26 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗБИТИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Б УСЛОБИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
МАТВЕЕВА Л.Г.,
доктор экономический наук, профессор, заведующая кафедрой информационной экономики, Южный федеральный университет, e-mail:matveevaJ.g@maiLru;
СТЕФАНКОВ И.О.,
аспирант,
Южный федеральный университет, e-mail: ivanstefankov@gmail.ru
со
м о
то -
70 >
т
О
о
0 В статье обоснована целесообразность стратегического подхода к определению тра-
1 екторий развития предприятий промышленного сектора по модели импортозамещения в и условиях существующих и возможных новых экономических санкций, разработаны принципы его использования, направленные на инкорпорирование промышленных предприятий в общеэкономическую стратегию.
Ключевые слова: стратегический подход; экономические санкции; промышленность; импортозамещение.
STRATEGIC APPROACH TO DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL ? ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS
IN
MATVEEVA L.G.,
N Doctor of Sciences, Professor,
n Chair of Information Economy,
Southern Federal University,
û e-mail:matveeva_lg@mail.ru;
STEFANKOV I.O.,
Graduate student, Southern Federal University, e-mail:ivanstefankov@gmail.ru
In article expediency of strategic approach to definition of trajectories of development of the enterprises of industrial sector on import substitution model in the conditions of existing and possible new economic sanctions is proved, the principles of its use directed on incorporation of the industrial enterprises in all-economic strategy are developed.
Keywords: strategic approach; economic sanctions; industry; import substitution.
JEL classification: L16, L51, L52.
Процессы прогрессирующей эскалации экономической и политической напряженности в международных отношениях, обусловленные вхождением Крыма в состав России и украинским кризисом, актуализиру-
© Матвеева Л.Г., Стефанков И.О., 2014
ют проблему выявления возможностей сохранения наметившегося в последние годы промышленного роста в условиях действующих экономических санкций. В данном контексте определенный в качестве главного стратегического императива переход российской экономики на несырьевую модель развития, являясь задачей национального масштаба, требует в условиях возрастающих внешних угроз значительно большей консолидации управленческих усилий всех уровней - от федерального до отдельных промышленных предприятий.
На совещании по развитию оборонно-промышленного комплекса страны, проходившем 10 сентября 2014 г., Президент России В.В. Путин отметил, что в стране уже создан прогрессирующий механизм, позволяющий существенно увеличить потенциал российской промышленности. Поэтому для обеспечения экономической безопасности страны в контексте стратегии импортозамещения отечественная промышленность должна быть готова сама выпускать необходимую продукцию, изыскивать резервы внутреннего роста, обладать заделами технологических и продуктовых инноваций.
Важным условием этого, по мнению видного политика и экономиста М.Г. Делягина, является соблюдение ряда принципов, на которых должна строиться политика импортозамещения в России:
во-первых, с российской экономики должен быть снят груз чрезмерных издержек в виде коррупции и произвола монополий; £ во-вторых, должна быть модернизирована инфраструктура, потому что сейчас имеются избыточные издержки из-за нехватки инфраструктуры в широком смысле этого слова; в-третьих, необходим разумный протекционизм, потому что импортозамещение невозможно, ^ когда страна открыта настежь; 2 в-четвертых, должна быть грамотная промышленная политика, т. е. предприятия должны по- 2 лучить на время окупаемости инвестиций льготный режим, хотя бы в приоритетных областях; ^ в-пятых, должно быть разумное управление валютным курсом, т. е. рубль должен быть не пе- £ реоценен, а скорее недооценен (Делягин, 2014).
Проведение «грамотной промышленной политики» предполагает использование стратегическо- ^ го подхода и действенного инструментария принятия решений. В этой связи следует отметить, что в силу очевидной сопряженности общеэкономической стратегии и стратегии развития промышленности, ? коррекция макроэкономических прогнозов, определяемая санкциями, будет иметь следствием соот- 041 ветствующие корректировки планов и программ стратегического развития промышленности. В то же время, поскольку важнейшей составляющей модернизации промышленного потенциала России является активизация инновационных процессов, обеспечивающих переход экономики на перспективные технологические уклады, особое значение приобретает разработка адаптивных механизмов эффективного управления промышленными инновациями с позиции указанного стратегического подхода.
Представляется, что в основу такого механизма должна быть положена концепция, в соответ-
см
О
ствии с которой сбалансированность ресурсных, институциональных и управленческих воздействий, О реализуемых в сфере промышленного производства, достигается только на основе совокупности ин- ш новационно и стратегически ориентированных мер, которые позволяют достичь компромисса между < государственным и рыночным регулированием желаемого развития отрасли и ее отдельных пред- ¡^ приятий.
Отметим, что в условиях происходящих глобальных экономических изменений конкуренция в сфере промышленных инноваций представляет собой не просто соперничество отдельных предприятий за рынки сбыта и финансовые ресурсы, а фактически является конкуренцией экономических систем, обеспечивающих прочные позиции страны и ее промышленного бизнеса в мире. Это требует активизации механизмов промышленной политики предприятий несырьевой специализации для скоординированного решения поставленных задач импортозамещения. Усиление глобальных геополитических и экономических угроз предполагает выбор экономических механизмов и подходов, поддерживающих устойчивое инновационное развитие российских промышленных предприятий при минимизации внешних рисков. Это возможно за счет формирования эндогенных точек опоры, способных стимулировать внутренний спрос на отечественную продукцию, обеспечивать необходимый уровень инвестиций и адекватные возрастающему спросу масштаб и структуру промышленного производства.
Таким образом, императивы устойчивого развития модернизационных процессов в российской промышленности, приобретающие усиленное санкциями значение, инициируют необходимость формирования новой структуры системы ведения промышленного производства, где ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности становится инновационно ориентированная модель функцио-
28
МАТВЕЕВА Л.Г., СТЕФАНКОВ И.О.
нирования бизнеса (Матвеева, 2014). При этом важно учитывать, что поскольку основным «носителем» потенциала промышленных инноваций является предприятие (как продуцирующее, так и внедряющее инновации), вопрос информационно-инструментарной поддержки инновационной деятельности в рамках адаптивного механизма стратегического управления развитием промышленности является особенно важным для отдельных предприятий, создающих позитивные эффекты, генерируемые в результате реализации стратегии импортозамещения. При этом количество и величина указанных эффектов, проявляющихся в масштабах участия промышленных инноваций в результирующих показателях деятельности предприятий, зависит от того, насколько быстро они адаптируют свою стратегию к корректирующимся под влиянием санкций общеотраслевым и макроэкономическим стратегическим планам.
Иными словами, стратегической детерминантой и определяющим вектором развития промышленных предприятий в новой экономической среде являются императивы модернизации институциональной и отраслевой структуры отрасли, что в системе управления предприятий сводится к корректировке планов и программ, направленных на систематизацию и конвергенцию составляющих ^ их экономического потенциала. Важной компонентой инструментария управления в обозначенном А контексте является совершенствование методов оценки и идентификации параметров инвестицион-т ной привлекательности промышленных предприятий на отраслевом рынке, выступающей, по сути,
0 критерием рыночной эффективности их функционирования.
° В целом, применение стратегического подхода к инкорпорированию промышленных предприятий в об-
1 щеэкономическую стратегию предполагает:
О - разработку программы стимулирования взаимодействия науки и производства, т. е. наращивания
научно-инновационного потенциала;
- приоритет долгосрочных целей промышленного развития в инновационных проектах, реализуемых предприятиями;
- управление взаимодействием науки и промышленного бизнеса в границах регионов на основе согласования интересов сторон, ориентацию на развитие партнерских отношений между ними;
- вовлечение органов государственного управления территории, ответственных за проведение промышленной политики, в процесс принятия стратегических решений на предприятиях;
- применение моделирования и современных информационных технологий для построения системы _ поддержки принятия управленческих решений для повышения их эффективности (в том числе в сфе-§ ре промышленных инноваций);
2 - разработку соответствующих стратегий и программ (или их разделов) на основе системного и синер-
гетического подходов;
§ - реальность, реализуемость и ресурсную обеспеченность мер стимулирования инновационной деятель-
§ ности, включая приоритетность и адресность методов стимулирования взаимодействия науки и биз-
ч неса.
с Очевидно, что перспективная деятельность ориентирующихся на эти принципы предприятий направ-
§ лена на решение стратегически важных задач, связанных, прежде всего, с развитием производственной 2 базы отрасли, модернизацией имеющихся и созданием новых мощностей в тесном сопряжении с прогнозами внутреннего спроса на промышленную продукцию. Практически значимым при этом является нацеленность управления потенциалом на решение проблемы согласования программ и проектов предприятия как со стратегией развития региональной промышленности, так и со стратегическими планами модернизации отрасли в целом (рис. 1). Необходимость решения этой важной задачи обусловлена перечисленными выше факторами и условиями общесистемного характера.
В соответствии с представленными на рис. 1 принципами, научно-обоснованная концепция управления научно-инновационным потенциалом региональной промышленности базируется на системном подходе с учетом места и роли научных исследований и инноваций в процессе расширенного регионального воспроизводства как элементов единого научно-инновационного цикла. Только комплексное рассмотрение всех аспектов научной и инновационной деятельности и необходимых для ее осуществления ресурсов - трудовых, материальных, информационных, финансовых и других - во взаимосвязи с результатами их использования позволяет получить объективное представление о тенденциях научно-технического развития промышленного сектора региона. Кроме того, в рамках такого подхода появляется возможность интеграции разрозненных, иногда не сопоставимых между собой показателей, характеризующих отдельные элементы научно-инновационного цикла региональной промышленности, в целостную систему (Матвеева, 2014).
со
Стратегия модернизации и инноватизации российской экономики
Стратегия импортозамещения
СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ -2020
Стратегия модернизации и инноватизации российской промышленности
Принципы разработки
Основания: Новая модель устойчивого экономического роста и новая социальная политиса (обеспечение макроэкономической и социальной стабильности). Сценарии : 1) инерционные ; 2) сценарии жесткой рефор^ мыл; 3) сценарии оптимыль-ной реформы:. Ожидаемыые результаты!: приток инвестиций в кон курентнылы несырьевы1е секторы: промышленности; развитие и совнршенствование рыоночной инфраструктуры:; переход оп стимулирования инноваций к росту на их основе; оптнмизация присутствия государства и развитие общественных институтов
Согласованность и взаимоувцзка целей, механизмов и инструментов
Интеграция потенциалов субъектов региональной экономики
Обеспечение наращивания инновационного потенциала промышленности и рогионл в целом
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРЛЯТИЙ
ц
Г1
Повышение сбалансированности регионального развития
гт
I этап: Формирование корпоративной стратегии в сопряжении со стратегией развития отрасли.
II этап: Формирование программ и планов реализации стратегии предприятия и отбор инноваци онных проектов.
III этап: Согласование программ и стратегий.
IV этап: Модернизация системы управления потенциалом прид-приятия (по результатам, по отклонениям, по изменениям, по целям) в соответствии с концип-цией импортозамещения.
V этап: Коррекция будущей стратегии инновационного развития промышленного предпциятия
Региональная „ промышленная политика
Социально-экономическое развитие региона локализации деятельности промышленных предприятий
Потребители промышленной продукции
Рис. 1. Принципы формирования стратегии развития промышленных предприятий в условиях макроэкономической нестабильности
Таким образом, предложенная модель стратегического планирования экономической деятельности промышленных предприятий в условиях экономических санкций, включающая алгоритмизированные в структуре управления их потенциалом этапы и процедуры, обеспечивает совершенствование стратегии предприятия посредством сопряжения со стратегий развития отрасли, внедрения адаптивных механизмов реализации программ и проектов. Важно при этом, что стратегические долгосрочные приоритеты экономического развития выступают в роли инициирующего импульса, определяющего содержание и направление изменения институциональных условий и роли государства в развитии промышленного бизнеса по модели импортозамещения.
CN
.а i—
о
о
Т
о см
со 3
О
О z О О
с
а а
ЛИТЕРАТУРА
Делягин М.Г. (2014). Импортозамещение в России. Пять конкретных шагов // Пресс-служба Московского экономического форума. Доступно на: info@me-forum.ru. Дата доступа: 10.09.2014.
Матвеева Л.Г. (2014). Инновационный потенциал промышленности Юга России: инструментарий управления в целях снижения региональной асимметрии // Региональная экономика. Юг России, № 1 (93).
REFERENCES
DelyaginM.G. (2014). Import substitution in Russia. Five concrete steps. Press service of the Moscow economic forum. Available at: info@me-forum.ru. Date of access: 10.09.2014.
Matveeva L.G. (2014). Innovative capacity of the industry of the South of Russia: tools of management for decrease in regional asymmetry. Regional economy. South of Russia, no. 1 (93).