Научная статья на тему 'Стратегический анализ рынка труда специалистов с высшим образованием'

Стратегический анализ рынка труда специалистов с высшим образованием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ рынка труда специалистов с высшим образованием»

Ю. М. Краковский , В. К. Карнаухова

Стратегический анализ рынка труда специалистов с высшим образованием

Уровень развития современных технологий и страны в целом зависит в первую очередь от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития высшего образования. Со всей очевидностью это требует роста уровня образованности и улучшения качества подготовки специалистов. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30 % взрослого населения имело высшее образование.

Целью функционирования системы образования является удовлетворение потребности человека в «интеллектуальном, культурном и нравственном развитии», то есть в знаниях и профессионально-социальных навыках, которые являются основой всестороннего развития личности и конкурентоспособности на рынке труда.

Состояние системы высшего образования Иркутской

области

Высшая школа Иркутской области состоит из 38 образовательных учреждений: А) 12 государственных вузов; B) 14 филиалов государственных вузов; С) два негосударственных вуза; D) 10 филиалов негосударственных вузов. Из этого количества 24 образовательных учреждения находятся в Иркутске, контингент студентов которых равен 82 %.

В таблице 1 приведены интегрированные данные за последние пять лет по каждой группе образовательных учреждений (А, B, С, D) и итоговые: К — контингент студентов; КК — контингент студентов на коммерческой основе в процентах к общему контингенту; КО — контингент студентов, обучающихся по очной форме; КЗ — контингент студентов, обучающихся по заочной форме.

Таблица 1

Показатель Годы

1999 2000 2001 2002 2003

К 71527 81509 88193 93480 97293

A КК, % 25,5 39,7 41,7 47,6 56,7

КО 44157 48454 52048 56492 60374

КЗ 25005 31228 34231 34804 36658

К 6121 7549 10242 12654 14201

Б КК, % 40,1 51,65 62,4 70,7 78,1

КО 2474 2976 4220 5703 5520

КЗ 3557 4573 6022 6951 8681

К 654 1782 2654 3153 3137

с КК, % 100 100 100 100 100

КО 470 1069 794 1007 1075

КЗ 184 504 1860 2146 2062

Б К 2147 2924 4166 3740 3957

КК, % 100 100 100 100 100

Показатель Годы

1999 2000 2001 2002 2003

КО 665 1052 1936 1499 1859

КЗ 1007 1327 2108 2207 2098

К 80449 93764 105255 113027 118588

Б КК, % 29,2 43,7 47,5 53,4 61,8

КО 47766 53551 58998 64701 68828

КЗ 29753 37632 44221 46108 49499

На основании проведенного анализа можно сделать такие выводы:

1. Контингент студентов за последние пять лет увеличился в 1,47 раза. Учитывая, что в эти годы население области постоянно уменьшалось, число студентов на 10 тысяч человек значительно превышает среднее значение по России. В настоящий момент этот показатель равен 430 человек, что значительно превышает показатели большинства технологически развитых стран мира.

2. Доля государственных вузов и их филиалов в общем контингенте студентов в последние годы составляет около 94 %. Но по ряду специальностей доля негосударственного сектора значительно выше средней величины (6 %). Например: психология — 35,8 %, менеджмент — 41,9 %, юриспруденция — 14,2 %, финансы и кредит — 30,4 %.

3. Доля коммерческого набора в эти годы увеличилась более чем в два раза и составляет сейчас около 62 %. Так как контингент студентов очной формы обучения за эти годы увеличился в 1,44 раза, это означает, что доля коммерческого набора для этой формы также значительна.

4. Прием на первый курс по всем формам обучения имеет тенденцию к стабилизации (27-28 тысяч человек). Это, возможно, связано с тем, что в эти годы стабилизировалась численность молодежи в возрасте 17 лет.

Модифицированный метод Бостонской консалтинговой

группы

Стратегический анализ рынка — это, с одной стороны, изучение закономерностей его развития с учетом влияния макросреды маркетинга и конкурентной борьбы в целях прогнозирования долгосрочных перспектив рыночной ситуации. С другой стороны — это важнейший этап стратегического планирования, позволяющий сформировать набор стратегических альтернатив [1].

Для исследования развития рынка образовательных услуг (ОУ) и его взаимодействия с рынком труда специалистов рекомендуется модифицированный подход Бостонской консалтинговой группы (БКГ), адаптированный для анализа стратегического положения образовательного модуля (ОМ) на исследуемом региональном рынке [2]. Этот метод классифицирует ОМ на четыре или пять групп по двум показателям (координатам): «сектор собак», «знак вопроса», «дойные коровы», «собаки» и «зона неопределенности» [2]. По оси абсцисс откладывается удельный вес каждого образовательного модуля в объеме выпуска (приема, контингента) (К), а по оси ординат — соотношение темпов роста каждого ОМ и совокупного выпуска (приема, контингента) (Т).

Модель БКГ является одной из первых моделей корпоративного стратегического планирования и представляет собой своеобразное отображение позиций конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве, определяемом двумя координатными осями, одна из которых

используется для измерения темпов роста рынка соответствующего продукта, а другая — для измерения относительной доли продукции компании на рынке рассматриваемого продукта.

В данной работе, следуя работам [2, 3], этот метод используется при анализе развития рынка ОУ и его взаимодействия с рынком труда специалистов. При этом для него сделаны некоторые изменения при определении координат объектов (2-4), которые приведены ниже.

Начальная обработка

Показатель каждого ОМ и суммарное значение аппроксимируется уравнением прямой (1)

Ур1 = аг1 + Ъ„ г = 1,...,1, где Ур — расчетное значение показателя для ьго ОМ;

I — число ОМ; — коэффициенты, полученные методом наименьших квадратов.

Определение координат

Соотношение темпов роста каждого ОМ в темпе изменения суммарного объема рассчитывается по формуле:

(2)

Здесь ^ — коэффициенты из (1).

Доля каждого ОМ в совокупном суммарном объеме (Ю) определяется по одному из двух вариантов:

1) на конкретный год ]0 : (3)

2) по определенному периоду времени 30

для обоих случаев (3, 4) Уу — экспериментальные значения исследуемого показателя.

Существуют различные подходы к определению границ секторов матрицы БКГ. Нами выбраны два:

1) Границы определяются по средним значениям Tc и Кс :

Кс = 100 %/I; Тс = 100 %. Замечание: Кс = 100 % /1 для обоих случаев (3, 4);

2) Границы определяются по медианам.

Наличие двух подходов при определении границ и является условием появления «зоны неопределенности». Поэтапный анализ информации за несколько интервалов позволяет сделать выводы о развитии рынка.

Результаты исследования

Исследование взаимодействия рынка ОУ с рынком труда специалистов проведено по выпуску студентов из ведущих вузов г. Иркутска и по их выпуску из вузов области в разрезе групп специальностей. Исходные данные приведены в таблицах 2 и 3.

В работе [2] подобное исследование было проведено по данным до 1999 года, а в работе [3] по данным до 2001, но для анализа рынка образовательных услуг. В этой работе используются данные, включая 2003 год. Помимо этого, сделано сравнение с предыдущими исследованиями.

Комитет по статистике группирует информацию по 28 группам, но нами оставлено лишь 12 групп, наиболее крупных по контингенту. В качестве критерия отбора групп выбрано количество выпущенных студентов в 2003 году. Минимальное числовое значение этого критерия по выпуску равно 250.

Оценка стратегического положения вузов на рынке труда

Для данного исследования по табл. 2 получены две матрицы БКГ, отличающихся алгоритмом вычисления координаты К — доли образовательного модуля в совокупном объеме: а) координата К считается за период времени с 1995 по 2003 год, формула (4); б) координата К считается на 2003 год, формула (3), рис. 1. Отметим, что в работе [2] по данному типу информации исследование не проводилось.

Таблица 2

Выпуск ИГСХА ИрГУПС ИГМУ ИрГТУ БГУЭП ИГУ ИГПУ ИГЛУ

1995 568 254 636 1444 978 988 943 449

Выпуск ИГСХА ИрГУПС ИГМУ ИрГТУ БГУЭП ИГУ ИГПУ ИГЛУ

1996 580 332 653 1297 935 935 956 522

1997 627 398 661 1294 1052 971 1003 478

1998 556 470 580 1287 1230 1138 966 542

1999 594 578 573 1478 1432 1168 1081 449

2000 679 710 600 1829 1518 1365 1078 486

2001 768 681 527 2211 1894 1481 842 473

2002 525 776 519 2645 1489 1814 1116 511

2003 602 849 536 3416 2315 1698 1111 526

Примечание. ИГСХА — сельскохозяйственная академия; ИрГУПС — университет путей сообщения; ИГМУ — медицинский университет; ИрГТУ — технический университет; БГУЭП — университет экономики и права; ИГУ — классический университет; ИГПУ — педагогический университет; ИГЛУ — лингвистический университет.

«Звездой» среди вузов города по выпуску студентов, как по доли рынка, так и по соотношению темпов роста, является ИрГТУ, который продолжает увеличивать свою рыночную долю, доведя ее до 37 % в 2003 году. В предыдущем исследовании по соотношению темпов роста на первом месте находился БГУЭП, что говорит о «хорошем прошлом» этого вуза на рынке труда. В настоящий момент, кроме ИрГТУ, в секторе «звезд» находится БГУЭП и ИГУ (рис. 1).

рис. 1. Матрица БКГ (вузы, выпуск, 1995-2003, 2003 г.)

Четвертое место по доли рынка занимает ИГПУ, но этот вуз находится в зоне неопределенности. В предыдущем исследовании он находился в секторе «дойных коров», что говорит о некоторой потери «стабильности» этого вуза на рынке труда.

Четвертое место, как и в предыдущем исследовании, по соотношению темпов роста занимает ИрГУПС. И хотя этот вуз находится в секторе «знак вопроса», имеется тенденция завоевания большей доли рынка. Остальные три вуза находятся в секторе «собак», причем ИГМУ имеет нулевое соотношение темпов роста, что для этого вуза нормально.

Оценка стратегического положения групп специальностей на рынке труда

Для данного исследования по табл. 3 получены две матрицы БКГ, отличающихся алгоритмом вычисления координаты К — доли образовательного модуля в совокупном объеме (как в предыдущем случае).

Таблица 3

Выпуск 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1995 634 1056 602 688 1178 80 361 230 224 146 450 296

1996 620 1143 605 653 1256 71 373 194 161 226 457 301

1997 593 1342 588 661 1360 60 391 217 180 209 402 298

1998 674 1616 576 580 1655 55 416 204 204 235 417 264

1999 775 1705 615 573 1983 57 494 192 223 294 435 237

2000 767 1976 643 600 2400 64 534 245 321 289 456 274

2001 766 2513 385 527 2679 150 617 291 280 270 463 289

2002 930 3030 648 519 2961 212 686 309 284 305 511 247

2003 888 3594 751 536 4132 256 818 363 357 341 549 275

Примечание. 1. Естественно-научные; 2. Гуманитарно-социальные; 3. Образование; 4. Здравоохранение; 5. Экономика и управление; 6. Междисциплинарные естественно-технические; 7. Энергетика и энергомашиностроение; 8. Технологические машины и оборудование; 9. Автоматика и управление; 10. Эксплуатация транспорта; 11. Строительство и архитектура; 12. Сельское и рыбное хозяйство.

В настоящее время выделяются две «яркие звезды» (рис. 2) — это группы специальностей «экономика и управление» и «гуманитарно-социальные» (последняя группа имеет значительную долю рынка труда прежде всего за счет специальности «юриспруденция», а также новой для региона специальности «социально-культурный сервис и туризм»). В предыдущем исследовании в секторе «звезд» дополнительно находилась группа «энергетика и энергомашиностроение».

рис. 2. Матрица БКГ (группы специальностей, выпуск, 1995-2003, 2003 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что отсутствуют группы специальностей в секторах «дойные коровы» и «знак вопроса». Большинство групп находятся в зоне неопределенности и зоне «собак».

Третье место по доли рынка занимает группа «естественно-научная». «Значительную долю рынка (6-7 %) занимают группы специальностей «образование», «здравоохранение», «энергетика и энергомашиностроение» и «строительство и архитектура», что является положительной тенденцией.

По соотношению темпов роста на третьем месте находится группа «энергетика и энергомашиностроение». Далее следуют группы «естественно-научная» и «междисциплинарные естественно-технические». Все это можно считать положительным фактором. Последняя группа имеет хорошие позиции на рынке труда во многом благодаря специальностям, связанным с информатикой.

Выводы

Стратегический анализ регионального рынка труда специалистов позволяет сделать вывод об изменении в последние годы его структуры в сторону увеличения технических и междисциплинарных естественно-технических специальностей, что является положительной тенденцией. В основном это связано с группами специальностей «энергетика и энергомашиностроение», «строительство и архитектура», «технология машиностроения», «эксплуатация транспорта» и «автоматика и управление».

Литература

1. Асейнов Р. С. Инструменты маркетинга образовательных услуг. М.: ЦНТЭП, 1998.

2. Краковский Ю. М., Карнаухова В. К. Высшая школа Иркутской области: история, анализ, развитие. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2002. 212 с.

3. Краковский Ю. М. Стратегический анализ рынка образовательных услуг // Вестн. высш. школы. 2004. № 4.

© Ю. М. Краковский, В. К. Карнаухова, 2004

Краковский Ю. М. Стратегический анализ рынка труда специалистов с высшим образованием / Ю. М. Краковский, В. К. Карнаухова // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. -№ 3(31). С. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.