О ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БАЙКАЛЬСКОГО ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА
УДК 332.14
Алла Очировна Аюшеева,
Кандидат технических наук, Доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Восточно-Сибирский государственный технологический университет Эл.почта: sharlu59 @bk.ru
В статье рассмотрены проблемы развития приграничных территорий Байкальского региона. Вопросы экспортной и импортной структур товаров Байкальского приграничного региона в рамках современных интеграционных процессов. Факторы и основные направления развития приграничного сотрудничества Республики Бурятия с Монголией, Китаем.
Ключевые слова: интеграция, приграничная территория, логистика, кластер, регион.
Alla O. Ayusheeva
Doctorate of Technical Sciences, Associate Professor, the Department of Management, Marketing and Commerce East Siberian State Technological University E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF BAIKAL CROSS-BORDER REGION
The problems of development of Baikal cross-border region are considered if the article. The problems of export and import structure of goods of Baikal cross-border region under the current integration processes are revealed. The factors and basic areas of developments of joint engagement between Buryat Republic and Mongolia, China are uncovered.
Keywords: integration, border territory, logistics, cluster, region.
1. Введение
Приграничное экономическое сотрудничество представляет одну из форм региональной экономической интеграции, которая реализуется между региональными и местными властями в пределах приграничного региона (территории) и определяется особенностями региональной экономики.
Байкальский приграничный регион (приграничные территории Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края) занимает важное место в геополитическом пространстве России. Именно географическое положение является одним из важнейших условий экономического развития региона. При этом важнейшими факторами выступают партнерские отношения между соседствующими странами, наличие транспортных схем к мировым рынкам сырья и сбыта готовой продукции и т.д.
2. Развитие Байкальского приграничного региона
С этой точки зрения Республика Бурятия занимает особое географическое по-ложение. Близость Бурятии к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, ее высокий транзитный потенциал являются сильными сторонами геополитического положения республики. Через территорию республики проходят три железнодорожные магистрали, связывающие запад и восток. Ответвление от Транссибирской магистрали на Улан -Батор является кратчайшим железнодорожным путем до Пекина, и соответственно до крупнейших месторождений золота, каменного угля, меди, урана и других стратегических минерально-сырьевых ресурсов Монголии.
Российская внешняя и региональная политика ориентирована на поставку сы-рья на азиатские рынки.
По данным статистики, в российских приграничных регионах низкие по срав--нению со средними, по стране темпы роста ВРП и, как следствие, низкие доходы населения, [1, 2]. Для преодоления отставания темпы роста ВРП на Дальнем Востоке и в Забайкалье должны превышать в перспективе среднероссийские и быть не ниже в среднем 6,5-9,2% в год [1].
Миграционный потенциал приграничных районов обусловлен удобным территориальным положением, в использовании региона как транзитного коридора для миграций в другие страны. Тем не менее, в российских приграничных территориях наблюдается снижение численности населения. Так, население Забайкальского края сократилось почти на 300 тыс. чело-век, в то время как во Внутренней Монголии оно увеличилось на 2,8млн человек. Согласно пессимистическому прогнозу, если не будут приняты экстраординарные меры, сокращение численности населения региона в период 2015-2025 гг. будет ка-тастрофическим [3].
Экспортная структура товаров Байкальского приграничного региона достаточно не сбалансирована. Экспорт в Китай практически сведен к продукции лесного комплекса. В Забайкальском крае экспорт продукции лесной отрасли в 2009 г. составлял 85%, в Бурятии около половины регионального экспорта, около трети - в Иркутской области. Воротами для экспорта леса в Китай служат три таможенных пункта: Наушки на территории Республики Бурятия, Забайкальск в Забайкальском крае и Гродеково в Приморском. К 2008 г. в Забайкальском крае древесина стала по существу единственным экс-портным товаром, ее доля в экспорте края достигла 94,3%. Основу экспорта в Монголию составили продовольственные товары 62%, машины, оборудование и транспортные средства 15,5%.
Структура импорта в приграничных регионах по данным Госкомстата РФ с точки зрения воспроизводственного процесса противоположна структуре экспорта. Основную ее долю занимает импорт машин и оборудования. В Бурятии эта доля составляет более двух третей. Такая структура торговли свидетельствует о том, что приграничные регионы не реализуют преимущества в развитии внешнеэкономических связей своего географического положения, что объясняется во многом низкой конкурентоспособ-ностью товаров и неразвитостью внутренних рынков.
Для сбалансированного развития российских приграничных территорий, так как они являются депрессивными не только по отношению к другим субъектам
внутри государства, но и к периферийным регионам соседствующих государств, необходимо международное интеграционное сотрудничество. Для этого необходимы новые макроэкономические подходы для преодоления роли «сырьевого придатка». Перспективы развития Республики Бурятия связаны с формированием и развитием международного транспортного коридора (МТК) в направлении «Улан-Удэ -Кяхта - Улан-Батор (Монголия) - Центральный Китай (Пекин) - порты Юго-Восточной Азии». При этом формирование нового МТК «Монгольский вектор» позволит обеспечить выход через Монголию к транспортным коммуникациям Центрального Китая, к международным морским портам, обеспечивая геоэкономические интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для Республики Бурятия и Байкальского региона в целом появляется новое качественное содержание функции региона [4]. По сути, формирование МТК «Монгольский вектор» - создание логистической системы, объединяющей Россию, Монголию и Китай является возрождением «Великого чайного пути» в современном аспекте экономических отношений. В мае 2011 года при встрече президентов России и Монголии в Москве были рассмотрены вопросы данного направления и подписаны соответствующие соглашения.
В данных условиях Байкальский регион необходимо рассматривать как модельно-целевую территорию развития интегрированной региональной транспортно - логистической системы выполняющих роль оптово-розничных посредников. Сегодня приграничные районы выполняют лишь роль транзитных территорий. Так, например, через территорию Забайкальского края следует 65% китайского импорта, из которого только 13% предназначено непосредственно для самого края. Российские приграничные районы могли бы выполнять данные функции. Логистическая система интегрирует в своем составе распределительный центр с единой информационной базой в виде таможенных брокерских фирм, транспортных, экспедиторских и иных предприятий. Также единую логистическую инфраструктуру в виде коммуникаций, складского хозяйства, выставочного центра, гостиничных и иных сервисных услуг. В перспективе можно рассматривать совместную промышленную
переработку, что является огромным стимулом развития приграничных районов, формирующим условия для развития производственной базы. В этом контексте производство подразумевает совместные предприятия России и Китая. Интеграция всех потоков информационных, финансовых, материальных позволит выйти на новый уровень развития приграничных территорий (рис. 1) [5].
География расположения региона, существующая транспортная и таможенная инфраструктура позволит логично встроиться в единую транспорт-но - логистическую сеть России.
Для продовольственной безопасности регионов азиатской части России необхо-димо решение, как минимум, двух задач: во-первых, задачи закрепления населения на селе и освоения заброшенных земель; во-вторых - увеличения производства экологически чистой продукции животноводства. Реализации этих задач будет способствовать развитие агропищевого кластера, кото -рый позволит возродить эф-фективную традиционную номадную систему животноводства для регионов Восточной Сибири и Забайкалья, учитывающую
специфику суровых природных условий, традиции местного населения и породные особенности аборигенного скота. В торгово-экономическом сотрудничестве Республики Бурятия и Монголии наблюдается стабильный рост (рис.1). Так в 2010 году внешнеторговый оборот между Республикой Бурятия и Монголией составил 57 млн. долларов (8% всего внешнеторгового оборота России и 9,2% оборота республики). Экспорт Республики Бурятия в Монголию составил 40,8 млн. долларов [5] (таблица 1).
В партнерских отношениях Байкальского региона и Монголии, надо рассматривать Монголию как крупнейшего поставщика мяса как экологически чистого продукта для промышленной переработки. В силу общности национально-культурных составляющих, для Республики Бурятия является стратегически важным поставки живого скота из Монголии (овец, крупного рогатого скота, лошадей) для воспроизводства номадного скотоводства, отличающегося выходом высококачественного мяса. На создание так называемого «мясного пояса», необходимо импортировать в Бурятию до 200 тыс. голов
Рис. 1. Схема трансграничного торгово - логистического парка
Таблица 1. Динамика внешнеторгового оборота Республики Бурятия
с Монголией
Показатели 2006 г. 2008г. 2010г.
Млн.долл. США Уд .вес,% Млн.долл. США Уд.вес,% Млн.долл. США Уд.вес,%
Внешнеторговый оборот РБ с Монголией 41,1 100 42 100 57 100
В том числе: экспорт 39,7 96,5 38,5 91,6 40,8 71,6
импорт 1,4 3,5 3,5 8,4 16,2 28,4
овец, до 100 тыс. голов крупного рогатого скота и до 50 тыс. голов лошадей в течение 2010-2015 гг.
В целом потенциал приграничного сотрудничества используется не в полной мере из-за слабо развитой инфраструктуры для целей приграничного сотрудничества, несовершенства законодательной базы, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. В двусторонних экономических отношениях имеется достаточно много как благоприятных, так и сдерживающих факторов (рис 2).
Важное значение, в вопросах трансграничных аспектов имеет интеграция экосистемных услуг в экономику региона. По определению Всемирного банка экосистемные услуги - это функции экосистем, обеспечивающие экономические выгоды для потребителей этих услуг, базирующихся на обеспечении природой различного рода регулирующих функций. Например, река Селенга и ее водохозяйственная система формируется на территории Монголии, а впадает в озеро Байкал - объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Тункинский национальный парк в Республике Бурятия граничит по сопредельной территории с национальным парком озера Хубсугул в Монголии, образуя единую эколого-экономичес-кую систему. А это подразумевает за собой развитие экологического и оздоровительного туризма, воспроизводство чистейшей питьевой воды, сохранение биоразнообразия и др. В этих условиях вопросы интеграции экосис-темных услуг в экономику приграничных районов трудно переоценить. Принята Программа развития российско-монгольского экономического сотрудничества на 2011 - 2015 годы, состоящая из 11 разделов, содержащих конкретные задачи, и отражающие основные сферы сотрудничества с Монголией. Например, горнодобывающая промышленность, транспорт, сельское хозяйство, топливно-энергетическая сфера, межбанковское, региональное и приграничное сотрудничество, наука, технологии и инновации. Разработан совместный план действий по созданию наиболее благоприятных правовых, торгово -экономических и иных условий для дальнейшей интенсификации приграничного и межрегионального сотрудничества РФ с Монголией на 2011 - 2012 годы, в том числе Протокол «О торгово - экономическом и гуманитарном сотрудничестве между Республи-
Движущцв факторы
Р иЕитке приграничногС № тфуданчестй ?Б с Монголия
С дотаивающие факггры
\z
Основные
НИТраЕЛеНИК
I Исторически слабившееся торгово-зкйниыические И СОНИ аЛЬКО-
гумэнищрные связи; 2. Спрос е России к£ традиционные России СКИеТЙЕарЫ [ДНЕ ОЙ скот, мясо) j .Высокий штенцдаи дм реализации международных проегадр
CS ЗДаНИе СОЕ^еСТНЫХ
предприятий. ес^лл--
ЕЕрСЛЕОГЗ ЭГрОХОЛ-
ЛЗ-tts;
4.На.и:чие гранспэрг-ного коридора
У
ОргазнЕяция совместных предприятий с целью расширения приграничного сотрудничества с следующих гграслях:
-разведение иреализз-
ЕИЯ ПЛеМеННЫХ i-HEST-
ных. увеличение по-
СГ1ВСК КаЧеСГБеННСГО МЯСЕ С ЕурЯТИГС. Б ТОМ числе, на оснсвевзаи-
МОЕЬПСДНСГО Обмена.
-разведение. досыча к переработка рыбы, -селекпка и семеноводство зернгвых куль гур. картой еля. се сшей И плодово-ягодных саженпее.
iz
! .Высокие таможенные попттцнщ на юшорт тра-дипионных монгольских
TOESpOEL
Правила ветеринарного контроля при импорте мяса из Монголии 3. Дисбаланс внешнеторгового оборота: -ШесовершенстЕО нор-МЗГЕНЕНО-ПраЕОЕОЙ баЗЫ ЯТЕ раЗЕИТКЯ ПрИГр2НИЧ-ноге сотрудничества; 5 .Неразвитость и несоответствие мировым стандартом транспсргнсй. таможенной и пограничной инфраструктуры; 6. Конкуренция на монгольском торгов о;.! рынке.
Рис.2 Факторы и основные направления развития приграничного сотрудничества Республики Бурятия с Монголией
кой Бурятия с Монголией на 2010 - 2012 годы.
Также необходимо проводить политику наибольшего благоприятствования на уровне приграничных муниципалитетов, экономика которых должна иметь, как ми-нимум, два равнозначных источника финансирования за счет как региональных по-ставок, так и внешнеторговой деятельности и культурных связей. В качестве примера можно привести приграничные связи Кяхтинско-го района в Республике Бурятия и Се-ленгинского аймака в Монголии. На стадии открытия зоны свободной торговли «Кяхта -Алтан Булаг». Именно эти районы должны максимально использовать преимущества своего пограничного положения и быть своеобразным «фасадом» российской государственности для ее гостей.
3. Заключение
Данная проблема представляет чрезвычайный интерес в ходе интеграции экономики России в мировое хо -зяйство, так как из 89 субъектов Российской Федерации приграничными явля-
ются 46. Внимание государства к приграничным территориям в виде создания режима наибольшего благоприятствования для развития их экономики, может служить одним из индикаторов степени демократизации экономических реформ и новым импульсом в социально-экономическом развитии региона.
Литература
1. Проект стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года. -С. 165. — Режим доступа: http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/ project_DVZ_19dec(5).
2. China statistical yearbook 2007: National Bureau of Statistics of China. -China Statistics Press.-Beijing, 2004. - 1030 p.
3. Дмитриев М. Россия-2020: демографические вызовы экономическому росту. Экономическая политика, № 2, 2007. - с.123-134.
4. Политранспортная система Рес-
публики Бурятия: современное состояние и перспективы развития: //Булатова Н.Н., Алексеев В.М., Алексеева В.В.-Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ2009.
5. Бадмаева Л.В. Приграничное сотрудничество Бурятии и Монголии:// Материалы конференции «Международное сотрудничество стран СевероВосточной Азии», Чита,2010.320с.
6. Грибова С.Н. Перспективы структурной модернизации приграничного экономического сотрудничества забайкальского края //Материалы научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие региона в аспекте институциональных преобразований». Улан -Удэ, Изд-во ВСГТУ2010.-с 48-53.
7. Смелов П.А. Карманов М.В., Ду-дарев В.Б., Зареченский А.М. Методология экономико-статистического исследования демографической безопасности и здоровья общества/ Монография. -М.: МЭСИ, 2009. - с. 215
8. Карманов М.В., Карманов А.М., Смелов П.А. Особенности интегральной оценки демографической безопасности общества // Научно-практический
журнал «Экономика, статистика и информатика Вестник УМО». - 2009. - №4
9. Карманов М.В., Смелов П.А., Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Методологические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения. Монография. -М.: МЭСИ, 2010. - с. 321
References
1. Draft strategy for socio-economic development of the Far East, the current Republic of Buryatia, Trans-Baikal Territory and the Irkutsk region in2025. -C.165.-Modeofaccess: http://www.minregion.ru/ OpenFile.ashx/project_DVZ_19dec (5)
2. China statistical yearbook 2007: National Bureau of Statistics of China. - China Statistics Press.-Beijing, 2004. - 1030 p
3.M Dmitriev Russia -2020: demographic challenges to economic growth. Economic policy, № 2, 2007. - P. 123-134.
4.Politransportnaya system of the Republic of Buryatia: the current state of a and prospects: / / Bulatov NN Alekseev, VM, Alekseeva VV-Ulan-Ude, Univ VSG-TU, 2009.
5. Badmaeva LV Cross-border coop-
eration of Buryatia and Mongolia Leahy: Proceedings of the conference "International Cooperation in North-East Asia, Chita, 2010.320s.
6. Gribov SN Prospects for structural upgrading of cross-border economic cooperation Trans-Baikal Territory / / Proceedings of the Conference "Socio-economic development of the region in the aspect of institutional change." Ulan-Ude, Univ VSGTU, 2010 .- to 48-53.
7. Smelov P.A. Karmanov M.V., Du-darev V.B., Zarechenskiy A.M. The methodology of economic and statistical analysis of demographic security and public health. Monografiya. -M.: MESI, 2009. -s. 215
8. Karmanov M.V., Karmanov A.M., Smelov P.A. Features of the integrated evaluation of population and public safety // Nauchno-prakticheskiy jurnal «Ekonomika, statistika i informatika Vest-nik UMO». - 2009. - №4
9. Karmanov M.V, Smelov P.A., Egor-ova E.A., Kuchmaeva O.V Methodological issues of economic and statistical analysis of socio-demographic groups. Monografiya. -M.: MESI, 2010. - s. 321