УДК 342
Фуник Я.Е. студент магистратуры РАНХИГС
Факультет Государственного и муниципального управления Направление "Региональное государственное и муниципальное
управление"
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СПОРТА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. Рассмотрены долгосрочные приоритеты развития спорта в Новосибирской области, включающие инфраструктурное, массовое и профессиональное направление. Выделен ряд особенностей их формирования, в частности, переход от направлений к отдельным мероприятиям, обусловленный участием Новосибирской области в реализации приоритетов спортивной политики федерального уровня. Рассмотрены особенности реализации подобных мероприятий во взаимосвязи с действующими стратегическими приоритетами развития спорта в Новосибирской области. Показаны современные особенности спортивной политики региона, связанные с поддержкой рыночных механизмов развития инфраструктуры спорта. Также отмечено совершенствование механизма формирования спортивного резерва, обеспечивающее возможности для включения в спорт высших достижений большему количеству перспективных спортсменов
Ключевые слова: стратегия развития спорта, массовый спорт, профессиональный спорт, национальные проекты, спортивная инфраструктура
Funik Y. Е.
Master's student of RANEPA
Faculty of Public and Municipal Administration The direction of "Regional state and municipal management"
STRATEGIC PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF SPORTS IN THE NOVOSIBIRSK REGION
Abstract. The long-term priorities for the development of sports in the Novosibirsk region, including infrastructure, mass and professional areas, are considered. A number of features of their formation are identified, in particular,
the transition from directions to individual events, due to the participation of the Novosibirsk Region in the implementation of the priorities of the sports policy of the federal level. The features of the implementation of such events in conjunction with the current strategic priorities for the development of sports in the Novosibirsk region are considered. The modern features of the region's sports policy related to the support of market mechanisms for the development of sports infrastructure are shown. It was also noted the improvement of the mechanism for the formation of a sports reserve, which provides opportunities for inclusion in the sport of higher achievements for a larger number ofpromising athletes.
Key words: sports development strategy, mass sports, professional sports, national projects, sports infrastructure
Региональный спорт объединяет множество компонентов, от детских спортивных школ до крупных зрелищных объектов, предназначенных для масштабных спортивных мероприятий. Взаимосвязь этих составляющих проявляется в социальном эффекте, обусловленным как участием населения в регулярных тренировках, так и спортивными достижениями высокого уровня. Именно на достижение, а также множества других связанных результатов ориентирована региональная спортивная политика, отличающаяся по содержанию от большинства других сфер долгосрочного управления региона эффектом, который к возведению инфраструктуры сводиться не может. Это, в первую очередь, спортивные достижения либо иные формы спортивной активности населения. Поэтому и эффект такого стратегического развития на индивидуальном уровне является непостоянным, что, тем не менее, не исключает необходимости управления спортом в регионе через долгосрочные приоритеты и использование стратегических инструментов.
Для Новосибирской области спорт имеет особое социальное значение вследствие значительных достижений, которые демонстрируют новосибирские спортсмены во многих сферах. Поэтому исторически региональная стратегия управления спортом ориентирована, в первую очередь, на его профессиональный уровень, но долгосрочные приоритеты в этой сфере преобразуются, что связано не только с факторами социального порядка, но и с реализацией проектов развития спортивной инфраструктуры. Они столь масштабны, что понимаются как элемент стратегического развития этой сферы. В отдельные периоды именно на них приходится значительная часть бюджетных расходов, обеспечивающих достижение стратегических приоритетов, что, в социальном плане, не исключает также поддержки спортивной деятельности, которая ведется на постоянной основе. В первую очередь, это деятельность профессиональных спортивных школ.
Долгосрочные ориентиры спортивной политики Новосибирской области определены Программой «Развитие физической культуры и спорта
в Новосибирской области» [3] (далее - Программа), основные цели которой представлены на рисунке 1. Общая цель развития спорта определена в Программе, как и в большинстве программных документов, через «создание условий», но для этой сферы развитие именно через предоставление возможностей имеет существенно большее значение, чем для большинства других направлений региональной политики. Связано это с субъективностью занятий спортом, обусловленной специфической мотивацией, вследствие чего можно только предоставить возможность для участия в тренировках, но не прямо обеспечить вовлеченность в этот процесс как желательный в социальном отношении результат. Другой причиной определения приоритетов развития спорта в Новосибирской области через «создание условий» является особое соотношение рыночных и бюджетных начал, поскольку развиваться спорт может и через спортивные клубы, массовое посещение которых способствует достижению социальных целей не меньше, чем деятельность спортивных школ. В Новосибирской области, при наличии значительных возможностей развития спорта именно через спортивную индустрию, преобладают именно «бюджетные» начала, обусловленные, в частности, ориентацией на развитие профессионального спорта, обеспечить которое в состоянии только немногие частные спортивные клубы. Оценивая развитие стратегических приоритетов спортивной политики Новосибирской области в динамике, следует отметить, в первую очередь, развитие «массовых» направлений, хотя, исходя из ст.ст. 8 и 9 Закона «О физической культуре и спорте» [1], региональному уровню соответствует профессиональный спорт, в первую очередь, высших достижений, а любительское направление развивается на местном уровне.
Рисунок 1 - Стратегические приоритеты развития спорта в Новосибирской области
Хотя «массовое» направление существовало в приоритетах развития спорта Новосибирской области исторически, в современном варианте оно расширено под влиянием приоритетов федерального уровня [2], включающих популяризацию спорта.
Помимо этого, особенностью развития приоритетов спортивной политики Новосибирской области является переключение с долгосрочной реализации определенного направления на мероприятия. Наиболее характерным примером является проведение МЧМ-2023, но это был крупный инфраструктурный проект, вследствие долгосрочности и масштабности действительно имевший стратегический характер для Новосибирской области. Одновременно, стратегия развития спорта в Новосибирской области расширяется и за счет иных программных мероприятий, главной причиной включения которых подобным образом в Программу является «координационный» характер с проектами федерального уровня.
X
ж:
ж
ж
ж
РП «Спорт -норма жизни»
Мотивация жителей к спорту
Строительство инфраструктуры
Спорт высших достижений в
Нормативы
Спортивные объекты
Спортивный инвентарь
Тренерский состав
Пропаганда спорта в НСО
Международны й чемпионат мира (МЧМ-
Реконструкция спортивных объектов
Приобретение спортивного инвентаря
Региональные тренировочные центры
Инфраструктур
а массового спорта(парки)
Бюджетные спортивные объекты
Муниципальны й спорт
РП «Успех каждого ребенка»
Бизнес-спринт «Я выбираю спорт»
Поддержка спортсменов
Финансировани е сборных
Кадровое обеспечение
Финансировани е подготовки спортсменов
Подготовка спортивного резерва
Особенностями их включения в систему долгосрочных приоритетов развития спорта в Новосибирской области является различный уровень согласования с действующими ориентирами, поскольку региональный проект «Спорт - норма жизни» [5], относящийся к национальному проекту «Демография», выделен как «общепрограммное мероприятие» [3]. Фактически, участие Новосибирской области в данном проекте имеет преимущественное значение для муниципальных образований, а не для самого региона, поскольку ориентирован данный проект на модернизацию и развитие спортивной инфраструктуры муниципального уровня. В частности, предполагается строительство небольших муниципальных объектов спортивного назначения, подготовка тренеров, ряд других подобных мероприятий. Регион в этом проекте выполняет только организационные функции, обеспечивая координацию муниципалитетов и распределяя финансирование.
Иным образом строится региональный проект «Успех каждого ребенка», включенный уже в региональные приоритеты развития спортивной инфраструктуры и ориентированный на подготовку тренерского состава для спортивных школ различного уровня. Необходимо отметить, что данный проект в любом случае носит, в первую очередь, «массовый» характер, по содержанию конкретных мероприятий отличается от подготовки тренерского состава для школ высшего спортивного мастерства, которая отнесена к приоритетам развития профессионального спорта в Новосибирской области.
Проект «Я выбираю спорт» [4] в полной мере относится к инфраструктурным направлениям «массового» характера, поскольку обеспечивает расширенное участие бизнеса в развитии спорта в Новосибирской области. Несмотря на множество предпосылок для поддержки сферы частного спорта, это единственная региональная инициатива, основанная на использовании рыночных механизмов для развития спорта (еще одним направлением является ГЧП). Первоначально сформирована она была на федеральном уровне, но, поскольку речь идет о бизнесе, осуществлен этот приоритет спортивной политики может быть только на региональном уровне, причем сегодня практических механизмов поощрения бизнеса для развития массового спорта в Новосибирской области не сформировано. В то же время, имеется весьма значительный опыт взаимодействия с бизнесом при реализации множества иных спортивных проектов. В этом отношении Новосибирская область перед другими регионами обладает значительными преимуществами.
Другие стратегические ориентиры развития спорта в Новосибирской области, входящие в «инфраструктурное» направление существуют уже долгое время, охватывают возведение и реконструкцию спортивных объектов, а также приобретение для них инвентаря. Регион участвует в подобных же проектах муниципального уровня. Кроме того, сравнительно недавно была сформирована инициатива развития парковой инфраструктуры для занятий массовым спортом. Она включает организацию беговых дорожек и тренировочных площадок в городских парках.
Наиболее постоянно развитие профессионального спорта в Новосибирской области, поскольку в этом аспекте ключевое значение имеют не отдельные мероприятия либо инициативы, а только объемы финансирования центров спортивной подготовки и методическое сопровождение. Исходя из содержания профессионального спорта, долгосрочные приоритеты Новосибирской области включают подготовку сборных и организацию повседневного тренировочного процесса. В то же время, необходимо отметить формирование молодежного спортивного резерва с 2023 года, выделившееся из общего направления спортивной подготовки. Данное решение следует оценивать положительно, учитывая
предоставление дополнительного финансирования. С практической точки зрения решается проблема, связанная с «переходом» спортсменов на профессиональный уровень, поскольку зависит он от конкретных спортивных достижений. Этот период для спортсмена может быть длительным, требуя подготовки уже на профессиональном уровне, в то время как достижения соответствуют тренировочному уровню. Кроме того, необходимо учитывать и порядок формирования сборных, поскольку в них, как правило, входят спортсмены, уже продемонстрировавшие высокие результаты, как следствие, даже при высоких данных, спортсмен может быть не включен просто в силу ограниченности количества мест в команде.
Обобщая стратегические приоритеты развития спорта в Новосибирской области, следует отметить преимущественное развитие «массового» направления, в том числе, создание предпосылок для использования рыночных механизмов формирования спортивной инфраструктуры. Возможности для этого в Новосибирской области существуют, но конечный эффект определяется, в первую очередь, использованием уже имеющегося опыта взаимодействия региональных властей и бизнеса в данной сфере. Особенностью долгосрочных ориентиров развития спорта в Новосибирской области является и переход от направлений спортивной политики к отдельным мероприятиям, позволяющий с большей эффективностью участвовать в реализации приоритетов федерального уровня. Положительно следует оценить развитие «профессионального» направления, поскольку созданы механизмы формирования спортивного резерва.
Использованные источники:
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 28.04.2023)//С3 РФ. -10.12.2007. - № 50. - Ст. 6242.
2. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р (ред. от 29.04.2023)//С3 РФ. -07.12.2020. - № 49. - Ст. 7958.
3. Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области»: Постановление Правительства Новосибирской области от 23 января 2015 года № 24-п (ред. от 23.01.2023). - Документ опубликован не был. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 26.05.2023). - Режим доступа: КонсультантПлюс : [справ.-правовая система], свобод. из локал. сети Сиб. Ин-та упр. - фил. РАНХиГС.
4. Паспорт федерального проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт) (утв. Проектным комитетом по федеральным проектам «Развитие физической культуры и массового спорта», «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)», «Развитие спорта высших достижений», протокол от 23.12.2021
№ 1). - Документ опубликован не был. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 26.05.2023). - Режим доступа: КонсультантПлюс : [справ.-правовая система], свобод. из локал. сети Сиб. Ин-та упр. - фил. РАНХиГС.
5. Паспорт федерального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» (утв. Минспортом России). - Документ опубликован не был. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 26.05.2023). - Режим доступа: КонсультантПлюс : [справ.-правовая система], свобод. из локал. сети Сиб. Ин-та упр. - фил. РАНХиГС.