DOI: 10.54631/VS.2022.64-117515
ИНДИЯ—ВЬЕТНАМ: 50 ЛЕТ ПО ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С. В. Уянаев1
Аннотация. В 2022 г. исполнилось полвека установлению дипломатических отношений между Индией и Вьетнамом. В статье предпринята попытка проследить историю и этапы двусторонних связей, взаимные интересы и их ограничители. Рассмотрены главные направления текущего взаимодействия в рамках всеобъемлющего стратегического партнерства. Перспективы отношений между двумя странами оцениваются автором как в целом благоприятные, что сообразуется и с интересами России.
Ключевые слова: Вьетнам, Индия, партнерство, интересы, китайский фактор, безопасность, экономика.
Для цитирования: Уянаев С. В. Индия—Вьетнам: 50 лет по пути взаимодействия // Вьетнамские исследования. 2022. Т. 6. № 4. С. 13-22.
Дата поступления статьи: 09.09.2022
Дата поступления в переработанном виде: 21.09.2022
Принята к печати: 11.11.2022
Введение
Истекшие 50 лет стали временем неуклонного поступательного развития связей Вьетнама и Индии. По своему значению они нередко выходили за двусторонний формат и поэтому сегодня актуальны не только в качестве самоценного фактора, но и в более широком региональном контексте, в том числе с учетом ситуации в виртуальном треугольнике «Вьетнам—Индия—Китай». Отношения между Ханоем и Нью-Дели важны и для Москвы, поскольку Индия и Вьетнам находятся среди приоритетных внешнеполитических партнеров России.
Тема отношений двух стран привлекает достаточно пристальное внимание исследователей. Чаще встречаются работы индийских экспертов, в частности, А. Малхотра [Malhotra 2012], Х.В. Пант [Pant 2018], А. Годболе [Godbole 2017]. Комплексно исследуя историю, взаимные интересы и современную повестку двусторонних связей, практически все они приходят к заключению о «повышенной важности» отношений с Вьетнамом, который официальный Нью-Дели не первый год называет «столпом» индийского курса в отношении Восточной Азии («Look East and Act East Policy»). Наблюдается видимый консенсус и в оценке имеющихся у Индии основных стимулов к взаимодействию. Главными из них рассматриваются, как правило, «китайский фактор», а также географическое расположение Вьетнама близ ключевых для Индии морских коммуникаций, в том числе в Южно-Китайском
1 Уянаев Сергей Владимирович, к. и. н., заместитель директора по науке, Институт Китая и современной Азии Российской академии наук. ORCID: 0000-0002-5471-8224. E-mail: svuyav@yahoo. com
море (ЮКМ); среди совпадающих стратегических интересов упоминается и «обеспечение энергетической безопасности» [Chaturvedy 2022]. Ряд аналитиков, к примеру из экспертного центра Drishti IAS, тем не менее, говорит о «вызовах и ограничителях» сотрудничества, не предавая им, впрочем, сколько-нибудь драматического характера [India—Vietnam... 2019].
Индийскому «углу» политики СРВ уделяют внимание и вьетнамские специалисты, в частности Во Суан Винь [Vo Xuan Vinh 2013], Линь Фам [Linh Pham 2020] и другие. Мэйнстримом таких публикаций также является позитивная оценка характера и перспектив отношений СРВ с Индией, констатация совпадений целей и движущих сил «восточного курса» Индии и политики Вьетнама. Отмечается, что на основе таких сходных императивов, как «укрепление отношений с традиционными друзьями», принцип многосторонности, стремление к широкой диверсификации отношений с партнерами, Индия и Вьетнам способны строить тесные и прочные стратегические отношения. [Vo Xuan Vinh 2013: 48].
Отношения Вьетнама и Индии изучаются и в работах экспертов третьих стран. В частности, исследователь Фонда Стэнтона А. Панда [Panda 2018] и сотрудник Института Южной Азии Сингапурского университета Р. Бора [Borah 2018] также обращают внимание на серьезные стратегические мотивации к индийско-вьетнамскому сближению, в том числе во многом связанные с «озабоченностями перед лицом Китая». При этом сингапурский специалист замечает, что в двустороннем диалоге не всё «окрашено лишь розовыми тонами», например, в «отстающей» торгово-экономической сфере.
Связи двух стран служат предметом и отечественных разработок, но они в основном касаются лишь отдельных аспектов. Так, Е. В. Брагина, исследуя торгово-экономические связи двух стран, при этом касаясь и «китайского фактора», приходит к выводу, что, несмотря на относительно скромные пока объемы двусторонней торговли, в последние годы она «развивается по нарастающей» [Брагина 2019: 40].
Разные этапы, неизменная тенденция
Исторические версии о первых экономических, культурных обменах между народами, населявшими нынешние Индию и Вьетнама, восходят ко II веку. Согласно этим версиям существовавшее в VII-XVII вв. на территории современного Вьетнама государство Тямпа несло явный отпечаток индийской традиции и культуры, привнесённой буддийскими монахами и другими выходцами с Индостанского полуострова [Cultures: 01.04.2014]. Установление в 1972 г. официальных отношений между Демократической Республикой Вьетнам и Республикой Индия, с одной стороны, стало данью исторической логике, с другой — явилось толчком к поэтапному развитию взаимовыгодных связей.
Но еще до этого, в 1954 г., Дж. Неру стал одним из первых мировых лидеров, посетивших Вьетнам вскоре после его победы над французами при Дьенбьенфу. Через четыре года в Индии побывал президент ДРВ Хо Ши Мин, уже тогда назвавший отношения между Индией и Вьетнамом «процветающими под безоблачным небом» [Dipanjan: 11.06.2021] Такой старт задал тон отношениям двух государств, которые затем прошли несколько знаковых этапов, но оставались при этом неизменно дружественными.
Индия уже в первые годы после установления дипломатических отношений активно выступала против действий США во время вьетнамской войны, высказывалась в пользу демократического воссоединения двух частей страны. Позже Индия стала одной из немногих стран несоциалистического мира, выступивших на стороне Вьетнама в ходе Третьей
Индокитайской войны. Эти шаги не могли не вызвать ответную позитивную реакцию Вьетнама.
Индия в 1975 г. предоставила Вьетнаму режим наибольшего благоприятствования в торговле, в 1978 г. страны подписали торговое соглашение. В 1982 г. были инициированы действующие и сегодня регулярные заседания Совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, возглавляемой министрами иностранных дел двух государств.
С конца 1970-х годов стало набирать обороты сотрудничество по линии обороны и безопасности. Весной 1979 г. северные районы Вьетнама, затронутые пограничной войной, посетила индийская военная делегация.
В 1984 и 1989 г., давая новый толчок обменам на высшем уровне, в Индии с визитами побывали генеральные секретари ЦК КПВ. Развивались контакты в других сферах, в том числе культурно-гуманитарной. Тем самым был задан тесный партнерский тон самому вектору двусторонних отношений.
Распад в 1990-е годы прежней биполярной системы мирового порядка предопределил, в том числе неизбежные трансформации во внутренней и внешней политике многих государств, включая Вьетнам и Индию. Но на фоне всех произошедших перемен важно, что они никак не ослабили позитивный тренд вьетнамо-индийского диалога.
Объективно этому в значительной мере способствовала важная индийская новация — провозглашение правительством Нарасимха Рао курса «Взгляд на Восток» («Look East»). Новый курс, предусматривавший, в том числе, большую внешнюю ориентированность экономической политики, подразумевал активизацию связей с государствами Восточной, прежде всего Юго-Восточной Азии. Причем приоритетную роль в нем Нью-Дели с самого начала отводил уже утвердившемуся партнеру — Вьетнаму [Malhotra 2012: 76]. Очевидно, что Ханой, испытывавший аналогичную потребность в «постбиполярной» диверсификации, был готов пойти навстречу традиционно дружественному партнеру [Vietnam among pillars... 2013]
Так или иначе, начало 1990-х годов было отмечено активизацией связей, в частности, в экономической сфере. Заметные подвижки в виде новых соглашений были также в оборонной области [Malhotra 2012: 81]
Но что особенно важно, с наступлением нового века механизм двустороннего взаимодействия был существенно укреплён за счет придания достаточно регулярного характера диалогу на высшем уровне. В 2001 г. в СРВ с официальным визитом побывал премьер-министр Индии, в 2005 и 2007 г. визиты в Индию совершили соответственно генеральный секретарь ЦК КПВ и премьер-министр. Всего же за полтора десятка лет с начала столетия состоялось 15 взаимных визитов на высшем и высоком уровне (визиты лидера КПВ, а также президентов и вице-президентов, премьер-министров и руководителей парламентов двух стран). Тесный диалог продолжался между главами и высокими представителями внешнеполитических ведомств.
Переговоры на высшем и высоком уровне привели к заключению ряда фундаментальных соглашений. Среди них — подписанный министрами иностранных дел 1 мая 2003 г. первый с начала официальных отношений комплексный документ — Совместная рамочная декларация о всеобъемлющем сотрудничестве. Декларация проложила дорогу другому знаковому событию — официальному выходу двусторонних отношений на уровень «стратегического партнерства». Об этом было заявлено в июле 2007 г. в ходе переговоров премьер-министров двух стран. Документ о стратегическом партнерстве, помимо прочего,
содержал договоренность запустить с 2009 г. Стратегический диалог на уровне заместителей глав МИД [Pant 2018: 4].
«Стратегическое и всеобъемлющее»
Со второй половины 2010-х годов в двусторонних связях есть основания отсчитывать очередной этап. Тому имеются, как минимум, две причины.
Во-первых, учитывая позитивную динамику диалога, Индия и Вьетнам решили придать ему наиболее высокий статус — «всеобъемлющего стратегического партнерства». Об этом было объявлено в Совместном заявлении от 3 сентября 2016 г в ходе визита во Вьетнам премьер-министра Индии Нарендры Моди.
Во-вторых, появился своего рода очередной катализатор — объявленная незадолго до этого (2014 г.) Индией новая версия «восточного курса»: вместо прежнего «Взгляда на Восток» он стал именоваться политикой «Действовать на Востоке» [Big Picture... 2022] По свидетельству индийских экспертов, за этим стояла не просто коррекция формы, но и важная конкретизация содержания, поскольку прежние «экономические и культурно-гуманитарные задачи» дополнялись теперь нацеленностью на «более глубокое сотрудничество в области безопасности и партнерство в сфере обороны», а также намерением «налаживать связи со странами более широкого Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Австралию, Новую Зеландию, Японию и Южную Корею» [Mazumdar 2021]. При этом указывалось и на такие цели, как ответ на рост регионального влияния и «напористость Китая в Южно-Китайском море» [Big Picture. 2022].
Но с точки зрения отношений с СРВ принципиально важно отметить, что значимость отношений с ней для Индии только возрастала. Об этом прямо упоминал премьер-министр Н. Моди [Godbole 2017: 2]. Об этом же с еще большей акцентированностью говорили эксперты, подчеркивая, что «Вьетнам становится ключевым государством в политике Индии "Действовать на Востоке" [India—Vietnam. 2019]. Показательно, что во Вьетнаме такой подход пользуется поддержкой, о чём не раз писали вьетнамские эксперты, приветствуя роль, отводимую Вьетнаму в региональной политике Индии [Linh Pham 2020]
Был продолжен обмен визитами на высшем и высоком уровне. В 2018 г. Индию посетил премьер-министр Вьетнама, встречные визиты совершили президенты двух стран. В мае 2019 г. во Вьетнам прибыл вице-президент Индии, а в феврале 2020 г. в Индии побывал его вьетнамский коллега.
Во время пандемии COVID-19 контакты практически не ослабели, переместившись в виртуальный режим. Знаковый характер имел виртуальный саммит 21 декабря 2020 г., в ходе которого премьер-министры двух стран приняли комплексное заявление под названием «Совместное видение мира, процветания и народов». Подводя итоги развития отношений, документ вновь наметил широкие перспективы взаимодействия на предстоящий период [India — Vietnam. 2020]. Позже (в июле 2021 г. и апреле 2022 г.) состоялись телефонные переговоры главы индийского правительства соответственно с премьер-министром и президентом СРВ.
В части практического сотрудничества важным стало проведение в августе 2020 г. 17- го заседания (онлайн) действующей уже 40 лет Совместной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Уже в 2021 г. некоторые очные контакты были возобновлены: в сентябре в Вене встретились спикеры индийского и вьетнамского парламентов. В кулуарах очередной сессии
ГА ООН в Нью-Йорке провели переговоры министры иностранных дел двух стран. Их новая встреча прошла в июне 2022 г. в Нью-Дели, где глава вьетнамской дипломатии был принят также премьер-министром Индии [Vietnamese FM... 2022].
Императивы и интересы
Представленная выше картина истории, этапов и общего характера связей помогает конкретнее понять их движущие силы и взаимные интересы. В качестве главного из мотивов отчётливо вырисовывается взаимное стремление использовать «стратегическое и всеобъемлющее» взаимодействие в целях укрепления собственных внешнеполитических позиций (прежде всего региональных), содействовать интересам своей безопасности и экономического развития. При этом очевидно, что одним из главных вызовов таким интересам и Индия, и Вьетнам считают политику КНР: обе страны имеют территориальные споры с Китаем; и в Ханое, и в Нью-Дели выражают скрытую, а порой и явную обеспокоенность «стремлением КНР к региональному доминированию».
Этот взаимный императив с особой откровенностью формулируют в индийском экспертном сообществе: «Столкнувшись с китайской агрессией в 1962 и 1979 г., Индия и Вьетнам разделяют определённую степень антагонизма по отношению к Китаю. Стремление Вьетнама к независимости и его решительная позиция против гегемонизма рассматриваются Индией как потенциальная сила перед лицом китайских амбиций» [Malhotra 2012: 80].
Особенно серьёзные заинтересованности Индия высказывает в части перспектив «морского сотрудничества» с СРВ. С одной стороны, в Индии имеют в виду потребности страны как «морской нации», 90 % объема торговли которой проходит по морям, с другой -геостратегическое положение Вьетнама как «непосредственного игрока в исключительно важном с точки зрения торгового судоходства ЮКМ, через которое идёт свыше половины индийских торговых грузов» [Chaturvedy 2022]. По этой причине Индия высоко ценит взаимодействие с Вьетнамом по вопросам отстаивания «свободы судоходства» и «открытого морского пространства». Еще в конце 2010-х годов в Индии стала обсуждаться концепция «единого Индо-Тихоокеанского региона» (ИТР), которая, по мнению специалистов, отражает цели Индии по «созданию в регионе подвижной системы геополитических противовесов в условиях растущего влияния Китая и вызванного этим внимания к региону со стороны США» [Гулевич 2019]: В этой системе противовесов существенное место Нью-Дели отводит как раз Ханою, рассчитывая на встречное движение, в том числе по причине его спора с Пекином в ЮКМ.
Следует иметь в виду, что несмотря на сложность восприятия «китайского фактора», и Индия, и Вьетнам демонстрируют настрой на конструктивный диалог с КНР в сферах совпадающих интересов (для Вьетнама КНР — главный внешнеэкономический партнер, для Индии — однозначно основной рынок импорта) [Total Trade. 2022]. И Ханой, и Нью-Дели стремятся избегать пересечения антикитайских «красных линий», что прежде всего касается достаточно тесного диалога обеих столиц с Вашингтоном.
Если говорить в целом, то факторами, способствующими сближению, являются историческое отсутствие каких-либо заметных двусторонних политических проблем, споров; сходство международных приоритетов, включая стремление к «стратегической автономии» и диверсифицированной политике, сочетающей широкое международное взаимодействие с независимостью и равноизмеримой дистанцией от различных центров влияния и силы. Индия
весьма ценит вьетнамскую поддержку в её стремлении обрести место постоянного члена Совета Безопасности ООН и войти в состав АТЭС.
Безопасность, оборона, международная повестка
Хотя термин «всеобъемлющее партнерство» применительно к отношениям двух стран вовсе не является фигурой речи и отражает их реальное стремление вести диалог в широком спектре областей, попытка даже кратко представить событийную повестку взаимодействия неизбежно приводит вначале к сфере «стратегической стабильности», безопасности и обороны.
В Стратегическом диалоге на уровне заместителей министров иностранных дел, стартовавшем в 2009 г., к лету 2022 г. насчитывалось уже восемь раундов. Прошедшая в ноябре 2021 г. восьмая встреча заострила внимание, в частности, на задаче «укреплять двустороннее сотрудничество в соответствии с индийской Инициативой по Индо-Тихоокеанскому региону (IPOI, предусматривает 7 пунктов сотрудничества по «морской тематике» - от безопасности и транспорта до экологии и океанских ресурсов) [India— Vietnam. 2021].
Оборонное сотрудничество двух стран в текущем веке строится на базе ряда двусторонних документов ( в т.ч. от марта 2000 и ноября 2009 г.), где речь идёт, в частности, об обязательствах Индии оказывать помощь в создании оборонной промышленности Вьетнама и общем укреплении вьетнамских ВВС и ВМФ, в обучении вьетнамского военного персонала. Также имелись в виду поставки Индией ряда видов вооружений. [Malhotra 2012: 81-84].
Важное значение имели Заявление о совместном видении отношений в области обороны (май 2015 г.), а также Совместное заявление по итогам упоминавшегося визита премьер-министра Индии во Вьетнам (сентябрь 2016 г.). В рамках провозглашённого «всеобъемлющего стратегического партнерства» Индия заявила о предоставлении Вьетнаму двух кредитных линии (100 и 500 млн долл.) на закупку индийской военной техники. Был подписан контракт на поставку Вьетнаму 12 морских высокоскоростных патрульных катеров фирмы Larsen & Toubro [Joint Statement. 2016].
Взаимодействию содействует оснащение армий обеих стран многими типами российской техники, что позволяет имеющим больший опыт индийским военным помогать, например, вьетнамским подводникам и пилотам. Проводятся совместные учения — недавние с участием ВМФ прошли в летом 2021 г. в ЮКМ.
Как новый важный шаг в деле укрепления оборонного сотрудничества было расценено подписание двумя министрами обороны в июне 2022 г. в Ханое «Совместного заявления о перспективах индийско-вьетнамского оборонного партнерства до 2030 г.» и меморандума о «Взаимной логистической поддержке». Договоренности позволят индийским и вьетнамским военным кораблям и самолетам пополнять запасы топлива, получать техническую поддержку в морских и портовых объектах друг друга [Peri 2022]. Кроме того, ожидается, что в добавление к упомянутому контракту о патрульных катерах Вьетнаму будет передан корвет класса «Кхукри».
В части международной повестки Вьетнам и Индия заявляют о намерении взаимодействовать в многосторонних форматах, в том числе в ООН, в механизмах АСЕАН, в АСЕМ, а также в структуре сотрудничества Меконг - Ганг (MGC). Вьетнам поддерживает
Индию в её полноформатном диалоге с АСЕАН — ключевой организацией для всей индийской «восточной политики».
Очевидно, что, взаимодействуя на региональных площадках, Индия и Вьетнам стремятся продвинуть интересы собственной безопасности, в том числе в контексте уже не раз упоминавшихся непростых отношений с КНР, которая сама стремится наладить надёжные для своих позиций отношения с АСЕАН и другими важными для неё структурами. Одной из таких структур ряд экспертов считают, например, Инициативу Бенгальского залива по многосекторальному техническому и экономическому сотрудничеству (BIMSTEC), где представлены шесть стран Южной Азии во главе с Индией, а также входящие в АСЕАН Мьянма и Таиланд. Структура BIMSTEC, где отсутствуют Пакистан и Китай (хотя Пекин и проявлял интерес к организации) [Anand 2014], важна для Индии не только на фоне соперничества с КНР (в том числе в Мьянме), но и с точки зрения развития и вовлечения в межрегиональный экономический диалог своих северо-восточных штатов [Yahya 2005]. Некоторые региональные эксперты полагают, что вступление в BIMSTEC отвечало бы и интересам Вьетнама, для которого, как минимум, открывались бы новые экспортные рынки [Hasan 2021]. Свидетельств того, что Ханой предпринимает заметные шаги в данном направлении, пока не наблюдалось, причиной чему могут служить, в частности, «сложности в позиции Бангкока» [Yahya 2005]. Однако, если бы присоединение Вьетнама все же состоялось, BIMSTEC мог бы претендовать на роль дополнительной площадки вьетнамо-индийского взаимодействия по широкой повестке — от экономики до безопасности.
Торгово-экономическая и иные сферы
При всей значимости перечисленных выше сфер представлять, повторим, что повестка индийско-китайского взаимодействия исчерпывается только ими, было бы упрощением. Не случайно аналитики подчеркивают в этой связи, что «отношения двух стран не следует рассматривать лишь через призму того, что Вьетнам для Индии — это то же, что Пакистан для Китая. Существует огромный спектр сотрудничества, способствующего взаимному развитию» [India—Vietnam. 2019]. У Нью-Дели и Ханоя действительно есть немало других областей сотрудничества, таких как торговля и инвестиции, наука и техника, культура, производственная кооперация, добывающая промышленность и ряд других.
Торговля между Индией и Вьетнамом с 200 млн долл. в 2000 г. выросла до 14,1 млрд долл. в 2021/22 индийском финансовом году, причем с 2015 г. увеличилась почти втрое. Её продвижению способствовало создание Зоны свободной торговли Индия—АСЕАН. По индийской статистике, на середину 2022 г. положение Вьетнама в рейтинге 25 наиболее крупных торговых партнеров Индии не самое высокое — 23-е. Но оно в любом случае выше места России, замыкающей этот список. В аналогичном перечне торговых партнеров Индии среди стран АСЕАН Вьетнам идёт четвертым вслед за Сингапуром, Индонезией и Малайзией [Total Trade. 2022]. При этом Индия стабильно входит в топ-10 торговых партнёров Вьетнама.
Для обеих сторон торговля выглядит сбалансировано, с небольшим положительном сальдо в пользу Вьетнама. Индийский капитал инвестировал во Вьетнам почти 2 млрд долл., направив их в 200 с лишним инвестиционных проектов в таких секторах, как энергетика, разведка полезных ископаемых, агрохимикаты, производство сахара, чая, кофе, IT-технологии и автозапчасти [Bhatla 2020]. Вьетнамские инвестиции в Индии объемом около 29 млн долл. в
2021 г. реализовывались в фармацевтике, IT-технологиях, производстве химикатов и стройматериалов.
В сфере добывающей промышленности обе страны уже свыше 30 лет совместно осваивают нефтяные ресурсы в ЮКМ. По соглашениям между индийской компанией ONGC и вьетнамской корпорацией Петровьетнам ведется (несмотря на недовольство КНР) разведка новых морских месторождений. Вьетнам рассчитывает также на содействие Индии в сфере освоения мирного атома.
Достаточно насыщена и гуманитарная повестка сотрудничества. _Успешно работает Индийский культурный центр Свами Вивекананды (SVCC), созданный в Ханое. Осуществляются научные, молодежные обмены. Развиваются академические связи. Развитию туристических контактов способствовал запуск в 2019 г. прямого авиасообщения между странами и достигнутое сторонами упрощение визового режима [Embassy of India 2022].
Заключение
Позитивные тренды не означают, что в диалоге полностью отсутствуют вызовы и нерешённые вопросы. В обеих странах считают недостаточным объемы и уровень экономического взаимодействия. Вьетнам с осторожностью относится к некоторым региональным проектам с участием Индии (Quad). А тот же «фактор Китая», который, с одной стороны, подталкивает Вьетнам и Индию друг к другу, с другой — порой заставляет их действовать в двустороннем диалоге подчеркнуто осторожно, «с оглядкой на красные линии».
Тем не менее перспективы индийско-вьетнамского партнерства выглядят достаточно надёжными. Как подчеркивала в редакционном комментарии от 21 июля 2022 г. влиятельная индийская газета «Хинду», «дорожная карта, согласованная руководителями обеих стран, содействует поиску ответов на общие вызовы, способна дать решительный импульс индийско-вьетнамскому партнерству и тем самым укреплению региональной стабильности».
Такому сценарию, думается, вряд ли способна помешать и текущая международная турбулентность (вокруг Украины, Тайваня). Индия и СРВ в обоих случаях придерживаются сходных умеренных позиций (подспудное дистанцирование от антироссийских санкций и «нейтральное» голосование в ООН по Украине; принцип «одного Китая» в тайваньском вопросе). В обеих столицах не проявляют признаков перемен в прежнем «автономном» курсе на прочные партнерские отношения со всеми значимыми игроками. Причём можно ожидать, что такой курс вряд ли претерпит существенную коррекцию и перед лицом возможных новых акцентов в международных трансформациях.
Позитивное развитие диалога между Вьетнамом и Индией — приоритетными, наряду с КНР, азиатскими партнерами России — отвечает внешнеполитическим интересам РФ. Обстановка в Азии и АТР, включая широкие морские пространства региона, будет только стабилизироваться, если в конструктивный диалог по решению неизбежных проблем будут вовлекаться все без исключения значимые страны, включая соседей Индии и Вьетнама, если импульсом отношений будут служить лишь цели развития и мира.
Список литературы
Брагина Е. В. Вьетнам — Индия: внешнеэкономическое взаимодействие в XXI веке // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2019. № 3. https://doi.org/10.24411/2618-9453-2019-10025
Гулевич В. Индия в Индо-Тихоокеанском регионе: вызовы и задачи // Международная жизнь. 23.01.2019. URL: https://interaffairs.ru/news/show/21468
BbeTHaMCKHe iicc.iegoBaHiifl. 2022. T. 6. № 4
Anand B.V. BIMSTEC and BICM: Two Competing Sub-Regional Frameworks? 11.03.2014. URL: https://www.vifindia.org/article/2014/march/11/bimstec-and-bicm-two-competing-sub-regional-frameworks Bhatla S. India - Vietnam Trade and Investment Relations // India Briefing. 01.12.2020. URL: https://www.india-briefing.com/news/india-vietnam-trade-and-investment-relations-21282.html
Borah R. Vietnam's President Heads to India: What to Expect // The Diplomat. 01.03.2018. URL: https://thediplomat.com/2018/03/vietnams-president-heads-to-india-what-to-expect/
Chaturvedy R.R. India — Vietnam ties, from strong to stronger // The Hindu. 21.07.2022. URL: https://www.thehindu.com/opinion/op-ed/india-vietnam-ties-from-strong-to-stronger/article65663062.ece
Cultures: Vietnam's Champa Kingdom Marches on. 01.04.2014. URL: https://www.hinduismtoday.com/modules/smartsection/item.php?itemid=5491
Dipanjan R.C. India — Vietnam relations: contextualising the Indo-Pacific region. The Economic Times. 11.06.2021.https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/india-vietnam-relations-
contextualising-the-indo-pacific-region/articleshow/83427128.cms?utm_source=contentofinterest&utm_ medium=text&utm_campaign=cppst
Embassy of India. India — Vietnam Relations. 01.05.2022 // Bilateral Relations / Embassy of India. Hanoi. URL: https://www.indembassyhanoi.gov.in/page/bilateral-relations/
Godbole A. India Vietnam Defence Relations: History and Prospects // India Council of World Affairs Conference Paper. March 2017. P. 1-9. URL: https://www.researchgate.net/ publication/331816071_India_Vietnam_Defence_Relations_History_and_Prospects
Hasan P. Vietnam Could Benefit from Resolving the Rohingya Crisis Between Bangladesh and Myanmar // Eurasia Review. 23.11.2021. URL: https://www.eurasiareview.com/23112021-vietnam-could-benefit-from-resolving-the-rohingya-crisis-between-bangladesh-and-myanmar-oped
India—Vietnam Joint Vision for Peace, Prosperity and People / Ministry of External Affairs. Government of India. 21.12.2020. URL: https://www.mea.gov.in/bilateraldocuments.htm?dtl/33324/ India_Vietnam_Joint_Vision_for_Peace_Prosperity_and_People
India—Vietnam Political Consultations and Strategic Dialogue / Ministry of External Affairs. Government of India. 12.11.2021. URL: https://www.mea.gov.in/pressreleases.htm?dtl/34500/IndiaVietnam_ Political_Consultations_and_Strategic_Dialogue
India—Vietnam Relations. 20.05.2019 // TTP International Relations. Paper 2 / Drishti. URL: https: //www.drishtiias.com/to -the -points/Paper2/india-vietnam-relations
Joint Statement between India and Vietnam during the visit of Prime Minister to Vietnam. 03.09.2016 / Ministry of External Affairs. Government of India.
URL: https://www.mea.gov.in/bilateraldocuments.htm?dtl/27362/Joint_Statement_between_India_and_Viet nam_during_the_visit_of_Prime_Minister_to_Vietnam
Linh Pham. Vietnam — India advance comprehensive strategic partnership // Hanoi Times. 27.08.2020. URL: https://hanoitimes.vn/vietnam-india-advance-comprehensive-strategic-partnership-313992.html
Malhotra A. Indo-Vietnam Relations: An Answer to Sino-Pak Partnership? // Maritime Affairs. 2012. Vol. 8. No. 1. P. 71-92. URL: https://www.viet-studies.net/kinhte/Indo-Vietnam_Relations_ An_Answer_to_Sino.pdf
Mazumdar A. From "Look East" to "Act East": India's Evolving Engagement with the Asia-Pacific Region. 15.03.2021. URL: https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&hl=en&user= lmgagPcAAAAJ&citation_for_view=lmgagPcAAAAJ:kNdYIx-mwKoC
Panda A. India, Vietnam Tout International Law, Freedom of Navigation in South China Sea // The Diplomat. 05.03.2018. URL: https://thediplomat.com/2018/03/india-vietnam-tout-international-law-freedom-of-navigation-in-south-china-sea/
Pant H.V. India and Vietnam: A "strategic partnership" in the making // Policy Brief / Nanyang Technological University. Singapore, April 2018. P. 1-20. URL: https://www.rsis.edu.sg/wp-content/uploads/2018/04/PB 180409_-India-and-Vietnam.pdf
Peri D. India and Vietnam sign mutual logistics agreement // The Hindu. 08.06.2022. URL: https/www.thehindu.com/news/national/india-vietnam-ink-military-logistics-support-pact-vision-document-to-expand-defence-ties/article65506502.ece
The Big Picture: India's Act East Policy // Drishti. URL: https://www.drishtiias.com/pdf/the-big-picture -india-s -act-east-policy.pdf
Total Trade: Top countries // Export Import Data Bank / Department of Commerce. URL: https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/iecnttopn.asp (дата обращения: 23.08.2022).
Vietnam among pillars of India's "Look East" policy // VietnamNet. 18.11.2013. URL: http://english.vietnamnet.vn/fms/government/89377/vietnam-among-pillars-of-india-s--look-east--policy.html
Vietnamese FM attends Special ASEAN — India Foreign Ministers' Meeting // Vietnam News. 17.06.2022. URL: https://vietnamnews.vn/politics-laws/1251303/vietnamese-fm-attends-special-asean-india-foreign-ministers-meeting.html
VoXuan Vinh. Vietnam — India Relations in the Light of India's Look East Policy. New-Delhi. 2013.
60 p.
Yahya F. BIMSTEC and emerging patterns of Asian regional and interregional cooperation // Australian Journal of Political Science. 2005. Vol. 40. No. 3. P. 391-410. https://doi.org/10.1080/10361140500203936