16. Стратегия модернизации российской экономики / отв. ред. В.М. Полтерович. СПб.: Алетейя, 2010. 424 с.
17. Указ Президента РФ «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009» от 21.05.12 №688: ЬМ;р:/Д^е. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=12999 1.
18. Эксперт-инновации. Сборник аналитических материалов, 2011: http://raexpert.ru/researches/expert-inno/Zap_innovacii. indd.pdf.
19. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. // Российская газета, от 22 декабря 2009.
20. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 270 с.
21. Bhattacharyya S.C. Energy Economics. Concepts, Issues, Markets and Governance. London: Springer, 2011, 721 p.
22. National grid, Annual Reports 2009/10, 2010/2011 // official website of company: http://www.nationalgrid.com/corporate/ Investor+Relations/Reports/200910/
The program of innovative development of the power of state-owned companies, preconditions of creation and mechanisms
of their realization
V.N. Aleksandrov, post-graduate student of the management Department of the Moscow Humanitarian University, leading specialist JSC «SO UPS»
In the work are briefly examined the prerequisites and conditions of formation of programs of innovative development of the state-owned electricity industry. The article is devoted to the goals and objectives of these programs; determined that the company used most often mixed or simulation of innovative strategies, aimed primarily at improving the main production activities of the companies. In the short analyzed named programs, whether there is a «weak links», in addition, identified the main mechanisms for the implementation and monitoring of innovative programs.
Key words: innovation audit, technology platforms, the program of innovation development, the electricity industry.
Стратегические приоритеты пространственной организации
туристско-рекреационной системы на пути к инновационному развитию
В.С. Орлова
к. э. н., научный сотрудник, Институт социально-экономического развития территорий РАН
ovs2177@mail.ru
В статье определены стратегические приоритеты организации регионального туристского пространства в современных условиях. На основе разработанной методики проведена оценка потенциала развития основных видов туризма в Вологодской области. Представлены рекомендации по конструированию туристских зон. Показано, что предложенная пространственная организация туристско-рекреационной системы будет способствовать созданию туристского кластера и инновационному развитию туризма.
Ключевые слова: Туристско-рекреационная система, туристский потенциал территории, пространственная организация, туристский кластер, инновационное развитие туризма.
Важнейшим условием инновационного развития сферы туризма и формирования современного высокоэффективного туристского комплекса является реализация пространственного
аспекта инвестиционной политики, позволяющего полноценно использовать имеющийся туристско-рекреационный потенциал территорий. При этом в рамках федеральной целевой программы «Развитие
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» предусматривается проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала регионов страны с точки зрения перспектив развития различных видов туризма, а также отбор инвестиционных проектов для реализации конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров.
Вологодская область является одним из пилотных регионов, в которых предполагается образование туристских кластеров. С этой целью в 2013-2014 гг. предусмотрено финансирование туристских проектов области в размере 294 млн. руб., из которых 80 млн. руб. составляют средства федерального бюджета, 24 млн. руб. — средства областного бюджета, 190 млн. руб. — внебюджетные источники.
Следует отметить, что наличие культурно-исторических памятников мирового значения, благоприятная экологическая ситуация, выгодное географическое положение Вологодской области позволяют рассматривать туризм в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики региона. Все эти обстоятельства также дают основание утверждать, что при дальнейшем развитии сфера туризма области может стать отраслью, которая при сравнительно небольших капиталовложениях способна обеспечить экономически рентабельное использование имеющихся ресурсов региона — историко-культурных и природных.
Однако в настоящее время на территории области доминируют точечные турпродукты, что ограничивает реализацию туристского потенциала многих муниципалитетов. При этом одной из главных причин пространственных диспропорций в развитии региональной туристско-рекреационной системы, включающей природные, культурно-инфраструктурные и туристские комплексы, является тот факт, что территория области характеризуется дифференциацией по степени обеспеченности ресурсами, определяющими осуществление тех или иных видов туристской деятельности.
Отсутствие благоприятных условий для полноценного использования туристских ресурсов тер-
ритории препятствует эффективному развитию регионального туристского комплекса. Так, несмотря на ежегодное увеличение числа прибытий туристов, составившее в 2011 г. по сравнению с 2006 г. 163,6 % (рис. 1), современный уровень освоения региона составляет порядка 51 % его потенциальной туристской емкости.
Становится очевидным, что формирование региональной туристской инфраструктуры должно выходить за рамки сложившегося на данный момент времени территориального каркаса развития, что будет способствовать вовлечению удаленных от основных туристских центров региона объектов туристского показа в хозяйственный оборот. При этом превышающая в настоящее время нормы рекреационная нагрузка наиболее популярных объектов туристского показа снизится, чем будет обеспечиваться сохранность этих уникальных объектов. В связи с этим возрастает значимость исследования и учета ресурсных возможностей для организации туристской деятельности на территории муниципальных образований региона и определения на этой основе направлений дальнейшего развития сферы туризма.
Обращаясь к проблеме оценки потенциала развития туристской сферы в целом и отдельных видов туризма в частности, следует отметить, что главной причиной, препятствующей ее разрешению, является сложный компонентный состав категории «туристский потенциал».
С учетом результатов критического анализа имеющихся методических подходов к оценке потенциала развития туризма нами был избран индексный метод, основу которого составил математический аппарат, представленный на рис. 2 [3].
Посредством данного методического инструментария была проведена оценка потенциала развития приоритетных для Вологодской области видов туризма. При этом, исходя из специфики туристского потенциала муниципальных образований Вологодской области и спроса на конкретные виды туризма, можно определить, что приоритетными для развития в регионе видами туристской деятельности являются культурно-познавательный и сельский.
со
о
<
со О
2011 г. 2010 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г.
0,5
□ 1,5
И 1,4
□ 1,3
□ 1,2
□ 1,1
1,5
□ 1,8
Рис. 1. Динамика въездного туристского потока в Вологодскую область в 2006-2011 гг.
0
2
Расчет индексов частных показателей
Расчет промежуточных индексов
Расчет интегрального индекса
Рис. 2. Схема оценки туристского потенциала территории
Вологодчина — самобытная, богатая культурными традициями земля. В состав культурного наследия региона входит 757 единиц недвижимых памятников (табл. 1), в том числе 214 объектов федерального значения, из них музей фресок Дионисия (с. Ферапон-тово Кирилловского района) включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 11 населенных пунктов области внесены в список исторических городов и населенных мест России.
При определении потенциала развития конкретных видов туристской деятельности компоненты в составе туристского потенциала территории приобретают определенную значимость. Поэтому каждый вид туризма имеет свой определяющий перспективы его развития набор компонентов потенциала. Так, при выявлении возможностей осуществления в Вологодской области культурно-познавательного туризма наибольшую значимость, на наш взгляд, в составе туристского потенциала приобретают такие компоненты, как культурные ресурсы (объекты культурного наследия, музеи, усадьбы, объекты религиозного значения, а также показатели их посещения) и туристская инфраструктура (коллективные средства размещения, предприятия общественного питания, учреждения культурно-досугового типа и показатели их посещения). На основе выше указанных компонентов рассчитан индекс, определяющий потенциал развития культурно-познавательного вида туризма. При этом максимально возможное значение данного индекса составляет 16 единиц.
Учитывая географическое расположение и выявленный в процессе оценки уровень потенциала (табл. 1), для образования дестинаций культурно-познавательного туризма можно выделить следующие территории:
• г. Вологда, Вологодский, Грязовецкий и Кирилловский районы;
• г. Череповец, Череповецкий и Шекснинский районы;
• Великоустюгский, Нюксенский и Кичменгско-Городецкий районы.
Актуальным на территории Вологодской области — провинциального региона, является сельский туризм. Он начал развиваться с 2001 г. в Кирилловском районе, что было обусловлено нехваткой мест для размещения туристов и наличием определенного опыта по реализации данного направления туристской деятельности в муниципалитете. Стоит отметить, что по состоянию на 2012 г. из 26 муниципальных районов в сельском туризме задействовано 17. Необходимыми со условиями для развития такого туризма являются о экологическая благоприятность территории, наличие гостевых домов и развитая сельскохозяйственная де- р! ятельность. Эти компоненты являются основой для ^ определения потенциала сельского туризма.
Результаты расчетов показали, что развитие сель- ^Е ского туризма может стать перспективным на терри- ^ ториях следующих районов: ^
• Великоустюгский, Тарногский и Нюксенский;СО
• Кирилловский, Белозерский и Вашкинский х (табл. 2). ^Е
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Индекс, определяющий потенциал развития культурно-познавательного вида туризма (1квт) в муниципальных образованиях Вологодской области
Территория 1квт Ранг Территория !квт Ранг
г. Вологда 9,154 1 Белозерский 1,751 15
Великоустюгский 7,215 2 Междуреченский 1,687 16
г. Череповец 6,059 3 Тарногский 1,670 17
Вологодский 4,768 4 Никольский 1,480 18
Кирилловский 4,610 5 Верховажский 1,462 19
Череповецкий 4,164 6 Вашкинский 1,425 20
Грязовецкий 3,844 7 Устюженский 1,312 21
Вытегорский 2,545 8 Нюксенский 1,312 22
Шекснинский 2,460 9 Сямженский 1,311 23
Тотемский 2,232 10 Кадуйский 1,223 24
Сокольский 2,227 11 Кичм.-Городецкий 1,177 25
Харовский 1,893 12 Бабушкинский 1,159 26
Бабаевский 1,767 13 Усть-Кубинский 1,092 27
Чагодощенский 1,758 14 Вожегодский 0,853 28
Индекс, определяющий потенциал развития сельского туризма (1свт) в муниципальных образованиях Вологодской области
Территория I сел Ранг Территория I сел Ранг
Великоустюгский 3,084 1 Никольский 2,252 15
Вологодский 2,949 2 Харовский 2,240 16
Череповецкий 2,740 3 Тотемский 2,212 17
Тарногский 2,514 4 Кичм.-Городецкий 2,202 18
Шекснинский 2,416 5 Сямженский 2,158 19
Кирилловский 2,395 6 Белозерский 2,147 20
Усть-Кубинский 2,356 7 Вожегодский 2,142 21
Грязовецкий 2,340 8 Чагодощенский 2,127 22
Междуреченский 2,305 9 Бабаевский 2,098 23
Устюженский 2,304 10 Кадуйский 2,061 24
Верховажский 2,298 11 Вытегорский 1,841 25
Нюксенский 2,291 12 Сокольский 1,836 26
Бабушкинский 2,274 13 г. Вологда 0,990 27
Вашкинский 2,258 14 г. Череповец 0,339 28
<
со О
При этом для большинства муниципалитетов региона характерными являются экологическая благоприятность, богатство природных ресурсов, сельскохозяйственная специализация — условия, которые позволяют принимать туристов с целью отдыха на селе.
В настоящее время на территории области доминируют точечные турпродукты, что ограничивает реализацию туристского потенциала многих муниципалитетов. Между тем объединение муниципальных районов в дестинации, предполагающее развитие на их территориях наиболее перспективных видов
1
2
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
туризма и реализацию межмуниципальных туристских проектов, позволит создать новые продукты, ориентированные на современные запросы туристов. Примером такого объединения является межмуниципальный инвестиционный туристский проект «Туристская дестинация «Белоозеро» [6], реализуемый с 2009 г. на территории Кирилловского, Белозерского и Вашкинского районов1.
Формирование конкурентоспособного туристского комплекса Вологодской области, по нашему мнению, должно базироваться на приоритетных направлениях развития туризма в области, а также на туристских центрах, выделенных в качестве опорных и обладающих естественными и искусственными конкурентными преимуществами. «Точки» развития туризма должны быть связаны в единую систему существующей и планируемой инфраструктурой и единым центром управления. Такое объединение позволит сформировать комплексные пакеты туристских услуг культурно-познавательного, активного, лечебно-оздоровительного и иного характера. При этом дальнейшее развитие выделенных опорных туристских центров будет способствовать образованию туристского кластера «Ворота севера» — стратегического приоритета в развитии сферы туризма Вологодской области.
Цель создания туристского кластера заключается в повышении конкурентоспособности региона на туристском рынке за счет синергетического эффекта, включая стимулирование создания инновационных турпродуктов и повышение эффективности работы организаций, входящих в кластер.
Задачи создания кластера определяются следующим образом:
• экономическая — формирование конкурентоспособного инновационного регионального турпро-дукта;
• социальная — создание новых рабочих мест в сфере туризма и сопутствующих отраслях, повышение квалификации персонала и качества предоставления туристских услуг;
• технологическая — создание и применение новых технологий формирования, продвижения и реализации туристских услуг.
В соответствии с целью и задачами можно выделить четыре этапа образования туристского кластера.
1. Выявление основных конкурентных туристских преимуществ Вологодской области, отличающих ее от других регионов России.
2. Определение туристских центров, которые отличаются выражением какого-либо основного преимущества и способны своим развитием структурировать пространство вокруг себя.
3. Образование на основе туристских центров и приграничных к ним территорий туристских дестинаций — протокластеров, т. е. территорий
потенциально способных выполнять туристские функции.
4. Структурная организация протокластеров, включая определение:
• ядра — генератора туристских инноваций и распределителя туристских потоков;
• опорных территорий, где сконцентрированы основные туристские объекты и маршруты;
• ареала перспектив туристского бизнеса, который может выходить за пределы административных границ региона, охватывая территории межрегионального туристского сотрудничества и распространяясь на области перекрытий с соседними подобными системами.
Муниципальные образования, выступающие в качестве центров развития основных видов туристской деятельности, по нашему мнению, должны иметь следующие характеристики:
• концентрация объектов туристского показа, комбинирование которых в комплексные тематические туры позволит создать значительную добавленную стоимость;
наличие популярных туристских маршрутов; достаточно развитая туристская инфраструктура. Такими территориями в настоящее время являются:
г. Вологда (проект «Вологда — культурная столица Русского Севера»);
г. Череповец (проект «Череповец — горячее сердце Севера»);
Великоустюгский район (проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза»), Кирилловский, Белозерский и Вашкинский районы (проект «Туристская дестинация «Бело-озеро»);
Вытегорский район (проект создания зоны активного туризма «Онего).
Формирование на выделенных территориях опорных дестинаций кластера позволит активизировать туристскую деятельность как в туристских центрах, так и на приграничных к ним территориях.
Основными участниками кластера выступят организации сферы туризма, функционирующие на этих территориях. При этом наиболее перспективными инвестиционными проектами туристского кластера являются:
• межрегиональный выставочный и культурно-до-суговый комплекс «Вологодская слобода» в г. Вологде;
• историко-этнографический центр традиционной русской культуры «Усадьба Гальских» в г. Череповце;
• «Дворец Деда Мороза», «Ледовый дворец Деда Мороза» и всероссийский центр «Планета детства» в Великоустюгском районе;
1 Постановлением Правительства Вологодской области от 07.07.2009 №1031 утверждены мероприятия по созданию и деятельности межмуниципального инвестиционного проекта «Туристская дестинация «Белоозеро», реализация которого направлена на удовлетворение растущих потребностей туристов в сельском отдыхе, а также на формирование комфортных условий для ведения бизнеса и создание нового конкурентоспособного турпродукта на территории региона.
СО
о
<
со
о
• историко-этнографический комплекс «Древнерусское поселение «Сугорье» в Кирилловском районе;
• молодежный клуб водного туризма в Вытегор-ском районе.
Развитию этого направления будет способствовать осуществление комплекса следующих мер:
• разработка и реализация проектов планировки приоритетных для развития туризма территорий (опорных туристских центров и приграничных к ним муниципальных районов);
• разработка и реализация муниципальных программ развития наиболее перспективных видов туристской деятельности;
• включение отдельных видов туристских услуг, предлагаемых местными фирмами, в общероссийские туристские маршруты;
• разработка и активное продвижение проектов в области брендинга территорий, формирование широко известных брендов для выделенных де-стинаций и реализуемых турпродуктов;
• развитие информационных систем с целью продвижения региональных турпродуктов на российский и международный рынки туристских услуг. Обобщая выше сказанное, можно заключить, что
стратегическими приоритетами региональной политики в сфере туризма в современных условиях перехода к ее инновационному развитию, должна стать концентрация туристских ресурсов путем формирования дестинаций, которые включают опорные туристские центры и приграничные к ним территории, а также развитие наиболее перспективных для конкретного региона видов туристской деятельности.
Следует полагать, что для наиболее эффективного осуществления туристкой деятельности в районах Вологодской области, оставшихся не задействованными в образовании опорных дестинаций, целесообразно разрабатывать маршруты и формировать туры экологического, водного, охотничье-рыболовного и лечебно-оздоровительного характера, в основе кото-
рых — использование природных ресурсов территории. При этом в качестве дополняющих туров будут выступать экскурсионные, сельские и спортивные. Однако в связи с тем, что в организации туристской деятельности принимают участие не только предприятия туристской индустрии, но и многие другие хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги туристам, можно утверждать, что уровень развития туризма в муниципалитетах региона во многом будет определяться степенью сформированности их инфраструктуры.
Образование опорных дестинаций в дальнейшем может стать основой для формирования регионального туристского кластера «Ворота Севера». При такой форме пространственной организации туризм выступит в роли катализатора, который будет стимулировать целый круг отраслей экономики и социальной сферы, вовлеченных в создание комплексного регионального туристского продукта. Так, успешное функционирование туристско-рекреационной системы будет способствовать обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона в целом.
Литература
1. География туризма / под ред. А.Ю. Александровой и др. М: КНОРУС, 2009. 592 с.
2. Карачевская Е.Н. Методическое обеспечение регионального развития и пространственной дифференциации туризма в Гомельской области // Проблемы региональной экологии. 2008. № 4. С. 155-161.
3. Орлова В.С., Леонидова Е.Г. Туристский потенциал Вологодской области // Проблемы развития территории. 2011. № 4 (56). С. 51-57.
4. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644.
5. Отчет о деятельности Управления туризма Вологодской области за 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// vologdatourinfo.ru.
6. Ускова Т.В., Дубиничева Л.В., Орлова В.С. Социально-экономический ресурс туризма: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. 174 с.
Strategic priorities of the spatial organization of tourist and recreational system on the way to innovative development
V.S. Orlova, PhD of Economy, Associate Professor of the Chair of Economy and Management, The Vologda state technical university
In article strategic priorities of the organization of regional tourist space in modern conditions are defined. On the basis of the developed technique the assessment of potential of development of main types of tourism in the Vologda area is carried out. Recommendations about designing of tourist zones are presented. It is shown that the offered spatial organization of tourist and recreational system will promote creation of a tourist cluster and innovative development of tourism.
Kewords: Tourist and recreational system, tourist capacity of the territory, spatial organization, tourist cluster, innovative development of tourism.