НОВАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И БАНКОВ В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
то
70 >
m
О O
ЩИПАНОВ Е.Ф.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры информационной экономики, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];
УЗЯНОВ Е.В.,
аспирант кафедры информационной экономики, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
0 В статье предлагаются адаптивные модели ориентированного на стимулирова-
1 ние импортозамещения взаимодействия промышленных предприятий и кредитных
и организаций в условиях нарастающей макроэкономической нестабильности. Прогно-
сл
зирование замедления темпов роста корпоративного кредитования к 2018 г. детерми-.л. нирует для российских банков повышение эффективности использования важнейшего
конкурентного преимущества - клиентской базы и знаний о предприятияхреального 0 сектора.
Ключевые слова: банки; промышленные предприятия; макроэкономическая неста-^ бильность; кредитование.
THE NEW MODEL OF INTERACTION BETWEEN INDUSTRIAL ENTERPRISES AND BANKS IN THE CONDITIONS OF MACROECONOMIC INSTABILITY
SHCHIPANOV E.F.,
a PhD, Associate Professor,
T Southern Federal University,
"" e-mail: [email protected];
UZYANOV E.V.,
Postgraduate student of the department of Information Economy,
Southern Federal University, e-mail: [email protected]
In article adaptive models of the import substitution of interaction of the industrial enterprises and credit organizations focused on stimulation in the conditions of the increasing macroeconomic instability are offered. Forecasting of delay of growth rates of corporate crediting by 2018 determines for the Russian banks increase of efficiency of use of the major competitive advantage - client base and knowledge of the enterprises of real sector.
Keywords: banks; industrial enterprises; macroeconomic instability; lending.
JEL classification: E51, E58, L26, L51.
© Щипанов Е.Ф., Узянов Е.В., 2014
Проводимая руководством России политика импортозамещения, особенно активизировавшаяся в связи с секторальными санкциями Запада, кроме целого спектра организационно-институциональных проблем, требует решения задачи финансовой поддержки промышленных предприятий, ориентированных на выпуск отечественной продукции, в том числе на основе повышения эффективности их взаимодействия с кредитными организациями. Это делает важным разработку новых моделей данного взаимодействия, а также инструментария поддержки принятия эффективных решений, направленных на импортозамещение через наращивание собственной технологической базы на инновационной основе. Одним из путей решения этой проблемы является налаживание эффективной системы «длинных денег» или дешевых внутренних кредитов для промышленного бизнеса, целеориентированного на инновации. Необходимым условием для создания «длинных денег» является совместное действие следующих факторов: деофшоризации, валютного регулирования, банковского контроля (Матвеева, 2014). В то же время, как отмечают ведущие российские экономисты, в условиях тотальной нехватки денег и сильнейшей стагнации экономики сложившаяся под влиянием внешних угроз ситуация в финансовом секторе страны негативно влияет на российскую промышленность. В этом году Центробанк поднимал учетную ставку 4 раза, и сейчас она более чем на 70% выше той, которая была установлена в начале года. Это стало неожиданностью для многих инвесторов, и они начали активно выводить 00 деньги из России, что означает очередное удорожание кредитов, удорожание российских товаров, очередной ¡5 виток инфляции (Бабкин, Корчевой, 2014). Темпы роста рынка корпоративного кредитования будут снижать- о ся с 11-13% в 2014 г. до 8-10% в 2018 г., поскольку спрос на корпоративные кредиты будет ограничиваться низкими темпами роста экономики. Ожидаемое замедление темпов роста активов российских банков вызовет см ужесточение конкуренции за наиболее привлекательных клиентов, что станет одним из факторов снижения ^ маржи банковского сектора.
При этом и сами промышленные предприятия, ориентированные на импортозамещение и нуждающиеся 1 в долгосрочных кредитах, поставленные в такие сложные условия, вынуждены адаптироваться к ним, в том о числе посредством выстраивания своей инвестиционной политики. Сейчас для них становится принципиально важным инициирование не только ориентированных на производство отечественной продукции, но и вы- ^ сокоэффективных проектов, причем как для самих предприятий, так и их потенциальных кредиторов. В силу российской специфики эта проблема наиболее ярко высвечивается в сфере финансовой поддержки иннова- ^г ционной деятельности промышленных предприятий в границах отдельных регионов, как более мобильных по сравнению с макроуровнем в принятии такого рода решений (Матвеева, 2014), с интеграцией в систему взаимодействия региональных коммерческих банков. <С>
Для банков же эти новые условия взаимодействия с промышленными предприятиями диктуют необходимость повышения качества использования их важнейшего конкурентного преимущества — клиентской базы ^ и знаний о промышленных предприятиях-инициаторах проектов. Это связано, в первую очередь, с системами У сбора и хранения информации о клиентах, которые требуют совершенствования, необходимостью внедрения 0 современных инструментов анализа клиентских данных и развитием компетенций использования имеющейся ^ информации для формирования адресного предложения каждому клиенту. Кроме того, есть большой резерв, о особенно в корпоративном бизнесе, для повышения качества организации клиентской работы, развития навыков продаж, формирования эффективной системы регулярного менеджмента процесса взаимодействия с
си
предприятиями. ш
При этом надежность и эффективность указанного сотрудничества в существенной мере определяется потенциалом, местом и ролью конкретной банковской структуры в экономике региона. Одной из таких структур является Сбербанк России и его региональные отделения, выполняющие социально-экономические функции, в том числе благодаря активному участию в модернизационных и инновационных процессах промышленного сектора.
В настоящее время российским кредитным организациям доступно большое количество разрозненной информации, связанной с модернизацией управления процессами взаимодействий с предприятиями и его адаптацией к современным условиям. Однако при попытках реализации зарубежных концепций и методологий управления возникают определенные сложности, связанные с обоснованным выбором того или иного инструмента, определением сферы и задач его использования, а также с качеством информации, необходимой для функционирования выбранных инструментов. При этом проблема информационного сопровождения модели взаимодействия является одной из ключевых в связи с тем, что управленческие решения применяются на основе аналитической информации и, следовательно, их качество находится в прямой зависимости от предоставляемой управленцам аналитической информации. Кроме того, перед менеджерами банков стоит проблема трансформации стратегий кредитования проектов промышленных предприятий в реальные действия, т. е. принятие управленческих решений с опорой на всесторонний анализ текущей ситуации, прогноз ее изменения и выявление наиболее важных для эффективного ведения бизнеса факторов.
160
ЩИПАНОВ Е.Ф., УЗЯНОВ Е.В.
ю
ю >
m
О O
O
О с
со >
M O
В силу резкого перехода отечественных банков от административной системы к рыночной отсутствовал этап эволюционного менеджмента, во время которого банки могли выработать культуру управления, позволяющую выстраивать и структурировать функции индивидуальных систем управления в рамках моделей взаимодействия с промышленными компаниями - клиентами.
При создании качественного механизма управления следует учитывать, что специфика модели взаимодействия «промышленное предприятие - банк» определяет замкнутую цепочку управленческого цикла: «определение цели ^ анализ информации ^ выбор вариантов и принятие решений ^ доведение решения до исполнителей ^ реализация решения и контроль выполнения ^ получение информации ^ определение цели» (см. рис. 1).
Если все звенья управленческого цикла функционируют эффективно и между ними налажены качественные информационные связи, то и весь процесс управления будет осуществляться на должном уровне. Однако сейчас практика ведения бизнеса российскими банками не может показать достаточно удачные примеры построения эффективной системы управления. По мнению экспертов (Miranda, Lissette A., 2013), текущий экономический кризис обнажил ряд серьезных проблем внутрикорпоративного банковского управления, в их числе:
реагирование на возникающие проблемы после того, как проявляются их последствия; неоперативный анализ сопряженных с процессами кредитования предприятий проблем, как внутреннего характера, так и макроэкономических;
значительное отставание от основных конкурентов, как по скорости принятия решений, так и по технологиям;
отсутствие видения предела сокращения операционных ресурсов взаимодействия без ущерба для ее эффективности;
скрытые знания (не заинтересованные делиться опытом и наработками с коллегами сотрудники); невозможность следить за ходом реализации принятых решений, как следствие - их неэффективность;
рассогласование стратегии и текущей деятельности;
локальный характер оптимизации взаимоотношений с промышленными предприятиями; некачественная экспертиза проектов, инициируемых промышленными предприятиями; управленческие решения, основанные на ненадежной информации.
л Û о —1 сг
3
Рис. 1. Цикл управления в модели взаимодействия банка-кредитора с промышленным
предприятием-заемщиком
Российские коммерческие банки, сталкиваясь с большим количеством разработанных в разное время и для разных целей зарубежных технологий и методов управления взаимодействием с клиентами, испытывают определенные трудности в выборе предпочтения тому или иному инструменту, а также его адаптации к сложившейся в банке практике с учетом его стратегии. Поэтому современные топ-менеджеры нуждаются в методах, позволяющих связать стратегические планы с оперативными действиями, что позволяет делать концепция Business Performance Management (Духонин, Исаев, Мостовой, 2014).
Ключевые ВРМ-процессы связаны с реализацией стратегии организации и включают финансовое и операционное планирование, консолидацию и отчетность, моделирование, анализ и мониторинг ключевых показателей эффективности (см. рис. 2) Как система управления, ВРМ представляет собой комбинацию четырех
основных элементов, к которым относятся: участники процесса управления; интерактивные бизнес-процессы управления; методы управления; информационные системы и технологии.
СО
.а i—
о о т
Рис. 2. Составляющие концепции «Управление стоимостью бизнеса» - BPM
Концепция ВРМ представляет собой механизм, который опирается на существующие теории и методы управления и приводит их в действие в соответствии с учетом особенностей конкретного предприятия и банка (см. табл. 1).
Из приведенного в табл. 1 анализа видно, что различные концепции стратегического управления взаимодействием банка с промышленным предприятием в процессе его кредитования имеют много общего, но в то же время каждая имеет свои особенности, которыми могут быть дополнены и улучшены другие. Это позволяет банкам быть достаточно гибкими при выборе показателей эффективности взаимодействия и, не привязываясь к какой-то одной концепции, применять разные подходы к управлению этим процессом. С появлением концепции ВРМ, появилась возможность не только вовлечь управленческие теории и методы в практику корпоративного управления, но и попытаться увязать их в единый комплекс, основываясь на глубоком осознании задач компании и движущих сил бизнеса. Таким образом, концепция ВРМ позволяет структурировать существующие управленческие методики, процессы, показатели, бизнес-правила, роли участников и информационные потоки, а при необходимости - пересматривать их в соответствии с интересами промышленного предприятия, самого банка и изменяющимися условиями бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
Бабкин К., Корчевой Е. (2014). Новости Московского экономического форума. Available at: http://me-forum.ru/media/news/ (Дата доступа: 23.11.14).
Духонин Е.Ю., Исаев Д.В., Мостовой Е.Л. и др. (2005). Управление эффективностью бизнеса. Концепция Business Performance Management / Под ред. Г.В. Генса. М.: Альпина Бизнес Букс.
Матвеева Л.Г. (2014). Информационно-технологическая среда финансирования инноваций промышленных предприятий региона // Региональная экономика. Юг России, № 2.
Miranda, Lissette A. (2013). Banking industry: Problems and possible solutions // Journal of Bank Cost & Management Accounting. Доступно на: http://findarticles.com.
о
(M
со 3
О
О
О О
С а
REFERENCES
Babkin K., KorchevoiE. (2014). News of the Moscow Economic Forum. Available at: http://me-forum.ru/media/ news/ (date of the access: 23/11/14). (In Russian.)
Dukhonin E.Y., IsaevD.V., MostovoyE.L. and other (2005). Performance Management. The concept of Business Performance Management. Edited by G.V. Gens. Moscow. (In Russian.)
Matveeva L.G. (2014). Information-technology environment of innovation financing industrial enterprises in the region. Regional economy. South of Russia, no. 2. (In Russian.)
Miranda, Lissette A. (2013). Banking industry: Problems and possible solyutions. Journal of Bank Cost & Management Accounting. Available at: http://findarticles.com.
с qiODh 2 ôN ZI woi -<> Pioz SnOIIAIONCŒ VÍJÍJ31
Таблица 1
О го
Развитие методических подходов к анализу эффективности взаимодействия банка и предприятия
Характеристики методических подходов
Периоды
До 1980-х
1980-90-е
1990-2000-е
С 2000 г. - период дальнейшего развития
Условное название
Value-Based Management (VBM)
Эконометрический
Management For Value _(MFV)_
Balanced Scorecard (BSC)
Business Performance Management (BPM)
Показатели эффективности деятельности
Модель Дюпона (Du Pont
Model);
Доходы
Маржа
Прибыль
Прибыль на акцию (EPS) Соотношение цены акции и прибыли (P/S)
Коэфф-т соотношения рыночной и балансовой стоимости акций (М/В); Рентабельность активов (ROA)
Рентабельность капитала (ROE) Рентабельность инвестиций (ROI) Соотношение затрат и доходов (CIR) Денежный поток (Cash Flow)
Стоимость под риском (ЧаК) Скорректированная на риск рентабельность капитала (РАРОС) Рентабельность скорректированного на риск капитала (РОРАС)
Рыночная добавленная стоимость (MVA) Экономическая добавленная стоимость (EVA)
Прибыль до выплаты процентов, налогов и дивидендов (EBITDA); Акционерная добавленная стоимость (SVA)
Денежный поток отдачи на инвестированный капитал (CFR0I) Денежная добавленная стоимость (CVA) Показатель совокупной акционерной доходности (TSR).
Финансы
традиционные финансовые
показатели
Клиенты
способность предприятия к -удовлетворению клиента, -удержанию клиента, -приобретения нового клиента и др.
Внутренние процессы -инновационный процесс, -разработка продукта, -снабжение основными ресурсами и др. Обучение и рост -персонал,
-информационные системы -организационные процедуры
Система показателей методик и моделей управления, интегрированных в единый цикл системы менеджмента коммерческого банка
=1 >
Л
О со
с5
iû л О оо m bo
Целевая ориентация банковского бизнеса
Положительные денежные потоки и рост прибыли
Повы шение рентабельности
Оптимизация рисков
Рост стоимости бизнеса
Комплексная оценка результативности деятельности компании
Комплексное управление эффективностью: прибылью, рентабельностью, рисками и стоимостью бизнеса