Научная статья на тему 'Современные финансовые инструменты оценки устойчивости роста корпорации'

Современные финансовые инструменты оценки устойчивости роста корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ / STEADY GROWTH / ИНДЕКС УСТОЙЧИВОГО РОСТА / INDEX OF STEADY GROWTH / МАТРИЦА УСТОЙЧИВОСТИ РОСТА / MATRIX OF STABILITY OF GROWTH / СТОИМОСТЬ / COST / СПРЕД ДОХОДНОСТИ / PROFITABILITY SPREAD / КАПИТАЛ / CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпов Руслан Ильгизович

В статье отмечается, что при переходе к экономике знаний необходимы существенные изменения в концепциях и инструментах финансового анализа корпорации. В статье предлагается новый подход к анализу устойчивости роста корпорации. Обосновываются новые финансовые инструменты оценки устойчивости роста корпорации: индекс устойчивости роста и матрица устойчивого роста. Анализ траекторий роста с помощью двух видов матриц позволяет получить вывод о применимости индекса устойчивого роста, как для публичных корпораций, так и для корпораций закрытого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные финансовые инструменты оценки устойчивости роста корпорации»

СОВРЕМЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ РОСТА КОРПОРАЦИИ Латыпов Р.И. Email: Latypov643@scientifictext.ru

Латыпов Руслан Ильгизович — магистрант, кафедра экономики отраслей и рынков, Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования, Челябинский государственный университет, специалист 1 разряда, контрольно-аналитический отдел, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Курчатовскому району, г. Челябинск

Аннотация: в статье отмечается, что при переходе к экономике знаний необходимы существенные изменения в концепциях и инструментах финансового анализа корпорации. В статье предлагается новый подход к анализу устойчивости роста корпорации. Обосновываются новые финансовые инструменты оценки устойчивости роста корпорации: индекс устойчивости роста и матрица устойчивого роста. Анализ траекторий роста с помощью двух видов матриц позволяет получить вывод о применимости индекса устойчивого роста, как для публичных корпораций, так и для корпораций закрытого типа. Ключевые слова: устойчивый рост, индекс устойчивого роста, матрица устойчивости роста, стоимость, спред доходности, капитал.

MODERN FINANCIAL INSTRUMENTS OF ASSESSMENT STABILITY OF GROWTH OF CORPORATION Latypov R.I.

Latypov Ruslan Ilgizovich — undergraduate, DEPARTMENT OF ECONOMY OF BRANCHES AND MARKETS, INSTITUTE OF ECONOMY OF BRANCHES, BUSINESS AND ADMINISTRATION, CHELYABINSK STATE UNIVERSITY, Specialist of 1 category, CONTROL AND ANALYTICAL DEPARTMENT, INSPECTION OF THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA ON KURCHATOV DISTRICT OF CHELYABINSK

Abstract: upon transition to economy of knowledge essential changes in concepts and tools of the financial analysis of corporation are necessary. In article new approach to the analysis of stability of growth of corporation is offered. New financial instruments of assessment of stability of growth of corporation are proved: index of stability of growth and matrix of steady growth. The analysis of trajectories of growth by means of two types of matrixes allows to receive a conclusion about applicability of the index of steady growth both for public corporations, and for corporations of the closed type.

Keywords: steady growth, index of steady growth, matrix of stability of growth, cost, profitability spread, capital.

УДК 330.354

В рамках финансового анализа корпорации оценка ее роста традиционно осуществляется на основе темпа устойчивого роста. Однако чтобы учесть современные задачи, стоящие перед финансовым анализом корпорации требуется переосмысление проблемы анализа роста. С одной стороны, необходима новая постановка проблемы, в соответствии с которой рост корпорации должен быть оценен через показатели, отражающие создание внутренней стоимости корпорации и рассмотрен в комбинации с показателем, отражающим стратегическое развитие фирмы. С другой стороны, новый подход должен учитывать специфику роли стейкхолдеров в инновационной экономике.

Применяя критерий внутренней стоимости корпорации, оценку качества роста можно представить с помощью следующей матрицы:

Таблица 1. Базовая матрица устойчивости роста

Темп роста выручки Q3 Агрессивный рост Q1 Сбалансированный рост

Догоняющий рост Q4 Сфокусированный рост Q2

Темп роста рыночной стоимости корпорации

В соответствии с принципами, формализованными в матрице, рост, соответствующий параметрам квадранта Q1, - это эталон качества роста. Оба эффекта - стратегический и финансовый - сбалансированы. Тип стратегий роста корпорации, соответствующий параметрам квадранта Q2, сфокусирован на росте прибыли. Корпорации, относящиеся к квадранту Q2, стремятся воспроизводить свои продуктовые портфели по структуре и объему, но добиваются этого, сокращая расходы. Компаниям из квадранта Q3, напротив, присущи стратегии роста, сфокусированные на агрессивной политике продаж: расширение бизнеса без увеличения его размера по финансовому критерию [1].

Для оценки устойчивости роста необходимо анализировать изменения экономической прибыли, в которой учитываются ее альтернативные издержки в форме средневзвешенной ставки затрат на инвестированный в корпорацию капитал [3]. Поэтому целесообразно использовать второй вариант матрицы качества роста, основанный не на рыночной капитализации, а на экономической прибыли в форме спреда доходности инвестированного капитала. Если в бухгалтерской прибыли учтены только фактически понесенные издержки, то ключевую роль в анализе экономической прибыли играют альтернативные издержки, оценка которых предполагает анализ затрат на капитал [2]:

RI = (ROCE - WACC) х СЕ,

где RI - экономическая прибыль;

ROCE - доходность инвестированного капитала;

WACC - средневзвешенная ставка затрат на капитал;

CE - инвестированный капитал.

Такая матрица приведена на рис. 2. Данный вариант матрицы позволяет применить принципы оценки устойчивости роста и к корпорациям закрытого типа.

Таблица 2. Матрица устойчивости роста на основе экономической прибыли

Темп роста выручки Q3 Агрессивный рост Q1 Сбалансированный рост

Догоняющий рост Q4 Сфокусированный рост Q2

Спред доходности инвестированного капитала

Устойчивому росту корпорации должна быть свойственна траектория, выводящая компанию в более качественные типы роста в рамках классификации, отраженной в базовой матрице качества роста (табл. 1). Причем последовательность мены типов роста существенна для характеристики его устойчивости. Во-вторых, необходимо достижение требуемого баланса «вклада роста» и стоимости, создаваемой текущими операциями. Для поиска оптимального соотношения потребуется дополнительная эмпирическая оценка данных национальных выборок. В-третьих, для выхода из неизбежных зигзагов роста в направлении наиболее привлекательных комбинаций его характеристик требуется формирование баланса между краткосрочными и долгосрочными факторами, обеспечивающими возможности роста. Наконец, важно, что в рамках финансовой модели анализа корпорации проблема устойчивости роста не может быть увязана только с показателем капитализации, в котором отражаются как внутренние процессы в корпорации, так и ожидания инвесторов, на формирование которых влияет более сложный и объемный набор факторов. Капитализация как показатель зависит и от изменений подлинной стоимости корпорации, и от состояния рынка капитала, и от результативности политики коммуникаций с инвесторами и нефинансовыми стейкхолдерами корпорации [2].

Для оценки устойчивости роста, необходимо анализировать изменения экономической прибыли. Ее увеличение достигается, во-первых, за счет роста спреда доходности инвестированного капитала. Во-вторых, компания наращивает экономические прибыли при стабильном положительном спреде доходности капитала и росте величины инвестированного капитала. Обеспечение стабильности спреда доходности при массированной инвестиционной программе возможно, если с ростом инвестиций не изменяется риск корпорации. Такая комбинация более типична для инвестиций, нацеленных на расширение бизнеса. Если инвестиции в расширение бизнеса основаны на уже созданных ранее возможностях роста, то они, скорее всего, способны увеличить не только объемы продаж, но и рентабельность продаж за счет экономии на масштабах и экономии на гибкости (охвате). Этот эффект в большей мере будет проявляться на коротких горизонтах планирования. Поэтому роль инвестиций этого типа в обеспечении устойчивости экономической прибыли ограничена, в отличие от инвестиций в создание новых возможностей роста. Они ведут к росту спреда и увеличению продолжительности периода, в котором удерживается положительный спред. Поэтому при таком акценте в инвестиционных программах могут складываться ситуации отложенного эффекта инвестиций, выражающиеся в краткосрочном снижении спреда доходности даже ниже нулевой отметки. Значит, для оценки устойчивости роста необходимо, во-первых, учесть долгосрочный горизонт, что создает потенциальную возможность выровнять спред доходности, и, во-вторых, учесть преобладающий тренд в спреде доходности [4].

Таким образом, для анализа и оценки устойчивости роста корпорации необходим комплексный показатель, в котором интегрированы ключевые факторы экономической прибыли. Такой показатель, на мой взгляд, может быть построен в форме индекса устойчивости роста (Sustainable Growth Index — SGI):

I V

SGI = (1 + 3s)-j'2_l max (R0CEi ~ WACCt)],

1=1

где ( 1 + g s) — средний темп роста продаж;

k - количество лет наблюдений;

l - количество лет, в течение которых спред доходности инвестированного капитала положителен;

RO С Е j — доходность инвестированного капитала в i-год;

WACC j — средневзвешенная ставка затрат на капитал в i-год.

Средний темп роста продаж - это важнейший фактор устойчивого роста корпорации. Этот показатель необходимо рассчитывать как среднюю геометрическую величину. Второй показатель, включаемый в индекс, позволяет сравнить разные стратегические альтернативы, ведущие к росту. Чем больше количество лет, в которых наблюдается или предполагается положительный спред доходности инвестированного капитала, тем выше устойчивость роста корпорации по критерию создания стоимости. Если во все рассматриваемые годы спред доходности капитала положителен, то компания по данному измерению получает максимальное значение показателя, равное единице. Чем ближе l/k к единице, тем выше устойчивость роста корпорации. Третий показатель выражает накопленную величину положительных значений спреда доходности инвестированного капитала за анализируемый период k. Как и показатель l/k, он предназначен для отражения мощности стратегической альтернативы по целому набору ключевых характеристик роста, обеспечивающих положительную величину спреда. Однако при близких или равных значениях l/k в разных стратегических альтернативах роста сумма положительных значений спреда доходности фиксирует более полную картину потоков экономических прибылей. По сути, индекс SGI позволяет анализировать рост в координатах «продажи - подлинная стоимость», так как накопленная величина положительных значений спреда доходности капитала отражает достаточность создаваемых потоков выгод для покрытия инвестиционных рисков и поэтому фиксирует ключевую составляющую процесса создания стоимости корпорации.

Предлагаемый в статье индекс развивает инструментальную составляющую концепций обоснования корпоративных стратегий на основе создаваемой в корпорации экономической прибыли и фундаментальной стоимости. Индекс SGI обладает большим потенциалом для прикладного применения в работе советов директоров на этапе выработки ими стратегического видения для корпорации, в анализе и выборе стратегических альтернатив.

Список литературы/ References

1. Ивашковская И.В. Жизненный цикл организации: взгляд финансиста // Управление компанией, 2006. № 11 (66). C. 60-67.

2. Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий // Аудит и финансовый анализ, 2007. № 5. С. 150-163.

3. Ивашковская И.В., Пирогов Н.К. Финансовый анализ качества роста российских компаний // Аудит и финансовый анализ, 2008. № 6. С. 194-201.

4. Geroski P., Gugler K. Corporate Growth Convergence in Europe // Oxford Economic Papers, 2004. Vol. 56. № 4. P. 597-620.

СОСТОЯНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ

ТАТАРСТАН Никонова М.В. Email: Nikonova643@scientifictext.ru

Никонова Мария Вадимовна - аспирант, Институт управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: в статье приводится анализ имеющихся статистических показателей, которые используются в настоящее время и их применимость для оценки состояния развития отрасли медицинского туризма в Республике Татарстан. Раскрываются недостатки имеющихся показателей для реализации указанных целей. На основе имеющихся данных, предлагается разработка и внедрение дополнительных, более уточненных, показателей для оценки развития и дальнейшего стратегического планирования как въездного, так и выездного медицинского туризма в регионе.

Ключевые слова: медицинский туризм, статистическая база, туризм, региональный туризм.

THE STATE OF THE STATISTICAL BASE FOR ASSESSING THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF MEDICAL TOURISM IN THE REPUBLIC OF

TATARSTAN Nikonova M.V.

Nikonova Maria Vadimovna - Graduate Student, INSTITUTE OF MANAGEMENT, ECONOMICS AND FINANCE, KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY, KAZAN

Abstract: the article analyzes the available statistical indicators that are currently used and their applicability for assessing the state of development of the medical tourism industry in the Republic of Tatarstan. The shortcomings of the available indicators for the implementation of these goals are revealed. Based on the available data, it is proposed to develop and introduce additional, more refined, indicators for assessing the development and further strategic planning of both inbound and outbound medical tourism in the region.

Keywords: medical tourism, statistical base, tourism, regional tourism.

УДК 338.48

Для оценки тенденций и темпов роста социально-экономического развития регионов используется большое количество статистических показателей. На сегодняшний момент количество данных показателей из года в год варьируется от 80 до 100 в зависимости от региона. Количество данных показателей имеет тенденцию к сокращению в связи с принятием постановления Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.