Научная статья УДК 338.48 ББК 65.433 С 42
DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-4-310-97-106
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
(Рецензирована)
Станислава Степановна Скараник1 Вероника Валериевна Верна2 Анастасия Владимировна Сорока3
1Университет экономики и управления, г. Симферополь, Россия 2Крымский университет культуры, искусств и туризма, г. Симферополь, Россия
3Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
1stanislava1307@mail.ru
2nica2605@rambler.ru
3steisia@inbox.ru
Аннотация. Статья посвящена определению стратегических ориентиров развития сферы туризма в Республике Крым. Проанализированы основные проблемы развития туристской отрасли Крыма на современном этапе социально-экономического развития. Охарактеризована динамика основных параметров развития туристской отрасли Крыма за период после его вхождения в состав России. Обоснована взаимосвязь приоритетных направлений развития туризма в Республике Крым и их комплексное воздействие на решение проблем туристской отрасли региона. Уделено внимание роли информационной поддержки развития туризма в Крыму.
Ключевые слова: туризм, сфера туризма, стратегия развития туризма, тур-поток, туристский потенциал, туристско-рекреационный кластер.
Для цитирования: Скараник С.С., Верна В.В., Сорока А.В. Стратегические ориентиры развития туризма в Республике Крым // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2022. Вып. 4 (310). С. 97-106. DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-4-310-97-106
Original Research Paper
STRATEGIC GUIDELINES FOR TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA
Stanislava S. Skaranik1 Veronika V. Verna2 Anastasiya V. Soroka3
1University of Economics and Management, Simferopol, Russia
2Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Simferopol, Russia
3Kuban State University, Krasnodar, Russia
1stanislava1307@mail.ru
2nica2605@rambler.ru
3steisia@inbox.ru
Abstract. The article is devoted to the definition of strategic guidelines for the development of tourism in the Republic of Crimea. The main problems of the development of the tourism industry of the Crimea at the present stage of socioeconomic development are analyzed. The dynamics of the main parameters of the development of the tourism industry of the Crimea for the period after its joining the Russian Federation is characterized. The interrelation of priority directions of tourism development in the Republic of Crimea and their complex impact on solving the problems of the tourism industry of the region is substantiated. Attention is paid to the role of information support for tourism development in Crimea.
Keywords: tourism, tourism sector, tourism development strategy, tourist flow, tourist potential, tourist and recreational cluster.
For citation: Skaranik S.S., Verna V.V., Soroka A.V. Strategic guidelines for tourism development in the Republic of Crimea // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2021. No. 4 (290). P. 97-106 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-4-310-97-106
Введение.
Сфера туризма - одна из важнейших отраслей, определяющих уровень и потенциал социально-экономического развития Республики Крым. При этом туристская отрасль Крыма имеет общенациональное значение для экономики Российской Федерации в целом. По оценкам ученых, развитие туризма оказывает мультипликативное воздействие на результативность деятельности смежных с ним сфер: торговли, транспорта, общественного питания, строительства, гостиничного хозяйства и других. Наряду с экономическим эффектом, развитие туризма в Республике Крым способствует сохранению и возрождению национальных традиций и культурных ценностей жителей полуострова, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, а также осознанию необходимости бережного отношения к уникальному природному богатству и историко-культурному наследию региона.
Цель данной статьи состоит в определении стратегических ориентиров развития отрасли туризма в Республике Крым в современных условиях.
В рамках исследования авторы предполагают решить следующие задачи:
- проанализировать ключевые проблемы развития туристской
отрасли Крыма на современном этапе социально-экономического развития;
- определить перспективные направления развития сферы туризма в Республике Крым.
Материалы и методы.
После воссоединения Крыма с Россией в отечественной научной литературе появилось значительное число публикаций, посвященных проблемам и перспективам развития туристской отрасли в Республике Крым. Так, в частности, состояние, проблемы и тенденции развития туризма Крыма проанализированы в научных статьях Г.Х. Аджимет и С.С. Гафаровой [1], Е.В. Смерницкой [2]; социально-экономические риски сферы туризма РК выявлены в научном труде С.В. Бадиной и А.А. Панкратова [3]; новые тренды развития туризма Крыма в составе Российской Федерации определены в статье В.В. Побирченко [4]; оценка результатов развития туристско-рекреационно-го комплекса Крыма за пятилетний период после вхождения в состав РФ осуществлена в исследовании И.М. Яковенко и Н.В. Страчковой [5]; стратегии развития туризма Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках рассмотрены в статье Л.Б. Шабановой и М.А. Рысаевой [6].
Наряду с научными публикациями, первоочередные задачи и приоритетные направления развития
сферы туризма Крыма сформулированы в государственных программных документах, регулирующих развитие туризма на национальном и региональном уровнях, а именно: Государственной программе Российской Федерации «Развитие туризма» [7]; Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [8]; Государственной программе развития курортов и туризма в Республике Крым [9]; Стратегии развития туристического кластера Республики Крым на период до 2030 года [10] и др.
Тем не менее, в настоящее время под влиянием геополитических факторов возникает необходимость актуализации и более детального изучения многих вопросов, связанных с перспективами развития туристской отрасли в Республике Крым.
В процессе подготовки данной статьи использовались методы анализа, системный подход, методы обобщения, что позволило авторам достичь поставленной цели и определить стратегические ориентиры развития отрасли туризма в Республике Крым в современных условиях.
Информационную базу исследования составили аналитические материалы и документы Федерального агентства по туризму, данные статистической отчетности Министерства курортов и туризма Республики Крым, Краснодарстата, а также официальные материалы, размещенные на Туристическом портале Крыма.
Результаты и обсуждение.
По итогам национального туристического рейтинга на протяжении последних лет Крым входит в «пятерку» регионов-лидеров вместе с Краснодарским краем, Московской областью, Москвой и Санкт-Петербургом. Оценка рейтинга привлекательности регионов РФ для туристов осуществляется посредством следующих критериев: значимости туристической отрасли
в региональной экономике, ее доходности, уровня развития туристской инфраструктуры, гостиничного бизнеса, санаторно-курортного комплекса, интереса к региону в сети Интернет и продвижения его туристического потенциала в информационном пространстве.
По данным Министерства курортов и туризма, за восемь лет после воссоединения Крыма с Россией турпоток в Крым вырос в 2,5 раза по сравнению с украинским периодом [11]. По итогам 2021 г. Республику Крым посетили 9 389,4 тыс. туристов [12].
Несмотря на такие высокие позиции Крыма по ключевым параметрам развития туристской отрасли, существует ряд факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе. В Государственной программе развития курортов и туризма РК определены следующие основные проблемы развития сферы туризма:
1) неудовлетворительный уровень состояния объектов инфраструктуры на территории туристских регионов Республики Крым;
2) неравномерность развития туристского потенциала Крыма;
3) сезонность работы туристской отрасли;
4) высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы коллективных средств размещения;
5) острая нехватка квалифицированных кадров в сфере туризма;
6) высокий уровень предоставления теневых услуг размещения туристам [9].
Осуществляя более детальный анализ проблемы, связанной с развитием инфраструктуры на территории туристских регионов Республики Крым, отметим, что после воссоединения Крыма с Россией были решены глобальные вопросы транспортного обеспечения полуострова: возведен Крымский мост, построена автотрасса «Таврида», введен в действие новый терминал аэропорта «Симферополь», активными темпами ведется строительство
автодороги «Симферополь - Евпатория - Мирное».
За период с 2014 года и по настоящее время в общей сложности в регионе построено и отремонтировано порядка 4000 км автодорог, осуществлен ремонт 11 крымских мостов [11]. При этом проблема транспортной доступности региона в настоящее время продолжает оставаться остро актуальной в связи со сложившейся геополитической ситуацией и закрытием воздушного пространства над полуостровом. Эти факторы способствуют тому, что Крым теряет до 25% туристов.
Важнейшим элементом инфраструктуры туризма являются коммунальные системы. Для решения вопросов водоснабжения полуострова возведены Нежинский, Новогригорьевский, Просторненский, Бештерек-Зуйский, Бельбекский водозаборы, которые обеспечивают пресной водой юго-восток Крыма, Симферополь и Севастополь. Для энергообеспечения Крыма и Севастополя построены парогазовые электростанции - Таврическая и Балаклавская ТЭС, общей мощностью до 940 мегаватт, позволяющие покрыть до 90% всего энергопотребления полуострова. Проложен газопровод Краснодарский край - Крым протяженностью 400 км и пропускной способностью более 2 млрд. м3. Активными темпами ведется строительство магистральных газовых сетей с регулярным подключением к газификации новых населенных пунктов [11].
С 2014 года в Крыму возводят и модернизируют туристскую инфраструктуру для отдыха и оздоровления, разрабатывают новые туристические маршруты, благоустраивают набережные курортных городов и пляжные территории. Так, по данным Министерства курортов и туризма РК, за восемь лет после воссоединения Крыма с Россией было открыто 39 новых объектов туристской инфраструктуры, появилось 184 новых объекта туриндустрии (музеи, парки
развлечений, развлекательные центры), создан реестр туристических маршрутов полуострова (на сегодняшний день их насчитывается 430), количество благоустроенных пляжей увеличилось практически вдвое - с 230 до 439 [11].
В этой связи отметим, что все достижения в развитии сферы туризма требуют постановки и поэтапного решения новых задач. Так, например, положительная динамика количества общедоступных пляжей предполагает проведение ряда мероприятий по дальнейшему обустройству и развитию пляжной инфраструктуры, а именно:
- обеспечение доступа для лиц с инвалидностью и ОВЗ;
- обеспечение безопасности (спасательные средства, смотровые вышки, пункты оказания первой медицинской помощи и др.);
- развитие гигиенической инфраструктуры (душевые кабинки, кабинки для переодевания и пр.);
- развитие досуговой инфраструктуры (спортивные зоны, волейбольные площадки и др.) [10].
Анализируя такой элемент туристской инфраструктуры, как средства размещения, целесообразно привести следующие данные. Согласно отчетности Министерства курортов и туризма Республики Крым за 2021 год, санаторно-курортный комплекс Крыма насчитывает 1098 средств размещения общей вместимостью 160,7 тыс. мест. Из них:
- 122 организации предоставляют услуги по санаторно-курортному лечению (вместимость - 55,2 тыс. мест);
- 153 учреждения предоставляют услуги оздоровительного характера (вместимость - 38,0 тыс. мест);
- 823 организаций предоставляет услуги только по временному размещению (вместимость - 67,5 тыс. мест) [12].
За период 2015-2021 гг. общее число организаций санаторно-курортного комплекса Крыма возросло на 42,6% (рисунок 1). Тем не менее, несмотря на тенденцию увеличения
числа средств размещения, можно отметить, что по общему количеству мест для размещения туристов Крым значительно отстает от ближайших регионов юга России.
Так, для сравнения, в Краснодарском крае в 2021 году осуществляли деятельность 5404 коллективных средств размещения общей вместимостью 473,4 тыс. мест [13].
Рис. 1. Динамика средств размещения в Республике Крым, число организаций (составлено авторами по данным [12])
Как было отмечено выше, еще одной проблемой туристской инфраструктуры Крыма является высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы коллективных средств размещения. Так, согласно материалам Государственной программы развития курортов и туризма Республики Крым, изношенность большинства объектов санаторно-курортного комплекса, находящихся в государственной собственности, составляет от 70 до 90%, а в модернизации и реконструкции нуждается порядка 50% республиканских и федеральных здравниц [9].
С проблемой недостаточного развития туристской инфраструктуры также тесно связана проблема сезонности работы туротрасли Крыма. В подтверждение можно привести следующие статистические данные по итогам 2021 года: из 1098 крымских средств размещения круглогодично функционируют 65 санаторно-курортных и 162 гостиничных учреждения [12]. Для сравнения, в Краснодарском крае из 5404 коллективных средств размещения круглогодично осуществляют свою деятельность 2004 объектов [13].
Практикой доказано, что проблема сезонности оказывает негативное влияние на результативность деятельности, как непосредственно предприятий сферы туризма, так и предприятий других отраслей, связанных с оказанием туруслуг. Как отмечено в исследовании Е.В.
Логвиной, решение проблемы сезонности обусловлено необходимостью достижения следующих целей:
- экологическая цель, которая ориентирована на уменьшение нагрузки на природно-территориаль-ный комплекс региона в период массового отдыха туристов;
- экономическая цель, предполагающая привлечение инвестиций в сферу туристской деятельности, рост показателей эффективности туристских предприятий, а также решение проблемы занятости населения туристских регионов в межсезонье [14].
В Государственной программе развития курортов и туризма Республики Крым в качестве одного из основных способов преодоления проблемы сезонности рассматривается разработка и продвижение новых видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (культурно-познавательный, событийный, деловой, исторический, лечебно-оздоровительный туризм и др.) [9].
Значительным сдерживающим фактором развития туристской отрасли Крыма выступает неравномерность развития туристского потенциала региона. Традиционно наибольшей популярностью среди отдыхающих пользуются регионы Южного и Западного побережья Крыма. По отчетным данным Министерства курортов и туризма РК, в 2021 г. больше всего туристов отдохнуло на ЮБК - 41% от общего
количества туристов, на Западном побережье - 37%, на Восточном побережье - 15%, в других регионах (г. Симферополь, Симферопольский и Бахчисарайский районы) - 7% [12].
С целью решения проблемы неравномерности развития туристского потенциала региона в Стратегии развития туристического кластера Республики Крым определена специализация регионов Крыма с точки зрения возможности развития различных видов туризма (таблица 1). Такой подход к территориальному развитию, по нашему мнению, позволит максимально эффективно использовать имеющийся туристско-рекреационный потенциал разных
Специализация микрорегион*
районов полуострова, а также одновременно будет способствовать решению проблем кадрового дефицита в туристской отрасли и сглаживанию сезонных колебаний показателей сферы туризма.
Относительно проблемы высокого уровня предоставления теневых услуг размещения отметим, что по оценкам Министерства курортов и туризма РК, доля теневого сектора в туристской отрасли Крыма составляет порядка 50%. Данная проблема имеет серьезное значение, прежде всего, с точки зрения обеспечения безопасности пребывания отдыхающих и качества предоставляемых им услуг.
Таблица 1 Крыма по видам туризма [10]
Экономический микрорегион Перспективные виды туризма
Восточный (Керчь, Ленинский район) молодежный, велосипедный, деловой, исторический, морской, событийный, спортивный, экологический, экскурсионный.
Западный (Евпатория, Саки, Сакский, Раздольненский, Черноморский районы) деловой, детский оздоровительный, исторический, медицинский, научный, промысловый, санаторно-курортный, событийный, спортивный, студенческий, экскурсионный, экстремальный, этнографический.
Северо-Восточный (Джанкой, Джанкойский, Советский, Красногвардейский, Нижнегорский, районы) деловой, научный, событийный, спортивный, экологический, экскурсионный.
Северный (Красноперекопск, Армянск, Красноперекопский и Первомайский районы) деловой, научный; событийный; спортивный, экологический, экскурсионный.
Юго-Восточный (Феодосия, Судак, Кировский район) аэротуризм, велосипедный, военно-патриотический, горно-пешеходный, деловой, научный, санаторно-курортный, событийный, спортивный, экологический, экскурсионный.
Южный (Ялта, Алушта) винный, военно-патриотический, медицинский, деловой, морской, научный, санаторно-курортный, событийный, спелеотуризм, спортивный, студенческий, экскурсионный, экстремальный, приключенческий, этнографический.
Центральный (Симферополь, Симферопольский, Белогорский, Бахчисарайский районы) велосипедный, военно-патриотический, деловой, горно-пешеходный, исторический, медицинский, научный, промысловый, конный, событийный, приключенческий, спортивный, студенческий, экскурсионный, этнографический.
Таким образом, все рассмотренные проблемы развития сферы туризма Крыма требуют поэтапного комплексного решения. Приоритетные стратегические ориентиры развития туротрасли Крыма обобщены на рисунке 2.
Анализируя рисунок 2, отметим, что все перспективные направления развития туротрасли Крыма тесно взаимосвязаны между собой и нацелены на решение рассмотренного выше комплекса проблем сферы туризма в регионе. Так, создание и функционирование на территории Крыма 5 туристско-рекреационных кластеров («Детский отдых и оздоровление» (г. Евпатория); «Лечебно-оздоровительный отдых» (г. Саки); «Черноморский» (Черноморский
р-н); «Коктебель» (пгт. Коктебель); кластера в районе озера Чокракское (Ленинский р-н, п. Курортное)) позволит обеспечить туристские регионы Крыма необходимыми объектами современной инфраструктуры, активизирует инвестиционные вложения в туриндустрию полуострова, что, в конечном итоге, приведет к увеличению количества занятых в сфере туризма и смежных с ним отраслях, а также вызовет масштабный мультипликативный эффект. Развитие различных видов туризма будет способствовать расширению целевой аудитории туристов, увеличению турпотока в регион в межсезонье и эффективному использованию туристского потенциала территорий Крыма.
__
- обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым;
- создание и функционирование на территории Крыма туристско-рекреационных кластеров;
- диверсификация турпродукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;
- развитие различных видов туризма и санаторно-курортного лечения, направленных на круглогодичное функционирование туристско-рекреационного комплекса региона;
- развитие информационной среды для продвижения турпродукта Крыма;
- повышение квалификации работников курортно-туристской сферы;
- повышение качества оказываемых туристских услуг в соответствии с международными стандартами;
- продвижение турпродукта Крыма на международном и внутреннем туристском рынках;
- осуществление регулирующих и контролирующих функций в туристской отрасли
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ КРЫМА
Рис. 2. Стратегические ориентиры развития туристской отрасли Крыма (составлено авторами по данным [9; 10])
Акцентируем, что реализация данных мер возможна только при активной поддержке со стороны государства и развитии системы государственно-частного партнерства.
Особую роль в развитии современной туротрасли Крыма играет информационное обеспечение. Согласно отчетам Министерства курортов и туризма РК, освещение итогов туристского сезона за 2021 год в цифрах выглядит следующим образом: количество новостей и материалов в интернет-изданиях - 4400, количество публикаций в печатных изданиях - 500, новостных сюжетов на ТВ - 230, количество интервью -12, количество программ на ТВ и радио - 26, пресс-конференций -1 [12].
С целью популяризации турпро-дукта Крыма создан и функционирует единый официальный Туристический портал Республики Крым (http://www.visitcrimea.guide), который содержит актуальную информацию о туристском потенциале и достопримечательностях региона, пляжах полуострова, лучших туристических маршрутах, а также новостях туристской сферы Крыма [15].
Такая информационная поддержка за счет активного внедрения цифровых технологий в индустрию туризма, в соответствии с задачами Стратегии развития туризма в РФ, способствует повышению информированности участников цифровых платформ, снижению
трансакционных издержек и повышению уровня качества обслуживания туристов [8].
Заключение.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что развитие туристской отрасли Крыма, несмотря на уже достигнутые положительные результаты, сопровождается наличием ряда серьезных проблем. В условиях нестабильной геополитической ситуации ставятся новые вызовы и задачи для функционирования сферы туризма на полуострове.
Основным вектором развития туротрасли Крыма в современных условиях является формирование
туристско-рекреационного комплекса, соответствующего критериям конкурентоспособности, востребованности и круглогодичности, что предполагает обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым за счет развития новых видов туризма, создания ту-ристско-рекреационных кластеров, строительства и модернизации объектов туристской инфраструктуры и др.
Достижение поставленных задач возможно только при активной государственной поддержке, привлечении инвестиций в туротрасль и развитии системы государственно-частного партнерства.
Примечания:
1. Аджимет Г.Х., Гафарова С.С. Основные тенденции и проблемы развития туристской отрасли Республики Крым // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2020. № 4 (70). С. 56-62.
2. Смерницкая Е.В. Современное состояние туристической отрасли в Республике Крым // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13, № 2 (84). С. 152-161.
3. Бадина С.В., Панкратов А.А. Социально-экономические риски развития туризма в Республике Крым // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 12. С. 21-39.
4. Побирченко В.В. Туризм Крыма в Российской Федерации: новые // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2019. Т. 5 (15), вып. 2. С. 132-143.
5. Яковенко И.М., Страчкова Н.В. Туристско-рекреационный комплекс Республики Крым: пять лет в составе России // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Естественные науки. 2019. № 2. С. 101-114.
6. Шабанова Л.Б., Рысаева М.А. Стратегии развития туризма Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках // Псковский регионо-логический журнал. 2019. Вып. 2 (38). С. 104-117.
7. Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» (с изменениями и дополнениями): Постановление Правительства РФ № 2439 от 24.12.2021. URL: https://base.garant.ru/403336467/ (дата обращения: 29.03.2022).
8. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ № 2129-р от 20.09.2019 (в редакции распоряжения Правительства РФ № 187-р от 07.02.2022). URL: http://government.ru/ docs/all/123838/ (дата обращения: 29.03.2022).
9. Об утверждении Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым: Постановление Совета Министров Республики Крым № 650 от 29.12.2016. (с изменениями и дополнениями). URL: https://docs.cntd.ru/ document/413918569 (дата обращения: 30.03.2022).
10. Об утверждении стратегии развития туристического кластера Республики Крым: Распоряжение Совета Министров Республики Крым № 774-р от 28.06.2019. URL: https://docs.cntd.ru/document/561442294 (дата обращения: 30.03.2022).
11. Восемь лет - восемь прорывов. Чего удалось достичь Крыму с момента воссоединения с Россией. URL: https://tass.ru/v-strane/14059879 (дата обращения: 28.03.2022).
12.О развитии туристской отрасли Республики Крым: статистические отчеты Министерства курортов и туризма Республики Крым. URL: https://mtur.rk.gov. ru/ru/structure/14 (дата обращения: 28.03.2022).
13.О деятельности коллективных средств размещения Краснодарского края в 2021 году: пресс-выпуск Краснодарстата от 20.04.2022. URL: https://base.garant. ru/404526612/ (дата обращения: 29.04.2022).
14. Логвина Е.В. Проблемы сезонности в туризме и пути их преодоления в условиях санкционной политики в Крыму // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. Т. 4 (14), вып. 2. С. 108-116.
15.Туристический портал Республики Крым. URL: https://travelcrimea.com/ (дата обращения: 31.03.2022).
References:
1. Adjimet G.H., Gafarova S.S. The main trends and problems of the development of the tourism industry of the Republic of Crimea // Scientific Notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. 2020. No. 4 (70). Pp. 56-62.
2. Smernitskaya E.V. The current state of the tourism industry in the Republic of Crimea // Service in Russia and abroad. 2019. Vol. 13, No. 2 (84). Pp. 152-161.
3. Badina S.V., Pankratov A.A. Socio-economic risks of tourism development in the Republic of Crimea // Problems of theory and practice of management. 2020. No. 12. Pp. 21-39.
4. Pobirchenko V.V. Tourism of the Crimea in the Russian Federation: new // Geopolitics and ecogeodynamics of regions. 2019. Vol. 5 (15), Vol. 2. Pp. 132-143.
5. Yakovenko I.M., Strachkova N.V. Tourist and recreational complex of the Republic of Crimea: five years as part of Russia // Bulletin of the Moscow State Regional University. Ser.: Natural Sciences. 2019. No. 2. Pp. 101-114.
6. Shabanova L.B., Rysaeva M.A. Strategies of tourism development of the Republic of Crimea on international and domestic tourist markets // Pskov Regionological Journal. 2019. Issue 2 (38). Pp. 104-117.
7. On the approval of the State Program of the Russian Federation «Tourism Development» (with amendments and additions): Decree of the Government of the Russian Federation No. 2439 of 12/24/2021. URL: https://base .garant.ru/403336467 / (accessed: 29.03.2022).
8. Strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2035: Decree of the Government of the Russian Federation No. 2129-r dated 20.09.2019 (as amended by Decree of the Government of the Russian Federation No. 187-r dated 07.02.2022). URL: http://government.ru/docs/all/123838 / (accessed: 29.03.2022).
9. On the approval of the State Program for the development of resorts and tourism in the Republic of Crimea: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Crimea No. 650 dated 29.12.2016. (with changes and additions). URL: https://docs. cntd.ru/document/413918569 (accessed: 30.03.2022).
10. On the approval of the strategy for the development of the tourism cluster of the Republic of Crimea: Decree of the Council of Ministers of the Republic of Crimea No. 774-r dated 28.06.2019. URL: https://docs.cntd.ru/document/561442294 (accessed: 30.03.2022).
11. Eight years - eight breakthroughs. What Crimea has managed to achieve since reunification with Russia. URL: https://tass.ru/v-strane/14059879 (accessed: 03/28/2022).
12.On the development of the tourism industry of the Republic of Crimea: statistical reports of the Ministry of Resorts and Tourism of the Republic of Crimea. URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/14 (accessed: 28.03.2022).
13.On the activities of collective accommodation facilities of the Krasnodar Territory in 2021: press release of Krasnodarstat dated 20.04.2022. URL: https:// base.garant.ru/404526612 / (accessed: 29.04.2022).
14.Logvina E.V. Problems of seasonality in tourism and ways to overcome them in the conditions of sanctions policy in Crimea // Geopolitics and ecogeodynamics of regions. 2018. Vol. 4 (14), Vol. 2. Pp. 108-116.
15.Tourist portal of the Republic of Crimea. URL: https://travelcrimea.com / (accessed: 31.03.2022).
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 09.09.2022; принята к публикации 16.09.2022. The authors declare no conflicts of interests.
The paper was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 09.09.2022; accepted for publication 16.09.2022.
© С.С. Скараник, В.В. Верна, А.В. Сорока