дискуссия ^
журнал научных публикаций V
В. С. Орлова, аспирант, младший научный сотрудник, Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда, Россия, [email protected]
ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ
В современных условиях инновации в туризме выступают необходимым условием развития и реализации туристского потенциала территории. При этом инновации в туристской деятельности, являясь системными преобразованиями, характеризуются качественной новизной и приводят к существенным позитивным сдвигам, обеспечивающим эффективное развитие сферы туризма. К основным направлениям инновационной деятельности в туризме относятся:
♦ создание новых туристских проектов;
♦ совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг;
♦ разработка и применение инновационных технологий;
♦ освоение новых рынков;
♦ разработка и использование современных форм организационно-управленческой деятельности.
Степень развития инновационной деятельности в туризме на определенной территории отражает уровень ее туристского потенциала, который представляет собой совокупную способность материальных, трудовых, природных и других ресурсов обеспечивать максимальное удовлетворение туристских потребностей. Движущей силой туризма являются расположенные на определенной территории объекты привлекательности для клиентов — аттракторы: уникальные природные образования, исторически значимые города, общенацио-
нальные и религиозные праздники, крупные зрелищные и спортивные мероприятия, национальные парки и т. п. Аттракторы оказывают прямое влияние на формирование инфраструктуры туризма, развивающейся в зависимости от предъявляемых туристами требований.
Рациональное использование регионом имеющихся туристских ресурсов позволяет получить экономические выгоды и доходы. Вместе с тем для привлечения туристов недостаточно только интересных объектов и событий, необходима также туристская индустрия и инфраструктура, посредством которой обеспечивается соответствующий уровень обслуживания, безопасность, и удовлетворение интересов и потребностей туристов. В целях максимизации туристских потоков в регион проводятся исследования и оценка как собственно туристских ресурсов, так и их потенциала, особенностей объектов туристской индустрии.
В настоящее время въездной туристский поток в Вологодскую область составляет 1,5 млн. посетителей, т. е. 42 % от ее потенциальной емкости, определенной
Степень развития инновационной деятельности в туризме на определенной территории отражает уровень ее туристского потенциала, который представляет собой совокупную способность материальных, трудовых, природных и других ресурсов обеспечивать максимальное удовлетворение туристских потребностей.
дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО», г. Санкт-Петербург (рис. 1). При этом наблюдается
2010 г. ]
2009 г. ~
2008 г. ~
2007 г. ~
2006 г. '
2005 г. ~
В силу неоднородности функционирования региональных туристских центров в качестве оценочных критериев для выявления предпосылок развития нами были определены следующие компоненты туристского потенциала:
1) имидж района/города как туристского центра;
2) развитие туристской инфраструктуры;
3) транспортная доступность;
4) экологическая благоприятность;
5) экономический интерес;
6) комфорт и безопасность.
Разработанная в исследовании методика основывается на сочетании качественных и количественных характеристик, отражающих содержательное наполнение выделенных структурных компонентов, что отвечает особенностям туристской деятельности и обеспечивает комплексность анализа туристского потенциала региона. При этом в связи с тем, что степень значимости компонентов может изменяться в зависимости от вида туризма (культурно-познавательный, экологический, автомобильный и т. п.), использовать весовые коэффициенты целесообразно, по мнению автора, только при оценке потенциала для развития каждого вида туризма в отдельности.
Имидж туристского центра формируется на основе показателей наличия объектов туристского интереса, разнообразия видового состава туризма, степени разработанности туристских проектов, известности среди
ежегодное увеличение числа прибытий туристов, составившее в 2010 г. по сравнению с 2005 г. 141,6 %.
^=11480 =1 1360 =1 1359 11160 I 1090 I 1045
—I 2000
потенциальных туристов района/города и узнаваемости бренда.
Уровень развития туристской инфраструктуры определяется наличием на территории соответствующих современным стандартам коллективных средств размещения, пунктов общественного питания. Транспортная доступность туристского центра характеризуется степенью сформированно-сти сети автомобильных дорог, воздушных и водных путей.
Экологическую благоприятность территории отражают такие индикаторы, как площадь лесного фонда, наличие предприятий, имеющих выбросы вредных веществ в атмосферу, объем выбросов вредных веществ в
атмосферу, сброс загрязненных сточных вод в водные объекты, затраты на охрану окружающей среды.
Основным критерием, определяющим степень экономического интереса туристов в отношении конкретного туристского центра, выступает уровень социально-экономического развития территории, наиболее важными показателями которого являются: объем промышленной продукции и валовой продукции сельского хозяйства на душу населения, объем инвестиций в основной капитал, номинальная заработная
0 500 1000 1500
тыс. чел.
Рис. 1. Динамика въездного туристского потока в Вологодскую область в 2005 — 2010 гг.
С-N
Имидж туристского центра формируется на основе показателей наличия объектов туристского интереса, разнообразия видового состава туризма, степени разработанности туристских проектов, известности среди потенциальных туристов района/города и
узнаваемости бренда. ч_
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
плата, численность занятых в экономике, оборот розничной торговли, ввод в действие жилых домов.
Комфорт и безопасность туриста — категории, имеющие две составляющие: физическую и психологическую, так как включают такие характеристики, как плотность населения, облагороженность территории, уровень преступности в туристском центре, а также ощущения туриста во время путешествия, определяющиеся степенью лояльности местных жителей к приезжим, формой предоставления информации (в том числе и на иностранных языках) о туробъектах, местах размещения и питания и т. п. Зна-
чимость критерия безопасности туруслуги усиливается с учетом последних мировых тенденций.
На основании выделенных составляющих потенциала развития туризма была проведена экспертная оценка туристского потенциала муниципальных образований Вологодской области по 10-балльной шкале: 1 — низкий, 5 — средний, 10 — высокий уровень (табл. 1). В роли экспертов выступили региональные туроператоры, функционирующие на рынке туризма более 10 лет. Кроме того, перечисленные выше показатели были представлены в исследовании имеющимися статистическими сведениями.
Таблица 1
Оценка туристского потенциала муниципальных образований Вологодской области (средний балл)
Субъекты Имидж района/ города как туристского центра Развитие туристской инфраструктуры Транспортная доступность Экологическая благоприятность Экономический интерес Комфорт и безопасность Интегральная оценочная характеристика
г. Вологда 8 8 9 4 9 7 45
г. Череповец 8 8 9 2 9 7 43
Бабаевский 2 3 2 10 3 6 26
Бабушкинский 2 2 2 10 2 6 24
Белозерский 4 2 2 10 4 6 28
Вашкинский 4 2 2 10 3 6 27
Великоустюгский 8 5 4 10 7 6 40
Верховажский 2 2 2 10 2 6 24
Вожегодский 2 2 2 10 2 6 24
Вологодский 4 4 5 8 7 6 34
Вытегорский 4 3 2 9 5 6 29
Грязовецкий 3 3 2 9 5 6 28
Кадуйский 2 2 2 9 4 6 25
Кирилловский 7 4 2 10 4 6 33
Кичм.-Городецкий 2 2 2 10 4 6 26
Междуреченский 2 2 2 10 2 6 24
Никольский 4 2 2 10 3 6 27
Нюксенский 4 2 2 10 3 6 27
Сокольский 2 2 2 6 6 6 24
дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Окончание табл. 1
Субъекты Имидж района/ города как туристского центра Развитие туристской инфраструктуры Транспортная доступность Экологическая благоприятность Экономический интерес Комфорт и безопасность Интегральная оценочная характеристика
Сямженский 2 2 2 10 2 6 24
Тарногский 4 2 2 10 3 6 27
Тотемский 4 2 2 9 4 6 27
Усть-Кубинский 4 2 2 10 3 6 27
Устюженский 4 2 2 10 4 6 28
Харовский 2 2 2 10 4 6 26
Чагодощенский 2 2 2 10 4 6 26
Череповецкий 4 4 5 8 7 6 34
Шекснинский 4 3 4 8 7 6 32
Следует отметить, что города Вологда и Череповец необходимо рассматривать без сопоставления с районами области. При этом в целях объективности оценки и полноты анализа характеристики указанных городов как туристских центров имеют важное значение при анализе туристского потенциала региона. Наиболее высокие значения показателей (8 — 9 баллов) Вологды и Череповца прослеживаются по таким составляющим туристского потенциала, как экономический интерес туриста к городу, транспортная доступность, имидж турист-
ского центра и степень развития туристской инфраструктуры. Вместе с тем самый низкий средний балл (4 балла — Вологда, 2 балла — Череповец) достаточно объективно отражает экологическую благоприятность городов. Уровень комфорта и безопасности туриста при посещении рассматриваемых субъектов, по мнению экспертов, ниже среднего.
Рассматривая результаты оценки районов области, можно отметить, что в наибольшей степени сформированным имиджем (8 баллов) туристского центра отличается только Великоустюг-ский район, формирующимся (6 баллов) — Кирилловский район. Общий имидж остальных муниципальных образований как туристских центров в настоящее время не сформирован. При этом объекты туристского значения есть в каждом районе области.
Развитие туристской инфраструктуры в большинстве муниципалитетов находится на уровне ниже среднего
дискуссия
журнал научных публикаций
и низком (2 — 4 балла), что доказывает отсутствие в районах коллективных средств размещения и объектов общественного питания, необходимых для качественного обслуживания туристов. В Великоустюгском районе средний балл в оценке рассматриваемого показателя вызван начавшимся расширением сети гостиниц и ресторанов в связи с реализацией проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Значительная часть муниципальных образований области имеет ограниченную транспортную доступность, что отмечается и экспертной оценкой. Результаты оценки экономического интереса туриста к представленным территориям показывают, что наибольший интерес в экономическом отношении вызывают следующие муниципальные образования: Вологодский, Череповецкий, Великоустюгский, Шек-снинский районы.
3
Таким образом, основываясь на результатах проведенной оценки, с учетом географического расположения муниципальных образований области можно выделить территории, характеризующиеся наиболее высоким уровнем развития туристского потенциала и инновационной деятельности: Вологодский, Череповецкий, Кирилло-Белозерский, Великоустюгский, Выте-горский, Тотемский, Устюженский, Усть-Кубинский, Нюксенский, Тарногский, Никольский туристско-рекреационные районы. При этом композиционным стержнем, объединяющим все туристско-рекреацион-ные районы, является наличие в каждом из
Средний балл уровня комфорта и безопасности туриста во всех муниципалитетах составляет 6 баллов. Следует отметить, что в регионе нет районов, отмеченных высокой степенью криминогенной обстановки. При этом муниципальные образования тождественны по условиям, создающим психологический комфорт туриста. Кроме того, все районы имеют проблемы с облагорожен-ностью территории, являющейся важным компонентом обеспечения безопасности туристских посещений. Степень экологической благоприятности муниципалитетов оценивается в основном как высокая.
В зависимости от выявленных интегральных оценочных характеристик муниципальные образования распределяются по уровню туристского потенциала: 1 — высокий, 2 — выше среднего, 3 — средний, 4 — низкий (рис. 2).
них уникальной северной природы, обширных охотничьих угодий, многочисленных мест рыбной ловли — условий, благоприятных для развития провинциального туризма: экологического, деревенского, усадебного, приключенческого. 4
1. География туризма / под ред. А. Ю. Александровой и др. М. : КНОРУС, 2009. 592 с.
2. Малахова Н. Н., Ушаков Д. С. Инновации в туризме и сервисе. М. : ИКЦ «МарТ», 2008. 224 с.
3. Туризм Вологодской области : стат. сб. / Вологда-
стат. Вологда, 2010. 108 с.
■ г. Вологда, г. Череповец
га Великоустюгский, Вологодский, Череповецкий, Шекснинский, Кирилловский районы
□ Белозерский, Вашкинский, Тотемский, Нюксенский, Никольский, Устюженский, Усть-Кубинский, Тарногский, Грязовецкий, Вытегорский районы
■ Бабаевский, Кичменгско-Городецкий, Харовский, Чагодощенский, Бабушкинский, Верховажский, Вожегодский, Сокольский, Сямженский районы
Рис. 2. Распределение муниципальных районов Вологодской области по уровню туристского потенциала