Научная статья на тему 'Базовые компоненты социально-экономической политики Воронежской области'

Базовые компоненты социально-экономической политики Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
232
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РФ / REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY OF RUSSIAN SUBJECT / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL SOCIO-ECONOMICAL POLICY / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / STRATEGIC GOALS / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ / RUSSIAN SUBJECT AUTHORITIES' ACTIVITIES DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рисин И.Е., Петрыкина И.Н.

В статье предложена авторская характеристика «ядра» Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года, в качестве которого в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» выступает региональная социально-экономическая политика. Раскрыто содержание ее базовых компонентов, к которым отнесены ее стратегические цели и важнейшие направления деятельности органов государственной власти субъекта РФ по их достижению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рисин И.Е., Петрыкина И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VORONEZH REGION SOCIO-ECONOMICAL POLICY BASIC COMPONENTS

The article offers an author’s core description of Strategy of Voronezh Region development until the year 2035. According to Federal Law of Russian Federation №172-FZ «About strategic planning in Russian Federation», dated 28.07.2014, the core means regional socio-economical policy. The author explains its basic components, among which are the strategic goals and regional authorities’ significant activities directions to achieve them.

Текст научной работы на тему «Базовые компоненты социально-экономической политики Воронежской области»

10. Методические рекомендации по подготовке документов дня участия регионального инвестиционного проекта в отборе проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» (утв. Минрегионом России 01.01.2009) (вместе с «Рекомендациями к составлению бизнес-плана регионального инвестиционного проекта») — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128541/

11. Фокина О. М. Использование реальных опционов для оценки инвестиционных решений / О. М. Фокина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — № 3 (71). — С. 345—350.

12. Фокина О. М. Научно-техническое развитие и инвестиции : учебное пособие / О. М. Фокина ; Автономная образовательная некоммерческая орг. высш. проф. образования «Ин-т менеджмента, маркетинга и финансов». — Воронеж, 2009. — 192 с.

13. Фокина О. М., Серебрякова Е. А. Экологические, социальные и корпоративно-управленческие факторы в системе принципов ООН по ответственному инвестированию / О. М. Фокина, Е. А. Серебрякова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. —2015. — № 6. — С. 25—27.

УДК 332. 142

И. Е. Рисин, И. Н. Петрыкина

БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: в статье предложена авторская характеристика «ядра» Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года, в качестве которого в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня, 2014 г. Ш 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» выступает региональная социально-экономическая политика. Раскрыто содержание ее базовых компонентов, к которым отнесены ее стратегические цели и важнейшие направления деятельности органов государственной власти субъекта РФ по их достижению.

Ключевые слова: стратегия развития субъекта РФ, региональная социально-экономическая политика, стратегические цели, направления деятельности, органов государственной власти субъекта РФ.

UDK 332. 142

I. E. Risin, I. N. Petrykina

VORONEZH REGION SOCIO-ECONOMICAL POLICY BASIC

COMPONENTS

Annotation: the article offers an author's core description of Strategy of Voronezh Region development, until the year 2035. According to Federal Law of Russian Federation Nq172-FZ «About strategic planning in Russian Federation», dated 28.07.2014, the core means regional socio-eco-nomical policy. The auth or explains its basic components, among which are the strategic goals and regional authorities' significant activities directions to achieve them.

Key words: regional development strategy of Russian subject, regional socio-economical policy, strategic goals, Russian subject authorities' activities directions.

Введение

Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Фе-

дерации» в качестве «ядра» стратегии социально-экономического развития субъекта РФ определена региональная социально-экономическая политика [1].

Разработка такой политики сопряжена с обоснованием ее стратегических целей и важнейших направлений деятельности органов государственной власти субъекта РФ по их достижению.

В этой связи, предлагаем к рассмотрению авторскую версию вышеназванных компонентов социально-экономической политики Воронежской области.

Базовые компоненты социально-экономической политики Воронежской области

В обосновании стратегических целей социально-экономической политики Воронежской области следует, по нашему мнению, учитывать ряд обстоятельств.

1. Относительные конкурентные преимущества Воронежской области.

Их основной состав, учитывая результаты проведенного нами сравнительного анализа социально-экономического состояния регионов Центрального федерального окру-

га, а также субъектов РФ, являющихся лидерами в России по достигнутым уровням развития экономики и жизни населения, может быть представлен следующим образом.

— Воронежская область относится к регионам Центрального федерального округа, имеющим один из наиболее высоких уровней развития базовых характеристик человеческого капитала;

— Воронежская область отличается высоким в рамках Центрального федерального округа уровнем развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности;

— Воронежская область входит в группу регионов-лидеров в России по производству продукции сельского хозяйства, имея Значительный потенциал для выхода на мировой рынок продовольствия и сельскохозяйственного сырья;

Обще федеральные рейтинги и рэнкинги подтверждают наличие у Воронежской области вышеназванных конкурентных преимуществ (табл.).

Таблица

Лидерство Воронежской области (по данным за 2016 г.)

Рейтинги (рэнкинги) Места Воронежской области

в ЦФО в РФ

Общефедеральные рейтинги

Рейтинг регионов по качеству жизни РИА 3 8

Инвестиционный риск по методике Эксиерт-РА* 6 9

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ РИА Рейтинг в позиции «доля прибыльных предприятий» 1 3

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ РИА Рейтинг в позиции «уровень младенческой смертности»* 3 11

Рэнкинги

Численность студентов высших учебных заведений 3 14

Заболеваемость населения 2 5

Ввод квартир на 1000 чел. 3 11

Инвестиции в основной капитал на душу населения 3 17

Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума* 4 6

Размещено вкладов (депозитов) физических лиц на рублевых счетах в Сбербанке (по данным за 2016 год) 3 9

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками 3 12

Число выданных патентов на изобретения 3 6

Валовой сбор зерна 1 4

Валовой сбор сахарной свеклы 1 2

Валовой сбор картофеля 1 1

Валовой сбор плодов н ягод 2 7

Производство скота и птицы на убой 6 13

Производство молока 1 7

Примечание: * Наивысший ранг присвоен региону с наименьшим значением показателя

2. Миссия Воронежской области.

Названный элемент Стратеги и развития любого региона призван, на наш взгляд, определить:

— главные рубежи в повышении благосостояния населения и развитии экономики региона, достигаемые в долгосрочной перспективе;

— основные функции региона в социально-экономической системе страны, Центрального федерального округа;

— роль региона в системах более высокого уровня (российского, глобального), обеспеченная его нынешним и будущим местами в национальном и мировом разделении труда.

Полагаем, что достигнутый уровень и имеющийся совокупный потенциал социально-экономического развития Воронежской области, ее относительные конкурентные преимущества позволяют определить миссию следующим образом:

Воронежская область — регион с высоким качеством жизни населения, благоприятной средой для развития предпринимательства, опережающего роста наукоемкой экономики в Центральном федеральном округе, опорный агропромышленный центр России.

3. Преемственность в социально-экономическом развитии Воронежской области.

Такая преемственность обеспечивается неизменностью ее генеральной цели, установленной в ныне реализуемой Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года, состоящей в формирования благоприятной среды для жизнедеятельности человека и развития предпринимательства |2|.

Такая цель конкретизируется применительно к новому временному периоду (до 2035 г.) с учетом предложенной миссии Воронежской области.

Принимая во внимание названные обстоятельства, полагаем возможным предложить следующий вариант стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года:

1. Достижение лидерских позиций Воронежской области по уровню развития человеческого капитала, качеству жизни населения.

2. Поддержание устойчивого роста экономики, укрепление позиций Воронежской области в национальном и мировом экономическом пространстве.

3. Обеспечение полицентрического развития Воронежской области.

Определим важнейшие направления деятельности органов государственной власти Воронежской области, необходимые для достижения названных стратегических целей.

Полагаем, что в решении этой задачи необходимо учитывать не только имеющиеся у региона относительные конкурентные преимущества, но и ключевые проблемы, которые предстоит решить в период до 2035 года.

В числе таких проблем: значительный уровень дифференциации качества жизни разных групп населения (городского и сельского; занятого в социальной сфере, реальном и финансовом секторах; не являющегося трудоспособным); недоиспользование человеческого капитала и инновационного потенциала (низкий уровень производительности труда; асинхроцность развития кадрового и финансового обеспечения НИОКР; низкий уровень коммерциализации результатов инновационной деятельности вузов; низкий уровень интеграции организаций, имеющих креативный потенциал (НИИ, ведущие вузы) в экономическое пространство региона); пониженная доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте; значительное число муниципальных образований с ограниченным потенциалом социально-экономического развития; отсутствие достаточной связанности и транспортной доступности территорий региона; низкий уровень интеграции региональных производителей товаров и услуг в национальное и мировое экономическое пространство; недостаточная сбалансированность экономического роста и повышения экологической безопасности региона.

С учетом сильных и слабых сторон социально-экономической системы Воронежской области состав важнейших направлений деятельности органов государственной власти, обеспечивающих достижение поставленных стратегических целей может быть определен следующим образом:

1. Применительно к первой цели:

— снижение масштабов бедности до минимального уровня в России, социальной дифференциации между городом и селом;

— обеспечение равной доступности и устойчивого улучшения качества гарантированных социальных услуг на всей территории области;

— развитие системы непрерывного образования, повышение уровня ее соответствия потребностям экономики;

— повышение эффективности занятости, создание условий, обеспечивающих достойный труд;

— обеспечение безопасности жизнедеятельности человека;

— создание новой индустрии отдыха, спорта и досуга;

— формирование единого культурного пространства, укрепление нравственных ценностей.

2. Применительно ко второй цели:

— модернизация структуры экономики;

— инновационное развитие экономики;

— повышение вклада малого и среднего предпринимательства в валовой региональный продукт, его доли в высокотехнологичных отраслях экономики;

— укрепление позиций региона на национальных рынках высокотехнологичной промышленной и сельскохозяйственной продукции;

— освоение сегментов мирового рынка продукции агропромышленного комплекса.

3. Применительно к третьей цели:

— обеспечение сбалансированности развития муниципалитетов на основе рационального размещения производительных сил;

— обновление социально-экономического профиля моногородов, создание в муниципальных районах новых точек экономического роста;

— развитие межмуниципального социально-экономического взаимодействия;

— поддержка предпринимательской инициативы в муниципальных образованиях, развитие малого предпринимательства на селе;

— обеспечение высокой пространственной мобильности трудовых ресурсов, вырав-

нивание условий обеспечения занятости на всей территории области;

— развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной доступности всех населенных пунктов;

— развитие телекоммуникационной инфраструктуры, устранение цифрового неравенства и обеспечение доступности качественных услуг связи на всей территории области.

Заключение

Таким образом, определение состава стратегических целей и важнейших направлений деятельности органов государственной власти Воронежской области по их достижению позволит перейти к обоснованию необходимых мер (институциональных, экономических, организационных), востребованных в рамках каждого из названных направлений.

ЛИТЕРАТУРА

1.0 стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru.

2.0 стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года : закон Воронежской области от 30.06.2010 № 65-03. — Режим доступа: blip: //econom. govvrn.ru/images/ stories/2015/03/zakon_strateg_v0_02032015. doc (дата обращения: 15.06.2017).

Воронежский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления

E-mail: risin@mail.ru

Тел.: 8 (473) 221-07-22

Петрыкина. И. П., кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и территориального управления

E-mail: petrykina_irina@mail.ru

Тел.: 8 (473) 228-11-60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.