Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ТАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ТАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ЗАТРАТЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / АНАЛИЗ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федулов Д.В., Алексахина Ю.В., Бородина Е.Н.

Эффективность является сложным экономическим понятием, котороерассматривается как результативность использования труда, капитала, материалов, энергии и других ресурсов при производстве товаров (услуг). Важная роль в обеспечении эффективности деятельности предприятия отводится анализу и диагностике факторов внешней и внутренней среды, а также правильно подобранной системе показателей, способной в полной мере отобразить все аспекты сферы деятельности предприятия.Все виды эффективности связаны между собой и взаимообусловлены: экономическаяспособствует росту других видов эффективности; социальная соединяет свойства экономической и организационной эффективности и направлена на полное удовлетворениепотребностей рабочих. Оценка эффективности строится на определенных критериях ипоказателях. Критерии характеризуют качественные стороны процесса, на основе которого проводится оценка, и должны отображать результаты хозяйственной деятельностипредприятия, фиксировать и измерять уровень достижения поставленной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федулов Д.В., Алексахина Ю.В., Бородина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC AND TACTIC ALAPPROACHES TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF AN ENTERPRISE

Efficiency is a complex economic concept, which is considered as the effectivenessof the use of labor, capital, materials, energy, and other resources in the production of goods(services). An important role in ensuring the effectiveness of the enterprise is given to the analysisand diagnosis of external and internal environment factors, as well as the properly selectedsystem of indicators, able to fully reflect all aspects of the enterprise.All types of efficiency are linked and interdependent: economic - promotes the growth of othertypes of efficiency, social - combines properties of the economic and organizational efficiencyand aimed at full satisfaction of the needs of workers. Assessment of efficiency is based oncertain criteria and indicators. Criteria characterize qualitative sides of the process, on the basisof which the assessment is carried out, and must reflect results of economic activity of an enterprise,fix and measure the level of achievement of the goal.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ТАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Научная статья

УДК 658.5+ 331.07

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ТАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Дмитрий Владимирович Федулов,

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация, e-mail: fedulovdv@susu.ru

Юлия Вячеславовна Алексахина,

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация, e-mail: aleksakhinayv@susu.ru

Елена Николаевна Бородина,

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация, e-mail: borodinaen@susu.ru

Аннотация. Эффективность является сложным экономическим понятием, которое рассматривается как результативность использования труда, капитала, материалов, энергии и других ресурсов при производстве товаров (услуг). Важная роль в обеспечении эффективности деятельности предприятия отводится анализу и диагностике факторов внешней и внутренней среды, а также правильно подобранной системе показателей, способной в полной мере отобразить все аспекты сферы деятельности предприятия.

Все виды эффективности связаны между собой и взаимообусловлены: экономическая способствует росту других видов эффективности; социальная соединяет свойства экономической и организационной эффективности и направлена на полное удовлетворение потребностей рабочих. Оценка эффективности строится на определенных критериях и показателях. Критерии характеризуют качественные стороны процесса, на основе которого проводится оценка, и должны отображать результаты хозяйственной деятельности предприятия, фиксировать и измерять уровень достижения поставленной цели.

Ключевые слова: эффективность, рентабельность, затраты, результативность, анализ, факторы.

Original article

STRATEGIC AND TACTICAL APPROACHES TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF AN ENTERPRISE

Dmitry V. Fedulov,

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: fedulovdv@susu.ru

Yulia V. Aleksakhina,

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: aleksakhinayv@susu.ru

Elena N. Borodina,

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: borodinaen@susu.ru

Abstract. Efficiency is a complex economic concept, which is considered as the effectiveness of the use of labor, capital, materials, energy, and other resources in the production of goods (services). An important role in ensuring the effectiveness of the enterprise is given to the analysis and diagnosis of external and internal environment factors, as well as the properly selected system of indicators, able to fully reflect all aspects of the enterprise.

All types of efficiency are linked and interdependent: economic - promotes the growth of other types of efficiency, social - combines properties of the economic and organizational efficiency and aimed at full satisfaction of the needs of workers. Assessment of efficiency is based on certain criteria and indicators. Criteria characterize qualitative sides of the process, on the basis of which the assessment is carried out, and must reflect results of economic activity of an enterprise, fix and measure the level of achievement of the goal.

Keywords: efficiency, profitability, costs, effectiveness, analysis, factors.

Введение

В современных условиях хозяйствования эффективность является важной характеристикой деятельности предприятия, от которой зависит его дальнейшее развитие. В наиболее общем виде эффективность представляет собой количественное соотношение двух величин - результатов хозяйственной деятельности и произведенных расходов.

Исторически при всех способах производства, независимо от формы собственности, предприятие заинтересовано в правильном соотношении между затратами и результатами своей деятельности [7].

Описание исследования

Уровень эффективности дает представление о том, ценой каких ресурсов (затрат) достигнут экономический результат. Чем больше эффект и меньше затраты, тем выше экономическая эффективность производства и наоборот. Определение понятия «эффективность» в трудах отечественных и зарубежных специалистов имеет следующие трактовки и представлено в таблице 1.

Исходя из приведенных определений, эффективность можно выразить как результативность использования труда, капитала, материалов, энергии и других ресурсов при производстве товаров (услуг). Понятие эффективности тесно связано с понятием эффекта.

Таким образом, эффективность деятельности предприятия - это способность предприятия давать высокую и увеличивающуюся прибыль (или другой финансовый показатель) по отношению к конкурентам как в ближней, так и в дальней перспективе [9].

В свою очередь, экономическая эффективности компании - это соотношение между экономическим эффектом и затратами или финансовыми ресурсами, использованными для его достижения.

Если говорить точнее, то критерий эффективности - это минимизация затрат при достижении наибольших (наилучших) результатов; или сохранение статьи затрат, но

при этом повышение результативности деятельности компании.

Далее рассмотрим, являются ли тождественными понятия экономической эффективности и эффективности производственно-хозяйственной деятельности, а также

дать обобщающее определение экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Взаимосвязь основных понятий показана на рисунке 1.

Таблица 1

Определение понятия «эффективность»

Автор Трактовка понятия

Афанасьев М. В. Комплексное отражение конечных результатов использования рабочей силы (работников) и средств производства за определенный промежуток времени.

Зайцев Н. Л. Соотношение результатов хозяйственной деятельности промышленного предприятия и затрат трудовых и материальных ресурсов.

Кантор Е. Л. Определяет как количественное отношение двух величин -результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат.

Сероштан М. А. С одной стороны, определяет как соотношение между физическими ресурсами (затратами) и физическим продуктом (изделием). С другой стороны - как соотношение между общественно-определенными затратами стоимости и общественно-определенным стоимостным результатом.

Выборнов В. И. Рассматривает как результативность производственного процесса, соотношение между достигнутыми результатами и затратами живого и овеществленного труда.

Существует два основных подхода к трактовке эффективности.

Первый подход трактуется «как экономичность, производительность, характеристика уровня использования производственных мощностей и ресурсов». То есть чем выше результат и чем меньше затраты, тем эффективнее работает экономическая система. Его можно считать классическим, так как еще К. Маркс в своей работе «Капитал» аналогично определял экономическую эффективность капиталистического способа производства [7].

Такой позиции придерживаются многие российские ученые и определяют эффективность как частное от деления достигнутого эффекта на затраты для его получения.

Сторонники второго подхода определяют эффективность как степень достижения поставленной цели, и при этом подходе понятия «эффективность» и «результативность» рассматриваются как тождественные.

У большинства авторов экономическая эффективность как категория экономики является синонимом экономической эффективности производства, так как рассматривается для конкретных предприятий или бизнеса в общем.

Повышение эффективности деятельности - это задача, которая повышает конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики. Анализ эффективности важен на всех уровнях экономики для принятия верных управленческих решений в то и иное время для достижения поставленных целей.

Экономическая эффективность - сложная и многогранная категория экономической науки. Она выступает основой измерения качества решений, принимаемых в сфере управления хозяйственными процессами.

Эффективность как инструмент хозяйствования представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов предприятия за определенный промежуток времени. Это спо-

собствовало формированию различных подходов к определению понятия «экономическая эффективность хозяйственно-финансовой деятельности».

Под эффективностью деятельности понимают степень использования каждого вида ресурса предприятия в отдельности и всех их вместе взятых.

Эффективность отдельных видов ресурсов как отдельный инструмент хозяйствования раскрывает понятие «эффективность хозяйственно-финансовой деятельности» через соотношение полученных результатов этой деятельности (результаты отражают достижение целей развития предприятия) и величин совокупных примененных и потребленных ресурсов [5].

Рассматривая экономическую эффективность как экономическую категорию, следует понимать под ней экономические отношения, связанные с улучшением использованных ресурсов и снижением совокупных затрат живого и овеществленного труда для достижения наибольших результатов и определяемые объективно действующим законом экономии рабочего времени. Это означает, что цель хозяйственной деятельности должна достигаться наименьшими затратами общественного труда [4].

Абсолютной эффективностью анализируют общеэкономические результаты, эффективность производства на различных уровнях экономики за какой-то период времени и в динамике. Она показывает общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат.

Относительную эффективность определяют для обоснования социально-экономических преимуществ какого-либо варианта решения производственно-хозяйственных задач, для выбора наиболее рентабельного варианта, учитывая текущие затраты и единовременные при его реализации, при выборе лучшего варианта из нескольких вариантов хозяйственных и других решений.

По последствиям выделяют следующие виды эффективности:

- экономическая эффективность;

- социальная эффективность;

- техническая эффективность;

- экологическая эффективность.

Одной из стратегических целей предприятия является экономическая эффективность. Все решения на предприятии должны приниматься так, чтобы при минимальных ресурсах были достигнуты экономические цели предприятия. Эта эффективность определяет разницу между полученными результатами производства и затратами труда и средств производства - с другой.

Принцип эффективности является также принципом экономичности, согласно которому из совокупности реальных событий выбирается более узкий круг вопросов, которые связаны с экономической рациональностью функционирования предприятия.

Главным отличием социальной эффективности от экономической в том, что она имеет отношение к достижению социальных целей организации.

Цель технической эффективности - выполнение количественных и качественных требований к товару и к программе производства, а также к необходимому производственному потенциалу.

Экологическая эффективность определяет достижение экологической цели предприятия. Цель экологической эффективности - оптимальная защита окружающей среды.

Принципы всех видов эффективности производства взаимосвязаны и взаимозависимы. Все виды эффективности формируют одну интегральную эффективность деятельности предприятия. Это показатель деятельности по распределению и по переработке ресурсов с целью производства товаров.

Оценивая эффективность деятельности любого предприятия, необходимо уделять большое внимание внешним целям, то есть целям, оказывающим наибольшее влияние на деятельность предприятия.

Эффективное ресурсообеспечение заключается в своевременном предоставлении ресурсов предприятию необходимого количества и надлежащего качества. В качестве ресурсов выступают: оборотные средства, человеческий капитал, собственный и заемный капитал, информация, сырье и т.д. Все это позволяет осуществлять системную, бесперебойную и эффективную работу в долгосрочной перспективе. Эффективное производство определяет способность предприятия максимально эффективно и рационально использовать имеющиеся ограниченные ресурсы, достигая оптимального соотношения трех основных параметров: качества, затрат и сроков. Эффективная реализация продукции в первую очередь связана с системой маркетинга предприятия и отвечает за высокое качество управления сбытом готовой продукции, т.е. ее доведение до конечного потребителя. Эффективное управление маркетинговой деятельностью предприятия, в свою очередь, выражается в увеличении объемов реализации продукции и удовлетворении потребностей потребителей.

Нужно постоянно следить за экономической эффективностью производства, проверять ее на разных уровнях экономики и на всех стадиях производства, если она имеет свои собственные обособленные показатели.

Чтобы повысить эффективность функционирования предприятия, разрабатывают мероприятия, способствующие повышению результативности работы [6].

К факторам, способствующим росту производительности и снижению себестоимости продукции, относятся:

достижения научно-технического прогресса, широкое освоение профессиональных технологий, автоматизация и механизация процессов;

перестройка структуры экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей;

- совершенствование системы маркетинга, государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотивации к труду;

- развитие специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, улучшение организации производства и труда на предприятиях;

активизация человеческого фактора, профессиональный уровень кадров, формирование определенного стиля экономического мышления, морально-психологический климат в трудовых коллективах [4].

Оценка экономической эффективности всегда сравнивается с целями производства в будущем, однако она показывает результаты деятельности в прошлом, но ее ценность проявляется в настоящем времени. Следовательно, совокупность результатов производственной деятельности за отдельно взятый период времени и является эффективностью производства.

Расчеты показателей эффективности необходимы для принятия тех или иных оптимальных решений.

В настоящее время не существует единого обобщающего показателя, определяющего эффективность функционирования предприятия. Многие авторы принимают точку зрения, согласно которой эффективность деятельности организаций должна отражаться системой показателей, но общепризнанной формы выражения эффективности пока нет.

В теоретических и практических исследованиях выделяют три главных метода оценки эффективности финансового состояния [3]:

1. Ресурсная или целевая эффективность (относительный показатель): все виды рентабельности.

2. Доходный метод (абсолютные показатели): метод дисконтированного денежного потока, метод капитализации доходов, метод срока окупаемости, точка безубыточности.

3. Доходный метод (относительные показатели): метод индекса доходности (индекс прибыльности), метод внутренней нормы доходности (внутренняя норма прибыли, возврата инвестиций).

Часть ученых предлагает осуществлять оценку эффективности деятельности предприятия с помощью следующей системы показателей:

- показатели, характеризующие темпы развития предприятия (темп прироста совокупных активов, темп прироста объемов продаж, темп прироста прибыли, темп прироста чистых активов и т.д.);

- показатели, характеризующие уровень доходности предприятия (рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность совокупных активов (BER и ROA), прибыль на одну акцию, рентабельность продаж (оборота), коэффициент окупаемости затрат) [1].

Показатели, применяемые для оценки эффективности функционирования предприятия, представлены в таблице 2.

Безусловно, методика и последовательность анализа и оценки эффективности деятельности определяется тем, в какой форме предполагается его проводить. Однако можно отметить ряд общих методических моментов, позволяющих экономисту построить общую схему анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Первый этап. Анализ финансовых результатов предприятия начинается с изучения объема, структуры, состава и динамики прибыли до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль от продаж и прибыль от прочей деятельности (сальдо прочих доходов и расходов). Соответственно, по итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы прибыли до налогообложения изменений величин источников ее формирования.

Поскольку качество прибыли до налогообложения определяется ее структурой, то

Таблица 2

Показатели для оценки эффективности функционирования предприятия

Показатель Характеристика

Показатели рентабельности

1. Рентабельность продукции 1. Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции

2. Рентабельность производства 2. Характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности предприятия за определенный период времени

3. Рентабельность продаж 3. Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции

4. Рентабельность имущества предприятия 4. Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели использования основных фондов

1. Фондоотдача 1. Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов

2. Фондоемкость 2. Показатель, обратный фондоотдаче. Отражает стоимость основных производственных фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции

3. Фондовооруженность труда 3. Характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами

Показатели использования оборотных средств

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 1. Показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период

2. Длительность одного оборота 2. Показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от

3. Материалоемкость продукции реализации продукции

Производительность труда

1. Выработка 1. Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год

2. Трудоемкость 2. Величина, обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы продукции

целесообразно обратить особое внимание на изменение удельного веса прибыли от продаж в прибыли до налогообложения. Его снижение рассматривается как негативное явление, которое свидетельствует об ухудшении качества прибыли до налогообложения, поскольку прибыль от продаж является финансовым результатом от основной деятельности предприятия и

считается его главным источником средств.

В процессе проведения анализа прибыли изучается величина совокупной прибыли предприятия за анализируемый период, ее структура и динамика, выполнение плана по прибыли, а также рентабельность активов и продаж. При этом показатели, фактически полученные за отчетный период,

сравниваются с аналогичными показателями бизнес-плана, предыдущего периода, предприятий, выпускающих однородную продукцию [2, с. 27].

Второй этап. Анализ чистой прибыли ведется в разрезе определяющих ее элементов, которыми являются прибыль до налогообложения, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль. Объем, состав, структура и динамика прибыли также изучаются в ходе анализа. По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли изменение величины элементов, определяющих ее.

Третий этап. Здесь необходимо рассчитать показатели рентабельности активов, продаж, капитала по чистой прибыли и прибыли от продаж. При оценке прибыли организации в различных аспектах, ее конкурентоспособности и возможностей роста недостаточно анализировать абсолютные показатели прибыли и на их основе принимать конкретные решения, поскольку абсолютный показатель прибыли не отражает реального финансового положения компании.

Более полную информацию можно получить, рассчитав относительные показатели рентабельности и сравнив их с рентабельностью. Кроме того, показатели рентабельности в структурированном виде предоставляют руководителям предприятия наиболее точную информацию в виде показателей, на основе которых можно оценить финансовое положение организации и произвести прогноз ее будущего финансового положения, предвидеть успехи и неудачи деятельности. Факторный анализ показателей рентабельности является одним из важнейших инструментов в оценке эффективности и результативности деятельности организации.

Заключительным этапом выступает выявление имеющихся резервов роста прибыли предприятия.

Многообразие факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности

предприятия, требует их классификации, которая в то же время имеет большое значение для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности деятельности предприятия все факторы делят на две основные группы:

1) внутренние факторы - факторы, которые осуществляют воздействие на деятельность предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции;

2) внешние факторы - эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на ее деятельность.

Внутренние факторы предприятия: уровень хозяйствования; квалифицированные управленцы; конкурентоспособная продукция; уровень технической оснащенности; результативность труда; состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Внешние факторы - это: состояние рынка; уровень цен на ресурсы; налоговое законодательство; государственное регулирование цен.

Поскольку прибыль как основной показатель эффективности работы предприятия - это разница между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.

К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, ее качество, издержки производства. Количество реализованной продукции зависит от объема валовой продукции и уровня ее товарности. При росте объема валовой продукции увеличивается количество продук-

ции, подлежащей сбыту, так как темпы роста ее внутреннего потребления ниже темпов роста валовой продукции, что создает условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки.

Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, за счет того, что продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену [7].

Также внутренние факторы подразделяются на: внепроизводственные и производственные [11].

К внепроизводственным факторам относят:

- снабженческо-сбытовую и природоохранную деятельность;

- социальные условия труда и быта и др.

Производственные факторы отражают

наличие и использование первенствующих частей производственного процесса, которые играют важную роль в формировании прибыли: это средства труда, предметы труда и собственно сам труд. В свою очередь производственные факторы подразделяются на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы оказывают влияние на процесс получения прибыли через численные изменения: величину средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, количества персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют через «качественные» изменения:

- ускорение обращаемости оборотных средств;

- увеличение производительности оборудования;

- повышение навыков и производительности труда персонала;

- более эффективное использование финансовых ресурсов;

- снижение трудоемкости и материалоемкости продукции и другие [4].

Внешние и внутренние факторы влияют друг на друга и это влияние показывает уро-

вень организации хозяйственной деятельности организации

Выявление и измерение уровня влияния отдельных факторов на результаты деятельности предприятия относится к числу основных задач экономического анализа, так как это позволяет управлять этими факторами и выявлять резервы роста эффективности деятельности предприятия.

Факторный анализ нужен для более подробной и аргументированной оценки показателей рентабельности организации. С помощью использования факторных моделей рентабельности можно выявить важнейшие связи между показателями финансового состояния организации и финансовыми результатами.

Чтобы узнать точные сведения о проблемах и перспективах развития компании, необходим факторный анализ показателей рентабельности, методология проведения которого заключается в разложении исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам.

Основополагающими задачи факторного анализа являются:

- определение тех факторов, которые оказывают влияние на результативные показатели;

- установление формы взаимосвязи между факторами и результативными показателями;

- вычисление воздействия факторов и анализа значения каждого из них в изменении результативного показателя.

Факторный анализ рентабельности является основой для принятия управленческих решений, поскольку позволяет получить обоснованную расчетными показателями аналитическую информацию о влиянии определенных факторов на результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Влияние отдельных факторов на прибыль предприятия можно оценить также, выделяя ряд факторов, от которых зависит величина прибыли предприятия:

1. Поскольку многие отрасли экономики относится к сфере услуг, то одним из наиболее значимых факторов будет являться степень удовлетворенности потребителей при пользовании услугой, или удовлетворенность качеством сервиса.

2. Уровень текучести кадров свидетельствует о стабильной работе, квалификации персонала и таком уровне заработной платы, которая соответствует сложности выполняемых функций.

3. Уровень конкуренции, определяющий степень насыщенности рынка в исследуемом регионе.

4. Затраты на 1 руб. реализованных услуг - факторы, отражающие эффективность использования ресурсов. Чем меньше этот показатель, тем эффективнее деятельность предприятия.

На уровень прибыли предприятия влияют различные факторы. Например, Г.В. Савицкая выделяет следующие:

- увеличение объема реализации продукции;

- повышение цен на продукцию предприятия;

- снижение себестоимости продукции;

- повышение качества продукции;

поиск более выгодных рынков сбыта;

реализация продукции в более оптимальные сроки [8].

И.А. Бланк выделяет следующие факторы повышения прибыли:

снижение уровня управленческих расходов;

снижение трудоемкости и повышение производительности труда за счет механизации и автоматизации процесса производства, внедрения новейших технологий;

улучшение организации труда;

повышение конкурентоспособности продукции [10].

Как правило, факторы делят на внешние и на внутренние. На внешние факторы повлиять нельзя, но их следует учитывать при планировании производства, формировании ассортимента и прочих

мероприятиях, способствующих максимизации прибыли.

В системе внешних факторов основную роль играет следующее:

1) конъюнктура рынка;

2) система налогообложения предприятия;

3) доступность кредитов;

4) кредитная политика.

Среди внутренних факторов можно выделить следующее:

1) жизненный цикл предприятия;

2) учетная политика;

3) амортизационная политика предприятия;

4) профессиональный уровень менеджмента предприятия.

Повышая эффективность производства, предприятие должно создать условия ее роста с учетом требований государства и его интересов в рамках обеспечения общественных потребностей, например, средств связи, работников (уровень их зарплаты), самого предприятия (прибыль выступает как один из самых дешевых источников финансирования отечественного бизнеса), а также владельцев создание рациональной дивидендной политики.

Поэтому вопрос качественного распределения прибыли и получения отдачи во вложенный собственный капитал являются основными критериями выбора продукции и инвестирования в конкретное предприятие и выступает как важнейшее звено финансового управления. При этом оптимизация распределения чистой прибыли служит фактором повышения эффективности деятельности компании в целом [11].

Однако не все из имеющихся методов можно применить в практике промышленного предприятия и, конечно, далеко не каждая методика может давать корректные результаты при ее использовании в современных реалиях функционирования российских предприятий.

Таким образом, прибыль является одним

из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. Проводить оценку прибыли необходимо, поскольку это позволяет выявить отклонения от плановых показателей

и своевременно реагировать на внешние вызовы. На основании анализа руководство предприятия способно выработать комплекс мероприятий, которые смогут качественно улучшить финансовый результат.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. М.: ИНФРА-М, 2019. 320 с.

2. Асмандиярова, И.И. Прибыль как показатель эффективности работы предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №12-1. С. 27-29.

3. Бубновская, Т.В. Рентабельность как фактор повышения эффективности деятельности предприятия // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 3-1. С. 231-236.

4. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 615 с.

5. Гончаров, А.А. Проблемы экономической эффективности в современных условиях / / Научные записки ОрелГИЭТ. 2018. № 2 (26). С. 48-57.

6. Кадырова, А.Р. Оценка деловой активности промышленного предприятия / А.Р. Кадырова, Т.В. Наконечная // Бюллетень науки и практики. 2018. Т.4, №1. С. 248-254.

7. Рачек, С.В. Изучение авторами разных времен сущности экономической эффективности деятельности предприятия / С.В. Рачек, А.А. Максимова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2018. С. 27-31.

8. Савицкая, Г.В. Экономический анализ. 14-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020. 649 с.

9. Фридман, А.М. Экономика организации: учебник. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. 239 с.

10. Шарафуллина, Р.Р. Рентабельность как основной показатель эффективности деятельности предприятия в рыночной экономике // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2020. № 4 (29). С. 25-29.

11. Экономика предприятия (организации, фирмы): учебник / О.В. Девяткин, Н.Б. Аку-ленко, С.Б. Баурина [и др.]; под ред. О.В. Девяткина, А.В. Быстрова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2022. 777 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Abdukarimov, I.T. Finansovo-ekonomicheskij analiz hozyajstvennoj deyatel'nosti kommercheskih organizacij (analiz delovoj aktivnosti) : ucheb. posobie / I.T. Abdukarimov, M.V Bespalov. M.: INFRA-M, 2019. 320 s.

2. Asmandiyarova, I.I. Pribyl' kak pokazatel' effektivnosti raboty predpriyatiya // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. №12-1. S. 27-29.

3. Bubnovskaya, T.V. Rentabel'nost' kak faktor povysheniya effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiya // Aktual'nye voprosy sovremennoj ekonomiki. 2019. № 3-1. S. 231-236.

4. Gilyarovskaya, L.T. Ekonomicheskij analiz: uchebnik. M.: YUNITI-DANA, 2019. 615 s.

5. Goncharov, A.A. Problemy ekonomicheskoj effektivnosti v sovremennyh usloviyah // Nauchnye zapiski OrelGIET. 2018. № 2 (26). S. 48-57.

6. Kadyrova, A.R. Ocenka delovoj aktivnosti promyshlennogo predpriyatiya / A.R. Kadyrova, T.V. Nakonechnaya // Byulleten' nauki i praktiki. 2018. T.4, №1. S. 248-254.

7. Rachek, S.V. Izuchenie avtorami raznyh vremen sushchnosti ekonomicheskoj effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiya / S.V. Rachek, A.A. Maksimova // Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii : sbornik statej XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. 2018. S. 27-31.

8. Savickaya, G.V. Ekonomicheskij analiz. 14-e izd., pererab. i dop. M.: INFRA-M, 2020. 649 s.

9. Fridman, A.M. Ekonomika organizacii: uchebnik. M.: RIOR: INFRA-M, 2021. 239 s.

10. Sharafullina, R.R. Rentabel'nost' kak osnovnoj pokazatel' effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiya v rynochnoj ekonomike // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki: rossijskij i zarubezhnyj opyt. 2020. № 4 (29). S. 25-29.

11. Ekonomika predpriyatiya (organizacii, firmy): uchebnik / O.V. Devyatkin, N.B. Akulenko, S.B. Baurina [i dr.]; pod red. O.V. Devyatkina, A.V. Bystrova. 5-e izd., pererab. i dop. M.: INFRA-M, 2022. 777 s.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Федулов Дмитрий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры современных образовательных технологий, Институт открытого и дистанционного образования, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: fedulovdv@susu.ru

Алексахина Юлия Вячеславовна, специалист по методической работе, Институт открытого и дистанционного образования, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, пр. Российская Федерация.

E-mail: aleksakhinayv@susu.ru

Бородина Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры современных образовательных технологий, Институт открытого и дистанционного образования, ЮжноУральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: borodinaen@susu.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Dmitry V. Fedulov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Modern Educational Technologies, Institute of Open and Distance Education, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: fedulovdv@susu.ru

Julia V. Aleksakhina, Specialist in Methodological Work, Institute of Open and Distance Education, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: aleksakhinayv@susu.ru

Elena N. Borodina, Senior Lecturer, Department of Modern Educational Technologies, Institute of Open and Distance Education, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: borodinaen@susu.ru

Дата поступления статьи / Received: 06.12.2022

Принята к публикации / Accepted: 25.12. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.