Научная статья на тему 'Сущность стратегического партнёрства в международных отношениях'

Сущность стратегического партнёрства в международных отношениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
455
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / новый мировой порядок / противодействие / соперничество / партнерство / стратегическое партнерство / союзничество / Китай / Евросоюз / Евразийский экономический союз / Инициатива пояса и пути / interaction / new world order / opposition / rivalry / partnership / strategic partnership / alliance / China / European Union / Eurasian Economic Union / Belt and Road Initiative

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воробьев А.В.

Стратегическое партнерство является одним из уровней международных отношений, находящимся между простым партнерством и союзничеством. Сущность стратегического партнерства в международных отношениях заключается в том, что оно является целенаправленным взаимодействием между акторами, которое носит долгосрочный, непрерывный, стабильный характер, основано на реализации взаимных коренных интересов и, как правило, осуществляется во всех сферах общественной жизни. Следует продолжить исследование этого уровня международных отношений. Представляют интерес его критерии и пороговые показатели. Необходимо изучить закономерности перехода от тактического партнерства к стратегическому, а также от стратегического партнерства к союзничеству. В рамках стратегического партнерства желательно изучить взаимодействие экономического, политического и других влияющих на него факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of strategic partnership in international relations

Strategic partnership is one of the levels of international relations, located between simple partnership and alliance. The essence of strategic partnership in international relations lies in the fact that it is a purposeful interaction between actors, which is long-term, continuous, stable, based on the implementation of mutual fundamental interests and, as a rule, is carried out in all spheres of public life. The study of this level of international relations should be continued. Of interest are its criteria and thresholds. It is necessary to study the patterns of transition from tactical to strategic partnership, as well as from strategic partnership to alliance. Within the framework of a strategic partnership, it is desirable to study the interaction of economic, political and other factors influencing it.

Текст научной работы на тему «Сущность стратегического партнёрства в международных отношениях»

Воробьев А.В.

Аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Сущность стратегического партнёрства в международных отношениях

Введение

В настоящее время очень часто говорят об установлении отношений стратегического партнерства между странами мира. Например, в сообщении МИДа России идет речь о том, что в ходе официального визита министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова в Таджикистан в мае 2021 года была затронута «повестка дня российско-таджикистан-ского стратегического партнерства и союзничества»1. Нередко остается неясным, на каком уровне находятся страны в своих отношениях. Нечеткость уровней международных отношений приводит к неясности в системе мировой политики. Поэтому существует необходимость более тщательного исследования сущности стратегического партнерства, его отличия от тактического партнерства и союзничества как соседних уровней международных отношений.

Понятие стратегического партнерства

Вопросы изучения стратегического партнерства в международных отношениях актуальны и значимы для современного этапа развития общества. Многие страны заявляют об установлении стратегического партнерства, но не совсем ясно, что этот уровень влечет за собой. Этот вопрос существует уже сегодня. Но можно предвидеть, что он еще более обострится в ближайшем будущем. В настоящее время принципиально меняется геополитическая ситуация, формируется новый мировой порядок. Его вариациями могут быть многополярный, полицентричный, многосторонний или другие порядки2. Как следствие, может поменяться система стратегического партнерства между полюсами или центра-

1 Об официальном визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в Республику Таджикистан 19 мая 2021 года // URL: https://www.mid.ru/web/guest/maps/tj/-/asset_publisher/ VfByAd5UOwu3/content/id/4737231

2 Михайленко А.Н. Контуры нового мирового порядка // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 8. С. 148-165.

ми нового мироустройства. Поэтому потребность в уяснении сущности стратегического партнерства усиливается.

Прежде чем рассмотреть определение стратегического партнерства в сфере международным отношений, следует дать самую общую характеристику партнерству как способу общественных взаимоотношений, особой разновидности социального взаимодействия. Существует много определений сущности такого партнерства, но наиболее адекватным подходом, по мнению автора, является так называемый универсальный подход, в рамках которого партнёрства рассматривается как один из способов организации общественных отношений наряду с такими способами, как сотрудничество, сообщничество, конкуренция, конфликт3.

В рамках универсального подхода даётся следующее определение социальному партнерству: «социальное партнерство понимается как особый социальный институт, на основе которого реализуется определенный тип социальных отношений, направленных на развитие консенсуса и положительного результата в процессе взаимодействия социальных субъектов - партнеров этого взаимодействия». В самом общем смысле термин «социальное партнерство» характеризует весь спектр социальных взаимодействий между социальными субъектами, цель которых - достижение согласия и взаимный отказ от противоборства и конфронтации».4 Это вполне разумный подход, ведь в противоборстве и конфронтации действуют уже не партнеры, а противники и соперники.

В рамках различных гуманитарных наук выделяют ряд признаков социального партнерства. Е. Коротаева выделяет такие признаки, как соприсутствие участников совместной деятельности во времени и пространстве; получение единого результата; развитие в процессе совместной деятельности стабильных отношении между субъектами партнерства. Несколько иные признаки выделяет М. Дерябина, а именно: долгосрочный характер взаимодействия; взаимовыгодная основа такого взаимодействия; наличие постоянного, а не ситуационного взаимодействия; наличие определенной системы соглашений5.

Довольно системно основные признаки социального партнерства обосновывает С. Ховрин, выделяя пять аспектов6. Среди них наличие

3 Ситникова В.В. Социальное партнерство: Учебное пособие / В.В. Ситникова. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011. С. 27.

4 Ситникова В.В. Социальное партнерство: Учебное пособие / В.В. Ситникова. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011. С. 29.

5 Дерябина М.М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 61-77. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-8-61-77

6 Ховрин А.Ю. Социальное партнерство: сущность и классификация // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 1. С. 7-13.

как минимум двух социальных партнеров. Социальными партнерами могут быть личности, коллективы, социальные группы, социальные общности, государства, международные организации. Социальное партнерство предполагает социальное взаимодействие, а не просто социальные контакты, так как социальные контакты крайне нестабильны, они скоротечны. Спецификой социального партнерства как типа социальных отношений является равноправие партнеров, которые не связаны иерархическими отношениями или по крайней мере горизонтальные связи между ними имеют приоритет над вертикальными. Необходимо наличие общих целей и интересов партнеров, которые и должны быть реализованы в процессе партнерских отношений. Обязательно наличие специфических принципов взаимодействия, таких как атрибутивными, наиболее значимыми из них являются: рациональность, добровольность, симметрия отношений сторон. Всё сказанное относится и к стратегическому партнерству в международной сфере.

Что касается стратегического партнерства, то следует согласиться с теми авторами, кто полагает, что стратегическое партнерство в международных отношениях представляет собой ни что иное, как долговременное сотрудничество на международном уровне по большому количеству вопросов с целью получения максимальных выгод для себя и партнера. При этом, как правило, выделяют несколько особенностей стратегического партнерства в международной сфере7. Первой такой особенностью является особый субъект партнёрства. Таким субъектом является государство, несколько государств, международная организация или региональная организация. Второй особенностью стратегического партнерства в международной сфере является обоюдная заинтересованность акторов в сотрудничестве.

Третьей особенностью является наличие общих целей, задач, причём не просто общих целей, а именно общих стратегических целей и задач. Четвёртой особенностью является долгосрочность, долговременность сотрудничество, то есть для такого сотрудничества нехарактерна фрагментарность, кратковременность. Пятой особенностью стратегического партнерства является то, что, как правило, оно осуществляется в нескольких сферах взаимоотношений. Так, например, в политической сфере это может быть совместное участие в разрешении международных конфликтов, совместное участие в работе международных организаций.

7 Носов М.Г. Отношения ЕС - США: политика, экономика, безопасность // Современная Европа: журнал общественно-политических исследований. 2014. № 4. С. 12.

В экономической сфере - это взаимовыгодная торговля, интеграция финансовых систем. В военной сфере - это проведение совместных военных учений, выработка совместной стратегии безопасности. В культурно-духовной сфере - это совместный обмен в сфере культуры, науки, образования. Шестой особенностью является соблюдение принципа равноправия акторов такого сотрудничества, то есть в данном случае исключается система господства - подчинения8.

Если дискуссий насчет партнерства в политическом дискурсе не так много, то вопрос стратегичности обсуждается довольно активно. Обратим внимание на понятие стратегичности в отношении международных транспортных коридоров, которое предложили А.Н. Михайленко и П.Э. Бирюков9. Эти авторы считают, что под стратегичностью можно понимать ключевое свойство долгосрочного научно обоснованного безопасного политического, социально-экономического, научно-технологического и информационного развития международных транспортных коридоров для обеспечения эффективной реализации национальных интересов страны. Автор считает, что данный подход можно распространить не только на международные транспортные коридоры, но и на другие сферы внешнеполитической деятельности страны.

Таким образом, можно определить, что стратегическое партнерство является целенаправленным взаимодействием между акторами, которое носит долгосрочный, непрерывный, стабильный характер, основано на реализации взаимных коренных интересов и, как правило, осуществляется во всех сферах общественной жизни. Этими чертами оно отличается от сиюминутного, тактического международного сотрудничества.

Критерии стратегического партнерства

Стратегическое партнерство является одним из уровней отношений между странами. А.Н. Михайленко предложил следующую классификацию этих уровней10. Международное взаимодействие складывается из сопротивления и сотрудничества. В сопротивлении имеются уровни противника и соперника, а в сотрудничестве - уровни партнерства и союзничества. Уровень партнерства имеет подуровни простого партнер-

8 Павлов В.В. Основные теоретические подходы к анализу внешней политики государства // Вопросы политической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

9 Михайленко А.Н., Бирюков П.Э. Стратегичность международных транспортных коридоров // Этно-социум и межнациональная культура. 2019. № 6 (132). С. 89-103.

10 Михайленко А.Н. Уровни развития двусторонних международных отношений // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 4 (154). С. 96-108

ства, стратегического партнерства и особых отношений. Если исходить из этой классификации, то необходимо определить, каковы критерии уровня стратегического партнерства. Другими словами, нужно уяснить, чем отличается стратегическое партнерство от простого партнерства или от союзничества.

В принципе соглашаясь с такой классификацией, мы полагаем, что термин простого партнерства можно было бы заменить на тактическое партнерство. Данное предложение исходит из классической оппозиции стратегии и тактики. В этом случае под тактическим партнерством можно было бы понимать нейтральные отношения между странами, эпизодическое сотрудничество между ними по краткосрочным проектам, представляющим взаимный интерес в отдельных областях взаимодействия без взятия на себя долгосрочных обязательств.

В настоящее время критерии стратегического партнерства не выработаны, поэтому отнесение какой-то страны к этому уровню отношений чаще всего зависит от политической потребности и конъюнктуры. Наиболее просто такие критерии можно было бы выработать в экономической сфере. Подобную задачу поставили и решили ученые из немецкого института MERICS. Они изучали вопросы стратегической зависимости Евросоюза от Китая. Согласно их подходу, стратегической может рассматриваться зависимость, при которой страна экспортирует более 50 % какого-то товара из одного источника (страны), а доля этого источника на мировом рынке данного товара составляет более 30 %. Согласно этой методологии, ЕС стратегически зависит от поставок из Китая по 659 категориям товаров, а всего в товарной номенклатуре имеется 5,6 тыс. позиций11.

Для изучения экономической составляющей стратегического партнерства можно использовать и индексы интеграционного взаимодействия стран. Хотя они в большей степени характеризуют следующую ступень отношений стран, то есть союзничество, но отчасти по ним можно судить, насколько близкими могут быть экономические интересы взаимодействующих стран. К таким показателям относятся место страны среди основных торговых партнеров, Индекс вовлеченности стран мира в международную торговлю, Индекс торговой комплементарности и другие12. В интеграционных структурах используются также различные

11 Mapping and recalibrating Europe's economic interdependence with China // URL: https://merics.org/en/ report/mapping-and-recalibrating-europes-economic-interdependence-china

12 Бояр A.A. Дифференциация «полезности», получаемой государствами от участия в интеграционной группировке // Региональные исследования. 2014. Выпуск 2(44). С. 51-56; Вдовиченко Е.А. Модель оценки эффективности интеграционных процессов экономических систем // Современные технологии управления. 2013. № 9 (33). С. 9-16.

показатели конвергентности, по которым можно судить о близости экономик интегрирующихся стран. Они могут быть полезны и при анализе стратегического партнерства.

Очевидно, таким же образом определить стратегичность отношений в политической сфере будет гораздо сложнее, в том числе потому, что в политике нет такой измеряемости отношений, которая есть в экономике. Тем не менее, и в политике для измерения уровня стратегического партнерства могут быть использованы некоторые показатели. Например, стратегическое партнерство означает, что по основным, кардинальным политическим проблемам человечества у этих стран должна быть одинаковая позиция. О стратегическом партнерстве может свидетельствовать и частота встреч на высшем уровне. Для стратегического партнерства важно, чтобы у стран совпадала направленность их крупных стратегических проектов. Важно, чтобы сотрудничали не только столицы и главы государств, но и народы и муниципалитеты. Могут быть и другие показатели политического аспекта стратегического партнерства.

Очередная проблема в исследовании стратегического партнерства состоит в том, что отношения между странами развиваются нелинейно. В идеале было бы, наверное, их поступательное развитие, от тактического партнерства к союзничеству. Однако на практике очевидно, что далеко не всегда за уровнем тактического партнерства следует уровень стратегического партнерства, а за ним - уровень союзничества. Если вернуться к отношениям Китая и Евросоюза, то они признали друг друга стратегическими партнерами в 2003 году, а в 2019 году Евросоюз назвал Китай системным соперником13. То есть вместо того, чтобы двигаться от стратегического партнерства в сторону союзничества, они двигаются в сторону соперничества. Следовало бы уяснить, от чего зависит такая динамика.

Наконец, еще одна проблема, которая заслуживает рассмотрения - это пороги пересечения уровня стратегического партнерства. Определения такого порога проще достичь в экономической сфере. Тот же институт MERICS из Германии определил не только стратегическую, но и критическую зависимость ЕС от Китая. Под ней немецкие ученые предлагают понимать такое ограничение доступа к важным категориям товаров, которое может подорвать экономику страны или другим способом сделать ее уязвимой. Зависимость этой степени ЕС от Китая они выявили по 103

13 EU-China - A strategic outlook. 12 March 2019 // URL: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/com-munication-eu-china-a-strategic-outlook.pdf

категориям товарной номенклатуры. Можно предположить, что критическая зависимость в экономике должна соответствовать союзническим отношениям в политике, иначе ее нельзя допускать для обеспечения суверенитета страны и реализации ее национальных интересов. Тем более сложным представляется определение порогов перехода от стратегического партнерства к союзничеству в политической сфере.

Стратегическое партнерство России и Китая

Если следовать предложенным критериям, то можно сделать вывод, что между Россией и Китаем установились отношения стратегического партнерства. Китай является первым, самым крупным торговым партнером России. Доля Китая во внешнеторговом обороте России в 2020 году составила 18 %14. В 2018 году това рооборот Росси и с Ки таем соста вил 108 283 490 396 долл. США, увели чившись на 24,51% (21 319 146 670 долл. США); в 2019 году товарооборот составил - 110 918 574 885 долл. США, рост на 2,43%; в 2020 году товарооборот составил - 103 969 180 953 долл. США, уеньшение на 6,27% (пандемийный год)15.

По основным политическим проблемам глобального развития у Москвы и Пекина близкая или одинаковая позиция. Об этом свидетельствуют результаты голосования в ООН по основным пунктам повестки дня. Руководители двух стран регулярно встречаются для «сверки часов». Ежегодно начиная с 2016 года лидеры России и КНР встречаются не менее 5 раз в год.16 У двух стран есть договоренность о сопряжении их крупнейших геополитических и геоэкономических проектов - Евразийского экономического союза и Инициативы пояса и пути17. Обе страны взаимодействуют в многосторонних форматах, в частности, в рамках таких международных организаций, как ШОС и БРИКС. Между двумя странами развивается региональное и приграничное сотрудничество. Между реги онами двух стра н сложи лось 241 па ртнерская пара. В том чи сле 97 — на уровне субъек тов РФ, 144 — на уровне муни ципальных органов. 51 субъек т РФ связа н с реги онами КНР согла шениями о сотрудничестве, у 91 муни ципалитета и меются па ртнеры в Китае18.

14 Оборот внешней торговли России https: // URL: russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/ vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-4-kvartale-2020-goda/

15 Там же.

16 Межгосударственные отношения между Россией и Китаев // URL: ria.ru>20210628/otnosheni-ya-1738631929.html?in=t

17 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества. 8 мая 2015 года // URL: http://kremlin.ru/supplement/4969

18 Акимова В.Г. Перспективы научно-технического сотрудничества РФ и КНР. Современные востоковедческие исследования. 2019. 1 (4). С. 118-120.

Однако нахождение на уровне стратегического партнерства не означает, что между странами отсутствуют проблемы. В рамках ШОС и БРИКС исследователи обращают внимание на несовпадающие интересы между двумя государствами: для Китая важен в первую очередь экономический аспект взаимодействия, КНР рассматривает территорию государств-членов ШОС как рынок сбыта своей продукции19. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трёх зол» (по терминологии ШОС): терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом20.

КНР обладает большим демографическим потенциалом, чем Россия, и поэтому России может грозить перспектива стать младшим партнером в рамках названного диалога21. Обращается внимание и на принципиально разную культурную, цивилизационную основу РФ и КНР. Существует довольно распространенное мнение о том, что Россия в большей степени ориентирована на западные ценности, а Китаю до сих пор такие ценности чужды22. Это действительно очень важный вопрос, и исследователи обращают внимание на необходимость развития евразийской идентичности в приоритетных российских международных проектах, например, в развитии Евразийского экономического союза23.

Есть определённые проблемы и в сфере российско-китайского экономического сотрудничества. Несмотря на то, что Китай ежегодно инвестирует в Россию 1 млрд. долл., объем встречных инвестиций России в Китай в 100 раз меньше. Это негативно сказывается на партнерских отношениях между странами, поскольку Китай также ждет российских инвестиций в свою экономику и откладывает инвестирование ряда перспективных проектов в России. Существуют проблемы и в структуре внешней торговли двух стран: Россия поставляет в Китай в основном сырье, а импортирует оттуда готовые товары. Тем не менее, эти проблемы не препятствуют развитию стратегического партнерства между двумя странами. Нахождение решений этих проблем будет способствовать еще более эффективному стратегическому партнерству России и Китая.

19 Лю Цяи. Совместная потребность России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 1. С. 15.

20 Лавров В.С. Статус и деятельность Шанхайской организации сотрудничества: международно-правовой аспект. Автореф... канд. юрид. наук. Москва. 2008. С. 15.

21 Куртов А. Неоднозначность активности Китая в Центральной Азии. // URL: http://www.webcitation. org/60qvt4jiU

22 Гуань Ц. Развитие китайско-российских отношений в рамках инициативы «Один пояс—один путь» // Молодой ученый. 2018. №7. С. 57-62.

23 Михайленко А.Н., Ильина М.Ю. Актуальные вопросы развития Евразийского экономического союза // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. №5. С. 138-150.

Заключение

Таким образом, стратегическое партнерство является одним из уровней международных отношений, находящимся между тактическим партнерством и союзничеством. Сущность стратегического партнерства в международных отношениях заключается в том, что оно является целенаправленным взаимодействием между акторами, которое носит долгосрочный, непрерывный, стабильный характер, основано на реализации взаимных коренных интересов и, как правило, осуществляется во всех сферах общественной жизни. Следует продолжить исследование этого уровня международных отношений. Представляют интерес его критерии и пороговые показатели. Необходимо изучить закономерности перехода от тактического партнерства к стратегическому, а также от стратегического партнерства к союзничеству. В рамках стратегического партнерства желательно изучить взаимодействие экономического, политического и других влияющих на него факторов.

Список литературы:

1. Акимова В.Г. Перспективы научно-технического сотрудничества РФ и КНР. Современные востоковедческие исследования. 2019. № 1 (4). С. 118-120.

2. Бояр A.A. Дифференциация «полезности», получаемой государствами от участия в интеграционной группировке // Региональные исследования. 2014. Выпуск 2 (44). С. 51-56.

3. Вдовиченко Е.А. Модель оценки эффективности интеграционных процессов экономических систем // Современные технологии управления. 2013. № 9 (33). С. 9-16.

4. Гуань Ц. Развитие китайско-российских отношений в рамках инициативы «Один пояс—один путь» // Молодой ученый. 2018. № 7. С. 57-62.

5. Дерябина М. М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 61-77. //

https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-8-61-77

6. Куртов А. Неоднозначность активности Китая в Центральной Азии. // URL: http://www.webcitation. org/60qvt4jiU

7. Лю Цяи Совместная потребность России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 1. С. 14-25.

8. Межгосударственные отношения между Россией и Китаев // URL: ria.ru>20210628/otnosheniya-1738631929.html?in=t

9. Михайленко А.Н. Уровни развития двусторонних международных отношений // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 4 (154). С. 96-108.

10. Михайленко А.Н. Контуры нового мирового порядка // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 8. С.148-165.

11. Михайленко А.Н., Бирюков П.Э. Стратегичность международных транспортных коридоров // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 6 (132). С. 89-103.

12. Носов М.Г. Отношения ЕС - США: политика, экономика, безопасность // Современная Европа: журнал общественно-политических исследований. 2014. № 4. С. 11-16.

13. Об официальном визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в Республику Таджикистан 19 мая 2021 года // URL: https://www.mid.rU/web/guest/maps/tj/-/asset_publisher/VfByAd5UOwu3/content/id/4737231

14. Павлов В.В. Основные теоретические подходы к анализу внешней политики государства // Вопросы политической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

15. Оборот внешней торговли России // URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-4-kvartale-2020-goda/

16. Ситникова В.В. Социальное партнерство: Учебное пособие / В.В. Ситникова. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011.

17. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества. 8 мая 2015 года // URL: http://kremlin.ru/supplement/4969

18. Михайленко А.Н., Ильина М.Ю. Актуальные вопросы развития Евразийского экономического союза // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 5. С. 138-150.

19. Ховрин А.Ю. Социальное партнерство: сущность и классификация // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 1. С. 7-13.

20. EU-China - A strategic outlook. 12 March 2019 // URL: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/communication-eu-chi-na-a-strategic-outlook.pdf

21. Mapping and recalibrating Europe's economic interdependence with China // URL: https://merics.org/en/report/mapping-and-re-calibrating-europes-economic-interdependence-china

Bibliography

1. Akimova V.G. Prospects for scientific and technical cooperation between the Russian Federation and China. Contemporary Oriental Studies. 2019. № 1 (4). P. 118-120.

2. Boyar A.A. Differentiation of "usefulness" received by states from participation in an integration group // Regional Studies. 2014.

Issue 2 (44). P. 51-56.

3. Vdovichenko E.A. A model for evaluating the effectiveness of integration processes in economic systems // Modern management technologies. 2013. № 9 (33). P. 9-16.

4. Guan Q. Development of Sino-Russian relations in the framework of the One Belt, One Road initiative // Young scientist. 2018.

№ 7. P. 57-62.

5. Deryabina M. M. Public-private partnership: theory and practice. Questions of Economics. 2008. № 8. P. 61-77. // https://doi.

org/10.32609/0042-8736-2008-8-61-77

6. Kurtov A. The ambiguity of China's activity in Central Asia. // URL: http://www.webcitation. org/60qvt4jiU

7. Liu Qiai Joint need of Russia and China in the Shanghai Cooperation Organization // Historical and socio-educational thought. 2015. № 1. P. 14-25.

8. Interstate relations between Russia and China // URL: ria.ru>20210628/otnosheniya-1738631929.html?in=t

9. Mikhailenko A.N. Levels of development of bilateral international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 4 (154).

P. 96-108.

10. Mikhailenko A.N. Contours of the new world order // Ethnosocium and international culture. 2019. № 8. P.148-165.

11. Mikhailenko A.N., Biryukov P.E. The strategic nature of international transport corridors // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 6 (132). P. 89-103.

12. Nosov M.G. EU-US Relations: Politics, Economics, Security // Modern Europe: Journal of Socio-Political Research. 2014. № 4. P. 11-16.

13. On the official visit of the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation S.V. Lavrov to the Republic of Tajikistan on May 19, 2021 // URL: https://www.mid.ru/web/guest/maps/tj/-/asset_publisher/VfByAd5UOwu3/content/id/4737231

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Pavlov V.V. The main theoretical approaches to the analysis of the foreign policy of the state // Issues of political science: materials of the II Intern. scientific conf. (St. Petersburg, July 2016). - St. Petersburg: Own publishing house, 2016.

15. Russian foreign trade turnover // URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-4-kvartale-2020-goda/

16. Sitnikova V.V. Social partnership: Textbook / V.V. Sitnikov. - Blagoveshchensk: Amur State. un-t, 2011.

17. Joint statement of the Russian Federation and the People's Republic of China on deepening comprehensive partnership and strategic cooperation and on promoting mutually beneficial cooperation. May 8, 2015 // URL: http://kremlin.ru/supplement/4969

18. Mikhailenko A.N., Ilyina M.Yu. Topical issues of the development of the Eurasian Economic Union // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2020. № 5. P. 138-150.

19. Khovrin A.Yu. Social partnership: essence and classification // Social and humanitarian knowledge. 2009. № 1. P. 7-13.

20. EU-China - A strategic outlook. 12 March 2019 // URL: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/communication-eu-chi-na-a-strategic-outlook.pdf

21. Mapping and recalibrating Europe's economic interdependence with China // URL: https://merics.org/en/report/mapping-and-re-calibrating-europes-economic-interdependence-china

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.