СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМБИКОРМОВОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНА
И.Н. Сычева, д-р экон. наук, профессор Е.С. Пермякова, канд. экон. наук, доцент Д.И. Савинцев, аспирант
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (Россия, г. Барнаул)
Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на субъекты комбикормовой отрасли региона Определены ключевые элементы рынка, формирующие внешнюю среду предприятий данной отрасли и выделены важнейшие проблемы производителей комбикормов в России.
Ключевые слова: производство комбикормов, внешняя среда, регион, конкурентоспособность, стратегия развития.
Стратегический анализ - неотъемлемая часть стратегического управления, поскольку одним из важнейших принципов стратегического управления является открытость системы, рассмотрение внешней среды как места снабжения, производства и реализации продукции. Последний включает в себя два этапа: 1 - анализ внешней предпринимательской среды в целом, результатом которой становится обоснование миссии и видения; 2 - ситуационный факторный анализ, цель которого - идентификация рыночных проблем и возможностей, связанных с изменениями в экономических условиях и тенденциях, конкуренцией, ожиданиями потребителей, отношениями в отрасли, государственным регулированием.
В процессе ситуационного анализа рассматривается вся совокупность факторов как внешней среды, создающих для объекта планирования возможности и угрозы,
так и внутренней: ее сильных сторон и ограничений для превращения их в возможности для развития. Задача стратегического управления комбикормовым производством региона в данном аспекте - поиск резервов развития, в первую очередь, за счет взаимодействия комбикормовых предприятий между собой; во вторую - с экономическими субъектами внутри пищевой промышленности, обеспечивающими им повышение конкурентных преимуществ, и с потребителями.
Процесс производства комбикормов на территории региона имеет сложную структуру связи с внешней средой, основными элементами которой являются зерновое производство, зернопереработка, а также отрасли, поставляющие кормопроизводи-телям иные необходимые пищевые ингредиенты и химические добавки, технику, энергетические и иные ресурсы и услуги, в т. ч. государственные (рис. 1).
Рис. 1. Комбикормовое производство как часть экономической среды региона
На рис. 2 систематизированы факторы, включаемые в общепринятые группы,
адаптированные к комбикормовой отрасли региона.
Рис. 2. Факторы внешней и внутренней среды комбикормового производства региона
Поясним отдельные моменты. К международным факторам относят политику стран-потребителей продукции отрасли, состояние международных рынков, мировые политические процессы. Применительно к комбикормовой отрасли - это передел влияния на мировых агропродоволь-ственных рынках, создание новых экономических блоков, таких, как Евроазиатский экономический союз (ЕАЭС), формируемый государствами-
участниками, прежде всего, ради создания единого агропродовольственного рынка, или азиатско-трансатлантическое партнерство (АТТП), регулируемое транснацио-
нальными компаниями для консолидации в своих руках рынков услуг в ведущих отраслях экономики; ориентация стран Ближнего Востока и Африки, имеющих развитое животноводство, на те или иные стратегические альянсы; развитие связей внутри Таможенного союза Армении, Белоруссии, Казахстана и России; политическая ситуация в странах ЕС - поставщиках в Россию оборудования для комбикормовой промышленности, связи с европейскими и азиатскими странами - поставщиками аминокислот, условия заключённых между странами в рамках ВТОР соглашений по тарифам и торговле.
К факторам, требующим анализа на макроэкономическом уровне, применительно к комбикормовому производству предлагается отнести следующие: возможности федерального бюджета по поддержке агропромышленного производства; наличие федеральной и региональной государственных программ развития комбикормового производства; темпы инфляции; условия кредитования производства; условия налогообложения и неналогового обложения субъектов крупного, среднего и малого бизнеса; общий уровень развития экономики страны, стабильность экономической ситуации.
Даже при наличии в федеральном бюджете средств необязательно наличие у правительства политической воли, направленной на развитие производства. В этой связи не менее важны знание политической ситуации в стране, исследование которой предполагает понимание направленности таможенной политики, отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, позиции в вопросах развития малого и среднего предпринимательства и сельских территорий, отношение правительства к различным отраслям экономики и регионам
Ур
со
Ур
Основное внимание нами сосредоточено, прежде всего, на субъектах внутрирегионального рынка комбикормов, поскольку, во-первых, основная миссия отрасли - обеспечение комбикормами мест-
страны, политическая идеология и политика правительства, степень их стабильности и способность правительства проводить свою политику. Изучение этого аспекта должно дать представление о намерении органов государственного управления в отношении развития экономики и общества, средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою экономическую политику.
Изучение научно-технического и технологического развития общества позволяет своевременно увидеть те возможности, которые оно открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии производства, хранения и сбыта комбикормовой продукции. Анализ должен вестись, в первую очередь, в смежных отраслях - химической, химико-биологической, производстве оборудования и т. д., поскольку отсутствие модернизации неизбежно ведет к потере доли рынка.
Непосредственное окружение (мезоуро-вень) предлагается делить на ресурсы региона, обеспечивающие развитие комбикормового производства, и рыночную среду (рис. 3):
ных потребителей; во-вторых, большую долю экономических субъектов комбикормового производства составляют субъекты малого и микро-бизнеса, работающие на внутренний рынок.
Рис. 3. Факторы мезоуровня, необходимые для проведения ситуационного анализа
Анализ производства зерна, зернобовых культур, отходов иных отраслей пищевой промышленности и белково-витаминно-минеральных добавок (БВМД) необходимо начинать с анализа перспектив роста поголовья сельскохозяйственных животных, их потребности в комбикормах, объемов производимого и ввозимого сырья и комбикормов.
Анализ социально-культурной составляющей регионального сообщества необходим для определения потенциала трудовых ресурсов комбикормового производства и ожиданий потребителей - индивидуальных предпринимателей, частных подворий и микро-предприятий (рис. 4).
Рис. 4. Факторы социально-культурной составляющей регионального сообщества, необходимые для проведения ситуационного анализа
Задача анализа покупателей - определение потребительских сегментов, сформировавшихся на территории региона, и выявление мотиваций и неудовлетворенных потребностей покупателей в каждом сегменте. Основной потребитель комбикормов - животноводство - производит основу животной белковой пищи, практически незаменимой для здоровья человека.
Синтезированный и аккумулированный протеин трансформируется животными в белки мяса, молока, яиц. Животный белок является наиболее подходящим для организма человека по сравнению с растительным, получаемым из хлеба, картофеля, овощей и бобовых. Коэффициент его использования доходит до 93-96 %, а растительного составляет 62-70%. Наиболее актуальным сегментом мясного рынка России является говядина. Ненасыщен и российский рынок молока. Однако до сих пор, несмотря на продовольственное эмбарго на ввоз мяса из Европейского Союза, действующее с 2014 года, отечественное животноводство не смогло обеспечить национальный рынок (мясопереработку и потребителей) своей продукцией: 30% по-
требности в ней обеспечивается за счет ввоза из-за рубежа.
Следовательно, развитие мясного и молочного скотоводства является стратегически важной задачей, а производство комбикормов для крупного рогатого скота (КРС), как мясного, так и молочного направления - наиболее перспективным направлением развития комбикормового производства, особенно для внутрирегионального потребления.
Потребители в целом не просто формируют спрос на комбикорма, но и создают конкурентную среду, выбирая того или иного поставщика (в т. ч. и инрегиональ-ного), что предполагает обоснование взвешенной стратегии поведения комбикормовых предприятий на рынке. Поэтому потребителей комбикормов региона необходимо делить на сегменты, по отношению к каждому из которых производители будут выбирать индивидуальную стратегию поведения:
- многоотраслевые сельскохозяйственные организации, не имеющие собственного производства комбикормов, и фермерские хозяйства, имеющие стабильный объем производства, делятся на тех, кто
предпочитает оставаться на прежнем уровне развития, и тех, кто ставит своей задачей либо наращивание объемов производства, либо выход на новые рынки сбыта. По отношению к первым останутся те же объемы производства при сохранении того же состава и качества кормов; по отношению ко вторым - потребуется стратегия, направленная на улучшение качества продукции и наращивание объемов её производства;
- сельскохозяйственные организации, самостоятельно производящие комбикорма, нередко испытывают потребность в компонентах, которые зернопереработчи-ки либо производят сами, либо (в силу их большей мобильности на рынке) закупают и готовы предложить как посредники. Поэтому по отношению к ним зерноперера-ботчики будут использовать стратегию, направленную на расширение или освоения нового сегмента рынка;
- самым малообеспеченным комбикормами сегментом рынка являются личные подсобные хозяйства и индивидуальные предприниматели, в т. ч. семейные фермерские хозяйства. Расширение этого сегмента связано с созданием пунктов реализации, транспортной доставки. Особенно это важно для отдаленных населенных пунктов, имеющих наиболее благоприятные условия для ведения скотоводства, но наименее благоприятные - для его обеспечения комбикормами и другими ресурсами и услугами, в т. ч. сбытовыми, что в итоге приводит к вымиранию этих сел. Многие индивидуальные предприниматели и семейные фермерские хозяйства, становясь участниками государственных программ поддержки мясного и молочного скотоводства, ставят перед собой задачу расширения рынков сбыта, что увеличивает у них потребность в комбикормах улучшенного состава, подобранного под индивидуальное стадо. Часть фермеров начинает заниматься неразвивавшимися в последние годы видами животноводства - овце-, козо-, кролиководством и др., что требует комбикормов нового состава, а, значит, новой стратегии комбикормовых предприятий - диверсификации: освоения новых продуктов на новых рынках. В то же время
сегмент личных подсобных хозяйств остается малоизученным и почти неохваченным. Статистика знает о нем немного: их общее количество и недостаточно точную численность поголовья отдельных видов скота и птицы. В то же время значение малого сектора сельского бизнеса требует изменения парадигмы развития регионального комбикормового производства в целом и разработки стратегии работы с ним.
Изучение поставщиков сырья и материалов необходимо для того, чтобы иметь возможность на уровне региона выбирать наиболее оптимальные варианты для долгосрочного сотрудничества.
Важнейшим залогом эффективности производства комбикормов является сырье. При производстве комбикормов используется сырье разного происхождения: растительное, животное, минеральное, на основе продукции микробиологического, химического и органического синтеза и др.
Основным сырьем для производства комбикормов в России является фуражное зерно. Если регион обладает природными условиями для эффективного ведения многоотраслевого сельского хозяйства, то это формирует не только потребность в комбикормах широкого спектра для различных видов животных, различных периодов их развития, различных задач их выращивания и т.д., но и наличие разнообразных сырьевых ресурсов для самой комбикормовой промышленности.
В развитых странах (США, ЕС) при производстве комбикормов используется преимущественно соя, не менее 70% которой - это соя генномодифицированных сортов. В научном сообществе идут неутихающие споры по поводу правомерности их применения. Однако эффективность её использования (низкая закупочная цена и рост продуктивности животноводства в результате применения) делают сою высоко конкурентоспособной. Применение сои отечественного производства в комбикормовой промышленности более предпочтительно в силу того, что в России запрещено использование семян генномодифици-рованных сортов. Однако её производство в России ограничено природно-
климатическими условиями. Высокопродуктивные сорта требуют теплого и влажного климата. Поэтому в России, например, размещение её производства наиболее эффективно (по себестоимости и деловым качествам продукции) вдоль побережья Черного моря, либо Тихого океана. А это географически (а, значит, и по расходам на транспорт) делает её малодоступной для потребителей в глубинных регионах страны и обусловливает для них необходимость поиска её замены местными, не менее эффективными масличными культурами или продуктами их переработки, например, рапсовым или рыжиковым шротом.
Чтобы получить высокую продуктивность животных и птицы, необходимо в составе рационов иметь значительное количество белковых кормов и сырья, повышающих энергию комбикормов. Поэтому одной из задач стратегического управления комбикормовым производством является укрепление связи структуры посевных площадей и научно обоснованного подбора сортов зерновых культур с потребностями производства комбикормов.
Характерной особенностью производства комбикормов в странах с развитым животноводством является постоянное стремление производителей к снижению доли зерна за счет ввода более дешевых компонентов незернового происхождения (сухой жом, меласса, кукурузный глютен и др.). Поэтому структура производства кормовых культур в регионе с благоприятными климатическими условиями для ведения многоотраслевого сельского хозяйства должна включать кукурузу, рапс, сою и другие зернобобовые и масличные культуры. Задача региональных органов управления - стимулировать их производство путем повышения закупочных цен или компенсации затрат на производство и других мер поддержки, выделения субсидий производителям комбикормов, использующим вместо импортного сырья отечественное.
Производителям комбикормов зерно поступает преимущественно от зернопере-рабатывающих предприятий, реже - непосредственно от зернопроизводителей, что
связано с разницей в налогообложении экономических субъектов разных отраслей АПК. Поэтому конкурентные преимущества самостоятельных предприятий комбикормовой отрасли формируются, в том числе, за счет укрепления связей с зерно-переработкой, обеспечивающей подработку и хранение зерна.
Основной проблемой межотраслевых отношений при этом является отсутствие ценового паритета. Пути решения этой проблемы лежат в двух плоскостях - государственном регулировании производства и потребления и создании межотраслевых объединений с распределительными отношениями, основанными на пропорциональности вложенных затрат в каждый этап движения товара. Это потребует анализа ценовой конъюнктуры рынка сельскохозяйственного сырья и возможностей создания таких объединений.
Особого анализа потребуют отходы отраслей пищевой промышленности региона, которые могут быть использованы при производстве комбикормов.
В состав качественных комбикормов входит 0,3-1,0 процентов премиксов, состоящих от 1 до 30 процентов от веса из белково-витаминно-минеральных добавок (БВМД). Белково-витаминно-минеральные добавки поставляются на российский рынок как из-за рубежа, так и отечественными производителями. Начиная с 2013 года, доля отечественных поставщиков стала активно возрастать. Это объясняется ростом спроса со стороны животноводства и поддержкой со стороны государства самих кормопроизводителей, входящих в состав сельскохозяйственных организаций, и главное - ростом цен на импортные товары. Однако производители БВМД сосредоточены преимущественно в европейской части России, что ограничивает доступ к ним кормопроизводителей сибирских регионов. Кроме того, БВМД до сих пор производятся преимущественно на основе импортных аминокислот и витаминов. Поэтому анализ рынка БВМД является важнейшей составляющей стратегического анализа. Его задача - выявить наиболее выгодных поставщиков или возможность их производства в своём регионе.
Источники белка в комбикормах - это аминокислоты (лизин, метионин, треонин, триптофан) и др., которые являются основой синтеза специфических тканевых белков, ферментов, пептидных гормонов и других физиологически активных соединений. Они входят в состав всех качественных комбикормов и составляют около 98% потребления аминокислот на кормовом рынке. Однако отечественное производство этого важнейшего компонента только начинает развиваться. Из 12 видов аминокислот в России производится лизин и метионин, часто ниже по качеству, чем зарубежные аналоги: лизин производится только в Белгородской и Тюменской областях, а на территории единого экономического пространства ЕАЭС - в Белоруссии; метионин - в Волгоградской области. Объемы их производства обеспечивают рынок не более, чем на 20%. Основными поставщиками аминокислот в Россию являются Китай, Германия, США, Бельгия, Хорватия; в последние годы на рынок активно вошли Корея, Япония, Индия. Такая ситуация не соответствует, прежде всего, потребностям промышленного производства мяса КРС, птицы и свинины, которое решает задачи импортозамещения.
Анализ рынка данного вида сырья призван выявить, с одной стороны, наиболее выгодных поставщиков; с другой, определить возможность строительства такого производства в Сибири, где только за последние 3 года построено 3 крупнейших комбикормовых завода: в Омской и Кемеровской областях, Республике Алтай; активно действует завод в Алтайском крае. Анализ показывает, что в Сибири для развития животноводства необходимо ско-
рейшее создание производства метионина и триптофана. И, в первую очередь, в местах, приближенных к производству сырья (зерновых и зернобобовых культур) и основным потребителям (многоотраслевому животноводству).
Конкурентами региональных производителей комбикормов являются как поставщики из других регионов, так и предприятия, способные производить замещающий продукт. Источником белка в комбикормах, помимо зерновых культур, являются соевый, подсолнечниковый, рапсовый или рыжиковый шрот, кукурузный глютен, рыбная, мясная, мясокостная мука и др. Эти ингредиенты производятся часто непосредственно на соответствующих предприятиях пищевой промышленности. Имея такой продукт в объемах, достаточных для промышленной переработки, крупные предприятия создают собственное производство комбикормов, тем самым обеспечивая региональный рынок товаром-заменителем и повышая на нем уровень конкуренции. Их «вход» на региональный рынок комбикормов определяется соотношением затрат на продвижение товара и себестоимости его производства, а также наличием каналов сбыта или стоимости их создания и возможностью участия в государственных программах поддержки комбикормового производства. Развитие таких производств является крайне необходимым для животноводства, поэтому на региональном уровне необходима их поддержка.
Конкурентов анализируют по эффективности их производства, сильным и слабым сторонам (таблица 1).
Факторы Критерии оценки
эффективность рентабельность, динамика и объем их продаж
имидж и известность как позиционируют себя и как воспринимаются покупателями
цель рост, овладение рынка, освоение сегмента
культура что важнее - снижение затрат, предпринимательская инициатива или потребности покупателя
структура затрат имеет ли конкурент преимущество по затратам перед местными производителями комбикормов
сильные и слабые стороны бренды, система дистрибьюции и НИОКР
Таблица 1. Факторы анализа конкурентов из других регионов и отраслей пищевой промышленности
Каждый из сегментов внешней относительно комбикормового производства среды формирует её субъектам свою конкурентную среду:
- субъекты комбикормового производства региона, инрегиональные производители комбикормов и поставщики комбикормов из отраслей пищевой промышленности, отходы которых позволяют производить товары-заменители (маслоэкстрак-ционные заводы и мясокомбинаты) отстаивают свою долю рынка;
- сельхозтоваропроизводители формируют спрос, имея возможность выбора между различными поставщиками комбикормов, и конкурируя при этом с инрегио-нальными покупателями за корма, произведенные в регионе;
- поставщики сырья и оборудования, от которых зависят стабильность производст-
ва и качество производимой продукции, отличаются степенью специализированно-сти поставляемых ресурсов, концентрацией на работе с конкретными клиентами, значимостью для предприятий комбикормовой отрасли. Любой поставщик имеет возможность оказывать прямое влияние на эффективность функционирования кормо-производителей. Сила влияния поставщиков на производителей комбикормов определяется балансом спроса и предложения на их продукцию, долей закупаемых у них ресурсов и степенью специализированно-сти этих ресурсов. Поэтому выбор поставщиков является важнейшей частью стратегии как отдельно взятого субъекта, так и комбикормовой отрасли региона в целом (рис. 5).
Инреги он аль-^ ные субъекты комбикормов о й отрасли
: :\ Суоъекты комоикормовои
отрасли региона
(внутриотраслевая
внутрирегиональная
конкуренция)
' Предприятия иных отраслей пищевой^ промышленности, способные производить товары-заменители (маслоэкстракционные заводы и мяс о вомбин аты
конкуренция за долю рынка и наиболее привлекательные сегменты потребителей
..■у
Формирование спроса на комбикорма для розничных видов животных и потребителей с разн ым уровн ем
Формирование предложения на ресурсы, оборудование и услуги (доля закупок потребителя у данного поставщика от общего объема приобретаемых ресурсов)
С ельхо згов аропрои зв о -дители жив о тн о:в о леской
отрасли
Оптовые инреги он альные
покупатели
-У
Поставщики сырья и оборудования
J V
Рис. 4. Влияние конкуренции на субъекты комбикормовой отрасли региона
Наиболее интенсивная конкуренция на региональном рынке комбикормов складывается между поставщиками за величину рыночной доли, так как в большинстве случаев именно этот параметр в долгосрочном периоде определяет все прочие. Хотя в современной ситуации, связанной с государственной поддержкой мясного и
молочного животноводства, наметился рост дефицита комбикормов, и конкуренция формируется уже среди их потребителей.
Медленные темпы роста производства комбикормов по сравнению с ростом объемов животноводства обусловливают напряженность на рынке и ведут к необосно-
ванному росту цен на них, связанному с ценами и на ввозимые из-за рубежа аминокислоты (в силу высокой стоимости иностранной валюты на отечественном рынке, на грузоперевозки в силу введения платы за транспортировку грузов весом более 12 тонн) и на другие ресурсы в связи с финансовым кризисом. Все эти факторы необходимо постоянно анализировать, чтобы принимать взвешенные не только стратегические, но и тактические решения.
Для снятия напряженности при росте потребности в комбикормах в удаленных поселениях необходима общая внутрирегиональная отраслевая стратегия развития системы доставки комбикормов потребителям, основанная на принципах партнерства, ориентира организационных форм, процедур и методов на совместную деятельность, а не на обеспечение доминирования или на защиту занимаемых позиций.
Снижение остроты конкурентной борьбы в данном случае возможно за счет формирования общей инфраструктуры сбыта комбикормов, произведенных всеми видами кормопроизводителей, непосредственным потребителям, основанной на кооперации и аутсорсинге. Её формирова-
задач региональных органов управления. Даже если допустить, что к концу 2017 года (согласно условиям членства России в ВТО) государство до минимума сократит объем непосредственной поддержки сельскохозяйственного производства, объем средств, направляемых на развитие инфраструктуры рынков, ограничен не будет. Поэтому все инструменты государственного регулирования на региональном уровне (налогообложение, кредитование, страховая и ценовая политика, научно-технический прогресс и т.д.) следует в рамках региональных программ поддержки направить именно на создание инфраструктуры: сами экономические субъекты отрасли решить самостоятельно эту задачу не в состоянии ни с финансовой, ни с организационной точки зрения.
Таким образом, в силу низкой покупательной способности сельхозтоваропроизводителей (особенно в микро-секторе) комбикормовое производство, несмотря на определенную государственную поддержку, вне сельскохозяйственной отрасли остается достаточно инерционным, поэтому требует более активного государственного регулирования на уровне региона.
ние должно стать одной из стратегических
Библиографический список
1. Савинцев Д.И., Сычева И.Н. Сущность и принципы системного подхода к организации стратегического управления комбикормовым производством в регионе // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - №5. - С. 72-85.
2. Савинцев Д.И. Выбор стратегии развития комбикормового производства региона: подходы и принципы // Общество: политика, экономика, право. - 2015. - №5.
STRATEGIC ANALYSIS OF THE ENVIRONMENTFARM PRODUCTION
OF THE REGION
I.N. Sycheva, doctor of economic sciences, professor E.S. Permyakova, candidate of economic sciences D.I. Savintsev, postgraduate Polzunov altai state technical university (Russian, Barnaul)
Abstract. The article considers the main factors affecting the subjects of the feed industry in the region. The key elements of the market that form the external environment of enterprises of this industry are identified and the most important problems of mixed feed producers in Russia are identified.
Keywords: production of mixed fodders, external environment, region, competitiveness, development strategy.