Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СНИЖЕНИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ: ОПЫТ КИТАЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СНИЖЕНИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ: ОПЫТ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
164
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОН / ТРАНСФОРМАЦИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вертакова Ю. В., Лю Я.

В статье рассмотрен процесс перехода стратегии несбалансированного регионального развития к стратегии скоординированного регионального развития Китая. Проанализирован ряд национальных стратегий и стратегических планирований регионального развития, направленных на снижение межрегиональной дифференциации. Цель работы - комплексное исследование на примере опыта Китая по реализации стратегического планирования для снижения межрегиональной экономической дифференциации. Используя методологию системного и стратегического анализа, авторы проанализировали основные направления национального стратегического планирования регионов по снижению межрегиональной экономической дифференциации в Китае. Были выявлены их преимущества и недостатки, разработаны рекомендации по совершенствованию подходов к снижению межрегиональной экономической дифференциации. Национальное стратегическое планирование развития регионов является важным инструментом региональной политики по снижению межрегиональной экономической дифференциации. Необходима концентрация усилий на обеспечении согласованности центрального правительства и местных органов власти, координации разных направлений планирования и их системности, разработке рыночного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STRATEGIC APPROACH TO REDUCING INTER-REGIONAL ECONOMIC DIFFERENTIATION: CHINA’S EXPERIENCE

This article examines the transition process from a strategy of unbalanced regional development to a strategy of coordinated regional development in China. A number of national strategies and strategic plans for regional development aimed at reducing inter-regional differentiation have been analysed. The paper aims to provide a comprehensive case study of China’s experience in implementing strategic planning to reduce inter-regional economic differentiation. Using the methodology of systems and strategic analysis, the authors analysed the main directions of national strategic regional planning to reduce inter-regional economic differentiation in China. The advantages and disadvantages of approaches to reducing inter-regional economic differentiation have been identified and recommendations for their improvement have been developed. National strategic planning for regional development is an important tool of regional policy to reduce inter-regional economic differentiation. It is necessary to concentrate efforts on ensuring consistency between the central government and local authorities, coordinating different areas of planning and their consistency, and developing a market mechanism.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СНИЖЕНИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ: ОПЫТ КИТАЯ»

УДК 338.2 JEL R1 Вертакова Юлия Владимировна

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-1685-2625 Researcher ID: N-9934-2015 e-mail: vertakova7@yandex.ru

Лю Яи

аспирант, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г Курск, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4375-350X e-mail: ly776124534@gmail.com

Yulia V. Vertakova

Doctor of Economics, Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G. F. Morozov, Voronezh, Russia ORCID: 0000-0002-1685-2625 Researcher ID: N-9934-2015 e-mail: vertakova7@yandex.ru

Yai Liu

Postgraduate student, Southwest State University, Kursk, Russia

ORCID: 0000-0002-4375-350X e-mail: ly776124534@gmail.com

DOI 10.26425/1816-4277-2021-10-122-132

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СНИЖЕНИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ: ОПЫТ КИТАЯ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс перехода стратегии несбалансированного регионального развития к стратегии скоординированного регионального развития Китая. Проанализирован ряд национальных стратегий и стратегических планирований регионального развития, направленных на снижение межрегиональной дифференциации. Цель работы - комплексное исследование на примере опыта Китая по реализации стратегического планирования для снижения межрегиональной экономической дифференциации. Используя методологию системного и стратегического анализа, авторы проанализировали основные направления национального стратегического планирования регионов по снижению межрегиональной экономической дифференциации в Китае. Были выявлены их преимущества и недостатки, разработаны рекомендации по совершенствованию подходов к снижению межрегиональной экономической дифференциации. Национальное стратегическое планирование развития регионов является важным инструментом региональной политики по снижению межрегиональной экономической дифференциации. Необходима концентрация усилий на обеспечении согласованности центрального правительства и местных органов власти, координации разных направлений планирования и их системности, разработке рыночного механизма.

Ключевые слова: стратегическое управление, планирование, регион, трансформация, межрегиональная экономическая дифференциация, региональное управление, региональная политика, сбалансированное развитие

Благодарности. Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ РФ № НШ-2702.2020.6 «Концептуальные основы новой парадигмы экономического развития в эпоху технологической и социальной трансформации».

Цитирование: Вертакова Ю.В., Лю Я. Стратегический подход к снижению межрегиональной экономической дифференциации: опыт Китая//Вестник университета. 2021. № 10. С. 122-132.

A STRATEGIC APPROACH TO REDUCING INTER-REGIONAL ECONOMIC DIFFERENTIATION: CHINA'S EXPERIENCE

Abstract. This article examines the transition process from a strategy of unbalanced regional development to a strategy of coordinated regional development in China. A number of national strategies and strategic plans for regional development aimed at reducing inter-regional differentiation have been analysed. The paper aims to provide a comprehensive case study of China's experience in implementing strategic planning to reduce inter-regional economic differentiation. Using the methodology of systems and strategic analysis, the authors analysed the main directions of national strategic regional planning to reduce inter-regional economic differentiation in China. The advantages and disadvantages of approaches to reducing inter-regional economic differentiation have been identified and recommendations for their improvement have been developed. National strategic planning for regional development is an important tool of regional policy to reduce inter-regional economic differentiation. It is necessary to concentrate efforts on ensuring consistency between the central government and local authorities, coordinating different areas of planning and their consistency, and developing a market mechanism.

Keywords: strategic management, planning, region, transformation, inter-regional economic differentiation, regional management, regional policy, balanced development

Acknowledgements. The research was supported by the grant of the President of the Russian Federation for state support of leading scientific schools of the Russian Federation No. NSh-2702.2020.6 "Conceptual foundations of a new paradigm of economic development in an era of technological and social transformation".

For citation: Vertakova Yu.V., Liu Y. A strategic approach to reducing inter-regional economic differentiation: China's experience. Vestnik universiteta, 2021, no. 10, pp. 122-132. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-10-122-132

© Вертакова Ю.В., Лю Я., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Vertakova Yu.V., Liu Y., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Межрегиональную экономическую дифференциацию можно понимать, как межрегиональные различия общих уровней экономического развития и уровня жизни населения между регионами. Она является обязательным компонентом социально-экономических систем в любом государстве [5]. Сегодня проблема неравномерности развития регионов существует как в России, так и в Китае. Наличие определенных различий в экономическом развитии регионов имеет положительное значение. Однако, как только эта разница достигает существенных значений, это вызывает серьезные проблемы. Анализ мирового опыта показал, что по мере роста уровней дифференциации регионального экономического развития, появляется ряд негативных тенденций. В связи с этим актуальность исследования межрегиональной дифференциации экономического развития и разработки эффективной региональной политики не вызывает сомнений [1; 2]. Одним из главных инструментов государственной региональной политики является национальное стратегическое планирование [3; 7; 13].

Китай, как и Россия, - страна с огромной территорией, в которой существуют большие различия в региональных условиях. Асимметрия развития регионов является серьезной проблемой, с которой сталкивается Китай при управлении региональным развитием. Одна из ключевых особенностей управления региональным развитием Китая - ориентация на выполнение национальной стратегии и планирование развития регионов [4]. Чтобы сократить разрыв в региональном развитии и способствовать скоординированному развитию регионов, Китай разработал ряд национальных стратегий после «Девятого пятилетнего плана» и добился некоторых положительных результатов. В последние годы региональная экономика Китая вступила в период наилучшего развития, что во многом обусловлено решительной реализацией стратегии регионального развития и политики. Конкретно говоря, это постоянное углубление, детализация и актуализация стратегий регионального развития [11].

Изучение опыта реализации национального стратегического планирования по снижению дифференциации развития регионов Китая предоставляет возможности определить более эффективный стратегический подход для борьбы с неравномерными тенденциями пространственного развития, опираясь на историческую ретроспективу внутренней региональной динамики Китая.

Материалы и методы

Исследование базируется на анализе официальных документов стратегического планирования и развития регионов Китая, а также ряде работ на русском и китайском языках, посвященных исследованию межрегиональной дифференциации регионов, национальных стратегий развития регионов Китая. В статье использованы системный, сравнительно-исторический, статистический, ретроспективный методы, а также методология системного и стратегического анализа.

Результаты исследования

Китай - развивающаяся страна с относительно большими региональными различиями. Сегодня системы стратегического планирования и региональной политики Китая направлены на развитие четырех базовых регионов (Восточный Китай, Западный Китай, Северо-Восточный Китай и Центральный Китай), и наиболее серьезным региональным разрывом является разрыв между Востоком и Западом. В связи с этим нами были проанализированы национальные стратегии, способствующие снижению асимметрии развития между этими четырьмя зонами.

Столкнувшись с реальностью растущего экономического разрыва между центральными и западными регионами и восточными прибрежными районами в 1990-х гг. в период «Девятой пятилетки» (1996-2000 гг.), центральное правительство четко выдвинуло идею содействия скоординированному развитию экономик регионов и уменьшения асимметрии регионального развития. Китай начал сознательно и активно поддерживать развитие центральных и западных регионов, осуществлял ряд национальных стратегий, стратегических планов и программ, способствующих сокращению регионального разрыва, и настаивал на скоординированном развитии экономик регионов [15; 17].

По своему содержанию национальные стратегии по снижению дифференциации развития регионов Китая, начиная с 2000 г. по настоящее время, в основном сконцентрированы на 7 аспектах.

1. Общая стратегия развития регионов.

Это стратегическая система с четырьмя основными стратегиями: «Развитие Запада», «Подъем Центрального Китая», «Возрождение Северо-Востока» и «Опережающее развитие Востока». Она является основным компонентом стратегии регионального скоординированного развития, которая в настоящее время реализуется Китаем. Согласно «Стратегии развития Западного Китая» (2000 г.), необходимо ускорить темпы реформ и открытости, реализовать ряд природоохранных мер, развить современную инфраструктуру, объединить региональные усилия для развития ведущих отраслей промышленности, развивать технологию и образование, а также подготовить специалистов в разных сферах [25]. «Стратегия возрождения Северо-Восточного Китая» (2003 г.) направлена на превращение северо-восточного региона в базу производства оборудования с высокой мировой конкурентоспособностью, национальную базу исследований и инноваций нового типа в области сырьевых материалов, национальную ключевую базу производства зерновых, сельскохозяйственную и животноводческую базу, национальную базу исследований и инновации важных технологий, а также важную зону гарантии национальной экологической безопасности [19]. «Стратегия подъема Центрального Китая» (2006 г.) направлена на превращение центрального региона в важную национальную базу производства продуктов питания, базу энергетических материалов, базу производства современного оборудования, высокотехнологичную промышленную базу, а также комплексный транспортный узел [20].

Таким образом, на основе стратегии опережающего развития Восточного Китая постепенно сформировалась полная общая стратегия регионального развития.

С «Одиннадцатого пятилетнего плана (2006-2010 гг.)» до «Четырнадцатого пятилетнего плана (20212025 годы)» общая стратегия регионального развития всегда занимает важное место [16]. В соответствии с новой ситуацией развития и новыми проблемами, центральное правительство внесло немало новых стратегических планов и предложений по реализации этих четырех стратегий.

2. Стратегия развития зон с основополагающими функциями.

В 2006 г. в «Одиннадцатом пятилетнем плане» государство впервые выдвинуло требование «способствовать формированию зон с основополагающими функциями». В соответствии с имеющимися ресурсами, их освоенностью, потенциалом развития территориального пространства, последнее разделено на четыре основные зоны со следующими основополагающими функциями: зоны с требованием оптимизации развития, ключевые зоны развития, зоны ограниченного развития и зоны запрещенного развития. Такое деление определяло соответствующее функциональное позиционирование, направление развития и принципы управления развитием регионов. Для различных основных функциональных зон следует принять дифференцированную региональную политику и применять различные методы оценки эффективности деятельности правительства. В июне 2010 г. был рассмотрен и принят «План развития зон с основополагающими функциями», в котором уточнены масштабы, цели развития, методы развития и принципы развития зон четырех типов с основополагающими функциями [26].

3. «Один пояс, один путь».

В марте 2015 г. было представлено «Видение и действия по содействию совместному строительству экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI в.». В настоящее время 18 провинций являются ключевыми для реализации стратегии. Среди них 13 провинций находятся в западном, центральном и северо-восточном Китае.

В документе указывается, что продвигая строительство «Один пояс, один путь», Китай будет в полной мере использовать преимущества различных внутренних регионов, реализовывать более активную стратегию открытия, укреплять интерактивное сотрудничество между Восточным, Центральным и Западным Китаем, всесторонне повышать уровень открытости экономики [18].

Лю Бинлянь, эксперт по региональной экономике в Китае, считает, что под руководством «Один пояс, один путь» Центральный и Западный Китай станут связующим звеном, которое будет продолжать сокращать разрыв между востоком и западом [10].

4. Основые стратегии регионального развития.

В рамках четырех основных национальных стратегий регионального развития, в стране последовательно реализовывались: стратегия скоординированного развития Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, стратегия развития экономического пояса Хуанхэ, стратегия развития района Большого залива Гонконг-Макао, стратегия развития экономического пояса реки Янцзы и стратегия интеграции дельты реки Янцзы. Среди них стратегия

развития экономического пояса Хуанхэ и стратегия развития экономического пояса реки Янцзы имеют большое значение для сокращения разрыва между Востоком и Западом [21].

Чэнь Яо, вице-президент Китайской ассоциации региональной экономики, считает, что реализация «Стратегии Хуанхэ» способствует построению гармоничного общества, поддержанию национального единства; что не только способствует скоординированному развитию между востоком и западом Китая, но также учитывает сбалансированное развитие между севером и югом [14].

Центральный Комитет Коммунистической партии Китая (далее - ЦК КПК) и Государственный совет 8 октября 2021 г. выпустили «План экологической защиты и качественного развития бассейна Желтой реки». Содержание плана в основном включает следующие аспекты: экологическая охрана, строительство современной производственной системы с особыми преимуществами, ускорение урбанизации, строительство инфраструктуры, повышение уровня жизни людей, защита культуры и углубления рыночной реформы. Особое внимание уделено слаборазвитым районам верхнего и среднего течения [22].

5. Урбанизация.

В период «Тринадцатой пятилетки» (2016-2020 гг.) в Китае было запланировано 19 городских агломераций различного размера. До 2020 г. три из них позиционировались как три основных полюса экономического роста страны из-за их развитой экономики и сильного радиолокационного лидерства. Район Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао является полюсом экономического роста южного Китая. Городская агломерация в дельте реки Янцзы является полюсом экономического роста в восточном Китае. Городская агломерация Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй является полюсом экономического роста в северном Китае. В 2020 г. официально зафиксирован четвертый полюс экономического роста Китая - это городская агломерация Чэнду-Чунцин, расположенная в юго-западном регионе.

Городская агломерация Чэнду-Чунцин - крупнейший городской округ национального уровня в Западном Китае. Чэнду, столица провинции Сычуань, и Чунцин, город центрального подчинения, в качестве двух центральных городов в этой городской агломерации. В октябре 2020 г. Политбюро ЦК КПК провело совещание для обсуждения и утверждения «Плана строительства экономического кольца двойного города Чэнду-Чунцин» и официально определило, что экономический круг двойного города Чэнду-Чунцин является четвертым по величине полюсом экономического роста в Китае. Можно сказать, что это самый большой политический дивиденд, который Китай дал западному региону. В будущем городской круг Чэнду-Чунцин будет служить полюсом экономического роста в западном Китае, направляя экономическое развитие всего западного региона [23].

Впоследствии Китай ясно предложил развитие и расширение городских агломераций в «Четырнадцатом пятилетнем плане (2021-2025 гг.)», что будет способствовать развитию городских агломераций.

6. Развитие районов особого типа.

В дополнение к стратегии развития Запада, стратегии центрального подъема и стратегии восстановления северо-восточной старой промышленной зоны, Китай также реализовал ряд национальных стратегических положений, сосредоточив внимание на поддержке ускоренного развития районов особого типа. Районы особого типа включают в себя этнические районы, бедные районы, приграничные районы, старые революционные районы, а также различные проблемные районы и особые районы, такие как районы с истощенными природными ресурсами, ресурсо-ориентированные районы, старые промышленные базы, экологически деградированные районы и т. д. Эти особые типы территорий часто сосредоточены на Западном, Центральном Китае, занимают 82 % китайской границы, включают 75 % национальных меньшинств, 66 % бедных людей сконцентрированы на Западе [20].

Что касается политики борьбы с бедностью, то государство последовательно обнародовало и реализовало «План сокращения бедности и развития сельских районов Китая (2001-2010 гг.)», «План сокращения бедности и развития сельских районов Китая (2011-2020 гг.)». В 2014 г. был выдвинут «План реализации механизма адресного оказания помощи бедным по сокращению бедности». В 2015 г. было выдвинуто «Решение ЦК КПК и Госсовета о победе в борьбе с бедностью». В 2016 г. Государственный совет издавал «Тринадцатый пятилетний план борьбы с бедностью (2016-2020 гг.)», «План реализации адресного оказания помощи бедным по сокращению бедности с помощью технологий», и «Предложения о продвижении электронной коммерции по адресному оказанию помощи бедным». В 2018 г. были выдвинуты «Руководящие предложения ЦК КПК и Государственного совета о трехлетних действиях по победе в войне борьбы с бедностью».

В 2019 г. были выдвинуты «Предложения по углублению борьбы с бедностью с точки зрения потребления, чтобы помочь выиграть битву с бедностью». Кроме того, государство во много раз понизило уровень бедности в сельских районах. В 2020 г., Си Цзиньпин на собрании, посвященном итогам борьбы властей с бедностью, заявил, что Китай уже одержал полную победу в борьбе с бедностью. Нищета в региональном масштабе преодолена. Из нищеты вывели 832 уезда и 128 000 деревень [24]. Государственный совет 23 сентября 2021 г. утвердил и согласовал «Четырнадцатый пятилетний план возрождения и развития районов особого типа», который требует поддержки таких районов, чтобы они могли лучше решать свои собственные проблемы, продолжать усиливать внутренние движущие силы развития, постоянно улучшать благосостояние людей и открывать новые перспективы для возрождения и развития.

7. Другие национальные направления.

По состоянию на 2018 г., Китай одобрил создание: 219 зон экономического и технологического развития национального уровня, 156 зон высокотехнологичного промышленного развития национального уровня, 63 зоны экспортной обработки, 12 бондовых зон, 65 всеобъемлющих бондовых зон и 14 бондовых портовых зон, 17 приграничных зон экономического сотрудничества, 19 новых зон национального уровня, 12 новых зон национальной комплексной поддержки реформ, 11 новых зон свободной торговли, 17 национальных независимых демонстрационных зон инноваций, 14 зарубежных промышленных парков и более 30 других национальных зон развития, включая национальные туристические курорты, бондовые логистические парки, зоны взаимной торговли, научно-технологические промышленные парки, трансграничные промышленные зоны, тайваньские инвестиционные зоны, финансовые инвестиционные зоны, зоны экономического развития, зоны замкнутой экономики и парки международного студенческого предпринимательства [8].

Обсуждение результатов

На основе проведенного анализа можно выделить следующие проблемы реализации национальных региональных стратегий и планов по снижению межрегиональной экономической дифференциации.

1. Национальное стратегическое планирование и стратегия регионального развития, одобряемые центральными органами власти в последние годы слишком разрозненны, не скоординированы. В последние годы национальное стратегическое региональное планирование было развернуто по всей стране. Всевозможные национальные зоны комплексных реформ, демонстрационные зоны и новые районы появлялись одна за другой. К настоящему времени каждая провинция Китая имеет свою собственную национальную стратегию. Когда региональное планирование и региональная политика вводятся в масштабе страны, политические преимущества начинают становиться общедоступными. Каждому региону предоставляются соответствующие преференциальные полномочия, что означает, что собственные льготы этих планов уже исчезают и становятся всеохватывающими, что, в свою очередь, привело к «фальсификации региональной политики», в результате чего эффективность региональной политики постепенно снижается. Таким образом, после того как большинство регионов внедрили преференциальную политику, поддержка преференциальной политики в проблемных областях, нуждающихся в поддержке, больше не очевидна.

2. Различные национальные стратегические региональные планы формулируются различными правительственными ведомствами. Комиссия по развитию и реформе в рамках существующей системы играет важную координирующую роль, но поскольку цели и задачи, сформулированные в каждом плане, различны, то в фактическом процессе реализации несоответствия и конфликты неизбежны.

3. Региональное планирование склонно к дублированию, то есть определенный район относится к трем или двум типам планирования одновременно. Например, города Чаньша, Чжужоу, Сяньтан входят в стратегию развития Чанг-Чжу-Тан, но в то же время они входят и в стратегии подъема Центрального Китая. Положительная сторона этой ситуации заключается в том, что она может в большей степени способствовать развитию района, который может пользоваться двойными или тройными льготными политиками. Отрицательная сторона заключается в том, что можно легко упустить функции и роли других районов в макроре-гиональном планировании, а также легко привести к растрате ресурсов.

4. Первоначальная цель регионального планирования состоит в том, чтобы страна использовала местные ресурсы и преимущества региона посредством единого планирования. Однако в реальной разработке и реализации часто возникают проблемы с однотипностью содержания планирования.

5. Национальное стратегическое планирование, введенное в последние годы в Китае, во все большей степени полагалось на ведущую роль администрации, игнорируя или заменяя роль рынка. Самая большая особенность заключается в том, что, хотя акцент каждого национального стратегического плана регионального развития различается, главное содержание плана в конечном итоге состоит из двух аспектов: строительных проектов и льготных политик. После сильного вмешательства правительства некоторые регионы и города извлекли выгоду из льготных политик с точки зрения распределения капитала и налогов, и в этих областях было сосредоточено большое количество инвестиций и государственных услуг. Большой объем инвестиций косвенно отклонил региональное развитие от рыночной траектории. В то же время отсутствие четкого различия между планированием и политикой также является важной причиной, по которой местные правительства борются за национальное стратегическое планирование. Стремление к льготной политике является основной движущей силой развития регионов для местных органов власти.

6. С точки зрения органов планирования, текущие департаменты, возглавляющие подготовку национального стратегического планирования развития регионов, включают: Национальную комиссию по развитию и реформам, Департамент планирования, Северо-Восточный департамент, Западный департамент, Департамент экономических реформ, Департамент высоких технологий, Министерства охраны окружающей среды, Управление по борьбе с бедностью, Бюро по туризму и т. д. Между ними нет общей координации. В то же время Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство земли и ресурсов и Министерство сельского хозяйства активно готовят отраслевые и ведомственные планы и представляют их на утверждение в Государственный совет, незримо превращая национальную стратегию в конкуренцию за интересы между отделами. С точки зрения процесса реализации национального стратегического планирования развития регионов, такое планирование представляет собой комплексный план развития региона, в его реализации обычно участвуют десятки связанных департаментов, и часто возникает такое явление, что вопрос решается несколькими департаментами одновременно.

7. Неясный правовой статус национального стратегического планирования развития регионов. Многие региональные планы, которые были обнародованы в настоящее время, были преобразованы в национальные стратегии, лишились правовой основы, что, несомненно, повлияет на авторитет и устойчивость регионального планирования и реализации региональной политики.

На основе проведенного исследования в сфере совершенствования разработки и реализации национального стратегического планирования развития регионов в Китае, предложены следующее рекомендации.

1. Установить стандарты и нормы для формирования национальных стратегических планов развития регионов, а также создать научный механизм оценки эффективности реализации национальных стратегий и планов. Некоторые важные региональные планы, не имеющие национального стратегического значения, не могут утверждаться Государственным советом или Национальной комиссией по развитию и реформам в качестве национальных стратегических планов регионального развития. Следует сформировать научные количественные показатели, всестороннюю оценку текущего развития регионов на основе полевых исследований, определить, можно ли преобразовать региональное планирование данного региона в национальную стратегию. На основе всестороннего анализа национального макроэкономического и регионального экономического развития страны выбрать и определить национальный стратегический план регионального развития, контролировать количество национальных стратегических планов и предотвратить дублирование и противоречия. Необходимо изучать и обновлять методы разработки национальных стратегических планов развития регионов, сочетать качественный анализ с количественным, четко определять содержание, объем, глубину и уровень национального планирования регионального развития, чтобы устанавливать национальные стандарты и нормы разработки и реализации национального стратегического плана. Необходимо создать механизм научной оценки, проводить регулярные оценки эффектов реализации национального стратегического регионального планирования и вносить определенные корректировки в содержание планирования на основе результатов оценки.

2. Усилить роль рыночного механизма. Решая проблему неравенства в региональном экономическом развитии, правительство должно, в первую очередь, рассматривать выравнивание основных государственных услуг как свою главную цель. Через выравнивание уровня образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения, трудоустройства, различных инфраструктур и т. д., можно создать хорошие условия

для рыночного развития в слаборазвитых регионах и способствовать силе собственного (внутреннего) развития регионов. Использование налоговых трансфертов слаборазвитыми регионами необходимо в процессе координации регионального развития. Однако в этом процессе необходимо строго обеспечить источник средств и условия использования трансфертных платежей. Национальный стратегический план регионального развития не должен предусматривать слишком большое количество специальных льготных политик. Льготная политика должна быть постепенно ослаблена, и в будущем основное внимание будет уделяться поощрению регионов к внедрению институциональных инноваций [8].

3. Следует создать национальное учреждение, подобное «Национальному комитету по региональной координации развития» или «Национальному комитету по региональной политике». Его основные функции: составление, контроль и оценка реализации национальных стратегических планирований, координация интересов и взаимосвязей различных национальных стратегических региональных планов и региональной политики, а также управление и контроль национального фонда регионального скоординированного развития. Рекомендуется удалить функцию разработки и реализации национального планирования регионального развития Национальной комиссии по развитию, а Управление по борьбе с бедностью Государственного совета и другие учреждения, которые часто формулируют национальные стратегические планы регионального развития и региональную политику, должны быть объединены и интегрированы в «Национальный комитет по региональной координации развития» или «Национальный комитет по региональной политике».

4. Укрепить законодательство о национальном стратегическом региональном планировании. Необходимо разработать и реализовать общий закон для национальных стратегических планов и стратегий, который определяет сущность, задачи, инструменты и правила их оформления, реализации, контроли, оценки, чтобы усилить нормативно-правовой характер национального стратегического планирования и национальной стратегии.

Необходимо разработать и реализовать вспомогательный закон для каждого национального стратегического плана и стратегий, чтобы обеспечить их эффективность, устойчивость и авторитет.

Кроме того, разница в развитии между регионами также является объективным фактом, и необходимо совершенствовать правовую систему, чтобы уменьшить дисбаланс между региональным развитием. Следовательно, необходимо сформулировать «Национальный закон о скоординированном региональном развитии», цель которого - обеспечить правовую основу и гарантировать реализацию национальной региональной стратегии скоординированного развития. Сокращение регионального разрыва и координация регионального развития - долгосрочный процесс, разработка и реализация соответствующих законов, что поможет обеспечить долгосрочную и стабильную реализацию региональной скоординированной стратегии развития.

Заключение

Национальное стратегическое планирование развития регионов является важным инструментом государственного управления. Оно позволяет центральному правительству в полной мере использовать региональные конкурентные преимущества, концентрировать различные ресурсы, способствовать развитию экономики регионов, определять «точки роста» страны, что обеспечит устойчивость развития национальной экономики, и заложит основу для формирования разумной пространственной структуры региональной экономики.

Эффективная система национальных стратегических планов развития регионов будет способствовать скоординированному развитию регионов, то есть позволит контролировать региональный разрыв. При решении проблемы асимметрии развития регионов, государство должно разумно использовать стратегический подход.

За последние 20 лет Китай реализовал ряд национальных стратегических планов регионального развития по скоординированному развитию регионов. Их можно разделить на два этапа: первый период сосредоточен на снижении асимметрии развития регионов, особенно асимметрии между Восточным Китаем и другими тремя регионами (1999-2012 гг.); второй период сосредоточен на качественном и быстром развитии экономики регионов (2012 г. - по настоящее время). В «Одиннадцатом пятилетнем плане (2006-2010 гг.)» и «Двенадцатом пятилетнем плане (2011-2015 гг.)», все сводилось к четырем основным регионам, и каждый из них был отдельной стратегической единицей. Но после XVIII Всекитайского съезда КПК (2012 г.) на основе стратегий четырех основных регионов разработаны различные межпровинциальные национальные стратегические планы. Посредством этих межпровинциальных систем планирования регионального развития создается новая модель взаимного влияния.

Наряду с этим «Один пояс и один путь», стратегия урбанизации нового типа и строительство экономического круга двух городов в районе Чэнду-Чунцин тоже, несомненно, имеют важное значение для способствования скоординированному развитию регионов [23]. Ряд национальных стратегических планов для различных экономических функциональных зон очень важен для регионального скоординированного развития Китая. Например, пилотные зоны свободной торговли, демонстрационные зоны независимых инноваций, новые экономические зоны, зоны высокотехнологичного промышленного развития и т. д. Они могут либо стимулировать жизнеспособность региональной экономики, либо выполнять экспериментальные и образцовые функции [12].

Таким образом, эти национальные стратегии и планы развития в основном составляют систему национальных стратегий по скоординированному развитию регионов в нынешнем Китае. По отношению к снижению дифференциации развития регионов, эти стратегии и планы в определенной степени показали свою эффективность.

При разработке и реализации национальных стратегических планов и стратегий развития регионов по снижению асимметрии их развития, государство должно:

- применять дифференцированный подход для разработки и реализации планирования для развития разных типов проблемных районов;

- усилить согласованность, системность, скоординированность между различными стратегиями и планами;

- уделить большее внимание роли рыночного механизма: чтобы снизить асимметрию развития регионов, национальное стратегическое планирование, в первую очередь, должно быть направлено на выращивание уровня рыночного развития, бизнес-климата, основных государственных услуг, уровня различных инфраструктур и т. д. Постепенно уменьшать использование льготных политик, более поощрять регионы к внедрению институциональных инноваций, возбуждать внутренние силы развития регионов, чтобы избежать тенденции к «хроническому иждивенчеству» регионов реципиентов и отклонения регионального развития от рыночной траектории;

- усилить согласованность и интерактивность центрального правительства и местных органов власти;

- усилить законодательную работу по разработке национальных стратегических планов регионального развития. Необходимо разработать общий законопроект, регламентирующий правила формулирования, реализации, контроля и оценки для любого национального стратегического планирования регионального развития.

Библиографический список

1. Вертакова, Ю. В., Клевцова, М. Г., Положенцева, Ю. С. Оценка эффективности регулирования пространственного развития региона в условиях поляризации // Вестник ОрелГИЭТ. - 2012. - № 4 (22). - С. 20-25.

2. Вертакова, Ю. В., Клевцова, М. Г., Положенцева, Ю. С., Некипелова, А. С. Дифференциация регионов в соответствии с фазами развития: модифицированная методика оценки структурного цикла // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2015. - № 3 (93), С. 15-19.

3. Грошев, И. В., Жерегеля, А. В. Особенности управления в условиях становления цифровой экономики // Менеджмент в России и за рубежом. - 2020. - № 6. - С. 10-15.

4. Макеева С. Б. Исторический опыт реализации стратегий пространственного регионального развития в КНР (1949-2019) // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2020. - № 4. - С. 196-206.

5. Топсахалова, Ф. М.-Г., Кнухова, М. З., Пазова, М. З. Развитие и формирование инновационной политики в аграрно-про-мышленном комплексе: монография. - М.: Акад. Естествознания, 2012. - 253 с.

6. [Вэй Вэй]. ^^Ш^ШШ-ШШ^ЖЖШ^ШШ^, [Исследование развития экономики в старых революционных, этнических, приграничных и бедных регионах]. - ¿Ьж. : ¿ЬжЭХ^^ЖШЙ [Пекин: Пекинский технологический институт], 2015. - 154 с. [Кит. яз.].

7. [Вэй Лицюнь]. — идеи для продвижения скоординированного регионального развития в новую эру] [Региональный экономический обзор]. - 2019. - № 3. - С. 2-4. [Кит. яз.].

8. ШШШ, [Вэй Хоукай]. ФВМЩх^^Ж [Региональное экономическое развитие в Китае]. - ¿ЬЖ^х^ЗД^ЖШЙ [Пекин: Пресса по экономическим наукам], 2019. - 271 с. [Кит. яз.].

9. МЙЯ [Гао Лигуо]. исследованию региональной экономической структуры, отвечающей требованиям качественного развития] хй [Региональный экономический обзор]. - 2020. - № 4. - С. 38-44. [Кит. яз.].

10. ^ШШ, ШШ, ШШМ [Лю Бинлянь, Бянь Ян, Чжоу Ми и др.]. [Региональное экономическое развитие Китая за последние 70 лет и перспективы на будущее] // ФШ I—D [Промышленная экономика Китая]. - 2019. - № 9. - С. 24-41. [Кит. яз.].

11. ^Èfel [Фань Хэншань]. ш^^шйёипй® [Политика стратегии регионального развития] // //Ш—ШШ [Решение и информация]. - 2014. - № 6 - C. 28. [Кит. яз.].

12. >Èfel [Фань Хэншань]. [Практикаи тенденции национальной стратегии регионального развития] // Региональный экономический обзор [EMDWiÉ]. - 2017. - № 1. - С. 5-10. [Кит. яз.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ш^Ш [Цуй Ваньтянь]. [Исследование конвергенции инноваций и развития региональной экономической политики]. - it[Пекин: Пресса по экономическим наукам], 2021. - 244 с. [Кит. яз.].

14. ШТШ, ЖЩъ., ЩЩШ [Чэнь Яо, Чжан Кейюн, Чен Сяодун]. шЖ^Н^^ШЯДШШш^Ш [Экологическая защита и качественное развитие бассейна Желтой реки] [Региональный экономический обзор]. - 2020. - № 1. -С. 8-22. [Кит. яз.].

15. 2010 ^тШШШШ™ [9-й пятилетний план национального экономического и социального развития КНР и план долгосрочных целей на 2010 год] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2001-01/02/content_5003506.htm (дата обращения: 18.08.2021). [Кит. яз.].

16. —ЬЪ-^ШЖШ™ [11-й пятилетний план национального экономического и социального развития КНР] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2006-03/18/ content_5347869.htm (дата обращения: 23.08.2021). [Кит. яз.].

17. [14-й пятилетний план национального экономического и социального развития КНР и план долгосрочных целей на 2035 год] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm (дата обращения: 23.08.2021). [Кит. яз.].

18. —ш—Ш [Один пояс, один путь] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.ly/3krR06T (дата обращения: 18.08.2021). [Кит. яз.].

19. [План возрождения Северо-Восточного Китая] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gov.cn/gzdt/2007-08/20/content_721632.htm (дата обращения: 23.08.2021). [Кит. яз.].

20. ^ЙФпВЙМЩ^Ж^У [План содействия подъему Центрального Китая] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wenku.baidu.com/view/289c0fa8a36925c52cc58bd63186bceb19e8eda8.html (дата обращения: 23.08.2021). [Кит. яз.].

21. ^^Л^шШ.ШШШШШ. [План развития экономического пояса реки Янцзы] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.ly/3HeGkCv (дата обращения: 23.08.2021). [Кит. яз.].

22. шЖ^Н^^ШЯ^ПШШш^ШЩЖй™ [План экологической защиты и качественного развития бассейна Желтой реки] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.ly/3n7dzQc (дата обращения: 11.08.2021). [Кит. яз.].

23. ШШШШЖШИ^ЩЩХя.ШШШШ. [План строительства экономического кольца двойного города Чэнду-Чунцин] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.ly/3Hc7qKp (дата обращения: 18.08.2021). [Кит. яз.].

24. [Си Цзиньпин: выступление на национальной конференции по борьбе с бедностью] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1692670742063214981&wfr=spid er&for=pc (дата обращения: 20.08.2021). [Кит. яз.].

25. Ш^Ш^.^^.ШШШ^.-ЯЖ^^Ш.Ш.^вШШШ^ [Уведомление государственного совета о реализации ряда политик и мер по развитию западного региона] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.cn/gongbao/content/2001/ content_60854.htm (дата обращения: 23.08.2021). [Кит. яз.].

26. [Уведомление государственного совета о выпуске «Плана развития зон с основополагающими функциями»] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.cn/zhengce/ content/2011-06/08/content_1441.htm (дата обращения: 23.08.2021). [Кит. яз.].

Reference

1. Vertakova Ju. V, Klevtsova M. G., Polozhentseva Ju. S. Efficiency estimation of spatial region's development regulation under conditions of polarization, Vestnik OrelGIET, 2012, no. 4 (22), рр. 20-25. (In Russian).

2. Vertakova Ju. V., Klevtsova M. G., Polozhentseva Ju. S., Nekipelova A. S. Differentiation of regions according to the phases of development: the modified method of the structural cycle evaluation, Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2015, no. 3 (93), рр. 15-19. (In Russian).

3. Groshev I. V., Zheregelya A. V Management features at the context of digital economy formation, Management in Russia and Abroad, 2020, no. 6, pp. 10-15. (In Russian).

4. Makeeva S. B. Historical experience in the implementation of strategies for spatial regional development in China (1949-2019), Vostok. Afro-Aziatskie Obshchestva: Istoriia i Sovremennost, 2020, no. 4, pp. 196-206. (In Russian).

5. Topsakhalova F. M.-G., Knukhova M. Z., Pazova M. Z. Development andformation of innovation policy in the agrarian-industrial complex, Moscow, Russian Academy of Natural History, 2012, 253 p.

6. Wei Wei [itS]. Study on the economic development of counties in old, small and poor areas [^^^^MKSMIi/^^Ml^ Mffi^], Beijing: Beijing University of Technology Press 2015, 154 p. (In Chinese).

7. We Li Qun [E^LSf]. Three ideas to facilitate coordinated regional development in the new era [BAitifiB^tKMft^l^MW E^SK], Regional Economic Review 2019, no. 3, pp. 2-4. (In Chinese).

8. Wei Houkai [H^eA]. Regional Economic Development in China [i'SMMIi/^^M], Beijing: Economic Science Publishing House 2019, 271 p. (In Chinese).

9. Gao Liguo [MÄS]. Promote the study of regional economic layout to meet the requirements of high-quality development [iaSil^Hilf^Kai^iil^], Regional Economic Review 2020, no. 4, pp. 38-44. (In Chinese).

10. Liu Bingkam, Bian Yang, Zhou Mi, et al. [^JSfÄ, M®, A review of 70 years of China's regional economic development and future prospects China's Industrial Economy [^SI^II^], 2019, no. 9, pp. 24-41. (In Chinese).

11. Fan Hengshan [fßtMl]. Regional development strategy policy [KM^M^fflnK®], Decision Making and Letters Is], 2014, no. 6, pp. 28. (In Chinese).

12. Fan Hengshan [?Bfel]. National regional development strategy in practice and going [I^KM^M^fflnW^EE—^^], Regional Economic Review 2017, № 1, pp. 5-10. (In Chinese).

13. Cui Wantian [^^H]. Research on regional economic policy innovation and development convergence [MMIi^'föM'ÖJ^'—

Beijing: Economic Science Press 2021, 244 p. (In Chinese).

14. Chan Yiu, Cheung Ho Wan, Chan Hiu Tung [PMS, Ecological protection and quality development of the Yellow River basin [m^^M^^i^fflH^M^M], Regional Economic Review 2020, no. 1, pp. 8-22. (In Chinese).

15. Outline of the Ninth Five-Year Plan and Vision 2010 for the National Economic and Social Development of the People's Republic of China 2010 The National Peoples's Congress of the People's Republic of China. Available at: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2001-01/02/content_5003506. htm (accessed 18.08.2021). (In Chinese).

16. Outline of the Eleventh Five-Year Plan for National Economic and Social Development of the People's Republic of China The National Peoples's Congress of the People's Republic of China. Available at: http://www.npc.gov.cn/wxzl/gongbao/2006-03/18/content_5347869.htm (accessed 23.08.2021). (In Chinese).

17. Outline of the Fourteenth Five-Year Plan for National Economic and Social Development of the People's Republic of China and Vision 2035 The Chinese Central Government's Official Web Portal. Available at: http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm (accessed 23.08.2021). (In Chinese).

18. One Belt, One Road [-W—K]. Available at: https://bit.ly/3krR06T (accessed 18.08.2021). (In Chinese).

19. Northeast Regional Revitalization Plan [^ibffiSS^M^O], The Chinese Central Government's Official Web Portal. Available at: http://www.gov.cn/gzdt/2007-08/20/content_721632.htm (accessed 23.08.2021). (In Chinese).

20. Plan for the Rise of the Central Region [föS't'nßffiKll^iM], Wenku.Baidu.Com. Available at: https://wenku.baidu.com/ viewZ289c0fa8a36925c52cc58bd63186bceb19e8eda8.html (accessed 23.08.2021). (In Chinese).

21. Outline of the Yangtze River Economic Belt Development Plan [^H^W^MiMR®]. Available at: https://bit.ly/3HeGkCv (accessed 23.08.2021). (In Chinese).

22. Outline of the Plan for Ecological Protection and Quality Development of the Yellow River Basin [m^^M^^^^fflM^ ■^HH®]. Available at: https://bit.ly/3n7dzQc (accessed 11.08.2021). (In Chinese).

23. Outline of the Construction Plan for the Twin Cities Economic Circle in the Chengdu-Chongqing Region

Available at: https://bit.ly/3Hc7qKp (accessed 18.08.2021). (In Chinese).

BecmuuK yuueepcumema № 10, 2021

24. Xi Jinping: Speech at the National Conference on Summing Up and Commending the Poverty Alleviation Efforts

Available at:https://baijiahao.baidu.com/s?id=1692670742063214981&w-fr=spider&foi=pc (accessed 20.08.2021). (In Chinese).

25. Circular of the State Council on Certain Policy Measures for the Implementation of the Western Development [ S^PP^T^ SffiHnPA^^STK^iaSffiWfiiQ], The Chinese Central Government's Official Web Portal. Available at: http://www.gov. cn/gongbao/content/2001/content_60854.htm (accessed 23.08.2021). (In Chinese).

26. Circular of the State Council on the Issuance of the National Plan for Main Functional Zones

The Chinese Central Government's Official Web Portal. Available at: http://www.gov.cn/zhengce/con-tent/2011-06/08/content_1441.htm (accessed 23.08.2021). (In Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.