Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / стратегическое развитие / отрасли экономики / программно-целевое развитие / валовой региональный продукт / социально-экономическая политика / потенциал региона / regional economy / strategic development / economic sectors / program-targeted development / gross regional product / socio-economic policy / potential of the region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебединцева Татьяна Михайловна, Лисицын Алексей Александрович, Ильинский Кирилл Владимирович

В статье утверждается, что устойчивое социально-экономическое развитие региона невозможно без стратегического управления и планирования. Идеи стратегического управления, изначально появившись в бизнес-среде, вышли далеко за ее пределы и сегодня являются практически обязательной частью государственного (муниципального) управления в социальной сфере. Необходимость использования стратегического подхода к управлению региональным развитием определяется несколькими факторами, среди которых можно выделить необходимость перехода на инновационный путь развития и возникновение новых задач; ускоряющиеся процессы трансформации мировой экономики; рост уровня нестабильности внешней среды в целом. В этих условиях переход на стратегическое управление позволяет значительно расширить горизонты предвидения и тем самым создает возможности для своевременной реакции на изменения, происходящие во внешней среде. Статья посвящена оценке основных этапов реализации стратегического подхода в управлении социально-экономическим развитием региона на примере Чувашской Республики. Авторами определены основные контуры данного подхода, дана оценка основных этапов формирования и реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики, выявлены пути ее возможной корректировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лебединцева Татьяна Михайловна, Лисицын Алексей Александрович, Ильинский Кирилл Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACH TO IMPROVING SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT MANAGEMENT

The article argues that sustainable socio-economic development of the region is impossible without strategic management and planning. The ideas of strategic management, having initially appeared in the business environment, have gone far beyond its limits and today are practically an obligatory part of state (municipal) management in the social sphere. The need to use a strategic approach to managing regional development is determined by several factors, among which one can single out the need to switch to an innovative path of development and the emergence of new challenges; accelerating processes of transformation of the world economy; an increase in the level of instability of the external environment as a whole. In these conditions, the transition to strategic management allows you to significantly expand the horizons of foresight and thereby creates opportunities for a timely response to changes occurring in the external environment. The article is devoted to the assessment of the main stages of the implementation of the strategic approach in the management of socio-economic development of the region on the example of the Chuvash Republic. The authors defined the main contours of this approach, assessed the main stages of formation and implementation of the Strategy of socio-economic development of the Chuvash Republic, identified ways of its possible adjustment.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ»

УДК 332.13

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Т.М. Лебединцева, А.А. Лисицын, К.В. Ильинский

В статье утверждается, что устойчивое социально-экономическое развитие региона невозможно без стратегического управления и планирования. Идеи стратегического управления, изначально появившись в бизнес-среде, вышли далеко за ее пределы и сегодня являются практически обязательной частью государственного (муниципального) управления в социальной сфере.

Необходимость использования стратегического подхода к управлению региональным развитием определяется несколькими факторами, среди которых можно выделить необходимость перехода на инновационный путь развития и возникновение новых задач; ускоряющиеся процессы трансформации мировой экономики; рост уровня нестабильности внешней среды в целом. В этих условиях переход на стратегическое управление позволяет значительно расширить горизонты предвидения и тем самым создает возможности для своевременной реакции на изменения, происходящие во внешней среде.

Статья посвящена оценке основных этапов реализации стратегического подхода в управлении социально-экономическим развитием региона на примере Чувашской Республики. Авторами определены основные контуры данного подхода, дана оценка основных этапов формирования и реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики, выявлены пути ее возможной корректировки.

Ключевые слова: региональная экономика; стратегическое развитие; отрасли экономики; программно-целевое развитие; валовой региональный продукт; социально-экономическая политика; потенциал региона.

T.M. Lebedintseva, A.A. Lisitsyn, K.V. Ilyinsky. STRATEGIC APPROACH TO IMPROVING SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT MANAGEMENT

The article argues that sustainable socio-economic development of the region is impossible without strategic management and planning. The ideas of strategic management, having initially appeared in the business environment, have gone far beyond its limits and today are practically an obligatory part of state (municipal) management in the social sphere.

The need to use a strategic approach to managing regional development is determined by several factors, among which one can single out the need to switch to an innovative path of development and the emergence of new challenges; accelerating processes of transformation of the world economy; an increase in the level of instability of the external environment as a whole. In these conditions, the transition to strategic management allows you to significantly expand the horizons of foresight and thereby creates opportunities for a timely response to changes occurring in the external environment.

The article is devoted to the assessment of the main stages of the implementation of the strategic approach in the management of socio-economic development of the region on the example of the Chuvash Republic. The authors defined the main contours of this approach, assessed the main stages of formation and implementation of the Strategy of socio-economic development of the Chuvash Republic, identified ways of its possible adjustment.

Keywords: regional economy; strategic development; economic sectors; program-targeted development; gross regional product; socio-economic policy; potential of the region.

Основой для достижения поставленных целей развития региона является расстановка приоритетов развития в стратегическом ключе. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 г. (далее - Стратегия) таким приоритетом является рост благосостояния населения республики. В качестве главного механизма

достижения роста благосостояния людей предполагается формирование условий для развития высококонкурентоспособной экономики республики, для чего она должна не только обладать высоким инновационным потенциалом и инвестиционной привлекательностью, но и сохранять экологическую чистоту.

Точками роста экономики Чувашской Рес-

42

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2023. № 3(53)

публики были определены несколько отраслей: обрабатывающая промышленность, агропромышленный комплекс, сфера информационных технологий, строительство и туризм [1].

При рассмотрении структуры валового регионального продукта (далее - ВРП) Чувашской Республики становится очевидным, что драйверами роста были выбраны отрасли материального производства, составляющие наибольший удельный вес по объему приносимого в республику валового регионального дохода.

Согласно данным, представленным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике [4], из 19 отраслей экономики Чувашской Республики отрасли, являющиеся драйверами роста согласно Стратегии, составляют более 40 % всего объема ВРП (табл. 1).

В представленной таблице не нашла отражение сфера туризма, поскольку туризм как отдельная отрасль экономики в принятой практике статистического учета не выделяется. С экономической точки зрения туризм приносит мультипликационный эффект, поэтому развитие этого сектора услуг для региона является катализатором роста других отраслей экономики - торговли, транспорта, гостиничного бизнеса, медицины, спорта, досуга и развлечений.

Определением драйверов роста экономики является логичным по нескольким причинам:

- указанные отрасли, являясь отраслями материального производства, развивают производственный потенциал республики;

- имея значительную долю в ВРП республики, эти отрасли приносят и значительную часть налоговых доходов в федеральную и региональную казну, расширяя возможности финансирования различных экономических и социальных программ и проектов;

- развитие отраслей материального производства позволяет создавать рабочие места и снижать социальную напряженность через сокращение уровня безработицы;

- действующая система производственного

процесса в агропромышленном комплексе республики дает возможность заниматься производством высокоэкологичной продукции сельского хозяйства и продуктов питания, которые отвечают требованиям российского «зеленого бренда»;

- наличие в Чувашской Республике объектов культурного и природного наследия создает привлекательный фон для развития внутреннего туризма, чему также активно может способствовать развитая и доступная сеть автомобильных дорог.

При использовании стратегического подхода в управлении устойчивым региональным развитием обязательно следует предусматривать несколько вариантов развития социально-экономического состояния региона, что обуславливается высокой неопределенностью и динамичностью факторов внешней среды, предусмотреть изменение которых зачастую не представляется возможным.

Традиционно при разработке прогнозов развития прописываются три варианта развития событий: оптимистичный, пессимистичный и базовый. Сценарные условия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 г традиционно содержат три основных сценария развития: консервативный, базовый, целевой.

Следующим шагом реализации стратегического подхода в управлении социально-экономическим развитием региона является программно-целевое выполнение Стратегии. На этом этапе определяются ключевые цели стратегического развития региона, формируется система задач и приоритетных направлений развития региона, которые детализируются в принятых для развития региона проектах.

В соответствии со Стратегией на основании данных стратегического анализа сформулированы 5 стратегических целей. Для достижения каждой цели в Стратегии прописаны задачи, решение которых позволит региону добиться желаемых стратегических результатов. К каж-

Таблица 1

Удельный вес отдельных отраслей экономики Чувашской Республики, выбранных драйверами роста, в общем объеме ВРП за 2019-2021 гг. [4]

Отрасли экономики региона Удельный вес в общем объеме ВРП, %

2019 г. 2020 г. 2021 г.

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 8,2 7,9 8,0

Обрабатывающие производства 25,8 25,9 24,2

Строительство 5,8 5,1 5,4

Деятельность в области информации и связи 2,7 2,7 2,6

Общая доля всего 42,5 41,6 40,2

дой поставленной задаче в Чувашской Республике разработаны соответствующие проекты.

Анализ задач и проектов Стратегии показал, что не для всех закрепленных задач предусмотрены специальные региональные проекты.

Так, в целях оптимизации институциональной среды, на которой лежит обеспечение механизмов привлечения инвестиционных ресурсов для развития бизнеса и предпринимательства в регионе, а также роста эффективности процесса государственного управления, Стратегией предусмотрено решение нескольких задач:

- формирование привлекательного инвестиционного климата для привлечения инвестиций мирового уровня;

- обеспечение благоприятного предпринимательского климата;

- повышение эффективности управления государственным имуществом Чувашской Республики;

- повышение устойчивости бюджетной системы и эффективности государственного управления [2].

Региональные проекты, позволяющие реализовать поставленные задачи, разработаны только для обеспечения благоприятного предпринимательского климата, в числе которых -

проекты для укрупнения предприятий малого и среднего бизнеса; роста возможностей малого и среднего бизнеса в отношении привлечения финансовых ресурсов; оптимизации условий для занятия предпринимательством в целом, его популяризации.

Пристальное внимание в Стратегии также уделено развитию человеческого капитала и социальной сферы, а также повышению уровня и качества жизни населения (табл. 2).

Демографическая ситуация в Чувашской Республике характеризуется снижением в 2022 г. общего коэффициента смертности (ниже уровня 2020 г), сохранением тренда снижения младенческой смертности (2021 г. - 2-е место по России), вследствие чего коэффициент естественной убыли, по которому регион в 2021 г. занимал 47-е место по стране, продемонстрировал некоторый спад. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (2021 г. - 27-е место по России) в 2022 г. (по предварительным данным) [4] составила 71 год.

Динамика показателей доходов в Чувашской Республике отвечает общероссийским трендам, при этом темпы роста реальной начисленной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходов населения по

Таблица 2

Показатели, характеризующие социальную сферу Чувашской Республики за 2019-2021 гг. [5]

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп изменения, %

2020 г. к 2019 г. 2021 г. к 2020 г.

1. Численность населения 1 218 1 208 1 198 99,17 99,17

2. Демографическая нагрузка (на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособного возраста) 789 803 768 101,77 95,64

3. Коэффициент рождаемости 9,5 9,3 9,2 97,89 98,92

4. Коэффициент смертности 12,4 15,5 17,0 125,00 109,68

5. Коэффициент младенческой смертности 3,0 2,1 2,6 70,00 123,81

6. Продолжительность жизни 73,44 71,03 69,99 96,72 98,54

7. Уровень занятости населения в трудоспособном возрасте, % 76,5 75,7 77,1 98,95 101,85

8. Уровень безработицы, % 4,7 6,1 4,8 129,79 78,69

9. Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году 104,1 101,4 103,7 97,41 102,27

10. Среднедушевые доходы населения, руб. в мес. 20 162 21 164 23 619 104,97 111,60

11. Медианный среднедушевой денежный доход населения, руб. в мес. 16659,9 17498,3 19373,9 105,03 110,72

12. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума/границы бедности, % 17,4 16,8 15,7 96,55 93,45

13. Потребительские расходы в среднем на душу населения, руб. в мес. 16 463 16 434 19 484 99,82 118,56

14. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2 28,1 28,8 29,6 102,49 102,78

15. Охват дошкольным образованием, % 82,3 84,6 86,2 102,79 101,89

региону выше, чем в среднем по России [3]. Традиционно исследуемый регион уступает по размеру номинальной начисленной заработной платы и среднедушевых денежных доходов населения.

Для достижения такой цели, как повышение уровня и качества жизни населения, поставлены 11 задач и разработан 21 региональный проект. Для обеспечения демографического развития, улучшения здоровья населения и поддержания его долголетней активной жизни предусмотрена реализация следующих проектов: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» и др.

Оценка программно-целевого планирования Стратегии развития региона свидетельствует о том, что из числа разработанных региональных проектов в приоритете у региональных властей - развитие человеческого капитала и социальной сферы, повышение уровня и качества жизни населения. Если учитывать, что из всех ресурсов региона именно человеческий капитал является ведущим фактором регионального развития, поскольку он определяет возможности эффективного развития конкретных отраслей региональной экономики, то такое внимание данной сфере в полной мере оправдано.

Однако решение демографических проблем должно идти по всем направлениям, в том

Основные показатели достижения цел

числе необходимо учитывать высокий уровень миграции по экономическим причинам, когда граждане покидают свой регион из-за ограниченных возможностей в плане получения достойного дохода и заработной платы, т. е. важна разработка механизма обеспечения роста доходов населения, создание действенной системы профсоюзов.

Следующий этап реализации стратегического подхода в управлении социально-экономическим развитием региона представляет собой мониторинг и оценку результатов реализации Стратегии. Поскольку Стратегия развития региона определена до 2035 г., ее реализация поделена на 3 этапа: I этап - 2020-2021 гг.; II этап - 2022-2025 гг.; III этап - 2026-2035 гг.

Поэтапная реализация Стратегии позволяет обеспечить последовательное решение всех поставленных и задач и целей, направленных на социально-экономическое развитие региона; вносить корректировки в механизмы, применяемые для достижения целей и решения задач в зависимости от складывающихся внешних обстоятельств и макроэкономических условий.

Проведенная оценка достижения целевых показателей Стратегии выявила, что наиболее проблемным является показатель объема отгруженной продукции в промышленности: фактические значения этого показателя не дотягивают до целевых значений (табл. 3).

Частично это можно объяснить влиянием пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и различных «ковидных» ограничений в 2020 г. Однако, учитывая, что одним из

Таблица 3

й социально-экономического развития шублики [1; 5]

Наименование индикатора Основные показатели достижения целей социально-экономического развития Чувашской Республики

2019 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. 2035 г.

план факт план факт

Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. 311,9 339 313,4 346,0 427,0 610,5 877,8

Объем отгруженной продукции в промышленности, млрд руб. 258,2 226,8 248,0,5 227,3 360,0 530,0 750,0

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд руб. 63,6 65,4 60,6 55,8 96,6 156,3 237,9

Экспорт товаров, млн долл. США 190,0 209,1 200,0 248,7 285,0 435,0 660,0

Объем продукции сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб. 33,8 42,9 33,9 44,8 51,1 79,9 106,7

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2 на конец года 28,1 28,1 28,2 28,8 29,0 31,0 33,0

Среднемесячная заработная плата одного работника, руб. 29 671 29 671 30 858 31 844 44 505 63 006 90 030

основных драйверов роста экономики Чувашской Республики является именно обрабатывающая промышленность, отставание данного показателя от заявленных целевых значений является четким сигналом о необходимости принятия мер по активизации развития данной отрасли через разработку соответствующих региональных программ и проектов.

Отметим, что этот вопрос решен реализацией таких региональных проектов, как «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», «Системные меры по повышению производительности труда», «Промышленный экспорт». Однако становится очевидным, что их недостаточно. В регионе необходимо создавать условия для ускоренного развития инфраструктуры наукоемкой экономики и разрабатывать проекты в этой сфере.

Остальные показатели достижения целей социально-экономического развития Чувашской Республики либо превышают, либо находятся на уровне целевых значений.

Таким образом, корректировка Стратегии должна осуществляться на основе системы индикаторов посредством внесения изменений в государственные программы Чувашской Республики по мере необходимости и в зависимости от изменений состояния внешней и внутренней среды.

Список литературы

1. О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года: закон Чувашской Республики от 26.11.2020 № 102. URL: http://base.garant.ru/74960528 (дата обращения: 17.05.2023).

2. Концепция устойчивого развития Чувашской Республики: распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.03.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 231-р. URL: http://minec.cap.ru (дата обращения: 17.05.2023).

3. Лебединцева Т.М., Лисицына И.В. Экономическая безопасность России и факторы на нее влияющие // Казанская наука. 2015. № 9. С. 81-83.

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: офиц. сайт. URL: https://21.ros-stat.gov.ru (дата обращения: 17.05.2023).

5. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации: офиц. сайт. URL: (дата обращения: 17.05.2023).

References

1. Strategiya sotsiaFno-ekonomicheskogo raz-vitiya Chuvashskoj Respubliki do 2035 goda [Strategy of socio-economic development of the Chuvash Republic until 2035]: zakon Chuvashskoj Respubliki ot 26.11.2020 № 102. URL: http://base.garant. ru/74960528 (Accessed 17.05.2023).

2. Kontseptsiya ustojchivogo razvitiya Chuvashskoj Respubliki [The concept of sustainable development of the Chuvash Republic]: rasporyazhe-nie Kabineta Ministrov Chuvashskoj Respubliki ot 13.03.2023 № 231-r. URL: http://minec.cap.ru (Accessed 17.05.2023).

3. Lebedintseva T.M., Lisitsyna I.V. Ekonomi-cheskaya bezopasnost Rossii i faktory na nee vliyayushchie [Economic security of Russia and its influencing factors] // Kazanskaya nauka. 2015. № 9. S. 81-83.

4. Territorially) organ Federalnoj sluzhby go-sudarstvennoj statistiki po Chuvashskoj Respublike: ofits. sajt. URL: https://21.rosstat.gov.ru (Accessed 17.05.2023).

5. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki Rossijskoj Federatsii: ofits. sajt. URL: http:// www.gks.ru (Accessed 17.05.2023).

ЛЕБЕДИНЦЕВА Татьяна Михайловна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: kisuyga1207@mail.ru.

ЛИСИЦЫН Алексей Александрович - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tlebedinceva@ruc.su.

ИЛЬИНСКИЙ Кирилл Владимирович - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail:st954058@ruc.su.

LEBEDINTSEVA, Tatyana Mikhailovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Information Technology. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: kisuyga1207@mail.ru.

LISITSYN, Alexey Alexandrovich - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tlebedinceva@ruc.su.

ILYINSKY, Kirill Vladimirovich - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: st954058@ruc.su.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.