Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГЕОПОЛИТИКА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Айдаев Г.А.

Статья посвящена международным отношениям России и Монголии, в том числе вопросам приграничного сотрудничества двух стран и уровни их взаимодействия. Также рассмотрены перспективы развития международного сотрудничества на уровне муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PERSPECTIVES OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY

The Article is devoted to the international relations between Russia and Mongolia, including the issues of crossborder cooperation of the two countries and the levels of their interactions. Also the prospects of the development of international cooperation on the level of municipal formations were discussed.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА»

УДК339.976.4

Г.А. Айдаев, д-р экон. наук, проф., мэр г. Улан-Удэ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Статья посвящена международным отношениям России и Монголии, в том числе вопросам приграничного сотрудничества двух стран и уровни их взаимодействия. Также рассмотрены перспективы развития международного сотрудничества на уровне муниципальных образований.

Ключевые слова: международные отношения, межрегиональное сотрудничество, геополитика, направления развития.

G.A. Aydaev, D. Sc. Economics, Prof. STRATEGIC PERSPECTIVES OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY

The Article is devoted to the international relations between Russia and Mongolia, including the issues of cross-border cooperation of the two countries and the levels of their interactions. Also the prospects of the development of international cooperation on the level of municipal formations were discussed.

Key words: international relations, inter-regional cooperation, geopolitics, directions of the development.

Среди основных факторов межрегиональной конкурентоспособности города Улан-Удэ особое место занимает его местонахождение на перекрестке торговых путей Востока и Запада (город потенциально является его «точкой схода и развития»).

Байкальский макрорегион представляет собой своеобразные «транспортно-коммуникационные ворота» России в страны СВА и АТР. При макрогеографическом рассмотрении Востока России видно, что пути сообщения веером расходятся с территории Бурятии на Центральную, Восточную, Юго-Восточную Азию, включая северо-восток России. Географической вершиной этого веера является г. Улан-Удэ как опорный транспортный узел.

Факторами, способствующими росту геополитического значения г. Улан-Удэ, являются этнокультурные особенности Байкальского региона и его близость к народам АТР. Бурятия представляет собой своего рода мост между западной и восточной культурами. Данный культурно-национальный фактор успешно использовался в течение всей российской истории при продвижении интересов и экспансии России на Восток, что особенно характерно для российско-монгольских отношений.

Сегодня развитие Улан-Удэ с городами соседнего государства определяется мерами, предпринимаемыми на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. При смещении мировых акцентов на восток особенно важна координация действий на всех трех уровнях.

Уровень первый: федеральный. Это уровень взаимоотношений двух стран России и Монголии, обозначенный в 2009 г. как «уровень стратегического партнерства». 26 августа 2009 г. между двумя странами была подписана «Декларация о развитии стратегического партнерства» [1]. Данный документ имеет важное историческое и геополитическое значение. Экономический и политический кризис в России отодвинул на второй план международные отношения с добрососедствующими странами - стратегическими партнерами. В этот же период шла экспансия Монголии такими странами, как США, Япония. Вместе с тем НАТО активно осуществляла стратегию расширения на восток.

Сегодня Монголия занимает чрезвычайно выгодное геополитическое положение. Эта страна находится в центре Азии, страна с богатыми полезными ресурсами. И на фоне усиления влияния «азиатских тигров» в мире, а также движение запада на восток ослабление позиций России в Монголии, несомненно, делало уязвимыми обе страны. При такой ситуации Россия, исходя из общей стратегии государственной безопасности, наметила стратегическую цель возвращения в Монголию. Путем укрепления экономического сотрудничества с Монголией Россия сможет укрепить свое положение в Монголии, а Монголия надеется, что участие России в крупных проектах сотрудничества Монголии, в частности в проектах освоения минеральных ресурсов и инфраструктурного строительства, будет содействовать экономическому развитию страны. Поэтому в последние годы расширяются отношения России и Монголии в политической, торгово-экономической, гуманитарной и военной областях.

Уровень второй: региональный. На региональном уровне на первом месте стоят вопросы приграничного сотрудничества. Межрегиональное сотрудничество, включающее приграничные отношения двух стран, всегда было традиционным для России и Монголии. Эти связи потенциально являются одним из существенных резервов для расширения торгово-экономического и сотрудничества двух стран. К

нему относится, прежде всего, сотрудничество монгольских приграничных аймаков и российских регионов Сибири и Дальнего Востока (области, республики). В настоящее время на долю этого сотрудничества приходится свыше 70% экономических связей между двумя государствами.

Таблица 1

Экспорт и импорт по странам по Сибирскому федеральному округу за 2011 г.1

Страна Экспорт Импорт

Стоимость, тыс. дол. США Удельный вес, % Стоимость, тыс. дол. США Удельный вес, %

Всего 30 884 550,9 100,0 7 081 986,9 100,0

Монголия 645 939,8 2,10 56 011,9 0,8

Китай 4 989 285,0 16,20 2 493 294,1 35,2

Таблица 2

Внешнеторговый оборот по странам по Сибирскому федеральному округу за 2011 г.2

Страна Стоимость, тыс. дол. США Удельный вес, %

Всего 37 966 537,8 100,0

В том числе

Монголия 701 951,8 1,80

Китай 7 482 579,1 19,70

Из непосредственно граничащих с Монголией четырех субъектов Российской Федерации (Республика Алтай, Тува, Бурятия и Читинская область) наиболее активна Республика Бурятия, работающая с Монголией на основе подписанного в 1999 г. межправительственного Соглашения об экономическом и приграничном сотрудничестве. На долю Бурятии в 1997-1998 гг. приходилось около 8% всей российско-монгольской торговли. К примеру, товарооборот между Бурятией и Монголией возрос по сравнению с 1993 г. в 2,1 раза, составив 28,2 млн. дол., в том числе экспорт 22,0, импорт - 6,21 млн. дол. [2]

Сегодня регион делает ставку на реализацию стратегических инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций. С этой точки зрения наиболее значимыми проектами станут «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» и транспортно-логистический комплекс.

Исходя из своего геополитического положения, расширения географии регулярных пассажирских, грузовых и авиационных международных перевозок Республика Бурятия будет развивать транспортно-логистический комплекс с учетом перспективы строительства транспортного коридора «Россия - Монголия - Китай», международного аэропорта, модернизации пограничной и таможенной инфраструктуры на бурятском участке российско-монгольской государственной границы [3].

Приоритетом также является переориентация импорта на расширение экспортных возможностей республики за счет ввоза новейшей техники и высоких технологий, ноу-хау, привлечения квалифицированных специалистов при создании зон экономического благоприятствования в Республике Бурятия.

Увеличение экспортного потенциала произойдет за счет экспорта услуг такого вида деятельности как обслуживание международного туризма. Озера Байкал как привлекательный туристический объект, историко-культурные памятники, наличие туристско-рекреационной особой экономической зоны создают возможность для превращения республики в одну из территорий, по которой пройдут популярные маршруты международного туризма.

1 Федеральная таможенная служба Сибирское таможенное управление [сайт]. URL: http://stu.customs.ru (дата обращения 31.03.2012).

2 Там же.

Киргизия 3,1

Экспорт

Пакистан 3,9%

Эквадор 5,0%

ОАЭ

7,2%

Монголия

7,5%

Кения 8,5%

Импорт

Египет

1 5% другие страны

4,1%

Китай

59,2%

Казахста Канада

Беларусь 7,6% \

Украина 35,3%

Чешская Республика 2,4%

Рис. Основные страны-партнеры Республики Бурятия в экспорте, импорте товаров в 2010 г. (в % к итогу)3

Уровень третий: муниципальный. На всех уровнях власти и на уровне предприятий приходит понимание, что развитие новых форм и направлений экономического взаимодействия России и Монголии будет способствовать устойчивому развитию как трансграничных территорий, так и стран в целом. И здесь одну из ключевых ролей во внешнеэкономическом сотрудничестве играют именно города, в силу их интегрирующей способности объединять интересы не только стран, но и конкретных предприятий, организаций.

В настоящее время перед Улан-Удэ, как и перед другими городами Восточной Сибири и Дальнего Востока, стоит сложная и между тем интересная задача определения своей стратегической функции в межрегиональных связях с соседними городами и территориями, своей специализации.

Благоприятное транспортно-географическое положение города, этнокультурные особенности населения Улан-Удэ и его близость к народам Азиатско-Тихоокеанского региона предопределяют роль Улан-Удэ как своеобразного моста между Европой и Азией.

Улан-Удэ может стать перспективной площадкой для международной выставочной деятельности, технологического, инновационного, информационного, культурного обмена и сотрудничества [4]. Для этого необходима перестройка и активизация существующих процессов и структуры сотрудничества стран.

С городами-побратимами нас связывают не только этнокультурные, религиозные особенности и традиции наших народов, но и единые транспортные (железнодорожные, автомобильные) артерии. Сегодня обретает реальные очертания возможность создания единого энергетического пространства. В то же время стоит отметить, что имеющийся потенциал сотрудничества используется не полностью. В наших общих интересах необходимо придать нашим взаимоотношениям устойчивость, создать дополнительные условия, облегчающие доступ товаров на рынки друг друга, а самое главное - обеспечить реализацию совместных инвестиционных проектов. Для этого есть определенные, довольно оптимистично выстроенные в будущее совместные программы.

В целом во внешнеэкономической политике наших городов целесообразно выделить следующие основные направления сотрудничества:

- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности;

- либерализация торговли;

- сотрудничество в обрабатывающей промышленности;

- сотрудничество в сельском хозяйстве;

- дальнейшее развитие контактов в гуманитарной области.

Таким образом, в концепции внешнеэкономической деятельности приоритетными направлениями являются развитие и расширение всестороннего торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, основанного на реализации крупных стратегических инициатив и проектов. Реализация совместных проектов станет основой интеграции России - Монголии, которая позволит не только усилить взаимодействие, но и повысить в целом конкурентоспособность наших стран на мировой арене. И ко-

3

Внешнеэкономическая деятельность предприятий за 2010 год. Статистический бюллетень № 15-04-01 /Бурятстат. - Улан-Удэ, 2011. - С. 7.

нечно же, сотрудничество должно строиться на принципах равноправия, взаимной выгоды и взаимоуважения интересов всех сторон.

Библиография

1. Декларация о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией (Улан-Батор, 25 августа 2009 года) // Посольство Российской Федерации в Монголии [сайт]. URL: http://www.mongolia.mid.ru/90vears 4.html (дата обращения 15.03.2012).

2. Устинов И.Н. Внешнеэкономические связи России: Статистическо-аналитический справочник. - М.: Международные отношения, 2000. - 500 с.

3. Закон Республики Бурятия от 14.03.2011 № 1903-IV (ред. от 13.10.2011) «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года» (принят Народным Хуралом РБ 28.02.2011).

4. Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 31.03.2011 № 410-31 (ред. от 08.12.2011) «О Программе социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2020 года».

Bibliography

1. Declaration on the development of strategic partnership between the Russian Federation and Mongolia (Ulaan-Baatar, 25.08.2009)// The Russian Federation Embassy in Mongolia [website] URL: http://www.mongolia.mid.ru/90vears 4.html (15.03.2012).

2. Ustinov I.N. Foreign economic relations of Russia: Institute of Statistics and analytical reference book. - M.: International relations, 2000. - 500 p.

3. Law Of The Republic Of Buryatia 14.03.2011 N 1903-IV (edited 13.10.2011) «The Program of social-economic development of the Republic of Buryatia for the period up to 2020» (approved by NarodniyKhural Republic of Buryatia 28.02.2011).

4. The decision of Ulan-Ude city Council of deputies 31.03.2011 N 410-31 (edited 08.12.2011) «The Program of social-economic development of Ulan-Ude city for the period up to 2020».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.