Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы организации туристского пространства (на примере Вологодской области)'

Проблемы и перспективы организации туристского пространства (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
891
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА / TOURIST SPACE / TOURIST-RECREATION CLUSTER / STRUCTURAL ORGANIZATION OF THE TOURIST-RECREATION CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Орлова Виктория Станиславовна

В статье выявлены имеющиеся трудности и определены перспективы организации регионального туристского пространства в современных условиях. Представлены рекомендации по конструированию туристских зон. Показано, что предложенная организация туристского комплекса региона будет способствовать созданию конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера. Проблема рассматривается на примере Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and perspectives of tourist space organisation (in the case of the Vologda Oblast)

The article reveals the existing difficulties and defines the prospects of regional tourist space organization in modern conditions. The recommendations concerning tourist zones design are presented. The article shows that the proposed organization of regional tourist complex will contribute to the creation of competitive tourist-recreation cluster. The problem is addressed in the case of the Vologda Oblast.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы организации туристского пространства (на примере Вологодской области)»

УДК 338.48(470.12) ББК 65.433

© Орлова В.С.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье выявлены имеющиеся трудности и определены перспективы организации регионального туристского пространства в современных условиях. Представлены рекомендации по конструированию туристских зон. Показано, что предложенная организация туристского комплекса региона будет способствовать созданию конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера. Проблема рассматривается на примере Вологодской области.

Туристское пространство, туристско-рекреационный кластер, структурная организация туристско-рекреационного кластера.

активизировалась. Об этом свидетельствует увеличение в 2011 году объёма туристских услуг до 1,2 млрд. руб., что по отношению к 2009 году составляет 131,3% (табл. 1). При этом в рейтинге среди субъектов СЗФО Вологодская область по данному показателю в 2010 - 2011 гг. занимала вторую позицию, уступая лишь Республике Коми.

Однако сегодня на территории области доминируют точечные турпродукты, что ограничивает реализацию туристского потенциала многих муниципалитетов. Одной из главных причин пространственных диспропорций в развитии региональной туристско-рекреационной системы, включающей природные, культурно-инфраструктурные и туристские комплексы, является тот факт, что территория области характеризуется дифференциацией по степени обеспеченности ресурсами, определяющими осуществление тех или иных видов туристской деятельности.

В связи с вышесказанным следует полагать, что важнейшим условием формирования современного высокоэффективного туристского комплекса и повышения вклада туризма в экономику региона является реализация про-

Вологодская область обладает огромным туристским потенциалом. Наличие на её территории культурно-исторических памятников мирового значения, благоприятная экологическая ситуация, выгодное географическое положение позволяют рассматривать туризм в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики региона. Все эти обстоятельства дают основание утверждать, что при дальнейшем развитии сфера туризма области может стать отраслью, которая при сравнительно небольших капиталовложениях способна обеспечить экономически рентабельное использование имеющихся историко-культурных и природных ресурсов региона.

В последние годы туристская деятельность в Вологодской области заметно

ОРЛОВА Виктория Станиславовна кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет» ovs2177@mail.ru

Таблица 1. Объём туристских услуг, оказанных населению на территории субъектов Северо-Западного федерального округа в 2009 - 2011 гг., млн. руб.

Субъект 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. к 2009 г., %

Республика Коми 918,9 1203,3 1342,1 146,1

Вологодская область 915,0 1096,5 1201,3 131,3

Архангельская область 990,6 655,2 928,6 93,7

Республика Карелия 537,4 545,7 543,7 101,2

Калининградская область 424,1 492,4 469,7 110,8

Мурманская область 612,3 429,2 405,3 66,2

Псковская область 99,0 150,4 270,6 в 2,7 р.

Новгородская область 99,5 80,4 162,6 163,4

Рассчитано по: Туризм Вологодской области: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 112 с.

странственного аспекта инвестиционной политики в сфере туризма, позволяющего полноценно использовать туристско-рекреационный потенциал территорий. Решению этой задачи будет способствовать формирование регионального туристско-рекреационного кластера.

В современных исследованиях кластерный подход рассматривается как одна из ключевых парадигм формирования экономической политики на государственном и региональном уровнях. При этом под кластером понимается сообщество сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных фирм и организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга [6].

В настоящее время туристские кластеры стали глобальным явлением. В США, в Долине Напа, функционирует кластер винного туризма [1]. В Австралии сформировался экотуристский кластер штата Квинсленд. В ЮАР в 1999 году была принята национальная стратегия развития туристских кластеров. О создании туристских кластеров объявили Македония и Ямайка, Шри-Ланка и Казахстан. Правительство РФ в 2008 году приняло Концепцию кластерной политики. Были разработаны Методические рекомендации по реализации кластерной политики, в том числе в сфере туризма, на территориях субъектов РФ.

Вологодская область является одним из пилотных регионов, в которых предполагается образование туристских кластеров. С этой целью в 2013 - 2014 гг. предусмотрено финансирование туристских проектов области в размере 294 млн. руб., из которых 80 млн. руб. составляют средства федерального бюджета, 24 млн. руб. - областного бюджета, 190 млн. руб. - внебюджетные источники.

Цель создания туристско-рекреационного кластера заключается в повышении конкурентоспособности региона на туристском рынке за счёт синергетического эффекта, включая стимулирование создания инновационных тур-продуктов и повышение эффективности работы организаций, входящих в кластер (рис. 1).

В соответствии с целью и задачами можно выделить четыре этапа образования туристско-рекреационного кластера (рис. 2).

Формирование конкурентоспособного туристского комплекса Вологодской области, по нашему мнению, должно базироваться на приоритетных направлениях развития туризма в области, а также на туристских центрах, выделенных в качестве опорных и обладающих естественными и искусственными конкурентными преимуществами. При этом, исходя из специфики туристского потенциала муниципальных образований Вологодской области и спроса на конкрет-

Рис. 1. Цель и задачи формирования туристско-рекреационного кластера

Рис. 2. Этапы формирования туристско-рекреационного кластера

I. Выявление основных конкурентных туристских преимуществ Вологодской области, отличающих её от других регионов России

II. Определение туристских центров, которые отличаются выражением какого-либо основного преимущества и способны своим развитием структурировать пространство вокруг себя

III. Образование на основе туристских центров и приграничных к ним территорий туристских дестинаций - протокластеров, т. е. территорий, потенциально способных выполнять туристские функции

IV. Структурная организация протокластеров, включая определение:

• ядра - генератора туристских инноваций и распределителя туристских потоков;

• опорных территорий, где сконцентрированы основные туристские объекты и маршруты;

• ареала перспектив туристского бизнеса, который может выходить за пределы административных границ региона, охватывая территории межрегионального туристского сотрудничества и распространяясь на области перекрытий с соседними подобными системами

ные виды туризма, можно определить, что приоритетными для развития в регионе видами туристской деятельности являются культурно-познавательный и сельский [3].

Вологодчина - самобытная, богатая культурными традициями земля. В состав культурного наследия региона входит 757 единиц недвижимых памятников, в том числе 214 объектов федерального значения, из них музей фресок Дионисия

(с. Ферапонтово Кирилловского района) включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 11 населённых пунктов области внесены в список исторических городов и населённых мест России. Поэтому и основную долю турпотока (в среднем 68% всех туристов) составляют посетители, цель приезда которых - ознакомление с памятниками истории, архитектуры, искусства, народными традициями и современной жизнью населения региона.

Сельский туризм начал активно развиваться с 2001 года в Кирилловском районе, что было обусловлено нехваткой мест для размещения туристов и наличием определённого опыта по реализации данного направления туристской деятельности в муниципалитете. При этом для большинства муниципалитетов региона характерными являются экологическая благоприятность, богатство природных ресурсов, сельскохозяйственная специализация - условия, которые позволяют принимать туристов с целью отдыха в селе. В связи с этим объединение муниципальных районов в дестинации, предполагающее развитие на их территориях сельского туризма и реализацию межму-ниципальных туристских проектов, на наш взгляд, позволит создать новые продукты, ориентированные на современные запросы туристов. Примером такого объединения является межмуниципаль-ный инвестиционный туристский проект «Туристская дестинация «Белоозеро» [8], реализуемый с 2009 года на территории Кирилловского, Белозерского и Вашкин-ского районов1.

Муниципальные образования, которые выступят в качестве центров развития основных видов туристской деятельности в рамках кластера, с нашей точки зрения, должны иметь следующие характеристики:

• концентрация объектов туристского показа;

• наличие популярных туристских маршрутов;

• достаточно развитая туристская инфраструктура.

1 Постановлением Правительства Вологодской области от 07.07.2009 № 1031 утверждены мероприятия по созданию и деятельности межмуниципального инвестиционного проекта «Туристская дестинация «Белоозеро», реализация которого направлена на удовлетворение растущих потребностей туристов в сельском отдыхе, а также на формирование комфортных условий для ведения бизнеса и создание нового конкурентоспособного турпродукта на территории региона.

Такими территориями в настоящее время являются:

• г. Вологда (проект «Вологда - культурная столица Русского Севера»);

• г. Череповец (проект «Череповец -горячее сердце Севера»);

• Великоустюгский район (проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза»);

• Кирилловский, Белозерский и Ваш-кинский районы (проект «Туристская дестинация «Белоозеро»);

• Вытегорский район (проект создания зоны активного туризма «Онего»).

Формирование на выделенных территориях опорных дестинаций позволит активизировать туристскую деятельность как в туристских центрах, так и на приграничных к ним территориях (рис. 3). Опорные дестинации - «точки» развития туристско-рекреационного кластера -связываются в единую систему существующей и планируемой инфраструктурой и единым центром управления. Такое объединение позволит сформировать единые пакеты туристских услуг культурнопознавательного, сельского, лечебнооздоровительного и иного характера.

Главным органом управления должен стать координационный совет туристско-рекреационного кластера при Центре кластерного развития. В состав совета могут входить представители организаций сферы туризма (туристских фирм, коллективных средств размещения, предприятий народных промыслов), региональной и муниципальной власти, общественности, учебных и научных учреждений.

Основными участниками кластера выступят организации сферы туризма, функционирующие на этих территориях. При этом наиболее перспективными инвестиционными проектами туристско-рекреационного кластера являются:

• межрегиональный выставочный и культурно-досуговый комплекс «Вологодская слобода» в г. Вологде;

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ • ВЫП. 2 (64) • 2013

АтЛеКа

[Водораздел

Іє^ЧМороїа

^ ? I К

Л] л

Рьггпікі

¿Морская слава [Вологодчины

Бгллиїй

Іігплг

.Царство Г® ' (Золотой рыски ■ (__________

НЛВД-Г*

Сокровищница

народны^"1'"-"

традиции

Город, русских КолумбовХ/4”!

Пгшрэ

^кг.і»-і.ЬгГК ь: - I

іБьшиннЕій

I город Рус>

¡Вологодское

Г і л ал ті, !

^СаЯірбьгтньїй^

Іугожзк

^Волйгопчйн ьї / ИГсвсиі І .

Город II

кузнецов

агоро'^»

таЛлидеров

РусскіЯо Сс1н.-ра

Респубіпика

Карелия ____

і, '^“^трек океанов

рояогда - -..і -

Вологда Костромская

кулыуіш;іи кгоЛИиа область

Нов городская^ область

'Тверская

область

Условные обозначения

опорные дестинации для формирования туристско-рекреационного кластера

туристский бренд

Устойчивое развитие территорий, отраслей и производственных комплексов

• историко-этнографический центр традиционной русской культуры «Усадьба Гальских» в г. Череповце;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Дворец Деда Мороза», «Ледовый дворец Деда Мороза» и всероссийский центр «Планета детства» в Великоустюг-ском районе;

• историко-этнографический комплекс «Древнерусское поселение «Суго-рье» в Кирилловском районе;

• молодёжный клуб водного туризма в Вытегорском районе.

Развитию этого направления будет способствовать осуществление следующих мер:

• разработка и реализация проектов планировки приоритетных для развития туризма территорий (опорных туристских центров и приграничных к ним муниципальных районов);

• разработка и реализация муниципальных программ развития наиболее перспективных видов туристской деятельности;

• включение отдельных видов туристских услуг, предлагаемых местными фирмами, в общероссийские туристские маршруты;

• разработка и активное продвижение проектов в области брендинга территорий, формирование широко известных брендов для выделенных дестинаций и реализуемых турпродуктов;

• развитие информационных систем с целью продвижения региональных тур-продуктов на российский и международный рынки туристских услуг.

Научно-исследовательская поддержка формирования регионального туристско-рекреационного кластера будет основываться на деятельности высших учебных заведений, готовящих специалистов туристского профиля на территории региона, а также Института социальноэкономического развития территорий РАН, осуществляющего исследования в сфере туризма.

Результатами взаимодействия участников кластера станут:

• преодоление замкнутости на внутренних проблемах туристской отрасли, а также инертности и негибкости туристско-рекреационной системы, которые уменьшают положительное влияние конкуренции;

• появление новых туристских проектов и предприятий;

• обмен информацией о потребностях туристского рынка, о новых технологиях формирования и реализации туристского продукта, о связях между отраслями;

• содействие привлечению инвестиций в сферу туризма;

• взаимная поддержка между участниками кластера;

• ускоренное развитие организаций сферы туризма, обеспечение их необ-

Таблица 2. Показатели реализации проекта создания туристско-рекреационного кластера Вологодской области

Показатель 2011 г. 2016 г. 2016 к 2011 г., %

Туристский поток, млн. чел. 1,8 2,6 в 1,5 р.

Численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях, чел. 17,3 17,8 102,9

Объём налоговых поступлений от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей в бюджет региона, млн. руб. 200 500 в 2,5 р.

Доля туризма в ВРП, % 4 5 125

Источник: Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИНр://шшш.уо1одЬа-oblast.ru

ходимыми средствами для реализации новых корпоративных и отраслевых стратегий.

При этом осуществление проекта создания туристско-рекреационного кластера позволит достичь следующих целевых показателей развития, представленных в таблице 2.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что образование опорных дестинаций будет способствовать формированию конкурентоспособного регионального туристско-рекреационного кластера и, тем самым, достижению устойчивого социально-экономического развития региона в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова, А.Ю. Кластерные принципы организации туристского пространства (мировой опыт] / А.Ю. Александрова // Роль туризма в модернизации экономики российских регионов: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2010. - С. 21-27.

2. Карачевская, Е.Н. Методическое обеспечение регионального развития и пространственной дифференциации туризма в Гомельской области / Е.Н. Карачевская // Проблемы региональной экологии. - 2008. - № 4. - С. 155-161.

3. Орлова, В.С. Туристский потенциал Вологодской области / В.С. Орлова, Е.Г. Леонидова // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4 (56]. - С. 51-57.

4. О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы]»: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644.

5. Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vologda-oblast.ru

6. Портер, М.Э. Конкуренция [Текст] / М.Э. Портер. - М.: Вильямс, 2002. - 496 с.

7. Туризм Вологодской области [Текст]: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 112 с.

8. Ускова, Т.В. Социально-экономический ресурс туризма [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - 174 с.

9. Regional Clusters in Europe // Observatory of European SMS. - 2002. - № 3. - Brussels: European Commission. - 117 p.

10. World Congress on Local Clusters: Local Networks of Enterprises in the World Economy / OECD Issue Paper. - Paris. - 23-24 January 2001. - 137 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.