Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития деятельности многофункциональных туристских комплексов'

Проблемы и перспективы развития деятельности многофункциональных туристских комплексов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
667
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТСКО-ГОСТИНИЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / КРУПНОМАСШТАБНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТУРИСТСКИЕ КЛАСТЕРЫ / ДИСТИНАЦИИ / MULTIFUNCTIONAL TOURIST AND HOTEL COMPLEXES / LARGE-SCALE INTERNATIONAL EVENTS / TOURIST CLUSTERS DESTINATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сурова Серафима Анатольевна

На развитие многофункциональных туристско-гостиничных комплексов оказывают влияние тенденции развития туризма, возникающие на всех уровнях федеральном, региональном, местном. Однако вместе с проблемами на всех выделенных уровнях существуют и перспективы. К ним можно отнести организацию и проведение международных крупномасштабных мероприятий, создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, а также создание туристских кластеров и дистинаций. Все это должно учитываться при разработке стратегии развития такого рода комплексов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of multi-tourist-hotel complexes influence trends of tourism development, arising at all levels federal, regional, local. However, together with problems at all identified levels, also there are some prospects. They include organizing and conducting large-scale international events, the creation of special economic zones for tourism and recreation, as well as the creation of tourism clusters and destinations. All this should be taken into account during designing strategy of development of such complexes.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития деятельности многофункциональных туристских комплексов»

стр. 171 из 249

Для крупных предприятий сферы рекреации и туризма характерно стремление к развитию по всем направлениям и использование гораздо более широкого по набору методов достижения долгосрочного успеха. Малые предприятия, в силу большей ограниченности ресурсов (в первую очередь финансовых), акцентируют свои усилия на небольшом числе направлений, создающих для них конкурентные преимущества, и стремятся достичь на них максимальной эффективности. Для филиалов характерна подверженность влиянию материнских компаний, чьи наработки и методы достижения делового совершенства, адаптированные к конкретным условиям деятельности, способствуют успеху дочерних организаций.

Литература

1. Европейский фонд управления качеством, Европейское качество дайджест, 2003. № 4. С. 5-8.

2. Европейские малые и средние предприятия - финалисты премии // Европейское качество. 2000. Том 7. № 6. С. 42—59.

3. Коллинз Дж. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие - нет... СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001. 304 с.

4. Лустина Т.Н. Стратегия сервиса как фактор повышения эффективности деятельности предприятий индустрии красоты // Электронная версия научного журнала «Сервис Plus». 2009. № 4.

5. Материалы научно-практического семинара «Салон-менеджмент». М., 2007.

6. Участие работников в деятельности компании. Анализ результатов опроса. Европейское качество, 2002. Том 9. № 6. С. 22-30.

7. http://www.newsru.com/finance/28dec2010/hsbc.html (Дата обращения:

28.12.2010).

УДК 640.4

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ КОМПЛЕКСОВ Сурова Серафима Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», [email protected],

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The development of multi-tourist-hotel complexes influence trends of tourism development, arising at all levels - federal, regional, local. However, together with problems at all identified levels, also there are some prospects. They include organizing and conducting large-scale international events,

the creation of special economic zones for tourism and recreation, as well as the creation of tourism clusters and destinations. All this should be taken into account during designing strategy of development of such complexes.

На развитие многофункциональных туристско-гостиничных комплексов оказывают влияние тенденции развития туризма, возникающие на всех уровнях - федеральном, региональном, местном. Однако вместе с проблемами на всех выделенных уровнях существуют и перспективы. К ним можно отнести организацию и проведение международных крупномасштабных мероприятий, создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, а также создание туристских кластеров и дистинаций. Все это должно учитываться при разработке стратегии развития такого рода комплексов. Keywords: multifunctional tourist and hotel complexes, large-scale international events, tourist clusters destinations

Ключевые слова, многофункциональные туристско-гостиничные комплексы, крупномасштабные международные мероприятия, туристские кластеры, дистинации

Интерес к России со стороны иностранных туристов в разные годы не одинаков. Количество въезжающих в страну туристов колеблется в последние годы в пределах 2-2,5 млн человек. В 2009 году поток въезжающих в Российскую федерацию с туристскими целями составил 2,1 млн человек, что на 8,5% меньше, чем в 2008 году. Что касается выездного туризма, то количество выехавших из страны также сократилось в 2009 году, составив 9,6 млн человек, в 2008 году эта цифра составляла 11,3 млн человек. Среди крупнейших экспортеров туруслуг Россия занимает 37 место с дефицитом платежного баланса - $13 млрд.

Однако по данным Всемирного экономического форума (WEF) 2009 года, Россия заняла 59 место среди 133 стран по конкурентоспособности туристического сектора экономики, хотя наша страна занимает пятое место по «наличию природных туристских ресурсов мирового значения», девятое место - по «наличию культурных туристских ресурсов мирового значения», то есть Россия имеет весьма значительный потенциал развития туризма на своей территории. Однако что касается интереса со стороны власти к вопросам развития данного сектора экономики, то также по данным Всемирного экономического форума, Россия заняла 127 место (одно из последних мест) по показателю «приоритет сектора туризма для государства», а также 83 место по «государственным расходам на туризм». Это неутешительные факты [2].

Чтобы изменить сложившееся положение, необходимо изучить различные проблемы, препятствующие развитию предприятий сферы сервиса вообще и предприятий индустрии туризма в частности. Важно также выявить перспективы, которые можно использовать для устойчивого развития сервисной деятельности.

Многофункциональные туристско-гостиничные комплексы относятся к предприятиям индустрии туризма, поэтому проблемы, которые возникают на всех уровнях управления туризмом в РФ, влияют и на деятельность туристско-гостиничных комплексов. В то же

время перспективы, возникающие также на всех уровнях иерархии управления отраслью, являются возможностями для развития подобных комплексов. Все это можно представить в виде схемы (рис.)

Рис. Проблемы и перспективы, возникающие в процессе функционирования МТГК

Среди основных проблем развития туризма в Российской Федерации можно выделить следующие:

- рост транспортных тарифов и стоимости гостиничных услуг, связанный с ростом коммунальных тарифов, процентных ставок по кредитам, многократным ростом ставок налога на землю;

- моральный и физический износ туристской инфраструктуры, отсутствие эффективных механизмов стимулирования инвестиций в ее развитие;

- несовершенство действующей нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности в сфере туризма;

- недостаточность экономических стимулов развития въездного и внутреннего туризма;

- существование визового режима с экономически развитыми странами, сложного миграционного учета;

- недостаточность национального рекламного бюджета на продвижение туристского продукта на внутреннем и внешних рынках;

стр. 174 из 249

- дефицит квалифицированных кадров, в частности, со средним специальным образованием, несовершенство образовательных стандартов и др.

Все эти проблемы влияют на деятельность всей отрасли в целом и любого предприятия, входящего в нее в частности. Вопросы по устранению данных негативных тенденций должны решаться на государственном уровне за счет совершенствования нормативно-законодательной базы. Как уже было отмечено выше, большинство недостатков будет устранено в результате внедрения разработанной Федеральной целевой программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в РФ» (2011-2016 года).

К общим проблемам развития гостиничной отрасли в России следует отнести следующие тенденции:

• низкая производительность труда персонала в гостиницах, не входящих в мировые гостиничные цепи;

• нехватка квалифицированных кадров;

• основное сосредоточение гостиниц, принадлежащих м международным гостиничным цепочкам, в крупных городах центральных регионов России;

• нехватка гостиниц среднего ценового сегмента;

• проблемы, возникающие в ходе взаимодействия гостиниц и туроператоров;

• низкий уровень сервиса в большинстве отечественных гостиничных предприятиях и др. [5].

Основными проблемами, конечно, является низкий уровень сервиса и высокий уровень цен в гостиницах. Большинство этих проблем может быть решено в результате изменения политики государства в области подготовки кадров для индустрии гостеприимства. Большое значение имеет развитие синергетической науки сервисологии. Эта наука является сравнительно новой, и в последнее время ей уделяется большое внимание в научных кругах.

Большая часть проблем развития туризма на уровне регионов и муниципальных образований носит общероссийский характер - отсутствие или плохое состояние объектов инфраструктуры, отсутствие или недостаток финансирования развития предприятий индустрии гостеприимства, невозможность привлечения инвестиционных ресурсов или нежелание инвесторов вкладывать средства именно в гостиничный бизнес, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие возможности продвижения региональных турпродуктов на внутреннем и внешнем рынках и т.д. Кроме перечисленных тенденций, в каждом регионе существуют и специфические проблемы.

Что касается перспектив развития МТГК, то их также можно разделить на несколько уровней.

стр. 175 из 249

Самыми глобальными являются запланированные на уровне государства международные крупномасштабные мероприятия.

Во-первых, это олимпиада в Сочи в 2014 году. Для принятия Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 году решено создать два кластера: прибрежный кластер и горный кластер. Центральным объектом прибрежного кластера станет Олимпийский парк. Он объединит все спортивные объекты, парковую зону и объекты инфраструктуры. Впервые в истории зимних Олимпийских и Паралимпийских игр все ледовые арены будут находиться в шаговой доступности друг от друга. Одновременно в парке могут находиться около 75 тыс. посетителей. В состав горного кластера войдут биатлонный и лыжный комплексы, саннобобслейная трасса, горнолыжный центр, комплекс трамплинов, а также сноуборд-парк и фристайл-центр [7].

Перед сочинской Олимпиадой в 2013 году в Казани пройдет Универсиада. Всего в ходе проведения Универсиады будет задействовано 65 объектов, в том числе 64 спортивных сооружений. Специально строятся к Универсиаде 37 объектов (36 спортивных сооружений и Деревня Универсиады), 28 объектов подлежат реконструкции, 25 объектов построено и открыто, из них 10 в 2009 году и 15 - в 2010 году. Из федерального бюджета будет профинансировано строительство 30 объектов: 29 спортивных объекта и Деревня

Универсиады. Из средств республиканского и муниципального бюджетов, а также за счет средств инвесторов будет построено 7 объектов [6].

К международным крупномасштабным мероприятиям относится также Чемпионат Мира по футболу, право на проведение которого Россия выиграла в швейцарском Цюрихе в декабре 2010 года. Матчи чемпионата пройдут в 12 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Ярославле, Нижнем Новгороде, Саранске, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи.

Все эти мероприятия позволят не только построить современные спортивные комплексы, но в значительной мере расширить число предприятий индустрии гостеприимства. Оптимальным решением для обеспечения приема туристов в рамках проведения перечисленных мероприятий является строительство многофункциональных туристско-гостиничных комплексов.

Кроме проведения крупномасштабных спортивных мероприятий на территории РФ, на федеральном уровне принимаются правовые решения в области стимулирования развития туризма на территории России. Туризм наравне с наукоемкими и технологичными отраслями занял передовые позиции в развитии экономики страны: внесенными в июле 2006 года поправками в Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» еще одним видом особых

стр. 176 из 249

экономических зон признаны туристско-рекреационные зоны. Таким образом, туризм стал рассматриваться на уровне государственных интересов как эффективное направление развития экономики страны.

Туристско-рекреационные зоны направлены на развитие и эффективное использование туристских ресурсов. Для того чтобы присвоить регионам статус особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, была проведена огромная исследовательская и подготовительная работа. Среди претендентов были популярные туристско-рекреационные районы, уже имеющие известность как регионы, богатые туристическими ресурсами, а также небольшие районы, которые не рассматривались ранее как крупные туристские центры. В феврале 2007 года постановлениями Правительства РФ созданы 7 туристско-рекреационных зон: Республика Алтай, Республика Бурятия,

Калининградская и Иркутская области, Краснодарский, Алтайский и Ставропольский края. В 2008 году начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры.

Некоторые зоны, которые считались и считаются знаменитыми российскими здравницами, безусловно, уже обладают некоторой туристской базой. Это и санатории, и дома отдыха, и развитая инфраструктура. В отличие от них другим районам, которые не имели до настоящего времени подобной туристской специализации, еще предстоит построить основные объекты размещения, развлечения туристов и т.д.

В связи с экономическим кризисом из семи туристско-рекреационных зон активное развитие продолжится только в трех - «Бирюзовой Катуни» в Алтайском крае, «Алтайской долине» в республике Алтай и «Байкальской гавани» в Бурятии.

Одним из наиболее перспективных видов предприятий индустрии туризма, которые могут послужить основой для создания или развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, являются многофункциональные туристско-гостиничные комплексы. Их особенность заключается в том, что они представляют собой систему предприятий индустрии туризма, деятельность которой направлена на максимальное удовлетворение потребностей туристов. Такие комплексы могут быть построены на базе какого-либо культурного, исторического или природного ресурса, представляющего интерес для туристов. Особенностью организации деятельности этих комплексов будет единое управление всей системой. Именно синергетический эффект деятельности данной системы будет способствовать более эффективному развитию всего комплекса в целом.

В последнее время одним из направлений развития туризма на региональном уровне является выделение туристских кластеров.

Туристский кластер - это система взаимосвязанных фирм, организаций, учреждений и связанных с ними органов исполнительной государственной власти, формирующих и

стр. 177 из 249

обслуживающих туристские потоки с использованием туристско-рекреационного потенциала территории [1].

На территории региона может находиться несколько туристских кластеров, они могут объединиться в суперкластер.

Суперкластер - новая форма организации экономического пространства,

специфическая форма территориальной организации кластеров, вертикальноинтегрированных в цепочке создания добавленной стоимости в условиях особой

инновационной среды [3].

В качестве примера создания подобного рода образований можно привести Региональный суперкластер «Башкортостан».

Целью создания регионального туристско-рекреационного суперкластера «Башкортостан» является повышение конкурентоспособности туристского рынка

Республики Башкортостан путем формирования комплексного туристического продукта международного уровня и предоставления потребителям услуг внутреннего и въездного туризма и отдыха на основе организации территориально локализованных взаимосвязанных организаций и учреждений бизнеса, органов власти, науки и образования.

Для развития данного суперкластера были выделены следующие направления развития туризма: определение и создание объектов особой туристической

привлекательности, разработка тематических (программных) туристических маршрутов, создание гостевых цепочек (объектов размещения), а также создание привлекательных условий для инвесторов. Для реализации данного проекта наиболее эффективными моделями организации предприятий индустрии гостеприимства могут стать

многофункциональные туристско-гостиничные комплексы.

Примером субъекта Российской Федерации, на территории которого развивается туристский кластер, является Вологодская область. Как заявлено правительством Вологодской области, одним из приоритетных направлений экономической политики правительства Вологодской области является ускорение диверсификации экономики на основе опережающего развития приоритетных секторов и развития региональных кластеров, в состав которых входит и кластер «туризм» [4].

Наличие на территории области значительного историко-культурного и природного потенциала позволяет развивать в Вологодской области культурно- познавательный, усадебный, паломнический, круизный, событийный, сельский, экологический туризм.

Стратегия формирования туристского кластера в области включает развитие туристского центра «Великий Устюг - родина Деда Мороза», дистинации «Белоозеро» (объединяет 3 района области: Кирилловский, Белозерский, Вашкинский), зоны активного

стр. 178 из 249

отдыха «Онего» (Вытегорский район), Вологды - культурной столицы Русского Севера, а также Череповца - города лидеров.

Проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза» поддержан пятьюдесятью регионами Российской Федерации, одобрен Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и Председателем Правительства РФ В.В. Путиным. В рамках развития данного проекта планируется реконструкция аэропорта в г. Великий Устюг, реконструкция «Дворца Деда Мороза», ледового дворца «В гостях у сказки», а также реставрация архитектуры в г. Великий Устюг. За период с 1998 по 2009 годы в развитие проекта вложено более 1,7 млрд руб., причем доля частных инвестиций составляет порядка 25% от общего объема капвложений. Туристический поток за это время вырос с 3 до 205 тыс. человек, емкость рынка составляет 500 тыс. человек. Число занятых в сфере туризма также выросло с 50 до 2350 человек. Прямые доходы от туризма в 1998 году составляли 0,6 млн руб., а в 2009 - 500 млн руб. Причем налоговые доходы от проекта составляют 10% собственных доходов районного бюджета. То есть развитие туристского кластера подразумевает не только развитие туристской инфраструктуры, но и поддержка других объектов региона, возможно и не относящихся напрямую к туризму.

Таким образом, на развитие и функционирование многофункциональных туристско-гостиничных комплексов оказывают влияние глобальные проблемы развития туризма в целом в стране, проблемы, характерные для отдельных субъектов РФ, а также проблемы, возникающие на региональном и муниципальном уровнях. Вместе с тем, на всех уровнях административного деления существуют и перспективы для развития подобного рода комплексов. При разработке стратегии развития многофункциональных туристско-гостиничных комплексов необходимо учитывать все эти факторы.

Литература

1. Александрова А.Б. Международный туризм. М.: КноРус. 2010.

2. Барзыкин Ю.А. Актуальные вопросы развития туриндустрии в России. // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов», проходившей в г. Петрозаводске 8-10 июня 2010 г. Петрозаводск: издательство Института экономики КарНЦ РАН, 2011.

3. Гайнанов Д.А., Кириллова С.А. Развитие регионального туризма в формате суперкластеров. // Сборник научных статей по материалам международной научнопрактической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов», проходившей в г. Петрозаводске 8-10 июня 2010 г. Петрозаводск: издательство Института экономики КарНЦ РАН, 2011.

4. Плеханов Ю.Н. Развитие туристского кластера как приоритетного направления экономической политики Вологодской области. // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов», проходившей в г. Петрозаводске 8-10 июня 2010 г. Петрозаводск: издательство Института экономики КарНЦ РАН, 2011.

5. http://www.usbusserv.com/novosti/problemy-gostinichnogo-biznesa-v-rossii/ (Дата обращения

11.02.2011).

6. http://kazan201 З.ш/pressroom/info-help/ (Дата обращения 11.02.2011).

7. http://sochi2014.com/objects/mountain/ (Дата обращения 11.02.2011).

УДК 338.482:311

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Чхиквадзе Нелли Автандиловна, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

This article provides an analysis of key statistical indicators of tourism in Russia on the basis of statistical reporting of Rosstat and characterized in detail the situation at outbound tourist market in Russia. The author examines these indicators of activity of the tourism industry as a tourism flow (entry and outbound), the positions of the leading countries for the departure of Russian citizens, the dynamics of trips for different purposes. The author focuses on the fact that demand on the tourist market of Russia is constantly increasing, and with it the role of tourism increases not only for our economy, but also for the whole world.

В статье приводится анализ динамики основных статистических показателей состояния туризма в России на основании статистической отчетности Росстата, подробно характеризуется ситуация на выездном туристском рынке России. Автор исследует такие показатели активности туристской индустрии, как туристический поток (въездной и выездной), позиции лидирующих стран для выезда российских граждан, динамика поездок с различными целями. Автор делает акцент на том, что спрос на рынке туристических услуг России постоянно возрастает, а вместе с ним растет и роль туризма не только для экономики нашей страны, но и для всего мира.

Keywords: tourism statistics, outbound flow, activity of tourism industry

Ключевые слова: статистика туризма, выездной поток, активность туристской индустрии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.