Научная статья на тему 'Дерегулирование доступа пассажирских перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре'

Дерегулирование доступа пассажирских перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
Поделиться
Ключевые слова
доходы / расходы / пассажирские / грузовые перевозки / убыточность пригородных перевозок / income / expenses / passenger / freight traffic / unprofitable suburban transportation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. Н. Качесова

В статье представлены основные показатели Холдинга: доходы и расходы от пассажирских перевозок.Предложены факторы спроса и предложения на рынке железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Выявлено, что главная проблема ОАО «РЖД» в части пассажирских перевозок – устойчивая убыточность пригородных перевозок. Поэтому предложен метод полного разделения деятельности операторов-перевозчиков и управляющего инфраструктурой, на примере Великобритании и Швеции, который позволяет сократить расходы инфраструктурной компании на убыточные пассажирские перевозки

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И. Н. Качесова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DELIVERY OF PASSENGER CARRIERS ACCESS TO RAILWAY INFRASTRUCTURE

The article presents the main indicators of the Holding: revenues and expenses from passenger transportation. The factors of supply and demand in the market of passenger rail transportation in suburban traffic are proposed. It is revealed that the main problem of JSC Russian Railways in terms of passenger traffic is the steady loss of suburban traffic. Therefore, a method has been proposed for a complete separation of the activities of carrier operators and infrastructure managers, for example, the UK and Sweden, which reduces the costs of an infrastructure company for unprofitable passenger transportation

Текст научной работы на тему «Дерегулирование доступа пассажирских перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре»

ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТУПА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ К ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ

И.Н. Качесова, студент

Научный руководитель: И.Н. Раздерищенко, старший преподаватель Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10624

Аннотация. В статье представлены основные показатели Холдинга: доходы и расходы от пассажирских перевозок.Предложены факторы спроса и предложения на рынке железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Выявлено, что главная проблема ОАО «РЖД» в части пассажирских перевозок - устойчивая убыточность пригородных перевозок. Поэтому предложен метод полного разделения деятельности операторов-перевозчиков и управляющего инфраструктурой, на примере Великобритании и Швеции, который позволяет сократить расходы инфраструктурной компании на убыточные пассажирские перевозки

Ключевые слова: доходы, расходы, пассажирские, грузовые перевозки, убыточность пригородных перевозок

Инновационное развитие железнодорожного транспорта повышает конкурентоспособность грузовых и пассажирских перевозок, способствует устойчивой работе транспорта [1, с. 697]. В число приоритетных задач деятельности ОАО «РЖД» по направлению «Пассажирские перевозки» входят разработка новых продуктов, услуг и повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок.

В 2017 году «Российские железные дороги» перевезли более 1,1 млрд пассажиров - это лучший показатель за последние 8 лет. Самый весомый прирост дали пригородные перевозки - более 1 млрд пассажиров.

Пригородные перевозки характеризуются массовостью перевозок и постоянным спросом на них. Рыночными преимуществами железнодорожного транспорта являются: бесперебойная работа при любых погодных условиях, отсутствие затруднений в движении и гибкая тарифная политика, направленная на потенциального потребителя. Рыночные перспективы пассажирских перевозок в пригородном сообщении определяются величинами спроса и предложения, которые зависят от ряда факторов, действующих в экономике РФ.

Факторы спроса Факторы предложения

Рост числа, перевезенных пассажиров Обновление подвижного состава

Формирование крупных городских агломераций и увеличение спроса на перевозки из населенных пунктов в региональный центр Формирование маршрутов скоростных электропоездов и их использование

Увеличение дифференциации доходов потребителей Предоставление отдельным категориям потребителей прав на льготный проезд на пригородном транспорте (сокращение доходов); использование пригородных поездов повышенной комфортности (рост доходов)

Активное использование потребителями Интернет-ресурсов и услуг связи. Рассылка при изменении расписания движения поездов

Таблица 1. Факторы спроса и предложения на рынке железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении

В сфере перевозок в дальнем следовании холдинг РЖД стремится обеспечить доступную альтернативу пассажирского сообщения для всех регионов России. Развивается высокоскоростное и скоростное движения для роста мобильности населения между агломерациями. В сегменте пригородных перевозок ОАО «РЖД» стремится к развитию скоростной и доступной альтернативы личному автомобильному и общественному автобусному транспорту в крупных агломерациях. Положительная динамика объема перевозок обеспечена как в пригородном сообщении, так и в дальнем следовании. В пригородном сообщении перевозочную деятельность осуществляют 25 пригородных пассажирских компаний (ППК), учрежденных с участием ОАО «РЖД», органов исполнительной власти регионов, частных инвесторов, а также ООО «Аэроэкспресс». Пассажирооборот в пригородном сообщении вырос на 2,8% по сравнению с 2016 годом и составил 31,9 млрд пасс.-км. В течение года в пригородном сообщении было отправлено 1015,7 млн человек, что на 8,6% больше, чем в 2016 году. Рост количества отправленных пассажиров в 2017 году обусловлен ростом отдельных категорий пассажиров, пользующихся пригородным железнодорожным транспортом. Так, количество отправленных платных пассажиров выросло по отношению к 2016 году на 12,9%, учащихся - на 2,3%.

Доходы пригородных пассажирских компаний от перевозки пассажиров составили 65,4 млрд руб., что на 6% выше аналогичного периода предыдущего года, при

этом 15 перевозчиков из 25 обеспечили рост доходов в 2017 году к уровню 2016 года. Расходы по перевозочной деятельности составили 72,4 млрд руб., что выше уровня предыдущего года на 7%. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что, главная проблема ОАО «РЖД» в части пассажирских перевозок - устойчивая убыточность пригородных перевозок.

Важная роль железнодорожного транспорта в экономике России и в реализации социально значимых услуг, связанных с пассажирскими перевозками, диктует необходимость полноценного обеспечения железнодорожного транспорта со стороны государства, а результате неполной компенсации выпадающих доходов со стороны субъектов Российской Федерации у пригородных пассажирских компаний на 31 декабря 2017 года сформирована накопленная кредиторская задолженность в размере 44,0 млрд руб., в том числе перед ОАО «РЖД» - 39,5 млрд руб. Суммарная чистая прибыль ППК (с учетом ОАО «Центральная ППК») снизилась в 2017 году до 284,6 млн руб. по сравнению с 1,92 млрд руб. годом ранее.

ОАО «РЖД» может решить проблему, связанную с постоянной убыточностью пассажирских пригородных перевозок, только путем полного разделения деятельности операторов-перевозчиков и управляющего инфраструктурой. Модель такого взаимодействия участников процесса организации пригородного железнодорожного сообщения существует в Великобритании (рис. 1) и Швеции (рис. 2).

с N

Регионы

V_ _/

Субсидии ежемесячные

Лизинговые компании

Премия на привлекательных маршруты

Плата за лизинг

Операторы

финансирование

Департамент

Субсидии на плата за ин-фра-ру

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ре-

гу-

ли-

ро-

ва-

1

РТЕ

Плата за инфраструктуру

Субсидии на реализацию инвест. проектов

Равный доступ

Рис. 1. Модель взаимодействия участников процесса организации пригородного железнодорожного сообщения в Великобритании [2]

Так как, у приведенных выше стран, так же как и в России, была проблема убыточности пассажирских железнодорожных перевозок, власти приняли решение перейти на модель полного разделения деятельности операторов-перевозчиков и управляющего инфраструктурой. Тем самым сократив расходы инфраструктурной компании на убыточные пассажирские перевозки, и увеличив объем получаемых

средств, от сдачи инфраструктуры в аренду.

Мы полагаем, что в настоящее время ОАО «РЖД» компенсирует убытки от пригородных пассажирских перевозок за счет доходов, полученных от грузовых перевозок, а это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на экономическую деятельность Компании.

Рис. 2. Модель взаимодействия участников процесса организации пригородного железнодорожного сообщения в Швеции [2]

Библиографический список

1. Хекало О.Ю., Осипова Я.А. Инновационные технологии в развитии ОАО «РЖД» // В книге: Мы продолжаем традиции российской статистики Материалы I Открытого российский статистического конгресса. - 2015. - 697 с.

2. Лещев, М.В. Формирование экономического механизма взаимодействия участников пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. эк. наук (08.00.05) / Лещев Михаил Владимирович. - М., 2015. -234 с.

3. Якунин, В.И. Проблемы международной гармонизации железнодорожного права России: монография [Текст] / В. И. Якунин. - М.: Научный эксперт, 2008. - 224 с.

DELIVERY OF PASSENGER CARRIERS ACCESS TO RAILWAY

INFRASTRUCTURE

I.N. Kachesova, student

Supervisor: I.N. Razderischenko, senior lecturer Siberian state university of communications (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article presents the main indicators of the Holding: revenues and expenses from passenger transportation. The factors of supply and demand in the market of passenger rail transportation in suburban traffic are proposed. It is revealed that the main problem of JSC Russian Railways in terms of passenger traffic is the steady loss of suburban traffic. Therefore, a method has been proposed for a complete separation of the activities of carrier operators and infrastructure managers, for example, the UK and Sweden, which reduces the costs of an infrastructure company for unprofitable passenger transportation

Keywords: income, expenses, passenger, freight traffic, unprofitable suburban transportation.