Научная статья на тему 'Республика Крым как ОЭЗ туристско-рекреационного типа'

Республика Крым как ОЭЗ туристско-рекреационного типа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
244
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ПРИНЦИПЫ / ЦЕЛИ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Остовская Анастасия Андреевна, Лехманик Наталия, Литвин Юлия

В данной работе рассматривается необходимость создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа как перспективы развития и усовершенствования крымского туризма. Выделены основные цели и пути развития туристической деятельности Республики Крыма, проанализирована Программа социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя до 2020 года и целесообразность создания туристических кластеров на данной территории. Сделаны выводы и определены положительные черты создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Республика Крым как ОЭЗ туристско-рекреационного типа»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 338. 48

Остовская Анастасия Андреевна,

к.н.г.у., доцент,

кафедра государственного и муниципального управления, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь. Лехманик Наталия, Литвин Юлия,

магистранты направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Ostovskaya Anastasia Andreevna,

Ph.D. in State administration, associate professor,

Department of the State and Municipal Administration,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

Lekhmanik Natalia,

Master's degree student of specialization «State and Municipal Administration», V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol. Litvin Yulya,

Master's degree student of specialization «State and Municipal Administration»,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

РЕСПУБЛИКА КРЫМ КАК ОЭЗ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА REPUBLIC OF CRIMEAAS SEZ OF TOURISTAND RECREATIONAL TYPE

В данной работе рассматривается необходимость создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа как перспективы развития и усовершенствования крымского туризма. Выделены основные цели и пути развития туристической деятельности Республики Крыма, проанализирована Программа социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя до 2020 года и целесообразность создания туристических кластеров на данной территории. Сделаны выводы и определены положительные черты создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Республики Крым.

Ключевые слова: особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, Республика Крым, принципы, цели, туристский кластер, программа социально-экономического развития.

This paper considers the necessity for the creation of the special economic zone of tourism and recreation type as prospects for the development and improvement of the Crimean tourism. The basic objectives and the development options of tourism of the Republic of Crimea were highlighted; the program of the social and economic development of the Republic of Crimea and Sevastopol until 2020 and the feasibility of establishing a tourism cluster in the area was analyzed. Conclusions were made and the positive features at creation of a special economic zone of tourism and recreation type in the Republic of Crimea were identified.

Keywords: special economic zone of tourism and recreation type, the Republic of Crimea, strategies, objectives, tourist cluster, program of the social and economic development.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития Россия, да и весь мир в целом переживает фундаментальные перемены, остро затрагивающие интересы многих стран. Все это в свою очередь несомненно ведет к глубоким изменениям и преобразованиям, которые в том числе могут выражаться в изменении формата международного сотрудничества и отношений, направленности и механизмов реализации реформ, в которых на ведущее место выходят экономические, научно-технические, информацион-

145

ные и другие факторы. Следует отметить, что наряду с общими трудностями, которые заключаются в замедление темпов роста, сокращением деловой активности в промышленности отношения России и Запада вступили в новую историческую фазу, определяющей чертой которой являются экономические санкции. На настоящий момент основные риски для России связаны с нарастающей напряженностью в отношениях с Европой и США, резким, даже можно сказать «обвальным» падением стоимости нефти, национальной валюты, что в свою очередь естественно приводит к ухудшению макроэкономических показателей и инвестиционного климата страны.

В связи с политическим и экономическим кризисами, ограниченностью природных и финансовых ресурсов, что является следствием введенных санкций трудность стоящей перед страной задачи заключается в том, чтобы уделить основное внимание в виде целенаправленной государственной поддержки тем отраслям и регионам, которые в этом нуждаются. Изучив опыт развитых стран в вопросах преодолении кризисных явлений в экономике можно выделить эффективность использования дифференцированной зональной политике, как эффективного инструмента государственной антикризисной политики. Существуют разные формы сотрудничества в данной сфере, но наиболее эффективной и перспективной для привлечения инвестиций (что является актуальным, в связи с ограниченным доступом на международные финансовые рынки), и дальнейшего развития экономического и научного потенциалов является создание особых экономических зон (ОЭЗ). В Российской Федерации давно существует практика формирования Особых экономических зон, которые в первую очередь ставят для себя целью развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно — логистической системы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель исследования — определение необходимости создания туристско-рекреационной зоны на базе особой экономической зоны на территории Республики Крым.

Для решения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:

• проанализировать существующие ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Российской Федерации, туристско-ресурсный потенциал Крымского полуострова;

• рассмотреть формирование туристско-рекреационных кластеров, для перехода региона к устойчивому развитию туризма

РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с ФЗ №116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005: Особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны [1].

С 8 июля 2006 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». К двум прежним экономическим зонам — промыш-ленно-производственным и технико-внедренческим — добавились туристско-рекреационные, основная цель появления которых — стремление государства к развитию туризма и санаторно-курортной сферы [1].

Принципиальное отличие туристско-рекреационных ОЭЗ от промышленно-производственных и технико-внедренческих зон состоит в том, что акцент в этих зонах делается не на производстве каких-либо товаров, а на оказании услуг населению.

Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития. В данный момент на территории Российской Федерации существует семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа (табл. 1).

Что касается Республики Крым, то здесь планируется создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, что прежде всего обусловлено выгодным географическим положением, а также климатическими условиями. Туристско-ресурсный потенциал Крымского полуострова включает свыше 3000 объектов природного и антропогенного характера, сосредоточенных на 54% в южнобережной зоне, 18% — центральной зоне (г. Симферополь, Бахчисарайский и Белогорский районы), по 10% — северной (Джанкой, Красногвардейский, Красноперекопский, Раздольненский, Первомайский и Нижнегорский районы) и восточной (Ленинский, Кировский и Советский районы) зонах, и на 8% в западной зоне (Сакский и Черноморский районы). В настоящее время развитие санитарно-курортной отрасли в Автономной Республике Крым становится одним из приоритетных направлений. Оно базируется на использовании минеральных вод (с по-

146

Таблица 1. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа РФ *

Расположение Название Приоритетные направления развития

Республика Алтай «Алтайская долина» экологический туризм; горнолыжный и водный туризм; культурно-развлекательный туризм; лечебно-оздоровительный туризм; активный туризм; экстремальный туризм; курорт для семейного отдыха.

Республика Бурятия «Байкальская гавань» лечебно-оздоровительный; круизный; горнолыжный; экскурсионный; религиозный;

Алтайский край «Бирюзовая Катунь» гостиничный бизнес; общественное питание; туристско-экскурсионное обслуживание; спортивно-оздоровительные услуги;

Ставропольский край «Гранд Спа Юца» развлекательный туризм; спортивный туризм; экскурсионный туризм; лечебно-оздоровительный туризм; экотуризм; археологический туризм.

Иркутская область «Ворота Байкала» деловой туризм; спортивный туризм; экскурсионный туризм; лечебно-оздоровительный туризм; водный туризм; круизный туризм.

Приморский край «Остров Русский» лечебно-оздоровительный туризм; водный; круизный туризм; гостиничные комплексы; эко-туризм; бизнес-туризм; спортивный и экстремальный туризм; рекреационный туризм; БРЛ-туризм; бальнеологический туризм (минеральные воды);

СКФО, Краснодарский край, Республика Адыгея Туристический кластер гостиничные комплексы; эко-туризм; спортивный и экстремальный туризм; рекреационный туризм; бизнес-туризм; водный туризм; БРЛ-туризм; бальнеологический туризм (минеральные воды).

* Составлено авторами на основании [3]

тенциальным дебитом 14 тыс.м3 в сутки), лечебных грязей (с балансовыми запасами 22,4 млн.м3), пляжей (протяженностью 517 км.), климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха и пр. [4]

Всего в Крыму насчитывается более 600 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, используемых в основном, для сезонного лечения и отдыха. Количество санаториев и пансионатов с лечением составляет 285 учреждений, и расположены преимущественно на Южном берегу Крыма, и на курортах Евпатория, Саки. При этом ЮБК специализируется на лечении взрослого населения, Евпатория — детский курорт. Доля детских мест в санаториях Евпатории составляет 73%, на ЮБК — 12% [4]. Исходя из этого, можно отметить, что Крым обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов позволяет развивать почти все виды туризма, в том числе культурно-познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, спортивный, экологический.

Не вызывает сомнения тот факт, что состояние туристической сферы напрямую зависит от изменения внутренних и внешних социально-экономических и политических факторов. К примеру экономический кризис, который наша страна переживает в настоящий момент привел к банкротству ряда туроператоров, занимавшихся международным выездным туризмом, террористические акты на многих зарубежных курортах, которые пользовались популярностью у россиян, введение санкций со стороны США и ЕС в отношении России привели к резкому сокращению объема выездного международного и росту внутреннего туризма. Такая переориентация рынка туристского спроса с выездного на внутренний туризм, а также изменения статуса Крыма, связанного с последними политическими событиями актуализирует вопрос разработки стратегии развития и привлечения туризма в регион.

147

В связи с этим был издан Закон Республики Крым «О туристской деятельности в Республике Крым» 30 июля 2014 года, где задекларировано, что основными целями регулирования туристской деятельности в Республике Крым являются:

1) обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям и иных прав, возникающих при осуществлении туризма;

2) формирование позитивного имиджа о Республике Крым как о регионе, наиболее благоприятном для осуществления туризма;

3) создание современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей удовлетворение потребностей туристов в разнообразных и качественных туристских услугах;

4) создание туристских кластеров;

5) создание единой системы информационного обеспечения сферы туризма;

6) создание новых рабочих мест;

7) повышение качества обслуживания туристов на территории Республики Крым;

8) охрана окружающей природной среды;

9) сохранение и рациональное использование туристских ресурсов Республики Крым [5].

Следует подчеркнуть, что туризм в Крыму является основным и наиболее приоритетным видом деятельности, а наличие богатой ресурсной и рекреационной базы позволит составить достойную конкуренцию уже существующим особым туристско-рекреационным зонам на территории Российской Федерации. Достижение задекларированных целей прежде всего предполагает формирование туристических кластеров.

В соответствии с Законом Республики Крым от 30 июля 2014 года №51 туристский кластер это сконцентрированная на ограниченной территории Республики группа взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций: туроператоров, турагентов, средств размещения, объектов экскурсионного показа, поставщиков туристских услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга в сфере туризма [5].

Кластеры создаются в различных зонах полуострова с учетом исторических, географических и культурных особенностей каждого региона и рассчитаны на развитие индустрии отдыха: от археологической и экскурсионной деятельности до экстремального отдыха, в том числе и в зимнее время года. Проект Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации и утвержден Постановлением от 11 августа 2014 года №790 [7].

В Программу вошли мероприятия по созданию инфраструктуры для развития шести туристс-ко-рекреационных кластеров на территории Республики Крым (табл. 2).

Предполагается, что кластеры будут реализовываться в период с 2015 по 2020 годы. Общий объём финансирования создания кластеров на территории Республики Крым из федерального бюджета составляет 28160,7 млрд. руб. Средства будут направлены на проведение работ по созданию сопутствующей инженерной инфраструктуры на территории каждого ТРК. Также реализация кластеров предполагает строительство объектов туристской инфраструктуры за счет средств инвесторов.

Инструмент создания туристско-рекреационных кластеров позволяет обеспечить переход региона к устойчивому развитию туризма на всех уровнях управления. Предпосылками для создания кластера могут стать:

• территориальная близость участников проекта, что позволяет облегчить процессы логистики и обмена общими ресурсами;

• достаточное количество участников для совместного оказания воздействия на деятельность компаний;

• общие цели;

• цель в получении синергетического эффекта, ради которого компании готовы обмениваться информацией и активно взаимодействовать.

Необходимо подчеркнуть, что деятельность кластера будет успешна только в случае возникновения инициативы снизу.

ВЫВОДЫ

1. Создание туристско-рекреационной зоны на базе особой экономической зоны на территории Республики Крым является актуальным прежде всего исходя из наличия богатой ресурсной базы и огромного потенциала полуострова. Это так же обусловлено наличием следующих факторов:

148

Таблица 2. Создание кластеров на территории Республики Крым *

Расположение Название Приоритетные направления развития

г. Евпатория «Евпатория — всероссийская детская здравница» семейный отдых; детские лечебно-оздоровительные комплексы; развитие педиатрии; создание центров раннего физического и интеллектуального развития детей.

г. Саки «Целебные сакские грязи» круглогодичное санаторно-курортное лечение.

Ленинский район, с. Курортное «Зона абсолютного здоровья» санаторий с бальнеолечебницей, гидрогеологической режимно-эксплуатационной станцией по добыче грязи; мониторингу ее состояния и обеспечению режима охраны. Создание археологического парка.

Бахчисарайский район «горы здоровья и море впечатлений» горно-лыжный, круглогодичный туристический комплекс с сетью канатных дорог.

Черноморский район «Тарханкут — территория позитива и свободного экстрима» экстремальные виды туризма, археологический, сельский, автотуризм. Создание 4 зон: оздоровления, «ЕХТИЕМЕ-центр туризма», автотуризма и караванинга, археологического туризма.

п. Коктебель «Страна легенд, вина и солнца» развитие активных видов туризма; создание Центра развития воздухоплавания, поля для гольфа, организацию яхтенной марины в Дву-якорной бухте.

* Составлено авторами на основании [6]

• географическое расположение;

• наличие туристско-рекреационной инфраструктуры;

• благоприятный инвестиционный климат;

• наличие высококвалифицированных специалистов в области туризма;

• существующий скрытый спрос на туристические услуги.

2. Эффективное развитие туризма в Республике возможно при условии организационной и финансовой поддержки регионов со стороны государства посредством разработки и реализации Федеральных целевых и государственных программ развития туристской рекреационной деятельности. Самыми результативными и действенными в современном устойчивом развитии индустрии туризма являются создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа и ту-ристско-рекреационных кластеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: ФЗ от 22.07.2005 №116 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения 01.02.2016).

2. Туристско-рекреационные ОЭЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.tourvest.ru/

(дата обращения 02.02.2016).

3. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/zone03/ (дата обращения 02.02.2016).

4. Баев Ю.А. Культура народов Причерноморья / Ю.А. Баев — С., 2001. — С. 31-32.

5. О туристской деятельности в Республике Крым: Закон Республики Крым от 30.07.2014 г. №51-ЗРК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rg.ru/2014/08/21/krim-zakon51-reg-dok.html (дата обращения 01.02.2016).

6. Министерство Курортов и Туризма Крыма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minkurort.ru (дата обращения 02.02.2016).

7. Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»: Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. №790 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70714732/ (дата обращения 02.02.2016).

Статья поступила в редакцию 10 февраля 2016 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.