Научная статья на тему 'Стратегический подход к оценке устойчивости роста корпораций'

Стратегический подход к оценке устойчивости роста корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОРПОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпов Руслан Ильгизович

Статья посвящена рассмотрению основных теоретических подходов к изучению устойчивости роста корпораций: микроэкономическую теорию роста, стохастическую и эволюционную теорию. В работе акцентируется внимание на современном теоретическом подходе к оценке устойчивости роста корпораций стратегической теории роста. Также выделяются главные элементы современного теоретического подхода к анализу роста корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический подход к оценке устойчивости роста корпораций»

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УСТОЙЧИВОСТИ

РОСТА КОРПОРАЦИЙ Латыпов Р.И.

Латыпов Руслан Ильгизович - магистрант, кафедра экономики отраслей и рынков, Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных теоретических подходов к изучению устойчивости роста корпораций: микроэкономическую теорию роста, стохастическую и эволюционную теорию. В работе акцентируется внимание на современном теоретическом подходе к оценке устойчивости роста корпораций -стратегической теории роста. Также выделяются главные элементы современного теоретического подхода к анализу роста корпораций.

Ключевые слова: устойчивый рост, стратегическая теория, стратегический подход, корпорация.

Проблема оценки устойчивости роста актуальна для любой корпорации в условиях как нормальной, так и тем более кризисной полосы развития экономики. На сегодняшний день среди современных экономистов ведутся дискуссии по данной тематике: накопилось большое количество вопросов, связанных с проблемой анализа и оценки устойчивости роста. Какой рост считать устойчивым? Каковы критерии устойчивого роста? Какой подход к анализу роста корпораций является наиболее эффективным с точки зрения акционеров и стейкхолдеров? Как правило, рост анализируется в контексте корпоративного управления, при этом слабое внимание уделяется анализу роста с финансовой точки зрения. Именно современный финансовый анализ позволяет связать такой довольно общий показатель как «рост корпорации», являющийся индикатором качества реализации множества стратегий, с, собственно, самой их реализацией. Актуальность темы данной статьи обуславливается тем, что, несмотря на наличие множества подходов к оценке и сущности устойчивого роста корпораций в экономической теории и практике, нет единого универсального подхода.

Таким образом, задача работы состояла в рассмотрении основных теоретических подходов к изучению устойчивости роста корпораций: микроэкономическую теорию роста, стохастическую теорию роста, эволюционную и стратегическую теорию роста. Последняя рассматривается в качестве основополагающего подхода к анализу устойчивости роста.

На сегодняшний день существует немалое количество работ, посвященных рассуждениям на тему природы роста корпораций. Итак, среди них можно выделить несколько направлений:

• Микроэкономическая теория роста корпораций

Согласно подходу микроэкономистов, основным инструментом анализа действий корпорации является производственная функция, зависящая от технологий и ресурсных факторов. Максимизация данной функции позволяет определить оптимальный для корпорации объем производства. В этом случае рост корпорации -это увеличение оптимального выпуска корпорации вследствие изменения объема ресурсов и технологий [Coase R., 1937].

Р. Коузу удалось объяснить, почему одни фирмы производят товары широкого ассортимента, а другие - достаточно узкого. Экономисты того времени ограничивались описательной типологией: «вертикально» или «горизонтально» интегрированные фирмы, отказываясь от объяснения механизмов, определяющих принятие компанией той или иной формы, и не объясняя, как эти организационные

формы обеспечивают корпоративный рост. В своем объяснении этих феноменов Р. Коуз исходил из того, что различные виды деятельности осуществляются фирмой самостоятельно, если это позволяет ей добиться снижения издержек.

• Стохастическая теория роста корпораций

Данный подход основан на предположении о том, что динамика роста не зависит ни от внешних, ни от внутренних факторов. Став весьма популярной в 50-е годы, данная теория не нашла ни четкого подтверждения, ни абсолютного опровержения.

На основании обзора исследований [Пирогов Н.К., Поповидченко М.Г, 2010], тестирующих различные модификации закона Гибрата, нельзя говорить об однозначной применимости данной теории. Закон Гибрата «выполняется примерно в половине случаев при анализе выборки крупных корпораций, а также всех корпораций, действующих в отрасли, но очень плохо описывает наблюдаемую динамику, когда речь идет только о «выживших» фирмах или о новых предприятиях в отрасли. Полученные отклонения достаточно согласованны: как правило, наблюдается убывание темпов роста с увеличением размера корпорации.

В анализируемых работах был выявлен ряд значимых факторов устойчивого роста, таких как рентабельность, структура капитала, количество инноваций, а также отраслевых характеристик, таких как концентрация отрасли и среднеотраслевые темпы роста, наличие которых противоречит предположению о случайном характере темпов роста.

Авторы пришли к выводу, что закон Гибрата «можно использовать как базовую концепцию для исследований в области роста корпораций, которая может иметь силу для определенных предприятий, отраслей и временных периодов. Однако результаты эмпирических тестирований не позволяют рассматривать его как строгую закономерность, описывающую наблюдаемую динамику компаний» [Пирогов Н.К., Поповидченко М.Г, 2010].

• Эволюционная теория роста корпораций

Одним из ярких представителей данного направления является И. Адизес. Его главная работа посвящена концепции жизненного цикла организации [Adizes I., 1988]. Согласно данной концепции, корпорация за период своего существования последовательно проходит через ряд этапов жизненного цикла от стадии «Выхаживание» до стадии «Смерть».

I [

Стабильность

Расцвет

ч Аристократизм

ч

N

ч

\

ч

Ранняя бюрократизация

\

ч

Выхаживание

Рост

Старение

^ Смерть >

Время

Рис. 1. Кривая жизненного цикла по модели И. Адизеса

Каждому из этапов жизненного цикла корпорации соответствует определенный набор характеристик, одной из которых является динамика роста предприятия. Согласно теории, корпорация растет с увеличением ее возраста до достижения стадии стабильности, после чего фирма не может более демонстрировать высокую динамику роста и наступают стадии, которым свойственно постепенное его снижение.

Другая работа, посвященная стадиям роста, была представлена Л. Гринером. Исходя из пяти ключевых параметров (возраст корпорации, размер организации, стадия эволюции, этапы революции, а темпы роста отрасли), автор разработал модель, включающую пять основных стадий роста: творчество, направление делегации, координацию и сотрудничество. И четыре кризисных стадии: лидерство, автономия, контроль и волокита. Модель помогает корпорациям понять, почему некоторые стили управления, организационных структур и механизм координации работают лучше на разных стадиях роста ^гешег L., 1972].

• Стратегическая теория роста корпораций

Основная идея данного подхода заключается в том, что рост корпорации определяется и управляется рядом стратегических решений. Ученые, представляющие данное направление, изучают проблемы оценки устойчивости роста корпораций под призмой как финансовых, так и нефинансовых аспектов в контексте внутренних и внешних условий.

Впервые стратегическую теорию предложил Р. Рамелт [ЯитеЬ, 1984]. Он обратил внимание на то, что стратегический менеджмент с трудом может использовать выводы неоклассической теории, поскольку в последней не учитываются такие существенные факторы, как разнородность ресурсов и причинно-следственная неоднозначность. Разнородность ресурсов означает, что каждая корпорация вынуждена работать со своим уникальным набором ресурсов, поэтому не может просто повторить то, что делают другие корпорации, а вынуждена искать свою оптимальную комбинацию этих ресурсов и способ управлениями ими. Причинно -следственная неоднозначность значительно усложняет эту задачу, поскольку фирма заранее не знает, насколько успешной окажется та или иная комбинация ее уникальных ресурсов. Рамелт предложил формальную микроэкономическую модель отраслевого равновесия, в которой в производственную функцию включена переменная разнородности корпорации, а результат ее деятельности имеет вероятностный исход. Из данной модели Рамелт сделал вывод, что в условиях неоднозначности корпорации предпочтут не входить в отрасль, где имеются устоявшиеся лидеры и где непонятно, как и когда можно будет достичь сопоставимых с ними затрат и качества.

Позже некоторые авторы вновь использовали термин «стратегическая теория фирмы», но уже не в том смысле, как это делал Рамелт. К стратегической стали относить все теории фирмы, которые появлялись в рамках теории стратегического управления: и ресурсный подход, и концепцию динамических способностей, и вообще чуть ли не весь стратегический менеджмент.

Большинство работ по анализу устойчивости роста корпораций в рамках стратегического подхода были объединены в один довольно обширный класс стратегических теорий Франциско Росике [Rosique F., 2010]. Ярким представителем данного класса является С. Госал. Ученый и соавторы, основываясь на наблюдаемой ими положительной взаимосвязи между уровнем развития экономики и крупных корпораций, оперирующих в этой экономике, предположили, что данная корреляция является результатом синтеза управленческих компетенций, а именно управленческих решений и организационных возможностей. В то время как управленческие решения относится к когнитивным аспектам восприятия потенциальных новых комбинаций ресурсов и управления, организационные возможности отражают реальную возможность на самом деле их реализовать. Взаимодействие этих двух факторов

влияет на скорость, с которой фирмы расширяют свои операции, и соответственно, процесс создания стоимости корпорацией [Ghosal S., Hahn M., Morgan P., 1999].

Дж. Кларк и соавторы в своей работе показывают, что чрезмерный рост продаж может быть настолько же разрушительным для корпорации, как и отсутствие роста вообще. Авторы рассмотрели модели роста, и показали, как можно использовать теории роста в управлении корпорацией. Наконец, они предложили модель, позволяющую оценить оптимальную структуру капитала, при определенной скорости роста корпорации [Clark J. J., Chiang T. C., Olson G. T., 1989].

Таким образом, стратегическая теория роста выступает в роли «ключевого игрока» в оценке устойчивости роста корпораций. Так как она изучает проблемы устойчивого роста под призмой как финансовых, так и нефинансовых аспектов в контексте внутренних и внешних условий, то ее смело можно назвать гарантом правильной и объективной оценки устойчивости роста корпораций.

Список литературы

1. Ивашковская И.В. Жизненный цикл организации: взгляд финансиста // Управление компанией. 2006. № 11(66). C. 60-67.

2. Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5. С. 150-163.

3. Пирогов Н.К., Поповидченко М.Г. Закон Гибрата в исследованиях роста фирмы. Корпоративные Финансы. 2010. №1(13), 106-119.

4. Clark J.J., Chiang T.C., Olson G.T. Sustainable Corporate Growth: a model and management planning tool. Westport: Quorum Books. 1989.

5. Coase R. The Nature of the Firm. 1937. Economica, 4. 386-405.

6. Ghosal S., Hahn M., Morgan P. Management Competence, Firm Growth and Economic Progress. 1999. Cambridge Political Economy Society, 18, 121-150.

7. Greiner L. Evolution and Revolution as Organizations Grow. 1972. Harvard Business Review, 37-46.

8. Rosique F. The determinants of corporate growth. (Doctoral dissertation, University of St Andrews). 2010.

9. Rumelt R.P. Towards a Strategic Theory of the Firm // Competitive Strategic Management / R. Lamb (ed.). 1984. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. P. 556-570.

НАЛОГОВЫЙ мониторинг как новая форма НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Решетник О.Р.

Решетник Ольга Романовна - магистрант, факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет)

Приволжский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты налогового контроля как формы финансового контроля, а также рассмотрена относительно новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг, его преимущества и недостатки. Ключевые слова: налоговый контроль, финансовый контроль, налоговый мониторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.