Научная статья на тему 'Стратегическое и тактическое целеполагание в рамках телепублицистического дискурса'

Стратегическое и тактическое целеполагание в рамках телепублицистического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
637
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фирстова Любовь Анатольевна

Дан обзор основных направлений теории стратегий. Выделяются три основные стратегии речевого поведения: моральная, диктальная и регулятивная. Стратегии, в свою очередь, предопределяют ряд задач или тактик, которые необходимо реализовать в процессе коммуникации. В статье анализируются тактики по степени их представленности в разных видах информационных передач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое и тактическое целеполагание в рамках телепублицистического дискурса»

ющие в ходе интервью, напр., цитатные вопросы - это устная речь.

Проанализированные признаки речевых жанров позволяют охарактеризовать жанр портретного интервью с позиции различных точек зрения.

Несмотря на видимость свободного общения журналиста и интервьюируемого, портретное интервью - это подготовленный, сценарный жанр, в котором реализуются различные аспекты личности - эмоциональные, артистические и интеллектуальные. В результате успешного взаимодействия журналиста и интервьюируемого перед читателем раскрываются картина мира другого человека, его чувства и ценности.

Литература

Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. М.: Яз. рус. культуры, 1999.

Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2002.

Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

Гак, В.Г. Русский язык в сопоставлении с французским: учеб. пособие / В.Г. Гак. 4-е изд., стер. М.: КомнКнига, 2006.

Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. 4-е изд., стер. М.: КомКнига, 2006.

Лукина, М.М. Технология интервью / М.М. Лукина. М.: Аспект-пресс, 2003.

Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В.В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.

Кузнецова, В.В. Портретное интервью как речевой жанр / В.В. Кузнецова // Антропологическая лингвистика: сб. науч. тр. Волгоград: Колледж, 2006. Вып. 6. С. 50 - 57.

Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.

Мельник, Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства / Г.С. Мельник. СПб.: Питер, 2005.

Москвин, В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общая и частные классификации: терминологический словарь / В.П. Москвин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ленард, 2006.

Смелкова, З. С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие / З.С. Смелкова [и др.]. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 168 - 189.

Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2002.

Шевченко, Н.В. Основы лингвистики текста: учеб. пособие / Н.В. Шевченко. М.: Приор-издат, 2003.

Л.А. ФИРСТОВА ( Саратов)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТАКТИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В РАМКАХ ТЕЛЕПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Дан обзор основных направлений теории стратегий. Выделяются три основные стратегии речевого поведения: моральная, диктальная и регулятивная. Стратегии, в свою очередь, предопределяют ряд задач или тактик, которые необходимо реализовать в процессе коммуникации. В статье анализируются тактики по степени их представленности в разных видах информационных передач.

Любая речевая деятельность характеризуется наличием определенной цели - категории, определяющей мотивы вступления коммуникантов в общение. Целепола-гание - это процесс формирования образа предстоящей деятельности на основе знания потребностей коммуникантов и свойств обстановки (Борисова: 83).

Выделяются разные типы целей, например, О.С. Иссерс выделяет первостепенные и второстепенные цели: «Первостепенными являются цели воздействия, ради которых, собственно, и затевалась коммуникация... Последние являются производными от разнообразных мотивов человеческой деятельности (связанные с самовыражением, с взаимодействием коммуникантов, желанием управлять ситуацией и др.)» (Иссерс: 58).

Цель может быть достигнута множеством разных способов, а выбор того или иного пути достижения цели мы назовем стратегическим целеполаганием: «... коммуникативная ситуация всегда проблемна, т. е. предполагает решение какой-либо комму-

© Фирстова Л.А., 2008

никативной задачи. Это “движение” от реально существующей ситуации к воображаемой результирующей воплощается в способах речевого поведения общающихся - стратегиях создания текста (дискурсивных стратегиях коммуникантов)» (Борисова: 82).

Термин «стратегия» широко используется в лингвистике применительно к акту коммуникации. Согласно теории Т. А. Ван Дейка и В. Кинча, задачей говорящего является построение такой макроструктуры, как семантический план текста, состоящий из элементов ситуационной модели (включая модель слушающего и его знания, мотивации, прошлые действия и намерения - коммуникативный контекст). Следующей задачей является стратегическое управление текстовой базой на локальном и линейном уровне (Ван Дейк, Кинч, 1998).

А.В. Олянич определяет стратегию как «концептуальное мировоззренческое намерение и его действенное осуществление касательно производства содержания коммуникативного процесса, то есть выбор того или иного коммуникативного пространства, той или иной среды коммуникации, того или иного типа взаимодействия, того или иного места порождения смысла и, тем самым, одного или нескольких дискурсивных намерений, относительно которых строится дискурс коммуникации» (Олянич: 317).

О.Н. Паршина, обобщая различные подходы к определению термина «стратегия», понимает ее как «определенную направленность речевого поведения в данной ситуации в интересах достижения цели коммуникации» (Паршина: 12).

Таким образом, стратегия речевого поведения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение определенных долговременных результатов. В самом общем смысле речевая стратегия включает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию этого плана (Иссерс: 54). Выбор той или иной стратегии непосредственно зависит от интенций адресата, однако в качестве конституентов речевых стратегий необходимо рассматривать как цели и установки говорящего, так и цели и установки слушающего.

Некоторые исследователи полагают (Борисова, 1999; Иссерс, 1999; Чистая, 2004; Олянич, 2004), что все типы стратегий могут быть сведены к трем классам:

1. Презентационный класс (чистое информирование). Данному классу соответствует диктальная стратегия (Борисова, 1999).

2. Конвенциональный класс (текст -как диалог журналиста с каждым из адресатов, что характерно для письменной публицистики). Данный класс может расцениваться как модальная стратегия, так как здесь на первый план выходит точка зрения автора и его морально-эстетическая оценка события (Борисова, 1999).

3. Манипулятивный класс (формирование определенной точки зрения) (Чистая, 2004: 4). Данный класс соответствует регулятивной стратегии, поскольку при формировании мнения широких масс происходит изменение самого контекста ситуации (Борисова, 1999).

Следует также упомянуть о том, что выделяются общие и частные, а также основные и вспомогательные стратегии (Иссерс: 105 - 111). На наш взгляд, диктальная, модальная и регулятивная стратегии являются общими по отношению к частным стратегиям, выделенным, например, в работе О.Н. Паршиной «Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России», где исследователь в рамках политического дискурса выделяет стратегии саморепрезентации, дискредитации, нападения, самозащиты, формирования эмоционального настроя адресата, информационно-интерпретационную, аргументативную, агитационную и манипулятивную.

При общей диктальной стратегии - получить и предоставить информацию, можно выделить частные информирующие, контактоустанавливающие и кооперативные стратегии.

Некоторые лингвисты выделяют кооперативную и конфликтную стратегии. Кооперативной стратегии свойственна тенденция сближения с аудиторией, последней - тенденция к индивидуализации (Ми-хальская, 1996; Болдырева, 2001; Кормили-цына, 2004).

В информационных программах базовой стратегией является диктальная (по классификации И.Н.Борисовой), то есть основная цель ведущего - информировать зрителя о фактах и событиях, актуальных на момент выхода передачи в эфир.

Т актика Т ипы передач со стратегией

преобладающей модальной (художественно- публицистические, информационно- аналитические) преобладающей диктальной (информационные, информационно- аналитиче- ские) преобладающей регулятивной (художественно- публицистические, информационно- аналитические)

Информирования +++ +++ +++

Комментирования ++ +++ ++

Разъяснения ++ +++ ++

Иллюстрирования ++ +++ ++

Аргументирования ++ +++ +++

Акцентирования внимания ++ ++ ++

Саморепрезентации +++ ++ +

Оценивания +++ + ++

Установления контакта + ++ +++

Оспаривания ++ + ++

Критики ++ + ++

Солидаризации ++ + +

Дистанцирования ++ + +

Обвинения + + ++

Дискредитации ++ + +

Призыва + + ++

Две другие стратегии также присутствуют в дискурсе новостей, но выражаются они в большей мере косвенно.

По мнению Н.И. Формановской, «текстообразующая интенция соотносится с це-леполаганием стратегического типа, осуществляемым в масштабе целого текста» (Формановская, 1998), но существует также репликообразующая интенция, которая соотносится с целеполаганием тактического типа «как ближайшая задача, решаемая в рамках избранной стратегии» (цит. по: Борисова: 84). М.Л. Макаров также выделяет «стратегические (глобальные), образующие вершину эпизода цели и подчиненные им тактические, локальные цели, соответствующие отдельным фазам коммуникативного события» (Макаров: 138).

В рамках диктальной стратегии, являющейся базовой в исследуемом нами жанре информационных передач, целесообразным будет выделить следующие виды тактик: тактика саморепрезентации, представления, отождествления (цель - вовлечь зрителя в процесс коммуникации), разъяснения, комментирования, акцентирования внимания, иллюстрирования (цель - сделать информацию более доступной и обеспечить пра-

вильность понимания информации); в аналитических передачах и ток-шоу будут также присутствовать тактики аргументирования, оспаривания, критики, обвинения (цель - отстоять правильность своей точки зрения).

Напомним, что три глобальные стратегии, выделенные нами, в разных типах информационных передач представлены в разном объеме, то же самое можно сказать и про степень выраженности тактик в различных видах дискурса.

Существуют общие и частные тактики. Общие тактики связаны с принципами построения текста и свойственны всем единицам коммуникации, которые можно назвать текстом или дискурсом. Сюда мы отнесем такие тактики, как создание структурной, смысловой и коммуникативной целостности дискурса.

Выделим основные частные тактики, присущие информационно-публицистическим программам, и отметим степень их представленности от самой низкой (+) до самой высокой (+++).

Поскольку во всех разновидностях мас-сово-информационнного дискурса телевидения главной целью является пре-

поднесение информации зрителю, то основной тактикой в пределах данного жанра мы определили тактику информирования. Сопутствующие этой тактике - тактики разъяснения, иллюстрирования, комментирования и аргументирования по большей части также представлены в строго информационных жанрах. Менее выраженными здесь являются тактики акцентирования внимания, саморепрезентации и установления контакта, тем не менее эти тактики способствуют реализации основной задачи данного жанра - задачи информирования.

Тактика аргументирования широко представлена в передачах с преобладающей регулятивной стратегией, целью которых является воздействие на массовую аудиторию. Без приведения доказательных аргументов воздействие будет неполным либо не произойдет вообще. Тактика установления контакта также является определяющей в данном типе передач, поскольку воздействие изначально предполагает расположение коммуникантов друг к другу. Для достижения целей воздействия говорящий может прибегнуть к тактике призыва к действию и обвинения, например, иной позиции. Тем не менее открытый призыв и резкое обвинение могут оттолкнуть собеседника, вызвать в нем негативные эмоции, поэтому мы отметили среднюю степень представленности этих тактик в данном типе передач.

Информационно-аналитическим жанрам с преобладающей модальной стратегией в большей мере свойственна тактика саморепрезентации и оценивания, поскольку здесь представлена позиция автора относительно фактов действительности. Большую степень представленности по отношению к другим типам передач здесь имеют тактики солидаризации, дистанцирования и дискредитации, поскольку выступающий, формируя свою точку зрения, склонен поддерживать либо опровергать мнения других людей.

Выделение глобальных стратегий создания текста, а также распределение общих и частных тактик по степени их представленности в различных видах телепублицистики позволит ораторам более четко формулировать цели своего выступления и оптимальным способом использовать тактические средства в зависимости от возникшей коммуникативной ситуации.

Литература

Болдырева, С.И. Факторы, регулирующие выбор стратегии и тактики речевого поведения / С.И. Болдырева // Когнитивно-прагматические аспекты лингвистических исследований. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2001. С. 31 - 38.

Борисова, И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа / И.Н. Борисова // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. С. 81 - 97.

Дейк, Т.А. ван. Стратегии понимания связного текста / Т.А. ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс,1988. Вып. 23. С. 153 - 211.

Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. Омск, 1999. 284 с.

Кормилицына, М.А. Попытка диалога общества с властью (по материалам публикаций в «Литературной газете») / М.А. Корми-лицына // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во СГУ, 2004. С. 7 - 13.

Макаров, М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе / М.Л. Макаров. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1998. 199 с.

Михальская, А.К Основы риторики: мысль и слово / А.К. Михальская. М.: Просвещение, 1996. 416 с.

Чистая, С. Ф. Фактор проксемики в идеологическом измерении публицистического текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.Ф. Чистая. Минск, 2004.

С.И. КИРЕЕВ (Волгоград)

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ МЕТАФОР В СОЦИАЛЬНОМ РЕКЛАМНОМ ПЛАКАТЕ

Анализируется использование вербальных и невербальных метафор в тексте современного социально-рекламного плаката. Демонстрируется направленность метафор на достижение суггестивного эффекта путем шокирования адресата. Выявляются основные модели образования метафор.

В разных уголках мира общество сталкивается со схожими социальными проблемами. В XX в. одним из самых прогрес-

© Киреев С.И., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.