Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, регионами
УДК 339.17:005.336
С.Б. АЛЕКСЕЕВ, докт. экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики предприятия, e-mail: sergey_b_alekseev@mail.ru
ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК КАТЕГОРИИ
В статье на основе анализа современной экономической литературы выделено пять основных подходов к определению экономического потенциала предприятия - ресурсный, ресурсных возможностей, результатный, целевой и стратегический, определены их достоинства и недостатки. На основе использования интегрального подхода предложено авторское определение экономического потенциала торгового предприятия как совокупности имеющихся ресурсов и возможностей внутренней среды, а также возможностей факторов внешней среды, используемых для достижения желаемых результатов и стратегических целей, направленных на долгосрочное развитие.
Ключевые слова: торговое предприятие, экономический потенциал, определение, научный подход, интегральный подход, достоинства, недостатки.
Alekseev S.B. Integral approach to determining the economic potential of a commercial enterprise as a category.
Following the analysis of modern economic literature, the article identifies five main approaches to determining the economic potential of an enterprise - the resource, resource capabilities, result, target and strategic, and identifies their advantages and disadvantages. On the basis of using the integral approach, the author suggests own
definition of the economic potential of a trading enterprise as a set of available resources and capabilities of the internal environment, as well as the capabilities of environmental factors used to achieve the desired results and strategic goals aimed at long-term development.
Keywords: commercial enterprise, economic potential, definition, scientific approach, integral approach, advantages, disadvantages.
В настоящее время в Донецкой Народной Республике наблюдается тенденция активного развития торговли, что обусловлено ростом доходов населения, увеличением производства товаров на отечественных предприятиях, налаживанием новых хозяйственных связей с поставщиками в Российской Федерации и Беларуси, расширением ассортимента и улучшением качества реализуемых товаров. В результате этих процессов, по данным Министерства экономического развития ДНР, на 01.01.2019 г. в Республике зарегистрировано 11931 предприятие, осуществляющее деятельность в сфере розничной торговли (в т.ч. - 9272 продовольственных и непродовольственных магазина, 2659 объектов мелкорозничной торговой сети), рост количества объектов торговли составляет в среднем 9,2%. При этом годовой рост розничного
© С.Б. Алексеев, 2021
товарооборота составил 21,3%, оптового - 14%, а рост продаж социально-значимых товаров отечественного производства превысил 50% [1, с. 76-80]. Такая ситуация усиливает конкуренцию в отрасли и обуславливает необходимость использования предприятиями торговли прогрессивных научно обоснованных подходов к повышению эффективности своей хозяйственной деятельности. Одним из основных направлений совершенствования управления торговым предприятием является эффективное формирование и использование его экономического потенциала.
Проблемы эффективности формирования и использования экономического потенциала предприятия исследованы в научных трудах таких отечественных и зарубежных авторов, как Н.В. Арестова [2], Н.В. Ващенко [3], Ю.А. Горячкова [4], Д.В. Гусельников [5], О.А. Жигунова [б], С.А. Мартакова [7], И.В. Сименко [8], Н.Ф. Тяпкина [9], Г.Т. Хисориева [10], Т.С. Шабатура [11] и др. Однако на сегодняшний день в эконмической литературе отсутствует единый научный подход к толкованию определения экономического потенциала торгового предприятия, что обуславливает актуальность проведения дальнейших исследований в данном направлении.
Целью статьи является предложение авторского определения экономического потенциала торгового предприятия как экономической категории.
Для проведения исследования сущности экономического потенциала торгового предприятия позиции современных авторов экономической литературы целесообразно сгруппировать в несколько научных подходов.
Наиболее распространенным в экономической литературе является ресурсный подход, согласно которому экономический потенциал рассматривается как совокупность имеющихся у предприятия
ресурсов [11, с. 27]. Соответственно и эффективность формирования и использования экономического потенциала предприятия рассматривается представителями ресурсного подхода как эффективность формирования и использования ресурсов на основе использования показателей эффективности ресурсного потенциала предприятия. Главным достоинством ресурсного подхода является полнота и определенность оценки экономического потенциала, а основным недостатком ресурсного подхода является его ограниченность, поскольку он ориентирован исключительно на факторы внутренней среды предприятия и не учитывает факторы внешней среды.
Развитие ресурсного подхода приводит к появлению подхода ресурсных возможностей, согласно которому экономический потенциал предприятия определяется как совокупность имеющихся ресурсов, а также возможностей их использования для удовлетворения растущих потребностей потребителей [10, с. 328]. Как видно из определения, данный подход уже учитывает рост доходов и потребностей потребителей, т.е. один из факторов внешней среды, но в остальном обладает теми же недостатками, что и классический ресурсный подход.
Сторонники результатного подхода определяют экономический потенциал предприятия как совокупность возможностей предприятия, используемых для достижения определенных результатов хозяйственной деятельности [7, с. 178]. Достоинством результатного подхода является его ориентация на результат, а главным недостатком - неопределенность возможностей и результата, поскольку из определения непонятно, о каких именно возможностях и результатах идет речь.
Продолжением результатного подхода является целевой подход, сторонни-
ки которого конкретизируют результат формирования и использования экономического потенциала в виде определенной цели и утверждают, что под экономическим потенциалом предприятия следует понимать стоимость, инвестируемую в производство с целью получения прибыли [8, с. 32] или достижения определенных объемов выпуска продукции, определенного финансового состояния, определенных показателей эффективности хозяйственной деятельности [9, с. 156]. Достоинством целевого подхода, как и результатного, является ориентация экономического потенциала предприятия на достижение конкретной цели, а недостатком - неопределенность средств достижения поставленной цели.
Еще одним существенным недостатком результатного и целевого подходов к трактовке экономического потенциала предприятия является краткосрочная ориентация в достижении целей и результатов. Исходя из приведенных определений, сроком реализации экономического потенциала является один год, поскольку основные результаты хозяйственной деятельности предприятия (прибыль, финансовое состояние, эффективность использования отдельных видов ресурсов) планируются и анализируются за период в один год.
Данный существенный недостаток устраняет стратегический подход к определению экономического потенциала предприятия, согласно которому экономический потенциал предприятия трактуется как его способности к сохранению устойчивости и развитию в долговременной перспективе [6, с. 37] за счет использования внутренних и внешних возможностей эффективного взаимодействия внешней и внутренней среды и достижения стратегических целей [5, с. 45]. Главными достоинствами стратегического подхода являются его ориентация на долгосрочную устойчивость и развитие
предприятия, учет факторов внешней среды и достижение стратегических целей. Недостатком стратегического подхода является неопределенность возможностей достижения стратегических целей в условиях быстрых изменений внешней среды.
Другие определения экономического потенциала, содержащиеся в современной экономической литературе, по своей сути являются комбинацией выделенных научных подходов к трактовке данной дефиниции.
Так, например, отдельные авторы под экономическом потенциалом предприятия понимают совокупность возможностей в определенной сфере деятельности для достижения определенных целей [4, с. 140] (данное определение комбинирует подход ресурсных возможностей и целевой подход); другие авторы определяют экономический потенциал предприятия как совокупность интегрированных ресурсов с координированием их размещения и стратегического потенциала [3, с. 31] (данное определение объединяет элементы ресурсного и стратегического подходов); некоторые авторы на основе комбинации ресурсного и результатного подходов предлагают определение экономического потенциала как степени возможностей предприятия включаться в новые возможности внешней среды за счет использования имеющихся ресурсов для достижения определенного результата [2, с. 16].
Таким образом, выделено пять основных научных подходов к определению экономического потенциала предприятия, достоинства и недостатки которых отражены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, все выделенные подходы имеют как достоинства, так и недостатки. Однако более детальный анализ позволяет утверждать, что все подходы не противоречат друг другу, а скорее каждый дополняет положения
Таблица 1
Научные подходы к определению экономического потенциала предприятия
(составлено автором)
Наименование подхода Авторы Достоинства Недостатки
Ресурсный подход Т.С. Шабатура Ю.А. Горячкова Н.В. Ващенко Н.В. Арестова полнота и определенность оценки экономического потенциала ориентирован исключительно на факторы внутренней среды предприятия
Подход ресурсных возможностей Г.Т. Хисориева Н.В. Арестова учитывает не только совокупность ресурсов, но и возможности их использования ориентирован в основном на факторы внутренней среды предприятия
Результатный подход С.А. Мартакова, А.В. Генералова, Т.Ф. Морозова ориентация на результат неопределенность возможностей и результата
Целевой подход И.В. Сименко, О.Ю. Родионова, Н.А. Волошинова Н.Ф. Тяпкина, И.О. Власова Ю.А. Горячкова ориентация экономического потенциала предприятия на достижение конкретной цели неопределенность средств достижения поставленной цели, краткосрочная ориентация в достижении целей
Стратегический подход О.А. Жигунова Д.В. Гусельников Н.В. Ващенко учет факторов внешней среды и ориентация на достижение стратегических целей неопределенность возможностей достижения стратегических целей в условиях быстрых изменений внешней среды
других, устраняя определенные недостатки.
В такой ситуации целесообразно использовать интегральный подход, который сочетает основные положения выделенных научных подходов, и предложить следующее авторское определение: экономический потенциал торгового предприятия - это совокупность имеющихся ресурсов и возможностей внутренней среды, а также возможностей факторов внешней среды, используемых для достижения желаемых результатов и стратегических целей, направленных на долгосрочное развитие.
Данное определение справедливо не только для торгового предприятия, а для всех предприятий любых отраслей и направлений деятельности. Особенности деятельности торгового предприятия конкретизируют возможности внутренней среды - возможности оптимизации товарного ассортимента, ценовой политики, организации и технологии торговли, управления торговым персоналом, а также возможности факторов внешней среды - возможности оптимизации взаи-
модействия с поставщиками (товарная приемка, мерчендайзинг, скидочное соревнование) и покупателями (реклама, личная продажа, обслуживание и стимулирование сбыта).
Таким образом, в статье предложено авторское определение экономического потенциала торгового предприятия, которое, в отличие от существующих, основано на использовании интегрального подхода, объединяющего элементы пяти выделенных научных подходов, синтезирует их главные достоинства и нивелирует основные недостатки.
Среди перспективных направлений дальнейших исследований можно выделить обоснование элементов экономического потенциала предприятия, а также разработку механизмов и методик их оценки, планирования и использования.
Список использованной литературы
1. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред.
А.В. Половяна, Р.Н. Лепы, Н.В. Шемякиной; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2020. - 260 с.
2. Арестова, Н.В. Подходы к оценке экономического потенциала / Н.В. Арестова // Наука и экономика. -2011. - № 1 (5). - С. 14-16.
3. Ващенко, Н.В. Содержание и структура социально-экономического потенциала предприятия / Н.В. Ващенко // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. -2018. - № 4. - С. 28-33.
4. Горячкова, Ю.А. Экономическое содержание и сущность категории «потенциал предприятия» / Ю.А. Горячкова // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2016. - № 25. - С. 138-145.
5. Гусельников, Д.В. Уточнение понятия и содержания экономического потенциала строительного предприятия / Д.В. Гусельников // Вестник Оренбургского государственного университета. -2014. - № 1 (162). - С. 44-48.
6. Жигунова, О.А. Теория и методология анализа и прогнозирования экономического потенциала предприятия: монография / О.А. Жигунова. - М.: ИД «Финансы и Кредит», 2010. - 140 с.
7. Мартакова, С.А. Подходы к определению экономического потенциала предприятия / С.А. Мартакова, А.В. Генералова, Т.Ф. Морозова // Ана-
литические инструменты коммерческих организаций в инновационной экономике. - Сб. научн. труд. круглого стола, посвященного юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина - М.: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А Н. Косыгина», 2020. - С. 176-180.
8. Сименко, И.В. Сущность финансово-экономического потенциала предприятия / И.В. Сименко, О.Ю. Родионова, Н.А. Волошинова // Экономика. Менеджмент. Инновации. - 2016. -№ 4. - С. 31-35.
9. Тяпкина, Н.Ф. Потенциал предприятия: подходы к определению и оценке / Н.Ф. Тяпкина, И.О. Власова // Вестник Иркутского государственного аграрного университета им. А.А. Ежевского. -2015. - № 66. - С. 154-160.
10. Хисориева, Г.Т. Теоретические подходы к определению экономического потенциала предприятия сферы услуг / Г.Т. Хисориева // Молодежь в науке и предпринимательстве. - Сб. стат. VIII междунар. форума молодых ученых. -Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2019. - С. 237-239.
11. Шабатура, Т.С. Теоретические основы определения экономического потенциала предприятия / Т.С. Шабатура // Проблемы и перспективы экономики и управления. - 2015. - № 1. - С. 26-30.
S.B. ALEKSEEV, Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Enterprise Economics, e-mail: sergey_b_alekseev@mail.ru
SO HVE «Donetsk National University of Economics and Trade named after M. Tugan-Baranovsky», Donetsk, Donetsk People's Republic
Статья поступила в редакцию 18.05.21