Научная статья на тему 'Развитие системы физической культуры и спорта Российской Федерации с учетом основных направлений международного сотрудничества'

Развитие системы физической культуры и спорта Российской Федерации с учетом основных направлений международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
898
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
международное сотрудничество / Минспорт России / государственное управление / физическая культура / спорт / анализ / стратегия / спортивные организации / international cooperation / Ministry of Sport / public administration / physical culture / sports / analysis / strategy / sports organizations.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яшина Елена Романовна, К. Е. Лукичев

В статье приведен анализ хода реализации «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» через призму решения заложенных в ней задач в области международной спортивной политики. Проводится качественная оценка форматов участия национальных властей в содействии международному сотрудничеству в сфере спорта и усилиям по реализации потенциала согласованных на международном уровне принципов, обязательств и рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яшина Елена Романовна, К. Е. Лукичев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of physical culture and sports of the Russian Federation taking into account the main directions of international cooperation

The article presents the analysis of the implementation of the “Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020” through the prism of decisions of built-in tasks in the field of international sport policy. A qualitative assessment of the participation of national authorities in the promotion of international cooperation and efforts to realize the potential of internationally agreed principles, commitments and recommendations.

Текст научной работы на тему «Развитие системы физической культуры и спорта Российской Федерации с учетом основных направлений международного сотрудничества»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Е.Р. ЯШИНА, К.Е. ЛУКИЧЕВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В статье приведен анализ хода реализации «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» через призму решения заложенных в ней задач в области международной спортивной политики. Проводится качественная оценка форматов участия национальных властей в содействии международному сотрудничеству в сфере спорта и усилиям по реализации потенциала согласованных на международном уровне принципов, обязательств и рекомендаций.

Ключевые слова: международное сотрудничество, Минспорт России, государственное управление, физическая культура, спорт, анализ, стратегия, спортивные организации.

Abstract

The article presents the analysis of the implementation of the "Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020" through the prism of decisions of built-in tasks in the field of international sport policy. A qualitative assessment of the participation of national authorities in the promotion of international cooperation and efforts to realize the potential of internationally agreed principles, commitments and recommendations.

Keywords: international cooperation, Ministry of Sport, public administration, physical culture, sports, analysis, strategy, sports organizations.

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшаяся в Париже на свою двадцатую сессию 21 ноября 1978 г., провозгласила Международную хартию физического воспитания и спорта1 с целью: поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества; развивать физическое воспитание и спорт; побуждать правительства, компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею, распространять и применять ее.

Согласно статье 1 Хартии «Занятие физическим воспитанием и спортом - основное право каждого человека» каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности. Право развивать физические, интеллектуальные и нравственные способности посредством физического воспитания и спорта должно быть гарантировано, как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни. Каждый человек в соответствии со спортивными традициями своей страны должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего физического состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям.

Согласно «Плана деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016-2021 годы», утвержденного Минспортом России 24.05.2016 за № 162, Министерство спорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

Сегодня перечень документов стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта включает:

- «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р3;

- «Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р4;

- государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 3025.

1 Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М.: Международные отношения, 1991. С. 186-190.

2 Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ, № 11, 2016.

3 Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

4 Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, № 33, ст. 4110.

5 Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть I), ст. 2151.

Ф =

ФНЦ ВНИИФК

Вопросы развития физической культуры и массового спорта включены в основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г., утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 года6.

Также Минспорт России является участником следующих государственных программ Российской Федерации: «Развитие образования» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 2957); «Доступная среда» (постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 12978); «Социальная поддержка граждан» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 2969); «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 32310); «Развитие культуры и туризма» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 31711).

Министерство спорта Российской Федерации реализует документы стратегического планирования непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Реализация полномочий документов стратегического планирования осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников Министерства спорта Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству на руководство и управление в сфере установленных функций.

Как уже отмечалось выше, «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р.

В частности, разделом VIII «Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров»

для решения задач в области международной спортивной политики предусматривается:

1) реализовать программу действий по увеличению количества представительств Российской Федерации в международных спортивных организациях;

2) расширить сотрудничество с международными спортивными организациями по основным направлениям развития физической культуры и спорта;

3) развивать связи и укреплять позиции в европейских спортивных организациях, расширять связи и сотрудничество с азиатскими спортивными организациями, а также обеспечить развитие связей со спортивными организациями других стран;

4) укреплять связи и углублять сотрудничество со спортивными организациями стран СНГ, Балтии, Союзного государства;

5) развивать сотрудничество с международными спортивными организациями, объединяющими граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

6) поддерживать развитие спортивных контактов и связей регионов и муниципальных образований России с регионами и муниципальными образованиями зарубежных стран;

7) развивать сотрудничество с зарубежными спортивными организациями и организациями спортивного шоу-бизнеса;

8) проводить в Российской Федерации чемпионаты мира и Европы по наиболее популярным видам спорта, а также комплексные международные спортивные мероприятия, включая Олимпийские игры;

9) привлекать ведущих зарубежных тренеров для работы с российскими спортивными командами в первую очередь в видах спорта, не имеющих на протяжении длительного времени высоких спортивных достижений на международном уровне;

10) осуществлять меры по защите интересов российского спорта и спортсменов на международной арене.

Приказом Минспорта России от 14.03.2016 № 245 «О плане мероприятий по реализации "Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"» (вместе с «Планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах "Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года"»)12 для реализации заявленных направлений предусмотрен ряд мероприятий, указанных в табл. 1.

6 Текст документа опубликован на сайте http://government.ru по состоянию на 15.05.2015.

7 Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, № 17, ст. 2058.

8 Собрание законодательства РФ, 07.12.2015, № 49, ст. 6987.

9 Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, № 17, ст. 2059.

10 Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть III), ст. 2169.

11 Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2163.

12 Документ официально опубликован не был.

® — ФНЦ ВНИИФК

Таблица 1

Мероприятие Вид документа Исполнители Срок выполнения

Увеличение представительства Российской Федерации в международных спортивных организациях Отчет ОКР КННВС Минспорт России Весь период

Подписание Конвенции Совета Европы о едином подходе к обеспечению безопасности, охране общественного порядка и обслуживанию во время футбольных матчей и других спортивных соревнований Акт Правительства Российской Федерации Минспорт России МИД России 2016 г.

Проведение оценочного визита постоянного комитета Конвенции Совета Европы в Российскую Федерацию По согласованию Минспорт России МИД России МВД России, субъекты Российской Федерации 2016 г.

Проведение мероприятий, направленных на противодействие распространению расизма, ксенофобии, всех форм дискриминации и обеспечения равноправия и чистоты в спорте По согласованию Минспорт России МИД России МВД России Российский футбольный союз, заинтересованные организации Весь период

По плановому мероприятию «Увеличение представительства Российской Федерации в международных спортивных организациях» ответственным исполнителем выступает Олимпийский комитет России, и в открытых источниках отчет о проделанной работе отсутствует.

Вместе с тем в мае 2017 г. в целях развития международного сотрудничества Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта Министерство спорта Российской Федерации разработало и направило для использования в работе методические рекомендации «О развитии международного сотрудничества в области физической культуры и спорта». Отдельно указывалось, что методические рекомендации могут являться методической основной для разработки локальных нормативных правовых актов физкультурно-спортивных организаций, а также могут быть использованы в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями и специалистами физкультурно-спортивных организаций.

Так, в методических рекомендациях отмечается, что в настоящее время Российская Федерация представляет собой страну с развитой спортивной инфраструктурой, богатым опытом спортивной подготовки, а также талантливыми спортсменами, что выражается в успехах, которые они достигают, участвуя в международных спортивных соревнованиях.

Развитие международных отношений Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта является неотъемлемой частью политики России на международной арене. Взаимовыгодное международное сотрудничество в сфере физической культуры и спорта имеет важное значение не только для достижения основополагающих целей и повышения эффективности внешней политики России, оно также имеет и внутри-

государственное значение. Развитие взаимодействия с международными спортивными федерациями позволит проводить более эффективные меры для улучшения качества проведения спортивных мероприятий, повысить уровень подготовки спортсменов, улучшить методики спортивной подготовки, а также будет способствовать предотвращению совершения нарушений в спорте, в том числе связанных с употреблением допинга.

Предлагается ряд задач развития международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта, которые подразделяются на комплекс задач по внутреннему и внешнему направлениям развития международного сотрудничества.

Также Методическими рекомендациями предлагается общероссийским спортивным федерациям вести мониторинг данных о руководящих, контрольно-ревизионных и исполнительных органах международной спортивной федерации по соответствующему виду или видам спорта, а также по организации и проведению международных спортивных соревнований на территории Российской Федерации. Завершается документ рекомендацией ежеквартально информировать Министерство спорта Российской Федерации о планах по увеличению представителей Российской Федерации в участии в руководящих органах международных спортивных организаций и федераций, а также о планируемых международных спортивных соревнованиях, проводимых на территории Российской Федерации.

По следующему плановому мероприятию реализации Стратегии «Подписание Конвенции Совета Европы о едином подходе к обеспечению безопасности, охране общественного порядка и обслуживанию во время футбольных матчей и других спортивных соревнований» необходимо отметить следующее.

«Конвенция Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей» (СБТ8 N0. 218)13.

Россия подписала данный документ 13.07.2016 (Распоряжение Президента РФ от 13 июля 2016 г. № 200-рп14). Документ вступил в силу в соответствии с пунктом 1 статьи 17 с 1 ноября 2017 года.

По плановому мероприятию реализации Стратегии «Проведение мероприятий, направленных на противодействие распространению расизма, ксенофобии, всех форм дискриминации и обеспечения равноправия и чистоты в спорте» информация в открытых источниках отсутствует. Вместе с тем следует отметить, что с 13 по 15 июля 2017 г. в Казани прошла Шестая Международная конференция министров и высших должностных лиц, ответственных за физическое воспитание и спорт, «МИНЕПС VI».

В конференции участвовало порядка 500 участников, в том числе более 50 министров спорта и руководящих работников, представляющих 115 государств - членов ЮНЕСКО. Ими была принята всеобъемлющая концепция инклюзивного доступа к спорту с целью поощрения спорта, физической подготовки и физической активности среди женщин и мужчин всех возрастов в документе, который был озаглавлен «Казанским планом действий».

В итоговом документе участники совещания на уровне министров и высших должностных лиц, ответственных за физическое воспитание и спорт, отметили, что по итогам проведения глобальных консультаций с экспертами, представителями спортивного движения и Межправительственным комитетом ЮНЕСКО по физическому воспитанию и спорту необходимо заявить следующее:

«Мы поддерживаем пять следующих действий в качестве катализаторов многостороннего взаимодействия заинтересованных сторон на международном и национальном уровнях:

1. Разработка инструмента информационно-пропагандистской поддержки для представления научно обоснованной аргументации в пользу инвестирования в сферы физического воспитания, физической активности и спорта.

2. Разработка универсальных показателей оценки вклада физического воспитания, физической активности и спорта в реализацию приоритетных целей и задач в области устойчивого развития.

3. Приведение к единообразию и совершенствование международных норм в поддержку мер, принимаемых министрами спорта в целях защиты целостности спорта (с учетом Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте).

4. Проведение оценки целесообразности создания глобального механизма мониторинга положения женщин, спорта, физического воспитания и физической активности.

5. Создание информационно-справочного центра для обмена информацией в соответствии с рамочной концепцией реализации политики в области спорта, разработанной для «МИНЕПС VI».

Следует особо отметить, что разработанная ЮНЕСКО рамочная концепция МИНЕПС реализации политики в области спорта призвана способствовать единообразию международной политики с участием многих заинтересованных сторон, содействовать международному сотрудничеству и усилиям национальных властей и спортивных организаций по укреплению потенциала. Кроме того, она направлена на выявление пробелов в области выполнения согласованных ранее принципов. Рамочная концепция реализации политики в области спорта включает три основные и 20 конкретных областей политики:

I. Формирование комплексного видения инклюзивного всеобщего доступа к спорту, физическому воспитанию и физической активности.

11. Согласование с приоритетами в области устойчивого развития.

12. Налаживание многосторонних партнерских связей среди заинтересованных сторон.

Г3. Повышение качества учебных программ по физическому воспитанию и активности в школах.

14. Содействие получению научных данных и укреплению высшего образования.

15. Укрепление гендерного равенства: расширение прав и возможностей девочек и женщин.

16. Расширение привлечения молодежи к процессу принятия решений.

17. Расширение прав и возможностей и инклюзивного участия.

II. Обеспечение максимального вклада спорта в устойчивое развитие и сохранение мира.

П.1. Укрепление здоровья и повышение благополучия всех людей в любом возрасте.

П.2. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.

II.3. Предоставление качественного образования и популяризация обучения на протяжении всей жизни для всех и развития навыков за счет спорта.

П.4. Построение мирных, инклюзивных и справедливых обществ.

П.5. Обеспечение экономического роста и полной и производительной занятости и работы для всех.

II.6. Популяризация гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек.

П.7. Обеспечение внедрения рациональных моделей производства и потребления и принятие неотложных мер по борьбе с изменением климата и его воздействием.

П.8. Создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.

13 Заключена в г. Сен-Дени 03.07.2016. Ратифицирована Россией (Федеральный закон от 26.07.2017 № 185-ФЗ).

14 Собрание законодательства РФ, 18.07.2016, № 29, ст. 4809.

III. Защита целостности спорта.

111.1. Защита спортсменов, зрителей, специалистов и других заинтересованных групп.

Ш.2. Защита детей, молодежи и других уязвимых групп.

Ш.3. Поощрение надлежащего управления спортивными организациями.

Ш.4. Укрепление мер по борьбе с манипулированием результатами спортивных соревнований.

Ш.5. Разработка надлежащих рамочных принципов антидопинговой политики, их реализация и эффективные механизмы обеспечения их соблюдения.

«Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве одной из основополагающих целей обозначила

повышение конкурентоспособности российского спорта. Однако в ее основные целевые ориентиры качественные и количественные показатели международного взаимодействия не вошли, и необходимо констатировать, что направления по имплементации российской системы физической культуры и спорта в международную среду на сегодняшний день не корреспондируют с целевыми показателями реализации Стратегии, что делает невозможным корректную оценку результатов работы в этом направлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи дополнение Стратегии целевым показателем, дающим четкое представление о проводимой работе в сфере международного сотрудничества, представляется целесообразным и своевременным шагом.

Литература

1. Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М.: Международные отношения, 1991. - С. 186-190.

2. Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ, № 11, 2016.

3. Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.

4. Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

5. Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, № 33, ст. 4110.

6. Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть I), ст. 2151.

7. Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, № 17, ст. 2058.

8. Собрание законодательства РФ, 07.12.2015, № 49, ст. 6987.

9. Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, № 17, ст. 2059.

10. Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть III), ст. 2169.

11. Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2163.

12. Собрание законодательства РФ, 18.07.2016, № 29, ст. 4809.

References

1. The set of regulations of UNESCO. - M.: International relations, 1991. Pp. 186-190.

2. A collection of official documents and materials of the Ministry of sport of the Russian Federation, No. 11, 2016.

3. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 04.01.2016, No. 1 (part II), article 212.

4. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 24.11.2008, No. 47, article 5489.

5. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 17.08.2009, No. 33, article 4110.

6. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 05.05.2014, No. 18 (part I), article 2151.

7. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 28.04.2014, No. 17, article 2058.

8. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 07.12.2015, No. 49, article. 6987.

9. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 28.04.2014, No. 17, article 2059.

10. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 05.05.2014, No. 18 (part III), article 2169.

11. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 05.05.2014, No. 18 (part II), article 2163.

12. Meeting of the legislation of the Russian Federation, 18.07.2016, No. 29, article 4809.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.