Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ'

СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ. ФОРМИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / СТРАТЕГИЯ / ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОТЕНЦИАЛА / КЛАССИФИКАЦИИ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПЛАНИРОВАНИЕ / ECONOMIC POTENTIAL. FORMATION / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS STRUCTURE / STRATEGY / APPROACHES TO CAPACITY BUILDING / CLASSIFICATIONS / STRATEGY DEFINITION / EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT / INTEGRATED APPROACH / PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стреблянская И.А.

В данной статье рассмотрены стратегии формирования экономического потенциала предпринимательской структуры как совокупности способов формирования отдельных элементов внешнего и внутреннего экономических потенциалов предприятия, необходимых для достижения стратегических целей. В статье дана классификация стратегий в современной экономической литературе и определено место стратегий формирования экономического потенциала в системе стратегического планирования предпринимательской структуры. В ходе исследования автором выделено семь основных научных подходов к классификации стратегий предпринимательской структуры, а именно иерархический, инвестиционный, конкурентный подход, подход рыночной позиции, базовый деловой, подход жизненного цикла, функциональный подход В работе автором отражена взаимосвязь стратегического планирования экономического потенциала и стратегического планирования предпринимательской структуры. Стратегические цели предпринимательской структуры обуславливают разработку и выбор стратегических целей формирования соответствующих элементов ее экономического потенциала. Для обеспечения реализации корпоративной, деловых и функциональных стратегий предпринимательской структуры необходима разработка и реализация соответствующих стратегий формирования ее экономического потенциала. Не менее важно использование в процессе обоснования, разработки и выбора стратегических целей и стратегий формирования экономического потенциала предпринимательской структуры научно обоснованных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR THE FORMATION OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE BUSINESS STRUCTURE

The article provides a classification of strategies in modern economic literature and determines the place of strategies for the formation of economic potential in the system of strategic planning of an entrepreneurial structure. In this work, the author reflects the relationship between strategic planning of economic potential and strategic planning of an entrepreneurial structure. Currently, in the economic literature on the problems of strategic management, there are many different interpretations of the definition of "strategy", while there is no common understanding of the essence of this category even among the classic developers of the theory of strategic management. The article discusses strategies for the formation of the economic potential of an entrepreneurial structure as a set of methods for the formation of individual elements of the external and internal economic potentials of an enterprise, necessary to achieve strategic goals. In the course of the study, the author has identified eight main scientific approaches to the classification of strategies of an entrepreneurial structure, while each approach has its own specific set of strategies. To ensure the implementation of corporate, business and functional strategies of an entrepreneurial structure, it is necessary to develop and implement appropriate strategies for the formation of its economic potential.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ»

УДК: 338.242

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_1_112

Стреблянская И.А.

СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ

Streblyanskaya I.A.

STRATEGIES FOR THE FORMATION OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE BUSINESS STRUCTURE

Ключевые слова: экономический потенциал. формирование, предпринимательство, предпринимательская структура, стратегия, подходы к формированию потенциала, классификации, определение стратегии, внешняя и внутренняя среда, интегрированный подход, планирование.

Keywords: economic potential. formation, entrepreneurship, business structure, strategy, approaches to capacity building, classifications, strategy definition, external and internal environment., integrated approach, planning.

Аннотация: В данной статье рассмотрены стратегии формирования экономического потенциала предпринимательской структуры как совокупности способов формирования отдельных элементов внешнего и внутреннего экономических потенциалов предприятия, необходимых для достижения стратегических целей. В статье дана классификация стратегий в современной экономической литературе и определено место стратегий формирования экономического потенциала в системе стратегического планирования предпринимательской структуры. В ходе исследования автором выделено семь основных научных подходов к классификации стратегий предпринимательской структуры, а именно иерархический, инвестиционный, конкурентный подход, подход рыночной позиции, базовый деловой, подход жизненного цикла, функциональный подход

В работе автором отражена взаимосвязь стратегического планирования экономического потенциала и стратегического планирования предпринимательской структуры. Стратегические цели предпринимательской структуры обуславливают разработку и выбор стратегических целей формирования соответствующих элементов ее экономического потенциала.

Для обеспечения реализации корпоративной, деловых и функциональных стратегий предпринимательской структуры необходима разработка и реализация соответствующих стратегий формирования ее экономического потенциала. Не менее важно использование в процессе обоснования, разработки и выбора стратегических целей и стратегий формирования экономического потенциала предпринимательской структуры научно обоснованных методов.

Abstract: The article provides a classification of strategies in modern economic literature and determines the place of strategies for the formation of economic potential in the system of strategic planning of an entrepreneurial structure. In this work, the author reflects the relationship between strategic planning of economic potential and strategic planning of an entrepreneurial structure.

Currently, in the economic literature on the problems of strategic management, there are many different interpretations of the definition of "strategy", while there is no common understanding of the essence of this category even among the classic developers of the theory of strategic management. The article discusses strategies for the formation of the economic potential of an entrepreneurial structure as a set of methods for the formation of individual elements of the external and internal economic potentials of an enterprise, necessary to achieve strategic goals. In the course of the study, the author has identified eight main scientific approaches to the classification

of strategies of an entrepreneurial structure, while each approach has its own specific set of strategies.

To ensure the implementation of corporate, business and functional strategies of an entrepreneurial structure, it is necessary to develop and implement appropriate strategies for the formation of its economic potential.

В современных условиях формирования экономического потенциала предпринимательских структур целесообразно рассмотреть сущность, содержание и классификацию стратегий их формирования, а также обосновать определение стратегий. В настоящее время в экономической литературе по проблемам стратегического менеджмента существует множество различных трактовок дефиниции «стратегия», при этом единого понимания сущности данной категории нет даже среди классиков-разработчиков теории стратегического управления.

Сам термин «стратегия» (от греч. stratos - войско, ago - веду) пришел из воинской терминологии и дословно переводится как искусство ведения войны, а его производная «стратегический» в толковании «основной», «определяющий» вошла в управленческую терминологию в конце XX века.

И. Ансофф рассматривает стратегию в виде набора правил для принятия решений, которые предпринимательская структура использует в своей деятельности, однако данная трактовка является дискуссионной поскольку сами правила лишь устанавливают рамки принятия решений, не связаны со стратегическими целями и ограничены в отношении долгосрочной перспективы.

Многие авторы - А. Мескон, Г. Минцберг рассматривают стратегию как долгосрочный план деятельности предпринимательской структуры1, с чем тоже нельзя согласиться поскольку какой угодно план предусматривает прежде всего конкретные параметры и показатели достижения планового состояния, а предсказать изменения внешней среды на длительный стратегический период - задача практически не выполнимая. По этой же причине нельзя рассматривать стратегию как программу либо

некую стандартную модель действии персонала, как предлагает А.Д. Чанлер .

Достаточно дискуссионными являются также определения стратегии как средства достижения конкурентоспособности предпринимательской структуры, которые предлагают такие авторы, как А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, Г. Хамел , поскольку стратегии предпринимательской структуры направлены не только на обеспечение ее конкурентоспособности, конкурентные стратегии являются лишь одной из разновидностей деловых бизнес-стратегий предприятия.

Среди современных авторов также не прослеживается единый взгляд на понимание сущности стратегии предпринимательской структуры.

Некоторые современные авторы рассматривают стратегию как образ действий, обуславливающий определенное поведение предпринимательской структуры в длительной перспективе, как заранее спланированную реакцию предприятия на изменения внешнего окружения, как способ установления баланса между потенциалом предпринимательской структуры и внешней средой , как совокупность взаимосвязанных решений, определяющих развитие бизнеса как главную комплексную программу будущего развития предприятия, как модель, которая формирует и определяет политику предпринимательской структуры по отношению к окружению5, однако, такие трак-

Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. -М.: «Дело», 1992. С. 254; 11 С. 4.

Стратегия и структура / А. Чандлер. - М.: Мир,

1998. - 464 с. 19, с. 23.

3 Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с. 15, с. 114; 17, с. 55.

4 Сущность и особенности стратегий развития промышленного предприятия / Боев А.Г., Воронин С.И. / Вестник Волжского государственного университета. - 2012. - №2. - С. 160-165.4, с. 163.

5 Сущность и необходимость разработки стратегии развития малого предприятия / Х.В. Чан // Инновационная наука в современном мире. - Матер.

товки лишены целевой направленности на достижение стратегических целей, хотя некоторые их элементы могут быть использованы.

Следует согласиться также с мнением авторов, которые рассматривают стратегию как способ достижения желаемых результатов в условиях изменчивости окружающей среды1, как ключевое направление развития предприятия (когда речь идет о корпоративной стратегии), генеральная линия перспективного развития2, как способ достижения стратегических целей предпринимательской структуры3.

Резюмируя мнения современных авторов, с которыми следует согласиться, целесообразно предложить следующее определение:

Стратегии формирования экономического потенциала предпринимательской структуры - это совокупность способов формирования отдельных элементов внешнего и внутреннего экономических потенциалов предприятия, необходимых для достижения стратегических целей.

Данное определение устраняет недостатки некоторых трактовок категории «стратегия» приведенных выше, предполагает формирование внутреннего экономического потенциала предпринимательской структуры на основе требований внешнего и ориентирует процесс формирования экономического потенциала на достижение стратегических целей.

Далее необходимо рассмотреть классификацию стратегий в современной экономической литературе и определить место стратегий формирования экономического

потенциала в системе стратегического планирования предпринимательской структуры.

По поводу классификации стратегий мнения авторов современной экономической литературы целесообразно сгруппировать в несколько научных подходов представленных в таблице 1.

Прежде всего, следует выделить классический иерархический подход, согласно которому стратегии предпринимательской структуры располагаются на трех уровнях иерархии - на высшем уровне находится корпоративная (генеральная) стратегия, ей подчиняются деловые стратегии (бизнес-стратегии), которые находятся на втором уровне иерархии, им, в свою очередь, подчинены функциональные стратегии, нахо-

4

дящиеся на третьем уровне иерархии .

Также и стратегии формирования экономического потенциала должны быть расположены на различных уровнях иерархии.

Вторым классическим подходом является инвестиционный подход, согласно которому выделяются стратегии инвестирования (перспективные направления долгосрочных инвестиций)5, однако использование данного подхода к формированию экономического потенциала предпринимательской структуры ограничено рамками инвестиционного потенциала.

Третьим классическим подходом является конкурентный подход, согласно которому выделяются стратегии создания конкурентных преимуществ М. Портера: стратегии лидерства в издержках, стратегии дифференциации, стратегии лидерства на узком сегменте; наступательные и оборони-

междунар. научн.-практ. конф. - Нефтекамск: «Мир науки», 2020. - С. 203-206.18, с. 204.

1 Сущность и иерархия стратегий на предприятии / Л.Р. Аблякимова // ЭНИГМА. - 2019. - №1(12). -С. 36-40.1, с. 37.

2Значение и сущность разработки стратегии для современного предприятия / О.М. Пономаренко // Современные проблемы и перспективные направления современного развития науки. - Сб. труд. междунар. научн. конф. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. - С. 65-70.13, с. 67.

3 Качество управления как фактор укрепления

рыночных позиций предприятия / В.А. Винокуров,

А.В. Винокуров // Стандарты и качество. - 2005. -№12. - С. 92-100.5, с. 17.

Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии. пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с. 15, с. 134.

5 Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: пер. с англ. М.: «Гардарика», 2018. - 322 с., 6 с. 148.

Таблица 1. - Современные научные подходы к классификации стратегий предпринимательской структуры (составлено автором)_

Наименование подхода Авторы Содержание подхода

Иерархический А. Томпсон1 на высшем уровне находится корпоративная (генеральная) стратегия, ей подчиняются деловые стратегии (бизнес-стратегии), которые находятся на втором уровне иерархии, им, в свою очередь, подчинены функциональные стратегии, находящиеся на третьем уровне иерархии

Инвестиционный Б. Карлофф2 выделяются стратегии инвестирования (перспективные направления долгосрочных инвестиций)

Конкурентный подход Б.В. Артамонов 3 Ю.Б. Рубин4 Выделяются стратегии конкурентной борьбы М. Портера: стратегии лидерства в издержках, стратегии дифференциации, стратегии лидерства на узком сегменте; наступательные и оборонительные конкурентные стратегии; стратегии механической монополизации, стратегии интегрирующей консолидации, стратегии обособления и стратегии кооперативной солидарности

Подход рыночной позиции Ф. Котлер5 в зависимости от конкурентной позиции предпринимательской структуры на целевом рынке выделяются стратегии лидера, стратегии последователя и стратегии аутсайдера

Базовый деловой В.Д. Немцов, Л.Е. Довгань6 выделяются базовые деловые стратегии предпринимательской структуры - стратегии концентрированного роста, стратегии интегрированного роста, стратегии дифференцированного роста, стратегии сокращения

Подход жизненного цикла В.А. Козлов7 в зависимости от стадии жизненного цикла предпринимательской структуры выделяются стратегии роста, стратегии стабилизации, стратегии сокращения, стратегии реструктуризации

Функциональный подход Ю.В. Филимо-8 нова выделение функциональных стратегий, которые определяют стратегические направления развития отдельной функциональной области - производства, маркетинга, финансов кадров, либо подразделения предпринимательской структуры

1 Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -576 с. 15, с. 134.

2 Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: пер. с англ. / Б. Карлофф. - М.: «Гардарика», 2018. -322 с.6, с. 148.

3 Артамонов Б.В. Основные принципы формирования конкурентных стратегий / Научный вестник МГТУ, 2009. - №143. - С. 11-16, с. 14.

4 Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: монография М.: Маркет ДС, 2011. -467 с., С. 279-288.

5 Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. СПб.: Питер, 2009. - 816 с., С. 133.

6 Немцов В.Д., Довгань Л.Е. Стратегический менеджмент. К.: ООО «УВПК», 2001. - 560 с.12, с. 312-319.

7 Козлов В.А., Данченок Л.А. Проблемы управления устойчивостью развития и функционирования предпринимательских организаций: монография. М.: МЭСИ, 2012. - 348 с.7, с. 199.

8. Филимонова Ю.В. Функциональные стратегии предприятия: сущность и классификация / Ю.В. Филимонова // Вестник АнГТУ. - 2019. - №13. - С. 261-267.16, с. 261.

тельные конкурентные стратегии1, а также стратегии механической монополизации, стратегии интегрирующей консолидации, стратегии обособления и стратегии кооперативной солидарности. Использование конкурентного подхода по отношению к формированию экономического потенциала предпринимательской структуры также ограничено рамками конкурентного потенциала.

Четвертым классическим подходом является подход рыночной позиции, согласно которому в зависимости от конкурентной позиции предпринимательской структуры на целевом рынке выделяются стратегии лидера, стратегии последователя и стратегии аутсайдера2. Данный подход необходимо использовать при обосновании стратегий формирования экономического потенциала предпринимательской структуры.

Многие современные авторы предлагают базовый деловой подход, основанный на выделении базовых деловых стратегий (бизнес-стратегий) предпринимательской структуры - стратегий концентрированного роста, стратегий интегрированного роста, стратегий дифференцированного роста, стратегий сокращения3. Данный подход также применим по отношению к классификации стратегий формирования экономического потенциала предприятия.

Некоторые авторы, представители подхода жизненного цикла выделяют в зависимости от стадии жизненного цикла предпринимательской структуры стратегии роста, стратегии стабилизации, стратегии

4

сокращения, стратегии реструктуризации . Хотя данные подходы касаются в основном формирования корпоративной стратегии предпринимательской структуры, они также могут быть использованы при разработке стратегий формирования экономического потенциала.

Артамонов Б.В. Основные принципы формирования конкурентных стратегий // Научный вестник МГТУ, 2009. - №143. - С. 11-16.

2 Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 816 с., С. 133.

3 Немцов В.Д., Довгань Л.Е. 12, С. 312-319.

4 Козлов В.А., Данченок Л.А. Проблемы управ-

ления устойчивостью развития и функцио-нирования предпринимательских организаций: монография. М.: МЭСИ, 2012. - 348 с., С. 199.

И наконец, в продолжение иерархического подхода, выделяется функциональный подход, представители которого предлагают выделение функциональных стратегий, которые определяют стратегические направления развития отдельной функциональной области - производства, маркетинга, финансов кадров, либо подразделения предпринимательской структуры. Данный подход также целесообразно использовать при обосновании стратегий формирования внутреннего экономического потенциала предпринимательской структуры. Таким образом, выделено семь основных научных подходов к классификации стратегий предпринимательской структуры, при этом каждому подходу присущ свой определенный набор стратегий, однако для определения места стратегий формирования экономического потенциала в системе стратегического планирования предпринимательской структуры приоритетными являются классический иерархический подход и функциональный подход, поскольку они определяют взаимосвязь и взаимодействие стратегий в системе стратегического планирования на предприятии. Взаимосвязь стратегического планирования экономического потенциала и стратегического планирования предпринимательской структуры показана на рисунке 1.

Формирование системы стратегического планирования экономического потенциала, взаимосвязанной с системой стратегического планирования предпринимательской структуры предполагает эффективную организацию и управление стратегическим анализом, разработкой и выбором целей и стратегий на всех уровнях - корпоративном, деловом, функциональном5.

В отношении стратегического планирования экономического потенциала предпринимательской структуры целесообразно добавить еще один важнейший аспект -кадровый, который отражает способности руководителей и персонала согласно автор-

Байков Е.А. Организация стратегического планирования на предприятиях сферы услуг в условиях нестабильности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехни-ческого университета. Экономические науки. - 2013. - № 3(173). - С. 98-102. 3, с. 99.

ской трактовке экономического потенциала как категории.

Рисунок 1. - Стратегическое планирование экономического потенциала в системе стратегического планирования предпринимательской структуры (составлено автором)

Как видно из рисунка, система стратегического планирования предпринимательской структуры тесно взаимосвязана с системой стратегического планирования ее экономического потенциала.

Стратегические цели предпринимательской структуры обуславливают разработку и выбор стратегических целей формирования соответствующих элементов ее экономического потенциала. Для обеспечения реализации корпоративной, деловых и функциональных стратегий предпринимательской структуры необходима разработка и реализация соответствующих стратегий формирования ее экономического потенциала.

Как указывает большинство авторов, система стратегического планирования предпринимательской структуры включает три основные аспекта: социально-экономический (изучение закономерностей протекания социально-экономических процессов), методологический (методология разработки целей и стратегий), организационный (организация стратегического планирования на предприятии: подразделения, функции, полномочия и т.д.). В отношении стратегического планирования экономического потенциала предпринимательской

структуры целесообразно добавить еще один важнейший аспект - кадровый, который отражает способности руководителей и персонала согласно авторской трактовке экономического потенциала как категории.

Таким образом, результатом стратегического планирования экономического потенциала предпринимательской структуры являются стратегии формирования ее внешнего экономического потенциала и стратегии формирования внутреннего экономического потенциала. Система стратегического планирования экономического потенциала является комплексной и предполагает реализацию всех управленческих функций стратегического управления - организации, планирования, мотивации и контроля, а также обеспечение постоянной адаптации к внешней среде, четкого согласования и взаимодействия между стратегиями и тактикой формирования и использования экономического потенциала предпринимательской структуры в стратегическом периоде. Не менее важно использование в процессе обоснования, разработки и выбора стратегических целей и стратегий формирования экономического потенциала предпринимательской структуры научно обоснованных методов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аблякимова, Л.Р. Сущность и иерархия стратегий на предприятии / Л.Р. Аблякимова // ЭНИГМА. - 2019. - №1(12). - С. 36-40.

2. Артамонов, Б.В. Основные принципы формирования конкурентных стратегий / Б.В. Артамонов // Научный вестник МГТУ, 2009. - №143. - С. 11-16.

3. Байков, Е.А. Организация стратегического планирования на предприятиях сферы услуг в условиях нестабильности / Е.А. Байков // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. -2013. - № 3(173). - С. 98-102.

4. Боев, А.Г. Сущность и особенности стратегий развития промышленного предприятия / А.Г. Боев, С.И. Воронин / Вестник Волжского государственного университета. -2012. - №2. - С. 160-165.

5. Винокуров, В.А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия / В.А. Винокуров, А.В. Винокуров // Стандарты и качество. - 2005. - №12. -С. 92-100.

6. Карлофф, Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: пер. с англ. / Б. Карлофф. - М.: «Гардарика», 2018. - 322 с.

7. Козлов, В.А. Проблемы управления устойчивостью развития и функционирования предпринимательских организаций: монография / В.А. Козлов, Л.А. Данченок. - М.: МЭСИ, 2012. - 348 с.

8. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер; 12-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 816 с.

9. Логинов, Г.В. Матричные методы стратегического планирования деятельности компании / Г.В. Логинов, Е.В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 2. -С. 3-6.

10. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. - М.: «Дело», 1992. - 702 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Минцберг, Г. Школы стратегий / Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. / пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: «Питер», 2001. - 336 с.

12. Немцов, В.Д. Стратегический менеджмент / В.Д. Немцов, Л.Е. Довгань. - К.: ООО «УВПК», 2001. - 560 с.

13. Пономаренко, О.М. Значение и сущность разработки стратегии для современного предприятия / О.М. Пономаренко // Современные проблемы и перспективные направления современного развития науки. - Сб. труд. междунар. научн. конф. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. - С. 65-70.

14. Рубин, Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: монография / Ю.Б. Рубин. - М.: Маркет ДС, 2011. - 467 с.

15. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

16. Филимонова, Ю.В. Функциональные стратегии предприятия: сущность и классификация / Ю.В. Филимонова // Вестник АнГТУ. - 2019. - №13. - С. 261-267.

17. Хамел, Г. Конкурируя за будущее: создание рынков завтрашнего дня / Г. Хамел, К. Прахалад; пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2002. - 288 с.

18. Чан, Х.В. Сущность и необходимость разработки стратегии развития малого предприятия / Х.В. Чан // Инновационная наука в современном мире. - Матер. междунар. научн.-практ. конф. - Нефтекамск: «Мир науки», 2020. - С. 203-206.

19. Чандлер, А. Стратегия и структура / А. Чандлер. - М.: Мир, 1998. - 464 с.

20. Fogg, C.D. Team-Based Strategic Planning. A Complete Guide to Structuring, Facilitating and Implementing the Process. 2010. - 337 p.

Дата поступления: 03.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.