МЕСТО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. Лахнов, студент
Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10729
Аннотация. Рассмотрены особенности взаимодействия местных властей с другими уровнями управления при реализации спортивной политики, выделены основные аспекты координации усилий органов государственной власти и местного самоуправления при развитии спорта. Сделан вывод о роли местных властей в развитии спорта высших достижений, поскольку именно муниципальные спортивные школы обеспечивают первоначальную подготовку спортсменов, в последующем представляющих спортивные команды региона на соревнованиях высокого уровня. Показано, что основное направление деятельности местных властей в развитии физической культуры связано с любительским спортом, но его поддержка определяется приоритетами федерального уровня, а развитие спортивной инфраструктуры как одна из составляющих поддержки любительского спорта предполагает взаимодействие с региональными властями. Отдельное значение имеет методический уровень реализации спортивной политики местными властями, поскольку он способствует непосредственной организации практической деятельности, связанной с достижением приоритетов спортивной политики.
Ключевые слова: публичное управление, местное самоуправление, спортивная политики, спорт высших достижений, любительский спорт, спортивная инфраструктура, организационно-методическое сопровождение, спортивные школы.
Местное самоуправление составляет отдельный уровень публичной власти и действует в рамках вопросов местного значения, в круг которых входит и развитие спорта на территории муниципального образования. Действуя независимо, местные власти, тем не менее, взаимодействуют с другими уровнями публичного управления, причем во многих случаях представлены специализация и разделение полномочий. Подобный подход характерен для управленческих отношений в целом, но дополнительным элементом, необходимым для согласованного достижения целей, выступает координация. В отношениях публичного управления функцию координации выполняют не только органы власти в сфере текущего управления, но и государственная политика. Она имеет практическое значение, проявляется в характере управленческих отношений, по-
скольку определяет общую направленность действий властей различного уровня, способы их достижения и желаемый результат. В этом государственная политика во многом сближается с корпоративной стратегией в управлении корпоративными структурами.
Одновременно приспособление к конкретным условиям, особенно на местном уровне, предполагает учет специфики местных условий, поскольку именно в этом состоит суть местного самоуправления. Это проявляется в развитии спортивной сферы, где характер взаимодействия местного самоуправления с другими уровнями публичной власти определяется, в первую очередь, ориентацией на определенный уровень подготовки спортсменов, причем исходя из приоритетных для региона видов спорта.
Условия развития спорта
Федеральное регулирование
Стратегия развития спорта
Региональный спорт
Отраслевое регулирование спорта
Высшие дости-
жения
Региональная специфика
Приоритеты развития спорта
Ж
Выработка стратегии развития спорта
Предписания для органов власти
Ш.
Спортивные ресурсы региона
Учет федераль-
ных приоритетов
Методы развития спорта
NT
Механизм взаимодействия Экономические механизмы Механизм информирования
Муниципальный спорт
Направления развития спор-
та
Элементы управления спортом на местном уровне
й н
CP
о с
о
Л К <и и о
« к
К
<и
*
к н о о
£«
й
К
«
о
й 23
m
К
3
о
23 и
Результаты спортивных школ
Рис. 1. Взаимодействие местного самоуправления с другими уровнями публичного управ-
ления при развитии спорта
В большинстве случаев местные власти отвечают за развитие сферы любительского спорта, а на региональном уровне поддерживается профессиональный спорт. Это определяет специализацию местных властей, а выбор наиболее перспективных, исходя из достижений спортивных команд региона, видов спорта на местном уровне соответствует пользующимся преимущественной поддержкой вариантам органи-
зации занятий спортом местных жителей. Поддержкой пользуются, в первую очередь, спортивные школы, потенциально способные в последующем пополнить спортивные команды региона в спорте высших достижений.
Стратегические направления развития спорта в РФ определены Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р, этот документ определяет, в том числе,
общие для всех уровней управления приоритеты спортивной политики [1 ].
С организационной точки зрения это взаимодействие может быть представлено в виде рисунка 1. Координация развития спорта на всех уровнях ведется, в первую очередь, через Стратегию развития спорта
Помимо этого, действуют конкретные нормативные акты, которыми определяются обязательные для всех уровней управления спортом либо для отдельной категории участников данных управленческих отношений правила.
Примером служит Приказ Минспорта РФ от 30.10.2015 № 999 [2], в соответствии с которым устанавливаются правила финансирования затрат на подготовку спортсменов, кроме того, этот Приказ играет особую роль в координации подготовки спортсменов.
В настоящее время выстраивается концепция, в соответствии с которой на местном уровне ведется первоначальная подготовка спортсменов, до уровня совершенствования спортивного мастерства, затем спортсмены пополняют ряды профессионального спорта, это уровни совершенствования мастерства и спорт высших достижений. С момента перехода в разряд профессиональных спортсменов, в соответствии с Приказом Минспорта РФ от 30.10.2015 № 999 большая часть затрат на подготовку покрывается за счет федерального бюджета, но только в рамках приоритетных видов спорта, установленных на федеральном уровне.
Как следствие, местные власти развивают, в первую очередь, любительский спорт, но с ориентиром на пополнение спортивных команд региона и сборных страны по имеющим значение для всего государства видам спорта. На региональном уровне могут развиваться и другие виды спорта, это именно поддерживаемые виды спорта регионального уровня, финансирование их развития ведется за счет бюджета субъекта РФ. Поддержка местным властям предоставляется уже за счет регионального бюджета. Потенциально это направление также связано с развитием профессионального спорта, поскольку региональный уровень управления спор-
том связан со спортом высших достижений.
Установленные на федеральном уровне правила охватывают и другие аспекты развития спорта, в том числе, на местном уровне. На это указывают Т.Ю. Бойкова и С.И. Смирнов рассматривая правовую составляющую государственной спортивной политики [3].
Как на федеральном, так и на региональном уровне в целевых программах поддержки спорта предусмотрено также развитие физической культуры без ориентации на подготовку профессиональных спортсменов.
На развитие массовых видов спорта как основу муниципальной спортивной политики указывает Е.Е. Чикиркина, рассматривая развитие инфраструктуры спортивных клубов [4].
С точки зрения населения в целом это не менее важно, чем спорт высших достижений. Более того, именно массовый любительский спорт создает наибольший социальный эффект с практической точки зрения, поскольку любительский спорт охватывает значительную часть населения конкретного города. За развитие любительского спорта отвечают только местные власти, хотя и пользуются при этом федеральной и региональной поддержкой.
Содержание развития любительского спорта с точки зрения управленческих отношений отличается от поддержки профессионального спорта, поскольку от местных властей требуется, в первую очередь, вовлечение местных жителей в занятия массовыми видами спорта. Для профессионального спорта этого не требуется вовсе.
Роль вовлечения в занятия физической культурой в реализации муниципальной спортивной политики рассматривают Е.А. Горшкова, С.В. Михайлова и А.А. Чернецов на примере молодежного спорта [5].
Помимо повышения популярности любительского спорта местные власти развивают спортивную инфраструктуру. Само по себе ее развитие отвечает общим приоритетам федерального уровня, поскольку участие жителей в массовых видах спорта
относится к стратегическим направлениям спортивной политики, но конкретные спортивные объекты создаются на местном уровне. Эти решения включают в себя проектирование размещения спортивных объектов, их реализация связана с государственным уровнем управления спортом через согласование видов спорта, для занятия которыми предназначены спортивные объекты, а также через участие региональных властей в финансировании их строительства.
Поскольку на местном уровне реализуется множество самых разнообразных направлений поддержки спорта, причем они должны соответствовать приоритетам спортивной политик государства, но, одновременно, отвечать запросам местных жителей, а значительная часть практической деятельности местных властей в данной сфере связана с текущей работой и организацией мероприятий, формируется организационно-методическая составляющая управления спортом.
На местном уровне эта составляющая включает в себя, помимо согласования условий распределения финансирования в зависимости от видов спорта и объектов также методику организации соревнований и других массовых спортивных мероприятий, поскольку любительский спорт является приоритетным для местных властей. Управление спортом на местном уровне с точки зрения организационно-методической составляющей включает в себя и методическое сопровождение спортивных школ. Оно необходимо для выполнения требований федерального уровня и
реализации приоритетов региональной спортивной политики с точки зрения спорта высших достижений.
Следует учитывать характер любительского спорта. В большинстве случаев занятия им не ведутся на постоянной основе, это означает, что от местных властей требуется одновременное напоминание жителям территории о необходимости занятий физической культурой и проведение спортивных мероприятий, наглядно демонстрирующих преимущества спортивного образа жизни с освещений связанных с ними событий в СМИ. Это также требует координации и составляет отдельный аспект организационно-методического сопровождения реализации спортивной политики на местном уровне.
Подводя итог, следует отметить, что основную роль в координации различных направлений спортивной политике на местном уровне играет поддержка спортивных школ, поскольку они непосредственно обеспечивают развитие сферы профессионального спорта. Одновременно не меньшее значение имеет согласование общих направлений поддержки любительского спорта, предусмотренных на федеральном уровне, через развитие инфраструктуры и более активное вовлечение местных жителей в занятия физической культурой. Взаимодействие при реализации спортивной политики на различных уровнях управления ведется не только благодаря разработке целевых программ, но и за счет координации усилий, также благодаря методической составляющей управления развитием спорта.
Библиографический список
1. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р // СЗ РФ. - 17.08.2009. - № 33. - Ст. 4110.
2. Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации: Приказ Минспорта России от 30.10.2015 № 999//КонсультантПлюс.
3. Бойкова, Т.Ю. Правовое регулирование государственной политики развития и поддержки массового спорта в Российской Федерации / Т.Ю. Бойкова, С.И. Смирнов // Ленинградский юридический журнал. - 2019. - № 1 (55). - С. 187-192.
4. Чикиркина, Е.Е. Спортивные клубы по месту жительства как механизм муниципальной политики в сфере физической культуры / Е.Е. Чикиркина // Управление государственное, муниципальное и корпоративное: теория и лучшие практики: Материалы Четвертой
Международной научно-практической конференции / под ред. А.Н. Гуда. - 2019. - С. 285287.
5. Горшкова, Е.А. Муниципальная политика по вовлечению молодёжи в физическую культуру и спорт / Е.А. Горшкова, С.В. Михайлова, А.А. Чернецов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3. - № 2. - С. 74-80.
THE PLACE OF LOCAL GOVERNMENT IN THE IMPLEMENTATION OF THE POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN
THE RUSSIAN FEDERATION
A.N. Lakhnov, Student
Russian Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Moscow)
Abstract. The features of the interaction of local authorities with other levels of government in the implementation of sports policy are considered, the main aspects of coordination of efforts of state authorities and local self-government in the development of sports are highlighted. The conclusion is drawn about the role of local authorities in the development of sports of the highest achievements, since it is the municipal sports schools that provide the initial training of athletes, who subsequently represent the sports teams of the region in high-level competitions. It is shown that the main direction of the local authorities in the development of physical culture is associated with amateur sports, but its support is determined by the priorities of the federal level, and the development of sports infrastructure as one of the components of supporting amateur sports involves interaction with regional authorities. Of particular importance is the methodological level of the implementation of sports policy by local authorities, since it contributes to the direct organization of practical activities related to the achievement of the priorities of sports policy.
Keywords: public administration, local government, sports policy, sports of the highest achievements, amateur sports, sports infrastructure, organizational and methodological support, sports schools.