Научная статья на тему 'Системный анализ высшего образования Читинской области по контингенту студентов'

Системный анализ высшего образования Читинской области по контингенту студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воложанина О. А.

В статье рассмотрена система высшего образования Читинской области, приведены интегрированные данные за последние пять лет по каждой группе образовательных учреждений: государственные вузы, филиалы государственных вузов, негосударственные вузы, представительства учебных заведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematic Analysis of Higher Education in Chita Region According to Students Contingent

This article is devoted to the system of higher education in Chita region. Integrated data for the last five years are presented in accordance with different educational establishments: national higher educational establishments, the branches of higher educational establishments, commercial higher educational establishments, educational establishment departments

Текст научной работы на тему «Системный анализ высшего образования Читинской области по контингенту студентов»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378

О.А. Воложанина, аспирантка, БГУЭП

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО КОНТИНГЕНТУ СТУДЕНТОВ

Научные интересы: образование в системе высшей школы

В статье рассмотрена система высшего образования Читинской области, приведены интегрированные данные за последние пять лет по каждой группе образовательных учреждений: государственные вузы, филиалы государственных вузов, негосударственные вузы, представительства учебных заведений ■

O. Volozhanina, Baikal National University of Economics and Law

SYSTEMATIC ANALYSIS OF HIGHER EDUCATION IN CHITA REGION ACCORDING TO STUDENTS CONTINGENT

This article is devoted to the system of higher education in Chita region. Integrated data for the last five years are presented in accordance with different educational establishments: national higher educational establishments, the branches of higher educational establishments, commercial higher educational establishments, educational establishment departments ■

* * *

Одной из существенных особенностей Читинской области является доминирование вузовского сектора в общем научно-техническом и интеллектуальном потенциале области. Это связано с малым числом академических и отраслевых НИИ и формированием фундаментальной и прикладной науки в вузах области.

Система высшего образования Читинской области представляет собой совокупность образовательных учреждений различной ведомственной подчиненности и различных форм хозяйственной деятельности.

Высшая школа Читинской области содержит 10 образовательных учреждений (ОУ), которые классифицируются в четыре группы: государственные вузы ^), филиалы государственных вузов ф), негосударственные вузы (ф, представительства учебных заведений ф). Список этих вузов следующий:

1) Читинский государственный университет (ЧитГУ);

2) Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.

Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ);

3) Читинская государственная меди-

цинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (ЧГМА);

4) Читинский институт (филиал) Байкальского государственного университета экономики и права (ЧИ БГУЭП);

5) Забайкальский аграрный институт -филиал ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия» (ЗабАИ);

6) Забайкальский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЗабИИЖТ);

7) Современная гуманитарная академия (СГА);

8) Забайкальский институт предпри-

нимательства Сибирского университета потребительской кооперации (ЗИП СибУПК);

9) Филиал Дальневосточной академии государственной службы в г. Чита (ДВАГС);

10) Читинский филиал Российской академии предпринимательства (ЧФ РАП).

В табл. 1 приведены интегрированные данные за последние пять лет по каждой группе образовательных учреждений (А, В, С, D) и итоговые: К - контингент студентов; КК - контингент студентов на коммерческой основе в процентах к общему контингенту; КО - контингент студентов, обучающихся по очной форме; КЗ - контингент студентов, обучающихся по заочной форме.

Таблица 1

Контингент студентов

Показатель Годы

2002 2003 2004 2005 2006

А (государственные вузы) К 27156 25875 26407 22616 19885

КК 13565 12053 12263 9200 8889

КК,% 49,95 46,58 46,44 40,68 44,70

КО 12793 13433 13541 14140 12289

КЗ 14363 12442 12866 8476 7596

В (филиалы государственных вузов) К 7767 8474 8835 9113 9397

КК 4798 5385 5807 5822 6029

КК, % 61,77 63,55 65,73 63,89 64,16

КО 2730 3249 3504 3632 3608

КЗ 5037 5225 5331 5481 5789

С (негосударственные вузы) К 3995 4184 4932 4809 4705

КК 3995 4184 4932 4809 4705

КК,% 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

КО 1885 1898 2119 2070 1954

КЗ 2110 2286 2813 2739 2751

й (представительства учебных заведений) К 550 598 567 525 524

КК 550 598 567 525 524

КК,% 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

КО 0 0 0 0 0

КЗ 550 598 567 525 524

Б (итого) К 39468 39131 40741 37063 34511

КК 22908 22220 23569 20356 20147

КК,% 58,04 56,78 57,85 54,92 58,38

КО 17408 18580 19164 19842 17851

КЗ 22060 20551 21577 17221 16660

Численность студентов в 2006 г. составляет 34511 чел., уменьшение контингента по сравнению с 2005 г. составляет 7,4 %. Доля государственных вузов и их филиалов в общем контингенте студентов в 2006 г. составляет 84,85 % и имеет тенденцию к снижению. Доля коммерческого набора в эти годы составляет около 58 % (см. табл. 1).

Чтобы выделить «ведущие» вузы (группы специальностей) по контингенту студентов, использован модифицированный метод Бостонской консалтинговой группы (БКГ), адаптированный для анализа стратегического положения образовательного модуля (вузы, специальности и т.д.) на исследуемом региональном рынке [1, 2]. Этот метод классифицирует образовательные модули (ОМ) на четыре группы (собаки, звезды, знаки вопроса и дойные коровы) по двум показателям (координатам). По оси абсцисс откладывается удельный вес каждого ОМ в объеме выпуска (приема, контингента) (и), а по оси ординат - соотношение темпов роста каждого образовательного модуля и совокупного выпуска (приема, контингента) (Т).

В работе [1] предложено ввести еще дополнительную область, названную «зона неопределенности». Появление этой зоны связано с тем, что границы групп определяются двумя методами: как средние значения и как значения медианы.

Определение координат

Удельный вес каждого ОМ в темпе изменения суммарного объема (Т,) рассчитывается по формуле

a — a

T ____ 1 min

a — a •

c min

*100%,

где ас - среднее значение коэффициента а (коэффициенты а, определяются методом наименьших квадратов);

а.

ac _

i_i

I

amin _ min a;

amax _ max a .

Доля каждого ОМ в совокупном суммарном объеме (и,) определяется по одному из двух вариантов:

1) на конкретный год }о\

У

и, = —^*100%;

i I

i_i

Jo:

2) по определенному периоду времени

U _^о—*100%.

,=1 №о

Замечание: для случаев (4-5):

У и - экспериментальные значения исследуемого показателя;

' - расчетное значение показателя.

Y

J0

Для построения матрицы БКГ необходимо определить максимальные значения ординаты и абсциссы:

a — a .

T _____ max_____min * 100%

max /0’

a — a •

c min

где ас определяется по формуле (2), а amin и 3max - по формуле (3);

Umax _ maX Ui •

i

Поэтапный анализ информации за несколько интервалов позволяет сделать выводы о развитии рынка и стадии жизненного цикла объектов (начало, рост, зрелость, спад).

Подобный подход при обработке соб- (1) ранной по ОМ информации позволяет говорить о моделировании рынка ОУ, когда прогнозируется его развитие, но не в смысле прогнозирования основных показателей, а в смысле возможных положений ОМ в системе координат (U, Т).

Результаты исследования

Оценка стратегического положения вузов на региональном рынке образова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2)

тельных услуг контингенту студентов вузов Читинской об-

Данное исследование проведено по ласти (табл. 2).

Таблица 2

Контингент студентов по вузам, чел.

Год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2002 15417 9261 2478 2308 2527 2932 988 3007 427 123

2003 13918 9373 2584 2636 2853 2985 1042 3142 445 153

2004 14552 9186 2669 3033 2719 3083 1267 3665 408 159

2005 11249 8614 2753 3040 2997 3076 971 3838 365 160

2006 10380 6791 2714 3075 3284 3038 705 4000 332 192

Для данного исследования по табл. 2 получены две матрицы БКГ, отличающиеся алгоритмом вычисления координаты и -доли образовательного модуля в совокуп-

ном объеме: а) координата и считается за период времени с 2002 по 2006 г., формула (5); б) координата и считается на 2006 г., формула (4) (рис. 1).

Матрица БКГ (вузы, контингент - всего, 2002- 2006, 2006 гг.)

ф 80 г х Ф

3

% 1 •

15 20

и - удельный вес, %

■ ЧитГУ

♦ ЗабГГПУ

* ЧГМА

8ЧИБГУЭП 63 ЗабАИ

• ЗабИИЖТ 5! СГА

□ ЗИПСибУПК ОДВАГС ДЧФ РАП

160

140

120 -

100

60 -

40 -

20

0

0

5

10

25

30

35

Рис. 1. Матрица БКГ (вузы, контингент - всего, 2002-2006, 2006 гг.

В данном исследовании «звездой» является ЗИП СибУПК. Данный вуз лидирует по соотношению темпов роста (около 140

%). Следует отметить, что нахождение в зоне «звезд» еще не говорит о финансовом успехе вуза и о качестве образования в нем.

В зоне «дойных коров» находятся 2 вуза -ЧитГУ и ЗабГГПУ. Данные вузы занимают относительно большие доли рынка: Читинский государственный университет осуществляет обучение около 30 % контингента студентов, а Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет -около 20 %. Остальные вузы находятся в «зоне неопределенности» и «знак вопроса», соотношение темпов роста этих вузов, находится в пределах 100...130 %. Значимую долю рынка (7.10 %) занимают такие вузы, как ЧИ БГУЭП, ЗабАИ, ЧГМА и ЗабИИЖТ.

Оценка стратегического положения групп специальностей на региональном рынке образовательных услуг

Данное исследование проведено по контингенту студентов по вузам Читинской области в разрезе групп специальностей. В Читинской области ведется подготовка более чем по 150 направлениям и специальностям высшего профессионального образования, сгруппированным по 17 группам. Нами оставлено меньшее число групп - 10, наиболее крупных по контингенту (более 500 чел.).

Таблица 3

Контингент студентов по вузам в разрезе групп специальностей, чел.

Год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2002 14604 9932 4975 2478 1966 848 981 1281 972 203

2003 13567 8593 6128 2584 2196 1148 993 1225 1044 281

2004 14590 9021 5881 2669 2476 1016 1044 1400 1098 374

2005 12207 8242 5039 2753 2471 1270 1124 1027 1007 443

2006 12433 6997 3967 2714 2311 1470 1129 1013 802 554

1. Экономика и управление

2. Гуманитарные и социальные науки

3. Образование и педагогика

4. Здравоохранение

5. Транспортные средства

6. Сельское и рыбное хозяйство

7. Архитектура и строительство

8. Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

9. Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

10. Сфера обслуживания.

По исходным данным (табл. 3) получено две матрицы БКГ:

1) доля рынка определялась по формуле (5) за период с 2002 по 2006 гг.;

2) доля рынка определялась по формуле (4) за 2006 г. (рис. 2).

Матрица БКГ (группы специальностей, контингент, 2002 - 2006, 2006 гг.)

• А ■■ им ш ►к

о □

Т Т Т Т

15 20 25

и - удельный вес, %

■ экономика и управление

♦ гуманитарные и социальные науки А образование и педагогика

* здравоохранение

и транспортные средства

• сельское и рыбное хозяйство

■■ архитектура и строительство

■^энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

о геология, разведка и разработка полезных ископаемых

Д сфера обслуживания

Рис. 2. Матрица БКГ (группы специальностей, контингент, 2002-2006, 2006 гг.

160

100

60

40

0

0

5

10

30

35

40

В данном исследовании в зоне «дойных коров» находятся три группы специальностей - это «Экономика и управление», «Гуманитарные и социальные науки» и «Образование и педагогика». Группа специальностей «Экономика и управление» имеет значительную долю рынка ОУ (около 40 %), прежде всего, за счет специальностей «Бухгалтерский учет и аудит» и «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». На втором месте по удельному весу - группа специальностей «Гуманитарные и социальные науки» (за счет специальности «Юриспруденция»), причем соотношение темпов роста равно нулю. В зоне «знак вопроса» находятся три группы специальностей -«Сельское и рыбное хозяйство» (с наибольшим удельным весом и соотношением темпов роста), «Сфера обслуживания» и «Архитектура и строительство».

Остальные группы специальностей находятся в зоне неопределенности. При этом «Здравоохранение» и «Транспортные средства» занимают 5.10 % рынка ОУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краковский Ю.М. Высшая школа Иркутской области: история, анализ, развитие / Ю.М. Краковский, В.К. Карнаухова. - Иркутск: ИрГТУ ,2002. - 212 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Краковский Ю.М. Методы анализа и обработки данных для мониторинга регионального рынка образовательных услуг / Ю.М. Краковский, В.К. Карнаухова. - М.: Издательский центр «МарТ», 2007. - 240 с.

3. Краковский Ю.М. Процедура анализа конкурентоспособности вузов на рынках образовательных услуг и труда / Ю.М. Краковский, Я.Л. Шильке // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - ИрГУПС. - 2005. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.