ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Краковский Ю.М., Воложанина О.А.
УДК 331.108.4:519
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГРУПП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Введение
Основная проблема существующей системы образования проявляется в несоответствии уровня выпускаемых вузами специалистов потребностям общества, динамике его развития. Частично это связано с тем, что рынок труда оперативнее реагирует на изменения в экономике. В этой связи у вузов при планировании своей деятельности возникает потребность в исследовании рынка образовательных услуг во взаимодействии с рынком труда, а, следовательно, и использовании инструментов стратегического анализа.
Стратегический анализ рынка — это, с одной стороны, изучение закономерностей его развития с учетом влияния средств маркетинга и конкурентной борьбы в целях прогнозирования долгосрочных перспектив рыночной ситуации. С другой стороны — это этап стратегического планирования, позволяющий сформировать набор стратегических альтернатив. В таких исследованиях широко применяются методы портфельного анализа [1].
Под стратегическим позиционированием понимается основной прием портфельного анализа, заключающийся в построении двумерных матриц, с помощью которых бизнес-единицы или отдельные продукты сравниваются между собой по различным критериям. Стратегическое позиционирование является одним из этапов портфельного анализа и представляет собой инструмент обработки статистики для последующего анализа и разработки стратегии развития объекта.
Для исследования развития рынка образовательных услуг и его взаимодействия с рынком труда использован модифицированный метод Бостонской консалтинговой группы (БКГ), адаптированный для анализа стратегического положения образовательного модуля
(вузы, специальности и т.д.) на исследуемом региональном рынке [2, 3]. Этот метод классифицирует образовательные модули (ОМ) на четыре группы («собаки», «звезды», «знаки вопроса» и «дойные коровы») по двум показателям (координатам). По оси абсцисс откладывается удельный вес каждого ОМ в объеме выпуска (приема, контингента) (У), а по оси ординат — соотношение темпов роста каждого образовательного модуля и совокупного выпуска (приема, контингента) (Т).
В работе [2] предложено ввести еще дополнительную область, названную «зона неопределенности». Появление этой зоны связано с тем, что границы групп определяются двумя методами: как средние значения и как значения медианы.
Удельный вес каждого ОМ в темпе изменения суммарного объема (Г.) рассчитывается по формуле
а — а
Г _ . Ш1П
ас — а„
100%, I _ 1,1,
(1)
где ас — среднее значение коэффициента а (коэффициенты а1 определяются методом наименьших квадратов);
аш1п _ ш1п а; ашах _ Шах а;
I — число образовательных модулей.
Доля каждого ОМ в совокупном суммарном объеме (и.) определяется по одному из двух вариантов:
1) на конкретный год ]0 У
и. _ г щ 100%;
(2)
У ¥..
у 40
2) по определенному периоду времени J0
1 _1
и =_—100%. (3)
I I ^
I =1 ¡^ 0
Поэтапный анализ информации за несколько интервалов, позволяет сделать выводы о развитии рынка и стадии жизненного цикла объектов (начало, рост, зрелость, спад).
Подобный подход при обработке собранной по ОМ информации позволяет говорить о моделировании рынка ОУ, когда производится прогноз его развития, но не в смысле прогнозирования основных показателей, а в смысле
возможных положений ОМ в системе координат (и, Т).
Исходные данные.
Данное исследование проведено по приему (табл. 1) и выпуску студентов (табл. 2) вузов Читинской области в разрезе групп специальностей. В Читинской области ведется подготовка по направлениям и специальностям высшего профессионального образования, сгруппированным по 17 группам. Нами оставлено меньшее число групп — 9, наиболее крупных по контингенту.
Табл. 1
Прием студентов в вузы в разрезе групп специальностей.
Прием 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2002 3491 2192 1033 515 501 306 250 359 204
2003 4197 2355 1348 759 559 342 305 263 211
2004 3879 2285 1359 615 579 362 292 283 278
2005 3002 2047 1023 646 597 301 347 260 227
2006 3228 1581 590 560 556 454 318 258 215
Табл. 2
Выпуск специалистов из вузов в разрезе групп специальностей.
Выпуск 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2002 2136 1133 831 167 358 50 109 73 113
2003 2221 1373 1097 217 310 90 134 125 118
2004 2050 1379 1198 229 327 93 130 78 151
2005 2957 1734 1379 220 353 109 123 151 180
2006 2756 1584 1058 259 391 116 134 128 153
Примечание:
1. Экономика и управление;
2. Гуманитарные и социальные науки;
3. Образование и педагогика;
4. Транспортные средства;
5. Здравоохранение;
6. Сельское и рыбное хозяйство;
7. Архитектура и строительство;
8. Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника;
9. Геология, разведка и разработка полезных ископаемых.
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Результаты исследования. год, формула (2). На рис. 1 приведены резуль-
Для каждой таблицы исходных данных по- таты по приему для случая а); на рис. 2 приве-
лучено по две матрицы БКГ: а) координата и дены результаты по выпуску для случая б). считается за период времени с 2002 по 2006 год, При анализе выпуска (рис. 2), в секторе
формула (3); б) координата и считается на 2006 «звезды» находятся три группы специальнос-
Рис. 1. Матрица БКГ по приему период с 2002 по 2006 годы.
15 20 25 30 и - удельный вес, %
Рис. 2. Матрица БКГ по выпуску период с 2002 по 2006 годы.
тей — «Экономика и управление», «Гуманитарные и социальные науки» и «Образование и педагогика». При этом из них выделяется «ярчайшая звезда» - это группа специальностей «Экономика и управление», занимающая около 45% рынка труда. Это отражает факт перепроизводства специалистов по данным специальностям. На четвертом месте по занимаемой доле рынка (около 5%) находится группа «Здравоохранение», а по соотношению темпов роста — «Транспортные средства». Эти группы специальностей находятся в «зоне неопределенности». Остальные группы находятся в секторе «собак». При этом группа «Архитектура и строительство» имеет нулевое соотношение темпов роста. Данное исследование по «звездам» совпадает с исследованием рынка образовательных услуг Иркутской области [3]. Темпы роста выпуска специалистов по этим направлениям превысили 350%, а доля рынка составила более 25%. Но в цитируемом исследовании третьей группой является «Энергетика и энергомашиностроение».
По результатам исследования данных о приеме при построении матрицы БКГ, в которой удельный вес определяется за 2006 год в секторе «дойных коров» находятся две группы специальностей — «Экономика и управление» и «Гуманитарные и социальные науки». При построении матрицы БКГ, в которой удельный вес определяется за период с 2002 по 2006 годы (рис. 1), в секторе «дойных коров» находится три группы специальностей — «Экономика и управление», «Гуманитарные и социальные науки», и «Образование и педагогика». В обоих случаях около 40% абитуриентов выбирают специальности, принадлежащие группе «Экономика и управление», прежде всего такие как «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление». Группа специальностей «Гуманитарные и социальные науки» также имеет значительную долю рынка ОУ за счет специальности «Юриспруденция», которая в Читинском регионе является «ведущей» по приему на протяжении последних лет. Значительную долю рынка (7-8%) занимают группы специальностей «Здравоохранение» и «Транспортные средства». Они находится в «зоне неопределенности», прилегающей к сектору «звезды», причем как по совокупной доле рынка, так и по 2006 году. При этом соотношение темпов роста группы специальностей «Здравоохранение» примерно на 10% больше,
чем группы «Транспортные средства». Также в зоне неопределенности находится группа специальностей «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника». Остальные группы специальностей расположились в секторе «знак вопроса». Они занимают от 2% до 5% доли рынка ОУ, но при этом имеют достаточно высокие темпы роста (более 130%). Это говорит о том, что они могут перейти в сектор "звезд" при увеличении спроса на данные направления. Следует отметить, что отсутствуют группы специальностей в секторах «дойные коровы» и «звезды». В исследование [3] группы «Экономика и управление» и «Гуманитарно-социальные» находятся в секторе «звезды».
Анализ матриц БКГ по выпуску и приему отражает демографическую ситуацию в регионе. В работе [3] приведены результаты исследований рынка образовательных услуг Иркутской области за 1999-2003 годы. Объекты в матрицах БКГ всегда позиционируются вдоль главной диагонали, что свидетельствует о наличии положительной связи между показателями. В нашем случае по приему наблюдается отрицательная связь, а по выпуску — положительная. На наш взгляд это связано с началом демографического «сжатия». Для дополнительного исследования этого вопроса нами были взяты данные по приему за 2000-2006 годы. Матрица БКГ для этого случая приведена на рис. 3. Как мы видим, между показателями также наблюдается положительная связь.
Выводы.
1. При анализе системы высшего образования Читинской области по группам специальностей по выпуску в секторе «звезды» находятся три группы специальностей — «Экономика и управление», «Гуманитарные и социальные науки» и «Образование и педагогика». При этом из них выделяется «ярчайшая звезда» - это группа специальностей «Экономика и управление», занимающая около 45% рынка труда. Данное исследование по «звездам» совпадает с исследованием рынка образовательных услуг Иркутской области.
2. При исследовании по приему «звезд» не оказалось. В секторе «дойных коров» находятся три группы специальностей — «Экономика и управление», «Гуманитарные и социальные науки», и «Образование и педагогика». В «зоне неопределенности» находится группа специальностей «Энергетика, энергетическое ма-
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Матрица БКГ (Группы специальностей, Прием, 2000 - 2006, 2006 г.)
200 -
пГ &
о о.
Э 150 -
50 -
■■ ш ►и ■
68
♦
-А-
10
35
40
15 20 25 30
и - удельный вес, %
Рис. 3. Матрица БКГ по приему за период с 2000 по 2006 годы.
■ Экономика и управление
♦ Гуманитарные и социальные науки
* Образование и педагогика •^Транспортные средства ►^Здравоохранение
• Сельское и рыбное хозяйство
»Архитектура и строительство
□ Энергетика, энергетическое маш иностроение и электротехника
ОГеология разведка и разработка полезных ископаемых
ДСфера обслуживания
45
шиностроение и электротехника». Остальные группы специальностей расположились в секторе «знак вопроса». В исследовании рынка образовательных услуг Иркутской области группы «Экономика и управление» и «Гуманитарно-социальные» находятся в секторе «звезды».
3. Анализ матриц БКГ по выпуску и приему отражает демографическую ситуацию в регионе. Это подтверждается тем, что при анализе приема показатели матрицы БКГ имеют отрицательную связь, а по выпуску — положительную. На наш взгляд это связано с началом демографического «сжатия». Этот тезис подтвердился при анализе данных по приему за 2000-2006 годы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА - М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003. — 288 с.
2. Краковский Ю.М., Карнаухова В.К., Шиль-ке Я.Л. Трехэтапный метод оценки стратегического положения вузов на основе модели Мак-Кинси. // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 1 (47). С. 35-39.
3. Краковский Ю.М., Карнаухова В.К. Методы анализа и обработки данных для мониторинга регионального рынка образовательных услуг. М.: Издательский центр «МарТ», 2007. 240 с.