Рачек Светлана Витальевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика транспорта», Уральский Государственный Университет Путей Сообщения, 620034, Россия, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова 66, тел. (343)2212441, svetvitr@mail.ru.
Федченок Анна Дмитриевна, инженер, Уральский Государственный Университет Путей Сообщения, 620034, Россия, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова 66, тел. 8-953-606-75-95, anna-fedchenok@yandex.ru.
Ключевые слова: бизнес-блок, пассажирские перевозки, бизнес-единицах, актуализация, концепция
Keywords: business unit, passenger transportation, business units, updating, concept
В статье рассматривается новая система управления холдинга «РЖД» в разрезе бизнес-блока «пассажирские перевозки». Рассмотрены основные функции по каждому направлению развития внутри бизнес-блока. Представлена стратегия развития пассажирского комплекса.
In the paper the new management system of the holding company «RZD» in the context of the business unit «passenger transportation». Learn the basic features in each area of development within the business unit. The presented strategy of development of the passenger complex.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ БИЗНЕСОМ (НА ПРИМЕРЕ БИЗНЕС-БЛОКА «ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ»
Пассажирские перевозки в современных экономических условиях
Позитивная динамика социально-экономического развития России и приоритеты государственной политики благоприятно сказываются на развитии пассажирских перевозок.
В этих условиях ОАО «РЖД» делает особую ставку на развитие пассажирского комплекса по следующим направлениям:
1) Модернизация железнодорожной инфраструктуры для ликвидации «узких мест».
2) Организация скоростного и высокоскоростного движения на других направлениях.
3) Развитие и модернизация вокзальной инфраструктуры.
4) Обновление парка подвижного состава.
В настоящее время железнодорожные пассажирские перевозки по ряду причин убыточны. Снизить степень этой убыточности - одна из основных задач, стоящих сейчас перед холдингом «РЖД».
«Пассажирские перевозки» - один из трех основных бизнес-блоков холдинга «РЖД», обеспечивающих его хозяйственную деятельность. [1]
Бизнес-блок состоит из бизнес-единиц холдинга (филиалов и ДЗО), объединенных в соответствии с профилем их деятельности:
- пассажирские перевозки в дальнем следовании;
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
- перевозки высокоскоростными поездами;
- услуги вокзалов и пассажирских станций;
- ремонт подвижного состава и производство запчастей для подвижного состава;
- научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность;
- операторская деятельность в области пассажирских перевозок;
- управление доходным недвижимым имуществом;
- предоставление имущества пассажирского комплекса для осуществления рекламной деятельности;
- туроператорская деятельность;
- автотранспортное обслуживание (дополнительная услуга до или после использования железнодорожного транспорта).
Виды производственной деятельности в границах каждой из сфер деятельности пассажирского комплекса холдинга «РЖД» представлены на рисунках 1, 2.
Рисунок 1 - Сфера деятельности пассажирские перевозки в дальнем следовании
Пассажирские перевозки в пригородном сообщении
Рисунок 2 - Сфера деятельности пассажирские перевозки в пригородном
сообщении
Модель управления бизнес-блоком
Бизнес-блок «Пассажирские перевозки» включает органы управления бинес-блоком, осуществляющие хозяйственную деятельность. К органам управления относятся: Департамент управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки», входящий в состав Корпоративного центра холдинга, и региональные службы (отдел) развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре.
На базе Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» планируется формирование Департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки», который будут обеспечивать организацию и контроль управления в бизнес-единицах бизнес-блока по следующим
направлениям:
1. Развитие
2. Управление эффективностью
3. Корпоративное управление
4. Управление персоналом.
Департамент будет также выполнять функции по обеспечению доступа пассажирских компаний-перевозчиков к услугам инфраструктуры и тяги. [3]
Региональные службы (отдел) развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре образованы на базе служб предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях железных дорог - филиалов ОАО «РЖД» с развитием большинства наследуемых функций. Они являются структурными подразделениями ОАО «РЖД» и находятся в непосредственном ведении Департамента пассажирских сообщений. [2]
По каждому из направлений будут осуществляться следующие функции:
Развитие
- определение приоритетных направлений развития бизнес-единиц, входящих в состав бизнес-блока;
- разработка, мониторинг и корректировка стратегии развития холдинга в области пассажирских перевозок;
- обеспечение внедрения системы управления качеством продуктов и
услуг;
- организация развития информационного обеспечения пассажирского комплекса, включая совершенствование АСУ «Экспресс-3» и других информационных систем;
- изучение и обобщение российского и зарубежного опыта в области развития в сфере пассажирских перевозок и подготовка предложений для его внедрения.
Управление эффективностью
- разработка и обеспечение достижения целевых параметров развития бизнес-блока и каждого из входящих в него подразделений ОАО «РЖД» и его дочерних обществ;
- обмен передовым опытом между бизнес-единицами;
- развитие неформальных связей между бизнес-единицами.
Корпоративное управление
- реализация через корпоративные процедуры решений ОАО «РЖД» в отношении бизнес-единиц, входящих в состав бизнес-блока «Пассажирские перевозки», и контроль за их исполнением;
- определение и поддержание в актуальном состоянии единых корпоративных норм, правил, регламентов и стандартов по оказанию услуг в сфере пассажирских перевозок;
- регламентация требований, условий, стандартов, продуктов и услуг, их сертификация и лицензирование.
Управление персоналом
- подготовка предложений по повышению квалификации, профессиональной переподготовке кадров, формированию кадрового резерва;
- создание оптимальных условий для продвижения руководящих кадров в соответствии с системой Единых корпоративных требований к персоналу.
Обеспечение доступа пассажирских компаний-перевозчиков к услугам инфраструктуры и тяги
- формирование и актуализация состава и условий договоров на оказание услуг пассажирским компаниям-перевозчикам по использованию инфраструктуры, включая услуги вокзального комплекса, мотор-вагонного подвижного состава, локомотивов и локомотивных бригад;
- участие в формировании механизмов государственного заказа на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом;
- организация доступа, регламентация порядка предоставления услуг и
обеспечение ведения централизованных договоров на оказание услуг пассажирскими компаниями-перевозчиками по использованию
инфраструктуры;
- регламентация и обеспечение выдачи транспортных требований;
- анализ безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта с целью предоставления качественных услуг перевозчикам;
- взаимодействие с иностранными железнодорожными администрациями в области нормативного обеспечения организации пассажирских перевозок.
Организационные процессы по созданию бизнес-блока
На уровне Корпоративного центра холдинга:
1) Разрабатывается организационное и нормативное обеспечение управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки».
На региональном уровне:
1) Разрабатывается состав ключевых управленческих показателей региональных служб (отдела) развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре.
2) Разрабатываются предложения по оптимизации структуры и объема производственных мощностей бизнес-единиц.
Ожидаемый эффект от создания бизнес-блока
Новая система управления пассажирскими перевозками предполагает системное развитие отдельных бизнес-направлений и создание новых комплексных транспортных продуктов. [4]
Формирование бизнес-блока в сфере пассажирских перевозок позволит вывести на принципиально новый уровень качество управленческих решений и эффективность их реализации. Это произойдет за счет внедрения системы показателей, обмена опытом между бизнес-единицами и развития внутренних профессиональных коммуникаций.
Создаваемая структура управления бизнес-блоком содействует обеспечению условий для роста объема продажи продуктов и услуг и возрастания прибыльности работы всех бизнес-единиц, входящих в блок.
Концентрация деятельности бизнес-единиц на определенных сегментах рынка будет способствовать их гибкому и своевременному реагированию на изменения, проходящие в бизнес-среде, а также более качественному анализу предпочтений потребителей.
Новая система управления пассажирскими перевозками повысит инвестиционную привлекательность активов холдинга «РЖД» в сфере пассажирских перевозок. Объединение бизнесов в один бизнес-блок создает условия для более эффективной реализации единой политики распределения инвестиционных ресурсов. [5]
Новые управленческие возможности позволят более эффективно осуществлять кадровую политику компании, обеспечат условия для привлечения и удержания квалифицированных работников, повышения уровня их мотивации и подготовки в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к персоналу пассажирского комплекса.
Согласно Концепции организационного развития холдинга «РЖД» на период до 2015 года мероприятия по формированию всех бизнес-блоков планируется завершить до конца 2014 года, но перечень и состав единиц, входящих в их состав, могут пересматриваться в зависимости от конкретных задач.
Список литературы:
1) Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года и
основные приоритеты его развития на среднесрочный период до 2015 года, одобрена заседанием правления ОАО «РЖД» от 28 апреля 2010 г., протокол №16.
2) Совершенствование организационно-экономического механизма железнодорожных пассажирских перевозок /Известия УрГЭУ. -Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2012. - № 2 (40). - С. 25-30
3) Совершенствование мероприятий по снижению
эксплутационных расходов пассажирских
перевозок /Управление экономическими системами:
электронный журнал, 2012. Эл. доступ:
http://www.uecs.ru/index.php?option=com flexicontent&view=items &id=1662
4) Аналитическая записка "Реформа пассажирских
железнодорожных перевозок: проблемы и перспективы".
Электронный доступ: http://raexpert.ru/researches/railway/
5) Новиков А.В. Современный взгляд на организационно-
экономический механизм управления российским предприятием. Электронный доступ:
http:// sumdu.telesweet.net/ doc/lections/Vnutrenniy-ekonomicheskiy-mehanizm-predpriyatiya/ index. html