10. Методические рекомендации по подготовке документов дня участия регионального инвестиционного проекта в отборе проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» (утв. Минрегионом России 01.01.2009) (вместе с «Рекомендациями к составлению бизнес-плана регионального инвестиционного проекта») — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128541/
11. Фокина О. М. Использование реальных опционов для оценки инвестиционных решений / О. М. Фокина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — № 3 (71). — С. 345—350.
12. Фокина О. М. Научно-техническое развитие и инвестиции : учебное пособие / О. М. Фокина ; Автономная образовательная некоммерческая орг. высш. проф. образования «Ин-т менеджмента, маркетинга и финансов». — Воронеж, 2009. — 192 с.
13. Фокина О. М., Серебрякова Е. А. Экологические, социальные и корпоративно-управленческие факторы в системе принципов ООН по ответственному инвестированию / О. М. Фокина, Е. А. Серебрякова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. —2015. — № 6. — С. 25—27.
УДК 332. 142
И. Е. Рисин, И. Н. Петрыкина
БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: в статье предложена авторская характеристика «ядра» Стратегии развития Воронежской области на период до 2035 года, в качестве которого в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня, 2014 г. Ш 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» выступает региональная социально-экономическая политика. Раскрыто содержание ее базовых компонентов, к которым отнесены ее стратегические цели и важнейшие направления деятельности органов государственной власти субъекта РФ по их достижению.
Ключевые слова: стратегия развития субъекта РФ, региональная социально-экономическая политика, стратегические цели, направления деятельности, органов государственной власти субъекта РФ.
UDK 332. 142
I. E. Risin, I. N. Petrykina
VORONEZH REGION SOCIO-ECONOMICAL POLICY BASIC
COMPONENTS
Annotation: the article offers an author's core description of Strategy of Voronezh Region development, until the year 2035. According to Federal Law of Russian Federation Nq172-FZ «About strategic planning in Russian Federation», dated 28.07.2014, the core means regional socio-eco-nomical policy. The auth or explains its basic components, among which are the strategic goals and regional authorities' significant activities directions to achieve them.
Key words: regional development strategy of Russian subject, regional socio-economical policy, strategic goals, Russian subject authorities' activities directions.
Введение
Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Фе-
дерации» в качестве «ядра» стратегии социально-экономического развития субъекта РФ определена региональная социально-экономическая политика [1].
Разработка такой политики сопряжена с обоснованием ее стратегических целей и важнейших направлений деятельности органов государственной власти субъекта РФ по их достижению.
В этой связи, предлагаем к рассмотрению авторскую версию вышеназванных компонентов социально-экономической политики Воронежской области.
Базовые компоненты социально-экономической политики Воронежской области
В обосновании стратегических целей социально-экономической политики Воронежской области следует, по нашему мнению, учитывать ряд обстоятельств.
1. Относительные конкурентные преимущества Воронежской области.
Их основной состав, учитывая результаты проведенного нами сравнительного анализа социально-экономического состояния регионов Центрального федерального окру-
га, а также субъектов РФ, являющихся лидерами в России по достигнутым уровням развития экономики и жизни населения, может быть представлен следующим образом.
— Воронежская область относится к регионам Центрального федерального округа, имеющим один из наиболее высоких уровней развития базовых характеристик человеческого капитала;
— Воронежская область отличается высоким в рамках Центрального федерального округа уровнем развития ресурсного обеспечения инновационной деятельности;
— Воронежская область входит в группу регионов-лидеров в России по производству продукции сельского хозяйства, имея Значительный потенциал для выхода на мировой рынок продовольствия и сельскохозяйственного сырья;
Обще федеральные рейтинги и рэнкинги подтверждают наличие у Воронежской области вышеназванных конкурентных преимуществ (табл.).
Таблица
Лидерство Воронежской области (по данным за 2016 г.)
Рейтинги (рэнкинги) Места Воронежской области
в ЦФО в РФ
Общефедеральные рейтинги
Рейтинг регионов по качеству жизни РИА 3 8
Инвестиционный риск по методике Эксиерт-РА* 6 9
Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ РИА Рейтинг в позиции «доля прибыльных предприятий» 1 3
Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ РИА Рейтинг в позиции «уровень младенческой смертности»* 3 11
Рэнкинги
Численность студентов высших учебных заведений 3 14
Заболеваемость населения 2 5
Ввод квартир на 1000 чел. 3 11
Инвестиции в основной капитал на душу населения 3 17
Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума* 4 6
Размещено вкладов (депозитов) физических лиц на рублевых счетах в Сбербанке (по данным за 2016 год) 3 9
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками 3 12
Число выданных патентов на изобретения 3 6
Валовой сбор зерна 1 4
Валовой сбор сахарной свеклы 1 2
Валовой сбор картофеля 1 1
Валовой сбор плодов н ягод 2 7
Производство скота и птицы на убой 6 13
Производство молока 1 7
Примечание: * Наивысший ранг присвоен региону с наименьшим значением показателя
2. Миссия Воронежской области.
Названный элемент Стратеги и развития любого региона призван, на наш взгляд, определить:
— главные рубежи в повышении благосостояния населения и развитии экономики региона, достигаемые в долгосрочной перспективе;
— основные функции региона в социально-экономической системе страны, Центрального федерального округа;
— роль региона в системах более высокого уровня (российского, глобального), обеспеченная его нынешним и будущим местами в национальном и мировом разделении труда.
Полагаем, что достигнутый уровень и имеющийся совокупный потенциал социально-экономического развития Воронежской области, ее относительные конкурентные преимущества позволяют определить миссию следующим образом:
Воронежская область — регион с высоким качеством жизни населения, благоприятной средой для развития предпринимательства, опережающего роста наукоемкой экономики в Центральном федеральном округе, опорный агропромышленный центр России.
3. Преемственность в социально-экономическом развитии Воронежской области.
Такая преемственность обеспечивается неизменностью ее генеральной цели, установленной в ныне реализуемой Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года, состоящей в формирования благоприятной среды для жизнедеятельности человека и развития предпринимательства |2|.
Такая цель конкретизируется применительно к новому временному периоду (до 2035 г.) с учетом предложенной миссии Воронежской области.
Принимая во внимание названные обстоятельства, полагаем возможным предложить следующий вариант стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года:
1. Достижение лидерских позиций Воронежской области по уровню развития человеческого капитала, качеству жизни населения.
2. Поддержание устойчивого роста экономики, укрепление позиций Воронежской области в национальном и мировом экономическом пространстве.
3. Обеспечение полицентрического развития Воронежской области.
Определим важнейшие направления деятельности органов государственной власти Воронежской области, необходимые для достижения названных стратегических целей.
Полагаем, что в решении этой задачи необходимо учитывать не только имеющиеся у региона относительные конкурентные преимущества, но и ключевые проблемы, которые предстоит решить в период до 2035 года.
В числе таких проблем: значительный уровень дифференциации качества жизни разных групп населения (городского и сельского; занятого в социальной сфере, реальном и финансовом секторах; не являющегося трудоспособным); недоиспользование человеческого капитала и инновационного потенциала (низкий уровень производительности труда; асинхроцность развития кадрового и финансового обеспечения НИОКР; низкий уровень коммерциализации результатов инновационной деятельности вузов; низкий уровень интеграции организаций, имеющих креативный потенциал (НИИ, ведущие вузы) в экономическое пространство региона); пониженная доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте; значительное число муниципальных образований с ограниченным потенциалом социально-экономического развития; отсутствие достаточной связанности и транспортной доступности территорий региона; низкий уровень интеграции региональных производителей товаров и услуг в национальное и мировое экономическое пространство; недостаточная сбалансированность экономического роста и повышения экологической безопасности региона.
С учетом сильных и слабых сторон социально-экономической системы Воронежской области состав важнейших направлений деятельности органов государственной власти, обеспечивающих достижение поставленных стратегических целей может быть определен следующим образом:
1. Применительно к первой цели:
— снижение масштабов бедности до минимального уровня в России, социальной дифференциации между городом и селом;
— обеспечение равной доступности и устойчивого улучшения качества гарантированных социальных услуг на всей территории области;
— развитие системы непрерывного образования, повышение уровня ее соответствия потребностям экономики;
— повышение эффективности занятости, создание условий, обеспечивающих достойный труд;
— обеспечение безопасности жизнедеятельности человека;
— создание новой индустрии отдыха, спорта и досуга;
— формирование единого культурного пространства, укрепление нравственных ценностей.
2. Применительно ко второй цели:
— модернизация структуры экономики;
— инновационное развитие экономики;
— повышение вклада малого и среднего предпринимательства в валовой региональный продукт, его доли в высокотехнологичных отраслях экономики;
— укрепление позиций региона на национальных рынках высокотехнологичной промышленной и сельскохозяйственной продукции;
— освоение сегментов мирового рынка продукции агропромышленного комплекса.
3. Применительно к третьей цели:
— обеспечение сбалансированности развития муниципалитетов на основе рационального размещения производительных сил;
— обновление социально-экономического профиля моногородов, создание в муниципальных районах новых точек экономического роста;
— развитие межмуниципального социально-экономического взаимодействия;
— поддержка предпринимательской инициативы в муниципальных образованиях, развитие малого предпринимательства на селе;
— обеспечение высокой пространственной мобильности трудовых ресурсов, вырав-
нивание условий обеспечения занятости на всей территории области;
— развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной доступности всех населенных пунктов;
— развитие телекоммуникационной инфраструктуры, устранение цифрового неравенства и обеспечение доступности качественных услуг связи на всей территории области.
Заключение
Таким образом, определение состава стратегических целей и важнейших направлений деятельности органов государственной власти Воронежской области по их достижению позволит перейти к обоснованию необходимых мер (институциональных, экономических, организационных), востребованных в рамках каждого из названных направлений.
ЛИТЕРАТУРА
1.0 стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru.
2.0 стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года : закон Воронежской области от 30.06.2010 № 65-03. — Режим доступа: blip: //econom. govvrn.ru/images/ stories/2015/03/zakon_strateg_v0_02032015. doc (дата обращения: 15.06.2017).
Воронежский государственный университет
Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления
E-mail: risin@mail.ru
Тел.: 8 (473) 221-07-22
Петрыкина. И. П., кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и территориального управления
E-mail: petrykina_irina@mail.ru
Тел.: 8 (473) 228-11-60