Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / STRATEGIC OBJECTIVES / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE VORONEZH REGION / ИНДИКАТОРЫ / INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Букреев А.М., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И.

Цель статьи. Обоснование состава и содержания стратегических целей Воронежской области, определение индикаторов их достижения. Обсуждение. Мировой и отечественный опыт стратегического планирования свидетельствует о необходимости постановки системы целей, имеющих определенные количественные характеристики. Формулирование целей и вытекающих из них задач, не имеющих определенных индикаторов их достижения, не имеет перспективы - определить степень их достижения на практике невозможно. Авторы обосновали и апробировали на примере Воронежской области теоретико-методический подход к формированию системы взаимосвязанных показателей, отражающих достижение поставленных стратегических целей социально-экономического развития региона.Результаты. В статье предложены обоснование и содержательная характеристика стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года, определен состав индикаторов их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC OBJECTIVES AND INDICATORS SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT THE VORONEZH REGION DURING THE PERIOD TILL 2035

Article purpose. Justification of structure and maintenance of strategic objectives of the Voronezh region, definition of indicators of their achievement. Discussion. International and domestic experience of strategic planning testifies to need of statement of system of the purposes having certain quantitative characteristics. The formulation is more whole and the tasks following from them not having certain indicators of their achievement has no prospect - it is impossible to define extent of their achievement in practice. Authors have proved and approved teoretiko-methodical approach to formation of system of the interconnected indicators reflecting achievement of the set strategic objectives of social and economic development of the region on the example of the Voronezh region.Results. In article justification and the substantial characteristic of strategic objectives of social and economic development of the Voronezh region for the period till 2035 are offered, the structure of indicators of their achievement is defined.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА»

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

УДК 332. 142

А. М. Букреев, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

Аннотация: Цель статьи. Обоснование состава и содержания стратегических целей Воронежской области, определение индикаторов их достижения. Обсуждение. Мировой и отечественный опыт стратегического планирования свидетельствует о необходимости постановки системы целей, имеющих определенные количественные характеристики. Формулирование целей и вытекающих из них задач, не имеющих определенных индикаторов их достижения, не имеет перспективы — определить степень их достижения на практике невозможно. Авторы обосновали и апробировали на примере Воронежской области теоретико-методический подход к формированию системы взаимосвязанных показателей, отражающих достижение поставленных стратегических целей социально-экономического развития региона.

Результаты. В статье предложены обоснование и содержательная характеристика стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года, определен состав индикаторов их достижения.

Ключевые слова: стратегические цели, социально-экономическое развитие Воронежской области, индикаторы,.

UDK 332. 142

А. М. Bukreev, I. Е. Risin, Yu. I. Treshchevsky

STRATEGIC OBJECTIVES AND INDICATORS SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT THE VORONEZH REGION DURING THE PERIOD TILL 2035

Abstract: article purpose. Justification of structure and maintenance of strategic objectives of the Voronezh region, definition of indicators of their achievemen t.

Discussion. International and domestic experience of strategic planning testifies to need of statemen t of system of the purposes having certain quan titative ch aracteristics. The formulation is more whole and the tasks following from them not having certain indicators of their achievement has no prospect — it is impossible to define extent of their achievement in practice. Authors have proved and approved teoretiko-methodical approach to formation of system of the interconnected indicators reflecting achievemen t of the set strategic objectives of social and economic development of the region on the example of the Voronezh region-

Results. In article justification and the substantial ch aracteristic of strategic objectives of social and economic development of the Voronezh region for the period till 2035 are offered, the structure of indicators of their achievement is defined.

Keywords: strategic objectives, social and economic development of the Voronezh region, indicators.

Введение

Важным этапом процесса разработки Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ является определение целей, достижение которых она призвана обеспечить. На основании собственных теоретических исследований [1, 2, 3], практики разработки стратегий [4, 5] изучения научной литературы [6, 7, 8] мы предлагаем следующий теоретико-методический подход к обоснованию целей и индикаторов социально-экономического развития региона.

Полагаем целесообразным предложить обоснование и содержательную характеристику стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. В их обосновании нами учтены:

— инвариантные (общие для субъектов РФ) цели, определенные в программных документах органов государственной власти Российской Федерации: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [9]; Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2016 [10]; Проекте Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации [11];

— миссия и стратегические приоритеты развития Воронежской области (рассмотрены нами в предыдущей статье);

— генеральная стратегическая цель, установленная в реализуемой ныне Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года [12].

Состав стратегических целей и индикаторов социально-экономического развития Воронежской области

Формирование стратегических целей региона необходимо осуществлять на базе двух основополагающих позиций: систематизации целей, установленных в программных документах Федерального Центра (например, см. таблицу 1) и преемственности социально-экономического развития административно-территориальных образований.

Преемственность в социально-экономическом развитии Воронежской области обеспечивается неизменностью ее генеральной цели — формирования благопри-

ятной среды для жизнедеятельности человека и развития предпринимательст ва (установлена в реализуемой ныне Страте-гии-2020).

Эта цель конкретизируется применительно к новому временному периоду (до 2035 г.) и дополняется системой взаимосвязанных стратегических целей определяющих стратегические рубежи, которые должен достигнуть регион в долгосрочной перспективе по уровню и качеству жизни населения, развитию экономики.

Состав стратегических целей включает:

1. Достижение лидерских позиций Воронежской области в ЦФО по уровню развития человеческого капитала и качеству жизни населения, сокращение социально-экономического неравенства.

2. Поддержание опережающей среднероссийские показатели динамики развития экономики и повышения ее конкурентоспособности, укрепление позиций Воронежской области в мировом экономическом пространстве.

3. Обеспечение полицентрического развития экономики Воронежской области.

Декомпозиция стратегических целей на подцели, увязанная с установленными стратегическими приоритетами развития Воронежской области в долгосрочной перспективе представлена в таблице 2.

Определение стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года обусловливает потребность в формировании системы показателей, позволяющих количественно оценить результаты их реализации. В этой связи, обратим внимание на требования к этой системе.

1. Система показателей должна соответствовать составу приоритетов и стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области и обеспечивать оценку уровня их достижения в процессе реализации утвержденной Стратегии на период до 2035 года.

2. При формировании системы показателей необходим учет целевых индикаторов, предусмотренных в программных документах органов государственной власти Российской Федерации:

Таблица 1

Стратегические цели, установленные Федеральным Центром РФ

В Стратегии национальной безопасности РФ

— развитие человеческого потенциала;

— снижение уровня социального и имущественного неравенства населения;

— обеспечение перехода экономики на новый уровень технологического развитии:

— вхождение России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта;

— повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан;

— развитие фундаментальных научных исследований;

— увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения;

— повышение доступности и качества медицинской помощи;

— сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

— сохранение и развитие единого культурного пространства страны;

— повышение роли России в мировом гуманитарном

и культурном пространстве;

— обеспечение качества окружающей среды_

В «майских» Указах Президента РФ (2012 г.), Послании Президента Федеральному Собранию РФ

— увеличение реальных доходов граждан;

— сохранение н укрепление здоровья граждан;

— повышение суммарного коэффициента рождаемости;

— увеличение продолжительности жизни;

— улучшение жилищных условий граждан;

— повышение доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг;

— рост объема высокотехнологичной медицинской помощи;

— ликвидация школьных зданий, находящихся в аварийном, ветхом состоянии;

— решение проблемы третьих и вторых смен;

— повышение темпов н обеспечение устойчивости экономического роста;

— достижение технологического лидерства российской экономики;

— преодоление дефицита инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров;

— улучшение делового климата;

— ввод в оборот простаивающих сельхозземель и внедрение передовых агротехнологий;

— превращение 1Т-нндустрии в ключевую экспортную отрасль России_

В проекте Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации

— создание пространственной среды благоприятной для жизнедеятельности человека;

— повышение конкурентоспособности российской экономики на основе ее инновационной модернизации с учетом современных факторов размещения производительных сил, широкого арсенала форм ее пространств енн ой ор г а н пз а ции;

— максимальное раскрытие регионального и местного социально-экономического потенциала;

— минимизация пространственных трансакционных издержек для хозяйствующих субъектов, поддержание их мобильности;

— повышение мобильности населения и транспортной доступности населенных мест;

— эффективная реализация транзитного потенциала Российской Федерации;

— реализация долгосрочных мегапроектов межрегионального сотрудничества;

— обеспечение гармоничного

и сбалансированного развития экономики и социальной сферы в каждом субъекте Российской Федерации;

— совершенствование государственного регулирования пространственного развития._

— майских указах Президента РФ (2012 г.): суммарный коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни, уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг; доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания; доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

— Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, состав которых

включает, в том числе, следующие: ожидаемая продолжительность жизни; валовой внутренний продукт на душу населения; децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения); уровень инфляции; уровень безработицы; доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования; доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру; доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам;

Таблица 2

Стратегические приоритеты и цели социально-экономического развития

Воронежской области до 2035 года

ь

о

Оо

Стратегические приоритеты

Стратегические цели

Подцели

1

2

3

1. Развитие человеческого капитала, повышение качества жизни населения.

2. Повышение качества среды обитания населения.

1. Достижение лидерских позиций Воронежской области в ЦФО по уровню развития человеческого капитала н качеству жизни населения, сокращение социально-экономического неравенства.

1.1. Повышение рождаемости, снижение смертности, рост продол» жительности жизни населения. Повышение доступности и качества медицинской помощи каждому жителю области.

1.2. Рост качества образовательных услуг, повышение уровня соответствия системы образования потребностям экономики.

1.3. Обеспечение миграционного притока наиболее образованного и экономически активного населения.

1.4. Снижение безработицы до минимального уровня в ЦФО.

1.5. Снижение масштабов бедности до минимального уровня в России.

1.6. Обеспечение населения доступным и качественным жильем. Развитие ЖКХ и повышение качества его услуг.

1.7. Выравнивание уровня жизни сельских и городских жителей. 1.7. Улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизнедеятельности населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.8 Формирование доступной среды для инвалидов и лиц пожилого возраста; развитие социальной защиты лиц, особо в ней нуждающихся.

1.9. Формирование новой индустрии отдыха, спорта и досуга._

| |

С5

а

п

а

I

я

|

42

-1

а §

Гй

а а

3. Обеспечение экономического роста.

4. Развитие наукоемких, высокотехнологичных производств, цифровой экономики.

5. Расширение импортозамещения на региональном и национальном рынках продовольственных и непродовольственных товаров._

2. Поддержание опережающей среднероссийские показатели динамики развития экономики и повышения ее конкурентоспособности, укрсиление позиций Воронежской области в мировом экономическом пространстве.

6. Развитие функций транепортно-до-гнстического, культурно-исторнческо-го и туристического центров макроре-гпона.

2.1 Модернизация структуры экономики и социальной сферы.

2.2. Инновационное обновление экономики и социальной сферы.

2.3. Формирование институциональной среды, обеспечивающей развитие конкуренции, малого и среднего предпринимательства

2.4. Повышение эффективности использования человеческого капитала.

2.5. Укрепление позиций региона на национальных рынках высокотехнологичной промышленной п сельскохозяйственной продукции, образовательных и информационно-коммуникационных услуг.

2.6. Обеспечение выхода 1Т-компаний на мировой рынок программных продуктов.

Окончание табл. 2

I

¡5! |

("5

а

С5

а

1

а

|

а §

а а

а

3

2.7. Укрепление познцнй производителей средств связи на мировом рынке высокотехнологичной продукции.

2.8. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение всеобщей доступности качественных услуг связи на всей территории области.

2.9. Обеспечение населения экономически доступной н безопасной сельскохозяйственной продукцией н продовольствием.

2.10. Освоение новых сегментов мирового рынка продукции агропромышленного комплекса.

2.11. Создание современной транспортно-логнстической инфраструктуры региона_

7. Развитие Воронежской агломерации, улучшение ситуации в моногородах

3. Обеспечение полицентрического развития экономики Воронежской области.

3.1. Создание в муниципальных районах новых точек экономического роста. Обновление экономического профиля моногородов.

3.2. Развитие межмуниципального экономического взаимодействия.

3.3. Развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной доступности всех населенных пунктов.

3.4. Обеспечение высокой пространственной мобильности трудовых ресурсов.

3.5. Выравнивание условий обеспечения занятости для разных территорий региона.

3.6. Выравнивание уровня жизни села по сравнению с городом, создание комфортной среды жизнедеятельности сельского населения, повышение престижа проживания и работы в сельской местности.

3.7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры, устранение цифрового неравенства и обеспечение доступности качественных услуг связи на всей территории области._

<

Ко

Оо

2

1

— Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: среднегодовые темпы прироста промышленности, инвестиций в основной капитал, реальной заработной платы, оборота розничной торговли, объемов экспорта и импорта.

3. При формировании системы показателей необходим учет показателей, рекомендованных Министерством экономического развития для использования при разработке Стратегий социально-экономического развития субъекта РФ.

4. Система показателей должна обеспечивать преемственность с действующей

в настоящее время системой целевых индикаторов реализуемой Стратегии-2020.

5. При формировании системы показателей необходимо обеспечить ее сбалансированность, что достигается включением показателей:

— абсолютных (поскольку важны объемные характеристики) и относительных;

— финансовых и немонетарных;

— отражающих значимые параметры уровня и качества жизни населения, экономики, экологии.

Предлагаемая нами система показателей представлена в таблице 3.

Таблица 3

Система показателей социально-экономического развития Воронежской области в долгосрочном периоде

Стратегические приоритеты Показатели

1 2 3

1. Развитие человеческого капитала, повышение качества жизни населения 1. Достижение лидерских позиций Воронежской области в ЦФО по уровню развития человеческого капитала и качеству жизни населения. Сокращение социально-экономического неравенства. 1. Общий коэффициент рождаемости. 2. Ожидаемая продолжительность жизни. 3. Заболеваемость на 1000 чел. населения. 4. Динамика реальных денежных доходов населения. 5. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. 6. Децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения). 7. Уровень безработицы. 8. Количество рабочих мест, пригодных для лиц с ограниченными возможностями здоровья. 9. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя. 10. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях. 11. Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену. 12. Индекс физического объема природоохранных расходов. 13. Доля расходов в ВРГ1 на здравоохранение, образование и культуру.

2. Повышение качества среды обитания населения

Окончание табл. 3

1 2 3

3. Обеспечение экономического роста 2. Поддержание опережающей среднероссийские показатели динамики развития экономики и повышения ее конкурентоспособности. Укрепление позиции региона в мировом экономическом пространстве. 14. ВРП на душу населения. 15. Число высокопроизводительных рабочих мест. 16. Объем инвестиций в основной капитал 17. Индекс производительности труда в промышленности. 18. Индекс производительности труда в сельском хозяйстве. 19. Прирост продукции промышленного производства по отношению к уровню 2011 г. (в %). 20. Прирост продукции сельского хозяйства по отношению к 2011 г. (в %). 21. Количество субъектов МСП на 100 000 человек населения. 22. Оборот малых и средних предприятий. 23. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП. 24. Объем прямых иностранных инвестиций. 25. Объем экспорта.

4. Развитие малого и среднего бизнеса

5. Развитие научно-техно-логнческого потенциала

6. Развитие наукоемких производств, развитие цифровой экономики

7. Расширение участия предприятий в международной кооперации, развитие экспорта

8. Развитие импортоза-мещенпя на региональном и национальном рынке продовольственных товаров

9. Развитие Воронежской агломерации, улучшение ситуации в моногородах 3. Обеспечение полнцен-трического развития экономики региона. 26. Доля территории региона, не соответствующая экологическим нормативам; 27. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием (км путей на 1000 кв. км территории). 28. Коэффициент миграционного прироста. 29. Объем услуг связи, оказанных населению, на 1 жителя. 30. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Корреспонденция предложенной системы речнем показателей, рекомендованных Ми-показателей с действующей в Воронежской нистерством экономического развития Россий-области системой показателей, а также с пе- ской Федерации, представлена в таблице 4.

Таблица 4

Корреспонденция систем показателей (предложенных, действующих, рекомендованных Минэкономразвития)

Перечень рекомендованных показателей для оценки достижения стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года Наличие (+), отсутствие (—) соответствующих показателей в системах показателей

действующей в Воронежской области рекомендованной Минэкономразвития

1 2 3

1. Общий коэффициент рождаемости — +

2. Ожидаемая продолжительность жизни * +

3. Заболеваемость на 1000 чел. населения - -

№ 2 (41), 2018 РЕГИОН: системы, экономика, управление

Окончание табл. 4

1 2 3

4. Динамика реальных денежных доходов населения + *

5. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. + +

6. Децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения) - -

7. Уровень безработицы + +

8. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 Жителя + *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях - +

10. Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену - +

11. Индекс физического объема природоохранных расходов - н-

12. Доля расходов в ВРП на развитие образования и культуру + -

13. ВРП на душу населения + н-

14. Число высокопроизводительных рабочих мест - +

15. Объем инвестиций в основной капитал + +

16. Индекс производительности труда в промышленности производительность труда по экономике в целом

17. Индекс производительности труда в сельском хозяйстве производительность труда по экономике в целом

18. Прирост продукции промышленного производства объем продукции *

19. Прирост продукции сельского хозяйства объем продукции с/х +

20. Количество субъектов МОП на 100 000 человек населения - +

21. Оборот малых и средних предприятий — +

22. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП + +

23. Объем прямых иностранных инвестиций — —

24. Объем экспорта — +

25. Доля территории региона, не соответствующая экологическим нормативам - -

26. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием (км путей на 1000 кв. км территории) + +

27. Коэффициент миграционного прироста - +

28. Объем услуг связи, оказанных населению, на 1 жителя - +

29. Доля граждан, непользующпх механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме - +

Заключение

Таким образом, авторами обоснованы состав и содержание стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области в период до 2035 года и определены индикаторы их достижения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вертакова Ю. В. Итерационная технология оценки условий кластеризации в региональном экономическом пространстве / Ю. В. Вертакова, И. Е. Рисин, Ю. И. Тре-щевский // Экономика и управление. — 2016. — № 4 (126). — С. 11—19.

2.Рисин И. Е. Ключевые сферы и задачи стратегического управления социально-экономическим развитием регионов / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский // Регион: системы, экономика, управление. — 2016. — № 4 (35). — С. 17—22.

3. Рисин И. Е. Развитие бизнеса в контексте документов стратегического управления регионом / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский, А. С. Свиридов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2015. — №2.—С. 107—118.

4. Букреев А. М. Стратегия опережающего развития региона: опыт разработки и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года / А. М. Букреев, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский, В. Н. Эйтин-гон // Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития : труды Восьмой международной научно-практической конференции 31 мая — 1 июня 2012 г. Часть 1. РАН ИНИОН, — М„ 2012. — С. 212—219.

5. Прогноз научно-технического развития Воронежской области по направлению АПК и пищевая промышленность до 2030 года : монография / И. Ф. Хицков, В. Г. Зак-шевский, В. Ф. Печеневский [и др.]. — Воронеж : Изд-во ГНУ НИИЭО АПК ЦЧР России, 2014. — 93 с.

6. Колесниченко Е. А, Вопросы методологии комплексного социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровне / Е. А. Колесниченко, JI. В. Московцева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, — 2006. — № 4 (44). — С. 332—34.

7. Лексин В. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. — М. : ЛИБРО-КОМ, 2016. — 370 с.

8. Штулъберг Б. М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации / Б. М. 111тул ь-

берг, В. Г. Введенский. — М. : Гелиос АРВ, 2000. — 208 с.

9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. — URL: http://www.consultant. rii/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab 0f2f3757fe034dll011c763bc2e593f/ (дата обращения: 25.03.2017).

10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (дата обращения 25.03.2017).

11. Проект Концепции Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года. — URL: http://xn—7sbbhnbqiallebd4mma.xn--plai/ uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (дата обращения: 25.03.2017).

12. О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года : закон Воронежской области от 30.06.2010 № 65-03. — URL: http:// econom.govvrn.ru/images/stories/2015/03/ Zakon_strateg_VO_02032015.doc (дата обращения: 25.03.2017).

Департамент экономического развития Воронежской области

Букреев Д. М., доктор экономических наук, профессор.

Воронежский государственный университет

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления

E-mail: risin@mail.ru

Тел.: 8 (478) 221-07-22

Трещевский Ю. И., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления организациями

E-mail: utreshevski@yandex.ru

Тел.: 8-952-555-87-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.