Научная статья на тему 'Внутренний налоговый контроль как элемент системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов'

Внутренний налоговый контроль как элемент системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1805
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / СЛУЖБА ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL / INTERNAL TAX CONTROL / TAX ACCOUNTING / TAX RISKS / THE SERVICE OF INTERNAL TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цепилова Е. С.

Одним из направлений повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов является построение системы управления, адаптированной к происходящим изменениям внешней среды, важнейшим элементом которой выступает внутренний контроль. В статье уточнена специфическая функциональная роль внутреннего налогового контроля как составной части внутреннего финансового контроля. Автором определены основные функции службы внутреннего налогового контроля и выделены основные этапы методики его проведения. Результатом такой деятельности является обеспечение выполнения норм налогового законодательства, выявление резервов снижения налоговых платежей и минимизация налоговых рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of control system adapted to the changes of the environment is one of the ways to increase the effectiveness of financial and economic activity of business entities. The internal control is the most important element of this system. The article clarifies the specific functional role of the internal tax control as a component of the internal financial control. The author identifies the main functions of the internal tax control and highlights the major stages of its methods. The enforcement of that tax legislation, the identification of reserves to reduce tax payments and tax minimization of risks are the results of this activity.

Текст научной работы на тему «Внутренний налоговый контроль как элемент системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов»

Цепилова Е.С.

к.э.н., доцент, докторант РГЭУ (РИНХ)

ВНУТРЕННИЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ

СУБЪЕКТОВ

Одним из направлений повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов является построение системы управления, адаптированной к происходящим изменениям внешней среды, важнейшим элементом которой выступает внутренний контроль. В статье уточнена специфическая функциональная роль внутреннего налогового контроля как составной части внутреннего финансового контроля. Автором определены основные функции службы внутреннего налогового контроля и выделены основные этапы методики его проведения. Результатом такой деятельности является обеспечение выполнения норм налогового законодательства, выявление резервов снижения налоговых платежей и минимизация налоговых рисков.

Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний налоговый контроль, налоговый учёт, налоговые риски, служба внутреннего налогового контроля.

В современных условиях возрастает заинтересованность собственников и руководства хозяйствующих субъектов в эффективном и надёжном функционировании системы внутреннего контроля. Это обусловлено как объективной потребностью с целью упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов и предотвращения искажения информации, так и законодательными требованиями.

Так, с 2013 г. в соответствии со ст. 19 «Внутренний контроль» Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерском учете» [1] экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний

контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Если же его бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то он должен организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Так как в данном законе не дано определение понятия «внутренний контроль», не приведены принципы его организации и ответственность за его отсутствие, то хозяйствующий субъект может наполнить это понятие содержанием, исходя из своих профессиональных компетенций. Например, в малом и среднем бизнесе можно ограничиться утверждением учетной политики организации, графиком документооборота, образцов применяемой первичной документации и форм регистров бухгалтерского (финансового) и налогового учёта, что и будет системой внутреннего контроля (далее по тексту - СВК).

Некоторые авторы считают, что действующая с 2013 г. редакция закона «О бухгалтерском учёте» обязывает экономические субъекты организовать контроль и проверку не только отчетности, но и ревизию сделок, событий, операций, которые влияют на финансовое положение хозяйствующих субъектов, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств [6].

Согласно Плану на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденному Приказом МФ РФ от 30 ноября 2011 г. № 440 [2], это Министерство должно предложить рекомендации для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в 2014 г. (с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, профессионального сообщества).

Таких рекомендаций в настоящее время еще нет. Более того, в документе МФ РФ ПЗ - 10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что «законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления внутреннего контроля» [3].

Длительное время внутреннему контролю не уделялось достаточно внимания, но после громких скандалов, связанных с махинациями руководства крупнейших западных компаний в США, Германии, Великобритании и др., приняли законы, обязывающие публичные компании организовывать СВК и регулярно представлять в регулирующие органы отчеты об её эффективности. Самый известный из таких нормативных актов -закон Сарбейнса-Оксли (SOX), который был принят в США в 2002 году и установил жесткие правила подготовки финансовой отчетности организаций и ответственность за их неисполнение [12]. Этот американский кодекс корпоративного управления требует от публичной компании создать системы управления рисками и внутреннего контроля, которые призваны минимизировать случаи финансового мошенничества, защитить активы фирмы от злоупотреблений и незаконного присвоения имущества. Параграф 404 этого закона описывает ответственность руководства компании за установление внутреннего контроля над финансовой отчётностью и корпоративными актами. В настоящее время этот закон имеет репутацию самого жёсткого нормативного акта в сфере корпоративного менеджмента: руководителям, нарушившим его, грозит тюремный срок до двадцати лет и уплата штрафа до 25 млн долл. [10].

Общепризнанным стандартом в области построения СВК является «Концепция внутреннего контроля», сформулированная в 1992 году американской некоммерческой организацией Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (COSO) [11]. С одной стороны, концепция помогает организациям соблюдать требования различных

госрегуляторов в отношении внутреннего контроля, с другой - полезна для управленческих целей, так как описывает, как строить, развивать и совершенствовать СВК в организации.

Говоря об организации системы внутреннего контроля, отдельно выделим важную часть данной системы - внутренний налоговый контроль, который служит одним из инструментов снижения риска возникновения ошибок при расчете налоговых обязательств, а также излишних расходов в виде штрафов и пени за нарушение налогового законодательства при исчислении налогов.

Мы рассматриваем внутренний налоговый контроль как составную часть внутреннего финансового контроля, представляющую собой особый вид деятельности контрольно-ревизионных служб, а также работников бухгалтерии и экономических отделов, по контролю за своевременностью, правильностью и полнотой исчисления и перечисления налогов, достоверностью налоговой отчетности. Результатом такой деятельности является обеспечение выполнения норм налогового законодательства, выявление резервов снижения налоговых платежей и минимизация налоговых рисков.

На основе изучения практики контрольной деятельности, законодательной и нормативной базы осуществления внутреннего налогового контроля выделим такие проблемы его организации, как отсутствие законодательных и нормативных актов, регулирующих проведение внутреннего налогового контроля, инструктивных материалов и пособий, частые изменения налогового законодательства. В то же время надежная система внутреннего налогового контроля позволит исключить ошибки при расчете налоговых обязательств перед бюджетом.

Ряд авторов предлагают рассматривать внутренний налоговый контроль с различных аспектов [4]:

• транзакционного;

• тактического (текущего);

• стратегического.

В неопределенной экономической обстановке транзакционный аспект возникает в управлении как внешних по отношению к экономическому субъекту транзакционных издержек, так и внутренних. Контроль за выполнением договорной политики экономического субъекта при заключении различных сделок с партнерами, в том числе с иностранными, путем правильного выбора вида заключаемых договоров и соответствующих договорных условий в распределении ресурсов при осуществлении варьирования гражданско-правовых, бухгалтерских и налоговых последствий. Процедуры контроля по данному направлению должны обеспечивать экономию внешних транзакционных издержек, в частности, составление договоров будет связано со сравнительно низкими затратами при их типизации или наличия фрагментов, обязательных для включения в них.

Так как правила игры на налоговом поле четко обозначены налоговым законодательством, т.е. права и обязанности каждого хозяйствующего субъекта определены, то внутренний налоговый контроль за соблюдением норм, за своевременностью начисления и уплаты налогов, за отражением в налоговых регистрах и за исполнением налоговых обязательств ведет к снижению транзакционных издержек.

Фундаментальным аспектом в процессе внутреннего налогового контроля выступает оперативный уровень, или текущий внутренний налоговый контроль. Его основная роль состоит в структурировании хозяйственных операций путем создания системы взаимодействия между множеством взаимосвязанных элементов или функций для определения и выбора имеющихся альтернатив. Текущий внутренний налоговый контроль направлен на минимизацию издержек и обеспечение разумной уверенности в том, что будут достигнуты цели в будущем в достоверной налоговой отчетности при соответствии действующему гражданскому и налоговому законодательству.

В процессе текущего внутреннего налогового контроля необходимо проводить:

• мониторинг нормативно-правовой базы;

• наблюдение за подконтрольными объектами;

• сопоставление прогнозов налоговых обязательств экономического субъекта, ежемесячного графика налоговых расходов с фактическими показателями;

• выявление возникающих ошибок и их устранение, своевременность при исполнении налоговых обязательств;

• исследование причин отклонений от базовых показателей;

• налоговые последствия проводимых сделок.

Текущий внутренний налоговый контроль будет способствовать соблюдению законодательства и локальных норм, в том числе договорной политики, учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения, внутренних правил и процедур.

Формирование налоговой стратегии хозяйствующего субъекта вызвано требованиями внешней институциональной среды - это налоговая политика государства, социальные взаимодействия, сотрудничество и конфликт налогоплательщиков и налоговых органов. Налоговая стратегия, как известно, основывается на предварительном анализе налогового законодательства, последующем прогнозировании с необходимыми и своевременными нововведениями для предотвращения налоговых рисков.

Результатом этого процесса должен стать налоговый план, направленный на достижение стратегических целей экономического субъекта, в первую очередь на снижение налогового бремени. Оптимизация налогов представляется частной задачей, область применения которой в достаточной степени ограничена в принятии перспективных решений, регулирующих уровень налогообложения.

Информационной базой для внутреннего налогового контроля служат данные налогового учета. С другой стороны, необходим контроль качества

самого учета. В таблице 1 обобщены методы самоконтроля существующей в хозяйствующем субъекте системы налогового учета по отдельным контрольным направлениям.

Таблица 1

Методы самоконтроля системы налогового учета1

Направления самоконтроля системы налогового учета Методы контроля

1. Контроль за обоснованностью отражения хозяйственных операций в налоговом учете - запрет доступа к системе налогового учета для неограниченного круга пользователей; - контроль за взаимосвязанными операциями; - распределение обязанностей между персоналом при вводе информации.

2. Контроль за точностью входящей информации - выборочные арифметические проверки суммирования налоговых расчетов; - анализ возможных ошибок ввода логическим методом; - контроль за налоговыми расчётами; - контроль за точностью работы автоматизированных систем при формировании входящей информации.

3. Контроль за точностью работы с регистрами налогового учета - контроль за регистрами бухгалтерского учета, налогового учёта и комбинированными регистрами.

4. Контроль за сохранностью налоговых документов - создание копий баз данных документов; - ограничение доступа к массиву информации; - обеспечение конфиденциальности и сохранности всех данных, которые не дублируются; - использование специальных источников питания для предупреждения потерь информации при работе с документами

Предупреждение налоговых рисков имеет особое значение для экономически активных налогоплательщиков, которые в целях повышения эффективности своего бизнеса готовы рассматривать любые не противоречащие закону возможности снижения налоговых платежей. Формирование имиджа добросовестного налогоплательщика является стратегическим трендом развития многих российских организаций, обеспечивающим рыночную ценность и устойчивость бизнеса. Однако методы фискального регулирования и юридические сложности требуют точной и актуальной информации в отношении управления налоговыми

1 Составлена автором.

рисками, а также обеспечения прозрачности в вопросах налогообложения. В этой связи налоговые риски должны рассматриваться в качестве неотъемлемой части системы внутреннего контроля и управления корпоративными рисками [5, с. 134].

Западные авторы предлагают создание специального подразделения внутреннего контроля - корпоративную налоговую службу [9., с. 195], отвечающую за обеспечение соблюдения налогового законодательства, постановку и ведение налогового учета, привлечение налоговых консультантов и применение рекомендаций по налоговому планированию, представление налоговой отчетности и взаимодействие с налоговыми органами.

На практике возможны несколько вариантов структуры службы внутреннего контроля [8, с. 42]. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально -нормативном документе - например, в положении, и указывается в трудовых договорах и должностных инструкциях работников подразделения. Возможно привлечение специалистов из головного офиса холдинговых компаний, если в холдинге уже действует такая служба. Но есть и другая возможность - пригласить внешних специалистов. Вполне вероятно, что с учетом новых требований ФЗ «О бухгалтерском учёте» специализированные компании будут предлагать эту услугу на аутсорсинг и/или косорсинг. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

Выделим основные функции службы внутреннего налогового контроля.

1. Мониторинг эффективности процедур внутреннего налогового контроля. Постановка необходимых систем налогового учета и внутреннего налогового контроля входит в обязанности руководства, а на службу внутреннего налогового контроля обычно возлагаются обязанности по

проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию.

2. Исследование финансовой, управленческой, правовой и налоговой информации, что включает в себя обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование хозяйственных операций, регистров бухгалтерского и налогового учета и других процедур.

3. Контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля проверяемого лица.

4. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов, а также внутренних требований руководства.

5. Выявление и предупреждение налоговых рисков, проведение мероприятий по их минимизации.

6. Служба внутреннего налогового контроля должна привлекаться при налоговых проверках для предоставления устных и письменных пояснений инспекторам в ходе проверки, а по ее окончании непосредственно подготавливать возражения по акту проверки.

Таким образом, сотрудники службы внутреннего налогового контроля должны обладать широкими компетенциями в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательствах, постоянно поддерживать свой высокий профессиональный уровень.

В настоящее время хозяйствующие субъекты, осуществляя одновременно несколько видов деятельности, используют различные налоговые режимы, совмещая специальные налоговые режимы и общий режим налогообложения. Наличие этих обстоятельств усложняет содержание внутреннего налогового контроля. Поэтому в сложившихся условиях одной из актуальных задач, от решения которых во многом зависит повышение

эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, является разработка методики проведения внутреннего налогового контроля.

В частности, по налогу на прибыль в качестве основных этапов выделены следующие контрольные процедуры: изучение учетной политики для целей налогообложения; анализ состояния расчетов с бюджетом по налогу; контроль правильности формирования налогооблагаемой базы (проверка полноты, достоверности и своевременности признания в налоговом учете доходов и расходов организации); сверка налогооблагаемой прибыли и прибыли, полученной по данным бухгалтерского (финансового) учета, а также показателей бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль [7, с. 10].

Организованный в соответствии с этим алгоритмом внутренний налоговый контроль будет способствовать снижению рисков возникновения ошибок при расчете и уплате налога, а проводимая чёткая регламентация контрольных действий позволит минимизировать затраты на его осуществление. В целом система внутреннего налогового контроля позволит стандартизировать контрольные процессы на предприятиях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный Закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. План на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Утвержден Приказом МФ РФ от 30.11.2011 № 440

3. ПЗ - 10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»»

4. Калиничева Р.В., Макарова Н.Н. Институциональный подход к формированию системы внутреннего налогового контроля // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - №4.

5. Налоговый учёт и налоговый контроль: российский и международный опыт: Монография / Н.Т. Лабынцев, Е.В. Поролло, Е.С.Цепилова. - Ростов-н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2012.

6. Сухарева О.А. О внутреннем контроле // Главная книга. - 2012. -№4.

7. Халезов А.В. Организация и методика внутреннего контроля налогов с доходов в организациях потребительской кооперации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: /Рос. ун-т кооп. - М.: 2008.

8. Щербакова Е.П. Методологические аспекты организации и функционирования внутреннего аудита в коммерческих организациях. -Ростов-н/Д: ООО «АзовПечать», 2011.

9. Элгуд Т., Фултон Т., Шуцман М. Эффективное управление налогообложением. Будущее корпоративной налоговой службы / Пер. с англ. Ионова В. - М.: Альпина Паблишер, 2012.

10. DeviceLock для соответствия кодексам корпоративного управления. -Режим URL: http://www.devicelock.com/ru/dl/DeviceLock%20Corporate%20Governanceru

11. Internal control - Integrated framework. [Электронный ресурс]. - Режим URL: http://www.coso.org/documents/COSO_Intro_online_000.pdf

12. Sarbanes-Oxley Act of 2002. - Режим URL: http://www.soxlaw.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.