Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: СУЩНОСТЬ, ТЕОРИЯ, ОСНОВЫ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: СУЩНОСТЬ, ТЕОРИЯ, ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
стратегия / стратегический анализ / системный подход / бизнес-стратегия / стратегическая аналитика / методы анализа / strategy / systematic approach / business strategy / strategic analytics / methods analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воскресенский В.А.

В работе представлены основополагающие знания, касающиеся стратегического анализа. Представлена теоретическая основа и места, в которых стратегический анализ может быть применен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS: ESSENCE, THEORY, FUNDAMENTALS

The paper presents the fundamental knowledge related to strategic analysis. The theoretical basis and places in which strategic analysis can be applied are presented.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: СУЩНОСТЬ, ТЕОРИЯ, ОСНОВЫ»

УДК 338

Воскресенский В.А.

студент Смоленский филиал Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Смоленск, Россия)

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: СУЩНОСТЬ, ТЕОРИЯ, ОСНОВЫ

Аннотация: в работе представлены основополагающие знания, касающиеся стратегического анализа. Представлена теоретическая основа и места, в которых стратегический анализ может быть применен.

Ключевые слова: стратегия, стратегический анализ, системный подход, бизнес-стратегия, стратегическая аналитика, методы анализа.

Стратегический анализ, важнейшая функция стратегического менеджмента и управления развитием организаций, территорий и регионов. Представляет собой систематический процесс получения знаний о внутренних и внешних условиях, способных повлиять на выбор и осуществление стратегии, а также на рыночные позиции компании. Обеспечивает менеджеров нужной информацией для разработки стратегии компании, предоставляет возможности синтеза новых знаний для разработки стратегических управленческих решений.

Теоретической основой стратегического анализа является системный подход, который рассматривает человека (организацию, территорию, регион или страну) как систему, т. е. как единство, состоящее из множества сложноорганизованных взаимосвязанных элементов. Свойства системы представляют собой совокупность свойств её структурных элементов, связанных между собой. Каждый из этих структурных элементов, в свою очередь, подвержен влиянию всей системы, т. к., будучи составными частями

единого целого, вне системы её элементы могут или терять присущие им свойства, или приобретать совершенно новые.

Системный подход рассматривает компанию как открытую систему. Другими словами, компания как комплекс взаимосвязанных подсистем стремится к достижению различных целей в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Поэтому для управления развитием компании как открытой системы необходимо выстраивание системного взаимодействия между текущим уровнем развития компании и уровнем «потребного будущего». Результатом такого взаимодействия в управлении развитием компании является бизнес-стратегия, т. е. комплексная разработка путей и методов перехода с одного уровня развития на новый, для которой необходим предварительный стратегический анализ.

Инструментом стратегического анализа является стратегическая аналитика, предназначенная для разработки различных стратегий. От уровня развития стратегического мышления зависит конечный результат -эффективность и результативность стратегии.

Стратегический анализ является основным методом:

• разработки стратегии развития человека, компании, территории, региона или государства, а также стратегии управления изменениями в их развитии,

• создания механизмов реализации стратегии.

Стратегический анализ позволяет:

• выявить корневые компетенции компании,

• определить ключевые факторы успеха и конкурентные преимущества,

• сформулировать миссию компании,

• понять целевые аудитории стейкхолдеров, разработать концепцию инвестиционной привлекательности,

• найти сильные и слабые стороны компании, возможности и риски развития,

• распознать существующие ситуации (as-is, «как есть») в состоянии компании, обозначить направления развития для достижения финансовых и рыночных стратегических целей (to-be, «будущее») и обеспечить выработку оптимальных путей трансформации бизнеса из фактического состояния в желаемое,

• раскрыть возможности создания алгоритмов и стратегических карт решения проблем.

Стратегический анализ используется не только в целях разработки конкурентоспособных стратегий развития экономики, предпринимательской деятельности, бизнеса в финансовой, политической и других сферах деятельности, но применим также к разработке личных и командных стратегий профессионального роста и карьерного продвижения.

Существует множество методов стратегического анализа. Вот некоторые

из них:

• Модель жизненного цикла товара (ЖЦТ).

• Модель БКГ.

• Модель Мак-Кинси.

• Метод SWOT-анализа.

• PEST-анализ.

• KPI (ключевые показатели эффективности).

• BSC (сбалансированная система показателей).

• Анализ 5 сил Портера.

• GAP-анализ.

• SNW-анализ.

Эти методы помогают проанализировать внешнюю и внутреннюю среду и по результатам исследований разработать стратегию развития предприятия.

В 21 веке важно применение не только традиционных концептуальных моделей стратегического анализа, используемых при разработке стратегий и в стратегическом планировании, но и более современных:

• EVA, ориентирующаяся на стоимость,

• модель ADL/LC - инструмент анализа портфельных стратегий (т. е. общего вектора развития компании с различными видами деятельности, обеспечивающего баланс портфеля товаров и услуг) для определения сбалансированной диверсификации деятельности многоотраслевой организации,

• модель Хофера - Шенделя - модель позиционирования существующих видов бизнеса на матрице развития рынка товаров, матрица Ансоффа - Абеля, предназначенная для помощи менеджерам при принятии решения о выборе стратегии, и многие другие.

Выбор конкретных инструментов стратегического анализа зависит от особенностей и уровня решаемых стратегических задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Десс Дж., Хит М. Анализ портфеля компании // Организация управления. 2006. № 12. С. 83-101;

2. Штейн О.1. Стратегический маркетинг: учебное пособие. - Севастополь: Рибест, 2010. С. 200-201;

3. Карлов А. Стратегия компании: от разработки до реализации // Консультант директора, 2009. №19. С. 43;

4. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 2009. С. 12-18

Voskresensky V.A.

Financial University under Government of Russian Federation

(Smolensk, Russia)

STRATEGIC ANALYSIS: ESSENCE, THEORY, FUNDAMENTALS

Abstract: the paper presents the fundamental knowledge related to strategic analysis. The theoretical basis and places in which strategic analysis can be applied are presented.

Keywords: strategy, systematic approach, business strategy, strategic analytics, methods

analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.