Научная статья на тему 'Стратегический потенциал субъектов регионального холдинга'

Стратегический потенциал субъектов регионального холдинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов Е. Л., Екутеч А. Д., Екутеч Т. Д.

Совершенствование управления деятельностью холдингов, функционирующих в различных отраслях национальной экономики, уже давно является предметом научного интереса исследователей. Проблема управления деятельностью холдингов является особенно актуальной для нынешнего этапа развития российской экономики, поскольку происходит активный процесс формирования сложно структурированных хозяйствующих субъектов, в том числе в монопольных отраслях. В связи с этим, повышается значение комплексной внутриотраслевой оценки потенциала субъектов (предприятий) в рамках холдингов, функционирование которых основано на гибком регулировании финансово-хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический потенциал субъектов регионального холдинга»

15 (54) - 2007

Стратегия развития региона

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЛДИНГА

Е.л. ЛОГИНОВ,

доктор экономических наук

А.Д. ЕКУТЕЧ, Т.Д. ЕКУТЕЧ

Кубанский государственный университет

Совершенствование управления деятельностью холдингов, функционирующих в различных отраслях национальной экономики, уже давно является предметом научного интереса исследователей. Проблема управления деятельностью холдингов является особенно актуальной для нынешнего этапа развития российской экономики, поскольку происходит активный процесс формирования сложно структурированных хозяйствующих субъектов, в том числе в монопольных отраслях.

В связи с этим повышается значение комплексной внутриотраслевой оценки потенциала субъектов (предприятий) в рамках холдингов, функционирование которых основано на гибком регулировании финансово-хозяйственной деятельности.

В газораспределительной отрасли субъектами выступают газораспределительные организации

Государство и местные власти

Государственные органы регулирования и контроля (ФАС, ФСТ, РЭК, технадзор)

Совет директоров Единого оператора

Аренда газопроводов

Газораспределительные организации

Рис. 1. Управленческая модель единого оператора

(ГРО). Они содержат и обслуживают газотранспортные сети газового комплекса, обеспечивая безопасную и бесперебойную газоподачу потребителям, в основном, объединенным в рамках региональных организаций холдингового типа — так называемых единых операторов (рис. 1).

Деятельность холдинга достаточно разнообразна (привлечение ресурсов, внутренняя организация учета, инвестирование, инновации, производство, качество).

Помимо этого, в холдинге можно выделить различные уровни управления: общекорпоративный, уровень бизнес-процессов (технологических цепочек), уровень отдельного субъекта. Все это требует разработки и применения методов управления деятельностью корпораций, учитывающих указанную специфику.

В холдинге особенно наглядно прослеживается система управления, при которой применение единого принципа управления к каждому субъекту холдинга невозможно, и на то есть объективные специфические причины (рис. 2).

Для определения стратегии развития каждого конкретного субъекта холдинга необходим глубокий анализ потенциала каждого из них, учитывающий все специфические особенности его хозяйствования и уже на основе полученных данных формировать общую стратегию управления всем холдингом.

Газпром

Поставщики

..........~.............................................

Потребители

управление

ч У

Структура потребителей, доля промышленности в общем объеме услуг и других объективных экономических факторов

к

Природно-инфраструктурных параметров района

ч /

Демографические и социально-экономические показателей района, в частности численность, плотность населения и предпочтения, согласно возрастным признакам, социальному и материальному статусу и т.д.

Государственное регулирование цен и тарифов

Ч /

Высокая стоимость имуще-

ственного комплекса и

вытекающих отсюда нало-

говых обязательств

в рамках действующего

законодательства РФ

✓ к

Политическая ситуация в муниципальных образованиях

Рис. 2. Основные факторы, оказывающие существенное влияние на деятельность региональных холдингов

Холдинг, как, в прочем, любой хозяйствующий субъект независимо от форм собственности и сектора экономики, окружает некая среда, которая как раз имеет параметры, определяемые конкретными условиями и факторами. При всем множестве данных факторов некоторые имеют значение, а некоторыми можно пренебречь в силу незначительности.

В отношении газораспределительного комплекса ТЭК выделим основные детализированные факторы, которые и составят основу нашей модели (рис. 3).

• Бизнес-среда. Включает в себя факторы внешней среды субъекта. Воздействие и адаптация к их изменениям является

основой стратегического управления.

• Ресурсы. Качество и использование ресурсов определяет эффективность и оперативность реагирования субъекта на изменения, что является важной составляющей стратегического управления. Здесь представлены технологический потенциал, финансы, трудовые и материальные ресурсы и т. д.

• Информация. Скорость и качество информационного обмена определяют оперативность реа-

гирования субъекта на изменения, на прозрачность внутренних процессов (для управляющей компании), поэтому данный фактор выделен как важнейшая составляющая стратегического управления.

Бизнес-среда

Альтернативная стратегия

Рис. 3. Модель определения стратегии развития субъекта

Оценка данных факторов посредством SWOT-анализа позволяет определить потенциал каждого конкретного субъекта, после чего принимается решение о выборе применяемой к нему стратегии управления.

Для проведения оценки каждого из выделенных узловых факторов посредством SWOT-анализа разбиваем каждый из них на подфакторы. Внешние факторы бизнес-среды

• Государственные условия. Учитывая стратегическое значение отрасли, основным внешним фактором является государственное регулирование. Государственные органы регулируют самый главный фактор — ценообразование. Также, существенно учитывать общеполитическое отношение к Обществу. Во многом местные органы самоуправления скептически относятся к объединению горрайгазов. Известны случаи целенаправленного игнорирования расчетов за природный газ.

• Географические параметры. Существенными факторами являются географические параметры региона и его климатические условия. Сложный горный ландшафт усложняет эксплуатацию газопроводов, а климатические условия непосредственно влияют на уровень реализации газа, что в свою очередь отражается на уровне доходов. Экологическая стабильность региона определяет и аварийноопасность, которая влияет на затратную и доходную части.

• Демографические процессы. Влияние этого фактора в текущем периоде невелико, им можно было бы пренебречь, но контроль за их изменениями необходим, так как кризис в данной сфере может привести к серьезным убыткам.

• Юридические и налоговые условия. Необходимо учитывать внешнюю юридическую обстановку в регионе, правовую и нормативную базу, особенности краевого и местного законодательства.

• Общеэкономические условия региона. Экономическое развитие региона, уровень доходов населения, уровень развития производства, безработица и т. д. — все это может крайне неблагоприятно сказаться на развитии Общества.

• Структура потребительского рынка. Учитывая дифференциацию тарифа по группам потребителей, необходим постоянный анализ структуры потребителей, соотношения населения и промышленности в регионе.

• Кредитные условия. Достаточный уровень развития кредитно-финансовых институтов позволяет проводить эффективную кредитную

политику. Принимая во внимание сезонность реализации природного газа и условно-постоянный характер эксплуатационных расходов, этот фактор может стать определяющим.

• Технологии и НТП. В настоящее время наряду с новейшими информационными достижениями в газовой отрасли внедряются новые материалы для строительства газопроводов низкого давления — полиэтилен (применяется более 2 лет). Внедрение передовых технологий и достижений НТП позволит перераспределить затратную часть эксплуатации.

• Конкуренция. Газораспределительная организация входит в реестр естественных монополий и в регионах не имеет конкурентов. Однако в настоящее время идут попытки формирования альтернативных организаций; но в текущем состоянии они не выступают как существенные для конкурента.

Для эффективности анализа внешних факторов разобьем их на четыре основных блока: государственно-политические и юридические факторы (табл. 1); экономические и инфраструктурные факторы (табл. 2); социально-культурные и географические факторы (табл. 3); технологические и информационные факторы (табл. 4).

В связи с этим следует сделать следующие выводы. Наиболее влиятельные факторы внешней среды — у государственно-политического и экономического блоков. Наиболее подвержены влиянию внешней среды — ценообразование и финансы предприятия.

Внутренние факторы ресурсов:

• Общее управление. Гибкое и эффективное управление в большинстве случаев является основным фактором реагирования на изменения внешней среды и корректировки внутренней. Здесь основным фактором выступает скорость принятия эффективных управленческих решений для осуществления стратегических задач развития холдинга.

• Производство. Технологичность и период фис-кализации оказываемых услуг (товар — деньги) является функцией воспроизводства и финан-сообразования. Чем меньше этот период, тем выше реактивность предприятия.

• Финансы. Наличие стабильного текущего фи-нансооборота, эффективного его распределения и резервов — являются одним из главных факторов воспроизводства и реагирования на изменения внешней и внутренней сред.

• Управление персоналом. Серьезный реакцион-

Таблица 1

Блок государственно-политических и юридических факторов

Факторы Область воздействия Угроза

Изменения в законодательстве на федеральном уровне (например, о монополиях, о газоснабжении стратегических объектов, политика сдерживания цен) Структура Общества, ценообразование, формирование доходной части Реорганизация Общества, нерентабельное ценообразование, образование необоснованных доходов и затрат, формирование экономически необоснованных тарифов

Расстановка политических сил (интересы государства в лице Федеральных органов, администрации Краснодарского края и муниципалитетов по отношению к Обществу и всей системе единого оператора, к программе газификации; особенности отношений органов местного самоуправления); отношения между деловыми кругами и правительством Влияние на решение вопросов, специфических для деятельности Общества (возмещение льгот в зависимости от размера бюджета, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, стандарты, применяемые для опасных производств, судебная практика, финансирование предприятий бюджетной сферы и др.), программа газификации Реорганизация Общества, нерентабельное ценообразование, образование дополнительных убытков от неисполнения бюджетных обязательств (льготы, программы газификации) образование необоснованных доходов и затрат, формирование экономически необоснованных тарифов

Изменения в налоговом законодательстве (федеральный, региональный, местный уровни) Влияние на денежно-кредитную политику предприятия (налогообложение доходов организации) — финансовый блок Общества Увеличение экономически необоснованного уровня налогоотвле-чений, рост затратной части без синхронизации с доходной

Таблица 2

Блок экономических и инфраструктурных факторов

Факторы Область воздействия Угроза

Инфляция Доходная часть Финансовый дефицит, нерентабельное ценообразование

Уровень доходов населения Покупательская способность, уровень реализации, платежная дисциплина Снижение уровня реализации, финансовый дефицит, нерентабельное ценообразование

Уровень развития промышленности региона Доходная часть, ценообразование, платежная дисциплина Снижение уровня реализации, финансовый дефицит, нерентабельное ценообразование

Структура потребительского рынка Доходная часть, ценообразование, платежная дисциплина Снижение уровня реализации, финансовый дефицит, нерентабельное ценообразование

Поставщики, порядок расчетов Ценообразование, доходная часть, платежная дисциплина Изменение доходной части, финансовый дефицит, нерентабельное ценообразование

Конкуренты Позиция на рынке газа, уровень реализации, доходная часть, Изменение доходной части, нерентабельное ценообразование

Бюджетонаполняемость, доходы региона Доходная часть, платежная дисциплина Финансовый дефицит, нерентабельное ценообразование

Уровень развития кредитно-финансовой Системы газоснабжения региона Финансооборот, кредитная политика Финансовый дефицит, дополнительные затраты

Инвестиционная привлекательность района Косвенный фактор. Через развитие региона влияет на покупательскую способность, уровень реализации, доходную часть, финансооборот, позиция на рынке газа Изменение доходной части, снижение уровня реализации, финансовый дефицит, нерентабельное ценообразование

Уровень безработицы Покупательская способность, уровень реализации, платежная дисциплина Снижение уровня реализации, финансовый дефицит, нерентабельное ценообразование

ный фактор внутренней среды. Здесь имеют значение уровень и личные качества персонала, его управляемость.

• Культура и руководство. Прочность и постоянность культуры частей организации в соотно-

шении друг с другом и со всей корпоративной культурой. Способность культуры поощрять инновации, творчество и открытость новым идеям, способность адаптироваться и погружаться, совместимая с требованиями изме-

Таблица 3

Блок социально-культурных и географических факторов

Факторы Область воздействия Угроза

Географические условия Инфраструктура края, газификация различных регионов края Стоимость эксплуатации газопроводов, их обслуживание, аварийность, увеличение затрат на ликвидацию последствий, снижение уровня реализации

Демографическая ситуация в крае Качество труда, его стоимость, этнические проблемы, спрос в услугах, платежеспособность, растущая потребность в предоставляемых услугах, увеличение спроса, увеличение реализации, рентабельности Низкая дисциплина платежеспособности, большая доля среди потребителей природного газа пенсионеров, малоимущих, возникновение чрезвычайных ситуаций

Стиль жизни, покупательские привычки Социальное благосостояние, отношение к правительству, ценообразованию платежеспособность Снижение дисциплины платежей, необоснованная политика ценообразования на предоставляемые услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение к труду Социальная ответственность Аварийные ситуации, возникновение ЧС в ходе реализации опасного вида услуг, недостаток квалифицированной рабочей силы, требование профсоюзов

Таблица 4

Блок технологических и информационных факторов

Факторы Область воздействия Угроза

Темп технических изменений Использование арендованного имущества, стоимость его ремонта и обслуживания, уровень реализации услуг и их качество Снижение уровня реализации природного газа, изменение доходной и расходной части, газоснабжение в аварийном режиме

Новые технологии Стоимость оказываемых услуг, эффективность продаж, способы хранения и распределения информации и услуг, компьютеризация Системы газоснабжения учета и контроля, доходная и расходная части, рентабельность, ускорение производственного процесса Дополнительные затраты, образование необоснованных доходов и расходов, снижение уровня реализации природного газа

Жизненный цикл продукта Уровень реализации, покупательская способность, структура Системы газоснабжения, ценообразование Реорганизация Общества, нерентабельное ценообразование, формирование экономически необоснованных тарифов

няющейся окружающей среды и стратегии, мотивация исполнительных, управленческих работников и сотрудников нижнего уровня (основана на денежных и нематериальных премиях)

• Престиж и репутация. Иногда общественное мнение может оказаться важным фактором оценки важности организации и ее услуг, этот же фактор способствует привлечению кадров, сдерживает текучесть и выступает нематериальным фактором мотивации труда.

• Информационные системы газоснабжения. Они являются очень важной частью внутренней среды организации, их назначение — обеспечивать и поддерживать информационный поток в организации с целью улучшения продуктивности и принятия решений. Информация должна быть собрана, сохранена и синтезирована таким образом, чтобы реагировать на запросы деятельности и стратегии.

Информационные системы могут не только помочь в анализе окружающей среды, но и быть стратегическим оружием в достижении стратегических целей.

Все внутренние факторы формируют потенциал предприятия. Их уровень развития и сопротивляемость внешнему воздействию характеризуют «иммунитет» Общества.

Однако стабильность внутренней среды как характеристика потенциала предприятия может, в свою очередь, обернуться и отрицательной стороной в виде упущенных возможностей развития.

Определяя сильные и слабые стороны Общества, необходимо учитывать «двоякость» факторов и правильно определять возможности и угрозы (табл. 5). Данные матрицы сформулированы, в основном, на данных экспертной оценки специалистов. Наиболее уязвимы, как показал экспертный анализ, экономический и финансовый блоки Общества.

Таблица 5

Матрица SWOT-анализа сильных и слабых сторон Общества

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВОЗМОЖНОСТИ

Монополизм на рынке края Усиление влияния Общества на всю газотранспортную подотрасль, внешнеэкономические и политические процессы региона

Доля рынка края Укрупнение Общества, развитие политики «единого оператора»

Потребность в услугах (транспортировка) Расширение рынка сбыта

Короткий производственный цикл (товар-деньги) Воспроизводство, ускоренный финансооборот

Централизованный сбор и распределение финансовых потоков Контроль за использованием финансовых ресурсов, возможность образовывать резервы

Вертикальное управление горрайгазами Высокая управляемость Общества

Единая тарифная политика на территории края Расширение Общества за счет объединения новых горрайгазов, перераспределение доходов, единая политика ценообразования, потребительская заинтересованность

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ УГРОЗЫ

Сезонная зависимость транспортировки газа Финансовый дефицит

Дисциплина расчетов с потребителями и с поставщиками Финансовый дефицит

Текущий контроль за платежной дисциплиной Сдвиги в финансовых поступлениях

Финансовые резервы Высокая текущая зависимость от потребительских расчетов, финансовый дефицит, отсутствие возможности инвестирования

Собственные активы Позиция в отрасли, низкая привлекательность для кредиторов

Уровень эксплуатационных затрат Экономический спад

Контроль и управление затратами Неэффективность ценообразования, низкие экономические показатели, финансовый дефицит

Имиджевые программы Степень заинтересованности горрайгазов во вступление в систему единого оператора

Информационные системы в газоснабжении Управляемость, неверность в управленческих решениях

Отдельно, в связи с важностью данного фактора, производится оценка производственного блока.

Для получения оценки состояния производственно-технического блока Общества применим такой же метод, как при оценке внутренней среды.

Основной целью оценки являет определение направлений совершенствования управления производственно-техническим потенциалом холдинга (табл. 6).

Значит, необходимо внедрять новое высокотехнологичное оборудование, узлы учета и системы

Матрица оценки производст

защиты; проводить капитальный ремонт малонадежных газопроводов с использованием новейших эффективных технологий; устанавливать средства связи и телеметрии для создания автоматизированной системы управления и мониторинга за работой систем газоснабжения; проводить рентабельные программы газификации.

Также необходимы реконструкция и модернизация газонаполнительных станций (ГНС) с целью обеспечения режима безубыточного функционирования.

Таблица 6

но-технического потенциала

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВОЗМОЖНОСТИ

Большая материально-техническая база Развитие Системы газоснабжения

Большая газораспределительная сеть Расширение рынка потребителей

Централизованные программы газификации Развитие газораспределительной Системы газоснабжения

Централизованный контролинг Эффективное использование консолидированных активов

Централизованное финансирование Динамичность развития Общества и горрайгазов

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ УГРОЗЫ

Потери газа в системе Рост затрат

Износ оборудования Вероятности аварийных ситуаций

Разброс и протяженность сетей Снижение контролируемости

Недостаточная оснащенность приборами учета Потери газа

Низкий КПД станций катодной защиты Аварии, быстрый износ активов

Низкий уровень автоматизации Затрудненный мониторинг работы систем газоснабжения

Основываясь на вышеприведенных исследованиях, можно сформировать два блока основных показателей, дающих целостную оценку Общества: финансовые и нефинансовые.

Таблица 7

Основные показатели общей оценки Общества

Блок финансовых Блок нефинансовых

показателей показателей

Денежный поток Исполнение корпоративной стратегии

Валовая прибыль Надежность менеджмента

Рыночный рост Качество корпоративной стратегии

Прибыль Инновации

Общая рентабельность Способность привлечения и удержания квалифицированных работников

Доля рынка

Опыт руководства

Дивидендная политика

Качество основных бизнес-про-

цессов

Для оценки холдинга (на примере ОАО «Крас-нодаркрайгаз», являющегося единым оператором по транспортировке природного газа на территории Краснодарского края) применим балльную систему, где максимальный балл — 10, а критерии — среднеотраслевые нормативы и оптимумы (экспертное мнение) (табл. 8 — 11).

Согласно приведенным выше матрицам оценки Общества по балльной системе (табл. 10 — 11), констатируем, что Общество по развитию относится к третьей группе обеих шкал.

Таким образом, приходим к определенным выводам:

1) общество находится на достаточно высоком уровне развития, однако есть существенный недостаток, вследствие отсутствия стопроцентной консолидации горрайгазов в рамках единого оператора, соответственно низкий уровень консолидации газотранспортных сетей;

2) доля рынка составляет 45 %, что в условиях корпоративной политики и стратегических

Таблица 8

Матрица нефинансовых показателей ОАО «Краснодаркрайгаз»

№ Показатель Критерий Значение/всего Оценка (балл)

1 Исполнение корпоративной стратегии 19,0

Консолидация горрайгазов 29шт/44шт 6,6

Общая консолидация газовых сетей 15 019,1км/31 009,5км 4,8

Внутренняя консолидация газовых сетей 15 019,1км/20 006,1км 7,5

Общая консолидация акционерного капитала 36 888/5 082 586шт 0,07

Внутренняя консолидация акционерного капитала 15 078/4 784 335шт 0,03

2 Надежность менеджмента 19,5

Уровень образования (в/о) 69/73чел 9,5

Уровень квалификации 73/73чел 10,0

3 Опыт руководства Уровень квалификации 8/8чел 10,0

4 Доля рынка V тран-ки/Уобщ 3 650/7 850млн. м3 4,6

5 Дивидендная политика 20 %/10 % 10,0

6 Качество основных бизнес-процессов Прибыльность процессов 3/3шт 10,0

ИТОГО: 73,1

Таблица 9

Матрица финансовых показателей ОАО «Краснодаркрайгаз»

№ Показатель Контрольное значение Текущее значение Оценка (балл) *

1 Денежный поток 950 000 771 521,8 8,1

2 Приведенный денежный поток 950 000 694 369,6 7,3

3 Валовая прибыль 8 000 5 315 6,6

4 Прибыль 13 000 12 108 9,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Чистая прибыль 10 000 7 740 7,7

6 Общая рентабельность 4 % 2 % 5,0

ИТОГ 44,0

Примечание: *выполнение плана = 10 баллов

Таблица 10

Матрица оценки Общества по нефинансовым показателям

Группа I гр II гр III гр IV гр

Диапазон 0 — 27,5 27,6 — 55 55,1 — 82,5 82,6 — 110

Оценка Кризисное Удовлетворительное Положительное Развитое

Таблица 11 Матрица оценки Общества по финансовым показателям

Группа I гр II гр III гр IV гр

Диапазон 0 — 15 16 — 30 31 — 45 46 — 60

Оценка Кризисное Удовлетворительное Положительное Развитое

целей развития ОАО «Краснодаркрайгаз» не достаточно;

3) финансовые показатели Общества имеют положительную оценку, при этом в наличии значительные резервы по уровню рентабельности, вследствие невыборки природного газа и нестабильности процессов увеличения тарифов на транспортировку, которые перекрываются за счет прочей и внереализационной деятельности. Аналогичным образом оценивается уровень

развития всех субъектов холдинга, и сравнивают-

ся показатели. Оценка стратегического потенциала субъектов холдинговых организаций согласно предложенной методике позволяет определять эффективную стратегию управления данным субъектом.

Данная методика позволяет наиболее адекватно отображать и оценивать процессы, происходящие внутри субъектов как экономических систем. Особенно актуальным использование данной методики становится при выборе приоритетных направлений развития субъектов при дифференцированной деятельности.

Не успели оформить

подписку на 2007 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621 -69-49, (495) 621-91-90

Http://www.financepress.ru Е-таП: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.