Научная статья на тему 'Стратегический анализ перспектив внешнеэкономического развития российской текстильной индустрии'

Стратегический анализ перспектив внешнеэкономического развития российской текстильной индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ТЕКСТИЛЬНАЯ И ШВЕЙНАЯ ОТРАСЛЬ / ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ / ЭКСПОРТНАЯ ЭКСПАНСИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОДУКТОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ / DEVELOPMENT STRATEGY / TEXTILE AND GARMENT INDUSTRY / VALUE CHAINS / EXPORT EXPANSION / IMPORT REPLACEMENT / PRODUCT PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Димитриади Н.А., Воронкова О.Н.

В работе изучены особенности развития текстильной отрасли в мировой и российской экономике с точки зрения трендов в формировании цепочек создания ценности, диверсификации ассортиментного портфеля и географической структуры международной торговли текстильной продукцией; проводится стратегический анализ перспектив внешнеэкономического развития российских компаний. Структура и представленные результаты стратегического анализа могут быть использованы при разработке внешнеэкономической стратегии развития российских предприятий текстильной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGIC ANALYSIS OF FOREIGN TRADE DEVELOPMENT PERSPECTIVES OF THE RUSSIAN TEXTILE INDUSTRY

The paper contains the results of textile and garment industry development peculiarities examining in the World and Russian economies from a point of view of tendencies in value chains constructing, product portfolio diversification and geographic structure of world trading by this production, a strategic analysis of Russian companies’ perspectives for foreign trade development was carried out. The structure and the results of the strategic analysis might be implemented for external economic strategy development for Russian companies operating in the contemporary textile industry.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ перспектив внешнеэкономического развития российской текстильной индустрии»

Димитриади Н.А.,

д.э.н., профессор кафедры общего и стратегического менеджмента, РГЭУ (РИНХ) E-mail: ndimitriadi@yandex.ru Воронкова О.Н.,

к.э.н., доцент кафедры мировой политики и глобализации, РГЭУ (РИНХ) E-mail: vipoksanka@yandex.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ПЕРСПЕКТИВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ТЕКСТИЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

JEL classification: F20, L10

В работе изучены особенности развития текстильной отрасли в мировой и российской экономике с точки зрения трендов в формировании цепочек создания ценности, диверсификации ассортиментного портфеля и географической структуры международной торговли текстильной продукцией; проводится стратегический анализ перспектив внешнеэкономического развития российских компаний. Структура и представленные результаты стратегического анализа могут быть использованы при разработке внешнеэкономической стратегии развития российских предприятий текстильной отрасли.

Ключевые слова: стратегия развития, текстильная и швейная отрасль, цепочки создания ценности, экспортная экспансия, импортозамещение, продуктовый портфель.

N.A. Dimitriadi, O.N. Voronkova

THE STRATEGIC ANALYSIS OF FOREIGN TRADE DEVELOPMENT PERSPECTIVES OF THE RUSSIAN TEXTILE INDUSTRY

The paper contains the results of textile and garment industry development peculiarities examining in the World and Russian economies from a point of view of tendencies in value chains constructing, product portfolio diversification and geographic structure of

world trading by this production, a strategic analysis of Russian companies' perspectives for foreign trade development was carried out. The structure and the results of the strategic analysis might be implemented for external economic strategy development for Russian companies operating in the contemporary textile industry.

Keywords: development strategy, textile and garment industry, value chains, export expansion, import replacement, product portfolio.

Введение

Современное развитие мировой индустрии в условиях глобализации, цифро-визации, перехода к шестому технологическому укладу формирует новые тренды функционирования текстильной и швейной отрасли, открывая преимущества выстраивания глобальных цепочек создания ценности, проникновения нано-, био-, цифровых технологий в производство текстиля, а также изделий из него [1]. Базовая проникающая возможность отрасли также делает ее стратегически важной для других отраслей (медицина, армия, стройинду-стрия, автомобилестроение, шинное производство, экология и т.д.). В российской экономике перечисленные выше особенности сочетаются с импортозамещающей ориентацией отрасли, которую целесообразно реализовать на основе эффективных внешнеэкономических стратегий.

Целью данного исследования является проведение стратегического анализа перспектив внешнеэкономического развития отечественной текстильной индустрии.

Материалы и методы

Анализировались тенденции в развитии спроса на различные виды волокон, пряжи, текстиля, а также тренды в формировании международной кооперации в производстве и реализации продукции текстильных и швейных компаний. Перспективность внешних рынков для экспортной экспансии российских компаний оценивалась по трем основным показателям:

- сальдо торгового баланса каждой страны по различным видам тканей, характеризующее целесообразность интервенции на конкретный зарубежный рынок;

- емкость и интенсивность роста емкости рынков, отражающие их привлекательность [2, 3];

- рассчитываемый Российским экспортным центром многокритериальный показатель, отражающий перспективы несырьевого экспорта России в конкретную страну [4].

Использовался анализ баз данных международных организаций ЮНКТАД (http://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/tdr20 17overview_ru.pdf), Всемирного банка (http://wits.worldbank.org), Всемирной торговой организации (https://www.wto.org), Международного центра торговли (https://marketanalysis.intracen.org); международные внешнеторговые статистические базы данных (https://www.trademap.org, http ://www. ereport.ru, http s:// comtrade .un.org,

https://www.ru-stat.com, Ьйр://те§а-

eworld.com/pub/section100519/element23909 71/); специализированные порталы стран по текстилю (Fibre2Fashion.com, Just-style.com, TechnicalTextile.com, marketsandmar-

kets.com, businessinsider.com, appar-el.edgl.com, strategyr.com, grandviewre-search.com), а также российские базы данных: Российский экспортный центр www.exportcenter.ru, Минпромторг

(www.minpromtorg.gov.ru), Росстат

(www.fedstat.ru).

Результаты

Анализ баз данных и литературных источников позволил авторам сформулировать стратегические императивы функционирования и развития изучаемой отрасли (рис. 1).

Мировой рынок - источник возможностей и новых стратегий организации бизнеса J

Россия - естественный рынок сбыта для отечественных производителей

Экспортоориентированное импортозамещение - перспективное направление развития российских компаний

Рисунок 1 - Императивы развития текстильной отрасли РФ (составлен авторами с использованием [5])

Также выделены представленные ниже основные тренды развития мировой текстильной индустрии:

- диверсификация ассортимента производимой продукции с ориентацией на функциональные ткани;

- рост экологических требований к текстильной промышленности;

- поощрение правительствами производителей натуральных тканей с целью снижения зависимости от полиэфирных материалов и их импорта;

- ориентация потребителей на новинки, активизирующая инновационные процессы в текстильной отрасли;

- активная интеграция производственных цепочек в азиатском регионе и их дифференциация в Европе и Северной Америке [6, 7].

Авторами также разработана структура стратегического анализа, результаты которого могут стать основой внешнеэкономических стратегий российских текстильных компаний (рис. 2). Можно выделить следующие ключевые компоненты данного процесса:

1. Идентификация стран с максимальной/быстрорастущей емкостью текстильного рынка и высокой импортозави-симостью.

2. Картирование международных глобальных цепочек создания ценности, формирование матрицы потенциальных рынков сбыта по странам и видам тканей.

3. Выбор локаций внедрения российских компаний в международные цепочки создания ценности / идентификация компаний-партнеров / построение эффективной системы сбыта.

Рисунок 2 - Структура стратегического анализа, проводимого при разработке внешнеэкономической стратегии российских текстильных компаний

(составлен авторами)

Анализ результатов стратегического анализа позволяет сформировать акту-

альные траектории развития текстильнои и швейной индустрии (рис. 3).

География глобальных бизнесов

География глобальных операций

Направления технологического развития

Рисунок 3 - Траектории развития текстильной и швейной отрасли в мире (составлен авторами с использованием [5, 8, 9])

Авторами также выделены следующие основные драйверы развития российской текстильной и швейной промышленности, связанные с тенденциями трансформации мирового рынка [7]:

- модернизация производственных мощностей отрасли в ведущих центрах (например, создание Полиэфирного комплекса в г. Иваново, реализация технологической платформы «Развитие легкой промыш-

ленности» в Республике Татарстан, модернизация предприятий «БТК-Групп» и т.д.);

- развитие внутреннего производства синтетических тканей и технического текстиля;

- рост емкости сегмента униформы и спецодежды;

- государственная поддержка им-портозамещения в сегментах одежды и домашнего текстиля.

Таким образом, акцент в развитии российской текстильной и швейной промышленности смещается в область следующего направления трансформации ассортимента производимой продукции: «наибо-

лее привлекательными направлениями являются производство синтетических волокон, пряжи и высокотехнологичных текстильных материалов на их основе, а также производство спецодежды» [8] (рис. 4).

Обозначения:

Низкая привлекательность сегмента

Средняя

Высокая

Рисунок 4 - Сегменты развития текстильной и швейной отрасли РФ [8]

Авторами разработана оригинальная матрица выбора направлений экспортной экспансии предприятий текстильной отрасли (рис. 5). По оси ординат матрицы откладывается 2-критериальный показатель, рассчитываемый по величинам емкости/динамики роста емкости изучаемого рынка. По оси абсцисс откладывается мно-

гокритериальный показатель, отражающий перспективы несырьевого экспорта России в конкретную страну [4]. Соответственно, в матрицу помещаются страны с наибольшими (по абсолютной величине) отрицательными величинами сальдо торгового баланса каждой страны по различным видам тканей.

г

ю

Высокая

Емкость/рост рынка (2-критериальний показатель)

Низкая

Страны Центральной и Восточной Европы (Румыния, Польша, Словения). Великобритания, США, Канала,

Привлекательные с точки зрения потенциальных перспектив развития бизнеса страны, сотрудничество с которыми может оказаться сложным в связн с необходимостью преодоления ряда барьеров

Германия, Италия, Франция. Бельгия,

Малопривлекательные с точки зрения потенциальных перспектив развития бизнеса страны, сотрудничество с которыми может оказаться сложным в связн с необходимостью преодоления ряда барьеров

Вьетнам, Бангладеш, Камбоджа, Шри-Ланка, Иран, Саудовская Аравия, Марокко, Никарагуа,

Привлекательные с точки зрения потенциальных перспектив развития бизнеса страны, сотрудничество с которыми может быть начато в качестве расширения существующего сотрудничества в других отраслях

Страны СНГ, Мексика, Бразилия, Чили, Колумбия

Малопривлекательные с точки зрения потенциальных перспектив

развития бизнеса страны, сотрудничество с которыми может быть начато в качестве расширения существующего сотрудничества в других отраслях

Ни }кнн

Высокий

10

Уровень сотрудничества с РФ (многокритериальный показатель)

Рисунок 4 - Матрица окончательного выбора рынков экспортной экспансии предприятий текстильной отрасли РФ

Результаты проведенного матричного анализа позволили выделить наиболее перспективные страны для экспорта продукции российских текстильных компаний: Вьетнам, Камбоджу, Бангладеш, Шри-Ланку, Иран, Саудовскую Аравию, Марокко, Никарагуа. Страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Румыния, Словения), а также Великобритания, Канада и США достаточно привлекательны для экспорта с точки зрения емкости и роста рынков, но экспортная экспансия российских компаний в эти страны затруднена необходимостью преодоления ряда существенных барьеров (см. рис. 5).

Обсуждение

Таким образом, предложенный алгоритм проведения стратегического анализа позволяет выделить следующие моменты, имеющие ключевое значение для распределения ресурсов в рамках внешнеэкономической стратегии:

1. Выбрать целевые рынки (страна/вид поставляемой текстильной продукции) и сформировать матрицы наиболее перспективных рынков сбыта по странам и видам тканей.

2. Разработать карты международных цепочек создания ценности.

3. Выбрать звенья международных цепочек создания ценности, наиболее перспективные для внедрения в них российских текстильных компаний.

Соответственно, результаты стратегического анализа могут стать основой для принятия решений, касающихся выстраивания цепочек производства и поставок текстильной/ швейной продукции на наиболее перспективные зарубежные рынки с ориентацией на создание на национальной территории наибольшей добавленной стоимости при сокращении конечных издержек производства. Практическая реализация этих решений в ряде случаев может затронуть содержание корпоративной стратегии российских текстильных компаний.

Результаты стратегического анализа также могут стать основой разработки стратегии сбыта выпускаемой продукции и структуры отделов продаж [10], встроен-

ных в международные цепочки создания ценности.

Заключение

В целом использование предложенного подхода к проведению стратегического анализа позволяет выстраивать обоснованную внешнеэкономическую стратегию, направленную на наиболее перспективные для экспортной экспансии российских текстильных компаний зарубежные рынки. Получаемые при проведении анализа данные также могут служить основой для выбора ассортимента ориентированной на каждый целевой рынок продукции, планирования производства, а также продуктового портфеля и основ сбытовых стратегий компании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воронкова О.Н. Инструменты стратегического развития российских компаний в условиях глобальных трансформаций // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - № 4. - С. 25-27.

2. Димитриади Н.А., Карасев Д.Н. Стратегический менеджмент : учеб. пособие. - Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2016. - 264 с.

3. Воронкова О.Н. Концепция анализа и выбора зарубежных рынков экспортно ориентированными предприятиями РФ // Фундаментальные и прикладные научные исследования: учет, анализ, аудит, налогообложение, статистика : монография / под ред. Е.Н. Макаренко. - Ростов н/Д: РЭУ (РИНХ), 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ренкинг стран. Официальный сайт АО «Российский экспортный центр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/international_ma rkets/country_rating/ranking_2018.pdf

5. Воронкова О.Н. Обоснование выбора стратегии интернационализации российских компаний по критерию повышения их конкурентоспособности // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. -№ 7. - С. 22-25.

6. Значение легкой промышленности в мире экономики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.promzn.ru

7. Текущее состояние и перспективы развития легкой промышленности в России : докл. к XV Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 1-4 апр. 2014 г. [Электронный ресурс] / В.В. Радаев (рук. исслед. кол.), В.Н. Данилина, З.В. Котельникова, Е.А. Назарбаева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. - 333 с. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2014/03/25/1318950 269/Radaev-text.pdf

8. Димитриади Н.А., Ароян Н.М., Ходарева Т.А. Об эффективности систем управления продажами в российских предпринимательских структурах // Менеджмент и бизнес-администрирование. -2013. - № 4. - С. 124-136.

9. Стратегия развития легкой промышленности РФ на период до 2020 года. Утв. Приказом Минпромторга РФ № 853 от 24.09.2009 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.souzlegprom. ru/ru/dokumenty/strategiya-razvitiya-otrasli.html

10. Димитриади Н.А. Анализ основных типов систем управления продажами в современных российских компаниях // Учет и статистика. - 2012. - № 1 (25). -С. 60-64.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Voronkova O.N. Tools of strategic development of Russian companies in the context of global transformations // Competitiveness in the global world: Economics, science, technology. - 2016. - № 4. - P. 25-27.

2. Dimitriadi N.A., Karasev D.N. Strategic management : studies. benefit. - Rostov n/D : Publishing and printing complex at Rostov state economic University (RINH), 2016. - 264 p.

3. Voronkova O. N. The concept of analysis and selection of foreign markets by export-oriented enterprises of the Russian

Federation // Fundamental and applied research: accounting, analysis, audit, taxation, statistics : monograph / ed. Makarenko. -Rostov n/A: PRUE (RINH), 2018.

4. Ranking of countries. Official site of JSC "Russian export center" [Electron resource]. - Mode of access: https://www.exportcenter.ru/international_ma rkets/country_rating/ranking_2018.pdf

5. Voronkova O. N. Justification of the choice of internationalisation strategies of Russian companies according to the criterion of increase of their competitiveness // the Competitiveness in the global world: Economics, science, technology. - 2017. - № 7. -P. 22-25.

6. The importance of light industry in the world economy [Electronic resource]. -Regime of access: http://www.promzn.ru

7. Current state and prospects of development of light industry in Russia : Doc. to the XV, APR. international. science. Conf. on economic and social development, Moscow, 1-4 APR. 2014 [Electronic resource] / V. V. Radaev (hands. research. Col.), V. N. Danili-na, Z. V. Kotelnikova, E. A. Nazarbayev ; National. research. University "Higher school of Economics". - M. : Ed. the house of the HSE, 2014. - 333 p. - access Mode: https://www.hse.ru/data/2014/03/25/1318950 269/Radaev-text.pdf

8. Dimitriadi N.A., Aroyan N.M., Kho-dareva T.A. On the effectiveness of sales management systems in Russian business structures // Management and business administration. - 2013. - № 4. - P. 124-136.

9. Strategy of development of light industry of the Russian Federation for the period up to 2020. Approved. Ministry of industry and trade of the Russian Federation № 853 dated 24.09.2009 [Electronic resource]. -Mode of access: https://www.souzlegprom.ru/ ru/dokumenty/strategiya-razvitiya-otrasli .html

10. Dimitriadi N.A. Analysis of the main types of sales management systems in modern Russian companies // Accounting and statistics. - 2012. - № 1 (25). - P. 60-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.