Научная статья на тему 'Стратегический инновационный потенциал торгового предприятия'

Стратегический инновационный потенциал торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / АВТОРСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / НАУЧНЫЙ ПОДХОД / INNOVATIVE POTENTIAL / TRADE ENTERPRISE / AUTHOR'S DEFINITION / FORMATION / SCIENTIFIC APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев С.Б.

В данной статье на основе выделения современных подходов к определению стратегического инновационного потенциала, существующих в экономической литературе, предложено авторское определение данной дефиниции. Предложен также комплексный научно-методический подход к формированию внутреннего стратегического потенциала торгового предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic innovative potential of a trade enterprise

Basing on the selection of modern approaches to the strategic innovative potential definition, found in the economic literature, this article offers the author’s definition of the term. The complex scientifically-methodical approach to the formation of the trade enterprise’s internal strategic potential is also offered.

Текст научной работы на тему «Стратегический инновационный потенциал торгового предприятия»

УДК 330.341.1:339.176

С.Б. АЛЕКСЕЕВ, д-р экон. наук, профессор кафедры экономики предприятия

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР

Е-mail: sergey_b_alekseev@mail.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В данной статье на основе выделения современных подходов к определению стратегического инновационного потенциала, существующих в экономической литературе, предложено авторское определение данной дефиниции. Предложен также комплексный научно-методический подход к формированию внутреннего стратегического потенциала торгового предприятия.

Ключевые слова: инновационный потенциал, торговое предприятие, авторское определение, формирование, научный подход.

Alekseev S.B. Strategic innovative potential of a trade enterprise.

Basing on the selection of modern approaches to the strategic innovative potential definition, found in the economic literature, this article offers the author's definition of the term. The complex scientifically-methodical approach to the formation of the trade enterprise's internal strategic potential is also offered.

Keywords: innovative potential, trade enterprise, author's definition, formation, scientific approach.

Для современных кризисных условий, которые характеризуются политической и экономической нестабильностью

и экономической блокадой Донбасса со стороны Украины, одной из основных отраслей, способных функционировать, несмотря на жесткие условия, является розничная торговля.

Несмотря на то, что торговля является многофункциональной отраслью, которая наиболее быстро реагирует на экономические изменения, анализ развития внутренней торговли Донецкого региона позволяет проследить негативную тенденцию убыточности, начиная с 2007 г. При этом постоянно снижается доля предприятий, которые получают прибыль (от 93,1% в 2005 г. до 44,8% в 2013 г.) [1]. Такие тенденции значительно повышают актуальность эффективного формирования стратегического инновационного потенциала торгового предприятия, поскольку результаты исследований свидетельствуют о том, что большинство предприятий торговли в течение достаточно большого периода не достигают своих стратегических целей.

Вопросам стратегического управления предприятием и использования его стратегического потенциала посвящены исследования таких зарубежных авторов, как Д. Аакер [2], И. Ансофф [3], М. Армстронг [4], К. Боумэн [5], Р.М. Грант [6], П. Друкер [7], Б. Карлофф [8], Г. Минцберг [9], М. Портер [10],

© С.Б. Алексеев, 2016

А. Томпсон [11] и др. Однако, несмотря на большое количество исследований в данной области, современное стратегическое управление торговым предприятием методологически недоработано и нуждается в разработке новых теоретико-методологических подходов и механизмов. Что касается вопросов формирования и использования инновационного потенциала предприятия, то среди авторов, исследующих эти проблемы в теоретическом аспекте, следует отметить М.В. Альгину, В.Д. Волосатова, М. Гу-сакова, М. Данько, А.А. Докукину, И.Н. Карапейчика, Е.П. Маскайкина, С.А. Медведева, Н.С. Соменкову и др. Однако теоретические вопросы формирования стратегического потенциала в современной экономической литературе исследованы фрагментарно, не разработана единая концепция формирования стратегического потенциала торгового предприятия, отсутствуют действенные механизмы использования стратегического потенциала в процессе достижения целей. Требуют усовершенствования также методологические основы и методические инструменты формирования стратегического инновационного потенциала торгового предприятия.

Цель статьи - определение стратегического инновационного потенциала торгового предприятия и разработка комплексного научно-методического подхода к его формированию.

Рассматривая стратегический инновационный потенциал, авторы современной экономической литературы, прежде всего, выделяют научно-технический подход, который заключается в отождествлении инновационного и научно-технического потенциалов, рассмотрении инновационного потенциала как совокупности информации о результатах научно-технических разработок, изобрете-

ний, достижений и тому подобное [12, с. 29; 13, с. 37].

Представители интегрального подхода - Е.П. Маскайкин и М. Гусаков [14, с 47; 15, с 4] понимают под инновационным потенциалом совокупность производственно-технологического, трудового, финансового, организационного, управленческого и интеллектуального потенциалов; ресурсным потенциалом -совокупность разных видов ресурсов, которые обеспечивают осуществление предприятием инновационной деятельности, сами возможности осуществления инновационной деятельности на предприятии.

М.В. Альгина и В.А. Бондарь [16], представители отраслевого подхода, считают, что суть инновационного потенциала в достижении научно-технического потенциала отраслей, которые могут изменить структуру общественного производства в сторону повышения доли наукоемких высокотехнологичных производств в валовом продукте государства, Г.Л. Волкова [17], А.А. Докукина [18, с. 71] под инновационным потенциалом понимают совокупность всех видов ресурсов, потенциальных возможностей и научно- творческой компоненты, которые мобилизуются для достижения целей инновационного развития предприятия. И, наконец, сторонники факторного подхода - В.Д. Волосатов, Ю.В. Бабанова [19, с. 136] считают, что инновационный потенциал - это совокупность факторов внешней и внутренней среды предприятия, использование которых позволяет внедрять инновации. Подходы к определению стратегического инновационного потенциала обобщены в табл. 1.

Резюмируя мнения авторов и объединяя существующие подходы в рамках комплексного подхода к управлению стратегическим потенциалом, предлагается следующее определение:

Таблица 1

Подходы к определению стратегического инновационного потенциала торгового предприятия*

Подходы Авторы Сущность определения

к определению инновационного потенциала

Научно -технический М. Данько Отождествление инновационного и научно-

[12, с. 29], технического потенциалов, рассмотрение инно-

С.А. Медведева вационного потенциала как совокупности инфор-

[13, с. 37] мации о результатах научно-технических разработок, изобретений, достижений и тому подобное

Интегральный Е.П. Маскайкин Совокупность производственно-технологичес-

[14, с. 47], кого, трудового, финансового, организационного,

М. Гусаков [15, с. 4] управленческого и интеллектуального потенциалов

Ресурсный И.Н. Карапейчик [20, с. 28], Совокупность разных видов ресурсов, которые обеспечивают осуществление предприятием ин-

Н.С. Соменкова новационнои деятельности, сами возможности

[21, с. 243] осуществления инновационной деятельности на предприятии

Отраслевой М.В. Альгина, Достижение научно-технического потенциала от-

В.А. Бондарь раслей, которые могут изменить структуру обще-

[16] ственного производства в сторону повышения доли наукоемких высокотехнологичных производств в валовом продукте государства

Научно -творческий Г.Л. Волкова Совокупность всех видов ресурсов, потенци-

[17], альных возможностей и научно-творческой ком-

А.А. Докукина поненты, которые мобилизуются для достижения

[18, с. 71] целей инновационного развития предприятия

Факторный В.Д. Волосатов, Совокупность факторов внешней и внутренней

Ю.В. Бабанова среды предприятия, использование которых по-

[19, с. 136] зволяет внедрять инновации

*Составлено автором

Стратегический инновационный потенциал (СИП) отражает возможности эффективного управления инновационной деятельностью торгового предприятия в процессе реализации стратегий достижения его целей.

Согласно концепции формирования стратегического потенциала стратегический инновационный потенциал торгового предприятия (СИП) формируется на основе разработанной инновационной функциональной стратегии. Однако в современной экономической литературе по вопросам стратегического менеджмента и управления потенциалом предприятия не существует научно-методического

подхода к формированию и определению необходимых для реализации функциональных стратегий значений элементов внутреннего стратегического потенциала, в частности, стратегического инновационного потенциала. Поэтому необходима разработка комплексного подхода к формированию элементов внутреннего стратегического потенциала, который позволит сформировать элементы внутреннего стратегического потенциала на основе требований, которые выдвигают соответствующие функциональные стратегии. Комплексный научно-методический подход к формированию инновационного потенциала представлен на рис. 1.

Необходимые (нормативные) значения элементов ВСП

Рис. 1. Комплексный научно-методический подход к формированию элементов внутреннего стратегического потенциала (авторская разработка)

Как видно из рисунка, данный подход основан на теоретической базе механизма формирования внутреннего стратегического потенциала торгового предприятия и объединяет всю его научно-методическую базу. Формирующая фаза предлагаемого подхода предусматривает формирование инновационного потенциала как элемента объектной составляющей внутреннего стратегического потенциала торгового предприятия.

Формирующая фаза содержит этапы формирования определения инновационного потенциала, формирования требований к инновационному потенциалу, которые выдвигает инновационная функциональная стратегия, и формиро-

вания потенциальных факторов, которые обеспечивают выполнение предъявляемых условиями реализации инновационной стратегии требований.

Основой для формирования функциональных требований к стратегическому инновационному потенциалу и факторов, которые обеспечивают их выполнение, являются функциональные инновационные цели и функциональная инновационная стратегия. Принципиальная схема формирования функциональных требований к стратегическому инновационному потенциалу и факторов, которые их обеспечивают, представлена на рис. 2.

Цели обеспечения элементов ВнСП

Функциональные инновационные цели

Стратегии обеспечения элементов ВнСП

Обобщение функциональных

требований к элементу ВСП

Функциональная инновационная стратегия

J

У

Функциональные

требования к стратегическому инновационному потенциалу

V

Рис. 2. Формирование функциональных требований к стратегическому инновационному потенциалу и факторов, которые их обеспечивают

(разработано автором)

Как видно из рисунка, на целевом уровне общие цели элементов внешнего стратегического потенциала обеспечивают формирование целей обеспечения, на основе которых формируются уже функциональные цели инновационного потенциала. На стратегическом уровне общие стратегии элементов внешнего стратегического потенциала и стратегии их обеспечения формируют функциональную инновационную стратегию торгового предприятия.

И наконец, на формирующем уровне функциональная инновационная стратегия формирует функциональные требования к стратегическому инновационному потенциалу, на основе обобщения которых формируются факторы, обеспечивающие выполнение функциональных

требований к инновационному потенциалу.

Выводы. Таким образом, в статье на основании обобщения мнений авторов современной экономической литературы по вопросам управления инновационным потенциалом предприятия и выделения шести основных подходов к трактовке данного понятия предложено авторское определение стратегического инновационного потенциала, согласно которому стратегический инновационный потенциал отражает возможности эффективного управления инновационной деятельностью торгового предприятия в процессе реализации стратегий достижения его целей. Предложен научно-методический подход к формированию элементов внутреннего стратегического потенциала, и в том числе инновационного потенциала на основе функциональных требований, которые выдвигает разработанная функциональная инновационная стратегия, и факторов, которые их обеспечивают.

Среди направлений дальнейших исследований следует выделить разработку методики анализа стратегического инновационного потенциала торгового пред-

приятия на основе предложенного научно-методического подхода, которая обязательно должна включать расчет показателей инновационного потенциала торгового предприятия и их нормативных значений.

Список использованной литературы

1. Торпвля Донедько! област в 2009-2013 роках. Статистичний збiр-ник. - Донецьк, 2014. - 36 с.

2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер; пер. с англ. под. ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2002. - 544 с.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с.

4. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг; пер. с англ. под ред. Н.В. Гринберга. - М.: ИНФРА-М, 2002. -198 с.

5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 175 с.

6. Грант Р.М. Современный стратегический анализ / Р.М. Грант; пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.

7. Друкер П. Энциклопедия менеджмента / П. Друкер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.

8. Карлофф Бенгт. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Б. Карлофф; пер. с англ. - М.: Гардарика, 1991. - 174 с.

9. Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел; пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2001. - 336 с.

10. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость;

пер. с англ. / Майкл Е. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.

11. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрик-ленд; пер. с англ.; 12-е изд. - М.: Виль-ямс, 2006. - 928 с.

12. Данько М. Инновационный потенциал в промышленности Украины / М. Данько // Экономист. - 1999. -№ 10. - С. 26-32.

13. Медведева С.А. Инновационный потенциал предприятия: сложность определения и основные особенности / С.А. Медведева // Креативная экономика. - 2010. - № 10 (46). - С. 35-39.

14. Маскайкин Е.П. Инновационный потенциал региона: сущность, структура, методика оценки и направления развития / Е.П. Маскайкин, Т.В. Арцер // Вестник Южно-уральского государственного университета. - 1999. -№ 21. - С. 47-53.

15. Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития / М. Гусаков // Экономист. - 1999. - № 2. -С. 3-38. Волкова Л. Стратегический анализ [Электронный ресурс] / Л. Волкова. -Режим доступа: http: // m-arket. narod.ru/ StrAn.html.

16. Альгина М.В. Инновационный потенциал экономической системы и его оценка [Электронный ресурс] / М.В. Альгина, В.А. Бондарь // Современ-

ные технологии управления. - 2011. -№ 1. - Режим доступа: http://sovman.ru.

17. Волкова Г.Л. Подход к управлению инновационным потенциалом промышленного предприятия [Электронный ресурс] / Г.Л. Волкова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: материалы XXVIII международной заочной науч.-практ. конф. (14 августа 2013 г.). - Режим доступа: http: // sibac.info/2009-07-01-10-21-16/9909.

18. Докукина А.А. Инновационный потенциал субъектов хозяйствования: сущность и оценка / А.А. Докукина // Вестник БДУ. Серия 3 «Экономика». -2010. - № 3 - С. 71-73.

19. Волосатов В.Д. Сущность и структура инновационного потенциала промышленного предприятия /

B.Д. Волосатов, Ю.В. Бабанова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 3 (184). - С. 134138.

20. Карапейчик И.Н. Оценка инновационного потенциала промышленных предприятий: монография / И.Н. Ка-рапейчик. - Мариуполь: ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет». - 2011. - 192 с.

21. Соменкова Н.С. Управление инновационным потенциалом промышленного предприятия / Н.С. Соменкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 3. -

C.243-245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 02.06.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.