влияет на скорость, с которой фирмы расширяют свои операции, и соответственно, процесс создания стоимости корпорацией [Ghosal S., Hahn M., Morgan P., 1999].
Дж. Кларк и соавторы в своей работе показывают, что чрезмерный рост продаж может быть настолько же разрушительным для корпорации, как и отсутствие роста вообще. Авторы рассмотрели модели роста, и показали, как можно использовать теории роста в управлении корпорацией. Наконец, они предложили модель, позволяющую оценить оптимальную структуру капитала, при определенной скорости роста корпорации [Clark J. J., Chiang T. C., Olson G. T., 1989].
Таким образом, стратегическая теория роста выступает в роли «ключевого игрока» в оценке устойчивости роста корпораций. Так как она изучает проблемы устойчивого роста под призмой как финансовых, так и нефинансовых аспектов в контексте внутренних и внешних условий, то ее смело можно назвать гарантом правильной и объективной оценки устойчивости роста корпораций.
Список литературы
1. Ивашковская И.В. Жизненный цикл организации: взгляд финансиста // Управление компанией. 2006. № 11(66). C. 60-67.
2. Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5. С. 150-163.
3. Пирогов Н.К., Поповидченко М.Г. Закон Гибрата в исследованиях роста фирмы. Корпоративные Финансы. 2010. №1(13), 106-119.
4. Clark J.J., Chiang T.C., Olson G.T. Sustainable Corporate Growth: a model and management planning tool. Westport: Quorum Books. 1989.
5. Coase R. The Nature of the Firm. 1937. Economica, 4. 386-405.
6. Ghosal S., Hahn M., Morgan P. Management Competence, Firm Growth and Economic Progress. 1999. Cambridge Political Economy Society, 18, 121-150.
7. Greiner L. Evolution and Revolution as Organizations Grow. 1972. Harvard Business Review, 37-46.
8. Rosique F. The determinants of corporate growth. (Doctoral dissertation, University of St Andrews). 2010.
9. Rumelt R.P. Towards a Strategic Theory of the Firm // Competitive Strategic Management / R. Lamb (ed.). 1984. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. P. 556-570.
НАЛОГОВЫЙ мониторинг как новая форма НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Решетник О.Р.
Решетник Ольга Романовна - магистрант, факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет)
Приволжский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты налогового контроля как формы финансового контроля, а также рассмотрена относительно новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг, его преимущества и недостатки. Ключевые слова: налоговый контроль, финансовый контроль, налоговый мониторинг.
В современном мире обеспечение деятельности государства лежит на «плечах» самого государства. Успех внутренней и внешней политики зависит от эффективности управления финансовыми и налоговыми инструментами. Динамичное развитие экономики является грамотным результатом проводимой государством налоговой политики через мероприятия налогового контроля.
Говоря о понятии «контроль», обратимся к словарю русского языка. Контроль -это проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора [4,235]. Законодатель не закрепил понятия «финансового контроля» в действующем законодательстве. Балихина Н.В. рассматривает финансовый контроль как совокупность действий законодательных и исполнительных органов власти всех уровней (в том числе высших органов управления и исполнительных органов хозяйствующих субъектов), а также специально созданных контрольных учреждений по проверке финансовых и связанных с ними других вопросов деятельности всех субъектов хозяйствования и управления (государства в лице его органов власти и управления, а также организаций, предприятий, учреждений) [3,84].Финансовый контроль - это комплексный институт финансового права, который включат в себя нормы разных институтов и подотраслей финансового права. Таким образом, выделяют следующие виды финансового контроля:
- бюджетный (или бюджетно-финансовый);
- налоговый;
- банковский;
- валютный;
- таможенный контроль;
- надзор за страховойдеятельностью.
Исходя из смысла ст. 82 НК РФ, налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.
Институт налогового контроля включает в себя такие элементы, как субъекты и объекты налогового контроля, формы налогового контроля, методы налогового контроля, процедуры и мероприятия налогового контроля и др. Данные элементы составляют предмет правового налогового регулирования, который постоянно совершенствуется и усложняется. Постоянно происходит внедрение инноваций. Это отражается в дополнении Налоговым кодексом новым разделом - «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» [2].
Налоговый контроль осуществляется по следующим направлениям:
- проверка исполнения физическими и юридическими лицами по исчислениюналогов в государственную казну;
- проверка постановления на налоговый учет и исполнению своих прямых обязанностей налогоплательщиками;
- проверка правильного введения бухгалтерского учета;
- проверка соблюдения банками своих обязанностей, которые предусмотреныналоговым законодательством;
- проверка выполнения органом, организацией, а так же должностными лицами обязанностей по сообщению компетентным органам сведений, касающихся учета налогоплательщика.
Если говорить о несовершенстве налогового законодательства, то можно обратить внимание на то, что методы налогового контроля присутствуют в неполноценной форме, т.е. законодатель не закрепил в Налоговом кодексе РФ перечень определенных методов.
На текущий момент наиболее актуальной формой налогового контроля выступают налоговые камеральные и выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций.
С 2015 года действует относительно новая форма налогового контроля -налоговый мониторинг. Отметим, что данная форма контроля не является изобретением российских законодателей. Налоговый мониторинг широко применяется в зарубежных странах (например, Германия, Австрия, США и др.) и впервые была внедрена в Нидерландах. В России данную инновацию в качестве эксперимента применили в 2012 году на таких крупнейших налогоплательщиках, как ОАО «ИнтерРАОЕЭС», ОАО «РусГидро», ОАО «МТС», ОАО «Северсталь» и российского представительства компании E&Y.
Отличительной чертой налогового контроля выступает то, что он предполагает текущий контроль со стороны налоговых органов (в онлайн-режиме), а не последующий (офлайн).
Еще одной отличительной чертой налогового мониторинга является его добровольный характер. Это выгодно отличает его от других форм налогового контроля - налоговых проверок. Проведение мониторинга проводится по решению налогового органа, на основании заявления налогоплательщика. Стоит отметить, что добровольность налогового мониторинга реализуется на текущем этапе, однако не исключено, что в случае положительного опыта, данная форма может перейти из разряда добровольных в разряд обязательных.
Преимущества налогового мониторинга:
1. Возможность избежать выездной налоговой проверки, которая выступает серьезным стрессовым фактором для сотрудников организации.
2. Организация может планировать совершение сделок, учитывая при этом позицию налогового органа с помощью мотивированного мнения. Закон допускает исправить выявленные ошибки - финансовые специалисты подают уточненную декларацию и уплачивают доначисленный налог без денежных затрат на уплату штрафов и пени.
3. При наличии явных налоговых рисков организация вправе предварительно обратиться за мотивированным мнением, что позволяет провести налоговый учет, опираясь на позицию налогового органа.
Если говорить о недостатках налогового мониторинга, то выделим следующие:
1. Отсылочность правовых норм. Документы, необходимые для предоставления компанией, заявление об осуществлении налогового мониторинга, регулируются нормативными актами ФНС, т.е. наделены меньшей юридической силой по сравнению с Налоговым кодексом РФ. В связи с этим велика вероятность зарождения споров относительно содержания актов и применения их в практике.
2. Открытость организации. Информация, которую не должны знать конкуренты, находится в открытом доступе.
3. Мотивированное мнение возможно получить только после совершения сделки. Для уточнения позиции налогового органа заранее приходится прибегать к помощи специалистов или обращаться за разъяснениями в Министерство финансов РФ.
Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что институт налогового мониторинга недостаточно урегулирован и требует дополнительных изменений в Налоговый кодекс РФ, с учетом современных экономических реалий.
Список литературы
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-
ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.
2. Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-Ф3 «О внесении изменений в часть
первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства
РФ», 10.11.2014, № 45, ст. 6158.
3. Балихина Н.В. Финансы и налогообложений организаций: учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. М.: ЮНИТИ, 2015. 303 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., М., 2006. 663 с.
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1 2 Соколова Ю.Н. , Глазкова А.И.
1Соколова Юлия Николаевна - студент;
2Глазкова Анна Игоревна - студент, кафедра государственного, муниципального и корпоративного управления, инженерно-экономический факультет, Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань
Ключевые слова: адаптация персонала, проблемы адаптации персонала, адаптационный период.
Адаптация персонала в организации является важным этапом развитии хорошо скоординированной работы предприятия, что во многом определяет его успех и приобретение репутации высокого уровня. Но, несмотря на это, многие организации не уделяют адаптации персонала должного внимания, и вхождение новых работников в компанию становится спонтанным процессом. Однако от того, насколько организован процесс адаптации персонала, будет зависеть и эффективность выполнения работником профессиональных обязанностей, степени его идентификации с компанией, принятия ее норм и ценностей.
Любому человеку, пришедшему на новое место работы, очень важен процесс вхождения в структуру организации, в новый коллектив, важно воспринимать себя частью группы.
Процесс адаптации является одним из элементов управления персоналом. Это понятие может применяться и к новым работникам, которые приходят извне, и к работникам, переходящим на новую должность в рамках внутренней ротации.
Так как подбор и прием персонала - это процесс, требующий крупных материальных вложений, предприятие заинтересованно в том, чтобы вновь принятый на работу сотрудник не уволился через пару месяцев.
Молодые специалисты в это время осознают, что знаний, полученных за годы учебы в вузах не достаточно для максимально эффективного исполнения трудовых обязанностей, поэтому необходимо самосовершенствоваться, заниматься изучением специфики своей профессии в будущем. В период адаптации они также осознают и тот факт, что в их жизни происходят существенные изменения и отказ от привычного образа жизни [2, с. 226].
Молодые специалисты нуждаются в поддержке старших коллег на первых этапах осуществления трудовой деятельности, для успешного прохождения периода адаптации им необходима помощь наставника.
Часто компании заинтересованы в наборе именно способных молодых специалистах, поскольку их можно развить в профессиональном плане и сделать высококвалифицированными специалистами, которые в будущем будут давать высококачественные результаты своей профессиональной деятельности.
У сотрудников среднего возраста, имеющих определенный стаж работы, процесс адаптация осуществляется достаточно в короткие сроки. Такие люди, как правило, хорошо знакомы со своими должностными обязанностями, они опытны в этом деле и обладают высокой производительностью труда, способны без труда воспринимать новую информацию, касающуюся их сферы деятельности.