Научная статья на тему 'Стратегический контроллинг в системе политического управления'

Стратегический контроллинг в системе политического управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
205
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC CONTROLLING / STRATEGIC MODELS / POLITICAL MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мальцева Дарья Александровна

В статье представлены и систематизированы основные теоретические подходы к исследованию этапов стратегического моделирования в политике. Феномен стратегического моделирования, рассматриваемый как направленная деятельность политического руководства по управлению государством, является важнейшим инструментом в рамках поиска потенциальных сценариев урегулирования современных политических конфликтов и гармонизации процессов внутри государства. В статье подробно объясняется необходимость анализа процесса стратегического контроллинга, позволяющего преодолеть основные проблемы современного политического дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents and systematizes the main theoretical approaches to the study of the stages of strategic modeling in politics. The phenomenon of strategic modeling, considered as the state management activity of the political leaders, is an important tool in the search for potential scenarios for settlement of modern political conflicts and the harmonization of political processes within the state. This article explains in detail the need to focus on the analysis of the strategic controlling process that will help to overcome the main problems of the modern political discourse.

Текст научной работы на тему «Стратегический контроллинг в системе политического управления»

УДК 321

Мальцева Дарья Александровна

кандидат политических наук,

ассистент кафедры теории и философии политики

Санкт-Петербургского государственного университета

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Maltseva Daria Aleksandrovna

PhD in Political Science, Assistant, Theory and Philosophy of Politics Department, Saint Petersburg State University

STRATEGIC CONTROLLING IN THE SYSTEM OF POLITICAL MANAGEMENT

Аннотация:

В статье представлены и систематизированы основные теоретические подходы к исследованию этапов стратегического моделирования в политике. Феномен стратегического моделирования, рассматриваемый как направленная деятельность политического руководства по управлению государством, является важнейшим инструментом в рамках поиска потенциальных сценариев урегулирования современных политических конфликтов и гармонизации процессов внутри государства. В статье подробно объясняется необходимость анализа процесса стратегического контроллинга, позволяющего преодолеть основные проблемы со-временного политического дискурса.

Ключевые слова:

стратегический контроллинг, стратегические модели, политическое управление, стратегический менеджмент.

Summary:

The article presents and systematizes the main theoretical approaches to the study of the stages of strategic modeling in politics. The phenomenon of strategic modeling, considered as the state management activity of the political leaders, is an important tool in the search for potential scenarios for settlement of modern political conflicts and the harmonization of political processes within the state. This article explains in detail the need to focus on the analysis of the strategic controlling process that will help to overcome the main problems of the modern political discourse.

Keywords:

strategic controlling, strategic models, political management, strategic management.

В реалиях современных политических процессов концептуальное изучение стратегического моделирования в качестве интеллектуального продукта призвано проанализировать значимость социокультурных, политических, экономических и иных факторов поведения субъектов политического пространства. Подобная задача является необходимым условием поддержания социального порядка, выступает качественным индикатором уровня цивилизованности практик политического целедостижения, а также способствует реализации благоприятных сценариев взаимодействия социума с государством. Наибольшую значимость рассмотрение стратегического моделирования приобретает в рамках исследования его основных этапов. В статье автором произведен подробный анализ заключительного этапа процесса стратегического моделирования, а именно этапа стратегического контроллинга.

Первоначально изучение этапов построения политических стратегий завершалось реализацией разработанной стратегии и оценкой результатов. На этом этапе в парадигме стратегических целей разрабатывается комплекс тактических мероприятий по осуществлению стратегической модели. Реализация непосредственных тактических приемов нередко существенно видоизменяет саму намеченную стратегическую модель, что возможно в категориях стратегического менеджмента, представляющего собой крайне гибкую и лишенную догматизма дисциплину.

Что же касается оценки результативности стратегической модели в политике, исследователь должен иметь в виду как ее политическую, так и экономическую оправданность. К политическим критериям оценки можно отнести рост деловой и профессиональной репутации политического актора, закрепление имиджевых доминант, повышение уровня управляемости структурными единицами внутри политической организации и их позитивную модификацию во времени и пространстве, улучшение психологического климата и т. д. Экономическая результативность стратегической модели в первую очередь оценивается согласно двум базисным критериям: ресурсам и времени. Финансовые и темпоральные показатели измеряются эмпирически, что облегчает их оценку, но не говорит о возможности пренебрежения подобным анализом, который должен осуществляться на каждом этапе реализации стратегической модели. В процессе цикла жизни стратегической модели ее содержание подлежит огромному количеству трансформаций, что позволяет сконцентрироваться на сильных сторонах и отказаться от слабых, какими бы эффективными они ни казались ранее. Для наилучшего достижения поставленных задач в оценке стратегического цикла, получения логически последовательной, сопоставимой с реальностью,

ПОЛИТОЛОГИЯ

комплексной и эффективной стратегической модели видится необходимым выделение этапа стратегического контроллинга.

Стратегический контроллинг, который представляет собой комплексную систему оперативного и стратегического контроля, не может линейно включаться в классическую схему этапов создания политических стратегий. Его работа выполняется как последовательно, так и параллельно в сформулированной последовательности, что обеспечивает устойчивую обратную связь между обозначенными политическими целями и непосредственным процессом их достижения. Подобная деятельность крайне актуальна хотя бы потому, что порой стратегический процесс настолько затягивает политических акторов, что они «помнят лишь ответы, но забывают вопросы, на которые они были даны» [1, с. 34].

В широком смысле стратегический контроллинг представляет собой некую подсистему стратегического менеджмента как дисциплины, предполагающую координацию всех функций стратегии, анализ эффективности процесса целеполагания и элементов планирования, контроль стратегического информационного обеспечения, выявление отклонений и в качестве закономерного итога - оказание корректирующего воздействия на функционирование всей стратегической системы в целом и на стратегический план как ее рефлексию. Осуществление стратегического контроля не исключает необходимости перманентного осуществления менеджериального контроля над деятельностью всей политической организации, а также тактического контроля. Однако с точки зрения рассмотрения политического пространства сегодня стратегический контроль все же является процессом с доминантной оправданностью.

Стратегический контроллинг по своему содержанию всегда интерпретировался наукой как исключительно статистическая процедура, осуществляемая путем формального подбора анализируемых единиц из каждого пункта стратегического плана и их детального сопоставления с полученными результатами на предмет выявления отклонений. Таким образом, с формальной точки зрения для наилучшей реализации контроллинга рекомендуется: изначально установить некие стандарты осуществления тех или иных стратегических шагов (или же их комплекса, если более подробное исследование не требуется); математическим путем составить измерительные таблицы сравнения реальности со стратегическим планом; провести логический анализ по основным ориентирам и стандартам; вынести решение и осуществить корректирующее воздействие на стратегическую модель.

Однако, учитывая особенности политического пространства сегодня, в структурированный, глубоко математический процесс стратегического контроллинга перманентно вмешивается огромное число неустойчивых факторов. В аппарате государственной службы стратегические модели и контроль их реализации мгновенно подлежат глобальным трансформациям из-за директивных актов и поправок к действующему законодательству, являющихся обыденным делом каждодневной реальности в политическом пространстве. Конкурентные стратегические модели напрямую зависят от общей политической и экономической ситуации, детерминирующей настроения населения, подобные маятнику, и, как следствие, уровень легитимности, которые на данном этапе, в условиях общемирового системного кризиса, крайне нестабильны. Упомянутые трудности синтезируются с «кулуарным» свойством современного политического пространства и на выходе дают результат, совершенно неблагоприятный для исследователя.

Таким образом, функции контроля не могут ограничиваться банальной статистической процедурой, следующей по идеально заготовленному плану. Помимо огромного количества неустойчивых факторов, рассмотренных выше, колоссальное влияние на стратегическую модель оказывает и сам организационный аппарат в политике, особенности которого могут пойти вразрез с выдвинутыми стратегическими ожиданиями [2, с. 256]. Задача контроллинга в этом случае заключается не в привычной для сегодняшнего мира политики процедуре тотальной смены членов организации или выдвижении идеи об изначальной методологической несостоятельности модели, а в выяснении того, что же является доминантной проблемой: частичная несостоятельность стратегической модели или определенные свойства самого политического актора, сущность которых в обоих случаях подлежит эффективному исправлению и усовершенствованию?

Таким образом, процесс стратегического контроллинга должен быть отнесен к основополагающим элементам теории стратегического моделирования. Его работа должна стать центральным звеном в построении и осуществлении современных стратегических моделей во всех сферах существования социума, как в методологическом, так и в прикладном ключе.

Стратегический контроллинг предоставляет исследователю возможность вступить на путь адаптивного стратегического моделирования, основным условием которого является не догматическое следование четко прописанным стратегическим процедурам, а концентрация на перманентном приспособлении к быстро меняющимся условиям среды, поиске новых выгодных сфер

влияния, принятии неожиданно эффективных решений, оперативной трансформации политической организации и т. д. Адаптивное стратегическое моделирование подразумевает под собой еще более кардинальные реакции на изменения, нежели допускает стратегический менеджмент, все же тяготеющий к следованию стратегическому плану и позволяющий в большинстве своем оперативную реакцию лишь в тактических, а не стратегических нюансах.

В завершение необходимо отметить, что процесс стратегического контроллинга тесно связан с реактивным анализом коммуникационных и информационных потоков в политическом пространстве, что заставляет концентрироваться не только на внутренней специфике реализации стратегического плана, но и на его корреляции с внешними условиями среды и организации. Подобная деятельность необходима для возможности предупреждающего эффекта контроллинга, даже если для этого требуется вторичный стратегический анализ, без которого идея об адекватной стратегической рефлексии становится утопической.

Однако описанное выше стратегическое «творчество» видится оптимальным при условии осуществления контроллинга на базе его авторитарной модели, предполагающей в своей основе вполне структурированное директивное содержание. Стандартизация процедур оценки и контроля в подразделениях политического объекта, упорядочивающая их стратегическую деятельность, позволяет максимально использовать человеческий ресурс, свести к минимуму издержки, связанные с контролем отдельных стратегических этапов и текущих планов, производя анализ выполнения политической стратегии как бы по упрощенной схеме «вход - выход» («цель - результат»). Подобным образом принято контролировать и стратегические ресурсы, для измерения которых в государственном управлении вполне эффективно работает система бюджетов.

Такая «предсказуемость» совершаемых в подразделениях действий кажется эффективным плацдармом для реализации глобального стратегического контроллинга, осуществляемого верхним менеджериальным пластом (политическим лидером, командой экспертов, консалтинговыми центрами, специальными политическими подразделениями и т. д.) и отличающегося крайне высокой адаптивной чувствительностью, которая является ключевой составляющей успеха согласно данной парадигме исследования.

Ссылки:

1. Друкер П. О профессии менеджера. СПб., 2008. С. 34.

2. Друкер П. Бизнес и инновации. СПб., 2009. С. 256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.