Научная статья на тему 'Жанровая специфика портретного интервью (на материале русского и французского языков)'

Жанровая специфика портретного интервью (на материале русского и французского языков) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2549
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Вилена Владимировна

Дана общая характеристика современному интервью, выявлены и описаны его жанровые особенности, определены базисные коммуникативные тактики журналистов и интервьюируемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровая специфика портретного интервью (на материале русского и французского языков)»

жащего со сказуемым. Синтаксические трансформации проявляются прежде всего во включении в состав группы сказуемого коммуникативно «лишних» распространителей и при парцелляции простых и сложных высказываний.

Литература

Власова, Ю.Е. Исследование творчества Сергея Довлатова / Ю.Е. Власова. М., 2001.

Мотыгина, Ж.Ю. Творческая индивидуальность Сергея Довлатова / Ж.Ю. Мотыгина. Астрахань, 2006.

Соловьев, В.И. Роман с эпиграфом. Варианты любви. Довлатов на автоответчике / В.И. Соловьев. СПб., 2000.

Сухих, И. Сергей Довлатов: время, место, судьба / И. Сухих. СПб., 1996.

Генис, А.А. Довлатов и окрестности /

А.А. Генис. М., 2004.

Словари

Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., 1981 - 1984 (СлРЯ).

Источники

Довлатов, С. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1 / С. Довлатов; сост. А. Арьев. СПб.: Азбука-классика, 2005.

В.В. КУЗНЕЦОВА (Волгоград)

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ПОРТРЕТНОГО ИНТЕРВЬЮ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКОВ)

Дана общая характеристика современному интервью, выявлены и описаны его жанровые особенности, определены базисные коммуникативные тактики журналистов и интервьюируемых.

Портретное интервью - это информационный публицистический жанр, в котором «главный интерес сосредоточен на партнере, акцент делается на неординарности личности, чертах, выделяющих личность из числа других» (Мельник: 93). Отнесение

жанра интервью по функциональному стилю к публицистическому жанру не раскрывает всей его сущности.

Согласно определению В.П. Москвина, речевой жанр - это тип текста, характеризующийся определенными правилами словесного оформления (Москвин: 266). Интервью имеет форму диалога, который характеризуется чередованием высказываний двух или нескольких участников речевого акта и в процессе которого каждый участник выступает то в роли говорящего, то в роли слушающего. Минимальной двусторонней единицей диалога является диалоговое единство, объединяющее реплику-стимул и реплику-реакцию (Гак, 2006; Красных, 2003; Шевченко, 2003). В случае с интервью реплика-стимул - это речевой ход журналиста, который должен вызвать ответную реакцию интервьюируемого. З.С. Смелкова отмечает, что основная содержательная часть интервью представлена системой вопросов-ответов, и совокупность диалогических единств (реплика-стимул + реплика-реакция) в своей последовательности создает драматургию беседы (Смелкова: 173).

Проведенный нами анализ портретных интервью показывает, что кроме вопросов речевыми ходами журналиста могут быть фразы, выражающие мнение и оценку интервьюера, сигнализирующие о его понимании высказывания интервьюируемого, стимулирующие дальнейшее развитие темы, требующие пояснения:

- Известно, что вы лично общались с вождем.

- Довольно-таки отчаянный шаг (интервью с Ольгой Аросевой, «7 дней»).

Речевой ход журналиста может представлять такой стилистический прием, как фигура умолчания. По определению В.П. Москвина, это фигура нарочито неясной речи, состоящая в обрыве высказывания в расчете на то, что его адресат догадается, о чем идет речь (Москвин: 330).

- Но для вас-то этот мир был вполне осязаемым - известность, успех поклонницы... (интервью с Александром Масляко-вым, «7 дней»).

- Вообще-то на неуверенную в себе женщину вы не очень похожи... (интервью с Анной Невской, «7 дней»).

- Знаю, что выпивание до утра теперь у вас только в прошлом... (интервью с

© Кузнецова В.В., 2008

Александром Панкратовым-Черным, «7 дней»).

Несмотря на то, что журналист не ограничивается только вопросами, в сценарии беседы они являются самыми частотными речевыми ходами, что позволяет нам выделить первый жанрообразующий признак -вопросно-ответную организацию текста.

К жанровым особенностям интервью относят двуадресность и бинарность (Смел-кова: 168). Эти два понятия требуют пояснения. Интервью характеризуется двуад-ресностью, так как межличностное общение журналиста и интервьюера имеет третьего участника и направлено на его восприятие информации. Может показаться, что информационную нагрузку несут только высказывания интервьюируемого, но это не совсем так. Журналист, учитывая неполное владение информацией массового адресата, сообщает недостающую информацию об интервьюируемом в своем вопросе:

- У вас в театре актрисами служат и жена Ирина Кириченко, и дочь - Екатерина Дурова, и ее муж - Владимир Ершов. Если бы подобная ситуация сложилась с кем-нибудь из них, как вы поступили бы? (интервью со Львом Дуровым, «7 дней»).

Бинарность. Интервью представляет собой и метод сбора информации, и публицистический речевой жанр, особую вопросно-ответную организацию текста. Вопросно-ответная организация текста, бинарность, двуадресность являются универсальными жанровыми характеристиками всех видов интервью. Мы относим портретное интервью к информационному жанру на том основании, что в результате взаимодействия коммуникантов происходит перемещение недостающего знания от интервьюируемого к журналисту и далее к массовому адресату.

М.Л. Макаров приводит в одной из своих работ систему коммуникативных переменных немецких авторов Х. Хенне и Х. Ре-бока, предлагающих анализировать речевой жанр по следующим критериям: род или жанр разговора, пространственно-временные отношения (ситуация), состав участников разговора, степень официальности разговора, социальные отношения собеседников, направленность коммуникативных действий в разговоре, степень подготовленности коммуникантов, фиксированность

темы, отношение общения к практической деятельности (Henne, Rehbock, цит. по: Макаров: 207 - 209).

Проанализируем жанр портретного интервью с позиции этих критериев.

Портретное интервью - это жанр, представляющий предварительно подготовленный, спланированный разговор, имитирующий естественную беседу. Портретное интервью невозможно без предварительной подготовки журналиста, сбора информации, выбора определенного сценария беседы и дальнейшей подачи материала. С подготовленностью жанра связан еще один признак - речевой сценарий, «определенная схема организации реплик в рамках диалога или полилога» (Москвин: 273).

Рассматривая степень официальности, мы можем заметить, что портретное интервью предполагает нейтральное, неформальное и неофициальное общение.

Социальные отношения собеседников асимметричны (антропологически: по возрасту, полу; социокультурно, напр., по отношениям в социальных институтах; профессионально - по должности или по уровню компетенции; по разным функциям в самом разговоре, напр., в интервью). Заметим, что, несмотря на асимметричность отношений собеседников в процессе общения в формате портретного интервью, раскрывается ряд черт диалогического общения, в частности, восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение. Этот признак крайне важен, так как если бы участники интервью общались с позиции значимости собственного статуса, то это привело бы к появлению коммуникативного барьера, общение было бы сведено к «социальным поглаживаниям» (Берн: 32), ограничено комплиментарными вопросами журналиста и не отвечало бы коммуникативной цели.

Следующими характеристиками портретного интервью являются конгруэнтность партнеров по общению, неоценочное восприятие личности партнера и априорное доверие к его намерениям.

Конгруэнтность партнеров по общению представляет собой соответствие опыта, его осознания и средств общения одного партнера опыту, его осознанию и средствам общения другого (Битянова: 81). Неоценочное восприятие личности партнера и

априорное доверие к его намерениям подразумевают «принятие другого в качестве некоторой безусловной ценности» (Битя-нова: 81).

Портретному интервью как диалогу свойствен персонифицированный характер общения, разговор от имени собственного «Я». В большей степени это относится к репликам известной персоны, тем не менее журналист также прибегает к персонификации для выражения своего личного мнения: «Мне кажется», «Я думаю, что» (Роджерс, цит. по: Битянова: 81 - 83).

Речевым ходам журналиста в большей степени присущ директивно-побудительный характер. По мнению О.Б. Йокояма, «вопрос - это в некотором смысле директив, требующий, чтобы на него ответили, подобно тому, как всякое утверждение -это директив, требующий, чтобы его приняли» (Йокояма: 139). Речевым ходам интервьюируемого более свойствен нарративный, повествовательный характер. Для выражения своего мнения, возражения и рассуждения журналист и интервьюируемый прибегают к аргументации:

- Почему же терпела ваша мама? Знаменитой актрисе вполне простительно было возразить: «Извини, любимый, у меня съемки!» (высказывание журналиста, интервью с Аленой Бондарчук, «7 дней»).

- Но кажется, у самого Сергея Федоровича на съемках фильма «Война и мир» был роман с юной актрисой Людмилой Савельевой?

- Все это сказки. Именно в этом фильме, как ни в одном другом, проявилась его любовь к маме! Вспомните всю линию Пьера и Элен! Да и взять и сам выбор актрисы на роль Наташи Ростовой: юная Савельева была очень похожа на совсем молоденькую Ирину Скобцеву... (высказывание интервьюируемой, интервью с Аленой Бондарчук, «7 дней»).

И речевые действия журналиста, и действия интервьюируемой персоны характеризуются дискурсивной направленностью, так как они направлены на взаимодействие, движимы коммуникативными стратегиями и имеют коммуникативные установки.

О подготовленности журналиста к интервью свидетельствуют спланированные вопросы и тактика ведения беседы, за которой скрывается сценарий. Подготовленные вопросы журналиста обладают качествами письменной речи и характе-

ризуются развернутостью, последовательностью и законченностью. Такие вопросы, как правило, состоят из более чем одной реплики и могут содержать утверждение или констатацию факта, которые следует прокомментировать, подтвердить или опровергнуть:

- На протяжении нескольких десятилетий вы встречаете студенческие команды, потом они уходят, приходят новые поколения. Не жалко расставаться? Вы поддерживаете с ними контакт ? (интервью с Александром Масляковым, «7 дней»).

О подготовленности интервьюируемо -го мы можем судить по раскрытию той или иной темы, умелому уходу от некоторых тем:

- Pourquoi Ktes-vous si discret sur votre vie privée:

- Dans vie privée, il y a priw. C'est tout. Je fais des procws а chaque fois qu'on vole mon image (Luc Besson, «Paris Match»).

- Владимир Абрамович, а ваша дочь Раиса приняла этот брак?

- Наши отношения с Раисой не сложились... К сожалению, теперь даже со своим внуком Владимиром, которого очень сильно люблю, вижусь крайне редко. Но говорить об этом мне не хотелось бы... (интервью с Владимиром Этушем, «7 дней»).

Если говорить о фиксированности темы, то мы можем заметить, что портретное интервью предполагает развитие нескольких тем - творчество, семья, события, имеющие особое значение для интервьюируемого.

Важным признаком портретного интервью является неравноправность коммуникантов во владении коммуникативной инициативой. Как отмечает М.Л. Макаров, коммуникативная инициатива проявляется в разных признаках и свойствах дискурса (Макаров: 218). Одним из таких признаков может быть наличие предписывающих ходов, например, инициативных, что свойственно вопросам журналиста. К этому признаку мы можем добавить отмеченную выше направленность коммуникативных действий журналиста, которая носит директивный, побудительный характер.

Ранее мы уже отмечали, что в портретном интервью принимает участие харизматическая личность (интервьюируемый) (Кузнецова: 51). Под понятием харизма (греч. ^arisma - милость, божественный дар) понимается личное обаяние, притягательность человека, которые объясняются

не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр. (Шарков: 100 - 101).

Наличие коммуникативной цели является одним из важнейших жанрообразующих признаков интервью (Иссерс, 2006; Москвин, 2006). Коммуникативной целью портретного интервью является создание яркого эмоционально-психологического портрета личности, она характеризуется антропоцентричностью, так как направлена на другого человека, на открытие и познание его мыслей, чувств и т. п.

В лингвистике часто противопоставляют элементарные (атомарные) речевые жанры и комплексные речевые жанры. Элементарные речевые жанры не имеют в своем составе других компонентов, которым можно было бы придать статус жанра речи. Иными словами, элементарные жанры речи не распадаются на другие жанры. В то же время комплексные речевые жанры представляют собой типы текстов, включающие в свой состав такие компоненты, которые сами могут иметь статус определенных речевых жанров (Крылова: 227). С этой точки зрения портретное интервью - это комплексный речевой жанр, в состав которого входят такие компоненты, как вопрос, повествование или нарратив, рассуждение, шутка, исповедь.

Нарратив в непринужденном общении, кроме информационной нагрузки, реализует фатическую функцию (развлечение собеседника забавными историями, артистическое представление ситуаций):

... Однажды собрались мы все вместе встречать Новый год. Маша, Боря, его родители-филологи: мама работает в журнале, папа — англовед (ведает Англией, значит), Машина школьная подруга-философ с мужем-чеховедом (вначале я думала, что этот человек что-то знает про чехов, а оказалось, он изучает Чехова) (интервью с Кларой Новиковой, «7 дней»).

Компонент рассуждение функционирует в репликах интервьюируемого, а также журналиста для доказательства или опровержения какого-либо утверждения: ... рассуждаю так: «Если ты поступил (или поступила) со мной каким-то странным образом, значит, тебе для чего-то это было нужно. Но не надейся, что буду страдать всю жизнь. Наоборот, докажу тебе, что

мне совсем не больно. Пойду дальше, ты услышишь обо мне и пожалеешь о своем поступке (интервью с Маратом Башаровым, «7 дней»).

Компонент исповедь, встречающийся в репликах интервьюируемого, может иметь различные цели: объяснить необычный поступок, привести пример преодоления беды, поделиться опытом успешной карьеры, а также сделать саморекламу (Тертыч-ный: 230).

- Правда, в той семье никакой любви не было. Наша история - банальная: девушка забеременела, я женился. К моменту нашей с ней встречи я как раз разводился с первой женой, на которой женился еще в армии - как это бывает по молодости, сгоряча. В процессе развода у меня случился короткий роман, который вылился... в дочь Юлию... (интервью с Александром Буйновым, «7 дней»).

Обратившись к классификации речевых жанров, предложенной Н.Д. Арутюновой, мы также приходим к выводу, что портретное интервью является комплексным речевым жанром. Характеризуя жанры речи, Н.Д. Арутюнова (Арутюнова: 650) выделяет следующие типы диалогов: информативный, прескриптивный диалог, обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины, диалог, имеющий целью установление или регулирование межличностных отношений и праздноречевые жанры, куда относятся эмоциональный, артистический и интеллектуальный диалоги.

Применяя предложенную классификацию к жанру интервью, мы приходим к выводу, что портретное интервью представляет собой информативный диалог, включающий в себя черты фатического общения - эмоционального, артистического и интеллектуального диалогов. По мнению

В.П. Москвина (Москвин: 270), речевые жанры характеризуются принадлежностью к определенному стилю, в то же время некоторые из них имеют межстилевой характер, например жанр интервью. Так, интервью в устной форме может быть передано в эфир без всякой правки. В то же время письменная форма интервью требует поправок и «перевода» на язык газеты: по нашим наблюдениям, интервью представляет собой синтез устной и письменной речи. Подготовленные вопросы журналиста - письменная речь, вопросы, возника-

ющие в ходе интервью, напр., цитатные вопросы - это устная речь.

Проанализированные признаки речевых жанров позволяют охарактеризовать жанр портретного интервью с позиции различных точек зрения.

Несмотря на видимость свободного общения журналиста и интервьюируемого, портретное интервью - это подготовленный, сценарный жанр, в котором реализуются различные аспекты личности - эмоциональные, артистические и интеллектуальные. В результате успешного взаимодействия журналиста и интервьюируемого перед читателем раскрываются картина мира другого человека, его чувства и ценности.

Литература

Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. М.: Яз. рус. культуры, 1999.

Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2002.

Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

Гак, В.Г. Русский язык в сопоставлении с французским: учеб. пособие / В.Г. Гак. 4-е изд., стер. М.: КомнКнига, 2006.

Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. 4-е изд., стер. М.: КомКнига, 2006.

Лукина, М.М. Технология интервью / М.М. Лукина. М.: Аспект-пресс, 2003.

Красных, В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В.В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.

Кузнецова, В.В. Портретное интервью как речевой жанр / В.В. Кузнецова // Антропологическая лингвистика: сб. науч. тр. Волгоград: Колледж, 2006. Вып. 6. С. 50 - 57.

Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.

Мельник, Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства / Г.С. Мельник. СПб.: Питер, 2005.

Москвин, В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общая и частные классификации: терминологический словарь / В.П. Москвин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ленард, 2006.

Смелкова, З. С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие / З.С. Смелкова [и др.]. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 168 - 189.

Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2002.

Шевченко, Н.В. Основы лингвистики текста: учеб. пособие / Н.В. Шевченко. М.: Приор-издат, 2003.

Л.А. ФИРСТОВА ( Саратов)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТАКТИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В РАМКАХ ТЕЛЕПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Дан обзор основных направлений теории стратегий. Выделяются три основные стратегии речевого поведения: моральная, диктальная и регулятивная. Стратегии, в свою очередь, предопределяют ряд задач или тактик, которые необходимо реализовать в процессе коммуникации. В статье анализируются тактики по степени их представленности в разных видах информационных передач.

Любая речевая деятельность характеризуется наличием определенной цели - категории, определяющей мотивы вступления коммуникантов в общение. Целепола-гание - это процесс формирования образа предстоящей деятельности на основе знания потребностей коммуникантов и свойств обстановки (Борисова: 83).

Выделяются разные типы целей, например, О.С. Иссерс выделяет первостепенные и второстепенные цели: «Первостепенными являются цели воздействия, ради которых, собственно, и затевалась коммуникация... Последние являются производными от разнообразных мотивов человеческой деятельности (связанные с самовыражением, с взаимодействием коммуникантов, желанием управлять ситуацией и др.)» (Иссерс: 58).

Цель может быть достигнута множеством разных способов, а выбор того или иного пути достижения цели мы назовем стратегическим целеполаганием: «... коммуникативная ситуация всегда проблемна, т. е. предполагает решение какой-либо комму-

© Фирстова Л.А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.