eurasian integration // Issues of political science. 2020. Issue 9 (61). Vol 10. P. 2781-2792.
12. Mikhailenko A.N. Russia in a polycentric world // Ethnosocium and interethnic culture. 2016. № 7 (97). P. 9-24.
13. Mikhailenko A.N. Levels of development of bilateral international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 4 (154). P. 96-107.
14. Mikhailenko A.N., Vorobiev A.V. On the reliability of the Russian-Chinese strategic partnership // Questions of political science. 2023. Issue 1 (89). Volume 13. P. 180-192.
15. Mikhailenko A.N., Vorobiev A.V. On the reliability of the Russian-Chinese strategic partnership // Questions of political science. 2023. Issue 1 (89). Volume 13. P. 180-192.
16. Novikov I.A. Relations between Russia and the European Union: problems and factors in the development of strategic partnership: abstract. diss... cand. watered Sci. St. Petersburg, 2011.
17. Nosov M.G. EU-US relations: politics, economics, security // Modern Europe: journal of social and political research. 2014. № 4. p. 12.
18. Panov A.N. Japanese-American military-political alliance: secrets of longevity // USA & Canada: economics, politics, culture. 2023. № 53 (1). P. 5-20.
19. Beijing Declaration of the XIV BRICS Summit on June 23, 2022 // http://www.kremlin.ru/supplement/5819
20. Polonchuk R.A. Prospects for the development of Russian-Chinese military-technical cooperation. Diss... cand. watered n. M.: 2022.
21. The Russian Ambassador assessed the opportunity to conclude a formal alliance with China // URL: https://www.rbc.ru/politicsZ0 1/06/2021/60b4a7789a79472948dc42d4 (09.19.2022)
22. Work to identify and eliminate obstacles // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/internal_market/work/Pages/ default.aspx
23. Joint statement of the Russian Federation and the People's Republic of China on deepening relations of comprehensive partnership and strategic interaction entering a new era on March 21, 2023 // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5920
24. EU-China Strategic Outlook: Commission and HR/VP contribution to the European Council (21-22 March 2019) // URL: https://commission.europa.eu/publications/eu-china-strategic-outlook-commission-and-hrvp-contribution-european-council-21-22-march-2019_en
25. How to survive a superpower split // The Economist, Apr 11th 2023.
26. Iain D. Henry. What Allies Want: Reconsidering Loyalty, Reliability, and Alliance Interdependence. International Security. 2020. № 44 (4). P. 45-83.
27. Igor Novakovic, Natan Albahari, Jovana Bogosavljevic. An analysis of Serbia's alignment with the European Union's foreign policy declarations and measures: Annual review for 2021. Belgrade, February 2022 // URL: https://www.isac-fund.org/wp-content/ uploads/2022/02/ISAC-CFSP-Analysis-2021.pdf
28. J. Vitor Tossini. The Five Eyes - The Intelligence Alliance of the Anglosphere. April 14, 2020 // URL: https://ukdefencejournal.org. uk/the-five-eyes-the-intelligence-alliance-of-the-anglosphere/
29. Kessler S. What Is 'Friendshoring'? // The New York Times, Nov. 18, 2022.
30. Mapping and recalibrating Europe's economic interdependence with China // URL: https://merics.org/en/report/mapping-and-recalibrating-europes-economic-interdependence-china
31. Pang Xun, Liu Lida, Ma Stephanie. China's Networking Strategy for Seeking Great Power Status. The Chinese Journal of International Politics, 2017. Vol. 10. № 1. P. 1-29.
32. Speech by President von der Leyen on EU-China relations to the Mercator Institute for China Studies and the European Policy Centre 30 March 2023 // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/speech_23_2063
33. Spektor M. In Defense of the Fence Sitters. What the West Gets Wrong About Hedging // Foreign Affairs, May/June 2023.
34. Theory Talk #51: Yan Xuetong on Chinese Realism // Theory Talks. 2012. November 28. // URL: http://www.theory-talks. org/2012/11/theory-talk-51.html.