Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты российских нефтегазовых компаний'

Стратегические приоритеты российских нефтегазовых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
967
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / PRIVATIZATION / НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / OIL INDUSTRY / ПРИОРИТЕТЫ / PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пантелеева Ю.В.

Проанализированы особенности развития стратегических приоритетов российских нефтегазовых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты российских нефтегазовых компаний»

УДК 334

Ю. В. Пантелеева

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

Ключевые слова: приватизация, нефтяная отрасль, приоритеты.

Проанализированы особенности развития стратегических приоритетов российских нефтегазовых компаний.

Keywords: privatization, the oil industry, priorities. The features of the development of the strategic priorities of Russian oil and gas companies.

На сегодняшний день свыше 90% всей добычи нефти и конденсата в РФ, осуществляется несколькими крупнейшими ВИНКами, такими как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Группу Газпром» (включая «Газпром нефть»), «Татнефть», «Славнефть», «Башнефть», НК «РуссНефть», оказывающими ключевое влияние на развитие нефтегазовой отрасли и на экономику в целом. Топливно-энергетический комплекс формирует часть инфраструктуры страны и тесно связан с национальной безопасностью, в руководство данным сектором часто вмешивается правительство.

Распад СССР и создание независимого государства РФ пришлось на период экономического спада, что тяжело отразилось на нефтегазовой отрасли. Добыча нефти упала почти в 2 раза, многие проекты остановились, отрасль фактически пришла в упадок. Для выхода из кризиса государство, не имеющее средств в бюджете, могло прибегнуть лишь к единственной на тот момент возможности быстрого перелома тяжелой ситуации - приватизации нефтяной отрасли [1]. Поэтому в процессе перехода страны к рыночным отношениям основным направлением в развитии стратегических приоритетов российской нефтяной отрасли стало создание крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. При этом коренным образом изменились не только характер и сущность взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности, но и сложилась определенная специфическая система их взаимоотношений с законодательными и государственными органами [2].

В соответствии с этим Указом Президента РФ № 1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефте-продуктообеспечения» подлежащие приватизации предприятия нефтяного комплекса подразделялись на три группы:

1. предприятия, вовлеченные в производство, переработку и распределение (нефтегазодобывающие объединения, которые акционировались как единый технологический комплекс);

2. вертикально интегрированные компании («ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз»);

3. транспортные компании: «Транснефть» - для сырой нефти, «Транснефтепродукт» - для нефтепродуктов.

Указ № 1403 предусматривал, помимо образования пяти крупных нефтяных компаний, также соз-

дание государственного предприятия «Роснефть» для коммерческого управления закрепленными в федеральной собственности пакетами акций. «Роснефть» должна была управлять этими акциями до формирования самостоятельных нефтяных компаний из 259 нефтяных предприятий [3].

Второй этап приватизации нефтяных предприятий был осуществлен через так называемые залоговые инвестиционные и спецденежные аукционы. Залогодержателями стали крупнейшие банки России, а также закрытые акционерные общества. Регулирование компаний свелось в основном к анализу статистических показателей и согласованию некоторых вопросов, связанных с внесением изменений в учредительные документы общества, его структурными преобразованиями, учреждением годового отчета и порядка голосования на общих собраниях акционеров [3]. Слабость управления и неструктурированный подбор активов, привели к тому, что компании второй волны (НК «Сибнефть», НК «СИДАНКО», ТНК, НК «ОНАКО» и др.) были, в основном, поглощены в дальнейшем более крупными конкурентами [1].

Таким образом, в результате приватизации, консолидации активов и последующих структурных преобразований к концу 1990-х годов влияние государства на развитие отрасли, как и всего топливно-энергетического комплекса страны, в значительной степени было ослаблено, а в нефтяном комплексе России образовались 4 группы вертикально интегрированных нефтяных компаний полностью находящиеся в собственности государства, подконтрольные субъектам федерации, подконтрольные менеджменту, стоявшему у истоков их образования и прошедшему школу управления доперестроечного периода, а также принадлежащие финансово-промышленным группам и «новому менеджменту:

• компании федерального правительства -ОАО «Роснефть»;

• компании региональных элит - ОАО «Татнефть», ОАО «Башнефть»;

• компании, созданные руководителями советской нефтяной промышленности - ОАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз»;

• компании, в составе ФПГ - ЮКОС, Сибнефть, СИДАНКО, ТНК. [2].

В 1991-1992 гг. доходы крупных российских компаний пополнялись от экспорта нефти и нефтепродуктов. Поэтому в нефтяном секторе в 19921995 гг. возобладало стремление к перераспределению ранее созданной стоимости, Вопросы эконо-

мической эффективности для компаний не являлись значимыми [1].

С завершением формирования ВИНК перед руководством встал вопрос о выборе эффективной стратегии, обеспечивающей конкурентные преимущества не только в России, но и за рубежом.

Несовершенство институциональной среды и сложившаяся структура собственности сформировали на первом этапе специфические поведенческие особенности и стратегические приоритеты ведущих российских нефтяных компаний: 1) осуществление в кратчайшие сроки консолидации активов; 2) повышение уровня централизованного управления; 3) повышение финансовой устойчивости и экономической стабильности; 4) интернационализация производственно-экономических связей, что позволило обеспечить большую надежность поставок и технологических связей вдоль цепочки создания стоимости;

В управлении корпорациями краткосрочные цели преобладали над долгосрочными: доминировала направленность на совершение слияний и поглощений, спекулятивных операций на фондовом рынке, обеспечивавших больший прирост капитализации и большую доходность по сравнению с инвестициями в развитие производства; практиковалась максимизация дивидендных выплат в интересах крупных акционеров; кроме того, ряд компаний (ТНК, ЮКОС, «Сибнефть») реализовывали стратегию, суть которой заключалась в приобретении по низким ценам активов, быстром росте капитализации и последующей продаже данных активов по более высокой стоимости крупным стратегическим инвесторам.

Началом следующего этапа в развитии стратегических приоритетов российских нефтегазовых компаний можно считать приход нового Президента РФ в 2000 г., политика которого была направлена на усиление роли государства в нефтяной отрасли и восстановление контроля над крупнейшими сырьевыми и стратегическими активами, полученными российскими бизнес-группами в ходе залоговой приватизации. В структуры управления нефтегазовых корпораций с государственным участием представители нового Правительства РФ, которые стали обеспечивали госкомпании «административным ресурсом», и в то же время получили возможность контроля над деятельностью управляющих структур.

Одним из приоритетов новой политики Правительства РФ стало возвращение выведенных из госкомпаний активов и постепенное повышение капитализации компаний с государственным участием нефтегазовыми активами. Реализации данных установок привела к усилению позиций контролируемых государством компаний «Роснефть» и «Газпром», а также частный компании, но близкой к ним «Сургутнефтегаз». Так, например, произошла продажа «Юганскнефтегаза»

«Роснефти». В 2006 г. нефтяная компания ОАО «Сибнефть» (с нефтедобывающими предприятиями и Омским НПЗ) вошла в состав ОАО «Газпром» и была переименована в ОАО «Газпром нефть». «Сургутнефтегазу» была передана лицензия дочерних компаний «ЮКОСа» на разработку Талаканского месторождения в Якутии. ТНК-BP в 2011 г. продало «Газпрому» ли-

цензию на разработку Ковыктинского газового месторождения.

Вместе с тем новое перераспределение собственности, инициированное федеральными органами власти, отрицательно отразилось на инвестиционном климате страны и доверии отечественных и зарубежных инвесторов [1]. Ухудшение предпринимательского климата в России из-за политики федеральных властей ускорило процесс транснационализации. И хотя выход за границы страны обусловлен, прежде всего, собственной логикой развития: ростом накопленных финансовых ресурсов, необходимостью диверсификации рынков сырья и сбыта, преодоления тарифных барьеров, легитимизации в мировом бизнес-сообществе, отсутствие перспектив приобретения новых добывающих активов в России привело только к его усилению. И в 2003-2004 гг. почти все крупнейшие компании России скупали иностранные активы прямо или через дочерние структуры, стали выходить через IPO на международные площадки. Например, ЛУКОЙЛ пересмотрел свою инвестиционную стратегию в сторону преимущественного развития зарубежных проектов. НК «Роснефть» с 2004 г. начала развивать стратегические партнерства.

Таким образом, основными стратегическими приоритетами нефтегазовых компаний России на втором этапе стали: 1) повышение инвестиционной привлекательности; 2) увеличение капитализации; 3) оптимизация портфеля активов; наращивание объемов добычи углеводородов; 4) интеграция в газовый сектор и развитие сектора электроэнергетики; 5) географическая диверсификация; 6) развитие сектора переработки и сбыта; совершенствование системы корпоративного управления[1].

Современный этап (с 2011 г.) развития стратегических приоритетов отечественных нефтегазовых компаний характеризуется тем, что наблюдается тенденция дополнительного ужесточения контроля государства над отечественным нефтяным комплексом буквально во всех сегментах деятельности. Мировой финансовый кризис и появление новых вызовов экономическому развитию страны потребовали более реальных подходов к учету фактора неопределенности на мировом энергетическом рынке и обеспечения достижения поставленных целей в Энергетической стратегии России.

Тем самым, стратегически важным является курс на максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, дальнейшее укрепление позиций в нем, получение наибольшей выгоды для национальной экономики в целом и нефтяной отрасли, в частности за счет максимальной реализации экспортных возможностей отечественных компаний.

Литература

1. Телегина Е.А. Приватизация нефтяной отрасли - некоторые итоги // Нефть, газ и бизнес. Информационно-аналитический журнал РГУНГ имени И. М. Губкина. -2013. - №2. - с. 3-5.

2. Телегина Е.А. Инвестиционная деятельность корпорации в нефтегазовом комплексе: анализ и управление инвестициями в условиях формирующегося рынка. (Учебное пособие, Изд. 2-е). - М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2002.

3. ТЭК и экономика России: вчера, сегодня, завтра (19902010-2030) / Под ред. Ю.К. Шафраника - М.: Издательский центр «ЭНЕРГИЯ», 2011. - 488 с.

4. Парфирьева Е.Н., Гусарова И.А., Салихова Л.Ш. Прогнозирование развития мирового рынка нефти при дефиците углеводородных энергоресурсов// Вестник Казанского технологи-ческого университета.-Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. уни-та, 2013.-№4. С. 335.

© Ю. В. Пантелеева - к.э.н., доц. каф. экономики КНИТУ, kaf_econ@mail.ru.

© J. V. Panteleeva Candidate of Science (Economy) Department of Economics Kazan National Research Technological University, kaf_econ@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.