ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
ENTERPRISE ECONOMY
УДК 338 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-104-198-206
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
МОИСЕЕВА ИРИНА ИВАНОВНА
Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ТОРМЫШЕВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Данная статья посвящена исследованию проблем оценки эффективности и деятельности предприятия как средству повышения эффективности предпринимательской деятельности. Одной из первостепенных задач коммерческих организаций в условиях рыночных отношений является повышение эффективности их функционирования. Конкурентная среда предъявляет к деятельности предприятий все более жесткие требования, в результате чего большинство организаций, зачастую, обладающие необходимыми ресурсами, показали свою несостоятельность в вопросах адаптации к требованиям рынка. Эффективность предприятия - неоднозначная, сложная экономическая категория, поэтому представляется необходимым установить, что следует понимать под этим термином. На данный момент выработан целый ряд различных определений экономической эффективности предприятия. Существует множество предложений и концепций оценки работы компаний, как от отечественных, так и зарубежных специалистов, однако до сих пор нет единого мнения по этому вопросу. В статье рассмотрены некоторые из определений понятия «эффективность», связанные с функционированием промышленной организации. Совершенствование деятельности предприятия, стремление его к минимизации затрат, повышению профессионального уровня, являются важнейшими инструментами повышения общей эффективности предпринимательской деятельности. В результате написания статьи названы некоторые особенности эффективности, как экономической категории. В процессе изучения литературы по рассматриваемому вопросу было выявлено, что не существует единой системы методов оценивания эффективности деятельности компании. Эта тема вызывает множество вопросов и разногласий, у каждого специалиста на этот счет свое уникальное мнение. По результатам изучения предлагаемых концепций оценки сформирован перечень подходов, наиболее полно охватывающий ключевые критерии экономической эффективности промышленных предприятий. Несмотря на очевидные различия описанных подходов, они не исключают друг друга, а лишь характеризуют функционирование фирмы с разных сторон. Каждый из этих методов уникален тем, что выделяет свои (на взгляд основателей) более важные, ключевые моменты в анализе динамики работы компании.
Ключевые слова: эффективность деятельности предприятия, факторы, показатели эффективности
Вопрос об эффективности деятельности предприятия в современных экономических условиях является самым актуальным и важным. Существует множество предложений и концепций оценки работы компаний, как от отечественных, так и зарубежных специалистов, однако до сих пор нет единого мнения по этому вопросу. Для того, чтобы понять, какими характеристиками должно обладать «идеальное предприятие», как добиться максимальной результативности его функционирования, необходимо разобраться, что в сущности,
представляет собой понятие «эффективность деятельности предприятия»
Рассмотрим некоторые из определений понятия «эффективность», связанные с функционированием промышленной организации и, в частности, анализом деятельности компании и его подразделений. Например, В. П. Волков пишет, что эффективность - это отношение достигнутых предприятием результатов к затратам труда. В своей книге Ю. Н. и Д. Ю. Лапыгины, а также Т. А. Лачинина выделяют следующие трактовки понятия «эффективность»:
результат; соответствие полученных и плановых результатов; разнообразие систем по функционалу; показатель удовлетворительности работой; вероятность достижения целевых показателей; соотношение реального и нормативного эффектов [1].
Такую категорию, как экономическая эффективность необходимо рассматривать с нескольких позиций: планирования объемов производства, формирования издержек, прибыли, цены и ассортимента, оценивания конкурентоспособности продукции и инвестиционной привлекательности организации. Суть проблемы повышения эффективности работы компании, заключается в повышении экономической результативности на единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. Для того, чтобы добиться максимальной результативности функционирования предприятия, необходимо рассмотреть возможность более эффективного использования его основных фондов, роста коэффициента оборачиваемости оборотных средств и производительности труда. От эффективности использования основных фондов зависят важные показатели деятельности фирмы, такие как: финансовое положение, конкурентоспособность на рынке. В современных условиях рыночных отношений, проблема повышения эффективности использования основных фондов занимает центральное место в деятельности предприятий любой формы собственности. Имея ясное представление о роли основных фондов в производственном процессе, факторах, влияющих на использование основных фондов, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования основных фондов и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и рост производительности труда. Эффективность -достаточно конкретный показатель, который крайне определенно оценивает сопоставимые параметры применительно к выбранному объекту.
Эффективность предприятия - неоднозначная, сложная экономическая категория, поэтому представляется необходимым установить, что следует понимать под этим термином. На данный момент выработан целый ряд различных определений экономической эффективности предприятия. Питер Друкер в своей книге «Практика менеджмента» определяет ее как максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами [2]. Схожий смысл вкладывают в это понятие Роберт Каплан и Дэвид Нортон, указывая, что эффективность - это «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим,
обеспечившим его получение» [3], и отечественные исследователи А. М. Жемчугова и М. К. Жемчугов: «Эффективность - результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение».
При этом важное положение для теоретического представления об эффективности предприятия содержится в статье И. В. Матяш, предлагающей разграничить внутреннюю и внешнюю эффективность и характеризовать внутреннюю эффективность показателем нормы прибыли (рентабельности капитала), а внешнюю - сравнением нормы прибыли экономики (рыночной ставки процента) и нормы прибыли предприятия или проекта [4].
Исходя из этой классификации, можно сформулировать важный тезис о том, что «предприятие может быть рентабельным с точки зрения внутренней оценки эффективности и в то же время неэффективным для экономики в целом проект может считаться эффективным с точки зрения окупаемости затрат общественного капитала, если рентабельность активов предприятия (в каждый момент реализации проекта) будет выше рыночной ставки», а иначе «такой проект снижает эффективность общественного капитала и с точки зрения экономики, является неоправданным по затратам ресурсов».
Таким образом, можно назвать некоторые особенности эффективности, как экономической категории.
1. Экономическую эффективность предприятия характеризуют финансовые показатели, такие как прибыль или рентабельность, при их определении, следует ориентироваться на долгосрочную перспективу развития предприятия, но с учетом результатов прошедших периодов.
2. В современных рыночных условиях, делая вывод об экономической эффективности предприятия, следует учитывать, что она должна не просто соответствовать запланированному уровню, но быть выше или равна эффективности остальных участников рынка.
3. Учитывая высокий уровень конкурентной борьбы, современному предприятию необходимо внедрить систему, основанную на постоянном проведении процедуры оценки и реализации мероприятий по повышению уровня эффективности деятельности.
Выделяют различные подходы и концепции в определении понятия «эффективность». С. Н. Яшин и Е. Н. Пузов в своем труде выделяют следующие показатели [4]:
- эффективность в виде относительной величины (целевая или ресурсная), которая включает в себя все виды рентабельности;
I. I. МОКЕЕУЛ, Э. 8. ТОКМУ8ЫЕУ
- эффективность, которая вычисляется по абсолютным показателям (доходный метод), где используются расчетная точка безубыточности проекта, методы дисконтированных денежных потоков, капитализации доходов, срока окупаемости;
- эффективность, которая определяется доходными методами, однако рассчитывается как относительный показатель - метод индекса доходности (прибыльности) и рентабельности проекта, метод внутренней нормы доходности (внутренняя норма доходности, рентабельности, окупаемости инвестиций);
- эффективность в качестве индивидуального набора финансовых и нефинансовых характеристик компании (сбалансированная система показателей - Balanced Scorecard - это система стратегического управления, основанная на анализе эффективности компании по определенному набору тщательно подобранных показателей, которые отражают финансовые, инвестиционные, маркетинговые и другие сферы деятельности предприятия).
В процессе изучения литературы по рассматриваемому вопросу было выявлено, что не существует единой системы методов оценивания эффективности деятельности компании. Эта тема вызывает множество вопросов и разногласий, у каждого специалиста на этот счет свое уникальное мнение. По результатам изучения предлагаемых концепций оценки сформирован перечень подходов, наиболее полно охватывающий ключевые критерии экономической эффективности промышленных предприятий.
Несмотря на очевидные различия описанных подходов, они не исключают друг друга, а лишь характеризуют функционирование фирмы с разных сторон. Каждый из этих методов уникален тем, что выделяет свои (на взгляд основателей) более важные, ключевые моменты в анализе динамики работы компании.
1. Структурный подход Куросавы, основанный на структуре предприятия, который состоит из трех компонентов: оценки показателей экономической деятельности компаний, качественной оценки и оценки экономических показателей отрасли.
2. Семейство показателей для оценки результатов деятельности предприятия помогает проанализировать его работу как целостной динамичной системы, характеризует компанию, как с точки зрения текущих результатов, так и ее будущих достижений и проводит комплексный анализ организации с различных позиций (потребителя, инвестора, работника и т. д.).
3. Способ экспресс - оценки эффективности. Экспресс-анализ дает обзор деятельности организации и позволяет достаточно быстро оценить эко-
номическое положение компании. Он включает в себя следующие виды анализа (табл. 1).
Все концепции и подходы к определению понятия «эффективность» подразумевают под собой показатели, при помощи которых проводится анализ, сравнение и оценка деятельности компании. По мнению А. М. Фридмана, эффективность функционирования предприятия определяется через совокупность относительных показателей, где главным является рентабельность. Существуют разные точки зрения по проблеме оценивания работы компаний, но наиболее распространенной и удобной на сегодняшний день является система показателей, предложенная Г. В. Савицкой [5]:
1. Показатели, характеризующие темпы развития предприятия, такие как: темпы прироста совокупных активов, объема продаж, прибыли, собственного капитала.
2. Показатели, характеризующие уровень доходности бизнеса: рентабельность собственного капитала; рентабельность продаж; коэффициент окупаемости затрат.
Оценку показателей рентабельности необходимо производить в совокупности с анализом платежеспособности, ликвидности, оборачиваемости товарных запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей.
Таким образом, анализ показателей рентабельности будет более наглядным и показывать реальное финансовое положение предприятия.
Понятие эффективности деятельности предприятия подразумевает под собой гораздо большее, чем просто финансовые показатели. Для выдвижения определенных тезисов и решений относительно стратегий развития предприятия необходимо проведение комплексного, всестороннего и глубокого анализа функционирования организации, для определения сильных сторон и устранения недостатков, ведь ситуация в каждой компании уникальна. В процессе функционирования любого предприятия анализ работы его подразделений является неотъемлемой частью повышения качества работы организации. Проблема повышения экономической эффективности занимает центральное место в хозяйственной деятельности всех компаний. От качества принимаемых управленческих решений зависит финансовая стабильность каждого предприятия, его конкурентоспособность и способность стабильно функционировать в любых рыночных условиях. Руководству предприятий необходимо искать пути интенсификации использования основных фондов, увеличения показателей фондоотдачи, снижения себестоимости, повышения рентабельности предоставляемых услуг и другие методы повышения эффективности функционирования предприятий.
Таблица 1
Основные виды анализа, используемые для экспресс-анализа
Вид анализа Характеристика
Оценка экономического потенциала предполагает оценку размера компании (малая, средняя, крупная), учитывая финансовые, экономические критерии, а также критерии взаимозависимости, закрепленные в законе («Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; Приказ МНС России «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»); включает в себя показатели, характеризующие состояние основных средств, и показатели оценивания степени свободы использования основных фондов
Оценка финансовой стабильности используются следующие числовые показатели: уставный капитал, собственный капитал, стоимость чистых активов, долгосрочные обязательства, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность, собственные оборотные средства; нетто-монетарная позиция
Оценка «больных» статей отчетности, сигнализирующих о проблемах компании используются следующие числовые показатели: дефицит бюджета, отрицательная величина показателя стоимости чистых активов; просроченная кредиторская или дебиторская задолженности, непогашенные в срок ссуды, просроченные выданные и полученные векселя и другое
Оценка эффективности компании строится по следующим относительным показателям: рентабельность собственного капитала, в процентах; рентабельность активов, в процентах; производительность труда; среднегодовая заработная плата
Оценка динамики основных показателей организации используются следующие числовые показатели: стоимости основных фондов, количества сотрудников, выручки от продаж, чистой прибыли; характеризуется использованием «золотого правила экономики», формализующего в анализе следующие взаимосвязи, являющиеся критерием успешного функционирования предприятия, более быстрые темпы роста финансовых показателей по сравнению с темпом роста цен и более быстрые темпы роста результатов деятельности по сравнению с темпами роста объема используемых ресурсов
Анализ «оцененности» организации предполагает рассмотрение соотношения величины собственного капитала организации к полученным финансовым результатам (если показатели компании меньше средних, то она недооценена, если же больше, то переоценена)
Бенчмаркинг процесс сравнения деятельности предприятия (в том числе характеристик ассортимента, услуг, методов работы и др.) с лучшими компаниями на рынке и в отрасли, с дальнейшим осуществлением изменений для достижения и поддержания определенного уровня конкурентоспособности, а также гарантии долгосрочного функционирования на рынке; является эффективной системой заблаговременного предупреждения о назревающих проблемах организаций
Комплексная оценка эффективности деятельности экономических субъектов предусматривает определение хозяйственного процесса, сводит к алгоритму оценки деятельности через систему показателей, которая научно обоснованна организацией и управлением деятельностью сельскохозяйственных предприятий. Большое значение имеет группировка позиционирования по определенному признаку.
Классификация предложенной позиционированной группировки способствует повышению формирования качественного реализационного результата деятельности, увеличению объемов реализации продукции и снижение себестоимости продукции, позволяет дифференцировать их на внутрихозяйственные, с целью выработки тактики их использования.
Производственная деятельность учитывает развитие инновационной деятельности, внедрение новых технологий, сочетание отраслей производства, соблюдение агротехнических сроков.
Важную роль в повышении эффективности производства играет финансовая деятельность, которая обеспечивает реализацию производственной и организационно-управленческой деятельности, направленные на обеспечение всесторонней интенсификации производства, охрану окружающей среды, эффективное использование ресурсов. Для реализации таких мер необходимо: разработать механизм финансовой поддержки сельскохозяйственного производства в сфере научно-технического процесса, выработать новые условия многоукладной экономики, рассмотреть предложения по восстановлению кооперации и интеграции производства, переработки и реализации продукции сельхозпроизводителей, создать модели вывода продовольственного комплекса из кризиса [6].
Финансовая деятельность учитывает пути реализации совершенствования планирования деятельности сельскохозяйственного предприятия, экономическое стимулирование производства, анализ и поиск внутрипроизводственных резервов, использование прогрессивных приемов труда.
I. I. МОКЕЕУЛ, Э. 8. ТОКМУ8ЫЕУ
Организационно-управленческая деятельность - совершенствование организационно-управленческой структуры сельскохозяйственных предприятий и структурно-поведенческих взаимосвязей, разработка стратегии и тактики сельскохозяйственного предприятия, направленных на повышение экономической эффективности аграрного производства и информационного обеспечения процесса принятия решения.
Данные элементы нельзя рассматривать изолировано, поскольку они являются составляющими единого организационно-экономического механизма экономического субъекта, и каждый из них должен удовлетворять необходимые требования.
Все вышеперечисленные виды деятельности предполагают совершенствование производственного процесса, постановку реальных целей и ориентиров для диагностической деятельности в ходе данного процесса, выявления «узких мест» и определение направлений улучшения внутрипроизводственных отношений через установление оптимального соотношения между уровнем производительности труда, результативности бизнеса и финансовой зависимости капитализированных источников, полученных в результате роста эффективности производства.
Именно эффективность производства представляет процесс стратегического и оперативного планирования, постоянного контроля и коррекции реализации плана повышения эффективности производства, как результата управления.
На сегодняшний момент существует множество методов и подходов к определению экономической эффективности предприятия. Наибольшее распространение получила традиционная финансовая модель, которая начала применяться еще в начале прошлого столетия, совершенствовалась с развитием методов бухгалтерского учета и до сих пор широко используется.
Суть этой модели в отстранении от внешнего влияния и оценке экономической эффективности предприятия на основе расчета внутренних показателей деятельности. Основным индикаторам роста эффективности в указанной модели, является повышение прибыли, достигаемое за счет снижения издержек. Анализ состояния предприятия проводится на основе данных отчетности предыдущих периодов, эффективность будущих периодов поставлена в прямую зависимость от ранее достигнутых результатов.
В рамках этой модели представители различных подходов определяли эффективность предприятия или на основе одного показателя, признаваемого в качестве единственного ориентира деятельно-
сти или основываясь на нескольких основных показателях или вычисляя интегральные показатели эффективности, отражающие в себе целый комплекс традиционных экономических параметров.
Указанные подходы отличаются по глубине анализа и информативности ключевых показателей и в соответствии с этим применяются для различных целей: от исключительно учебных, «академических» для формирования базовых знаний студентов при изучении экономических дисциплин вплоть до решения практических задач по оценке эффективности действующего предприятия. Но, однако, они не содержат глубинных противоречий и имеют схожие преимущества и недостатки, поэтому представляется целесообразным считать их лишь подходами, способами расчета экономической эффективности в рамках традиционной финансовой модели.
К преимуществам указанной модели, можно отнести несложный алгоритм вычислений, простоту внедрения и универсальность применения, общеизвестность и доступность информации об алгоритмах вычисления требуемых показателей, разработанность методической базы для анализа, наличие большого числа примеров адаптации данной модели к различным отраслям отечественной экономики.
Из недостатков традиционной финансовой модели хотелось бы отметить ее узконаправленную ориентацию (при определении эффективности учитываются только материальные факторы), ограниченную информативность (не учитываются изменения, произошедшие с капиталом собственника), относительную точность (данные бухгалтерской отчетности не дают точного представления о состоянии предприятия), а также недостатки, справедливо отмеченные в статье Н. К. Смирновой: упрощенность модели вследствие отсутствия показателя, характеризующего фактор риска; неполный учет затрат по привлечению капитала (некоторые издержки, например, дивиденды, частично отражаются в составе чистой прибыли); затрудненность сравнения традиционных показателей эффективности конкурирующих предприятий вследствие различий в их учетной политике [4].
Альтернативой традиционной финансовой модели, являются многочисленные стоимостные модели определения эффективности предприятия, в которых повышение эффективности его деятельности связывается с приростом его стоимости. Автором одной из первых стоимостных моделей является Джеймс Тобин, который в 1966 г. предложил «теорию выбора портфельных инвестиций» [6].
Создатель модели справедливо утверждал, что при наличии альтернативных вариантов вложения
средств, следует стремиться к достижению сбалансированности высокорисковых и малорисковых инвестиций в инвестиционном портфеле. Д. Тобин предлагал концепцию «фактора Q» (коэффициент Тобина), который определяется как отношение рыночной стоимости активов в материальновеще-ственной форме к затратам на их замещение и применяется для определения эффективности капитальных вложений в предприятие.
Зарубежные экономисты Т. Коупленд, Т. Кол-лер, Д. Муррин предложили более эффективный подход к выделению факторов стоимости, основанный на расчете показателя стоимости, как дис-котированного денежного потока компании [7]. Их подход больше приспособлен для оценки эффективности деятельности предприятия, нежели разработанные ранее, поскольку учитывает все доступные факторы из внутренней или внешней среды компании, которые могут влиять на результаты деятельности. В рамках построения системы, которая позволила бы отслеживать изменение стоимости, предлагается выделять факторы стоимости и устанавливать их в качестве показателей эффективности для различных подразделений. При применении данной модели, однако, возникли трудности с выделением факторов стоимости, так как учитывались лишь финансовые показатели, которые было достаточно сложно распространить на все уровни организации.
Развитие стоимостных моделей происходило параллельно с совершенствованием систем управления и планирования, развитием информационных технологий, усилением конкурентной борьбы и увеличением сложности задач, стоящих перед менеджерами и владельцами компаний. Начальный этап этого развития ассоциируется с такими значимыми моделями, как факторный анализ (модель Дюпон), коэффициент рентабельности инвестиций (ROI), коэффициент рентабельности активов (ROA), прибыль на акцию (EPS), прибыль до налогов, процентов и амортизации (EBITDA), рентабельность чистых активов (RONA), доходность капитала с учетом риска (RAROC), модель Эдвар-дса-Белла-Ольсона (ЕВО).
Основной их недостаток - ведение расчетов на основе данных прошедших периодов и недостаточная сфокусированность на удовлетворении интересов акционеров компании. Появившиеся в середине 80-х гг. прошлого века подходы добавленной рыночной стоимости (MVA), добавленной стоимости акционерного капитала (SVA), экономической добавленной стоимости (EVA), доходности инвестиций на основе потока денежных средств (CFROl), добавленной стоимости потока
денежных средств (CVA), опционного ценообразования (OPM) и некоторые другие призваны устранить эти и ряд других проблем.
На сегодняшний день самой распространенной концепцией в рамках стоимостного мышления является разработанная Д. Стерном и Б. Стюартом концепция экономической добавленной стоимости (EVA), в которой рост эффективности понимается как превышение рентабельности используемого капитала над затратами на его привлечение. В качестве результата внедрения системы управления на основании показателя EVA выделяются так называемые 4М, представляющие собой приоритетные направления использования модели.
1. Измерение (Measurement). Предлагаемая система оценки деятельности компании наиболее точно выражает фактическую прибыльность компании.
2. Система управления (Management system). Охватывает весь комплекс управленческих решений, включая стратегическое планирование, размещение капитала, приобретение и продажу активов, установление целей.
3. Мотивация (Motivation). Система вознаграждения на основании показателя EVA позволяет соединить интересы менеджеров и акционеров.
4. Стиль мышления (Mindset). Внедрение системы управления и вознаграждения на основании этого показателя ведет к изменению корпоративной культуры.
Показатель EVA определяется по формуле (1)
EVA = NOPAT - (CC х NOA), (1)
где NOPAT - чистая операционная прибыль;
CC - стоимость капитала;
NOA - чистый операционный капитал.
Однако, многие современные отечественные исследователи предлагают рассчитывать показатель EVA иначе. Можно использовать следующую формулу, которая позволяет связать показатель рентабельности активов компании и добавленную экономическую стоимость:
EVAt = (ROAt - WACC) х Ct_, (2)
где WACC - средневзвешенные затраты на капитал;
ROA - показатель рентабельности активов компании.
Хотя, эти показатели действительно взаимосвязаны, представляется ошибочным использовать для
I. I. MOISEEVA, D. S. TORMYSHEV
отражения этой зависимости значение WACC. Так, в оригинальной авторской методике Stern Stewart & Co, базовые принципы которой опубликованы журналом «The Americas» в двух статьях, в номерах за 2000 и 2001 гг., отсутствуют какие-либо упоминания о WACC, хотя на тот момент данный показатель уже существовал и применялся. Также WACC является по своей сути средневзвешенной стоимостью капитала фирмы и, по нашему мнению, не способен заменить использующийся в оригинальной формуле показатель, определяющий эффективность управления операционными активами.
Модель экономической добавленной стоимости не совершенна. Она изначально ориентирована на предприятия, использующие американский стандарт бухгалтерской отчетности GAAP, что препятствует ее применению для оценки эффективности отечественных предприятий. Показатель EVA рассчитывается на основе стоимости активов, приближенной к рыночной, путем корректировки данных бухгалтерской отчетности, для чего применяется около 150 поправок.
Важно отметить, что увеличение показателя EVA в истекшем периоде возможно не только за счет повышения эффективности предприятия, но и за счет факторов, способных привести к отрицательным последствиям в будущем. Поскольку на величину показателя EVA оказывают влияние издержки производства, то примером таких факторов может служить попытка экономии на материалах, а следовательно, и на качестве продукции, которая в краткосрочной перспективе приведет к росту показателя EVA, а в долгосрочной - к его снижению по причине потери клиентов и уменьшению выручки от продаж. Кроме того, ориентация лишь на увеличение стоимости приводит к недооценке таких факторов долгосрочного успеха, как знания персонала, уровень использования современных компьютерных технологий и деловая репутация компании.
Кроме того, EVA - торговая марка компании Stern Stewart & Co, ее внедрением может заниматься только указанная компания (или кто-то на основании лицензии). Достаточно подробной, авторской методической базы по внедрению модели в свободном доступе нет, даже описание и формулы расчета указанных выше поправок являются закрытой информацией.
Так как ни одна из исследованных моделей не лишена недостатков, то перед экономической наукой стоит вопрос о разработке и применении более совершенного метода оценки эффективности предприятия. Эта проблема носит не только теоретический характер, но имеет большое практическое значение, а игнорирование современных раз-
работок в этой области может обернуться значительными финансовыми потерями, так как на основе полученной в результате оценки информации принимаются определенные управленческие решения, реализация которых связана с затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Развитие методологии оценки эффективности предприятия, по нашему мнению, должно происходить по пути, для которого характерны следующие особенности.
Не стоит полностью отказываться от традиционных финансовых методов, так как они не теряют своей актуальности и могут применяться совместно со стоимостными моделями, что позволит достигнуть большей обоснованности и взвешенности управленческих решений. Нецелесообразно одновременно использовать несколько самостоятельных показателей, оценивающих стоимость компании, поскольку система стоимостно-ориенти-рованного управления эффективна при подчинении управленческих решений одной цели, связываемой с повышением единого стоимостного показателя.
Среди существующих стоимостных моделей нет такой, которая в полной мере позволяет учитывать всю совокупность факторов внешней и внутренней среды предприятия, наиболее перспективной из них, несмотря на отмеченные недостатки, является модель экономической добавленной стоимости, которую необходимо усовершенствовать.
При этом вновь разработанная модель оценки экономической эффективности должна быть гибкой, иметь алгоритм, с одной стороны, четко сформулированный, но с другой - способный к изменению в зависимости от факторов внешней и внутренней среды анализируемого предприятия, которые являются уникальными и требующими индивидуального подхода. Особенно важно, чтобы указанная модель была способна адаптироваться:
- к применяемой учетной политике (во многом именно от нее зависит конкретный набор показателей, который стоит использовать для оценки эффективности предприятия);
- к стратегическим целям предприятия;
- к особенностям производственного цикла;
- к специфике отрасли и уровню стабильности рынка, на котором функционирует предприятие;
- к уровню инфляции в стране.
Такая гибкость позволит перестроить модель, адаптировав ее к применению для оценки эффективности конкретного предприятия таким образом, что будет в полном объеме реализован потенциал модели, а ее слабые стороны не окажут искажающего воздействия на результаты оценки.
Ключевой показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия -оценочный критерий, используемый для определения эффективности деятельности, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения достижения стратегических и оперативных задач предприятия.
Основными задачами анализа эффективности деятельности предприятия являются:
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на эффективность деятельности предприятия;
- исследование состава и структуры прибыли в динамике;
- оценка абсолютных и относительных показателей формирования прибыли от различных видов деятельности;
- выявление факторов, оказывающих влияние на сумму прибыли и количественное измерение их влияния на результативный показатель;
- оценка эффективности распределения чистой прибыли предприятия;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Система ключевых показателей эффективности предприятия строится на основе следующих методологических принципов:
- необходимо обеспечение прозрачности показателей для анализа собственником предприятия (с точки зрения исходных данных, порядка расчета и возможности формулировки управленческих выводов);
- показатели должны комплексно характеризовать основные процессы деятельности предприятия;
- система КПЭ должна включать универсальные и специфические отраслевые показатели;
- система КПЭ должна охватывать оперативные показатели деятельности и стратегические показатели развития (достижение долгосрочных и среднесрочных целей) предприятия;
- система КПЭ должна учитывать показатели операционной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия.
Система ключевых показателей эффективности включает две большие группы показателей: стратегические показатели и оперативные показатели.
Стратегические показатели, характеризующие эффективность достижения предприятием долго-
срочных целей на горизонте 3-х и более календарных лет, делятся на стратегические универсальные и стратегические отраслевые (специфические) КПЭ.
Оперативные показатели, характеризующие эффективность достижения предприятием оперативных целей на горизонте одного года в целом и по кварталам, поразделяют на оперативные универсальные и оперативные отраслевые КПЭ.
Литература
1. Волков О. И. Экономика предприятия (фирмы). 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О. И. Волкова и О. В. Девяткина. М.: ИНФРА-М, 2015.
2. Друкер П. Ф. Менеджмент: Задачи, обязанности, практика (Management: Tasks, Responsibilities, Practices). М.: Вильямс, 2008.
3. Горфинкель В. Я. Курс предпринимательства / Под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. М.: Дело, 2011.
4. Баранников М. М., Воробьев В. А. [и др.] Основы предпринимательства. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
5. Барнгольц С. Б., Мельник М. В. Методология экономического анализа деятельности хозяйственного субъекта. М.: Финансы и статистика, 2013.
6. Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост. Пер. с англ. / Дж. Тобин. М.: Книжный дом «Либроком», 2010.
7. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний. Оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 2012.
References
1. Volkov O. I. Ekonomika predpriyatiya (firmy) [Economy of the enterprise (firm)]. 3-ye izd., pererab. i dop. / Pod red. O. I. Volkova i O. V. Devyatkina. M.: IOT^-M, 2015.
2. Druker P. F. Menedzhment: Zadachi, obyazannosti, praktika [Management: Tasks, responsibilities, practices] (Management: Tasks, Responsibilities, Practices). M.: Vil'yams, 2008.
3. Gorfinkel' V. Ya. Kurs predprinimatel'stva [Business course] / Pod red. V. Ya. Gorfinkelya, V. А. Shvandara. M.: Delo, 2011.
4. Barannikov M. M., Vorob'ev V. А. [i dr.] Osnovy predprinimatel'stva [Business bases]. Rostov n/D: Feniks, 2009.
5. Barngol'ts S. B., Mel'nik M. V. Metodologiya ekonomicheskogo analiza deyatel'nosti khozyajstvennogo sub"yekta [Methodology of the economic analysis of activity of an economic subject]. M.: Finansy i statistika, 2013.
6. Tobin Dzh. Denezhnaya politika i ekonomicheskij rost [Monetary policy and economic growth]. Per. s angl. / Dzh. Tobin. M.: Knizhnyj dom «Librokom», 2010.
7. Kouplend T., Koller T., Murrin Dzh. Stoimost' kompanij. Otsenka i upravleniye [Cost of the companies. Assessment and management]. M.: Olimp-Biznes, 2012.
I. I. MOISEEVA, D. S. TORMYSHEV
* * *
METHODICAL ASPECTS OF ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISE
MOISEEVA IRINA IVANOVNA
Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
TORMYSHEV DMITRY SERGEEVICH
Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Authors devoted this article to a research of problems of assessment of efficiency and activity of the enterprise as to means of increase in efficiency of business activity. One of paramount tasks of the commercial organizations in the conditions of the market relations is increase in efficiency of their functioning. The competitive environment makes more and more strict demands to activity of the enterprises therefore most of the organizations, often, possessing necessary resources, showed the insolvency in issues of adaptation to demands of the market. Efficiency of the enterprise is an ambiguous, difficult economic category therefore it is obviously necessary to establish what is necessary to understand as this term. At the moment there is a number of various determinations of cost efficiency of the enterprise. There is a set of offers and concepts of evaluation of the work of the companies as from domestic, and foreign experts, however still there is no consensus on this matter. In article authors considered some of definitions of the concept «efficiency» connected with functioning of the industrial organization. Improvement of activity of the enterprise, its aspiration to cost minimization increasing in professional level are the most important instruments of increase in overall effectiveness of business activity. As a result of writing of article authors called some features of efficiency as economic category. In the course of studying of literature on this point authors revealed that there is no uniform system of methods of estimation of efficiency of activity of the company. This subject raises a set of questions and disagreements; each expert has in this respect the unique opinion. By results of studying of the offered concepts of assessment authors created the list of approaches which is most fully covering key criteria of cost efficiency of the industrial enterprises. Despite obvious distinctions of the described approaches, they do not exclude each other, and only characterize functioning of firm from the different parties. Each of these methods is unique the fact that it allocates the (according to founders) more important, key points in the analysis of dynamics of work of the company.
Key words: efficiency of activity of the enterprise, factors, efficiency indicators
Об авторах:
Моисеева Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкого государственного технического университета, г. Липецк
Тормышев Дмитрий Сергеевич, магистрант кафедры финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкого государственного технического университета, г. Липецк
About the authors:
Moiseeva Irina Ivanovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Finance, Taxation and Accounting Department, Lipetsk State Technical University, Lipetsk
Tormyshev Dmitry Sergeevich, Applicant for Master's Degree of the Finance, Taxation and Accounting Department, Lipetsk State Technical University, Lipetsk