Научная статья на тему 'ИНДИЯ-ВЬЕТНАМ: 50 ЛЕТ ПО ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ИНДИЯ-ВЬЕТНАМ: 50 ЛЕТ ПО ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / ИНДИЯ / ПАРТНЕРСТВО / ИНТЕРЕСЫ / КИТАЙСКИЙ ФАКТОР / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уянаев Сергей Владимирович

В 2022 г. исполнилось полвека установлению дипломатических отношений между Индией и Вьетнамом. В статье предпринята попытка проследить историю и этапы двусторонних связей, взаимные интересы и их ограничители. Рассмотрены главные направления текущего взаимодействия в рамках всеобъемлющего стратегического партнерства. Перспективы отношений между двумя странами оцениваются автором как в целом благоприятные, что сообразуется и с интересами России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIA-VIETNAM: FIFTY YEARS ON THE PATH OF INTERACTION

2022 is the fiftieth year of diplomatic relations between India and Vietnam. The article is an attempt to follow the history and stages of the bilateral relations, mutual interests and their limiters. The author discusses the main trends of the current interaction in the scope of comprehensive strategic partnership. The conclusion is made of a favorable prospect of the two countries’ relations, which meets the interests of Russia.

Текст научной работы на тему «ИНДИЯ-ВЬЕТНАМ: 50 ЛЕТ ПО ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

DOI: 10.54631/VS.2022.64-117515

ИНДИЯ—ВЬЕТНАМ: 50 ЛЕТ ПО ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С. В. Уянаев1

Аннотация. В 2022 г. исполнилось полвека установлению дипломатических отношений между Индией и Вьетнамом. В статье предпринята попытка проследить историю и этапы двусторонних связей, взаимные интересы и их ограничители. Рассмотрены главные направления текущего взаимодействия в рамках всеобъемлющего стратегического партнерства. Перспективы отношений между двумя странами оцениваются автором как в целом благоприятные, что сообразуется и с интересами России.

Ключевые слова: Вьетнам, Индия, партнерство, интересы, китайский фактор, безопасность, экономика.

Для цитирования: Уянаев С. В. Индия—Вьетнам: 50 лет по пути взаимодействия // Вьетнамские исследования. 2022. Т. 6. № 4. С. 13-22.

Дата поступления статьи: 09.09.2022

Дата поступления в переработанном виде: 21.09.2022

Принята к печати: 11.11.2022

Введение

Истекшие 50 лет стали временем неуклонного поступательного развития связей Вьетнама и Индии. По своему значению они нередко выходили за двусторонний формат и поэтому сегодня актуальны не только в качестве самоценного фактора, но и в более широком региональном контексте, в том числе с учетом ситуации в виртуальном треугольнике «Вьетнам—Индия—Китай». Отношения между Ханоем и Нью-Дели важны и для Москвы, поскольку Индия и Вьетнам находятся среди приоритетных внешнеполитических партнеров России.

Тема отношений двух стран привлекает достаточно пристальное внимание исследователей. Чаще встречаются работы индийских экспертов, в частности, А. Малхотра [Malhotra 2012], Х.В. Пант [Pant 2018], А. Годболе [Godbole 2017]. Комплексно исследуя историю, взаимные интересы и современную повестку двусторонних связей, практически все они приходят к заключению о «повышенной важности» отношений с Вьетнамом, который официальный Нью-Дели не первый год называет «столпом» индийского курса в отношении Восточной Азии («Look East and Act East Policy»). Наблюдается видимый консенсус и в оценке имеющихся у Индии основных стимулов к взаимодействию. Главными из них рассматриваются, как правило, «китайский фактор», а также географическое расположение Вьетнама близ ключевых для Индии морских коммуникаций, в том числе в Южно-Китайском

1 Уянаев Сергей Владимирович, к. и. н., заместитель директора по науке, Институт Китая и современной Азии Российской академии наук. ORCID: 0000-0002-5471-8224. E-mail: svuyav@yahoo. com

море (ЮКМ); среди совпадающих стратегических интересов упоминается и «обеспечение энергетической безопасности» [Chaturvedy 2022]. Ряд аналитиков, к примеру из экспертного центра Drishti IAS, тем не менее, говорит о «вызовах и ограничителях» сотрудничества, не предавая им, впрочем, сколько-нибудь драматического характера [India—Vietnam... 2019].

Индийскому «углу» политики СРВ уделяют внимание и вьетнамские специалисты, в частности Во Суан Винь [Vo Xuan Vinh 2013], Линь Фам [Linh Pham 2020] и другие. Мэйнстримом таких публикаций также является позитивная оценка характера и перспектив отношений СРВ с Индией, констатация совпадений целей и движущих сил «восточного курса» Индии и политики Вьетнама. Отмечается, что на основе таких сходных императивов, как «укрепление отношений с традиционными друзьями», принцип многосторонности, стремление к широкой диверсификации отношений с партнерами, Индия и Вьетнам способны строить тесные и прочные стратегические отношения. [Vo Xuan Vinh 2013: 48].

Отношения Вьетнама и Индии изучаются и в работах экспертов третьих стран. В частности, исследователь Фонда Стэнтона А. Панда [Panda 2018] и сотрудник Института Южной Азии Сингапурского университета Р. Бора [Borah 2018] также обращают внимание на серьезные стратегические мотивации к индийско-вьетнамскому сближению, в том числе во многом связанные с «озабоченностями перед лицом Китая». При этом сингапурский специалист замечает, что в двустороннем диалоге не всё «окрашено лишь розовыми тонами», например, в «отстающей» торгово-экономической сфере.

Связи двух стран служат предметом и отечественных разработок, но они в основном касаются лишь отдельных аспектов. Так, Е. В. Брагина, исследуя торгово-экономические связи двух стран, при этом касаясь и «китайского фактора», приходит к выводу, что, несмотря на относительно скромные пока объемы двусторонней торговли, в последние годы она «развивается по нарастающей» [Брагина 2019: 40].

Разные этапы, неизменная тенденция

Исторические версии о первых экономических, культурных обменах между народами, населявшими нынешние Индию и Вьетнама, восходят ко II веку. Согласно этим версиям существовавшее в VII-XVII вв. на территории современного Вьетнама государство Тямпа несло явный отпечаток индийской традиции и культуры, привнесённой буддийскими монахами и другими выходцами с Индостанского полуострова [Cultures: 01.04.2014]. Установление в 1972 г. официальных отношений между Демократической Республикой Вьетнам и Республикой Индия, с одной стороны, стало данью исторической логике, с другой — явилось толчком к поэтапному развитию взаимовыгодных связей.

Но еще до этого, в 1954 г., Дж. Неру стал одним из первых мировых лидеров, посетивших Вьетнам вскоре после его победы над французами при Дьенбьенфу. Через четыре года в Индии побывал президент ДРВ Хо Ши Мин, уже тогда назвавший отношения между Индией и Вьетнамом «процветающими под безоблачным небом» [Dipanjan: 11.06.2021] Такой старт задал тон отношениям двух государств, которые затем прошли несколько знаковых этапов, но оставались при этом неизменно дружественными.

Индия уже в первые годы после установления дипломатических отношений активно выступала против действий США во время вьетнамской войны, высказывалась в пользу демократического воссоединения двух частей страны. Позже Индия стала одной из немногих стран несоциалистического мира, выступивших на стороне Вьетнама в ходе Третьей

Индокитайской войны. Эти шаги не могли не вызвать ответную позитивную реакцию Вьетнама.

Индия в 1975 г. предоставила Вьетнаму режим наибольшего благоприятствования в торговле, в 1978 г. страны подписали торговое соглашение. В 1982 г. были инициированы действующие и сегодня регулярные заседания Совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, возглавляемой министрами иностранных дел двух государств.

С конца 1970-х годов стало набирать обороты сотрудничество по линии обороны и безопасности. Весной 1979 г. северные районы Вьетнама, затронутые пограничной войной, посетила индийская военная делегация.

В 1984 и 1989 г., давая новый толчок обменам на высшем уровне, в Индии с визитами побывали генеральные секретари ЦК КПВ. Развивались контакты в других сферах, в том числе культурно-гуманитарной. Тем самым был задан тесный партнерский тон самому вектору двусторонних отношений.

Распад в 1990-е годы прежней биполярной системы мирового порядка предопределил, в том числе неизбежные трансформации во внутренней и внешней политике многих государств, включая Вьетнам и Индию. Но на фоне всех произошедших перемен важно, что они никак не ослабили позитивный тренд вьетнамо-индийского диалога.

Объективно этому в значительной мере способствовала важная индийская новация — провозглашение правительством Нарасимха Рао курса «Взгляд на Восток» («Look East»). Новый курс, предусматривавший, в том числе, большую внешнюю ориентированность экономической политики, подразумевал активизацию связей с государствами Восточной, прежде всего Юго-Восточной Азии. Причем приоритетную роль в нем Нью-Дели с самого начала отводил уже утвердившемуся партнеру — Вьетнаму [Malhotra 2012: 76]. Очевидно, что Ханой, испытывавший аналогичную потребность в «постбиполярной» диверсификации, был готов пойти навстречу традиционно дружественному партнеру [Vietnam among pillars... 2013]

Так или иначе, начало 1990-х годов было отмечено активизацией связей, в частности, в экономической сфере. Заметные подвижки в виде новых соглашений были также в оборонной области [Malhotra 2012: 81]

Но что особенно важно, с наступлением нового века механизм двустороннего взаимодействия был существенно укреплён за счет придания достаточно регулярного характера диалогу на высшем уровне. В 2001 г. в СРВ с официальным визитом побывал премьер-министр Индии, в 2005 и 2007 г. визиты в Индию совершили соответственно генеральный секретарь ЦК КПВ и премьер-министр. Всего же за полтора десятка лет с начала столетия состоялось 15 взаимных визитов на высшем и высоком уровне (визиты лидера КПВ, а также президентов и вице-президентов, премьер-министров и руководителей парламентов двух стран). Тесный диалог продолжался между главами и высокими представителями внешнеполитических ведомств.

Переговоры на высшем и высоком уровне привели к заключению ряда фундаментальных соглашений. Среди них — подписанный министрами иностранных дел 1 мая 2003 г. первый с начала официальных отношений комплексный документ — Совместная рамочная декларация о всеобъемлющем сотрудничестве. Декларация проложила дорогу другому знаковому событию — официальному выходу двусторонних отношений на уровень «стратегического партнерства». Об этом было заявлено в июле 2007 г. в ходе переговоров премьер-министров двух стран. Документ о стратегическом партнерстве, помимо прочего,

содержал договоренность запустить с 2009 г. Стратегический диалог на уровне заместителей глав МИД [Pant 2018: 4].

«Стратегическое и всеобъемлющее»

Со второй половины 2010-х годов в двусторонних связях есть основания отсчитывать очередной этап. Тому имеются, как минимум, две причины.

Во-первых, учитывая позитивную динамику диалога, Индия и Вьетнам решили придать ему наиболее высокий статус — «всеобъемлющего стратегического партнерства». Об этом было объявлено в Совместном заявлении от 3 сентября 2016 г в ходе визита во Вьетнам премьер-министра Индии Нарендры Моди.

Во-вторых, появился своего рода очередной катализатор — объявленная незадолго до этого (2014 г.) Индией новая версия «восточного курса»: вместо прежнего «Взгляда на Восток» он стал именоваться политикой «Действовать на Востоке» [Big Picture... 2022] По свидетельству индийских экспертов, за этим стояла не просто коррекция формы, но и важная конкретизация содержания, поскольку прежние «экономические и культурно-гуманитарные задачи» дополнялись теперь нацеленностью на «более глубокое сотрудничество в области безопасности и партнерство в сфере обороны», а также намерением «налаживать связи со странами более широкого Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Австралию, Новую Зеландию, Японию и Южную Корею» [Mazumdar 2021]. При этом указывалось и на такие цели, как ответ на рост регионального влияния и «напористость Китая в Южно-Китайском море» [Big Picture. 2022].

Но с точки зрения отношений с СРВ принципиально важно отметить, что значимость отношений с ней для Индии только возрастала. Об этом прямо упоминал премьер-министр Н. Моди [Godbole 2017: 2]. Об этом же с еще большей акцентированностью говорили эксперты, подчеркивая, что «Вьетнам становится ключевым государством в политике Индии "Действовать на Востоке" [India—Vietnam. 2019]. Показательно, что во Вьетнаме такой подход пользуется поддержкой, о чём не раз писали вьетнамские эксперты, приветствуя роль, отводимую Вьетнаму в региональной политике Индии [Linh Pham 2020]

Был продолжен обмен визитами на высшем и высоком уровне. В 2018 г. Индию посетил премьер-министр Вьетнама, встречные визиты совершили президенты двух стран. В мае 2019 г. во Вьетнам прибыл вице-президент Индии, а в феврале 2020 г. в Индии побывал его вьетнамский коллега.

Во время пандемии COVID-19 контакты практически не ослабели, переместившись в виртуальный режим. Знаковый характер имел виртуальный саммит 21 декабря 2020 г., в ходе которого премьер-министры двух стран приняли комплексное заявление под названием «Совместное видение мира, процветания и народов». Подводя итоги развития отношений, документ вновь наметил широкие перспективы взаимодействия на предстоящий период [India — Vietnam. 2020]. Позже (в июле 2021 г. и апреле 2022 г.) состоялись телефонные переговоры главы индийского правительства соответственно с премьер-министром и президентом СРВ.

В части практического сотрудничества важным стало проведение в августе 2020 г. 17- го заседания (онлайн) действующей уже 40 лет Совместной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Уже в 2021 г. некоторые очные контакты были возобновлены: в сентябре в Вене встретились спикеры индийского и вьетнамского парламентов. В кулуарах очередной сессии

ГА ООН в Нью-Йорке провели переговоры министры иностранных дел двух стран. Их новая встреча прошла в июне 2022 г. в Нью-Дели, где глава вьетнамской дипломатии был принят также премьер-министром Индии [Vietnamese FM... 2022].

Императивы и интересы

Представленная выше картина истории, этапов и общего характера связей помогает конкретнее понять их движущие силы и взаимные интересы. В качестве главного из мотивов отчётливо вырисовывается взаимное стремление использовать «стратегическое и всеобъемлющее» взаимодействие в целях укрепления собственных внешнеполитических позиций (прежде всего региональных), содействовать интересам своей безопасности и экономического развития. При этом очевидно, что одним из главных вызовов таким интересам и Индия, и Вьетнам считают политику КНР: обе страны имеют территориальные споры с Китаем; и в Ханое, и в Нью-Дели выражают скрытую, а порой и явную обеспокоенность «стремлением КНР к региональному доминированию».

Этот взаимный императив с особой откровенностью формулируют в индийском экспертном сообществе: «Столкнувшись с китайской агрессией в 1962 и 1979 г., Индия и Вьетнам разделяют определённую степень антагонизма по отношению к Китаю. Стремление Вьетнама к независимости и его решительная позиция против гегемонизма рассматриваются Индией как потенциальная сила перед лицом китайских амбиций» [Malhotra 2012: 80].

Особенно серьёзные заинтересованности Индия высказывает в части перспектив «морского сотрудничества» с СРВ. С одной стороны, в Индии имеют в виду потребности страны как «морской нации», 90 % объема торговли которой проходит по морям, с другой -геостратегическое положение Вьетнама как «непосредственного игрока в исключительно важном с точки зрения торгового судоходства ЮКМ, через которое идёт свыше половины индийских торговых грузов» [Chaturvedy 2022]. По этой причине Индия высоко ценит взаимодействие с Вьетнамом по вопросам отстаивания «свободы судоходства» и «открытого морского пространства». Еще в конце 2010-х годов в Индии стала обсуждаться концепция «единого Индо-Тихоокеанского региона» (ИТР), которая, по мнению специалистов, отражает цели Индии по «созданию в регионе подвижной системы геополитических противовесов в условиях растущего влияния Китая и вызванного этим внимания к региону со стороны США» [Гулевич 2019]: В этой системе противовесов существенное место Нью-Дели отводит как раз Ханою, рассчитывая на встречное движение, в том числе по причине его спора с Пекином в ЮКМ.

Следует иметь в виду, что несмотря на сложность восприятия «китайского фактора», и Индия, и Вьетнам демонстрируют настрой на конструктивный диалог с КНР в сферах совпадающих интересов (для Вьетнама КНР — главный внешнеэкономический партнер, для Индии — однозначно основной рынок импорта) [Total Trade. 2022]. И Ханой, и Нью-Дели стремятся избегать пересечения антикитайских «красных линий», что прежде всего касается достаточно тесного диалога обеих столиц с Вашингтоном.

Если говорить в целом, то факторами, способствующими сближению, являются историческое отсутствие каких-либо заметных двусторонних политических проблем, споров; сходство международных приоритетов, включая стремление к «стратегической автономии» и диверсифицированной политике, сочетающей широкое международное взаимодействие с независимостью и равноизмеримой дистанцией от различных центров влияния и силы. Индия

весьма ценит вьетнамскую поддержку в её стремлении обрести место постоянного члена Совета Безопасности ООН и войти в состав АТЭС.

Безопасность, оборона, международная повестка

Хотя термин «всеобъемлющее партнерство» применительно к отношениям двух стран вовсе не является фигурой речи и отражает их реальное стремление вести диалог в широком спектре областей, попытка даже кратко представить событийную повестку взаимодействия неизбежно приводит вначале к сфере «стратегической стабильности», безопасности и обороны.

В Стратегическом диалоге на уровне заместителей министров иностранных дел, стартовавшем в 2009 г., к лету 2022 г. насчитывалось уже восемь раундов. Прошедшая в ноябре 2021 г. восьмая встреча заострила внимание, в частности, на задаче «укреплять двустороннее сотрудничество в соответствии с индийской Инициативой по Индо-Тихоокеанскому региону (IPOI, предусматривает 7 пунктов сотрудничества по «морской тематике» - от безопасности и транспорта до экологии и океанских ресурсов) [India— Vietnam. 2021].

Оборонное сотрудничество двух стран в текущем веке строится на базе ряда двусторонних документов ( в т.ч. от марта 2000 и ноября 2009 г.), где речь идёт, в частности, об обязательствах Индии оказывать помощь в создании оборонной промышленности Вьетнама и общем укреплении вьетнамских ВВС и ВМФ, в обучении вьетнамского военного персонала. Также имелись в виду поставки Индией ряда видов вооружений. [Malhotra 2012: 81-84].

Важное значение имели Заявление о совместном видении отношений в области обороны (май 2015 г.), а также Совместное заявление по итогам упоминавшегося визита премьер-министра Индии во Вьетнам (сентябрь 2016 г.). В рамках провозглашённого «всеобъемлющего стратегического партнерства» Индия заявила о предоставлении Вьетнаму двух кредитных линии (100 и 500 млн долл.) на закупку индийской военной техники. Был подписан контракт на поставку Вьетнаму 12 морских высокоскоростных патрульных катеров фирмы Larsen & Toubro [Joint Statement. 2016].

Взаимодействию содействует оснащение армий обеих стран многими типами российской техники, что позволяет имеющим больший опыт индийским военным помогать, например, вьетнамским подводникам и пилотам. Проводятся совместные учения — недавние с участием ВМФ прошли в летом 2021 г. в ЮКМ.

Как новый важный шаг в деле укрепления оборонного сотрудничества было расценено подписание двумя министрами обороны в июне 2022 г. в Ханое «Совместного заявления о перспективах индийско-вьетнамского оборонного партнерства до 2030 г.» и меморандума о «Взаимной логистической поддержке». Договоренности позволят индийским и вьетнамским военным кораблям и самолетам пополнять запасы топлива, получать техническую поддержку в морских и портовых объектах друг друга [Peri 2022]. Кроме того, ожидается, что в добавление к упомянутому контракту о патрульных катерах Вьетнаму будет передан корвет класса «Кхукри».

В части международной повестки Вьетнам и Индия заявляют о намерении взаимодействовать в многосторонних форматах, в том числе в ООН, в механизмах АСЕАН, в АСЕМ, а также в структуре сотрудничества Меконг - Ганг (MGC). Вьетнам поддерживает

Индию в её полноформатном диалоге с АСЕАН — ключевой организацией для всей индийской «восточной политики».

Очевидно, что, взаимодействуя на региональных площадках, Индия и Вьетнам стремятся продвинуть интересы собственной безопасности, в том числе в контексте уже не раз упоминавшихся непростых отношений с КНР, которая сама стремится наладить надёжные для своих позиций отношения с АСЕАН и другими важными для неё структурами. Одной из таких структур ряд экспертов считают, например, Инициативу Бенгальского залива по многосекторальному техническому и экономическому сотрудничеству (BIMSTEC), где представлены шесть стран Южной Азии во главе с Индией, а также входящие в АСЕАН Мьянма и Таиланд. Структура BIMSTEC, где отсутствуют Пакистан и Китай (хотя Пекин и проявлял интерес к организации) [Anand 2014], важна для Индии не только на фоне соперничества с КНР (в том числе в Мьянме), но и с точки зрения развития и вовлечения в межрегиональный экономический диалог своих северо-восточных штатов [Yahya 2005]. Некоторые региональные эксперты полагают, что вступление в BIMSTEC отвечало бы и интересам Вьетнама, для которого, как минимум, открывались бы новые экспортные рынки [Hasan 2021]. Свидетельств того, что Ханой предпринимает заметные шаги в данном направлении, пока не наблюдалось, причиной чему могут служить, в частности, «сложности в позиции Бангкока» [Yahya 2005]. Однако, если бы присоединение Вьетнама все же состоялось, BIMSTEC мог бы претендовать на роль дополнительной площадки вьетнамо-индийского взаимодействия по широкой повестке — от экономики до безопасности.

Торгово-экономическая и иные сферы

При всей значимости перечисленных выше сфер представлять, повторим, что повестка индийско-китайского взаимодействия исчерпывается только ими, было бы упрощением. Не случайно аналитики подчеркивают в этой связи, что «отношения двух стран не следует рассматривать лишь через призму того, что Вьетнам для Индии — это то же, что Пакистан для Китая. Существует огромный спектр сотрудничества, способствующего взаимному развитию» [India—Vietnam. 2019]. У Нью-Дели и Ханоя действительно есть немало других областей сотрудничества, таких как торговля и инвестиции, наука и техника, культура, производственная кооперация, добывающая промышленность и ряд других.

Торговля между Индией и Вьетнамом с 200 млн долл. в 2000 г. выросла до 14,1 млрд долл. в 2021/22 индийском финансовом году, причем с 2015 г. увеличилась почти втрое. Её продвижению способствовало создание Зоны свободной торговли Индия—АСЕАН. По индийской статистике, на середину 2022 г. положение Вьетнама в рейтинге 25 наиболее крупных торговых партнеров Индии не самое высокое — 23-е. Но оно в любом случае выше места России, замыкающей этот список. В аналогичном перечне торговых партнеров Индии среди стран АСЕАН Вьетнам идёт четвертым вслед за Сингапуром, Индонезией и Малайзией [Total Trade. 2022]. При этом Индия стабильно входит в топ-10 торговых партнёров Вьетнама.

Для обеих сторон торговля выглядит сбалансировано, с небольшим положительном сальдо в пользу Вьетнама. Индийский капитал инвестировал во Вьетнам почти 2 млрд долл., направив их в 200 с лишним инвестиционных проектов в таких секторах, как энергетика, разведка полезных ископаемых, агрохимикаты, производство сахара, чая, кофе, IT-технологии и автозапчасти [Bhatla 2020]. Вьетнамские инвестиции в Индии объемом около 29 млн долл. в

2021 г. реализовывались в фармацевтике, IT-технологиях, производстве химикатов и стройматериалов.

В сфере добывающей промышленности обе страны уже свыше 30 лет совместно осваивают нефтяные ресурсы в ЮКМ. По соглашениям между индийской компанией ONGC и вьетнамской корпорацией Петровьетнам ведется (несмотря на недовольство КНР) разведка новых морских месторождений. Вьетнам рассчитывает также на содействие Индии в сфере освоения мирного атома.

Достаточно насыщена и гуманитарная повестка сотрудничества. _Успешно работает Индийский культурный центр Свами Вивекананды (SVCC), созданный в Ханое. Осуществляются научные, молодежные обмены. Развиваются академические связи. Развитию туристических контактов способствовал запуск в 2019 г. прямого авиасообщения между странами и достигнутое сторонами упрощение визового режима [Embassy of India 2022].

Заключение

Позитивные тренды не означают, что в диалоге полностью отсутствуют вызовы и нерешённые вопросы. В обеих странах считают недостаточным объемы и уровень экономического взаимодействия. Вьетнам с осторожностью относится к некоторым региональным проектам с участием Индии (Quad). А тот же «фактор Китая», который, с одной стороны, подталкивает Вьетнам и Индию друг к другу, с другой — порой заставляет их действовать в двустороннем диалоге подчеркнуто осторожно, «с оглядкой на красные линии».

Тем не менее перспективы индийско-вьетнамского партнерства выглядят достаточно надёжными. Как подчеркивала в редакционном комментарии от 21 июля 2022 г. влиятельная индийская газета «Хинду», «дорожная карта, согласованная руководителями обеих стран, содействует поиску ответов на общие вызовы, способна дать решительный импульс индийско-вьетнамскому партнерству и тем самым укреплению региональной стабильности».

Такому сценарию, думается, вряд ли способна помешать и текущая международная турбулентность (вокруг Украины, Тайваня). Индия и СРВ в обоих случаях придерживаются сходных умеренных позиций (подспудное дистанцирование от антироссийских санкций и «нейтральное» голосование в ООН по Украине; принцип «одного Китая» в тайваньском вопросе). В обеих столицах не проявляют признаков перемен в прежнем «автономном» курсе на прочные партнерские отношения со всеми значимыми игроками. Причём можно ожидать, что такой курс вряд ли претерпит существенную коррекцию и перед лицом возможных новых акцентов в международных трансформациях.

Позитивное развитие диалога между Вьетнамом и Индией — приоритетными, наряду с КНР, азиатскими партнерами России — отвечает внешнеполитическим интересам РФ. Обстановка в Азии и АТР, включая широкие морские пространства региона, будет только стабилизироваться, если в конструктивный диалог по решению неизбежных проблем будут вовлекаться все без исключения значимые страны, включая соседей Индии и Вьетнама, если импульсом отношений будут служить лишь цели развития и мира.

Список литературы

Брагина Е. В. Вьетнам — Индия: внешнеэкономическое взаимодействие в XXI веке // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2019. № 3. https://doi.org/10.24411/2618-9453-2019-10025

Гулевич В. Индия в Индо-Тихоокеанском регионе: вызовы и задачи // Международная жизнь. 23.01.2019. URL: https://interaffairs.ru/news/show/21468

BbeTHaMCKHe iicc.iegoBaHiifl. 2022. T. 6. № 4

Anand B.V. BIMSTEC and BICM: Two Competing Sub-Regional Frameworks? 11.03.2014. URL: https://www.vifindia.org/article/2014/march/11/bimstec-and-bicm-two-competing-sub-regional-frameworks Bhatla S. India - Vietnam Trade and Investment Relations // India Briefing. 01.12.2020. URL: https://www.india-briefing.com/news/india-vietnam-trade-and-investment-relations-21282.html

Borah R. Vietnam's President Heads to India: What to Expect // The Diplomat. 01.03.2018. URL: https://thediplomat.com/2018/03/vietnams-president-heads-to-india-what-to-expect/

Chaturvedy R.R. India — Vietnam ties, from strong to stronger // The Hindu. 21.07.2022. URL: https://www.thehindu.com/opinion/op-ed/india-vietnam-ties-from-strong-to-stronger/article65663062.ece

Cultures: Vietnam's Champa Kingdom Marches on. 01.04.2014. URL: https://www.hinduismtoday.com/modules/smartsection/item.php?itemid=5491

Dipanjan R.C. India — Vietnam relations: contextualising the Indo-Pacific region. The Economic Times. 11.06.2021.https://economictimes.indiatimes.com/news/defence/india-vietnam-relations-

contextualising-the-indo-pacific-region/articleshow/83427128.cms?utm_source=contentofinterest&utm_ medium=text&utm_campaign=cppst

Embassy of India. India — Vietnam Relations. 01.05.2022 // Bilateral Relations / Embassy of India. Hanoi. URL: https://www.indembassyhanoi.gov.in/page/bilateral-relations/

Godbole A. India Vietnam Defence Relations: History and Prospects // India Council of World Affairs Conference Paper. March 2017. P. 1-9. URL: https://www.researchgate.net/ publication/331816071_India_Vietnam_Defence_Relations_History_and_Prospects

Hasan P. Vietnam Could Benefit from Resolving the Rohingya Crisis Between Bangladesh and Myanmar // Eurasia Review. 23.11.2021. URL: https://www.eurasiareview.com/23112021-vietnam-could-benefit-from-resolving-the-rohingya-crisis-between-bangladesh-and-myanmar-oped

India—Vietnam Joint Vision for Peace, Prosperity and People / Ministry of External Affairs. Government of India. 21.12.2020. URL: https://www.mea.gov.in/bilateraldocuments.htm?dtl/33324/ India_Vietnam_Joint_Vision_for_Peace_Prosperity_and_People

India—Vietnam Political Consultations and Strategic Dialogue / Ministry of External Affairs. Government of India. 12.11.2021. URL: https://www.mea.gov.in/pressreleases.htm?dtl/34500/IndiaVietnam_ Political_Consultations_and_Strategic_Dialogue

India—Vietnam Relations. 20.05.2019 // TTP International Relations. Paper 2 / Drishti. URL: https: //www.drishtiias.com/to -the -points/Paper2/india-vietnam-relations

Joint Statement between India and Vietnam during the visit of Prime Minister to Vietnam. 03.09.2016 / Ministry of External Affairs. Government of India.

URL: https://www.mea.gov.in/bilateraldocuments.htm?dtl/27362/Joint_Statement_between_India_and_Viet nam_during_the_visit_of_Prime_Minister_to_Vietnam

Linh Pham. Vietnam — India advance comprehensive strategic partnership // Hanoi Times. 27.08.2020. URL: https://hanoitimes.vn/vietnam-india-advance-comprehensive-strategic-partnership-313992.html

Malhotra A. Indo-Vietnam Relations: An Answer to Sino-Pak Partnership? // Maritime Affairs. 2012. Vol. 8. No. 1. P. 71-92. URL: https://www.viet-studies.net/kinhte/Indo-Vietnam_Relations_ An_Answer_to_Sino.pdf

Mazumdar A. From "Look East" to "Act East": India's Evolving Engagement with the Asia-Pacific Region. 15.03.2021. URL: https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&hl=en&user= lmgagPcAAAAJ&citation_for_view=lmgagPcAAAAJ:kNdYIx-mwKoC

Panda A. India, Vietnam Tout International Law, Freedom of Navigation in South China Sea // The Diplomat. 05.03.2018. URL: https://thediplomat.com/2018/03/india-vietnam-tout-international-law-freedom-of-navigation-in-south-china-sea/

Pant H.V. India and Vietnam: A "strategic partnership" in the making // Policy Brief / Nanyang Technological University. Singapore, April 2018. P. 1-20. URL: https://www.rsis.edu.sg/wp-content/uploads/2018/04/PB 180409_-India-and-Vietnam.pdf

Peri D. India and Vietnam sign mutual logistics agreement // The Hindu. 08.06.2022. URL: https/www.thehindu.com/news/national/india-vietnam-ink-military-logistics-support-pact-vision-document-to-expand-defence-ties/article65506502.ece

The Big Picture: India's Act East Policy // Drishti. URL: https://www.drishtiias.com/pdf/the-big-picture -india-s -act-east-policy.pdf

Total Trade: Top countries // Export Import Data Bank / Department of Commerce. URL: https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/iecnttopn.asp (дата обращения: 23.08.2022).

Vietnam among pillars of India's "Look East" policy // VietnamNet. 18.11.2013. URL: http://english.vietnamnet.vn/fms/government/89377/vietnam-among-pillars-of-india-s--look-east--policy.html

Vietnamese FM attends Special ASEAN — India Foreign Ministers' Meeting // Vietnam News. 17.06.2022. URL: https://vietnamnews.vn/politics-laws/1251303/vietnamese-fm-attends-special-asean-india-foreign-ministers-meeting.html

VoXuan Vinh. Vietnam — India Relations in the Light of India's Look East Policy. New-Delhi. 2013.

60 p.

Yahya F. BIMSTEC and emerging patterns of Asian regional and interregional cooperation // Australian Journal of Political Science. 2005. Vol. 40. No. 3. P. 391-410. https://doi.org/10.1080/10361140500203936

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.