Научная статья на тему 'Стратегический анализ затрат'

Стратегический анализ затрат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
999
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ЗАТРАТЫ / УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ / ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ФСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеров В.Н.

Автором в статье рассмотрены сущность и инструменты стратегического анализа затрат в системе стратегического управления хозяйствующим субъектом, показаны возможности использования концепции целевых затрат и функционально-стоимостного анализа в целях обоснования будущей себестоимости изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ затрат»

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАТРАТ

в. н. Нестеров,

доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономического анализа и аудита E-mail: artem-n2004@mail. ru казанский государственный финансово-экономический институт

Рассмотрены сущность и инструменты стратегического анализа затрат в системе стратегического управления хозяйствующим субъектом. Показаны возможности использования концепции целевых затрат и функционально-стоимостного анализа в целях обоснования будущей себестоимости изделия.

Ключевые слова: концепция, целевые затраты, управление издержками, прогнозируемые издержки, ФСА.

Для обоснования фирменной стратегии с точки зрения будущих издержек и прибыли, обеспечения релевантной информацией операционной сферы деятельности организации все большее значение приобретает метод стратегического управления издержками.

Стратегическое управление издержками включает подготовку и анализ информации о затратах с позиции хозяйственной стратегии предприятия, особенно в отношении уровня будущих издержек, цен, объемов производства, рыночной доли, поступления наличности и тенденций их изменения. Издержки и качество продукции становятся важными стратегическими целями организации. На основе анализа и прогнозирования развития рынка, а также жизненного цикла отдельных видов выпускаемых изделий оцениваются компоненты успеха планируемых продуктов. Базисными стратегиями успеха становятся лидерство в издержках и качестве продукции. Речь идет об оптимизации соотношения полезности и целевых издержек. В отличие от общепринятых подходов, калькуляция себестоимости для стратегического управления составляется на стадии создания продукта и ориентирует информационные потоки в направлении долгосрочной перспективы с учетом внутренних и внешних аспектов деятельности предприятия. Для реализации этой задачи следует использовать

метод целевых затрат (таргет-костинг), функционально-стоимостный анализ и другие методы (функциональный учет затрат — АВС, концепция стратегических бизнес-единиц — СБЕ, концепция суммарных затрат жизненного цикла).

Концепция целевых затрат состоит в обосновании будущей себестоимости изделия, ориентируя разработчиков и производителей на будущую конкуренцию, а не на прошлый опыт. Как показывает практика, нормативы потребления ресурсов устанавливаются исходя из существующего уровня производства и прошлого опыта работы, и их уровень не всегда отвечает современным требованиям конкурентоспособности продукции. Это же касается и некоторых стандартов качества продукции. В результате многие отечественные товары являются неконкурентоспособными на мировом рынке. Такое положение не исчерпывается перечисленными причинами, здесь имеет место и общее техническое отставание отечественной промышленности от наиболее развитых стран, нехватка средств для перевооружения и модернизации предприятий, недостаточное финансирование научных разработок и другие причины. В то же время систематическая и целенаправленная работа по совершенствованию методов управления затратами и качеством продукции, использование передовых методов учета, анализа будут способствовать решению этой важной задачи.

Можно полагать, что термин целевое управление затратами больше соответствует данной концепции, чем целевое планирование издержек, так как сюда включаются такие функции, как планирование, учет, анализ, контроль, принятие управленческих решений. При этом не только определяется величина затрат, которые необходимо достичь, но и осуществляется комплекс

мероприятии по снижению затрат, оптимизации соотношения потребительских своИств и затрат на их осуществление.

В основе системы целевого управления издержками должна лежать ориентированная на рынок концепция управления затратами на единицу продукции, которую следует применять, начиная с этапа разработки продукции. Сущность данноИ концепции заключается в следующем:

• ориентация на рынок потребительских своИств продукта (формирование функции потребления и предпочтении), а также качества, цены, объемов производства и разработка рыночного прототипа;

• состыковка желаемых продуктовых потребительских своиств с компонентами (узлами) продукта, реализующими эти функции; также могут быть установлены взаимосвязи функции продукта с услугами, оказывающими предприятием по этому продукту;

• расчет при помощи ориентированной на конкуренцию «обратной» калькуляции допустимых издержек, обеспечивающих получение целевои нормы прибыли на единицу продукта;

• сопоставление рассчитанных допустимых издержек с фактически сложившимися или прогнозируемыми затратами и определение целевых издержек для продукта в целом, его узлов, деталей и связанных с ним услуг;

• переориентация планирования продуктовых концепций и продуктовых НИОКР на достижение желаемых целевых издержек на основе результатов функционально-стоимостного анализа, анализа накладных расходов;

• утверждение рассчитанных целевых издержек в качестве нового норматива (стандарта). Важнейшими преимуществами данного метода

будут являться:

• усиление рыночной ориентации, а именно ориентация на потребителей, конкурентов и поставщиков, при продуктовом планировании внутри отдельных видов бизнеса;

• определение четких критериев для разработчиков продукта с целью достижения требуемых свойств и характеристик в процессе разработки продукта;

• осуществление своевременного контроля собственного производства, поставщиков и разработчиков на всех ступенях производства в целях достижения заданных параметров новой продукции;

• достижение соответствия, синхронизации в разработке продукта, подготовке производства с планированием производственных мощностей и их загрузки;

• проведение анализа всех связанных с разработкой, производством, реализацией и утилизацией продукта процессов и их влияние на стоимостные показатели предприятия.

Для реализации данной концепции необходимо выполнение следующих основных процедур:

1) анализ рынка (емкость и тенденции развития, характер конкуренции, требования к параметрам продукта);

2) прогнозирование возможных цен и объемов продаж с учетом действий конкурентов;

3) определение нормы прибыли по данному виду продукции, рассчитанной на базе желаемой величины продаж или прироста капитала;

4) нахождение допустимой (предельной), с точки зрения рыночных условий, величины издержек как разница между прогнозируемой ценой и установленной нормой прибыли, при этом существующие на предприятии технические возможности производства в расчет не принимаются;

5) исчисление плановых издержек на изготовление единицы продукции в зависимости от существующих на предприятии технологий и специфики производства (прогнозируемые издержки); величина прогнозируемых затрат, как правило, превышает значение предельных затрат с точки зрения рынка, а разница между ними будет характеризовать резерв снижения издержек;

6) определение целевых норм затрат, согласованных с руководителями подразделений организации и обязательные к исполнению. В идеальном случае целевые издержки должны совпадать с предельными затратами, в противном случае — исходят из следующего неравенства:

предельные < целевые < прогнозируемые издержки _ издержки _ издержки. Задача заключается в том, чтобы добиться снижения прогнозируемых (плановых) издержек сначала до уровня целевых, а затем и до уровня предельных. Для реализации поставленной задачи на предприятии необходимо разработать и провести комплекс мероприятий по рационализации и снижению издержек, затрагивающий как само изделие, так и условия его производства. После проведения цикла мероприятий по снижению издержек, целевые издержки на продукцию должны совпадать с предельной величиной затрат. В противном случае цикл мероприятий по снижению издержек следует

повторить. Целевые издержки можно рассчитывать как совокупные, то есть по полной себестоимости, так и по прямым затратам. В первом случае необходимо оценить характер и соотношение снижения издержек для прямых и накладных расходов. Во втором случае для покрытия накладных расходов норму прибыли нужно увеличить. Исключаемые из расчета виды затрат требуется контролировать отдельно;

7) разбиение совокупных целевых издержек по составляющим полезности продукта. При этом учитываются и различные виды услуг, связанные с предложением данного продукта на рынке. Например, служба сервиса, условия платежа, предоставление гарантии, доставка и установка и др. По каждой составляющей какого-либо продукта сравнивают относящиеся к ней затраты и получаемый эффект. На основе сопоставления издержек по данному изделию и выгоды от использования осуществляется целенаправленный анализ экономической эффективности затрат. Если затраты превышают эффект, то разрабатываются мероприятия по снижению издержек либо повышению эффекта (полезности);

8) определение нормативных издержек по каждой составляющей продукта, что позволяет интегрировать управление издержками на базе целевых норм в систему оперативного производственного учета посредством установления плановых затрат по каждой стадии изготовления продукции;

9) проведение предварительного контроля издержек на каждой стадии. В рамках такого контроля все мероприятия, влияющие на величину издержек производства, предварительно оцениваются с точки зрения возможности соблюдения целевых норм. Для этого необходим анализ факторов, влияющих на величину издержек, в частности, данные об изменении издержек производства в зависимости от использования различных видов материалов, оборудования, способов изготовления продукта. Результаты такого анализа имеют особое значение при разбиении целевых издержек по составляющим продукта;

10) процесс текущего управления и контроля издержек не должен прекращаться и на последующих стадиях. В ходе управления осуществляется сравнение нормативных и фактических показателей по отдельным подразделениям предприятия, оценка распределения затрат по различным стадиям жизненного цикла продукта для выявления резерва снижения затрат и контроля эффективности мероприятий по рационализации производства.

Основные проблемы, которые возникают при использовании системы учета издержек на основе целевых затрат, связаны с высокой степенью неопределенности ввиду большого срока планирования. Период с момента разработки продукта до выведения его на рынок может включать несколько лет. Используемые в расчете целевых издержек методы и получаемые результаты сопровождаются риском значительной погрешности. Однако это не является специфическим недостатком данной системы. Подобные трудности и недостатки возникают при использовании любых инструментов стратегического планирования.

Как отмечалось, важным методом снижения затрат является функционально-стоимостный анализ (ФСА). Его использование в инновационном процессе позволяет оптимизировать соотношение издержек и потребительной стоимости. Анализ затрат и функциональности продукции ведет к определению мест, где скрыты резервы повышения эффективности отдельных изделий, и к определению объектов инновационной активности. Анализ затрат способствует поиску областей и направлений приложения усилий в инновационном процессе, помогает производителю принимать решения о конкретных направлениях рационализации той части затрат, которая в наибольшей мере влияет на эффект производимой продукции и приводит к нерентабельному или малорентабельному выпуску изделий.

С точки зрения эффективности производимых изделий затраты характеризуют одну сторону эффективности, поэтому анализ следует дополнить исследованиями продукции с функциональной стороны. Анализ функциональности позволяет дать оценку изделия по уровню их удовлетворения общественных потребностей в данном виде изделия. Цель анализа — определение реальной функциональности изделий, причин ее низкого уровня по сравнению с общественным оптимумом, определение мест, областей и направлений инновационной активности. Общественный оптимум должен соответствовать мировому уровню, величина которого может быть определена в баллах.

Функционально-стоимостный анализ на стадии разработки нового изделия можно рассматривать как средство предупреждения возникновения неэффективных решений, излишних затрат при обязательном соблюдении параметров, обеспечивающих реализацию функционального назначения объекта. С этой точки зрения его можно рассматривать как метод обоснования будущих затрат на изделие, следовательно, средством достижения стратегических

РЕгиомьнАя экономика: теория и практика

31

целей управления затратами. Цель ФСА на этапах разработки продукта — предупреждение появления неэффективных решений, достигается путем поэтапной процедуры технико-экономической оптимизации. Это предполагает раскрытие процесса формирования стоимостных параметров, обеспечивает возможность параллельного исследования технических и экономических проблем.

При создании изделия ФСА должен стать неотъемлемой частью процесса проектирования, где основной упор делается не на снижении затрат (как при анализе существующего изделия), а на технико-экономическую оптимизацию, критерием которой является соотношение уровня осуществления функций и затрат на их реализацию. Его

целесообразно применять на всех этапах разработки продукта, начиная с предпроектных научно-исследовательских работ (НИР).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карпунин М. Г., Майданчик Б. И. Функционально-стоимостный анализ в отраслевом управлении эффективностью. М.: Экономика. 1983.

2. Новиченко П. П. Система нормативного учета и контроля издержек производства // Бухгалтерский учет. 1999. № 10. С. 73—75.

3. Славников Д. В. Target costing как метод целевого стратегического управления затратами // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 6. С. 64-69.

Событие

ЛИДЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

4 декабря 2009г. в московском гостиничном комплексе «Президент-отель» прошла торжественная церемония награждения лауреатов ежегодной Национальной премии «Лидерыэкономики России», организованная Фондом поддержки бизнеса совместно с администрациями различных регионов России, а также рядом профсоюзов и общественных организаций.

Председатель Фонда поддержки бизнеса Фелдхайс Клаас, открывая мероприятие, отметил, что отбор участников и выявление лауреатов проходили в несколько этапов. На первом - экспертный совет всесторонне анализировал финансово-экономическую деятельность претендентов на получение престижной премии. При этом учитывались не только экономические, но и социальные аспекты работы номинантов. Специалисты экспертного совета проводили обширные опросы, которые позволили получить достоверные данные о деловой репутации и социальной политике компании.

В 2009 г. в число номинантов вошли организации и предприятия различных форм собственности и сфер деятельности из многих регионов России, демонстрирующие высокую динамику развития. Именно такие передовые предприятия задают тон в развитии экономики, поднимают авторитет страны.

На торжественной церемонии победителям в каждой номинации были вручены дипломы и памятные награды, выполненные по специальному заказу. Лауреатами Национальной премии стали: • в номинации «Лучшая компания России 2009»: ОАО СМО «Сибирь» (Кемеровская область) и ОАО «Орелоблгаз» (Орловская область);

в номинации «Лучший руководитель России 2009» - Садыгов Александр Шыхалыевич, генеральный директор ЗАО «Ремонтно-строительное управление СТРОЙ-СЕРВИС» (г. Санкт-Петербург), Алиев Нурмагомед Алиевич, генеральный директор ОАО «Сулакский гидроэнергетический каскад» (Республика Дагестан); в номинации «За безупречную деловую репутацию» - Дедков Николай Павлович, директор ФГУ «Мурманский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (Мурманская область);

в номинации «Лидер экономики России 2009» -ЗАО «АРИАДА» (Республика Марий Эл); в номинации «Лучший налогоплательщик России 2009» - ОАО «Татнефтепром-Зюзеевнефть» (Республика Татарстан);

в номинации «Лучший работодатель России 2009» - ОАО «НижневартовскНИПИнефть» (Тюменская область);

в номинации «Лучший товар России (нормофло-рины)» ООО «Бифилюкс» (г. Москва); в номинации «Лидер отрасли (телекоммуникация и связь)» - ЗАО «Синтерра» (г. Москва); в номинации «Лидер отрасли (производство бумаги и картона)» - ОАО «Каменская Бумажно-картонная фабрика» (Тверская область); в номинации «Лидер отрасли (угледобыча и энергетика)" - ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (г. Москва);

Наш корр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.