Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ'

ГЕНЕЗИС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ГЕНЕЗИС / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / КАТЕГОРИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стреблянская И.А.

В статье проанализирован генезис экономической категории «потенциал», обосновано два этапа ее развития. На основе анализа современной экономической литературы выделены научные подходы к толкованию дефиниции «потенциал предпринимательской структуры», предложено авторское определение потенциала предпринимательской структуры как системы взаимосвязанных ресурсов, внешних и внутренних возможностей, которые она использует для получения желаемых результатов хозяйственной деятельности, адаптации и достижения стратегических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS AND DEFINITION OF THE ECONOMIC CATEGORY OF “AN ENTERPRISE’S POTENTIAL”

The article analyzes the genesis of the economic category of «potential», justifies two stages of its development. Following the analysis of contemporary economic literature the scientific approaches to the interpretation of the definition of «an enterprise’s potential» have been highlighted, the author’s definition of an enterprise’s potential as system of interrelated resources, external and internal capabilities that it uses to produce the desired results of economic activities, adaptation and achievement of strategic goals has been suggested.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ»

УДК 338. 242.2

И.А. СТРЕБЛЯНСКАЯ, канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и коммерческого дела,

е-mail: i.a. streblyanskaya@mail.ru

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, ДНР

ГЕНЕЗИС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ»

В статье проанализирован генезис экономической категории «потенциал», обосновано два этапа ее развития. На основе анализа современной экономической литературы выделены научные подходы к толкованию дефиниции «потенциал предпринимательской структуры», предложено авторское определение потенциала предпринимательской структуры как системы взаимосвязанных ресурсов, внешних и внутренних возможностей, которые она использует для получения желаемых результатов хозяйственной деятельности, адаптации и достижения стратегических целей.

Ключевые слова: потенциал, генезис, определение, категория, предпринимательская структура.

Streblyanskaya I.A. Genesis and definition of the economic category of "an enterprise's potential".

The article analyzes the genesis of the economic category of «potential», justifies two stages of its development. Following the analysis of contemporary economic literature the scientific approaches to the interpretation of the definition of «an enterprise's potential» have been highlighted, the author's definition of an enterprise's potential as system of interrelated resources, external and internal capabilities that it uses to produce the desired results of economic ac-

tivities, adaptation and achievement of strategic goals has been suggested.

Keywords: potential, genesis, definition, category, business structure.

Для реализации стратегического управления предпринимательской структурой немаловажное значение имеет формирование и использование ее экономического потенциала. Именно экономический потенциал является источником возможностей, ресурсов и способностей, позволяющих предпринимательской структуре адаптироваться к быстро изменяющимся условиям внешней среды, своевременно использовать внешние возможности, влиять на отдельные факторы окружения и в целом выживать и эффективно развиваться в долгосрочной перспективе, достигая при этом стратегических целей.

Число субъектов предпринимательской деятельности (юридических и физических лиц) к 2020 г. достигло более 90 тыс. В 2020 г. отмечен рост основных показателей текущего состояния и развития малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2019 г.: на 5,3% -количества активных субъектов предпринимательской деятельности; на 4% -количества наемных работников, которые трудятся у субъектов малого и среднего предпринимательства [ 1].

© И.А. Стреблянская, 2021

Вопросам изучения теории и методологии формирования и использования потенциала предпринимательской структуры вообще и экономического потенциала в частности посвящено достаточно большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов, среди которых следует выделить В.А. Акифье-ву [2], Д.А. Аксиньину [3], И. Ансоффа [4], В.Н. Архангельского [5], В. Вейца [б], М.С. Грязеву [7], В.С. Немчинова [8] и др. Однако в настоящее время многие концептуальные и методологические положения формирования и использования экономического потенциала предпринимательской структуры требуют доработки, не до конца разработан понятийно-категориальный аппарат, научные подходы, механизмы и методики определения, анализа, планирования и прогнозирования, формирования и использования экономического потенциала предприятия в процессе осуществления им предпринимательской деятельности, что в совокупности делает дальнейшие исследования в данном направлении безусловно актуальными.

Целью статьи является предложение авторского определения потенциала предпринимательской структуры.

Этимология термина «потенциал» указывает на его происхождение от латинского «potencia», что в дословном переводе означает «мощь, сила». В этимологическом словаре русского языка указывается также происхождение этого слова как заимствованного в XIX ст. из французского языка, где «potentiel» взято из латинского «potentialis», буквально -«способен быть».

Современные авторы под потенциалом понимают степень готовности предпринимательской структуры к решению определенных проблем [9, с. 205]; совокупность средств и условий для ведения, поддержания или сохранения чего-либо [2, с. 486]; имеющиеся у предприятия ресурсы, а также возможности адаптироваться к внешней среде, увели-

чивать результаты хозяйственной деятельности, достигать стратегических целей [7, с. 70], рассматривают потенциал как одну из важнейших характеристик предпринимательской деятельности предприятия, которая отображает состояние одновременно и внешней, и внутренней среды предпринимательской структуры [10, с. 54].

Потенциал представляет собой многозначную категорию, которая используется во многих областях знаний, носителями потенциала в экономике являются предпринимательские структуры или группы предпринимательских структур. Очень важно отметить, что потенциал не является объектом или результатом, а представляет собой потенциальные возможности объекта в достижении результата. Для обоснования современных подходов к трактовке дефиниции «потенциал» следует рассмотреть генезис данной экономической категории (табл. 1).

Как видно из таблицы, появление термина «потенциал» было связано с обоснованием комплексной оценки производительных сил в 20-е гг. XX в. и на первом этапе развития, до 80-х гг. потенциал рассматривался исключительно как макроэкономическая категория. В 20-е гг. его трактовали как потенциал производственных сил - потенциальная возможность страны производить материальные блага для удовлетворения потребностей населения [6, с. 22].

В 50-е гг. потенциал трактовали как совокупную производственную силу труда всех работоспособных членов общества [11, с. 12]. В 60-е гг. - как «потенциал расширенного воспроизводства», под которым понимают ресурсные возможности национальной экономики для осуществления экономического роста [8, с. 207] и «производственный потенциал» как производственные ресурсы, которые в процессе производства приобретают формы факторов производства.

Таблица 1

Генезис экономической категории «потенциал» (составлено автором)

Хронологический этап Авторы Трактовка потенциала

1 этап. Потенциал как макроэкономическая категория

20-е гг. XX в. В. Вейц [6, с. 22] Потенциал производственных сил - потенциальная возможность страны производить материальные блага для удовлетворения потребностей населения.

50-е гг. XX в. С.Г. Струмилин [11, с. 12] Потенциал - это совокупная производственная сила труда всех работоспособных членов общества.

60-е гг. XX в. В.С. Немчинов [8, с. 207] Потенциал расширенного воспроизводства», под которым понимают ресурсные возможности национальной экономики для осуществления экономического роста и «производственный потенциал» как производственные ресурсы, которые в процессе производства приобретают формы факторов производства.

2 этап. Потенциал как микроэкономическая категория

80-е гг. XX в. В.М. Архангельский [5, с. 6] Потенциал - это средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы для достижения определенной цели или решения определенной задачи.

90-е гг. XX в. В.О. Козловский, И.О. Причепа [12, с. 6] Потенциал - совокупность ресурсов (трудовых, материальных, технических, финансовых, инновационных и т. п.), навыков и возможностей руководителей, специалистов и других категорий персонала относительно производства товаров, осуществления услуг (работ), получения максимального дохода (прибыли) и обеспечения постоянного функционирования и развития предприятия.

2000 г. по настоящее время Современные авторы Выделение категорий «экономический потенциал предприятия», «производственный потенциал предприятия», «предпринимательский потенциал предприятия» и т.д., рассмотрение потенциала по отношению к отдельным видам деятельности.

На втором этапе развития, в 70-80 гг. XX в. в работах В.М. Архангельского потенциала уже рассматривается на уровне отдельного хозяйствующего субъекта как средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы для достижения определенной цели или решения определенной задачи [5, с. 6], в 90-е гг. -как совокупность ресурсов (трудовых, материальных, технических, финансовых, инновационных и т.п.), навыков и возможностей руководителей, специалистов и других категорий персонала относительно производства товаров, осуществления услуг (работ), получения максимального дохода (прибыли) и обес-

печения постоянного функционирования и развития предприятия [12, с. 6].

Современный этап развития трактовок категории «потенциал» начинается с 2000 г. В настоящее время существует несколько четко обособленных научных подходов к толкованию дефиниции «потенциал предпринимательской структуры (предприятия)». Наибольшее число авторов придерживается позиций ресурсного подхода, согласно которому потенциал предприятия представляет собой совокупность имеющихся у него ресурсов -материальных, финансовых, трудовых, информационных [13, с. 36; 14, с. 34]

В рамках ресурсного подхода выделяется альтернативный подход, согласно

которому предпринимательская структура может использовать не только имеющиеся, но также альтернативные ресурсы и их источники - т.е. ресурсы и источники их пополнения, которые на сегодняшний день предприятие не использует, но могло бы использовать при определенных обстоятельствах [15, с. 3]. Некоторые авторы даже ассоциируют понятия ресурсного и экономического потенциала предпринимательской структуры

[16, с. 209], что в корне неверно, поскольку экономический потенциал гораздо шире, чем ресурсный, что будет показано далее. Достоинством ресурсного подхода является учет всех имеющихся ресурсов и даже тех, которые можно привлечь для выполнения тех или иных задач. Но главным недостатком ресурсного подхода является ориентация только на внутренние ресурсы, т.е. на внутреннюю среду предпринимательской структуры, таким образом, ресурсный подход не учитывает внешних возможностей и адаптацию предприятия к окружению.

Вторым по значимости является результатный подход, когда под потенциалом понимаются возможности предпринимательской структуры достигать определенных результатов хозяйственной деятельности [17, с. 112]. В зависимости от результатов деятельности предпринимательской структуры в рамках результатного подхода можно выделить доходный подход, в котором результатом является получение максимального предпринимательского дохода [18, с. 55], с ним связан подход удовлетворения растущих потребностей населения [19, с. 239], поскольку рост удовлетворения потребностей связан с ростом доходов. Некоторые авторы главным результатом деятельности предприятия считают выпуск продукции, в этом случае наблюдается производственный подход, в котором результатом является продукция, а потенциалом - производственная мощность

предпринимательской структуры [20, с. 78]. Другие в качестве главного результата рассматривают адаптацию к внешней среде и стоят на позициях адаптивного подхода [3, с. 90]. Достоинством результатного и связанных с ним подходов является, прежде всего, то, что он ориентируется не только на использование ресурсов, а прежде всего, на использование возможностей достижения результата. Среди недостатков данных подходов целесообразно выделить: во-первых, разнообразие результатов, во-вторых - то, что ни один из научных подходов не указывает, какие именно возможности следует использовать предпринимательской структуре для достижения указанных результатов.

Если в качестве результатов рассматриваются глобальные, предполагающие достижение определенных долгосрочных целей, обеспечение развития предпринимательской структуры в долгосрочной перспективе, то выделяется третий по значимости, целевой подход, согласно которому потенциал представляет собой совокупность возможностей достижения целей [21, с. 34]. Если это стратегические цели предприятия, то поход называют стратегическим и потенциал отражает возможности достижения стратегических целей за счет стратегических ресурсов [22, с. 202]. При этом потенциал выступает в качестве объекта стратегического планирования и управления [4, с. 286]. Безусловным достоинством стратегического подхода является ориентация на долгосрочное развитие предпринимательской структуры и использование научно обоснованных элементов концепции стратегического управления при формировании потенциала. К недостаткам данного подхода целесообразно отнести то, что авторы четко не указывают, каким образом и за счет чего будет осуществляться достижение стратегических целей.

Некоторые авторы предлагают использование системного подхода к определению сущности потенциала как экономической категории, согласно которому потенциал представляет собой систему взаимосвязанных элементов и характеристик, которая обеспечивает достижение определенных целей [23, с. 363].

Следует согласиться с авторами в том, что потенциал является системой, как открытой системой является и вся предпринимательская структура. В некоторой степени к достоинствам системного подхода следует отнести синтез ресурсного и целевого подходов, однако существенным недостатком является то, что в эту систему взаимосвязанных элементов не входят возможности, что существенно искажает трактовку сущности потенциала.

Резюмируя мнения авторов, следует отметить, что, во-первых, все выделенные подходы имеют достоинства и недостатки; во-вторых, данные научные подходы не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Это дает основания использовать интегрированный подход и предложить следующее авторское определение потенциала предпринимательской структуры как системы взаимосвязанных ресурсов, внешних и внутренних возможностей, которые она использует для получения желаемых результатов хозяйственной деятельности, адаптации и достижения стратегических целей. Потенциал используется для достижения результата. И если потенциала хватает для достижения результата, то он достаточен. Кроме того, степень использования потенциала не отражается в его определении, а устанавливается при помощи специальных показателей, а выше обозначенное авторское определение объединяет элементы всех выделенных подходов.

Таким образом, в статье проанализировано развитие понимания категории

«потенциал», выделены современные подходы к трактовке данной дефиниции, дано авторское определение потенциала предпринимательской структуры. Данное определение, в отличие от существующих, объединяет элементы всех выделенных научных подходов к трактовке категории «потенциал предпринимательской структуры» - системного, ресурсного, результатного, адаптивного, целевого, стратегического, использует их достоинства и устраняет основные недостатки.

Среди перспективных направлений дальнейших исследований можно выделить разработку механизмов и методик анализа и планирования потенциала предпринимательской структуры.

Список использованной литературы

1. Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики [электронный ресурс]: офиц. сайт. -URL: http://mer.govdnr.ru/

2. Акифьева, В.А. Систематизация определений понятия «маркетинговый потенциал предприятия» /

B.А. Акифьева, Т.Н. Батова // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1. - С. 485-491.

3. Аксиньина, Д.А. Подходы к определению сущности и содержания производственного потенциала предприятия / Д.А. Аксиньина // Промышленность: новые экономические реалии и перспективы развития. - Сб. стат. II Все-российск. научн.-практ. конф. - Оренбург: «Экспресс-печать», 2019. -

C. 87-91.

4. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 303 с.

5. Архангельский, В.Н. Управление научно-техническим прогрессом в машиностроении / В.Н. Архангельский, Л.Е. Зиновьев. - М.: Машиностроение, 1983. - 367 с.

6. Вейц, В. Потенциальные и кинетические производительные силы мирового хозяйства / В. Вейц — М.: «Прогресс», 1927. — 222 с.

7. Грязева, М.С. Определение потенциала предприятия как экономической категории / М.С. Грязева,

B.В. Краснова // Экономика, наука, инно-ватика. — матер. I Республиканской научно-практической конференции. — Донецк: ДонНТУ, 2020. — С. 68—71.

8. Немчинов, В.С. Экономико-математические методы и модели; Из-бран.произв. в 6 томах. — Т. 3. — М., 1967. — 207 с.

9. Радионова, И.В. Оценка научных подходов к определению инновационного потенциала предприятий / И.В. Радионова // Экономика промышленности. — 2011. — № 4 (56). — С. 204—209.

10. Савчук, А.В. Теоретические основы анализа инновационных процессов в промышленности: монография /

A.В. Савчук // НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. — Донецк, 2003. — 448 с.

11. Струмилин, С.Г. К вопросу об изменении народного благосостояния /

C.Г. Струмилин // Вопросы статистики. — 1954. — № 5. — С. 12—28.

12. Козловский, В.О. Теоретико-методологические подходы к определению потенциала предприятия /

B.О. Козловский, И.В. Причепа // Вестник Винницкого политехнического института. — 2007. — № 3. — С. 28—33.

13. Россоха, В.В. Методологические аспекты формирования и развития потенциала предприятий аграрной сферы АПК / ВВ. Россоха // Экономика АПК. — 2005. — № 8. — С. 36—42.

14. Яценко, В.М. Современное состояние и формирование стратеги развития экономического потенциала предприятий молочного животноводства на региональном уровне / В.М. Яценко // Сборник научных работ Черкасского

государственного технологического университета. — 2010. — № 26. — С. 33—38

15. Зайончик, Л.Л. Определение ресурсного потенциала инновационного промышленного предприятия / Л.Л. Зайончик, Э.В. Гиззатулина // Научно-аналитический экономический журнал. — 2016. — № 12. — С. 2—5.

16. Пайтаева, К.Т. Определение структуры ресурсного потенциала предприятия как начальный этап анализа эффективности его использования / К.Т. Пайтаева, Т.С. Басханова // Сб. изб. статей по материалам научн. конф. ГНИИ «Нацразвитие». — СПб: НАЦРАЗ-ВИТИЕ 2019. — С. 209—211.

17. Афанасьев, Н.В. Управление развитием предприятия: монография / Н.В. Афанасьев, В.Д. Рогожин, В.И. Рудька. — Харьков: Издательский дом «ИНЖЕК», 2003. — 184 с.

18. Дорошенко, В.А. Формирование и использование экономического потенциала лесопромышленного комплекса региона (на примере Приморского края): дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / В.А. Дорошенко. — Владивосток, 2004. — 151 с.

19. Хисориева, Г.Т. Теоретичесские подходы к определению экономического потенциала предприятий сферы услуг / Г.Т. Хисориева // Молодежь в науке и предпринимательстве. — Сб. научн. стат. VIII междунар. форума молодых ученых / Под научн. ред. Н.В. Кузнецова. — Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2019 — С. 237—239.

20. Березин, И.С. Маркетинг и исследования рынков / И.С. Березин. — М.: Русская Деловая Литература, 2011. — 416 с.

21. Бронникова, Т.С. Развитие методологии формирования рыночного потенциала предприятия: монография / Т.С. Бронникова, В.В. Котрин. — Королев, ФТА. — 2012. — 134 с.

22. Игнатьева, Т.А. Финансовая стратегия и подходы к определению потенциала предприятия / Т.А. Игнатьева, А.О. Кузнецов, А.С. Оганесян // Альманах научных работ молодых ученых Университета ИТМО. XLVП научн. конф. Университета ИТМО. - СПб: Национальный исследовательский университет «ИТМО», 2018. - С. 200-203.

23. Николаева, Ю.Н. Потенциал предприятия: теоретические аспекты определения / Ю.Н. Николаева // Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности. - Матер. меж-дунар. научн.-техн. конф. - Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2019. - С. 362-364.

I.A. STREBLYANSKAYA, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing and Commercial Affairs, e-mail: i.a.streblyanskaya@mail .ru

GO HPE "Donetsk National University of Economics and Trade named after Michael Tugan-Baranovsky", Donetsk, DPR

Статья поступила в редакцию 22.03.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.