Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МНОЖЕСТВЕННЫХ САНКЦИЙ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МНОЖЕСТВЕННЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / САНКЦИИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцев С.В.

Разного рода меры наказания и принуждения, в настоящее время обычно называемые санкциями, имеют давнюю историю. После Второй мировой войны кроме ООН их все шире применяют отдельные государства и группы государств не только для принуждения других к соблюдению норм международного права, но и для достижения преследуемых санкционерами целей. В том числе для устранения руководства стран, смены политического строя, разрушения экономики. Под такого рода санкциями многие годы живут: Корейская Народно-Демократическая Республика (с 1950 г.), Республика Куба (с 1960 г.), Исламская Республика Иран (с 1977 г.), Боливарианская Республика Венесуэла (с 2017 г.). Под санкционным давлением был СССР, находится и Российская Федерация. Целью настоящей работы было политэкономическое исследование характера возможных стратегий прогрессивного развития экономики страны в условиях экономической, научно-технологической, информационной, культурно-образовательной изоляции от ряда государств мирового сообщества. Выполненное исследование привело автора к выводу, что в условиях беспрецедентного масштаба и огромной силы антироссийских санкций Российской Федерации целесообразно сосредоточиться на возрождении собственной экономики, на решении внутренних вопросов и отвечать на санкции контрсанкциями лишь в той мере, в которой последние сдерживают поступательное развитие России. Для этого следует стремиться: увеличить численность населения, повысить его уровень жизни и образования, добиться импорто- и экспортонезависимости, найти новых друзей и партнеров, уйти от американского доллара, создать благоприятную для развития законодательную, деловую, научно-образовательную и информационную среду, иметь развитую инфраструктуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACHES TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT ECONOMIES UNDER MULTIPLE SANCTIONS

Various kinds of punishments and coercion, currently commonly referred to as sanctions, have a long history. After the Second World War, in addition to the UN, a number individual states and groups of states use them not only in order to force others to comply with international law, but also to achieve the goals pursued by sanctions. These goals have included also the elimination of the leadership of the leadership of countries, the change of the political system, the destruction of the economy. The Democratic People's Republic of Korea (since 1950), the Republic of Cuba (since 1960), the Islamic Republic of Iran (since 1977), the Bolivarian Republic of Venezuela (since 2017) have been living under such sanctions for many years. The USSR was under sanctions pressure, and now is the Russian Federation. The purpose of this work was a political-economic study of the nature of possible strategies for the progressive development of the country's economy in the conditions of economic, scientific, technological, informational, cultural and educational isolation from a number of states of the world community. The completed research led the author to the conclusion that under unprecedented scale and enormous force of anti-Russian sanctions is advisable for the Russian Federation to focus on reviving its own economy, on solving internal issues and to respond to sanctions with counter-sanctions only to the extent that the latter restrain the progressive development of Russia. In order to do this they should strive to do the following: to increase the population, to raise the standard of living and education, to achieve import and export independence, find new friends and partners, to get away from the American dollar, to create a legislative, business, scientific, educational and information environment favorable for development, to have a developed infrastructure.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ МНОЖЕСТВЕННЫХ САНКЦИЙ»

Макроэкономический анализ: методы и результаты

Научная статья

УДК 338.2 JEL F51, F55

DOI 10.25205/2542-0429-2022-22-2-5-22

Стратегические подходы к обеспечению устойчивого развития экономики в условиях множественных санкций

Сергей Владимирович Казанцев

Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН

Новосибирск, Россия

kzn-sv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4777-8840

Аннотация

Разного рода меры наказания и принуждения, в настоящее время обычно называемые санкциями, имеют давнюю историю. После Второй мировой войны кроме ООН их все шире применяют отдельные государства и группы государств не только для принуждения других к соблюдению норм международного права, но и для достижения преследуемых санкционерами целей. В том числе для устранения руководства стран, смены политического строя, разрушения экономики. Под такого рода санкциями многие годы живут: Корейская Народно-Демократическая Республика (с 1950 г.), Республика Куба (с 1960 г.), Исламская Республика Иран (с 1977 г.), Боливарианская Республика Венесуэла (с 2017 г.). Под санкционным давлением был СССР, находится и Российская Федерация. Целью настоящей работы было политэкономическое исследование характера возможных стратегий прогрессивного развития экономики страны в условиях экономической, научно-технологической, информационной, культурно-образовательной изоляции от ряда государств мирового сообщества. Выполненное исследование привело автора к выводу, что в условиях беспрецедентного масштаба и огромной силы антироссийских санкций Российской Федерации целесообразно сосредоточиться на возрождении собственной экономики, на решении внутренних вопросов и отвечать на санкции контрсанкциями лишь в той мере, в которой последние сдерживают поступательное развитие России. Для этого следует стремиться: увеличить численность населения, повысить его уровень жизни и образования, добиться импорто- и экспортонезависимо-сти, найти новых друзей и партнеров, уйти от американского доллара, создать благоприятную для развития законодательную, деловую, научно-образовательную и информационную среду, иметь развитую инфраструктуру.

Ключевые слова

национальная экономика, санкции, стратегии развития, Российская Федерация, экономический суверенитет

Источник финансирования

Работа выполнена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект «Региональное и муниципальное стратегическое планирование и управление в контексте модернизации государственной региональной политики и развития цифровой экономики», проект 5.6.3.2. № 0260-21-0006.

© Казанцев С. В., 2022

Для цитирования

Казанцев С. В. Стратегические подходы к обеспечению устойчивого развития экономики в условиях множественных санкций // Мир экономики и управления. 2022. Т. 22, № 2. С. 5-22. DOI 10.25205/2542-0429-2022-22-2-5-22

Strategic Approaches to Sustainable Development Economies under Multiple Sanctions

Sergei V. Kazantsev

Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the Russian Academy

of Sciences Novosibirsk, Russian Federation

kzn-sv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4777-8840

Abstract

Various kinds of punishments and coercion, currently commonly referred to as sanctions, have a long history. After the Second World War, in addition to the UN, a number individual states and groups of states use them not only in order to force others to comply with international law, but also to achieve the goals pursued by sanctions. These goals have included also the elimination of the leadership of the leadership of countries, the change of the political system, the destruction of the economy. The Democratic People's Republic of Korea (since 1950), the Republic of Cuba (since 1960), the Islamic Republic of Iran (since 1977), the Bolivarian Republic of Venezuela (since 2017) have been living under such sanctions for many years. The USSR was under sanctions pressure, and now is the Russian Federation. The purpose of this work was a political-economic study of the nature of possible strategies for the progressive development of the country's economy in the conditions of economic, scientific, technological, informational, cultural and educational isolation from a number of states of the world community. The completed research led the author to the conclusion that under unprecedented scale and enormous force of anti-Russian sanctions is advisable for the Russian Federation to focus on reviving its own economy, on solving internal issues and to respond to sanctions with counter-sanctions only to the extent that the latter restrain the progressive development of Russia. In order to do this they should strive to do the following: to increase the population, to raise the standard of living and education, to achieve import and export independence, find new friends and partners, to get away from the American dollar, to create a legislative, business, scientific, educational and information environment favorable for development, to have a developed infrastructure. Keywords

national economy, sanctions, development strategies, Russian Federation, economic sovereignty

Funding

The publication is prepared within the project "Regional and municipal strategic planning and management in the context of modernization of state regional policy and development of the digital economy", Project 5.6.3.2, No. 0260-2021-0006 according to the research plan of the IEIE SB RAS.

For citation

Kazantsev S. V. Strategic Approaches to Sustainable Development Economies under Multiple Sanctions. World of Economics and Management, 2022, vol. 22, no. 2, pp. 5-22. (in Russ.) DOI 10.25205/25420429-2022-22-2-5-22

Введение

Целью частных товаропроизводителей при капиталистическом способе производства является получение прибыли. Основу прибыли составляет созданная прибавочная стоимость. Последняя воплощена (материализована) в товаре1. По-

1 Понятие товара включает в себя и услуги.

этому устойчивым для частных товаропроизводителей развитием закономерно является стабильное производство товаров и их бесперебойная реализация.

Товар создают его производители, работающие при данных условия и использующие имеющиеся в их распоряжении средства производства. Поэтому для обеспечения устойчивого производства необходимо иметь квалифицированных и мотивированных производителей, благоприятные для их работы условия, передовые технологии и средства производства. Поскольку процесс производства осуществляется сознательно и целенаправленно, устойчивое развитие требует качественного управления.

Товарное производство предполагает обмен. Для его успешного протекания в современном мире необходимы развитые финансовая и кредитная системы, хорошая транспортная система и отлаженная логистика.

Следовательно, в основу рассчитанных на успех стратегий прогрессивного развития в условиях враждебной геополитической среды должны быть положены создание, поддержание и обновление пяти основных компонентов. Это: производители, условия производства, средства производства, финансово-кредитная система, система управления. Не касаясь финансовой системы, рассмотрим важные для экономического развития страны аспекты четырех из этих компонент.

Производители

Производители - это участвующие в процессе производства люди. Важны их численность, профессиональные навыки, мотивированность2, благосостояние. И первой стратегической задачей здесь является увеличение численности населения страны. Творить и создавать, особенно новое и передовое, должны граждане страны, а не приехавшие на время иммигранты и приглашённые для выполнения определённых работ лица. Второй стратегической задачей является обеспечение высокого уровня образования и профессиональной подготовки производителей.

Рассмотрим здесь вопрос численности населения в трудоспособном возрасте. Она у нас, как и численность населения в целом, имеет тенденцию к сокращению (рис. 1).

Отметим, что в рассматриваемый период часть жителей нашей страны вышла из российского гражданства, часть его приобрела. С точки зрения динамики численности всего населения и населения в трудоспособном возрасте в краткосрочный период это, может быть, и малозначимо. Однако, особенно в долгосрочной перспективе, может ощутимо сказаться на культурном, научно-образовательном и технологическом уровнях развития общества, на его этническом составе, соотношении конфессий и мировоззрений, на криминогенной обстановке и, в конечном счёте, на важном факторе безопасности - единстве общества.

2 Наличие стимулов и желания что-либо делать.

Тыс. чел. 1000 800 еоо

400 200 о -200 -400 -600 -800

1991 1992-1995 1996-1999 2000-2005 2006-2013 2014 2015-2021

Рис. 1. Среднегодовой прирост численности населения РФ в трудоспособном возрасте в 19912021 гг., тыс. чел. Примечание: 1) в 2014 г. к России присоединились Республика Крым и г. Севастополь (всего 2,3 млн чел., из них 1,3 млн чел. трудоспособного возраста); 2) пунктиром

показана логарифмическая линия тренда. Источник: рисунок построен автором по данным статистических сборников «Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Социально-экономические показатели» и «Демографический рейтинг регионов»3.

Fig. 1. The average annual increase in the population of the Russian Federation at working age, 19912021, thou. prs. Note: 1) In 2014, the Republic of Crimea and Sevastopol joined Russia (a total of 2.3 million people, of which 1.3 million people of working age); 2) The dotted line shows

the logarithmic trend line. Source: the drawing was constructed by the author on the data of the statistical handbooks "Russian Statistical Yearbook", "Regions of Russia. Socio-economic Indicators" and "Demographic rating

of regions".

Все это ярко проявляется, когда из страны уезжают высококвалифицированные, инициативные, творческие личности, а приезжают малообразованные люди, с чуждыми коренным жителям нормами поведения, понятием справедливости и права, с другим мировоззрением и идеологией. При формировании некоторой «критической численности» последних, растет преступность4, возникает и расширяется разобщенность общества, неприязнь и противостояние отдельных социальных групп.

Кроме того, в современном высокотехнологичном мире существенно повысилась значимость технологического первенства, лидерства, доминирования. Поэтому нехватка высококвалифицированных специалистов во многих сферах сдерживает развитие страны. Понимая это, руководство и частные фирмы многих стран мира активно переманивают к себе профессионалов, создавая им более

3 Демографический рейтинг регионов - 2022. Риарейтинг, 2022. URL: https://riarating.ru/ infografika/20220404/630220607.html (дата обращения: 1.05.2022)..

4 «По данным МВД России, за январь-октябрь» [2021 г] «зарегистрировано 30,8 тысячи преступлений, совершённых иностранцами, что на 5,1 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Выявлено около 25 тысячи иностранных преступников» [1].

комфортные условия, чем на их родине, в том числе и в России5. Для сохранения и привлечения высокопрофессиональных кадров стране надо иметь лучшие условия для их работы, чем за границей.

Отметим, что для России важна не только численность трудящихся, действующих и потенциальных производителей, но и их расселение на просторах страны (17,125 млн кв. км.), в том числе на территориях, на которые претендуют иностранные государства, например Япония. В этом аспекте динамика изменения территориальной структуры численности населения в трудоспособном возрасте в современной России вызывает беспокойство. Население и трудовые ресурсы всё больше сосредоточиваются в нескольких субъектах Российской Федерации, покидая всё большее число регионов6 (рис. 2).

Рис. 2. Доля численности населения в трудоспособном возрасте трех групп субъектов РФ

в численности трудоспособного населения России в 1990-2020 гг., %. Примечание: в 4 региона входят Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край.

Источник: рисунок построен по данным статистических сборников «Российский статистический ежегодник» и «Регионы России. Социально-экономические показатели».

Fig 2. Percentage of the working-age population of three groups of administrative-territorial entities of the Russian Federation in the total number of working-age population of Russia, 1990-2020, %. Source: the drawing was constructed by the author on the data of the statistical handbooks "Russian Statistical Yearbook" and "Regions of Russia. Socio-economic Indicators".

Приведённые в табл. 1 данные иллюстрируют высокие темпы сокращения доли жителей северных и восточных регионов России в общей численности

5 «Источники «Ъ» говорят о выраженном желании уехать из стороны около 5 тыс. специалистов. Они рассматривают для переезда Кипр, Грузию, Турцию, Литву и США. По данным «Ъ», некоторые компании сами вывозят за рубеж целые команды. По последней оценке Минцифры нехватка кадров в 1Т-индустрии в РФ уже и так составляет от 500 тыс. до 1 млн чел., а к 2027 году может увеличиться до 2 млн специалистов» [2].

6 Термины «субъект Российской Федерации» и «регион» в данной работе используются как синонимы.

россиян: в 2020 г. среднегодовая численность населения Красноярского края была на 12,5 % меньше, чем в 1990 г., в Камчатском края - на 40,8 % меньше. И это при том, что в стране давно заявлен курс на развитие восточных регионов.

Таблица 1

Темпы изменения численности населения в трудоспособном возрасте в регионах с развитым машиностроение Урала, Сибири и Российского Дальнего Востока в 1991-2020 гг., %

Table 1

The rates of change in the working-age population in regions with developed mechanical engineering in the Urals, Siberia and the Russian Far East,

1991-2020, %.

Субъект РФ % Субъект РФ %

Новосибирская область 100,2 Иркутская область 81,7

Красноярский край 87,7 Приморский край 76,8

Свердловская область 87,1 Хабаровский край 76,3

Омская область 86,7 Амурская область 72,4

Кемеровская область 83,0 Камчатский край 59,2

Источник: таблица составлена по данным статистических сборников «Российский статистический ежегодник» и «Регионы России. Социально-экономические показатели».

Source: the table is compiled by the author on the data of the Statistical handbooks "Russian Statistical Yearbook" and "Regions of Russia. Socio-economic Indicators".

Отметим, что в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 г. подъем Сибири и Дальнего Востока назван национальным приоритетом на весь XXI век. По словам президента РФ, он «уверен, что разворот России к Тихому океану, динамичное развитие всех наших восточных территорий не только откроет нам новые возможности и горизонты в экономике, но и даст дополнительные инструменты для проведения активной внешней политики» [3]. Наложенные на Россию в связи со специальной военной операцией на Украине санкции делают такой разворот особенно необходимым для сохранения отечественной экономики, обеспечения её развития, переориентации деловых связей с запада на восток и поддержания статуса России как активного участника глобального мира. А вот отсутствие жителей и производителей подрывает возможности социально-экономического развития не только российского Дальнего Востока, но и других регионов, и страны в целом, углубляет неравенство территорий во многих сферах жизни общества, представляет серьёзную угрозу безопасности социума.

Условия производства

Условия производства - это, в первую очередь, благоприятная для жизни, созидания и деятельности среда. Важнейшими элементами необходимой для осуществления деятельности среды являются производственные отношения, благосостояние населения, нормативно-законодательная база, инфраструктура, транспортное, материально-техническое и информационное обеспечение, природно-климатические условия, а также безопасность. Рассмотрим один из этих элементов, важный для страны, занимающей огромную территорию - транспортную доступность, развитие которой облегчает перемещение населения и трудовых ресурсов по территории страны7.

В конце 2020 г. плотность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием (км путей на 1000 км2 территории) была, по данным Российского агентства статистических исследований (Росстата), в 2,8 раза больше, чем в конце 1990 г. - 23 и 64 км/1000 км2. Достигнутые показатели плотности намного ниже, чем во многих других странах. В Канаде - 104,4 км/1000 км2, Иране - 104,9, Финляндии - 230,9, КНР - 402,3, США - 675,5 км/1000 км2 территории страны [5]. При этом транспортная доступность населённых пунктов для автомобилистов весьма различна в разных регионах России (рис. 3).

Рис. 3. Максимальная и минимальная (без Москвы и Санкт-Петербурга) плотность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием в субъектах РФ в 1990-2020 гг.

(на конец года; км путей на 1000 км2 территории). Источник: рисунок построен автором по данным статистических сборников «Российский статистический ежегодник» и «Регионы России. Социально-экономические показатели».

Fig. 3. The maximum and minimum (without Moscow and St. Petersburg) density of public paved roads in the administrative-territorial entities of the Russian Federation, 1990-2020 (at the end of the

year; kilometers of routes per 1000 sq. km of territory). Source: the drawing was constructed by the author on the data of the statistical handbooks "Russian Statistical Yearbook" and "Regions of Russia. Socio-economic Indicators".

7 Инфраструктура, как верно заметил директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Г. В. Остапкович, «развивается не только для того, чтобы создать дороги, мосты, аэропорты, но и для того, чтобы усилить мобильность людей, передвижение товаров» [4].

Плотность автомобильных дорог в Москве и Санкт-Петербурге в десятки раз превышает среднюю по стране (табл. 2).

Таблица 2

Отношение плотности автомобильных дорог в г. Москве и г. Санкт-Петербурге к средней плотности в РФ в 2012-2020 гг., раз

Table 2

The ratio of the density of highways in Moscow and St. Petersburg to the average roads' density in the Russian Federation, 2012-2020, times

Показатель 2012 2014 2016 2018 2020

Москва/РФ 39,1 40,6 39,9 40,1 40,4

Санкт-Петербург/РФ 39,9 38,2 39,5 39,5 39,5

Источник: таблица составлена автором по данным статистических сборников «Российский статистический ежегодник» и «Регионы России. Социально-экономические показатели».

Source: the table is compiled by the author on the data of the statistical handbooks "Russian Statistical Yearbook" and "Regions of Russia. Socio-economic Indicators".

Самолеты важнейший вид перевозки пассажиров и грузов на дальние расстояния. Однако отечественных гражданских авиалайнеров в современной России выпускают меньше, чем в РСФСР (рис. 4). В парке гражданских самолётов в РФ доминируют иностранные машины (табл. 3).

Шт. 160

120 100 80 60 40 84

bb 10 I3 11 12

0 97 98 99 99 1 П гп п 1 2000 2010 2019 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Выпуск гражданских самолётов в РСФСР (19701990 гг.) и РФ (19912020 гг.), шт. Источник: составлено автором на основе материалов: «Темпы производства самолётов - сравнение» [6] и Аналитического агентства «АвиаСтат» («Авиапром России» [7]).

Fig 4. Civil aircraft's production in the Russian Soviet Socialist Republic (19701990) and in the

Russian Federation (19912020), pcs. Source: the drawing was constructed by the author on the data of the "Aircraft production rates - comparison" [6] and "The Russian aviation industry" [7].

Таблица 3

Воздушные суда 20 крупнейших по пассажиропотоку российских авиакомпаний в 2021 году

Table 3

Aircraft of the 20 largest by passenger traffic Russian airlines, 2021

Показатель Страна

Место регистрации производи- ЕС США РФ Канада Брази-

теля самолёта (СССР) лия

Число самолетов в парке рос- 337 308 158 32 23

сийских авиакомпаний, шт.

Доля в общем числе самолётов 39 36 18 4 3

компании, %

Источник: составлено автором на основе данных [8]. Source: the table is compiled by the author on the data of [8].

Когда после начала Российской Федерацией специальной военной операции на Украине (24.02.2022 г.) США, ЕС и ряд других стран ввели масштабные антироссийские санкции, у России было 1367 иностранных самолётов. Из них 78 машин были арестованы в иностранных государствах и уже не вернутся в Россию [9]. После введенного Европейским Союзом в феврале 2022 г. запрета на продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям, отзыва иностранными собственниками лицензий на взятые российскими компаниями в лизинг воздушные суда и прекращения зарубежными компаниями страхования самолетов и их полётов, вопрос о воссоздании собственного самолётостроения стоит, как говорится, ребром. И хорошо, что об этом Правительство РФ подумало заранее8, и Федеральный закон № 56-ФЗ разрешает регистрировать права на иностранные самолеты, взятые в лизинг российскими авиакомпаниями, а также выдавать им российские сертификаты летной годности [11].

Средства производства

Многолетние санкции, запреты и ограничения лишают страну свободного доступа на внешние рынки, не позволяют покупать на них нужные ей товары и продавать свои. В этих условия неизбежным становится создание, поддержание и расширение собственного производства всех необходимых продуктов и услуг, самообеспечение ресурсами развития. Политика изоляции Российской Федерации от всего остального мира, проводимая уже много лет рядом государств во главе с США и Великобританией, за которой стоит стремление уничтожить Россию как самостоятельное, независимое, единое государство, требует импор-

8 21 января 2022 года премьер-министр РФ М. В. Мишустин подписал три распоряжения о дополнительном финансировании развития авиационной промышленности России (см.: [10]).

тонезависимости страны, вынуждает к производству самим и для себя9. Последнее, конечно, не исключает встраивания отечественных хозяйствующих субъектов в мировые технологические цепочки, экспорт российских и импорт иностранных товаров и услуг, сотрудничество с открытыми для этого государствами и хозяйствующими субъектами.

Для производства, кроме самого производителя, требуются средства производства. С их помощью труд создаёт не только предметы потребления, новые средства производства, но и предметы труда. Природными же ресурсами - водными, лесными, топливно-энергетическими и многими видами полезных ископаемых - Россия не обделена. На её территории обитает много разных представителей животного мира. В этих условия для производства самим и для себя требуется прежде всего развитая индустрия создания средств производства для производства средств производства - современных технологических линий и оборудования, станков, аппаратов и инструментов, систем обработки данных, наблюдения и управления, программного обеспечения и многого другого - и обладание передовыми технологиями и знаниями.

Таблица 4

Объёмы производства промышленной продукции в РФ в 1990-2020 гг.

Table 4

The volumes of industrial production in the Russian Fédération,

1990-2020

Продукция 1990 1999 2010 2020

Турбины, млн. кВт 12,6 2,6 2,1 6,5

Краны мостовые электрические, тыс. шт. 2,9 0,5 0,6 1,6

Металлорежущие станки, тыс. шт. 74,2 8,0 8,9 5,1

Из них станки с числовым программным управлением, тыс. шт. 16,7 0,1 0,2 0,4

Кузнечно-прессовые машины, тыс. шт. 27,3 1,1 1,2 3,6

Комбайны зерноуборочные, тыс. шт. 65,7 2,0 5,2 5,4

Комбайны проходческие, шт. 406 105 93 29

Станки ткацкие, шт. 18341 100 95 2

Источник: таблица составлена по данным статистических сборников «Российский статистический ежегодник» и «Регионы России. Социально-экономические показатели».

Source: the table is compiled by the author on the data of the statistical handbooks "Russian Statistical Yearbook" and "Regions of Russia. Socio-economic Indicators".

9 «Как бы сесть всем вместе в большом правительственном «центре управления» и решить, что должно измениться в кредите, проценте, валютном курсе, налогах, таможенных тарифах, инвестициях из бюджета, в административном бремени и просто по жизни, чтобы начался стремительный взлет в производстве "товаров для себя"» [12].

После ликвидации СССР в Российской Федерации многие крупные производители средств производства прекратили своё существование, были перепрофилированы, а оставшиеся сократили масштабы производства. В результате объёмы выпуска ряда средств производства (и те только их) практически сошли на нет. В качестве примера приведём падение производства нескольких видов продукции машиностроения. В таблице 4 представлены традиционно публикуемые данные Росстата. К сожалению, не удалось найти статистических данных о выпуске 3Д принтеров, роторно-конвейерных линий, лазерных станков, рентгеновских лазеров, литографов10 и других современных и ультрасовременных средств производства.

Причин такого падения объемов выпуска продукции несколько. Во-первых, неосознанные российским обществом действия иностранных компаний, избавлявшихся от конкурентов на территории бывшего Советского Союза. После достижения этой цели зарубежные фирмы открывали на освобождённой от конкурентов территории свои филиалы, создавали собственные предприятия и дочерние фирмы11.

Во-вторых - спешно проведенная приватизация. В-третьих - разрушение существовавшей экономической системы: смена формы собственности, отказ от государственного планирования, принципиальное изменение экономических отношений и связей, финансово-кредитной системы, ценообразования, стремление новых собственников заводов и предприятий к скорейшему обогащению без учёта интересов общества. И, наконец, внедрявшееся в сознание людей представление о том, что «заграница нам поможет».

В вопросе о средствах производства в современной России выделяются две проблемы, имеющие прямое отношение к обеспечению безопасности страны, находящейся условиях международной изоляции. Во-первых, массовое использование импортных, взятых в аренду, в лизинг средства производства, измерительных приборов и инструментов. Во-вторых, широкое распространение иностранной собственности на применяемые в современной России средства производства, технологии, предприятия, фирмы, корпорации, товарные сети и знаки, на торговые марки и т. д.

Интересы иностранных собственников отличны от интересов государства и народа страны, в которой в той или иной форме присутствуют эти собственники. В общем случае собственные интересы и цели для них важнее, и, если их достижение требует отказа от присутствия в какой-то стране или сфере деятельности, оценив выгоду и ущерб, собственник приостановит или совсем прекратит работу. Вред, причиняемый другой стороне, его не волнует. Так «в марте 2014 г. международные платёжные системы Visa и Mastercard перестали проводить операции по картам банка «Россия». Одновременно произошла частичная блокировка

10 Литографы в жестком ультрафиолетовом диапазоне (EUV) выпускает единственный производитель нидерландская компания ASML.

11 «Наиболее успешным примером создания российских производств иностранными компаниями является строительство крупного станкостроительного завода корпорации DMG-Mori в Ульяновске. Другим примером является деятельность НТО «ИРЭ-Полюс» российского предприятия крупнейшей мировой лазерной корпорации IPG Photonics, до последнего времени являвшейся партнёром российских фирм - разработчиков и производителей лазерного технологического оборудования» [13].

по картам Собинбанка, принадлежавшего банку «Россия». Были заблокированы платежи по картам СМП банка» [14].

Зная этот случай, генеральный директор группы компаний InfoWatch, соос-нователь компании «Лаборатория Касперского» Н.И. Касперская предупреждала в 2018 г. о возможном повторении таких действий: «наша экономика, «подсевшая» на технологии предыдущих цифровых гонок - «Майкрософт», «Оракл», «Сименс», - внезапно оказывается очень зависимой и уязвимой в новую эпоху ухудшения отношений с США. Стоит американцам приказать - и крупные, красивые, публичные западные компании, которым мы верили, как себе, перестают выдавать обновления нашим корпорациям, отключают кредитные карты нашим банкам, отказываются работать в Крыму» [15]. Что и произошло в 2022 г.

В марте 2022 г. международные платёжные системы Visa и Mastercard запретили выпуск карт банкам под санкциями и престали обслуживание граждан РФ за пределами РФ. Для этих карт недоступны сервисы Apple Pay, Google Pay. OnlyFans - прекратила выплаты на карты российских банков и ограничила учётные записи.

В области программного обеспечения в России приостановили работу Oracle и Autodesk, компания Microsoft - приостановила продажи, SAP - приостановила работу и продажи продуктов, Sabre -прекратила сотрудничать с «Аэрофлотом». В Интернете не стали работать tiu.ru, LetyShops; Namechip, EasyWP и Private Email перестали функционировать домены .ru, .рф, .by, .бел и .su [16].

В этих условиях продолжать нормальную жизнедеятельность помогла, в частности, ранее претворённая в жизнь идея работать самим и для себя: в 2011 г. был принят Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ, в 2015 г. создана Национальная платежная система «Мир» и начался выпуск одноименных карт.

Система управления

Индивиды и общество управляют своими действиями в той мере, в которой они сознательно их осуществляют. Когда люди действуют совместно, важными элементами управления выступают согласование и координация участвующих в деятельности лиц. Согласование и координация действий особенно важны для достижения общих для группы лиц и социума в целом целей. Этому, как известно, мешает частная собственность на средства производства.

Частный собственник преследует в первую очередь свои интересы, которые могут не только не совпадать, но и быть диаметрально противоположны интересам общества в целом.

В современной России работают не только отечественные, но и зарубежные частные собственники. Первое, чем они занимаются - устраняют российских конкурентов, стремятся занять монопольное положение в российской экономике и на российском рынке. Кроме того, реализация их стремления к получению прибыли может быть сопряжена с нанесением ущерба чужой им стране, в которой они пребывают лишь временно (например, нанесение вреда природе, истощение невозобновляемых природных ресурсов, изменение мировоззрения, уничтожение традиционных ценно-

стей и т. д.). Свои интересы, несовпадающие с национальными интересами и даже противоречащие им, они, как известно, лоббируют в органах власти страны пребывания. Всё это способно серьезно затормозить развитие страны, изменить траекторию её движения, ухудшить занимаемые позиции в мировой экономике.

Выше, в разделе «Условия производства», речь шла о плотности автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации. Так вот, 46,2 % отгруженного объёма автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, произведенных на территории РФ, находится в иностранной форме собственности. Еще 15,2 % -в совместной российской и иностранной собственности. В металлургическом производстве эти доли составили соответственно 12,3 % и 27,5 % [17, с. 363]. В сфере финансов положение не лучше: на 30.03.2021 г. доля юридических лиц-нерезидентов в структуре акционерного капитала Сбербанка составляла 44,37 % [18].

Представление о масштабах участия зарубежных акционеров в управлении российской экономикой можно составить из приводимых американским финансово-экономическим журналом «Forbes» слов В. В. Путина, сказанных в июне 2012 г. на саммите «Технологические инновации и изменения на мировых энергетических рынках»: «Владимир Путин заявил, что на компании с иностранным участием приходится 25 % нефтедобычи в России. «Нет ни одной крупной нашей компании, где не было бы иностранного участия. Я вообще не знаю ни одной такой нашей компании. Даже государственная компания «Роснефть» - и та является акционерным обществом», - приводит слова президента «Интерфакс».

После этого Путин обратился к Алекперову. «В другой нашей крупнейшей компании - ЛУКОЙЛе, Вагит, сколько у вас иностранцев примерно?» - спросил президент. «50 % - у иностранных инвесторов», - уточнил Алекперов» [19].

Заключение

Российская Федерация - не единственная страна, в борьбе с которой в XX-XXI вв. используют многочисленные запретительные меры, ограничения и санкции. Так, весь вал запретов и санкций, обрушенных на Россию после 24 февраля 2022 г., с 1987 г. выдерживает Исламская Республика Иран, а с 2005 г. - Болива-рианская Республика Венесуэла. В том числе и экстраординарные санкции: стра-ны-санкционеры во главе с США и Великобританией заморозил активы их центральных банков, как и ЦБ РФ, ввели санкции против президентов, как и против российского президента. Более того, наложили запрет на торговлю с ними и на покупку нефти и газа. Несмотря на это, Иран и Венесуэла, экономика которых слабее российской, выстояли. Так, например, объём валового внутреннего продукта Иран после введения драконовских санкция увеличился в 1988-2020 гг. в 2,6 раза, при росте в этот период ВВП мира в целом в 2,4 раза, а США - в 2,1 раза12. (Данных о ВВП Венесуэлы нет, а её население в 2020 г. было на 2 млн человек больше, чем в 2005 г.)13.

12 Рассчитано но данным Мирового банка (URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP. MKTP.KN (дата обращения: 13.03.2022)).

13 Рассчитано но данным Мирового банка (URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL (дата обращения: 13.03.2022)).

Научный сотрудник Центра ближневосточных исследований МГИМО, эксперт по Ирану Адлан Маргоев отмечает, что «Иранский опыт говорит о том, что у всех систем, поддерживающих экономическую деятельность, должны быть отечественные аналоги - это как перевести промышленный объект на резервное питание. Платежная система, соцсети, альтернативный онлайн-магазин с популярными приложениями и тому подобное. Но полное импортозамещение невозможно иранская политика экономики сопротивления это доказала, поэтому важно иметь разнообразные цепочки поставок как обычных товаров, так и некоторых технологических решений» [20].

Опыт Ирана - лишь один из примеров, того, что при умелом управлении обществом и экономикой можно не только существовать в условиях масштабной изоляции от международных связей, но и развиваться. Смогли выстоять Куба, Иран, Венесуэла, сможет и Российская Федерация. При этом от слов: «надо», «должны», «будем», «в дальнейшем» и «в будущем» - следует перейти к делу, действовать здесь и сейчас.

В экономической сфере Российская Федерация 2022 года не является серьёзным противником и конкурентом ни США14, ни ЕС, ни стран, установившим антироссийские санкции. В 2021 г. валовой внутренний продукт РФ составлял 10,2 % от ВВП Европейского Союза, 7,3 % от ВВП США и 3,0 % от ВВП недружественных стран15. В 2022 г. эти доли будут, по-видимому, ещё меньше.

В этих условиях нашей стране целесообразно сосредоточиться на возрождении собственной экономики, на решении внутренних вопросов. Представители делового и научного сообществ, политических партий и общественных движений высказали уже много предложение о том, что и как надо для этого делать. Часть из них нашла отражение в принятых после 2014 г. нормативно-законодательных актах. Работа с этими предложениями, по типу работы с базами данных, поможет принимающим решения на государственном уровне определить стратегические подходы к обеспечению устойчивого развития российской экономики не только в условиях, используемых в отношении РФ беспрецедентных ограничений, запретов и санкций, но и в условиях растущей неопределённости и неустойчивости быстро меняющегося мира.

В дополнение к уже принятым законодательной и исполнительной властью Российской Федерации направлениям и мерам противодействия, нарушающим многие нормы международного права, антироссийским санкциям, на основе изложенных выше результатов исследования можно предложить следующие стратегические подходы к формированию условий для прогрессирующего развития экономики России в сложившейся геополитической обстановке.

1. Создавать условия для увеличения численности населения страны.

2. Готовить профессиональные кадры для всех сфер жизнедеятельности общества.

3. Развивать экономику самим и преимущественно для себя, то есть опираться главным образом на собственные силы и ресурсы и ориентировать произ-

14 «США - это все-таки великая страна, системообразующая держава» [21].

15 Рассчитано по данным Мирового банка (URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDR MKTP.KN (дата обращения: 24.09.2022)).

водство преимущественно на удовлетворение собственных потребностей, на внутренний, а не на внешний рынок. Быть импортонезависимыми.

4. Определить безусловно необходимый набор продуктов (материальных, научных, культурных, информационных, духовных) и стремиться создавать их не меньше, чем нужно для успешного, независимого от взаимодействия с иностранными хозяйствующими субъектами, развития экономики и общества.

5. Искать деловых партнёров за пределами Российской Федерации и сотрудничать с ними прежде всего для встраивания в мировые цепочки производства и участия партнёров в российских цепочках создания продуктов; для расширения научных знаний, получения информации о новейших перспективных разработках, технологиях и продуктах, о системах, приемах и методах управления, для получения доступа к ним.

6. В сфере международных расчётов стремиться уйти от американского доллара, развивать собственную платёжную систему, распространить её по миру. Желательно, чтобы эта система позволяла работать с другими международными системами.

7. В сфере международного сотрудничества стремиться расширить представительство РФ в международных организациях и органах.

8. Создавать благоприятную социальную, хозяйственную, нормативно-законодательную, инфраструктурную и информационную среды для реализации вышеназванных направлений.

Список литературы

1. Фалаев М. А вас попрошу остаться // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2021. - № 275. - С. 13.

2. Королев Н. IT-компании экспортируют сотрудников. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5237954 (дата обращения: 10.03.2022).

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 г. «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» // URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/38057/page/1 (дата обращения: 19.03.2022).

4. Выжутович В. Пора менять профессию? // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2022 - № 37. - С. 9.

5. Весь мир. Густота автомобильных дорог // [Электронный ресурс]. URL: http:// ru.worldstat.info/World/List_of_countries_by_Density_of_road_network (д

6. Темпы производства самолётов - сравнение. // [Электронный ресурс]. URL: http://superjet.wikidot.eom/wiki:prod-by-type (дата обращения: 15.03.2022).

7. Авиапром России // [Электронный ресурс]. URL: https://www.aviastat.ru/ (дата обращения: 17.03.2022).

8. На чем российские авиакомпании будут летать после запрета поставок Airbus. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/26/02/2022/ 6218bf3d9a7947a5bed5b1ab (дата обращения: 17.03.2022).

9. Минтранс сообщил о «потере» Россией 78 самолетов из 1367 из-за санкций // [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/14143489?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 22.03.2022).

10. Распоряжение Правительства РФ от 21 января 2022 года № 44-р, № 45-р, № 46-р

11. Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

12. Миркин Я. Товары для себя // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2022 № 26 - С. 4.

13. Сапрыкин Д. Производству средств производства - путь к лидерству. О развитии отечественного технологического машиностроения // [Электронный ресурс]. URL: https://zavtra.ru/blogs/proizvodstvo_sredstv_proizvodstva_put_k_ liderstvu (дата обращения: 15.03.2022).

14. Тимофеев И. Н. Противодействие экономическим санкциям: российский законодательный и институциональный опыт // Финансовый журнал. - 2020. № 4. - С. 18.

15. Шадрина Т. Обгонять, не догоняя // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2018. - № 47. - С. 4.

16. Шершнёв А. Какие компании ушли из России: что известно к 8 марта // [Электронный ресурс]. URL: https://nsk.tsargrad.tv/news/kakie-kompanii-ushli-iz-rossii-chto-izvestno-k-8-marta_507836 (дата обращения: 8.03.2022).

17. Российский статистический ежегодник. 2021: Стат. сб. /Росстат. - 2021. -692 с.

18. Структура акционерного капитала ПАО Сбербанк // https://www.sberbank.com/ common/img/uploaded/pdf/shareholder_structure_ru_2021.pdf (дата обращения: 17.05.2022).)

19. Алекперов: ЛУКОЙЛ на 50% принадлежит иностранцам // [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/news/83361-alekperov-lukoil-na-50-prinadlezhit-inostrantsam (дата обращения: 28.10.2018).

20. Сорок лет под санкциями. Как удалось выжить Ирану // [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220308/iran-1776744143.html (дата обращения: 16.03.2022).

21. Путин В. Сила - в справедливости и правде. А правда на нашей стороне // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2022 - № 41. - С. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Falaev M. (2022). And I will ask you to stay // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue. No. 275. P. 13. (In Russ).

2. Korolev N. (2022). IT companies export employees. [Electronic resource]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5237954 (Accessed on March 10, 2022). (In Russ).

3. The Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated 12.12.2013 "On the situation in the country and the

main directions of domestic and foreign policy of the state". [Electronic resource]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38057/page/1 (Accessed on May 19, 2022). (In Russ).

4. Vyzhutovich V. (2022). Is it time to change your profession? // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue. No. 37. P. 9. (In Russ).

5. The whole world. Density of highways. [Electronic resource]. Available at: http://ru.worldstat.info/World/List_of_countries_by_Density_of_road_network (Accessed on March 16, 2022). (In Russ).

6. Aircraft production rates - comparison. [Electronic resource]. Available at: http:// superjet.wikidot.com/wiki:prod-by-type (Accessed on March 15, 2022).

7. The Russian aviation industry // [Electronic resource]. Available at: https://www. aviastat.ru/ (Accessed on March 17, 2022). (In Russ).

8. What aircrafts Russian airlines will fly on after the ban on Airbus deliveries. // [Electronic resource]. Available at: : https://www.rbc.ru/business/26/02/2022/6218 bf3d9a7947a5bed5b1ab (Accessed on March 17, 2022). (In Russ).

9. The Ministry of Transport reported the "loss" by Russia of 78 aircraft out of

1,367 due to sanctions. [Electronic resource]. Available at: https://tass.ru/ ekonomika/14143489?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. (Accessed on March 22, 2022). (In Russ).

10. Order of the Government of the Russian Federation dated January 21, 2022 No. 44-r, No. 45-r, No. 46-r. (In Russ).

11. Federal Law No. 56-FZ of March 14, 2022 "On Amendments to the Air Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation".

12. Mirkin Ya. (2022). Products for yourself. // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue. No. 26. P. 4. (In Russ).

13. Saprykin D. Production of means of production - the way to leadership. On the development of domestic technological engineering. [Electronic resource]. Available at: https://zavtra.ru/blogs/proizvodstvo_sredstv_proizvodstva_put_k_ liderstvu (Accessed on March 15, 2022). (In Russ).

14. Timofeev I. N. (2020). Countering economic sanctions: Russian legislative and institutional experience. // Financial Journal. No. 4. P. 18. (In Rus.).

15. Shadrina T. (2018). To overtake without catching up. // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue. No. 44. P. 4. (In Russ).

16. Shershnev A. (2022). Which companies left Russia: what is known by March 8. [Electronic resource]. Available at: https://nsk.tsargrad.tv/news/kakie-kompanii-ushli-iz-rossii-chto-izvestno-k-8-marta_507836. (Accessed on March 3, 2022). (In Russ).

17. Russian Statistical Yearbook. 2021: Stat. sat. / Rosstat. - 2021. - 692 p. (In Russ).

18. The structure of the share capital of Sberbank PJSC. [Electronic resource]. Available at: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/pdf/shareholder_structure_ ru_2021.pdf (Accessed May 17, 2022). (In Russ).

19. Alekperov: LUKOIL is 50% owned by foreigners. [Electronic resource]. Available at: http://www.forbes.ru/news/83361-alekperov-lukoil-na-50-prinadlezhit-inost-rantsam (Accessed on Oct. 28, 2018). (In Russ).

20. Forty years under sanctions. How Iran managed to survive. [Electronic resource]. Available at: https://ria.ru/20220308/iran-1776744143.html (Accessed on March 16, 2022). (In Russ).

21. Putin V. (2022). The power is in justice and truth. And the truth is on our side. // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue. No. 41. P. 2. (In Russ).

Сведения об авторе

Казанцев Сергей Владимирович, доктор экономических наук, главный научный сотрудник, Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (Новосибирск, Россия)

Information about the Author

Sergey V. Kazantsev, Doctor of Economics, Chief Researcher, Institute of Economics and Industrial Production Organization of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation)

Статья поступила в редакцию 23.05.2022; одобрена после рецензирования 26.06.2022; принята к публикации 26.06.2022

The article was submitted 23.05.2022; approved after reviewing 26.06.2022; accepted for publication 26.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.