t
Региональная экономика и управление:
^ т электронный научный журнал
Развитие туризма в Республике Крым
»
ц< eee-region.ru/article/4502
ISSN 1999-2645
Механизмы интенсификации развития туризма в Республике Крым в переходный период
Mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea in the transition period
Отраслевая экономика, Региональное развитие Отправить статью мне на email
Авторы
Мирзоев Иса Фаиг-Оглы студент
Россия, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Кошелева Анна Игоревна
к.э.н., ст. преподаватель
Россия, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Аннотация
Основной целью статьи выступает поиск на основе проводимых исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым механизмов интенсификации развития туризма в регионе в переходный период, который в силу своих особенностей создает предпосылки для выхода данной отрасли на качественно новый уровень. Авторы проводят сравнительный анализ рынка туристических услуг Крыма до и после вступления в состав РФ, исследуют проблемы государственного регулирования туристской деятельности Республики Крым в переходный период, рассматривают международный опыт развития туристской индустрии в регионах со схожими туристско-рекреационными ресурсами. В качестве основных механизмов интенсификации туристской индустрии Республики Крым предложены методика формирования туристско- рекреационных кластеров, а также проект единой концепции развития экологического туризма в регионе на базе создания и внедрения зеленых маршрутов.
Ключевые слова
туристско-рекреационный комплекс, Республика Крым, переходный период, государственное регулирование, туристский кластер, экологический туризм.
Рекомендуемая ссылка
Кошелева Анна Игоревна , Мирзоев Иса Фаиг-Оглы
Механизмы интенсификации развития туризма в Республике Крым в переходный период// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (45). Номер статьи: 4502. Дата публикации: 06.02.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4502/
Authors
Mirzoev Isa Faig-Ogli Student
Russia, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov
Kosheleva Anna Igorevna
Candidate of Sciences (Economics), Senior Lecturer
Russia, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov
Abstract
The main purpose of the article is the search of the mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea during the transitional period, which, by its nature, creates prerequisites for entering the industry on a qualitatively new level. The authors conduct a comparative analysis of the tourist market of Crimea before and after the entry into the Russian Federation, research the problems of state regulation of tourism sector of Crimea in the transition period, consider the international experience of tourism development in regions with similar tourist-recreational resources. As the basic mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea the authors introduce the technique of formation of tourist-recreational clusters and the project of a unified concept of ecological tourism development in the region based on the creation of green routes.
Keywords
tourist-recreational complex, Republic of Crimea, the transitional period, state regulation, tourism cluster, eco-tourism.
Suggested Citation
Kosheleva Anna Igorevna , Mirzoev Isa Faig-Ogli
Mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea in the transition period// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (45). Art. #6618. Date issued: 06.02.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4502/
Введение. После политического кризиса на Украине в начале 2014 года население Крыма приняло судьбоносное решение — воссоединиться с Российской Федерацией. Сегодня это полноправный регион нашей страны, не лишенный, однако серьезных проблем. Переходный период, представляющий из себя постепенную интеграцию новых субъектов (Республики Крым и г. Севастополя) в правовую, экономическую и политическую сферы России, крайне важный момент для дальнейшего развития полуострова. Вместе с тем, среди первостепенных задач стоит решение вопроса стратегического развития одной из самых перспективных статей бюджета Республики Крым, а теперь и России в целом — туризма.
Анализ последних исследований и публикаций. В научной литературе за последний год появилось множество публикаций, в которых представлены результаты, как комплексных исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым, так и отдельных аспектов развития туристской сферы данного региона. Среди прочих можно выделить монографию «Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма» под редакцией проф. Лайко М.Ю. [5], в которой представлен глубокий анализ инфраструктурных составляющих индустрии гостеприимства и туризма Республики Крым и предложены научно-методические основы модернизации неэффективных в настоящее время объектов. В монографии исследуются возможности повышения эффективности работы гостиничных предприятий на основе внедрения методик управления доходами, сегментации, прогнозирования, работы с каналами распределения; предлагаются механизмы совершенствования транспортно-логистической составляющей туристско-рекреационной сферы Республики Крым на основе создания региональной управляющей компании на базе государственно-частного партнерства; представлена концепция устойчивого развития туристско-рекреационного потенциала Крыма [5].
Следует заметить, что научные разработки значительно способствуют повышению эффективности развития туристско-рекреационного комплекса Республики Крым. Однако в виду динамично меняющейся экономической среды, а также на основе исследования результатов функционирования туристского сектора полуострова в составе РФ необходимо дальнейшая разработка и исследование основных проблемных вопросов такого стратегически важного для Крымского полуострова сектора экономики как туризм.
Постановка проблемы. При всем богатстве региона туристско-рекреационными ресурсами большое количество проблем не позволяет данному направлению экономики эффективно развиваться. В связи с этим актуальность приобретает поиск на основе проводимых исследований туристско-рекреационного комплекса механизмов интенсификации развития туризма в регионе. Переходные периоды в экономике рассматриваются как структуры, порождающие новые, ранее неизвестные формы общественных отношений, видов деятельности [10]. Существенные изменения в экономике переходных периодов объясняются предельным обострением существующих социально-экономических проблем, повышенным вниманием со стороны органов государственной власти [6]. В связи с
этим любой переходный период в экономике может стать возможностью для выхода на качественно новый уровень ее развития, раскрыть перспективные направления для интенсификации развития отдельных отраслей экономики.
Изложение основного материала исследования.
Сравнительный анализ рынка туристических услуг республики Крым до и после вступления в состав РФ.
С самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась колоссальная тенизация туристкой экономики: на первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государств частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации качества предоставляемых туристских услуг. В итоге, санаторно-курортный аспект отдыха на полуострове был вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Украинское же государства вполне устраивало подобное положение вещей, поэтому с их стороны для развития и выхода из тени туристической отрасли региона не производилось никаких шагов. Подобная ситуация с приходящим в упадок туризмом без инвестиций и кого-либо государственной поддержки продолжалась вплоть до весны 2014 года и воссоединения Крыма с Российской Федерацией. «В этом году ситуация такова, что 80% туристов останавливается в коллективных средствах размещения, а 20% - в частных. Этого давно не было в истории крымского полуострова и связано с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями Российской Федерации» сообщила по итогам 2014 года министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко.[1] Данный шаг со стороны нашего государства является одним из этапов по воплощению в действительность целенаправленной политики по развитию Крымского региона, основные положения которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.
До вступления Крыма в состав РФ львиную долю отдыхающих Крым принимал из Украины. Это была целенаправленная политика властей, не обременявших себя лишними тратами и привлечениями инвестиций в обветшавшую и изжившую свое инфраструктуру полуострова. Соответственно, иностранных туристов, не относящихся к странам СНГ, в регионе почти не было. Крайне низкий уровень сервиса и отсутствие условий, к которым они привыкли, отталкивали даже гипотетических желающих. В итоге, Крым превратился в курорт исключительно местного значения, на котором привыкли отдыхать преимущественно украинцы. И такое положение дел сохранялось вплоть до сезона 2014 и воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Несмотря на резкое падение туристического потока украинских туристов (с 65% в 2013 году до 5% в 2014 году и сохранение их такого же незначительного количества в 2015 году), в целом серьезного падения спроса на Крым со стороны отдыхающих не произошло, поскольку туристы из России оперативно заместили вакантные места в отелях (в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, а в 2014 году стало 93%, в 2015 году чуть выросло до 95%) [1].
С изменением состава отдыхающих поменялись и приоритеты: если для украинских туристов основной и единственный критерий услуги — это ее цена, то для более обеспеченных туристов из России цена также важна, однако она не является первостепенным ориентиром. Данная группа отдыхающих привыкла к уровню обслуживания ведущих курортов мирового уровня. Они готовы заплатить более высокую цену за тур, однако и получить за это желают более проработанный и профессиональный продукт. Данная взаимосвязь действует и в обратную сторону: большинство туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества [8]. И чем быстрее туристические предприятия Крыма уловят эту новую тенденцию рынка, тем более успешную нишу в своей сфере они смогут занять.
На сегодняшний день материально-техническая база объектов инфраструктуры гостеприимства Республики Крым, ассортимент и качество услуг отстают от мирового уровня, что снижает конкурентоспособность данного региона на международном рынке [9]. Пользуясь статистическими данными, посвященным объектам размещения, важно отметить, что данные разнятся в зависимости от источника. Основываясь на сведениях, предоставляемых Министерством курортов и туризма Крыма, на территории региона находится 825 учреждения санаторно-курортной и гостиничной направленности. Среди них предоставлением специального санаторно-курортного сервиса или услуг оздоровительной направленности занимаются 467 учреждений. Оставшиеся 358 учреждений предоставляют услуги размещения. Также в Крыму располагаются 92 оздоровительных лагеря для детей. Госкомстат Украины же располагает иными сведениями (1225 средств размещения — это общая численность, куда входят 748 отелей и гостиниц) [1]. В других источникам можно найти иные цифры, что говорит о слабой изученности всего состава и структуры средств размещения в регионе.
На данный момент в существующих гостиницах номерной фонд оценить сложно, поскольку руководство отелей на пике сезона идут на хитрости, внося дополнительную кровать и мебель в номера, дабы превратить двухместные номера в трех- или даже четырехместные. Такая же практика распространена и в детских оздоровительных учреждениях.
Основываясь на статистических данных из разных источников, количество средств размещения с какой- либо категорией составляет 271, количество же средств размещения без категории — 684, то есть в 2,5 раза меньше. Распределяются они по категориям в следующем порядке: 5 звезд - 1,1%, 11,1% - 4 звезды, 32,8% - 3 звезды, 38% - 2 звезды и 17% - 1 звезда [9].
Исходя из исследований, можно заключить, что гостиничная база Крыма имеет серьезный перевес в сторону средств размещения низкой категории. Это было выгодно для бюджетных украинских туристов, для которых вопрос цены всегда превалирует на другими показателями. Сравнивая же с Россией, на такой же протяженности сочинского берега пятизвездочных гостиниц там около 2% от всей
гостиничной базы, причем также ощущается их острая нехватка. Причем если в Сочи преобладают гостиницы класса 3 звезды, то в Крыму в основном встречаются гостиницы класса 1-2 звезды и без звезд.
Кроме того, на территории полуострова остро стоит проблема сезонности, который, надо заметить, различен в зависимости от типа и направленности средств размещения. Например, для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет три месяца, а для лечебно-оздоровительных средств размещения — пять месяцев, и лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Средний коэффициент сезонности в Крыму составляет 0,45. Данный показатель отмечает величину изменения продаж по сравнению со среднегодовыми. В данном случае коэффициент меньше единицы, что говорит о большом количестве месяцев в году с низкими показателями продаж. Подобное значение характерно для курортов с ярко выраженной сезонной направленностью.
Большой дисбаланс демонстрирует распределение объектов оздоровительной направленности, в своем подавляющем большинстве сконцентрированные в Ялтинском и Евпаторийском районе. Неблагоприятной тенденцией последних двадцати лет является уменьшение роли лечебных процедур в структуре предоставляемых услуг и, соответственно, рост развлекательных и оздоровительных мероприятий [3].
По официальным данным, на территории Крыма находится 38 кемпингов, однако в большинстве своем это палаточные городки, пусть и на берегу моря. В них присутствует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы, например, совершенно не готовы. Говоря о потребностях и желаниях туристов, выделяется тенденция превалирования аренды дома или комнаты (койко- места) в частном секторе.
Проблемы развития транспортной инфраструктуры на сегодняшний день самые многочисленные, материально затратные, но и наиболее важные, так как без тщательно продуманной логистики невозможно качественное предоставление туристических услуг. Однако позитивные результаты в данном направлении говорят о глубокой заинтересованности государства в решении данного вопроса.
В настоящее время без каких-либо осложнений попасть в Крым можно лишь двумя путями: используя паромную переправу через Керченский пролив или авиатранспортом. Однако обе эти транспортные артерии в течении многих десятилетий были лишь дополнительными. Они не рассчитаны на большой поток пассажиров, что создало транспортный коллапс в 2014 году. За первое полугодие 2014 года отмечен рост числа туристов, прибывших в Крым через паромную переправу (в 2,8 раза) и авиатранспортом (в более, чем в 2 раза) [1]. Сами же украинские граждане в своем подавляющем большинстве практически не посещают полуостров в туристических целях. В Крыму существует три международных аэропорта: аэропорт Симферополя, аэропорт Керчь и Аэропорт Бельбек (является
аэропортом смешанного типа, на данный момент там базируются военные самолеты), однако летом 2014 года для авиаперевозок был доступен лишь аэропорт Симферополя.
Пассажиропоток для авиационного транспорта (аэропорт города Симферополь) приведен в таблице ниже:
Таблица 1. [2] — Пассажиропоток в 2008—2015 годах, тыс. пассажиров
Годы 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015(сентябрь)
Пассажиропоток, тыс. 855 751 845 964 1,114 1,204 2800 4000
Несмотря на то, что это лучший аэропорт на полуострове, он один не смог удовлетворить весь потребительский спрос, работая на пределе мощностей. Оценив уровень осложнений и неподготовленность инфраструктуры, было решено модернизировать аэропорт Симферополя, отремонтировав и расширив один терминал и построив полностью новый- второй. Таким образом удалось в 2015 году добиться увеличения пассажиропотока до 4 миллионов человек за первые полгода.
Также не остается без внимания паромная переправа. Если в 2014 году условия там были абсолютно не приемлемыми: для автомобилистов не были организованы, ни предприятия размещения, ни предприятия питания. Многие отказывались от поездки в Крым и устремляли свой взор на территории курортов Краснодарского края, как Анапа или Геленджик, которые в этом году, к слову, были переполнены, рапортуя о серьезном повышении спроса на свои услуги, то уже в конце 2014 года началась модернизация причалов. На эти мероприятия было выделено 470 млн рублей, а совершенствование предусматривает не только лучшие условия перевозки, но и строительство второй параллели сооружений для погрузки вагонов и автомобилей, реконструкцию гидротехнического и навигационного оборудования.
К 2018 году будет завершено строительство моста, который соединит два берега Керченского пролива и транспортные проблемы будут окончательно решены, однако до этого времени необходимо модернизировать уже имеющиеся транспортные пути. Несмотря на то, что Крым оказался отсечен от основных транспортных артерий от материка, Российская Федерация предпринимает все меры, для максимальной модернизации дополнительных сообщений с полуостровом. На момент конца 2015 года аэропорт Симферополя и паромная переправа через Керченский пролив стали уже достаточно современными и отвечающими действующим требованиям транспортными путями, однако даже этого недостаточно, чтобы качественно обслужить весь туристический поток в регион (который только усилился из-за запрета на посещения в туристических целях Египта и Турции — главных конкурентов черноморского полуострова России в нише пляжного туризма). В перспективе рассматривается вопрос введения в эксплуатацию аэропорта Керчь. Некогда мощная воздушная гавань прекратила свою работу в 2008 году в связи с низкой рентабельностью своей деятельности.
Учитывая специфику посещения туристами полуострова с точки зрения рынка это был оправданный шаг, в украинское время воздушное сообщение с Крымом было второстепенной артерией и тогда данные потребности удовлетворял один аэропорт — Симферополь. В 2014-2015 годах неоднократно поднимался вопрос восстановления аэропорта, однако окончательное решение еще не принято. Государственная Дума планирует выделить самолеты для обслуживания только крымского направления. Данные меры способны увеличить пассажирооборот на воздушном транспорте. Помимо этого, планируется обновление автобусного парка, реконструкция портов и модернизация круизных судов. Всего на инфраструктуру Крыма планируется затратить около 700 миллиардов рублей.
Еще одной особенностью российского Крыма является проблема с рабочей силой. Большинство предприятий полуострова, связанных с туризмом, не могут содержать круглогодичный штат обслуживающего персонала. В прежние времена украинские сезонные рабочие приглашались на трудоустройство в Крым в сезон отпусков, однако сложившийся политический кризис закрыл перед регионом эту дверь. Украина значительно усложнила своим гражданам посещение полуострова, а средства массовой информации распускают ложные слухи, дестабилизируя ситуацию относительно прошедшего референдума и образа России в целом. О сложностях с наймом рабочей силы недавно отчитался президенту глава Республики Крым Сергей Аксенов на заседании Президиума Государственного Совета. Там же он заметил, что российские студенты вполне эффективно занимают освободившуюся нишу в данных направлениях трудоустройства.
Проблемы государственного регулирования туристской деятельности республики Крым в переходный период.
Сегодня в Крыму сложилась уникальная во всех смыслах ситуация. И дело не только в большом количестве осложнений, внезапном политическом кризисе и давлении со стороны наших западных партнеров. Регион находится в составе России, однако Украина до сих пор считает данную территорию своей. Для подтверждения своей (в следствии волеизъявления крымчан) трудно объяснимой логическими доводами позиции был выпущен закон от 15.04.2014 «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины». Следуя данному нормативному акту и логике украинских законотворцев, Крым является неотъемлемой частью их государства и на него распространяются все законы и Конституция Украины.
Вместе с тем, основываясь на Федеральном конституционном законе о принятии Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации с 21 марта 2014 года там вступают в силу все законы и нормативно-правовые акты России. Для населения Крыма переходный период будет нелегким, поскольку законодательства двух этих государств во многом разнятся. Так в отношении туристической сферы законодательстве (жизненно важной для региона) в российском законодательстве было много сложностей и нововведений для представителей малого бизнеса, ведущих свою деятельность в Крыму. В связи с этим, в качестве одной из мер решения вопросов с пробелами в
знании нового законодательства, в РЭУ им. Плеханова проходил телемост с Севастополем, на котором московские специалисты в области туризма ответили на все вопросы, волнующие собравшихся крымских предпринимателей.
Говоря о законотворчестве в Крыму, стоит отметить, что одним из основных шагов к более продуманному туристическом законодательству стало утверждение регионального закона «О туристской деятельности в Республике Крым». Основными целями, для которых создавался документ, является признание туризма одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Крым, создание благоприятных условий для развития туризма, защита прав и интересов туризма.
В нормативно-правовом акте оговариваются не только цели, пути и принципы развития туризма в регионе, но и оговариваются полномочия таких органов, как совет министров и государственный совет Республики Крым в данной сфере. В законе определен порядок управления объектами, связанными с туризмом, а также среди прочего указывается о необходимости ведения реестра объектов и субъектов туризма. Нормативно- правовой акт включает в себя разъяснение полномочий органов на местах, например, по созданию муниципальных программ, предоставлению услуг в области туризма, а также по содержанию туристских маршрутов и порядку их надлежащего обустройства.
Переходный период, когда полуостров подпадает под двойное законодательство, будет достаточно тяжелым для населения, да и нормативно-правовые акты России и Украины во многом отличаются, однако, если говорить о сфере туризма, то в общих чертах законы в двух этих государствах близки друг к другу. Во многом это связано с большим влиянием советской нормативно- правовой системы, от которой эти страны еще не успели особенно сильно отдалиться [6]. В Федеральном законе от 24.11.1996 года «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» указаны существующие права и обязанности туриста
Действительно значимым положением является то, что нормативно-правовые акты в России строго прописывают обеспечение безопасности туристов в пределах своей территориальной юрисдикции. Данное положение отмечено в 15 статье Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», следуя которой, спасением туристов, попавших в чрезвычайную ситуацию на территории России, надлежит заниматься специализированным органам, которые определяются Правительством Российской Федерации. Но на территории Крыма на данный момент определено положение не всех служб, однако это лишь издержки недавнего нахождения региона в составе России и в ближайшее время все нюансы будут решены.
В данном законе указаны цели, принципы, а также направления развития туризма в Республике Крым, а также оговорены полномочия Государственного совета и Совета министров в данной отрасли.
Вместе с тем в законе указан порядок управления туристическими объектами, разработки программ на территории Республики Крым, говорится о том, какими полномочиями располагает орган исполнительной власти в области курортов и туризма, также и, если говорить о ведении реестра объектов и субъектов туризма и реестра туристско- рекреационных ресурсов республики. В законе строго указываются полномочия местных органов самоуправления, также по разработкам муниципальных программ, предоставлению муниципальных услуг в области туризма.
Международный опыт развития туристской индустрии в регионах со схожими туристско-рекреационными ресурсами.
В качестве страны для анализа опыта развития в ней туризма была выбрана Испания. Данное государство имеет схожие с Крымом туристско-рекреационные ресурсы, которые популярны среди туристов.
Развивать туризм Испания начала в 1960-ых годах, однако всерьез взялось за туризм с 2000 года, разработав документ «Единый план по повышению качества в сфере туризма в Испании». Среди его важнейших положений отмечалось, что туризм является важнейшим сектором национальной экономики, говорилось среди прочего о необходимости усиления присутствии испанских компаний на международном рынке. Благодаря этому плану инвестиции в туризм за следующие 7 лет составили около 72 миллиардов евро. Аналогом данного положения в России является Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Среди других полезных результатов международного опыта, который можно было бы интегрировать в нашей стране является:
• увеличение независимости Федерального агентства по туризму, среди которых можно выделить упор на маркетинговую составляющую [2]. Необходимо также усилить присутствие российских туристических компаний на международном рынке. Государство призвано оказать крупному туристическому бизнесу, работающему на внутренний рынок, максимальную поддержку, например, в виде более лояльной налоговой политики;
• более тесное взаимодействие министерств культуры, образования, иностранных дел через объединение представителей данных министерств в межминистерский комитет по туризму. Внутри данной структуры предлагается создание рабочих групп, способных максимально эффективно решать появившиеся трудности;
• тесное взаимодействие с бизнесом и предпринимательской средой, путем создания Ассоциации туристического сектора. Данная структура в двухстороннем обсуждении представителей Федерального агентства по туризму и крупнейших предпринимателей в области туризма на ежегодной основе сможет координировать деятельность друг друга, высказывая предложения и делясь мнениями;
• сделать акцент на непрерывном исследовании рынка, туристических тенденций и последних изменений. Для этого должна быть создана крупная исследовательская организация — Институт Исследования Туризма на базе федерального ведомства по туризму, которая будет снабжать государственные структуры самыми актуальными сведениями.
Механизмы интенсификации туристской индустрии Республики Крым.
Совершенствовать туристскую индустрию региона следует через такие методы, как формирование туристско-рекреационных кластеров. Основной задачей является создание предпосылок в виде инфраструктуры для развития кластеров. Основываясь на федеральной программе развития Крыма до 2020 года в рамках государственно-частного партнерства планируется создать эффективные механизмы для возникновения конкурентоспособных и отвечающих современным требованиям кластеров [12]. Международный опыт показал, что большое количество сопредельных и взаимосвязанных друг с другом предприятий на одной территории благодаря конкуренции с одной стороны и сотрудничеству с другой дают мощный импульс развития территории. Укрепление туристической сферы хозяйства несет за собой мультипликативный эффект, приводя в движение транспортную инфраструктуру, питание, торговлю, а также обеспечивая местных жителей рабочими местами [11]. Последнее особенно важно, поскольку в реалиях Крыма население живет весь год за счет прибыли от туризма в летнее время. Воссоединение Крыма и России, санкции западных стран, международная напряженность и почти полное отсутствие украинских туристов вызвали определенный спад посещения полуострова в количественном плане. Следует добавить к этим сложностям переходный период с новым законодательством, под которое требуется подстраиваться, изучать, и будет видна нестабильная обстановка в регионе для местных жителей, особенно остро ощущающих все подвижки в плане туристской привлекательности и популярности Крыма.
Для разграничения роли государства и инициативы со стороны бизнес-структур предлагается рассматривать методику формирования кластера на основе концепции его жизненного цикла. Типичный кластер проходит через некоторое количество стадий жизненного цикла, которые могут быть неидентичными, и темп их развития может меняться, а именно:
1. Становление кластера (зарождающийся кластер) Для этой стадии характерно наличие лидирующих компаний на определенном отраслевом рынке, кооперация отдельных компаний вокруг основной деятельности и реализация общих возможностей, разработка кластерно-ориентированной политики, выстраивание диалога с научно-исследовательскими учреждениями.
2. Развитие кластера (развивающийся кластер). Для этой стадии характерны такие явления, как появления новых участников рынка, в том числе из ряда родственных и сопутствующих отраслей, возникновение формальных и неформальных ассоциаций и институтов сотрудничества, усиление кооперации.
3. Стадия зрелости (зрелый кластер). Зрелый кластер уже достигает некоторой критической массы действующих лиц. Существует внутренняя динамика создания новых фирм, активное сотрудничество между бизнес-структурами, НИИ и органами власти. Появляются новые разработки, специально подготовленный персонал, конкурентоспособная на внешнем рынке продукция и услуги.
4. Трансформация кластера. С течением времени рынки, технологии и процессы устаревают и для кластера, чтобы быть жизнеспособным, избежать застоя и распада, необходимо адаптироваться к изменениям путем различных внутренних или внешних трансформаций.
Роль государства важна на первых этапах жизненного цикла кластера, так как ряд важных экономических факторов формируется на базе административной поддержки, а также на стадии трансформации, в остальные периоды его роль значительно сокращается и главную роль должны играть законы рыночной экономики (табл. 2) [7].
Предложенная методика с минимальным контролем, но необходимой поддержкой со стороны государства будет особенно востребована в сегодняшнее нестабильное время, когда федеральные власти могут выделять строго дозированное внимание отдельным вопросам.
Таблица 2 — Роль административных и экономических факторов в рамках жизненного цикла кластера
Стадия жизненного цикла кластера Роль административных факторов Роль экономических факторов
Становление кластера Высокая (идентификация зарождающихся кластеров, разработка кластерно-ориентированной политики, усовершенствование нормативно-правовой базы с учетом кластерного подхода, развитие инфраструктуры и коммуникаций, формирование благоприятной инвестиционной платформы, организация единой информационной платформы). Высокая (величина стартовых затрат, арендные ставки на землю, налоговая нагрузка, наличие барьеров входа в отрасль, емкость рынка, наличие альтернативных кластеров, ценовая чувствительность потребителей, наличие квалифицированного персонала, внутренняя мотивация экономических субъектов).
Развитие кластера Средняя (мониторинг и устранение неблагоприятных факторов экономической среды, проектное финансирование и субсидирование, внесение корректировок в нормативно-правовую базу, содействие развитию сотрудничества между различными институтами и бизнес-структурами, реализация программ дополнительного образования и переподготовки кадров, формирование имиджа и репутации кластера, проведение публичных мероприятий). Высокая (уровень роста рынка, снижение транзакционных издержек, преимущества в себестоимость продукции/услуг, преимущества в положении на кривой приобретения знаний, расширение каналов дистрибьюции, эффективная работа персонала, формирование единого бренда).
Стадия зрелости кластера Низкая (обеспечение выполнения административных процедур, поддержка в улучшении репутации кластера на международном рынке, содействие в организации международного сотрудничества) Высокая (конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, стоимость бренда, эффективная работа персонала, возможность вертикальной интеграции, аутсорсинга, отличительные преимущества продуктов кластера).
Трансформация кластера Высокая (мониторинг и оценка кластерного развития, внешнеэкономического комплекса, разработка перспективных стратегий трансформации, финансирование и субсидирование исследовательских программ и инновационных проектов, снижение налоговой нагрузки) Средняя (уровень роста рынка, величина капитальных затрат, степень зависимости компаний, входящих в кластер, барьеры выхода из отрасли, ценовая чувствительность потребителей).
Кластерное развитие курорта — важный шаг, обеспечение которого обусловлено сложившейся ситуацией, объективно и отвечает существующим требованиям. Нужно в кратчайшие сроки, за несколько лет, создать из цепи маленьких частных домов, сдающихся туристам в аренду, современный и перспективный курорт с новой, налаженной инфраструктурой. Исходя из кластерной теории Майкла Портера вмешательство государства и применение административных методов влияния на кластер требуется лишь на начальных этапах и, частично, во время
становления. По мере же развития туристического центра влияние государства следует понемногу ослаблять, со временем вверяя кластер в рыночные законы, продолжая, однако, вести мониторинг ситуации и при необходимости вмешиваться в процесс. Подобное положение представляется комфортным для государства, поскольку позволяет в более поздние этапы сконцентрироваться на решении иных задач, а регион будет развиваться уже более самостоятельно.
В рамках развития туристических кластеров в Республики Крым заслуживает пристального внимания повышение качества и категоризации объектов размещения на полуострове, а также акцент на стимулирование организаций, занимающихся предоставление гостинично-туристских услуг, к обслуживанию гостей круглогодично, а не только в сезон летних отпусков. В данном случае можно задействовать не только экономические, но и маркетинговые инструменты. Среди экономических рычагов можно выделить государственные заказы, например, на социальный отдых. Среди маркетинговых же механизмов стимулирования можно выделить совершенствование системы дополнительного обслуживания туристов, а также повышение аттрактивности туристской инфраструктуры [2], как внутренней, так и внешней.
Отдельного внимания заслуживает развитие экологического туризма в регионе. Формирование и внедрение экологических туристских дестинаций отвечает стратегическим направлениям социально-экономического развития РФ, тенденциям перехода к принципам «зеленой экономики», рационального природопользования. Важной проблемой является вопрос устойчивого развития туристских дестинаций, отсутствие культуры эко-туризма, т.е. развития туризма без негативного влияния на природу и местный этнос. Данная проблема приобретает особую актуальность на волне значительного роста внутреннего туризма и увеличения антропогенной нагрузки на наиболее популярные внутренние туристические дестинации, прежде всего Крымский полуостров. Несмотря на то, что в Крыму существуют и периодически разрабатываются новые экологические маршруты и тропы, вопросы эффективного функционирования, поддержания высокого уровня клиентоориентированности и конкурентоспособности остаются недостаточно изученными.
Тем самым, необходима разработка единой концепции создания и внедрения зеленых маршрутов, включающей следующий комплекс мероприятий:
• Разработка сети зеленых маршрутов на территории объектов природно-заповедного фонда с наличием основной и сопутствующей инфраструктуры, отвечающей принципам «зеленой экономики».
• Содействие развитию сотрудничества субъектов туристского бизнеса и специализированных общественных организаций в организации экологических туров и экспедиций.
• Внедрение системы мониторинга обеспечения качества и экологичности туристско-рекреационных и гостиничных услуг в дестинации.
• Создание сети туристско-информационных центров на территории объектов природно-заповедного фонда для выполнения функций экологического просвещения.
Создание и внедрение концепции зеленых маршрутов со всей требующейся инфраструктурой, механизмов совершенствования деятельности туристских дестинаций позволит усилить рынок внутреннего туризма в Крыму, обеспечив его устойчивое развитие и высокий уровень качества предоставляемых услуг.
Выводы. Подводя итог всему, сказанному выше, важно отметить, что Крым чрезвычайно важный регион, связанный с Российской Федерацией общей историей и культурой. Среди направлений экономики, реализуемых на полуострове, одним из самых перспективных и высокодоходных является туризм. Республика Крым — это без преувеличения уникальный регион с богатейшими туристско-рекреационными ресурсами и колоссальным потенциалом для развития. Двухлетний опыт показал, что возможно перспективное развитие туристской дестинации даже в условиях международной информационной войны и создания для курорта неблагоприятного имиджа при условии, что в регионе будут созданы условия для отдыха самого высокого уровня. Развитие Крыма происходит очень бурно: совершенствуются транспортные артерии, инфраструктура, электро- и водообеспечение региона, законодательство. При учете сильных сторон дестинации и продуманного развития имеющихся туристско-рекреационных ресурсов возможно достижение серьезных результатов. Еще больше растет роль курорта в сегодняшней обстановке международной напряженности, в результате которой самые основные туристические направления (Египет и Турция) оказались закрыты для российских туристов. показали себя крайне неблагонадежными государствами для посещения российскими туристами. На конец 2015-го и начала 2016-го года четко видно уменьшение предложения для россиян на рынке туристических услуг, на основании чего можно прогнозировать повышение туристского интереса к Крыму, который должен занять освободившуюся нишу пляжного туризма для россиян. Однако важно совершенствовать местный туристический продукт и при повышенном спросе выходить на международный уровень качества. На сегодняшний день большинство стран мира стремится развивать у себя туризм, привлекая отдыхающих и, соответственно, внушительные финансовые потоки. Крым — это новый для нашей страны, бурно развивающийся регион, отягощённый рядом проблем, но вместе с тем способный к масштабному развитию и представляющий уже сейчас колоссальный туристский интерес. Все проблемы Крымского полуострова не уникальны, имеется положительный международный опыт, который также необходимо внедрять, адаптировав под реалии Российской Федерации.
Библиографический список
1. Министерство курортов и туризма Республики Крым. Режим доступа: http://minkurort.ш/index.php?optюn=com_content&view=artide&id=4627
2. Гареев Р. Р. Инновационные методы стимулирования спроса в индустрии туризма. // В сборнике: ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Шайбаков Риф Насибуллович (отв. редактор). МОСКВА, 2015. С. 48-51.
3. Козлов Д.А., Лайко М.Ю., Попов Л.А. Прогноз развития туристского комплекса Крыма. В сборнике: Роль экономических наук в развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа. 2014. С. 6163.
4. Козлов Д.А. Оценка влияния туризма на экономику страны. В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 200-203.
5. Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма. / под ред. М.Ю. Лайко. - М: Издательский центр «Onebook». — 2014. - 274 с.
6. Кошелева А.И. Туристско-рекреационный комплекс Крыма: проблемы и перспективы развития в переходный период. // Регион: Экономика и Социология. 2015. № 3 (87). С. 239-254.
7. Кошелева А.И. Способы организации и эффективного функционирования туристских кластеров в РФ//ШАГ в науку-2011: материалы третьей межвузовской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых. -Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г В. Плеханова», 2011. -с. 44-53.
8. Кошелева А.И. Туристская мотивация и ее роль в развитии индустрии гостеприимства и туризма // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. -2012. -№ 3. -С. 26-38.
9. Лайко М.Ю., Валединская Е.Н., Кошелева А.И. Анализ соответствия средств размещения Республики Крым российским и международным классификационным требованиям. // Инновации и инвестиции. 2014. № 10. С. 279-283.
10. Стрельченко В.И., Бун М.З. Переходные периоды в историческом процессе. // Философия права. 2013. № 4 (59). С. 35-40.
11. Швец Ю. Ю. Институциональные основы реализации инновационного потенциала региона путем кластеризации туризма// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (43). Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4306/
12. Шевченко А.А. Социально-экономические предпосылки развития туристско-рекреационных кластеров в Крымском и Южном Федеральных округах. // Крымский научный вестник. 2015. № 4-1. С. 249-259.
References
1. The Ministry of resorts and tourism of the Republic of Crimea. Access: http://minkurort.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4627
2. Gareev R.R. Innovative methods to stimulate demand in the tourism industry [Innovacionnie metodi stimulirovaniya sprosa v turisme]. Moscow, 2015, P. 48-51.
3. Kozlov D.A., Lajko M.Ju., Popov L.A. Forecasting the development of tourist complex in Crimea [Prognoz razvitiya turistskogo kompleksa Kryma]. Ufa, 2014, 61-63.
4. Kozlov D.A. Evaluation of the impact of tourism on the economy of the country [Ocenka vliyaniya turisma na ekonomiky strani]. 2015. P. 200-203.
5. Kosheleva A.I. Tourist and Recreational Complex of Crimea. Problems and Prospects of Development in the Transition Period [Turistsko-recreacionnii complex Kryma. Problem i perspective v perehodnii period]. 3, p. 239-254, 2015.
6. Kosheleva A.I. Methods of organization and effective functioning of tourism clusters in Russia [Metodi organizacii i effectivnogo funkcionirovaniya turistckih clusterov v Rossii]. Moscow. Plekhanov Russian University of Economics, 2011, P. 44-53.
7. Kosheleva A.I. Tourist motivation and its role in the development of the hospitality industry and tourism [Turistskaya motivaciua i ee rol' v razvitii industrii gostepriimstva I turisma]. 2012. No. 3. P. 26-38.
8. Lajko M.Ju. A vision to develop Crimea's tourist and recreational potential [Kontseptsiya razvitiya turistsko-rekreatsionnogo potentsiala Kryma]. Moscow, Onebook Publ., 2014. P. 274.
9. Lajko M.Ju., Valedinskaja E.N., Kosheleva A.I. Analysing the accommodation facilities in the Republic of Crimea for compliance with international classification requirements [Analiz sootvetstsviya sredstv razmeshcheniya Respubliki Krym rossiyskim i mezhdunarodnym klassifikatsionnym trebovaniyam]. No. 10, P. 279283, 2014.
10. Strel'chenko V.I., Bun M.Z. Transition periods in the historic process [Perekhodnye periody v istoricheskom protsesse]. 4 (59), P. 35-40, 2013.
11. Shvec Ju. Ju. Institutional framework of realization of innovative potential of the region by clustering Tourism. Regional economy and management. electronic sientific journal. №3 (43). Available at: https://eee-region.ru/article/4306/.
12. Shevchenko A.A. Socio-economic preconditions of development of tourist-recreational clusters in Crimea and southern Federal districts [Social'no-economicheskie predposilki razvitiya turistsko-recreacionnih clusterov v Krymskom i mskom i uzhnom federal'nih okrugah]. 2015. No. 4-1. P. 249-259.
[1] Юрченко Елена. Крымские здравницы и гостиницы заполнены на 41 процент // URL: http://www.votpusk.ru/news.asp?msg=511929&cn=UA (дата обращения 05.07.2015).
[2] официальный портал Республики Крым. Статья «Симферопольский аэропорт вышел на лидирующие позиции в Российской Федерации с пассажиропотоком в 4 млн человек» http://rk.gov.ru/rus/index.html/news/315093.htm
Отправить статью мне на email