Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СФЕРА УСЛУГ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев С.Б.

В статье на основе критического анализа современных научных подходов к трактовке управленческого потенциала предприятия предложено авторское определение управленческого потенциала предприятия сферы услуг. Разработан механизм стратегического формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг, определены его теоретико-методологическая и процессная основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC FORMATION OF THE MANAGEMENT POTENTIAL OF THE SERVICE SECTOR ENTERPRISE

Following the critical analysis of modern scientific approaches to the interpretation of the management potential of an enterprise, the article suggests the author’s definition of the management potential of a service sector enterprise. The mechanism of strategic formation of the management potential of the enterprise in the service sector has been developed, its theoretical, methodological and process foundations have been determined.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ»

УДК 005.336-057.17: [334:338.46]

С.Б. АЛЕКСЕЕВ, докт. экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики предприятия, e-mail: sergey_b_alekseev@mail.ru

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М.Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

В статье на основе критического анализа современных научных подходов к трактовке управленческого потенциала предприятия предложено авторское определение управленческого потенциала предприятия сферы услуг. Разработан механизм стратегического формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг, определены его теоретико-методологическая и процессная основы.

Ключевые слова: управленческий потенциал, предприятие, сфера услуг, определение, стратегическое формирование, механизм.

Alekseev S.B. Strategic formation of the management potential of the service sector enterprise.

Following the critical analysis of modern scientific approaches to the interpretation of the management potential of an enterprise, the article suggests the author's definition of the management potential of a service sector enterprise. The mechanism of strategic formation of the management potential of the enterprise in the service sector has been developed, its theoretical, methodological and process foundations have been determined.

Keywords: managerial potential, enterprise, service sector, definition, strategic formation, mechanism.

В последнее время сфера услуг и торговли Донецкой Народной Республики активно развивается, чему способствует налаживание устойчивых хозяйственных связей, рост доходов и потребительского спроса населения, расширение ассортимента и повышение качества товаров и услуг, увеличение производства товаров и услуг отечественными производителями. В частности, оптовый товарооборот в 2020 г. увеличился по сравнению с 2019 г. на 12,7%, розничный товарооборот - на 31,2%, на 3,5% увеличилось количество торговых объектов и на 0,9% - количество объектов бытового обслуживания [1, с. 93-96]. По данным Министерства экономического развития ДНР в 2021 г. по сравнению с 2020 г. оборот розничной торговли в сопоставимых ценах увеличился на 10,2%, объем оказанных платных услуг населению вырос на 22,5%, оборот организаций общественного питания - на 25,5% [2].

Тенденции роста в отрасли усиливают конкуренцию между предприятиями сферы услуг, предъявляют все более высокие требования к качеству, ассортименту, ценовой политике, условиям предоставления услуг, что обуславливает необходимость создания долгосрочных конкурентных преимуществ и в целом осуществления стратегического управления предприятиями. Одним из основных

© С.Б. Алексеев, 2022

условий эффективного стратегического управления предприятием сферы услуг является стратегическое формирование его управленческого потенциала, обеспечивающего выживание в долгосрочной перспективе и достижение стратегических целей, направленных на завоевание желаемой конкурентной позиции, эффективное развитие и повышение результатов хозяйственной деятельности.

Проблемам стратегического формирования управленческого потенциала предприятия в современной экономической литературе посвящено большое количество научных трудов таких отечественных и зарубежных авторов, как Е.Н. Базыкина [3], О.Н. Дмитриев [4], Н.Ю. Донец [5], И.И. Новикова [6], А.В. Морякова [7], О.П. Разинькова [8], Е.П. Савчишкина [9] и др. Однако многие научные аспекты стратегического формирования управленческого потенциала предприятия требуют уточнения и доработки, в частности, в эконмической литературе отсутствуют единые научные подходы к трактовке управленческого потенциала предприятия сферы услуг, не разработан действенный механизм его формирования, что обуславливает актуальность проведения дальнейших научных исследований.

Целью статьи является уточнение определения управленческого потенциала предприятия сферы услуг как экономической категории и разработка авторского механизма стратегического формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг.

В отношении сущности управленческого потенциала предприятия авторы современной экономической литературы придерживаются различных научных позиций. Прежде всего, выделяется компе-тентностный подход, согласно которому управленческий потенциал представляет собой совокупность компетенций руководителей, которая объединяет базовые

функциональные, когнитивные, регулятивные, проактивные компетенции [3, с. 15]. Не менее популярен подход, определяющий управленческий потенциал как набор количественных и качественных характеристик управленческой деятельности [4, с. 84]. Однако существенным недостатком данных двух подходов является их статичность, т.к. они оценивают текущее состояние компетенций и характеристик управленческого персонала предприятия, а между тем сама категория «потенциал» является динамической и всегда предполагает развитие и наращивание.

Классическим является также и ресурсный подход, представители которого рассматривают управленческий потенциал как совокупность трудовых ресурсов, обладающих определенным набором навыков и знаний для осуществления управленческого труда [5, с. 45]. Однако ресурсный подход к определению потенциала, хотя и является наиболее популярным в экономической литературе с точки зрения определения потенциала предприятия в целом, неприменим по отношению к управленческому потенциалу, поскольку кроме того, что также является статичным, сужает характеристики и возможности управленческого персонала до понимания их только в виде отдельной категории трудовых ресурсов предприятия.

Подход возможностей предполагает трактовку управленческого потенциала как совокупности возможностей и способностей руководителей, которые могут быть использованы для решения управленческих задач, направленных на достижение поставленных целей [6, с. 106]. В данном определении, по сути, подход возможностей интегрирован с целевым подходом, ориентирующим использование возможностей руководителей на достижение целей.

Продолжением целевого подхода является стратегический подход к толкованию категории управленческого потенциала предприятия, необходимость использования которого обусловлена стратегическим формированием управленческого потенциала, ориентированным на достижение стратегических долгосрочных целей.

Резюмируя мнения авторов по поводу сущности управленческого потенциала предприятия, учитывая необходимость использования стратегического подхода и особенности целевой ориентации управления предприятиями сферы услуг, которые заключаются в обеспечении удовлетворенности качеством и процессом предоставления услуг со стороны производителя и потребителя [7, с. 194], целесообразно предложить следующее авторское определение: управленческий потенциал предприятия сферы услуг представляет собой совокупность компетенций, возможностей и способностей руководителей осуществлять управленческую деятельность, направленную на обеспечение удовлетворенности качеством и процессом предоставления услуг и достижение стратегических целей предприятия.

Данное определение, в отличие от существующих, интегрирует положения выделенных научных подходов, учитывает особенности сферы услуг и ориентирует формирование и использование управленческого потенциала на достижение стратегических целей предприятия.

Далее необходимо разработать механизм формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг. В основе разрабатываемого механизма с учетом обоснованного приоритета стратегического подхода лежит методология стратегического управления предприятием. Целью разрабатываемого меха-

низма является формирование управленческого потенциала предприятия, достаточного для достижения стратегических целей предприятия.

Задачами механизма являются стратегический анализ управленческого потенциала, разработка целей и стратегий формирования управленческого потенциала, согласованных с целями и стратегиями предприятия, реализация стратегий формирования управленческого потенциала, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия.

Объектом разрабатываемого механизма является процесс стратегического формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг, предметом - теоретические, методологические и практические основы формирования управленческого потенциала.

Теоретической платформой механизма является синтез концепций стратегического управления и управленческого потенциала, общенаучные подходы: стратегический, системный, функциональный, адаптивный, ситуационный, а также специальные научно-методические подходы к стратегическому анализу управленческого потенциала, стратегическому целеполаганию, разработке стратегий формирования управленческого потенциала и их реализации.

Концепция стратегического управления очень широко описана в экономической литературе, поэтому на ней останавливаться нецелесообразно. В основе концепции управленческого потенциала лежит системный подход, классические и современные научные подходы к управлению внешним и внутренним потенциалом предприятия как единой системы [8, с. 44], что полностью справедливо для предприятия сферы услуг как наиболее зависимого от потребителей, поставщиков, посредников и других факторов микроокружения.

Принципы формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг объединяют принципы концепции стратегического управления - стратегической направленности (формирование системы стратегических целей), централизации (сосредоточения стратегического управления на высшем уровне менеджмента), сбалансированности (синтез ресурсов и возможностей всех подразделений в процессе достижения стратегических целей), научности (применение научно обоснованных методов стратегического управления) и принципы концепции управленческого потенциала - достаточности (достаточность управленческого потенциала для реализации стратегий), непрерывности (непрерывность стратегического управления), демократичности (вовлечение персонала в реализацию стратегий) и адаптивности (приспособление к изменениям внешней среды).

К функциям механизма формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг целесообразно отнести аналитическую (оценка управленческого потенциала) [9, с. 128], регулирующую (формирование элементов управленческого потенциала), стимулирующую (стимулирование руководителей и персонала к достижению стратегических целей), контролирующую (контроль за реализацией стратегий).

Основными этапами процессной базы разрабатываемого механизма являются стратегический анализ управленческого потенциала предприятия, разработка и выбор целей формирования управленческого потенциала на основе стратегических целей предприятия сферы услуг, разработка и выбор стратегий формирования управленческого потенциала на основе деловых и функциональных стратегий предприятия, реализация стра-

тегий формирования управленческого потенциала и контроль эффективности использования управленческого потенциала предприятия сферы услуг в процессе реализации стратегий.

Предлагаемый механизм стратегического формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг представлен на рис. 1.

Таким образом, в статье предложено авторское определение управленческого потенциала предприятия сферы услуг как совокупности компетенций, возможностей и способностей руководителей осуществлять управленческую деятельность, направленную на обеспечение удовлетворенности качеством и процессом предоставления услуг и достижение стратегических целей предприятия, которое, в отличие от существующих, интегрирует положения выделенных научных подходов, учитывает особенности сферы услуг и ориентирует формирование и использование управленческого потенциала на достижение стратегических целей предприятия. Разработан авторский механизм стратегического формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг, теоретико-методологическая основа которого основана на синтезе концепций, научно-методических подходов, принципов и функций стратегического управления и управленческого потенциала, а процессная основа включает этапы стратегического управления управленческим потенциалом предприятия сферы услуг.

К направлениям дальнейших исследований целесообразно отнести разработку научно-методических подходов к разработке и выбору целей и стратегий формирования управленческого потенциала, к реализации стратегий формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг и к повышению эффективности его использования.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

О I—

о и

и и

и ч

CQ

<

Он

S

X

<

CQ

О

Он

S

5

Он

о е о

L-

о и и и 3-S I—

и

н

^

Он Н

U

м 5

к

и

L>>

и *

3

Он

и

е

и

Он

с

ч и

Он

С

S

и

X

И Н О

с

Цель: формирование управленческого потенциала предприятия, достаточного для достижения стратегических целей предприятия;

Задачи: стратегический анализ управленческого потенциала, разработка целей и стратегий формирования управленческого потенциала, согласованных с целями и стратегиями предприятия, реализация стратегий формирования управленческого потенциала, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия;

Концепции: стратегического управления и управленческого потенциала;

Научные подходы общие: стратегический, системный, функциональный, адаптивный, ситуационный; специальные: подходы к стратегическому анализу управленческого потенциала, стратегическому целеполаганию, разработке стратегий формирования управленческого потенциала и их реализации;

Принципы: стратегической направленности, централизации, сбалансированности, научности, достаточности, непрерывности, демократичности, адаптивности;

ПРОЦЕССНЫЕ ОСНОВЫ

1 этап. Стратегический анализ управленческого потенциала предприятия

2 этап. Разработка и выбор целей формирования управленческого потенциала на основе стратегических целей предприятия

3 этап. Разработка и выбор стратегий формирования управленческого потенциала на основе деловых и функциональных стратегий предприятия

4 этап. Реализация стратегий формирования управленческого потенциала и контроль эффективности использования управленческого потенциала в процессе реализации стратегий

Результат: достижение стратегических целей и повышение эффективности формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг

Рис. 1. Механизм стратегического формирования управленческого потенциала предприятия сферы услуг (авторская разработка)

Список использованной литературы

1. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Поло-вяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2021. - 360 с.

2. Социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики за 2021 г. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономического развития ДНР. - URL: https://mer.gov dnr.ru.

3. Базыкина, Е.Н. Система совершенствования оценки управленческого потенциала предприятия / Е.Н. Базыкина // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 4 (54). - С. 13-16.

4. Дмитриев, О.Н. Стратегия развития управленческого потенциала промышленного предприятия как инструмент обеспечения его конкурентоспособности / О.Н. Дмитриев, К Б. Доброва // МИР (модернизация, инновации, развитие). -2013. - № 13. - С. 82-85.

5. Донец, Н.Ю. Формирование управленческого потенциала предприятия / Н.Ю. Донец, В.А. Бурцева // Науч-

ный вклад молодых исследователей в сохранение традиций и развитие АПК: Сб. труд. междунар. научн.-практ. конф. -СПб: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2015. - С. 4445.

6. Новикова, И.И. Методология исследования управленческого потенциала предприятия: феноменологический подход / И.И. Новикова // Вектор науки Толь-яттинского государственного университета. - 2015. - № 1 (31). - С. 106-110.

7. Морякова, А.В. Реализация управленческого потенциала в области повышения качества услуг: ранжирование приоритетности направлений / А.В. Моря-кова // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1. - С. 193-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Разинькова, О.П. Концепция управленческого потенциала как самостоятельного вида потенциала предприятия / О.П. Разинькова // Вестник Тверского государственного технического университета. - 2013. - № 1. - С. 42-49.

9. Савчишкина, Е.П. Формирование механизма повышения эффективности развития управленческого потенциала предприятий различных организационно-правовых форм / Е.П. Савчишкина, Е.Н. Мелешко, А.В. Томарова // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 2 (63). - С. 126-130.

S.B. ALEKSEEV, Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Enterprise Economics, e-mail: sergey_b_alekseev@mail.ru

SO HVE «Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovskiy», Donetsk, Donetsk People's Republic

Статья поступила в редакцию 18.03.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.